УДК 37.088.2, 159.99
https://doi.org/10.24411/2226-2296-2018-10305
(Использование потенциала искусства и арт-технологий в профессионально-личностном ^развитии учителя
Л.В. НОЖИЧКИНА, н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии. ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (АСОУ) (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: art_therapy@list.ru
Рассмотрены примеры использования потенциала искусства в профессионально-личностном развитии учителя. На основании исследований и анализа литературы автор раскрывает возможности использования потенциала арт-терапии в процессе психологического сопровождения профессиональной педагогической деятельности.
Ключевые слова: искусство, арт-технологии, арт-терапия, групповая арт-терапия, профессионально-личностный рост, синдром эмоционального выгорания, организационно-педагогическая культура учителя.
Искусство — это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несет в себе художественную концепцию мира и личности [1].
Ю.Б. Борев
В истории развития человечества искусство всегда играло значимую и активную роль. Ю.Б. Борев назвал искусство гарантом «восприятия мира в его целостности, а не отдельных его аспектах, хранителем целостности личности, целостности культуры и целостности жизненного опыта человечества» [2].
Обратимся к исследованиям функций искусства, обеспечивающих его ценность и необходимость в жизни общества.
И.Э. Кашенкова представила и описала функции искусства в виде целостной системы, мы дополнили данную схему недостающими, на наш взгляд, определениями (рис. 1).
Ю.Б. Борев выделяет компенсаторную функцию искусства (искусство как утешение), которая имеет три основных аспекта:
- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный);
- утешающий;
- компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека).
По мнению автора, искусство создает внутреннюю гармонию, помогает человеку удержаться на краю жизненной пропасти и дает возможность жить дальше [1].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что потенциал искусства в области развития общества и личности в целом, процессов адаптации и социализации личности неоспорим и может быть с успехом использован в качестве вспомогательного процесса профессионально-личностного развития учителя.
Н.Ю. Сергеева в исследовании «Арт-педагогическое сопровождение
профессиональной подготовки будущего учителя» выявила глубинное родство искусства и педагогики, художественной и педагогической деятельности, что, по мнению автора, открывает возможность и целесообразность намеренной актуализации в образовательном процессе педагогического вуза развивающих, воспитывающих, коммуникативных и иных ресурсов искусства в целях повышения результативности педагогического воздействия [3].
Целенаправленное применение арт-технологий в российском образовании началось сравнительно недавно. В различные отрасли педагогики активно внедряются такие инновационные направления научного знания как арт-терапия и арт-педагогика. Данные области имеют интегративный характер, обусловленный взаимопроникновением различных отраслей научного знания: философия, педагогика, психология, культурология, искусствоведение, медицина и др. Интегративный характер современного познания предполагает комплексный подход к изучению эффектов применения арт-технологий, системное и комплексное использование методологических средств познания аксиологического, личностного и др., имеющих целостный характер.
На фоне изменений в познании мира использование средств и методов искусства стало перспективным направлением в психолого-педагогических исследованиях. Гуманный характер искусства, его огромный психотерапевтический потенциал позволяет решать практически весь спектр задач, начиная с развития культурного уров-
ня всех участников образовательного социума, передачи опыта и навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты [2] и заканчивая психотерапией эмоциональных расстройств, возникающих в процессе межличностного взаимодействия в образовательной среде.
В.Н. Никитин, высказывает предположение о том, что скрытые настроения в обществе отражают имманентную потребность человека в формировании и совершенствованию способности к спонтанному креативному действию, обеспечивающей возможность выживания в ситуации экологического, социального и личностного кризиса. Именно это и вызвало, по мнению автора, бурное развитие в последнее время во всех областях общественной жизни практики терапии искусством (арт-терапии) [4]. Действительно, арт-терапевтические практики сегодня используются повсеместно, но далеко не всегда, на наш взгляд, качественно и оправданно. Несмотря на относительную безопасность арт-технологий, как и всяких психотерапевтических инструментов, существуют определенные требования и этические принципы использования арт-терапии. Поэтому, если мы говорим о внедрении арт-терапевтических практик в российское образование, мы должны быть уверены, что использование арт-тера-певтического инструментария будет оправданным, что предложенные методы не будут дискредитированы по причине низкой компетентности в данном вопросе специалистов, включающих в практику психологического сопровождения арт-методы. Поэтому очень
Рис. 1. Функции искусства
Коммуникативная и семиотическая функции
Искусство имеет знаково-символический характер (сохранение и передача в системах знаков и символов художественных ценностей).
Искусство - канал связи не только между отдельными людьми сегодня, но и между народами, эпохами, странами, человеком, воспринимающим искусство.
Ценностно-ориентационная функция
Зритель сверяет свои чувства, мысли, оценки с ценностными ориентациями автора, а иногда приходит к переоценке собственных ценностей, коррекции концепции своей жизни.
Эстетическая функция
Искусство развивает эстетические чувства, и это очень важно, так как в идеале эстетический элемент должен присутствовать в любой деятельности человека.
Зрелищная функция
Создание некоего явления, привлекающего внимание.
Социальная, социально-организующая (внушаемая) функции искусства
Эмоции, возникающие при общении с искусством, социальны, они снижают напряжение и агрессию, обогащают социальный опыт. Заключающиеся в произведении искусства эмоции способны внушать идейно-эмоциональное содержание.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА
Прогностическая функция
Искусство располагает мощной порождающей энергией, оно в состоянии пробудить чувства и сознание. «Остро чувствуя свое время, художник ощущает его дальнейшее развитие и в создаваемых им образах и даже неописы-ваемых событиях предвосхищает то, что появится позднее» (Б.А. Эренгросс).
Эстетическая функция (специфическая)
Обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность пронизывает все другие функции искусства (по Ю.Б. Бореву).
Познавательно-эвристическая функция
Искусство создает образные модели окружающего мира и явлений, в нем происходящих (по Ю.Б. Бореву).
Гедонистическая функция
Искусство дарит людям чувство эстетического наслаждения.
Воспитательная функция (искусство как катарсис)
Искусство готовит из человека человека, оно воздействует комплексно на ум и сердце, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием (по Ю.Б. Бореву).
Практическая функция
Создание образного изображения.
важно, чтобы арт-технологии внедрялись специалистами, прошедшими программы повышения квалификации или переподготовки в области арт-терапии.
Приход психотерапевтических практик в образовательную среду в России воспринимается неоднозначно. Есть примеры научных исследований в данной области (А. И. Копытин, Л .Д. Лебедева, М.В. Киселева, Н.Ю. Сергеева и др.), однако этот процесс проходит очень сложно. Перечислим некоторые объективные риски.
1. Риск отсутствия подкрепленной научно обоснованной методологической базы. Несмотря на то что существуют - теории интеграции арт-терапии в область научного знания, для педагогической науки и практики очень важно наличие:
а) доказательной базы, способной описать и подтвердить эффекты арт-терапии;
б) обоснования использования арт-терапевтических методик в образовательной организации, так как понимание арт-терапии в нашей стране тяготеет скорее к области медицины, отчасти психологии, но не педагогике, поэтому некоторые исследователи используют термин «арт-технологии».
2. Риск низкой мотивации руководителей. Большинство современных директоров школ вследствие ряда
объективных причин (огромная административная и бюрократическая нагрузка, отсутствие финансирования данного направления и др.) не заинтересованы в обеспечении условий для профессионально-личностного роста учителей:
а) не существует систем организации психологического сопровождения профессионально-личностного роста учителей, несмотря на острую потребность в данном сопровождении, обусловленную объективными факторами и рисками профессиональной педагогической деятельности;
б) руководители не обладают необходимыми компетенциями и ресурсами в области организации процесса сопровождения и психологической поддержки процесса профессионально-личностного роста;
в) отсутствие культуры обращения за профессиональной психологической помощью как самих руководителей, так всего педагогического коллектива.
3. Проблема отсутствия квалифицированных кадров:
а) программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для специалистов весьма ограниченны и имеют разный качественный уровень;
б) имеющиеся на данный момент качественные программы по арт-терапии малочисленны и доступны не для всех
(программы в большинстве своем осуществляются на внебюджетной основе).
Большой интерес к арт-терапии в нашей стране при отсутствии сложившихся программ арт-терапевтического образования привел к стихийному и бессистемному освоению ее методов представителями разных профессий -не только врачами-психотерапевтами, но и психологами, педагогами, социальными работниками, работниками культуры. Начиная с середины 1990-х годов в Российской Федерации стали проводиться краткосрочные программы арт-терапевтической подготовки. Это в какой-то степени способствовало распространению арт-терапевтических знаний, но в то же время породило риск их некомпетентного использования на практике [5].
4. Отсутствие системы психологического сопровождения профессиональной педагогической деятельности. Необходимо отметить, что в России, несмотря на достаточно продолжительное время, прошедшее с момента, когда психологическая наука вошла в образовательное пространство школы, настороженность по отношению к функционалу психолога до сих пор сохраняется.
5. Недостаточная информированность руководителей образовательных организаций и педагогов о возможно-
стях и эффектах арт-технологий. Незнание порождает в человеке недоверие и опасение. Термин «арт-терапия» до сих пор понимается представителями научной и педагогической общественности как медицинский.
Несмотря на вышеперечисленные проблемы, необходимо отметить, что арт-технологии активно используются профессионалами и существуют многочисленные описания их эффективности в разных отраслях научного знания.
В целях изучения мнения педагогической общественности о перспективности применения арт-технологий в сопровождении профессионально-педагогического роста нами была разработана анкета для учителей «Я и искусство». Целью нашего исследования являлось определение перспективности использования потенциала средств и методов искусства в процессе профессионально-личностного роста учителя.
Проведем анализ ответов на некоторые вопросы анкеты.
37% респондентов ответили, что они любят искусство как созерцатели, 18% уверены, что искусство имеет целительную силу, для 27% респондентов искусство является источником вдохновения, 8% учителей не мыслят свою жизнь без искусства. (см. диаграмму на рис. 2)
Только 3% педагогов считают, что они далеки от искусства.
70% респондентов имеют хобби, напрямую связанное с искусством.
Самым распространенным хобби учителей является декоративно-прикладное искусство - 34%, 28% увлекаются изобразительным искусством, увлечение музыкой выявлено у 18% учителей, 17% респондентов выбрали искусство танца.
Несмотря на то что арт-терапевти-ческие практики становятся очень популярными, самым распространенным источником познания в области применения арт-терапевтических технологий остается самообразование. 38% опрошенных получили информацию о возможностях арт-терапии из печатных или электронных источников. (рис. 3)
16% педагогов отметили, что имели положительный опыт участия в арт-терапевтических тренингах, отрицательный опыт имеют около 1% респондентов. Необходимо отметить, что около 6% учителей выразили недоверие специалистам, работающим в области арт-терапии. И это оправданно, так как арт-терапия как психотерапевтическая практика подходит не каждому человеку. Интерес к практикам арт-терапии проявили 27% учителей,
Рис. 2.
Как Вы определите Ваше отношение к искусству? Искусство - моя жизнь! Щ
Искусство - это развлечение Занятия искусством - удел профессионалов Я далек(а) от искусства Искусство имеет целительную силу Искусство является для меня источником вдохновения Я люблю искусство как созерцатель
Ваше хобби связано с искусством?
НЕТ
ДА
Рис. 3.
Что Вы з на ете об арт-терапии?
Участвовал(а) в арт-терапевтических тренингах
Читал (а) Где-то слышал (а) Никогда не слышал (а)
Рис. 4.
Ваше отношение к арт-терапевтическим тренингам
Я не доверяю специалистам, которые предлагают услуги арт-терапевта
У меня был отрицательный опыт в этом направлении
Неизведанное пугает меня
Я не обладаю творческими способностями, поэтому этот вид деятельности не для меня Испытываю чувство тревоги, когда слышу словосочетание «арт-терапевтический тренинг»
Мне это чрезвычайно интересно! Еще не пробовала, но очень хочу попробовать! Очень понравилось! Буду участвовать!
43% высказали желание попробовать. (рис. 4).
Учителя отмечают, что основным затруднением принятия арт-терапии для них являются:
- неизвестность;
- отсутствие способностей к творчеству;
- чувство тревоги. Преодоление первого затруднения
возможно через информирование педа-
гогов об истории и основных направлениях арт-терапии через демонстрацию ее возможностей. Второе затруднение может быть преодолимо в ходе просвещения учителей, через предоставление практического опыта участия в арт-тера-певтических сессиях, в групповых занятиях, где главным акцентом является не создание художественного произведения, а отреагирование эмоций, возникающих в процессе творческой деятельности.
Рис. 5.
Если бы Вам предоставилась возможность прохождения программы коррекции эмоционального самочувствия средствами арт-терапии под руководством опытного тренера, Вы согласитесь?
НЕ ЗНАЮ
НЕТ
ДА
77% опрошенных согласились пройти программу коррекции эмоционального самочувствия средствами арт-терапии под руководством опытного тренера. (рис. 5).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что арт-терапевтические технологии достаточно востребованны в педагогической среде, однако работа по их интеграции в процесс профессионально-личностного роста сопровождается неизбежными рисками, требующими разработки методов и средств их преодоления. Основным риском данного процесса, на наш взгляд, является отсутствие квалифицированных специалистов.
В результате проведенного исследования основных затруднений использования арт-терапевтических технологий для образовательных организаций Московской области, в котором приняли участие 60 педагогов-психологов, было выявлено, что курсы повышения квалификации (до 36 часов) в области арт-терапии прошли 23% специалистов, 3% учились дистанционно, 25% имеют сертификат по одному из направлений.
75% опрошенных отметили, что используют техники арт-терапии в самодиагностике и саморазвитии, 69% педагогов-психологов испытывают острую потребность в обучении по программам дополнительного образования в области арт-терапии.
Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то что арт-терапия в образовании испытывает объективный недостаток в профессионалах, негативный опыт участия в арт-терапевтических тренингах незначителен. Специалисты в области арт-терапии отмечают, что арт-терапия показана не всем, человек вправе выбирать формы и средства его психологической поддержки. Арт-технологии, по мнению специалистов, являются наиболее гуманным средством работы с личностью.
Высокий интерес к арт-технологиям у педагогов объясняется стремлением учителя к самовыражению, творчеству. Арт-технологии в полной мере удовлетворяют данным потребностям.
Арт-терапия в коррекции синдрома эмоционального выгорания учителей зарекомендовала себя как эффективное средство коррекции эмоциональной сферы личности. Результаты арт-терапевтических занятий с учителями показывают снижение показателей синдрома эмоционального выгорания, повышение уровня стрессоустойчиво-сти и саморегуляции.
Искусство не передает мир «в отпечатке», а как бы ставит эксперимент, создает ситуацию. Это познание творит «второй мир», свой, особенный, писал Д.С. Лихачев [6].
Арт-терапевтическая сессия дает возможность самореализации и саморазвития для каждого участника груп-
пы.Групповая творческая деятельность создает возможности для самораскрытия, сотворения своего особенного мира каждого участника. Мы убеждены в том, что именно групповые занятия с педагогами позволяют эффективно решать задачи профессионально-личностного роста. Только групповое взаимодействие в процессе творческой деятельности дает каждому участнику необходимый ресурс для профессионального и личностного роста.
Арт-терапия отличается от других направлений психотерапии повышенным вниманием к качеству и глубине проживания процесса изобразительной деятельности, поддержкой авторской, творческой позиции, приданием важного значения физическим, сенсорным процессам в их тесной связи с познавательной деятельностью, поведением и эмоциями [7]. Это отличие делает арт-терапию гуманной и безопасной научно-практической дисциплиной. Гуманность и безопасность как нельзя лучше соответствуют сегодняшним требованиям образовательной среды.
В современной школе, по мнению руководителей образовательных организаций, представителей родительской общественности, идет процесс снижения уровня общей культуры и профессионализма учителей. Данное явление обусловлено рядом объективных причин: социально-экономическое положение, огромная бюрократическая нагрузка на педагогических работников, низкий уровень подготовки кадров в вузах, отсутствие системы психологической поддержки учителей, падение престижа профессии и др.
По нашему мнению, необходимо в полной мере использовать потенциал искусства и арт-технологий в современной школе не только как один из видов познания действительности, но и как ресурс формирования и развития обновленной культуры школы, основой которой был, есть и будет учитель.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борев Ю.Б. Эстетика. М
Высш. шк., 2002. 511 с.
Кашекова И.Э. Изобразительное искусство: учеб. для вузов. М.: Академический проект, 2009. 853 с.
Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: автореф. дисс. Чебоксары, 2010. 43 с. Никитин В.Н. Арт-терапия: учеб. пособ. М.: Когито-Центр, 2014. 330 с.
Копытин А.И. Практическая арт-терапия лечение реабилитация тренинг: М.: Когито-Центр, 2017. 70 с. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: БЛИЦ, 1999. 192 с.
Арт-терапия и арт-терапевты: статус, стандарты деятельности и профессиональной подготовки. URL: http://rusata.ru/d/263056/d/15387459.pdf (дата обращения 19.05.2018).
USE OF THE POTENTIAL OF ART AND ART TECHNOLOGIES IN THE PROFESSIONAL-PERSONAL DEVELOPMENT OF THE TEACHER
NOZHICHKINA L.V., Researcher
Academy of public administration (APA) (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: art_therapy@list.ru
ABSTRACT
The article describes the use of the potential of art in the professional and personal development of the teacher. On the basis of research and analysis
of literature the author reveals the possibility of using the potential of art therapy in the process of psychological support of professional pedagogical
activity.
Keywords: art, art technologies, art therapy, group art therapy, professional and personal growth, emotional burnout syndrome, organizational and
pedagogical culture of the teacher.
REFERENCES
1. Borev, YU.B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, Vyssh. shk. Publ., 2002. 511 p.
2. Kashekova I .E. Izobrazitel'noyeiskusstvo [Fine Arts]. Moscow, Akademicheskiy proyekt Publ., 2009. 853 p.
3. Sergeyeva N.YU. Art-pedagogicheskoye soprovozhdeniye professional'noypodgotovkibudushchego uchitelya. Diss. dokt. ped. Nauk [Art-pedagogical accompaniment of professional training of the future teacher. Dr. ped. sci. diss.]. Cheboksary, 2010. 43 p.
4. Nikitin V.N. Art-terapiya [Art-therapy]. Moscow, Kogito-Tsentr Publ., 2014. 330 p.
5. Kopytin A.I. Prakticheskaya art-terapiya lecheniye reabilitatsiya trening [Practical art therapy treatment rehabilitation training]. Moscow, Kogi-to-Tsentr Publ., 2017. 70 p.
6. Likhachev D.S. Ocherkipo filosofiikhudozhestvennogo tvorchestva [Essays on the philosophy of artistic creativity]. St. Petersburg, Russko-Baltiyskiy informatsionnyy tsentr BLITS Publ., 1999. 192 p.
7. Art-terapiya i art-terapevty: status, standarty deyatel'nosti iprofessional'noy podgotovki (Art therapy and art therapists: status, standards of activity and vocational training) Available at: http://rusata.ru/d/263056/d/15387459.pdf (accessed 19 May 2018).