кампании», — как пишет Анна Семеновна Кимерлинг в работе «Выполнять и лукавить», —«были необходимым инструментом в восстановлении старого, поколебленного войной социального порядка» [3, с. 2], став основным механизмом управления страной.
Список литературы
1. Вдовин А. «Низкопоклонники» и «космополиты»/Шаш современник. 2007. № 1. С.27-33.
2. Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. История России. 1917-1995. М., 1996. Т. 2. С.497-569.
3. Кимерлинг А.С. Выполнять и лукавить. Политические кампании поздней сталинской эпохи. М.: ГУ ВШЭ, 2017. 216 с.
4. Кожевников А.Б. Игры сталинской демократии и идеологические дискуссии в советской науке: 1947-1952 гг. //Вопросы истории, естествознания и техники. 1997. № 4. С. 26-58.
5. Сталин и космополитизм. 1945-1953. Документы Агитпропа ЦК/под общ. ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. Д.Г. Наджафов, З.С. Белоусова // Россия XX век. Документы. М.: МФД: Материк, 2005. 768 с.
6. Хлевнюк О.В., Горлицкий Й. Холодный мир: Сталин и завершение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011. 95 с.
УДК 63.3(2)6
Багаутдинова Маргарита Альфредовна
студентка I курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: margarita.bagautdinova2016@yandex.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБВИНЕНИЙ В КОСМОПОЛИТИЗМЕ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ РЕПРЕССИВНЫХ КАМПАНИЙ В ПОЗНЕСТАЛИНСКОЕ ВРЕМЯ
Margarita A. Bagautdinova
1 course of history faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia e-mail: margarita.bagautdinova2016@yandex.ru
USING ACCUSATIONS OF COSMOPOLITANISM TO JUSTIFY REPRESSIVE CAMPAIGNS IN POZNAN
Аннотация. В статье описывается появление и развитие космополитизма в России, затрагивается проблема отношения к космополитам, и действий направлены на их искоренение. Также рассматривается космополитизм как предлог для репрессивных кампаний.
© Багаутдинова М.А., 2018
Ключевые слова: космополитизм, космополиты, кампании, репрессии.
Abstract. The article describes the emergence and development of cosmopolitanism in Russia, touches upon the problem of attitude to cosmopolitanism, and actions aimed at their eradication. Cosmopolitanism is also seen as a means of the Soviet government, as a pretext for repressive campaigns.
Key words: cosmopolitanism, cosmopolitans, campaigns, repression.
Человечество в древнем обществе впервые начало задумываться о мире и его происхождении, а также о месте человека в этом мире. Космополитизм зародился в Древней Греции. Первым ученым, назвавшимся космополитом, следует считать древнегреческого философа-киника Диогена Синопского (412323 гг. до н.э.), обозначившего самого себя как «гражданин мира». Далее космополитизм проникает в Древний Рим, Малую Азию. В Средние века космополитизм попадает в Европу: во Францию, Германию, Англию [3, с. 15].
Космополитизм (от греческого — космополит, гражданин мира) трактовался как мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая интересы и ценности всего человечества выше интересов систематизированных популяций людей. Идеология ориентирована на взаимосвязь и взаимопомощь среди всего населения планеты, в основе которой лежит гуманизм и миролюбие.
Точной даты появления космополитизма в России нет, но исследователи упоминают в качестве космополитов таких известных личностей, как А.С. Пушкин, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин и других не менее выдающихся представителей российской литературы, науки, философии. Поэтому началом появления более оформленного понятия космополитизма в России стоит считать конец XVIII в. [3, с. 59].
С проникновением космополитизма в Россию приверженцев данной идеологии становилось все больше. Космополитным был подход в науке, искусстве, политике и других сферах. Большой вклад в развитие идеологии космополитизма XIX-XX вв. внесла российская интеллигенция: Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877), Николай Иванович Кареев (1850-1931), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921).
В свою очередь противников космополитизма было тоже достаточно много, идеологическое развитие в России было подорвано противостоянием славянофилов и западников.
В Х1Х-ХХ вв. динамика твердого установления космополитизма в сознании людей все сильней подкреплялась мыслью о равноправии и глобализации, что не могло вызвать волну недовольства руководства и активных действий правительства. Критики идеологии считают, что система пренебрегает национальными традициями, культурой, а человек, называющий себя космополитом, является «антипатриотической личностью».
Условия послевоенной жизни в СССР оставляли желать лучшего, в стране был голод, бюрократический аппарат не функционировал в полной мере, все силы и средства были направлены на гонку вооружений. А также имело место обострение внешних конфликтов с западными странами, таких как израильский вопрос, создание НАТО, психологическая война Америки с СССР.
Данные факторы негативно отражались на настроении народа. И для того чтобы устранить разлад в отношениях между властью и народом, И.В. Сталин и его приближенные сконцентрировали все недовольство населения на внутреннем враге.
Формирование советской пропаганды началось осенью 1947 г. с началом холодной войны против империализма США и Великобритании. В этом же году все СМИ страны были направлены на критику против политики запада, а их политические деятели высмеяны. Параллельно этому в СССР пропагандировался идеал коммунизма, мощь Красной армии, патриотизм [2, с. 118].
В середине апреля 1947 г. ЦК разработал «План мероприятий по
пропаганде среди населения идей советского патриотизма», в котором
говорилось следующее: «В печати, устной пропаганде и во всей политической и
культурной работе надо раскрывать эксплуататорскую сущность и паразитизм
капиталистического общества, показывать во всей широте социальный и
национальный гнет при капитализме, антинародное содержание буржуазной
демократии и лживый характер так называемых буржуазных свобод», а для
реализации данной программы предлагались такие действия: «Через газеты
102
"Культура и жизнь", "Правда", "Известия", "Труд", "Комсомольская правда", "Красная звезда", через журналы "Большевик", "Партийная жизнь", литературно-художественные журналы организовать освещение важнейших вопросов пропаганды советского патриотизма и критики буржуазной культуры и обеспечить таким образом централизованное руководство всей работой партийных и советских органов в области воспитания широчайших масс трудящихся в духе советского патриотизма» [1].
Понятие «космополит» являлось синонимом понятия «главный враг СССР». Писались разгромные статьи о людях, обвинявшихся в «низкопоклонничестве перед Западом», их называли «прямой агентурой империалистической реакции, врагами советского патриотизма» и подвергали гонениям и массовым репрессиям. Подтверждением данных выводов могут служить такие примеры, как травля русских ученых Марка Константиновича Азадовского, Виктора Максимовича Жирмунского, Абрама Федоровича Иоффе, разгромные статьи в газетах «Звезда» и «Ленинград» о Михаиле Зощенко и Анне Ахматовой, а также нашумевшее в 1953 г. «дело врачей», ставшее заключительным этапом борьбы с космополитизмом.
Список литературы
1. Документ Агитпропа ЦК «План мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма» 18.04.1947 г. // Личный архив А.Н. Яковлева [Электронный ресурс]. URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/69334 (дата обращения: 10.04.2018).
2. Кимерлинг А.С. Выполнять и лукавить. Политические кампании поздней сталинской эпохи. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 212 с.
3. Киршин Ю.Я. Космополитизм — будущее человечества? М.: Клинцов. город. тип., 2013. 480 с.
УДК 94
Королева Алина Валентиновна
Студентка IV курса направления «История»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Пермь, Россия, e-mail: korolevalinas@gmail.com
СТАТУС ТЕАТРАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ГОРОДЕ
© Королева А.В., 2018