идеальной и требует дальнейшего усовершенствования. Чтобы сделать процесс обучения максимально приближенным к реальности, партнером по переписке может быть, например, англоговорящий студент или даже специалист в данной сфере профессиональной деятельности. Требуется более тщательная разработка методического обеспечения данной технологии. Подготовительный и заключительный этапы обучения письму могут быть также полностью перенесены в интернет-пространство при наличии учебно-методических материалов, необходимых для осуществления студентами самостоятельной работы по овладению разными типами деловых писем.
Литература
1. Бабушис Е. Е. Обучение письменной речи как творческой деятельности в форме описания, повествования и аргументации: На старшем этапе в школах с углубленным изучением английского языка: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 18 с.
2. Балыхина Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): [Электронный ресурс]. М.: Изд-во РУДН, 2007. 187 с. Режим хранения ЦК ПГПИ — Языкознание (копия Интернет).
3. Тарнаева Л. П. Обучение студентов 5-го курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур: Английский язык как вторая специальность: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 2000. 16 с.
4. Байдикова Н. Л., Давиденко Е. С. Типологические особенности личности (экстраверсия / интроверсия) в контексте личностно ориентированного обучения студентов неязыковых вузов иностранному языку // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2018. № 796. С. 155—163.
Линковала Нина — студентка 2 курса магистратуры Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]
References
1. Babushis E. E. Obuchenie pis'mennoi rechi kak tvorcheskoi deyatel'nosti v forme opisaniya, povestvova-niya i argumentatsii: Na starshem etape v shkolakh s uglub-lennym izucheniem angliiskogo yazyka, avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Teaching Written Language as Creative Activity in Form of Description, Narration and Argumentation: at Senior Stage in Schools with Advanced English Learning, Extended Abstract of Cand. Sci. (Education) Dissertation), Tambov, 2000, 18 p.
2. Balykhina T. M. Metodika prepodavaniya russko-go yazyka kak nerodnogo (novogo) (Methods of Teaching Russian Language as Foreign (New)): Web. M., Izd-vo RUDN, 2007, 187 p. Storage Mode: TsK PGPI — Yazyko-znanie (Internet Copy).
3. Tarnaeva L. P. Obuchenie studentov 5-go kur-sa yazykovogo pedagogicheskogo vuza pis'mennoi rechi v kontekste dialoga kul'tur: Angliiskii yazyk kak vtoraya spetsial'nost', avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Teaching Written Language to Five-Year Students of Linguistic Pedagogical Higher School in the Scope of Dialog of Cultures: English as Second Profession, Extended Abstract of Cand. Sci. (Education) Dissertation), SPb., 2000, 16 p.
4. Baidikova N. L. (Baydikova N. L.), Davidenko E. S. Tipologicheskie osobennosti lichnosti (ekstraversiya / intro-versiya) v kontekste lichnostno orientirovannogo obucheniya
studentov neyazykovykh vuzov inostrannomu yazyku (Personality Types in Teaching a Foreign Language to Extravert and Introvert Non-Linguists Students in the Learner-Centred Context), Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvi-sticheskogo universiteta, Seriya Obrazovanie i pedagogicheskie nauki, 2018, No. 796, pp. 155—163.
Lichkovakha Nina, second-year Master student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]
Использование онлайн-сервиса Ои111е1 в самостоятельной работе студентов
по овладению иноязычной лексикой
И. А. Судаков
Национальный исследовательский университет «МИЭТ», Москва, Россия [email protected]
© Судаков И. А.
On-line Service Quizlet in Unsupervised Work of Students to Master Foreign Language Vocabulary
I. A. Sudakov
Сегодня в дидактике происходит смещение приоритетов от того, как обучать, к тому, как научить учащихся и студентов учиться, т. е. в центре внимания педагогической науки находятся такие понятия, как самостоятельность, автономность, субъектность.
С появлением новых электронных технологий и средств обучения подходы к организации самостоятельной работы студентов претерпевают значительные изменения, так как электронные средства позволяют расширить методический инструментарий преподавателя. Исследователи обращаются к таким вопросам, как:
- программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента [1];
- методика использования внешних электронных ресурсов в вузовском обучении [2];
- применение электронных карт памяти для подготовки студентов к иноязычному профессиональному общению [3].
Несмотря на то, что проблеме применения электронных технологий и средств обучения посвящено немало теоретических исследований, не все практические вопросы полностью разрешены. Например, перед преподавателем иностранного языка в вузе стоит такая важная задача, как поиск эффективных путей самостоятельного овладения студентами иноязычной лексикой.
Данная статья посвящена выявлению дидактических возможностей образовательного сервиса Quizlet для организации самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной лексикой.
1. Краткое описание онлайн-сервиса Quizlet
Quizlet — бесплатный онлайн-сер-вис, позволяющий студентам изучать новые термины (при обучении иностранному языку — новую лексику) с помощью
специальных инструментов и обучающих игр, представленных на данном ресурсе. У преподавателя есть возможность создавать и применять в обучении так называемые флеш-карточки. Флеш-карточка — термин / слово с определением / переводом, озвучкой и иллюстрацией — является базисным компонентом учебного модуля. Учебный модуль состоит из наборов (сетов) карточек по разным темам. На ресурсе представлены миллионы готовых модулей. Преподаватель может подобрать нужный модуль с помощью поиска и бесплатно использовать контент, созданный другими пользователями. Чтобы создавать свои собственные модули, необходимо зарегистрироваться и создать учетную запись.
Новые слова могут изучаться в пяти различных учебных режимах и с помощью двух игр. В режиме заучивания происходит семантизация и запоминание лексики. В режиме карточек — первичная отработка лексических единиц. Режимы письма и правописания нацелены на формирование орфографического навыка. Тестовый режим проверяет усвоение лексики с помощью тестовых вопросов разного типа. При игре в подбор обучающийся должен подбирать правильные термины к определениям как можно быстрее, а при игре в гравитацию — как можно быстрее вводить слова с клавиатуры. Игра так называется, потому что, согласно ее сценарию, к планете приближаются астероиды, а быстрый ввод лексики предотвращает столкновение.
Данная образовательная технология подходит как для обучения иностранному языку, так и для преподавания технических, экономических, филологических дисциплин; теоретического материала в целом, когда требуется усвоение студентами большого количества новых слов, научных терминов.
2. Цели использования онлайн-сервиса (1шг1ег
Использование современных электронных технологий (в частности, сервиса Quizlet) целесообразно при проведении занятий по иностранному языку в неязыковых вузах, так как усвоение новой информации происходит в игровой форме, что повышает мотивацию обучающихся и разрешает проблему излишней утомляемости от однообразных заданий.
Преимущество онлайн-сервиса Quizlet состоит в том, что он может быть использован как инструмент для организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку (ИЯ). Однако невозможно отследить, было ли в действительности выполнено студентами домашнее задание в Quizlet. Задания в данном сервисе будут добросовестно выполняться лишь теми, кто обладает достаточной мотивацией к изучению ИЯ. Таким образом, онлайн-сервис Quizlet может являться лишь дополнением к основному домашнему заданию, и использование данного ресурса в большой степени будет зависеть от личного желания студента. Для продуктивной самостоятельной деятельности необходимы, по мнению Н. Л. Байдиковой, такие условия, как «1) автономия обучающегося (готовность и способность овладевать способами действий на пути самореализации и саморазвития); 2) субъектность позиции обучающегося (активное и сознательное совершение выбора и принятие на себя ответственности за этот выбор)» [4, а 88].
Прежде чем задать выполнение домашних упражнений онлайн, преподавателю следует ознакомить студентов с ресурсом во время аудиторных занятий и научить пользоваться им. При этом возникают определенные ограничения. Полноценное обучение всех студентов можно осуществить, если занятие проходит в компьютерной аудитории, где каждый обучающийся может сесть за отдельный компьютер. Однако для проведения занятий по иностранному языку для студентов технических направлений подготовки НИУ МИЭТ такие аудитории
предоставляются крайне редко из-за их дефицита. В этом заключается трудность использования электронных средств обучения на аудиторных занятиях.
Таким образом, преподаватели вынуждены использовать подобные онлайн-сер-висы преимущественно для организации самостоятельной работы студентов.
3. Методика применения онлайн-сервиса 0ы1г1е1 при обучении лексике
Усвоение новой иноязычной лексики происходит поэтапно. Обычно в методической литературе выделяют три этапа — ознакомительный, тренировочный и практический.
Во время ознакомительного этапа происходит первичное введение лексики. Цель проводимых упражнений на данном этапе — осуществить ознакомление обучающихся с графическим и звуковым образом, семантическими особенностями новой лексической единицы. Важным моментом является создание долгосрочной связи между значением слова и его зрительным и фонетическим образом.
Тренировочный этап усвоения лексики происходит посредством условно-коммуникативных упражнений. Например, студентам можно предложить составить диалоги с использованием новых слов, дать собственное толкование лексических единиц, употребить лексику в различных ситуациях общения. Исследования, производимые психологами, говорят о том, что усвоение новой лексики происходит только после 6—8 повторений в различных упражнениях.
Цель практического этапа работы по приобретению лексического навыка — усвоение студентами языкового материала посредством ролевых игр, коммуникативных упражнений, викторин и т. д. На этом этапе упражнения требуют от обучающихся активной творческой деятельности, что способствует непроизвольному запоминанию лексики.
Онлайн-сервис Quizlet подходит для использования на ознакомительном этапе работы с новой лексикой.
Как утверждает Е. Н. Соловова, существует два возможных пути ознакомления с новой лексикой — беспереводная семан-тизация слов и семантизация лексических единиц с помощью перевода [5, с. 89—93]. Первый способ предполагает использование наглядности (изобразительной, контекстуальной, с помощью действий). Преимущества данного способа — его быстрота, возможность легко запоминать слова, возникновение разнообразных ассоциаций у обучающегося. Также введение лексики может осуществляться с помощью известных студенту синонимов и антонимов, языковой догадки и т. д. К негативным аспектам можно отнести неточность в интерпретации значения слова: значение может быть сужено, расширено, изменено исходное значение лексической единицы.
Второй способ предполагает наличие перевода нового слова, использование двуязычных бумажных или электронных словарей. Преимущества данного способа — точность понимания значения, быстрота, учебная автономия при работе со словарем. Недостатки — обучающийся не приобретает навык работы с иноязычной словарной статьей, игнорирует чтение транскрипции, не обращает внимания на коллокации и коннотативные особенности лексической единицы.
Онлайн-сервис Quizlet предоставляет возможность выбрать из этих двух способов семантизации лексических единиц наиболее оптимальный. Ресурс позволяет семантизировать слово с помощью картинки, синонимов или антонимов, дефиниций и перевода. Кроме того, есть возможность прослушать, как звучит лексическая единица.
4. Примеры использования онлайн-сер-виса ()шг1еТ
Ресурс может использоваться для организации предтекстовой работы при обучении чтению и аудированию. Например, преподаватель может задать на дом выучить новую лексику из текста, над которым предстоит работа на следующем занятии, с помощью сервиса Quizlet. Подобное задание возможно перед просмотром видеоролика
на иностранном языке. Таким образом, на аудиторном занятии экономится время за счет предварительного выполнения упражнений ознакомительного этапа в самостоятельном режиме.
И наоборот, на занятии студенты под руководством преподавателя работают с новым текстом, выполняют все упражнения предтекстового, текстового, послетекстово-го этапов, разбирают все незнакомые слова. Затем преподаватель дает задание одному из студентов / группе студентов: создать сет с новой лексикой в Quizlet для всей группы. Преподаватель устанавливает срок выполнения задания в 1-2 дня и контролирует результат. Когда преподаватель убедится, что всё сделано правильно, все остальные студенты должны выучить новую лексику, используя созданный сет. Такое задание может быть регулярным, создавать новые учебные модули могут все студенты группы по очереди.
В конце учебного периода для подготовки к итоговому контрольному мероприятию преподаватель может дать задание обучающимся повторить всю пройденную лексику. Важным представляется то, что студенты имеют созданные ими модули в постоянном доступе, могут открывать их на компьютере, планшете или телефоне и не тратить время на сбор и систематизацию изученной лексики.
5. Средства контроля и оценивания
Как известно, самостоятельная работа студента представляет собой особую форму опосредованно управляемой учебной деятельности. Внеаудиторная работа студентов над освоением лексики с помощью онлайн-сервиса Quizlet рассчитана в первую очередь на самоконтроль. Ресурс показывает время, за которое обучающиеся выполняют упражнения в разных учебных режимах, поэтому студенты могут самостоятельно контролировать собственные результаты.
Проверку усвоения нового лексического материала преподаватель может провести в традиционной форме: диктант, тест, контрольная работа, решение кроссворда и др.
Уровень сформированности лексической компетенции также контролируется преподавателем опосредованно во время аудиторных занятий с помощью организации использования изученной лексики в устной и письменной речи.
Выводы
Дидактические возможности образовательного сервиса Quizlet для организации самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной лексикой состоят в следующем:
1) с позиции формирования иноязычной коммуникативной компетенции, сервис Quizlet может использоваться при введении и семантизации новых слов, а также для первичной автоматизации лексического навыка;
2) сервис Quizlet является средством развития навыков самостоятельной работы студентов в электронной среде;
3) обучение с помощью этого ресурса является комфортным для студентов, помогает обучающимся преодолеть психологический барьер, который может препятствовать усвоению материала. Если студент не испытывает уверенности в своих силах, когда работа над лексикой проводится в аудитории, то использование данного ресурса для организации самостоятельной работы дома может снизить уровень стресса и положительно сказаться на результатах обучения.
Литература
1. Евдокимова М. Г., Сапожникова О. С. Программа Google Classroom как инструмент формирования автономности студента в процессе личностно-де-ятельностного обучения иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. 2018. № 796. С. 183—191.
2. Даниелян Н. В. Методика использования внешнего электронного ресурса по дисциплине «Социология» для магистратуры, направление 09.04.03 «Прикладная информатика», профиль «Системы корпоративного управления для инновационных отраслей» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 4 (20). С. 169—174.
3. Давиденко Е. С. Электронные информационные карты для подготовки студентов к иноязычному профессиональному общению // Информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации:
Сб. статей. Вып. 6. М.: Центр дистанц. образования: Факультет иностр. яз. и регионоведения МГУ имени М. В. Ломоносова; Изд-во «Университетская книга», 2014. С. 283—288.
4. Байдикова Н. Л. Характеристики продуктивной учебной деятельности студентов вузов // Наука и школа. 2017. № 6. С. 85—89.
5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. 3-е изд. М.: Просвещение, 2005. 239 с.: табл.
Судаков Иван Александрович — студент 1 курса магистратуры Института ЛПО Национального исследовательского университета «МИЭТ» (Россия, 124498, Москва, г. Зеленоград, пл. Шокина, д. 1), [email protected]
References
1. Evdokimova M. G., Sapozhnikova O. S. Programma Google Classroom kak instrument formirovaniya avtonomnosti studenta v protsesse lichnostno-deyatel'nost-nogo obucheniya inostrannym yazykam (Google Classroom as a Tool for Developing Students' Autonomy in the Process of Learner- and Action-Oriented Teaching and Learning Foreign Languages), Vestnik Moskovskogo gosu-darstvennogo lingvisticheskogo universiteta, Seriya Obrazo-vanie ipedagogicheskie nauki, 2018, No. 796, pp. 183—191.
2. Danielyan N. V. Metodika ispol'zovaniya vnesh-nego elektronnogo resursa po distsipline "Sotsiologiya" dlya magistratury, napravlenie 09.04.03 "Prikladnaya in-formatika", profil' "Sistemy korporativnogo upravleniya dlya innovatsionnykh otraslei" (Methods of External Electronic Media Use in Sociology Course, Master's Degree, Course Direction 09.04.03 "Applied Information Science", Specialization "Corporate Management Systems for Pioneering Indistries"), Ekonomicheskie i sotsial'no-gu-manitarnye issledovaniya, 2018, No. 4 (20), pp. 169—174.
3. Davidenko E. S. Elektronnye informatsionnye karty dlya podgotovki studentov k inoyazychnomu pro-fessional'nomu obshcheniyu (e-Maps Use to Prepare the Graduates for Professional Communication in Foreign Language), Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v lingvistike, lingvodidaktike i mezhkul'turnoi kommu-nikatsii, Sb. statei, Vyp. 6, M., Tsentr distants. obrazova-niya, Fakul'tet inostr. yaz. i regionovedeniya MGU ime-ni M. V. Lomonosova, Izd-vo "Universitetskaya kniga", 2014, pp. 283—288.
4. Baidikova N. L. (Baydikova N. L.) Kharakteristi-ki produktivnoi uchebnoi deyatel'nosti studentov vuzov (Properties of Constructive Learning Activity of University Students), Nauka ishkola, 2017, No. 6, pp. 85—89.
5. Solovova E. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyi kurs lektsii (Foreign Language Teaching Methods: Basic Lectures Course), 3-e izd., M., Prosveshchenie, 2005, 239 p., tabl.
Sudakov Ivan A., first-year Master student at Institute of Linguistic and Pedagogical Education, National Research University of Electronic Technology (Russia, 124498, Moscow, Zelenograd, Shokin sq., 1), [email protected]