В этом номере мы продолжаем публиковать статьи коллег и учеников Каракозова С.Д., написанные авторами к его юбилею и посвященные в основном вопросам информатизации образования и развитию профессиональной подготовки учителей в области информатики и информационных технологий.
УДК 37.25 ББК 74.04; 74.58
А.Ю. Антонов, А.А. Веряев
Аннотация. В работе рассматриваются возможности использования программ построения карт понятий для обучения будущих учителей и учащихся общеобразовательных школ. Из множества пакетов выбран программный продукт CmapTools, который позволяет строить так называемые концепт-карты. Отмечается особенность концепт карт в сравнении с ментальными картами, опорными сигналами, диаграммами Исикавы. Обращается внимание на возможности коллективной работы над концепт-картами. Применительно к обучению иностранному языку разработана методика постепенного построения концепт-карт в процессе освоения предметной разговорной темы. Разработана и представлена методика использования концепт-карт в процессе осво- 9 ения учащимися монологической и диалогической речи, развития лексикона. Педагогический эксперимент показал эффективность предложенных алгоритмов построения в ходе учебного процесса концепт-карт и методики их использования в учебном процессе.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, концепт-карты, ментальные карты, визуализация знаний, модели представления знаний, ИКТ в образовании.
A.Ju. Antonov, A.A. Veryaev
Abstract. The article considers the possibilities of using the programs of building concept maps to train future teachers and students of secondary
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАКЕТА CМAPTOOLS И КОНЦЕПТ-КАРТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
CMAPTOOLS AND CONCEPT-MAPS IN THE PROCESS OF LEARNING ENGLISH
schools. The CmapTools software product which allows to build the so-called concept maps has been selected from a set of packages. The article notes the features of concept maps in comparison with mental maps, basic signals, Isikava's charts. Attention is drawn to the possibility of collective work on concept maps. With respect to foreign language teaching method of gradual building of concept map in the course of mastering a thematic conversation is developed. Developed and introduced is the method of using the concept maps in dialogues and monologues and enriching vocabulary. Pedagogical experiment showed the effectiveness of the proposed algorithms of building the concept maps and their uses and methodologies in educational process.
Keywords: digital educational resources, concept maps, mental maps, knowledge visualization, knowledge representation models, information and communication technologies in education.
10
Один из авторов статьи (А.А. Ве-ряев) работал вместе с С.Д. Каракозовым не только в одном вузе, но и некоторое время на одной кафедре (теоретических основ информатики в Алтайском государственном педагогическом университете). Можно отметить некоторые особенности исследовательского подхода или стиля исследовательской деятельности Сергея Дмитриевича. Интересовал его всегда целостный педагогический процесс, который рассматривался им системно. Не случайна тема его докторского исследования, указывающая на эту особенность — «Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования» [1]. В то же время целостность, системность, комплексность исследовалась им достаточно подробно [2—5], что приводило в процессе анализа к рассмотрению и важных частностей, поскольку в деталях порой скрыты достаточно существенные и важные для рассмотрения закономерности. Нам кажется, что такой важной частностью является более детальное рассмотрение и освоение как будущими учителями (ин-
форматики, иностранного языка и других дисциплин), так и учащимися общеобразовательной школы моделей представления знаний, технологий визуализации знаний, инфографики и использование этих возможностей для повышения эффективности учебного процесса, которые возможны благодаря информатизации образования [3; 5—7]. Об этих процессах и пойдет речь в настоящей работе.
Остановимся сначала на обосновании актуальности рассмотрения проблемы. В настоящей работе мы центрируем внимание на применении концепт-карт в процессе углубленного изучения иностранного языка. В условиях информатизации образования эффективность педагогической деятельности зависит от многих факторов, в частности — от используемых педагогических технологий, а также доступных и используемых разнообразных программных продуктов учебного назначения — цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Новые ЦОР приводят к необходимости коррекции методик обучения. Одним из таких средств в области визуализации информации,
представления ее в гипертекстовом виде выступают программные продукты, позволяющие создавать и редактировать концепт-карты. Концепт-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления обучающихся. Концепт-карты позволяют также выступать в качестве средств обучения и влиять на развитие и мышление студентов и школьников. Отметим, что проблеме использования ментальных карт, концепт-карт и т.п. стали уделять в последние годы все большее внимание в психолого-педагогической литературе (см., напр., [8—11] и другие публикации в журналах и многочисленные Интернет-публикации).
Концепт-карта представляет собой семантическую сеть. На математическом языке концепт-карта — это граф, в вершинах которого расположены понятия, а ребра графа отображают связи между понятиями. Карты — это графические представления, состоящие из узлов и направленных поименованных отношений, или связей, соединяющих эти узлы. Связи могут быть различного типа, например, такими: «является», «принадлежит», «имеет свойство», «состоит» и т.д. В работе нас интересует программный продукт СшарТоо1й [12] для сознания концепт-карт, который позволяет снабжать понятия всплывающими подсказками, графическими иллюстрациями, видеороликами, гиперссылками, ассоциировать с ними запускаемые внешние приложения. Программный продукт не локализован на русском языке и это дает дополнительные аргументы и обоснования его использования в процессе обучения английскому языку. В то же время программный продукт ис-
пользовался нами и в процессе обучения будущих учителей информатики, математики, физики.
Любая разработка концепт-карты (это могут делать как педагоги, так и обучаемые) подразумевает анализ структурных взаимодействий между отдельными понятиями предметной области. Последнее важно при изучении на занятиях по иностранному языку разнообразных разговорных тем.
В процессе создания концепт-карты преподаватель или обучаемый анализируют структуру отношений в рамках предметной области. При этом могут появиться новые вербальные связи, которые пока не освоены в учебном процессе студентами или учениками, но возникает необходимость их вербализовать и запомнить. Результатом этого является более осмысленное поле знаний. Впервые концепт-карты были предложены Новаком в начале 1970-х гг. при изучении детского мышления и формирования ими первых научных понятий. Концепт-карты оказались эффективным инструментом отображения понятийной системы человека, формирования понятийного мышления человека.
Программный пакет СшарТоок развивался и изменялся во времени. Если первоначально это было приложение для персонального компьютера, то в последних версиях появилась возможность коллективной работы над картами понятий. Основным назначением приложения СтарТсюк, как отмечается в рекламных проспектах к пакету, является стимулирование сотрудничества и обмена мнениями при совместном создании моделей знаний, базирующихся на концепт-картах. Можно отметить, что навигация на сайте программы [12] осуществляется
н
именно по концепт-карте. Работать с программой очень удобно: каждое новое понятие — концепт — создается простым щелчком мыши в любом месте рабочего поля. Появившийся блок уже содержит заготовки под стрелки, которые можно растянуть до любой точки экрана, где автоматически появится новый блок, отражающий концепт. При вытягивании стрелки на ней также автоматически генерируется поле, которое требует заполнения для определения назначения данной связи — отношения между понятиями. Любой блок можно произвольно перетаскивать по рабочему полю, совокупность блоков можно компактифицировать (вспомним здесь так называемое укрупнение дидактических единиц в процессе обучения). Имеются инструменты для масштабирования, форматирования и пр. Возможность подключения мультимедийных файлов позволяет создавать весьма сложные концепт-карты. Пакет можно использовать и для создания всевозможных классификаций. Программная среда СтарТоок дает пользователям воз-12 можность выявлять глубинную структуру знаний, строить онтологии. Клиентская программа СтарТоок может работать как независимое приложение, однако главной особенностью СтарТоок является наличие серверной части программной среды, которая позволяет осуществлять разработку коллективных моделей знаний. Комплексные знания могут быть представлены совокупностью отдельных концепт-карт. Программа обеспечивает объединение подобных кластеров и навигацию между ними. Совместная работа построена на базе инструмента, позволяющего осуществлять коллективное согласованное редактирование
концепт-карт многими пользователями так, чтобы они могли видеть изменения, вносимые другими пользователями в реальном времени. Средства коллективного обсуждения, реализованные в продукте, позволяют организовать сотрудничество наиболее продуктивно. Система контроля доступа CmapTools дает возможность вести коллективную работу, делегируя разные права доступа участникам рабочих групп. CmapTools позволяет автоматически конвертировать Cmaps в HTML. BCmapServer есть WWW Server, который предоставляет HTML-версии концепт-карт. Таким образом, возможности редактора CmapTools для представления понятий весьма разнообразны, что позволяет использовать его как мощное средство для изображения учебных структур знаний.
В нашем исследовании мы рассмотрели конкретные примеры использования технологии концепт-карт для представления учебного материала. В качестве предметной области были выбраны фрагменты текста из учебника английского языка для учащихся школ специализирующихся на углубленном изучении иностранных языков. Учебными темами были: информационные технологии, сеть «Интернет», компоненты компьютера.
Как отмечает Д.И. Муромцев [13], автор пока единственного пособия на русском языке, посвященном пакету CmapTools, разработка визуальных понятийных сетей требует от обучающихся:
• реорганизации знаний;
• исчерпывающего описания понятий и связей между ними;
• глубокой обработки знаний, что способствует лучшему запоминанию и извлечению из памяти знаний, а
также повышает способности применять знания в новых ситуациях;
• связывания новых понятий с существующими понятиями и представлениями для улучшения понимания.
Отметим, что на концепт-карту, создаваемую с использованием пакета CmapTools, можно смотреть как на гипертекст, лишенный некоторых синтаксических и семантических особенностей его (текста) строения, что обыгрывается нами в методиках обучения. Работа над созданием концепт-карт полезна, но она не должна отнимать много времени на занятиях. Карты лучше создавать во вне-учебное время. Готовые же карты эффективно использовать на уроках в школе и занятиях студентов в процессе отработки речевых навыков.
Помимо указанного пакета сходная учебная деятельность возможна с сервисами Web 2.0 [14], позволяющими реализовывать схожие методики обучения (например, создавать так называемые попплеты). Отметим также, что при картографировании знаний можно акцентировать внимание на многих моментах и исследовать, например, роль опорных сигналов Шаталова, ментальных карт [14], диаграмм Исикавы [15], структурно-логических схем [16] и других схемных решений в достижении целевых установок образовательного процесса.
Наш выбор ЦОР определяется спецификой преподаваемого предмета, а именно иностранного языка. Отличие иностранного языка в школе от других учебных дисциплин состоит в том, что большинство дисциплин нацелено на усвоение научных знаний, изучение моделей тех или иных явлений, изучение законов, управляющих указанными явлениями, в то
время как иностранный язык, как учебный предмет, не имеет в сфере своих интересов научные знания языка и, в частности, науку о языке. Общеобразовательно-воспитательные цели обучения иностранному языку находят свою реализацию в формировании коммуникативной компетентности, достижении коммуникативной цели, что предполагает совершенствование умений и навыков устной речи, обучение чтению и письму, а также овладение умением точно выбирать средства передачи информации [17]. Иностранный язык — существенный элемент культуры народа-носителя данного языка, средство передачи ее другим. Поэтому так важна возможность за словом видеть образ, целостный текст, элементы материальной культуры, что потенциально реализовано в СтарТоок. Именно иностранный язык способствует образованию у школьников целостной картины мира, содействуя общему развитию учащихся.
В нашей работе большую часть внимания мы уделили углубленному изучению иностранного языка, освоению его лексического состава, умению учащихся строить предложения. Отличие языковой школы от общеобразовательной состоит в том, что школе с углубленным изучением иностранного языка специализированным предметам отведено гораздо больше часов. Деление на подгруппы в классе также отличается: в обычной общеобразовательной школе две подгруппы на класс, в языковой школе количество увеличено до трех, с каждой из подгрупп работает определенный учитель. Это позволило экспериментировать и апробировать новые средства обучения на уроках.
13
Остановимся кратко на особенностях концепт-карт в сравнении с другими моделями представления знаний. При выборе средств достижения учебных результатов мы рассматривали различные технологии, помимо непосредственно концепт-карт. В поле нашего зрения также попали так называемые "mental maps", или «ментальные карты», которые предложил около сорока лет назад использовать Тони Бьюзен. Нам кажется, что применению ментальных карт посвящена львиная доля педагогической литературы. Ментальные карты также представляют собой диаграммы связей между понятиями. При их выстраивании используется радиальная запись. Основное понятие, отражающее проблематику, располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. На радиальных ответвлениях пишутся не фразы, а ключевые слова, которые передают подходы к решению проблемы, субъективное отношение к проблеме, указание сложностей, личных планов и стратегий человека, который участвует в реше-14 нии проблемы. Ментальные карты могут отображать в узлах и текст, при этом используются слова-ассоциации. Слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть, скорее, ассоциативными, чем иерархическими. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки или пиктограммы.
Нам представляется, что для изучения разговорных тем на иностранном языке ментальные карты менее приспособлены, чем концепт-карты, благодаря указанной центрированности на ключевом понятии. Во время диалогов, коммуникации происходит смена речевых субъектов, не-
обходимы переходы между ветвями, причем прямые, а не опосредованные через центр.
Помимо ментальных карт, близкой к теме исследования является методика использования опорных конспектов В.Ф Шаталова. В опорный конспект автор методики включает оглавление учебника, тезисы урока. Конспект представляется в виде некой графической схемы из элементов, связанных между собой. У Шаталова они именуются «опорными сигналами» [18]. Шаталовские опорные конспекты могут содержать ситуационно-обусловленные фрагменты схем, которые отражают течение урока, они содержат блоки, проектирующиеся на учебный процесс, учебную деятельность (повторение, закрепление, применение материала), что позволяет обучаемому вспомнить прошедшее и пересказать услышанное ранее. Концепт-карты в большей степени центрируются на изучаемом материале.
Диаграммы Исикавы, или причинно-следственные диаграммы (иногда их называют диаграмма «рыбья кость»), применяются с целью графического отображения взаимосвязи между решаемой проблемой и причинами, влияющими на ее возникновение. Данный инструмент используют совместно с методом мозгового штурма, так как он позволяет быстро отсортировать по ключевым категориям причины проблем, найденных с помощью мозгового штурма, выявить «за» и «против» в решении проблем и задач [15].
Для построения структурно-логических схем в настоящее время нет добротного программного обеспечения, позволяющего массово использовать указанные схемы учащимися
[16]. Педагоги же вполне могут использовать эти схемы в процессе обучения. А для знакомства со структурно-логическими схемами рекомендуем использовать труды конференции [там же] и ссылки на иную литературу, которые там присутствуют.
В нашем исследовании применительно к обучению иностранному языку мы попробовали выработать общий алгоритм работы в программе для построения концепт-карты. Опишем методику создания концепт-карт, которая состоит из следующих этапов-шагов:
• Шаг первый: определение контекста. Для построения концепт-карты важно начать с определения области знания, в которой человек, выстраивающий карту, должен ориентироваться. Так как структура концепт-карты зависит от контекста, в котором она будет использоваться, то лучше, чтобы за основу был взят сегмент текста или та или иная проблема/вопрос. Это создаст контекст, который поможет определить иерархическую структуру концепт-карты. Такой прием также может быть использован для выбора ограниченной области знаний для построения первых концепт-карт. Хорошим способом определить контекст является формулировка основного, ключевого вопроса, или "focus question", то есть вопроса, который четко определяет проблему или описывает понятие, которую карта должна помочь раскрыть. Многие ученые утверждают, что первый шаг к изучению дисциплины начинается с того, что учащийся задает правильные вопросы.
• Шаг второй: определение основных концептов. С учетом выбранного контекста, ключевого вопроса или
проблемы в этой области следующим шагом является определение ключевых понятий, концептов, которые к этому контексту относятся. Оптимальное количество понятий — от 10 до 20. Рекомендуется использовать наименьшее количество лексических единиц — как правило, для каждого понятия достаточно одного слова. С помощью СшарТоок первоначально выстраивается список понятий. Некоторые понятия могут оставаться на предметной плоскости без каких-либо связей с другими лексическими единицами даже после завершения карты.
• Шаг третий: ранжирование понятий. Концепт-карты, как правило, имеют иерархический характер, с более общими понятиями в верхней и более узкими понятиями в нижней части. Тем не менее, иерархическая природа не обязательно означает строго иерархическую структуру: концепт-карты могут быть цикличным или иметь более одного корневого концепта. Практика показывает, что гораздо проще начать с построения иерархической концепт-карты с одним корневым концептом. Перечисленные понятия в предметной плоскости теперь могут быть реорганизованы в упорядоченный список от наиболее общих и всеобъемлющих концептов в верхней части к наиболее узким понятиям в нижней части структуры. Такое ранжирование позволяет нам начать процесс строительства карты.
• Шаг четвертый: построение первичной концепт-карты. Следующим шагом является построение первичной концепт-карты. Оно включает в себя выстраивание связей между понятиями, использование связующих слов для создания предложений. Связывая два понятия между собой,
15
16
большое внимание должно уделяться связующим словам, которые определяют получившееся предложение. Связующие слова, как правило, включают в себя глагол. Также важно, чтобы слова как можно более точно выражали отношения между двумя понятиями. По мере создания концепт-карты лексические единицы перемещаются, добавляются, удаляются и подвергаются пересмотру.
• Шаг пятый: редакция концепт-карты. Процесс построения концепции карты продолжается, мы связываем остальные понятия, пересматриваем связующие слова, добавляем другие понятия и т.д. Необходимо убедиться в том, что каждые два понятия с их связывающей фразой образуют суждение, которое имеет смысл. Следует избегать длинных предложений, соединенных через несколько понятий и связывающих фраз.
После предварительной работы, когда карта построена, всегда полезно пересмотреть эту карту. Как правило, финальная редакция карты представляет собой результат нескольких правок. После того как первичная карта построена, можно сконцентрироваться на перекрестных ссылках, связях между понятиями в различных областях знания на карте. Ссылки помогают проиллюстрировать, как понятия связаны друг с другом. Перекрестные ссылки имеют важное значение для того, чтобы учащийся понял отношения между концептами на предметной плоскости.
Важно понимать, что все понятия на предметной плоскости некоторым образом связаны друг с другом. Соответственно, необходимо быть избирательным в определении перекрестных связей и как можно более точным в
выборе связующих слов, которые соединяют понятия. Кроме того, следует избегать использования целых предложений в качестве понятий.
Концепт-карты редко бывают «закончены» в полном смысле этого слова. Понятия могут быть добавлены и уточнены.
Остановимся на описании методов организации обучения иностранному языку с использованием концепт-карт.
Так как в нашем исследовании мы использовали программу Cmap Tools для увеличения эффективности усвоения учащимися лексических единиц, то посчитали, что следует уделить внимание такому аспекту урока, как обучение лексике.
Последовательность действий учителя при ознакомлении с новой лексикой имеет следующую структуру:
1) установка учителя — раскрывается практическая значимость изучения данной лексики для иноязычного общения;
2) предъявление слова в контексте, раскрытие значения слова с помощью различных приемов семанти-зации;
3) проверка понимания значения слова в новом контексте (преимущественно у слабых учащихся);
4) фонетическая отработка слова в словосочетаниях и предложениях — необходима для предупреждения фонетических ошибок и запоминания слова;
5) тренировка учащихся в использовании нового слова — выполнение различных упражнений, обеспечивающих запоминание учащимися новых слов;
6) прочтение новых слов в учебнике или с доски — необходимо для усвоения графического образа слова;
7) запись новых слов в словари — обычно с транскрипцией и переводом.
Построение концепт-карты положительным образом сказывается на усвоении лексических единиц. Как видно, наиболее логичное применение выбранного метода — на втором этапе, когда будет проводиться предъявление слов в контексте, их ранжирование и выстраивание семантического поля.
Также концепт-карты могут использоваться в обучении монологической речи. Например, если стоит задача организовать монологические высказывания (монолог — описание / повествование / рассуждение учащихся по ситуации) с опорой на ключевые слова / план / логико-коммуникативную схему). Рассмотрим последовательность действий учителя при организации монологической речи учащихся:
1) формулирование коммуникативной задачи (задач) по теме устной речи;
2) составление речевых эталонов по каждой коммуникативной задаче (речевой эталон — это предполагаемое высказывание учащихся по заданной коммуникативной задаче), которые позволят учителю:
• определить содержание речи учащихся,
• выявить содержательные, языковые и композиционные трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся,
• определить содержание, количество и характер необходимых подготовительных упражнений для снятия возникающих трудностей,
• при необходимости предъявить образец решения заданной коммуникативной задачи,
• определить объекты контроля и провести объективный контроль
при оценке монологических высказываний учащихся.
Концепт-карты найдут свое применение на втором этапе, при составлении речевых эталонов, так как семантические связи между лексическими единицами производятся с помощью слов-связок, как было продемонстрировано выше.
Также можно говорить о перспективах использования выбранного программного обеспечения в организации диалогических высказываний учащихся, где требуются все те же речевые эталоны.
Не будем останавливаться подробно на организации опытно-экспериментальной работы, оставим это для отдельной публикации. Приведем только итоговые результаты опытного преподавания.
Для проведение педагогического эксперимента нами были выбраны контрольная и экспериментальная группы. Одна работала с концепт-картами, вторая использовала традиционные методики работы со словариками и тетрадями, обе выполняли упражнения в соответствии с заданием. После этого в качестве проверки усвоения закрепления материала был проведен диктант по пройденным темам. Экспериментальная группа показала более высокие результаты в знаниях иноязычных слов, их использовании при построении предложений, фраз. В ходе проведения эксперимента учащиеся проявили заинтересованность и охотно составляли концепт-карты, что косвенно свидетельствует о перспективности выбранного метода. Создание концепт-карт гармонично дополнило учебный процесс и не привело к расхождению с учебным планом.
17
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каракозов, С.Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / С.Д. Каракозов. - М., 2005. -47 с.
2. Каракозов, С.Д. Перспективные направления развития специальной подготовки учителя информатики [Текст] / С.Д. Каракозов, Н.И. Рыжова // Открытое образование. - 2005. - № 3. - С. 61-70.
3. Каракозов, С.Д. Информатизация высшего образования в России [Текст] / С.Д. Каракозов, Д.П. Тевс // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 3. -С. 202-204.
4. Каракозов, С.Д. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы [Текст] / С.Д. Каракозов, К.Г. Митрофанов // Мир науки, культуры, образования.
2011. - № 4-1. - С.180-182.
5. Каракозов, С.Д. Развитие ИКТ-насыщен-ной образовательной среды педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов, А.Ю. Уваров // Информатика и образование. - 2014. - № 8 (257). - С. 12-23.
6. Каракозов, С.Д. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического вуза [Текст] / С.Д. Каракозов, С.А. Жданов, В.Г. Маняхина // Информатика и образование. - 2015. - № 2 (261). - С. 17-21.
7. Веряев, А.А. Элементы дистанционного обучения (сетевого взаимодействия) в учебном процессе общеобразовательного учреждения [Текст] / А.А. Веряев, А.А. Ушаков // Вестник Томского государственного педагогического университета. -
2012. - № 8 (123). - С. 72-75.
8. Бершадский, М.Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения [Текст] / М.Е. Бершадский. - М.: Сентябрь, 2011. - 256 с.
9. Бершадская, Е.А. Представление знаний учащихся в виде фреймов на основе метода интеллект-карт [Текст] / Е.А. Бершад-ская, М.Е. Бершадский // Профильная школа. - 2015. - № 5. - С. 49-63.
10. Бершадский, М.Е. О значении когнитивных схем в процессе обучения [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2011. - № 3. - С. 14-17.
11. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина [Электронный ресурс]. - URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb. files/innov/Part2/index.html (дата обращения: 18.10.2016).
12. Сайт разработчиков Cmaps [Электронный ресурс]. - URL: http://cmap.ihmc.us/ (дата обращения: 18.10.2016).
13. Муромцев, Д.И. Концептуальное моделирование знаний в системе ConceptMap [Текст] / Д.И. Муромцев. - СПб: СПб ГУ ИТМО, 2009. - 83 с.
14. Сервисы и технологии Интернет WEB 2.0 [Электронный ресурс]. - URL: http:// badanovag.blogspot.ru/p/web-20.html (дата обращения: 18.10.2016).
15. Диаграмма Исикавы [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Диаграмма_Исикавы (дата обращения: 18.10.2016).
16. Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва-Уфа, 28 января 2013 г. [Текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Ак-мулы, 2013. - 290 с.
17. Цели и мотивы изучения иностранного языка [Электронный ресурс]. -URL: http://englishfull.ru/znat/zachem-obuchatsya-yazyku.html (дата обращения: 18.10.2016).
18. Применение концептуальных диаграмм, концепт карт, карт ума и визуальных метафор для визуализации педагогических объектов [Электронный ресурс]. - URL: http://econf.rae.ru/pdf/2010/09/6da37dd313. pdf (дата обращения: 18.10.2016).
19. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике [Текст] / Т.М. Ковалева // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2012. - № 5. - С. 108-112.
REFERENCES
1. Karakozov S.D., Razvitie predmetnoi podgotovki uchitelei informatiki v kontekste informatizacii obrazovaniya, Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2005, 47 p. (in Russian)
2. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Perspektivnye napravleniya razvitiya specialnoi podgotovki uchitelya informatiki, Otkrytoe obrazovanie, 2005, No. 3, pp. 61-70. (in Russian)
3. Karakozov S.D., Tevs D.P., Informatizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2010, No. 3, pp. 202204. (in Russian)
4. Karakozov S.D., Mitrofanov K.G., Setevaya organizaciya obrazovaniya: tendencii i pers-pektivy, Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2011, No. 4-1, pp. 180-182. (in Russian)
5. Karakozov S.D., Uvarov A.Yu., Razvitie IKT-nasyshennoi obrazovatelnoi sredy pedagogi-cheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2014, No. 8 (257), pp. 12-23. (in Russian)
6. Karakozov S.D., Zhdanov S.A., Manyahina V.G., Integraciya elektronnogo obucheniya i distancionnyh obrazovatelnyh tehnologii v uchebnyi process pedagogicheskogo vuza, Informatika i obrazovanie, 2015, No. 2 (261), pp. 17-21. (in Russian)
7. Veryaev A.A., Ushakov A.A. Elementy dis-tancionnogo obucheniya (setevogo vzaimo-deistviya) v uchebnom processe obsheobrazo-vatelnogo uchrezhdeniya, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta, 2012, No. 8 (123), pp. 72-75. (in Russian)
8. Bershadskij M.E., Kognitivnaja tehnologija obuchenija: teorija i praktika primenenija, Moscow, Sentjabr, 2011, 256 p. (in Russian)
9. Bershadskaja E.A., Bershadskij M.E. Pred-stavlenie znanij uchashhihsja v vide frejmov na osnove metoda intellekt-kart, Profilnaja shkola, 2015, No. 5, pp. 49-63. (in Russian)
10. Bershadskij M.E., O znachenii kognitivnyh shem v processe obuchenija, Peda-gogicheskie tehnologii, 2011, No. 3, pp. 1417. (in Russian)
11. Lavrentev G.V., Lavrenteva N.B., Neudahina N.A., Innovacionnye obuchajushhie tehnologii v professionalnoj podgotovke specialistov, available at: http://www2.asu.ru/cppkp/index. files/ucheb.files/innov/Part2/index.html (accessed: 18.10.2016) (in Russian)
12. Sajt razrabotchikov Cmaps, available at: http://cmap.ihmc.us/ (accessed: 18.10.2016). (in Russian)
13. Muromcev D.I., Konceptualnoe mode-lirovanie znanij v sisteme Concept Map, St. Petersburg, 2009, 83 p. (in Russian)
14. Servisy i tehnologii Internet WEB 2.0, available at: http://badanovag.blogspot.ru7p/web-20.html (accessed: 18.10.2016). (in Russian)
15. Diagramma Isikavy, available at: https://ru. wikipedia.org/wiki/Diagramma_Isikavy (accessed: 18.10.2016). (in Russian)
16. Instrumentalnaja didaktika i didakticheskij dizajn: teorija, tehnologija i praktika mnog-ofunkcionalnoj vizualizacii znanij: materialy Pervoj Vserossijskoj nauchno-praktiches-koj konferencii, Moskva-Ufa, 28 janvarja 2013 g., Ufa, 2013, 290 p. (in Russian)
17. Celi i motivy izuchenija inostrannogo jazy-ka, available at: http://englishfull.ru/znat/ zachem-obuchatsya-yazyku.html (accessed: 18.10.2016). (in Russian)
18. Primenenie konceptualnyh diagramm, kon-cept kart, kart uma i vizualnyh metaphor dlja vizualizacii pedagogicheskih obektov, available at: http://econfrae.ru/pdtf2010/09/6da37 dd313.pdf (accessed: 18.10.2016). (in Russian)
19. Kovaleva T.M., Lichnostno-resursnoe karti-rovanie v sovremennoi didaktike, Otechest-vennaya i zarubezhnaya pedagogika, 2012, No. 5, pp. 108-112. (in Russian)
19
Антонов Александр Юрьевич, аспирант, Алтайский государственный педагогический университет, [email protected]
Antonov A.Yu., Post-graduate Student, Altai State Pedagogical University, [email protected]
Веряев Анатолий Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор, кафедра информационных технологий, Алтайский государственный педагогический университет, veryaev_ [email protected]
Veryaev A.A., ScD in Pedagogy, Professor, Information Technologies Department, Altai State Pedagogical University, [email protected]