Ogandjhanov Aleksandr Leonovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the complex scientific group of the Russian national team in track and field athletics, [email protected], Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Mironov Dmitry Leonidovich, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, dl mironovamail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Salamatov Mikhail Borisovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, mixail.salamatov a hk.ru, Russia, Moscow, Russian State Humanitarian University
УДК 796.344:378.17
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЯЖНЫХ ВИДОВ СПОРТА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАДМИНТОНИСТОВ
З.Н. Тазиева, Э.Р. Мугаттарова, А.А. Тюленева
Рассмотрен вопрос поиска и использования средств реабилитации и быстрой адаптации к тренировочным занятиям после сессии и каникулярного периода студентов-бадминтонистов на основе универсальных и нетрадиционных средств восстановления.
Ключевые слова: студенты-спортсмены, бадминтон, пляжные виды спорта, реабилитация, адаптация.
Получение высшего профессионального образования, предъявляет к будущим специалистам повышенные требования в умственном, физическом и психоэмоциональное плане [3]. Физическое воспитание -часть профессионального образования, сосредоточенного на формирование физических способностей и на получение познаний в области физической культуры и спорта. Спорт как фактор социализации особо востребован сегодня, поскольку современная культура предъявляет к человеку самое главное условие - быть конкурентоспособным. Спортивная деятельность выступает универсальной моделью, в рамках которой через соперничество (противостояние «другому») у молодых людей формируется умение побеждать соперника, мобилизуя все свои способности [4]. Студенческий спорт является составной частью физического воспитания молодежи - внеурочной формой, которая ориентирована на привлечение студентов к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом, организацию активного отдыха, самореализацию учащихся. По сути дела, студенческий спорт призван дополнить и обогатить процесс профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов [6].
К концу учебного года после экзаменационной сессии, физический потенциал организма студентов-спортсменов быстро истощается, что
приводит к переутомлению, перенапряжению всех функций организма. Этот процесс, в свою очередь, определяет надобность в своевременном использовании различных методов восстановления для плавной реабилитации и подготовки к будущему спортивному сезону студентов-спортсменов в каникулярный период. Постоянно возрастающие требования к тренировочной и соревновательной деятельности бадминтонистов обуславливают необходимость своевременного применения средств восстановления для повышения работоспособности спортсменов [9].
Восстановление является ключевым периодом подготовки любого спортсмена, в это время закладываются основы повышения спортивной работоспособности в организме.
Существуют 3 группы средств восстановления спортсменов: 1) педагогические; 2) психологические; 3) медико-биологические.
Педагогические средства: комбинирование оптимальной нагрузки и отдыха; обязательное учитывание в планировании тренировки индивидуальных особенностей каждого спортсмена; рациональное регламентирование тренировочных занятий (микроциклов и макроциклов).
Психологические средства - это средства, ориентированные на восстановление психического состояния: хороший отдых после нагрузок, спокойный сон, мышечное расслабление, аутогенную тренировку. Использование психологических средств восстановления работо -способности сосредоточено на решение определенных задач: сохранить и укрепить психическое здоровье; предупредить и провести профилактику вероятных отклонений в психике спортсмена; использовать психотерапию как лечения аномальных изменений в нервно-психическом здоровье спортсмена.
Медико-биологические средства - это рациональное питание, физиотерапевтические процедуры, разнообразные виды массажа. Применение этих средств ориентировано на форсирование естественных восстановительных процессов, улучшение процессов адаптации спортсмена к физической нагрузке без нанесения ущерба состоянию здоровья.
В настоящий момент для реабилитации спортсмена имеет большое значение применение интересных для современной молодежи, универсальных и нетрадиционных средств восстановления. Таким восстановительным средством, сочетающим в себе все группы средств восстановления, являются пляжные виды спорта.
Пляжные виды спорта представляют собой адаптацию классических игровых видов спорта для игр на песчаном покрытии босиком.
Благодаря проведению в 2017 году в Казани III Всероссийских пляжных игр [1], спортсмены, любители и все жители города, республики получили возможность ознакомиться и полюбить данные виды спорта. В
Татарстане появился первый Центр пляжных видов спорта, в городских парках, на городских пляжах были организованы площадки для пляжных игр, на которых могут тренироваться и проводить активно свободное время все желающие.
Студенты-бадминтонисты получили возможность поучаствовать в данных соревнованиях, которые произвели на них огромное положительное впечатление, что побудило нас использовать пляжные виды спорта для реабилитации спортсменов.
Цель исследования. Определить влияние пляжных видов спорта (пляжный бадминтон) в каникулярный период на степень восстановления бадминтонистов. Исходя из цели, решается задача - определить, какое влияние оказывают данные восстановительные средства на физическое состояние и реабилитацию спортсменов.
Методы исследования. В представленном исследовании мы проводили наблюдение с июнь по август 2018 г., применили опросный метод - интервьюирование (групповую беседу). Беседа - дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении [7].
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участие студенты-бадминтонисты члены сборных команд КГАСУ (14 чел.) и КГМУ (10 чел.) всего 24 спортсмена. Занятия проводились 3 раза в неделю на песчаных площадках города (в парке «Крылья советов», на пляжах г. Казани). Игры проводились по правилам пляжного бадминтона на песчаной площадке, как для пляжного волейбола (16x8 м), высота сетки 1,70 м. Играли ракетками для бадминтона.
Проведя наблюдение и интервьюирование, мы определили результаты:
1) игры на открытом воздухе вызвали у спортсменов психоэмоциональную разгрузку психики (ощущения радости, отдыха в отсутствии острого соперничества);
2) необычные игровые условия (солнце, ветер и т. д.) активизировали процесс мышления, приходилось, быстро подстраиваться под изменяющиеся погодные условия;
3) в связи с преодолением сопротивления песчаного, неустойчивого, вязкого покрытия площадки во время движения значительно увеличивалась общая физическая нагрузка на организм спортсменов;
4) разогретый на солнце горячий песок попутно оказал терапевтическое влияние на организм спортсменов (лечение нагретым песком -псаммотерапия, а также механическое воздействие - легкий массаж - мелкие частицы песка массируют биологические активные точки на стопах спортсменов, улучшая при этом работу всего организма);
5) отсутствие получения травм на мягком песчаном покрытии дало возможность получить удовольствие от процесса игры;
6) все спортсмены выказали желание в дальнейшем применять игры в пляжный бадминтон как универсальное средство реабилитации после весенней сессии и адаптации к тренировочному процессу в период летних каникул;
7) простота и доступность занятий в пляжный бадминтон подвигло студентов как будущих специалистов, после окончания вуза использовать данный вид физической активности как средство поддержания здорового, активного образа жизни на долгие годы трудовой деятельности.
Вывод. Занятия различными видами бадминтона многогранно влияют на организм человека, содействуют увеличению фонда его двигательных умений и воспитанию личностных качеств. Также бадминтон содействует вырабатыванию постоянной надобности студентов в грамотном отношении к своему здоровью, воспитанию физических и психических качеств личности, творческому использованию средств физической культуры в организации здорового образа жизни [8].
Список литературы
1. III Всероссийские пляжные игры // АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» [Электронный ресурс]. URL: https://dspkazan.com/ projects/current/beachgames2017 (дата обращения: 10.08.2018).
2. Анализ состояния физического здоровья студентов на основе показателя максимального потребления кислорода / Р.Ф. Тазетдинов [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2018. №6. С. 102-104.
3. Исследование стрессоустойчивости по средствам физических нагрузок в образовательной деятельности студентов технических вузов / Е.Ю. Архипов [и др.] // Казанская наука. 2016. №11. С. 130-132.
4. Лубышева Л.И. Спортизация физического воспитания как фактор социализации подрастающего поколения / / «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 20-летию I Междунар. спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране / под общ. ред. М.Д. Гуляева. Якутск, 2016. С. 57-61.
5. Насибуллина Д.М., Абдуллин М.Г. Формирование здоровье -ориентированной жизненной позиции студентов в образовательном процессе вуза // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. №3 (40) С. 50-54.
6. Насибуллина Д.М., Прохорова Е.В. Здоровьеформирующие технологии физического воспитания студентов вуза // Нефтегазовое дело. 2013. Т. 11 №4. С. 205-209.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с.
8. Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебник для ин-тов физ. культуры. М.: Советский спорт, 2011. 248 с.
9. Турманидзе В.Г. Современные технологии восстановления бадминтонистов высокого класса на этапе предсоревновательной под -готовки и в период соревнований // Омский научный вестник. 2007. №5 (59). С. 178-182.
10. Юсупов Ш.Р., Фролова Е.В., Колясов Р.Р. Роль и место физической культуры и спорта в региональном опыте формирования «Человеческого капитала» (на примере Республики Татарстан) // Культура физическая и здоровье. 2017. №2. С. 96-100.
Мугаттарова Эльвира Рифовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казанский государственный медицинский университет,
Тазиева Зарина Наильевна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет,
Тюленева Анастасия Алексеевна, студентка, [email protected], Россия, Казань, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
THE USE OF BEACH SPORTS IN THE PREPARA TION OF STUDENTS-BADMINTON
PLAYERS
E.R Mugattarova, Z.N. Tazieva, A.A. Tiuleneva
The issue of search and use of rehabilitation tools and quick adaptation to training sessions after the session and the vacation period of badminton students on the basis of universal and non-traditional means of restoration is considered.
Key words: students-athletes, badminton, beach sports, rehabilitation, adaptation.
Mugattarova Elvira Rifovna, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering, Kazan State Medical University,
Tazieva Zarina Nailevna, senior lecturer, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering,
Tiuleneva Anastasia Alekseevna, student, [email protected], Russia, Kazan, Kazan State University of Architecture and Engineering