УДК 681.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ «1С: ПРЕДПРИЯТИЕ» ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ КОНДИТЕРСКОЙ
М. Ю. Лялюцкая Научный руководитель - О. В. Пашковская
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Рассматривается актуальность внедрения программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов малого предприятия, созданного индивидуальным предпринимателем.
Ключевые слова: внедрение, программный продукт, 1С:Предприятие, кондитерская, бизнес-процесс, индивидуальное предпринимательство.
USE PLATFORM «1C: ENTERPRISE» AUTOMATION BUSINESS PROCESS ON THE EXAMPLE OF SMALL COMPANIES CONFECTIONERY
M. Yu. Lyalyutskaya Scientific Supervisor - O. V. Pashkovskaya
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The paper deals with the software implementation of the urgency to automate business processes of small enterprises, created by an individual entrepreneur.
Keywords: integration, software product, 1C:Enterprise, confectionery, business process, individual entrepreneurship.
В настоящее время в Российской Федерации идет активная поддержка и развитие малого предпринимательства на всей территории страны. С каждым годом появляются всё больше малых производств, относящихся к различным отраслям. Каждое такое предприятие обладает рядом специфических особенностей и тонкостей. И практически каждое предприятие нуждается в автоматизации производственных процессов. Сегодня применение информационных технологий в управлении малым бизнесом - объективная необходимость. Целью подобных систем является построение информационного пространства организации малого бизнеса, позволяющее делать текущие срезы состояний бизнес-процессов в управленческой, бухгалтерской и административной системах управления организацией [1]. В связи с этим создаются программные продукты, направленные на автоматизацию бизнес-процессов предприятий. Но невозможно создать универсальные продукты подходящие практически каждому предприятию, даже если эти продукты созданы для какой-либо отдельной отрасли.
Часто в малой фирме всей работой занимается один человек - индивидуальный предприниматель. В этом заключается особенность и проблема частного предпринимательства, когда всем заведует один человек. Достаточно сложно успевать выполнять все функции, необходимые для стабильного роста производства. Важно уметь подразделять их, выделять разные роли. В этом может помочь внедрение информационной системы (ИС). Преимуществами её внедрения для частного предпринимателя может служить четкое разделение функционала, автоматизация документооборота на предприятии, появление не только системы отчетности, но и системы анализа бизнес-процессов, повышение общей эффективности предприятия, освобождение части рабочего времени предпринимателя от «бумажных» работ для непосредственного занятия производством.
Секция «Информационно-экономические системы»
Для того чтобы начать внедрять на производство автоматизированную систему, важно понять, что именно необходимо автоматизировать. Для этого рассмотрим упрощенный производственный процесс предприятия (см. рисунок).
Закупка оборудования
— —^
Выдача
заказа
к.— —J
Производственный процесс кондитерской ИП
Практически весь производственный процесс протекает без документирования. Из представленной схемы видно, что необходимо автоматизировать: процесс сопровождения заказа от его принятия до его выдачи; процессы закупок на предприятии; ввести механизмы, учитывающие финансовые потоки предприятия.
Рассмотрим, какие же системы для автоматизации частного производства кондитерских изделий могут предложить на рынке. Одной из самых популярных на российском рынке является программа «1С:Предприятие 8», которая представляет свой продукт «1С:Хлебобулочное и кондитерское производство 8». Данное прикладное решение позволяет автоматизировать различные участки хлебобулочного и кондитерского предприятия: от учета материалов до планирования производства. Система позволит существенно повысить эффективность управления предприятием и предоставит новые возможности в ведении бизнеса [2]. Хочется отметить, что решение рассчитано в основном на крупный бизнес, для индивидуального предпринимательства у него существует множество невостребованных функций, что делает его покупку неоправданной для маленькой фирмы.
Следующий продукт - ико, является специализированной системой БКР-класса, предназначенной для автоматизации ресторанного бизнеса. Касса, склад, персонал, кухня, финансы, отчетность -все в единой системе [3]. Преимущество данной системы состоит в том, что можно купить отдельные части, подходящие именно малому производству, например, систему приема заказов или модуль управления финансами.
Ещё одна система занимающаяся автоматизацией кондитерских производств - А2 Сервис. Данная система предлагает удобный программный продукт для использования на малых и средних производствах. Содержит все необходимые компоненты сопровождения заказов, продуктов и финансов.
Помимо существующих прикладных решений на рынке, можно создавать собственное прикладное решение под свой бизнес. Это возможно при внедрении «1С:Предприятие» на фирму. Данная платформа включает в себя не только универсальные программы. В её задачу также входит предоставление разработчику интегрированного набора инструментов, необходимого для быстрой разработки, распространения и поддержки прикладного решения для автоматизации бизнеса. При этом отдельные «детали» могут уступать по функциональности универсальным средствам разработки и специализированным средствам управления жизненным циклом, используемым разработчиками. Однако эффект достигается благодаря общему набору средств и их тесной интеграции [4].
Исходя из всего вышесказанного, был создан новый программный продукт на базе учебной версии платформы «1С: Предприятие», удовлетворяющий потребности малого предприятия. Для облегчения работы предпринимателя было принято решение разделить интерфейс на пять подсистем: «Заказ», «Кондитер», «Учет материалов», «Бухгалтерия», «Предприятие». Каждая из подсистем отвечает за определенный функционал и наполнена соответствующим содержанием: справочниками, документами, механизмами учёта и отчетами.
В ходе создания нового программного продукта для индивидуального предпринимателя были автоматизированы такие процессы как: ведение баз данных клиентов, продуктов и выпускаемой продукции; сопровождение заказа от его принятия до выдачи; формирование документов, рассчитывающих себестоимость продукции; управление закупками и их распределением на предприятии; формирование документов бухгалтерской отчетности. Помимо автоматизации процессов были добавлены некоторые инструменты анализа эффективности деятельности предприятия, например, отчеты о наиболее популярной продукции, о постоянных клиентах и их заказах.
В заключение, хочется отметить важность автоматизации не только крупных и средних фирм, но и фирм малого предпринимательства, даже если все дела ведет один человек - индивидуальный предприниматель. Автоматизация бизнеса в настоящее время не требует больших затрат, но делает предприятие более эффективным и продуктивным.
Библиографические ссылки
1. Векслер В. А., Дубей О. Я. Автоматизированное рабочее место администратора гостиницы -корпоративная информационная система для малого бизнеса // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 92-95.
2. «1С:Предприятие» [Электронный ресурс]. URL: http://solutions.1c.ru/catalog/bakery-prod/features (дата обращения: 04.04.2016).
3. Типовые проекты автоматизации [Электронный ресурс]. URL: http://iiko.ru/solutions/ (дата обращения: 12.04.2016).
4. Платформа «1С:Предприятие» как средство разработки бизнес-приложений [Электронный ресурс]. URL: http://v8.1c.ru/news/publication.jsp?id=193 (дата обращения: 12.04.2016).
© Лялюцкая М. Ю., 2016