Научная статья на тему 'Использование поликодовых текстов из социальных сетей в тестовых заданиях при обучении чтению и устной речи в процессе преподавания русского языка как иностранного'

Использование поликодовых текстов из социальных сетей в тестовых заданиях при обучении чтению и устной речи в процессе преподавания русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык как иностранный / поликодовый текст / социальные сети / тестовые задания / the Russian language as a foreign language / polycode text / social networks / test tasks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Безруких Александра Петровна, Ерофеева Инна Николаевна

Раскрывается потенциал поликодовых текстов из социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному, представляется алгоритм составления тестовых заданий на основе анализа данных текстов и с учетом требований к развитию умений чтения и устной речи для уровней В1–В2. Представлены тестовые задания различного типа, материалом для создания которых послужили тексты постов в социальных сетях. Предлагаются разные формы работы для развития коммуникативной компетенции в процессе обучения РКИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Безруких Александра Петровна, Ерофеева Инна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the polycode texts from the social networks in the tests while teaching reading and oral speech in the process of teaching the Russian language as a foreign language

The article deals with the potential of the polycode texts from the social networks while teaching the Russian language as a foreign language. There is presented the algorithm of the composition of the tests on the basis of the analysis of the text data and with the consideration of the requirements to the development of the skills of reading and oral speech to the B1–B2 levels. There are demonstrated the tests of the different types, the materials for their creation were the post’s texts in the social networks. The authors present the different forms of the work for the development of the communicative competence in the process of teaching the Russian language as a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование поликодовых текстов из социальных сетей в тестовых заданиях при обучении чтению и устной речи в процессе преподавания русского языка как иностранного»

A.n. БЕЗРУКИХ, И.Н. ЕРОФЕЕВА Санкт-Петербург

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЛИКОДОВЫХ ТЕКСТОВ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЯХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Раскрывается потенциал поликодовых текстов из социальных сетей при обучении русскому языку как иностранному, представляется алгоритм составления тестовых заданий на основе анализа данных текстов и с учетом требований к развитию умений чтения и устной речи для уровней В1—В2. Представлены тестовые задания различного типа, материалом для создания которых послужили тексты постов в социальных сетях. Предлагаются разные формы работы для развития коммуникативной компетенции в процессе обучения РКИ.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, поликодовый текст, социальные сети, тестовые задания.

В настоящее время идет интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий. Благодаря этому процессу возникают новые возможности восприятия информации по искусственным и естественным каналам восприятия [19, с. 129]. Социальные сети - это источник информации о событиях в мире, об организациях, о творческих конкурсах, о вакансиях и различных проектах, о других пользователях [11, с. 5], это своеобразная «народная коммуникация», получившая значительные масштабы распространения — как в плане географии, так и численности аудитории [14, с. 3]. Согласно данным ВЦИОМ, «только 15% респондентов, выходящих в интернет, не посещают сайты соцсетей» [5]. В связи с их высокой популярностью, «всепроникновением» интернет-ресурсов в разные аспекты жизни людей, влиянием на деловые и личные отношения, здоровье, психологию и даже психику людей началось и изучение их в различных областях науки: социологии, психологии, лингвистике. Об использовании социальных сетей, полезности их применения в обучении различным предметам, в частности иностранным языкам, удобстве их использования пишут российские и иностранные ученые [6; 8; 16; 20]. При этом исследователи отмечают необходимость серьезного, корректного отношения к разработке методики работы с материалами соцсетей на уроках [21]. Особого внимания заслуживает в первую очередь их содержание (контент).

Одним из интересных вопросов в данной области является использование в преподавании иностранных языков поликодовых (креолизованных) текстов, где паралинг-вистические средства определяют их «внешнюю организацию», создают их «оптический образ» [2, с. 71]. Исследователи определяют креолизованные тексты как «характеризующиеся связностью, цельностью и завершенностью гетерогенные семиотические структуры, которые основаны на взаимодействии вербальных и невербальных компонентов различной природы, обладающих прагматическим потенциалом и оказывающих эмоционально-психическое воздействие на адресата» [18, с. 17]. Использование их в качестве учебного материала дает возможность реализовывать в полной мере принципы когнитивности и коммуникативности обучения, где серьезное внимание уделяется формированию и развитию умений выбирать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Говоря о преподавании русского языка как иностранного, мы хотели бы обратить внимание на использование данных текстов при проведении тестового контроля как об-

© Безруких A.n., Ерофеева И.Н., 2023

учающего и контролирующего материала на уроке, в качестве домашнего задания, в качестве экзаменационного материала [4]. Цель данной статьи - представить алгоритм составления тестовых заданий на основе поликодовых текстов из социальных сетей, показать, какие умения и навыки развиваются при помощи выполнения данных заданий. Источниками данного материала могут являться посты, представляющие собой опубликованные в интернет-пространстве тексты развлекательного или познавательного характера, сопровождающиеся одной или несколькими фотографиями/изображениями [13, с. 13].

Поликодовые тексты из социальных сетей можно использовать для конструирования тестовых заданий различного типа: множественного выбора, открытого типа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности. При этом они могут стать материалом для создания тестов различной сложности и разных видов в зависимости от уровня коммуникативной компетенции обучающихся. В данной статье мы предлагаем рассмотреть возможность разработки тестов на основе материалов постов из социальных сетей для уровня В1-В2.

Согласно Требованиям к уровню и Типовому тесту по РКИ Первого уровня (В1), при чтении тестируемый должен понимать как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, глубиной. На втором уровне (В2) иностранец должен уметь извлекать из текста фактическую информацию, определять основную и второстепенную информацию, предоставлять логическую схему развертывания текста, следить за ходом событий, изложенных в тексте. Также учащиеся должны уметь понимать эксплицитно выраженное отношение автора, определять тему и идею, представлять логическую схему развертывания текста [9, с. 11].

При выборе поликодовых текстов для составления тестовых заданий следует учитывать механизм рецепции текста: читающий сначала воспринимает общий облик всего текста, ограничивает его от других. Затем вычленяет отдельные модальности (изображение, текст и паралингвистические элементы), выстраивает логику декодирования сообщения, при этом изображение и текст воспринимаются как единое целое [18]. Однако именно «поликодовость» создает определенные сложности при создании тестовых заданий: «На практике мы все равно сначала читаем изображение, а не текст, его сформировавший: роль текста в конечном счете сводится к тому, чтобы заставить нас выбрать одно из возможных означаемых» [3, с. 306]. Так, например, предлагаем создать задание на основе поликодового текста рекламы деятельности молодого дизайнера украшений Маши Морозовой. Пост в социальной сети VK Марины Морозовой (от 07.10.2023 [15]) привлекает внимание эпатажностью внешности девушки на фотографии: ее прическа украшена фруктами, лампочками, странными фигурами из шариков, напоминающих кальмаров. На лице Маши - стильные большие очки, одежда - открытый топ и накинутый сверху на плечи пиджак. Рядом с фото девушки под заголовком «St. Petersburg fashion week. В рамках творческой коллаборации "Мода здесь и сейчас"» находится следующий текст: «Марина Морозова (Мэджик) родилась в городе Кронштадте. Художник уже в дошкольном возрасте любила лепить из пластилина мумий и балерин. В школе Марина разрабатывала стенгазеты, участвовала в творческих конкурсах. Первым осознанным опытом был стимпанк, который впоследствии стал основным стилем в творчестве автора. 2018-й год становится поворотным в жизни художника. Оказавшись в больнице в тяжелом состоянии, автору пришло осознание своего истинного пути. Марина "Мэджик" начинает создавать свои фантастически глубокие и полные жизни позитивные произведения. Сейчас Мэджик проводит мастер-классы по правополушарному рисованию и лепке, участвует в выставках. Дизайнер Анна Овчинникова использовала ее

украшение для своего финального выхода на 8РВ 2022 в замечательной коллекции "Букет сонетов". В сентябре 2022 года Марина участвовала в мультимедийном перфоманс-дефиле, посвященному инженеру-изобретателю Шухову, где представила свой творческий взгляд на известные башенные конструкции. В данный момент Марина Морозова - Мэждик живет в состоянии творческого потока, постепенно реализуя огромное количество идей» [15].

Разрабатывая тестовое задание, определяем, на что направляет наше внимание создатель поста: а) внешность, прическа, одежда девушки; б) украшения, создаваемые дизайнером. Именно эти информационные аттрактивы призваны выполнять главную цель — привлечь читателя: а) к покупке украшения; б) к знакомству с дизайнером. Итак, данный поликодовый текст можно использовать как текст для задания, в котором проверяется понимание: а) цели создания рекламы; б) информации вербального текста. Используя сложность восприятия картинки и текста в одно время, мы можем создать вопрос, заставляющий учащихся сконцентрировать внимание и не сделать ошибку, выбрав неправильный ответ, но очень привлекательный благодаря картинке [15].

Задание. Прочитайте пост в социальной сети УК. Выберите правильный вариант ответа.

Марина Морозова—это............: 1) художник, делающий рисунки для газеты; 2) инженер-

изобретатель, создающий башни; 3) художник, создающий украшения; 4) дизайнер одежды, участвующий в дефиле.

Дистрактор 4 привлекателен для ответа согласно фото в посте, однако, в соответствии с текстом рекламы, он неверен.

Данное задание имеет тестовый характер. Оно реализует контролирующую и диагностическую функции, дает возможность показать учащемуся, насколько правильно он понял информацию поликодового текста, а также указать на необходимость концентрации внимания не только на визуальной части поста (ответ студента: «Я выбрал ответ "дизайнер одежды", потому что на фото - девушка в очень модной одежде»), но и на вербальной (ответ: «Я выбрал ответ "дизайнер одежды", потому что в тексте говорится о дизайнере одежды Анне Овчиниковой, но сейчас я понимаю, что это не Маша»). Подобные задания тестового характера дают возможность развивать умения самокоррекции на основе анализа собственных ошибок и/или аргументации выбора ответа. Они могут быть использованы и в качестве учебных тестовых, где, так же как и в обучающих, «заложена обязательность анализа и коррекции речевого продукта учащегося» [4, с. 482] и основной целью является формирование правильного речевого поведения «через анализ результатов выполнения задания» [Там же]. Следующим шагом в работе с постом может стать «вербальная» разработка собственного поста и его характеристика в предлагаемой ситуации: «Представьте, что вы должны создать пост, в котором вы будете рекламировать украшения. Расскажите, какие изображения вы включите в ваш пост, какой текст напишете». Данное задание дает стимул «моделирования будущего», «которое возможно на основе вероятности опыта, накопленного в прошлом и управляющего оценками вероятностей будущих событий» [17, с. 77].

На основе поликодовых текстов из социальных сетей также могут быть созданы задания на установление соответствия. В качестве примера предлагаем обратиться к постам из социальной сети детского лагеря «Зеленый огонек» и картинкам к ним, где описывается поездка детей в лагерь, начиная с родительского собрания и заканчивая сбором отзывов об отдыхе. Всего предлагается 7 картинок, расположенных в хронологическом порядке публикации постов, и 8 текстов к ним. По правилам составления заданий на соответствие используется лишний дистрактор - в данном случае под буквой «Ж», -который не соотносится ни с одной картинкой.

Задание. Соотнесите картинку в левой колонке с текстом в правой колонке (Информация представлена со страницы УК детского лагеря «Зеленый огонек» [7]).

Описание картинки с текстом Текст-обьявление рядом с картинкой

1. Знак экрана и текст: «Онлайн-родительское собрание» А. Завтра в 09.00 мы отправимся домой!

2. Изображение автобуса и текст: «Отправление в лагерь» Б. Дети благополучно добрались до лагеря! Впереди нас вдет вкусный обед!

3. Радостно прыгающий ребенок и текст: «Дети приехали в лагерь» В. Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, пройдите опрос и оцените то, что Вам понравилось больше всего!

4. Сотовый телефон и текст: «Телефон для связи с лагерем» Г. Завтра в 08-00 наши представители встретят детей у автобусов, которые отвезут их в лагерь!

5. Изображение автобуса и текст: «Возвращение из лагеря» Д. В пятницу состоится онлайн-встреча, после мы выложим видеоролик о том, как собрать ребенка в лагерь!

6. Автобус и текст: «Мы в пути» Е. Мы понимаем, как важно иметь возможность в случае срочного вопроса связаться с представителем лагеря, в котором отдыхает ребенок!

7. Знак сообщения и текст: «Обратная связь» Ж. Следите за новостями в группе, мы будем делиться самыми интересными событиями из жизни нашего лагеря!

3. Автобусы уже выехали из лагеря! Встречайте нас через 4 часа!

В заданиях на установление правильной последовательности тестируемым можно предложить расположить поликодовые тексты в порядке их публикации в социальной сети. Тематика используемого материала должна соответствовать социально-культурной сфере общения [1, с. 9]. Например, на странице УК конкурса «Наследие Князя Владимира» было опубликовано 5 постов, где показываются различные этапы прохождения конкурса: 1) объявление о приеме заявок на конкурс; 2) рассказ о требованиях к работам в номинации «Декоративно-прикладное искусство»; 3) сообщение адреса и дат приема работ, 4) сообщение об окончании приема работ; 5) объявление результатов. Предлагаемое на основе этих текстов задание: «Посмотрите на посты, данные со страницы УК конкурса «Наследие Князя Владимира» [10]. Расположите посты (они обозначены буквами А, Б, В, Г, Д) в порядке их публикации в социальной сети». В тестовом задании хронология появления постов в интернете нарушена, тестируемым необходимо определить правильный порядок. Два изображения, содержащие в себе текст «Прием заявок и конкурсных работ» и «Поздравляем победителей!», являются первым и последним сообщениями в этой серии постов, что помогает тестируемым установить временные рамки описываемых событий конкурса.

Описание постов.

А. На картинке изображены руки детей, которые вырезают фигуры из ткани и цветной бумаги. Текст поста: «В современном мире мы привыкли к большому количеству информации, для которой бумажная книга становится мала и многие тексты распространяются на электронных носителях. И сложно представить, какие разнообразные материалы в древности служили людям для создания книг. В номинации конкурса "Декоративно-прикладное искусство" предлагается попробовать создать книгу из глины. Кажется, что это совсем не подходящий материал, но известно, что самым долгосрочным и прочным материалом, на котором можно было писать в древние времена, была глина».

Б. На картинке изображены книги и присутствует надпись: «Поздравляем победителей!» Текст поста: «Уважаемые коллеги и участники конкурса! Мы рады сообщить Вам результаты! В конкурсе приняли участие: 623 учащихся, 476 работ, 21 учебное учреждение. Членам жюри

было не просто ограничиться и без того большим списком призовых мест! Нас поразили содержание работ и прекрасное владение материалами, масштабность мысли и искренность детского творчества!»

В. На картинке изображено здание. Текст поста: «Уважаемые участники конкурса! Спешим напомнить Вам, что конкурсные работы принимают 22-24 марта по адресу Свеабогская 23. Парковка у школы бесплатная. Работы упаковать вместе с заявкой и подписать наименование школы на упаковке (папке)».

Г. На картинке изображен большой стол, на котором лежат стопки рисунков, а также стеллажи с глиняными предметами. Текст поста: «Мы получили около 500 работ — прекрасных, стильных, трогательных, выполненных руками Ваших учеников. В понедельник-вторник все работы были просмотрены по номинациям и возрастным группам! Отдельная благодарность Вам за качественную, надежную, подписанную упаковку! Все папки бережно убраны на хранение».

Д. На картинке изображена стопка документов и сделана надпись: «Прием заявок и конкурсных работ». Текст поста: «Дорогие друзья! Приглашаем принять участие в V открытом городском конкурсе детского художественного творчества "Наследие князя Владимира". Тема конкурса 2023 года - "Искусство книги сквозь века"» (Страница УК конкурса «Наследие Князя Владимира» [10]).

При анализе допущенных ошибок учащемуся необходимо будет прибегнуть к следующим вербальным операциям: описанию объектов на картинках, разъяснению собственного решения, аргументации выбора, описанию последовательности своих действий. Далее, в качестве задания для формирования когнитивных умений воображения (создания образа), описания образа, сопоставления, индукции и дедукции, а также развития навыков групповой работы стоит предложить «командную работу» над проектом - создание серии постов на определенную тему.

Можно представить следующий алгоритм работы с поликодовыми текстами как материалом для развития умений чтения и устной речи на основе заданий тестового характера: 1) задание-тест (множественного выбора, на соответствие, на установление правильной последовательности, тест открытого типа) на проверку понимания информации поста/постов; 2) констатация правильности/неправильности выполнения теста (работа с преподавателем/ключами к заданиям); 3) анализ правильности/неправильности выполнения теста, аргументация выбора, разъяснение причин выбора ответа с опорой на визуальную часть текста; 4) самокоррекция; 5) обсуждение поста (оценка: визуальной части, соответствия цели и картинки); 6) разработка собственного поста с целью, подобной поставленной автором анализируемого поста.

Итак, мы видим, что поликодовые тексты обладают большим потенциалом для использования их в системе контроля, в частности, при разработке тестовых заданий и заданий тестового характера. Благодаря применению поликодовых текстов создаются возможности интенсифицировать учебный процесс, обеспечивающий новое содержание, формирующий устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка [12, с. 143]. Использование материалов постов из социальных сетей позволяет конструировать тестовые задания различного типа, помогает сделать процесс тестирования более современным, а также расширяет методический арсенал преподавателя как непосредственно на занятиях по русскому языку как иностранному, так и при осуществлении текущего и итогового контроля.

Список литературы

1. Андрюшина Н.П., Битехтина Г.А., Иванова A.C. и др. Требования по русскому языку как иностранному: первый уровень. Общее владение: второй вариант. М., СПб., 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zlat.spb.ru (дата обращения: 15.06.2023).

2. Анисимова Е.Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71-78.

3. Барт Р. Риторика образа. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.

4. Беликова Л.Г., Ерофеева И.Н. Тестор и преподаватель: трансформация компетенции // Ахола С., Башарин А.А., Башмакова Н.И. и др. Актуальные вопросы языкового тестирования / под ред. И.Ю. Павловской. Вып. 2. СПб., 2017. С. 470-484.

5. ВЦИОМ. Пресс-выпуск. Соцсети — окно в мир или виртуальная ловушка? [Электронный ресурс]. URL: www;wciom.ru/index.php?id=236&uid=115294 (дата обращения: 15.06.2023).

6. Глебова Л.Н. Мультимодальный образовательный текст массовых открытых онлайн-курсов (МООК): рекомендации по визуализации контента // Научный диалог. 2016. № 10(58). С. 336-346.

7. Детский лагерь «Зеленый огонек» [Электронный ресурс] // VK. URL: https://vk.com/ clubsokzo (дата обращения: 15.06.2023).

8. Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность [Электронный ресурс] // Мир науки. 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (дата обращения: 15.06.2023).

9. Иванова Т.А., Попова Т.И. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение. М., СПб., 1999.

10. Конкурс «Наследие князя Владимира» [Электронный ресурс] // VK. URL: https://vk.com/ nasledievl (дата обращения: 15.06.2023).

11. Кравченко Л.Н., Лесковец В.Н. Социальные сети как эффективный инструмент продвижения организаций в цифровой экономике // Белгородский экономический вестник. 2019. № 2. С. 3-9.

12. Куницина О.М. Дидактический потенциал поликодового текста в обучении иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 4(837). С. 138-149.

13. Левченко М.Н., Изгаршева А.В. Креолизованный текст в системе «Интернет» // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 4. С. 12-24.

14. Макаров Ю.Н. Особенности воздействия интернет-коммуникаторов на социальные процессы в современном российском обществе (на примере блогов и социальных сетей): автореф. дис. ... канд. социол. наук. Краснодар, 2016.

15. Марина Морозова [Электронный ресурс] // VK. URL: https://vk.com/marina_magic?z=ph

otol55948590_457257006%2Fphotosl55948590 (дата обращения: 15.06.2023).

16. Наволовная Ю.В. Применение социальных сетей в практике обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 2 С. 267-272. URL: www.gramota.net/editions/2.html (дата обращения: 10.04.2023).

17. Павловская И.Ю., Башмакова Н.И. Типология языковых тестов. Актуальные вопросы языкового тестирования: коллективная монография // Ахола С., Башарин А.А., Башмакова Н.И. и др. Актуальные вопросы языкового тестирования / под ред. И.Ю. Павловской. Вып. 2. СПб., 2017. С. 72-80.

18. Сенцова В.А. Поликодовые тексты как средство обучения итальянских учащихся русской грамматике (I сертификационный уровень): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2017.

19. Сергеева Ю.М., Уварова Е.А. Поликодовый текст: особенности построения и восприятия [Электронный ресурс] // Наука и школа. 2014. № 4. С. 128-134. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/polikodovyy-tekst-osobennosti-postroeniyai-vospriyatiya (дата обращения: 15.06.2023).

20. Chin-His L., Warschauer M., Blake R. Language learning through social networks: perceptions and reality // Language Learning & Technology. 2016. Vol. 20. № 1. P. 124-143.

21. Stevenson M.P., Liu M. Learning a Language with Web 2.0: Exploring the Use of Social Networking Features of Foreign Language Learning Websites [Electronic resource] // Calico Journal. 2010. Vol. 27. № 2. URL: https://journals.equinoxpub.com/index.php/CALICO/article/view/23033 (дата обращения: 15.05.2023).

* * *

1. Andryushina N.P., Bitekhtina G.A., Ivanova A.S. i dr. Trebovaniya po russkomu yazyku kak inostrannomu: pervyj uroven'. Obshchee vladenie: vtoroj variant. M., SPb., 2006. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.zlat.spb.ru (data obrashcheniya: 15.06.2023).

2. Anisimova E.E. Paralingvistika i tekst (k problème kreolizovannyh i gibridnyh tekstov) // Voprosy yazykoznaniya. 1992. № 1. S. 71-78.

3. Bart R. Ritorika obraza. Izbrannye raboty: Semiotika. Poetika. M., 1989.

4. Belikova L.G., Erofeeva I.N. Testor i prepodavatel': transformaciya kompetencii // Ahola S., Basharin A.A., Bashmakova N.I. i dr. Aktual'nye voprosy yazykovogo testirovaniya / pod red. I.Yu. Pavlovskoj. Vyp. 2. SPb., 2017. S. 470-484.

5. VCIOM. Press-vypusk. Socseti - okno v mir ili virtual'naya lovushka? [Elektronnyj resurs], URL: www.wciom.ru/index.php?id=236&uid=l 15294 (data obrashcheniya: 15.06.2023).

6. Glebova L.N. Mul'timodal'nyj obrazovatel'nyj tekst massovyh otkiytyh onlajn-kursov (MOOK): rekomendacii po vizualizacii kontenta // Nauchnyj dialog. 2016. № 10(58). S. 336-346.

7. Detskij lager' «Zelyonyj ogonyok» [Elektronnyj resurs] // VK. URL: https://vk.com/clubsokzo (data obrashcheniya: 15.06.2023).

8. Efimova G.Z., Zyuban E.V. Vliyanie social'nyh setej na lichnost' [Elektronnyj resurs] // Mir nauki. 2016. T. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (data obrashcheniya: 15.06.2023).

9. Ivanova T.A., Popova T.I. i dr. Gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart po russkomu yazyku как inostrannomu. Vtoroj uroven'. Obshchee vladenie. M., SPb., 1999.

10. Konkurs «Nasledie knyazya Vladimira» [Elektronnyj resurs] // VK. URL: https://vk.com/ nasledievl (data obrashcheniya: 15.06.2023).

11. Kravchenko L.N., Leskovec V.N. Social'nye seti как effektivnyj instrument prodvizheniya organizacij v cifrovoj ekonomike // Belgorodskij ekonomicheskij vestnik. 2019. № 2. S. 3-9.

12. Kunicina O.M. Didakticheskij potencial polikodovogo teksta v obuchenii inostrannomu yazyku // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2020. № 4(837). S. 138-149.

13. Levchenko M.N., Izgarsheva A.V. Kreolizovannyj tekst v sisteme «Internet» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2018. № 4. S. 12-24.

14. Makarov Yu.N. Osobennosti vozdejstviya internet-kommunikatorov na social'nye processy v sovremennom rossijskom obshchestve (na primere blogov i social'nyh setej): avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Krasnodar, 2016.

15. Marina Morozova [Elektronnyj resurs] // VK. URL: https://vk.com/marina_magic?z=photo 15

5948590_457257006%2Fphotos 155948590 (data obrashcheniya: 15.06.2023).

16. Navolovnaya Yu.V. Primenenie social'nyh setej v praktike obucheniya inostrannomu yazyku [Elektronnyj resurs] // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2019. T. 12 № 2. C. 267-272. URL: www.gramota.net/editions/2.html (data obrashcheniya: 10.04.2023).

17. Pavlovskaya I.Yu., Bashmakova N.I. Tipologiya yazykovyh testov. Aktual'nye voprosy yazykovogo testirovaniya: kollektivnaya monografiya // Ahola S., Basharin A.A., Bashmakova N.I. i dr. Aktual'nye voprosy yazykovogo testirovaniya / pod red. I.Yu. Pavlovskoj. Vyp. 2. SPb., 2017.

18. Sencova V.A. Polikodovye teksty как sredstvo obucheniya ital'yanskih uchashchihsya russkoj grammatike (I sertifikacionnyj uroven'): dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2017.

19. Sergeeva Yu.M., Uvarova E.A. Polikodovyj tekst: osobennosti postroeniya i vospriyatiya [Elektronnyj resurs] // Nauka i shkola. 2014. № 4. S. 128-134. URL: https://cyberleninka.ni/article/n/ polikodovyy-tekst-osobennosti-postroeniyai-vospriyatiya (data obrashcheniya: 15.06.2023).

The use of the polycode texts from the social networks in the tests while teaching reading and oral speech in the process of teaching the Russian language as a foreign language

The article deals with the potential of the polycode texts from the social networks while teaching the Russian language as a foreign language. There is presented the algorithm of the composition of the tests on the basis of the analysis of the text data and with the consideration of the requirements

to the development of the skills of reading and oral speech to the B1-B2 levels. There are demonstrated the tests of the different types, the materials for their creation were the post's texts in the social networks. The authors present the different forms of the work for the development of the communicative competence in the process of teaching the Russian language as a foreign language.

Key words: the Russian language as a foreign language, polycode text, social networks, test tasks.

S. 72-80.

(Статья поступила в редакцию 12.07.2023) 117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.