использование образовательных порталов при подготовке студентов в вузе
И. г. напалкова
В статье анализируются особенности портальной технологии и ее использование в вузовской образовательной среде. Выделяются способы и средства повышения эффективности использования интернет-порталов и сервисов в образовательном процессе.
Наиболее значимой тенденцией современности является глобализация, проявляющаяся во многих измерениях: политическая глобализация, глобальная экономика, радикальные технологические изменения, глобализация культуры и др. Общие глобализационные тенденции объективно проявляются и в образовательной сфере, выражаясь прежде всего в развитии транснационального образования и глобализации (укрупнении) университетов. От того, насколько адекватно будут внедряться элементы интернационализации, зависит как модель будущей системы образования, так и качество подготовки специалистов. Одним из значимых инструментов глобализации вузовского образования являются информационные технологии и формируемая и эффективно развивающаяся с их помощью информационная образовательная среда вуза, создающая условия для формирования компетентного мобильного специалиста.
Важнейшим направлением развития единого информационного вузовского образовательного пространства является использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе не только специальных дисциплин (например, «Информатика», «Информационные технологии», «Базы и банки данных», «Компьютерные программы обработки информации» и др.), а также:
— создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;
— разработка средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
— обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;
— подготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров
университета, способных эффективно использовать в учебном процессе новые информационные технологии.
Мировая практика показывает, что имеются два типа содержательных ориентиров в области информатизации. К первому типу относится расширение доступности образования за счет информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Второй тип ориентирован на изменение качества образования за счет усиления роли самостоятельного обучения, освоение новых ИКТ, использование дополнительных образовательных ресурсов. Достичь указанных содержательных ориентиров позволяет, в частности, создание и использование информационных порталов и сервисов.
Портал — это сетевой телекоммуникационный узел, обладающий быстродействующим доступом, развитым пользовательским интерфейсом и широким диапазоном разнообразного содержимого, услуг и ссылок, это интеллектуальный инструмент выбора источников содержания, объединение ресурсов для представления конечному пользователю посредством простого для навигации и настройки интерфейса [2, с. 29]. Появление первых информационных порталов, функционировавших как самостоятельные информационные единицы, относится к 1994—1995 гг., когда в сети Интернет появился новый класс коммерческих сайтов-проектов, связанных с накоплением информации (например, Yahoo, AltaVista, Lycos и т. д.).
С развитием инфокоммуникационных технологий и расширением Интернета роль таких проектов значительно возросла, они начали брать на себя роль путеводителя по Сети. Однако первое упоминание термина «портал» обычно связывают с компанией Merrill Lynch, выпустившей в ноябре 1998 г. отчет, в котором фигурировало понятие корпоративного информационного портала (Enterprise Information Portal — EIP), под которым понимался пакет программного обеспечения, дающий компании
возможность обеспечивать при помощи Web-браузера доступ к информации, находящейся во внутренних и внешних сетях.
Дальнейшее развитие корпоративных информационных порталов стимулировалось переходом к сетевым базам данных, необходимостью накопления, систематизации и распространения больших объемов информации, совершенствованием технологий хранения и зашиты ресурсов. Сеть порталов позволяла создать единое информационное пространство, предоставляющее возможности совместной работы в режиме реального времени.
Современные интернет-порталы представляют собой достаточно крупные и сложные сетевые информационно-технологические комплексы, ориентированные на оказание справочных, аналитических, коммуникационных, образовательных и иных информационных услуг. Их разработка требует глубокого и разностороннего концептуального исследования путей и возможностей построения корпоративных информационных сетей, научно-методического и технологического обоснования способов формирования отраслевых и региональных информационных сетевых ресурсов различного назначения.
Важными характеристиками портала являются:
1) персонализация для конечных пользователей — независимо от того, предназначено клиентское место портала для индивидуального пользователя или для сообщества, портал должен позволять настраивать свой внешний вид, содержание и интерфейс приложений для каждого индивидуально. Такая настройка может быть основана на отслеживании и анализе индивидуальных привычек пользователя, области его интереса или просто на той роли, которую пользователь выполняет в сообществе;
2) организация клиентского места — пользовательской рабочей среды, которая позволила бы устранить информационные перегрузки, — доступ пользователя к информационным ресурсам должен быть организован в наиболее удобном, консолидированном виде;
3) распределение ресурсов — обеспечение разделения некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей. Например, к некоторым уровням могут иметь доступ только администраторы. Порталы должны обеспечивать идентификацию
пользователя, т. е. поддерживать аутентификацию, единую регистрацию на сервере, создание карты прав доступа и т. д.;
4) отслеживание выполнения работ — эта характеристика особенно важна для персонификации портала, которая устанавливается в начале его использования конкретным человеком и нарастает по мере накопления информации о его интересах и склонностях. Важно отметить, что пользователю предоставляется максимальный контроль над тем, что будет отслеживаться, поскольку в этом случае не возникает опасений по поводу контроля над личной информацией;
5) активный доступ и отображение информации из хранилища данных — способность портала обеспечить доступ и отображение информации из множественных гетерогенных источников (реляционных, многомерных баз данных, систем управления документами, систем электронной почты, Web-серверов, новостных каналов и т. д.) также является основополагающим фактором;
6) локализация и обнаружение нужных людей и информации — используемые поисковые механизмы должны обеспечивать как пассивное информирование и обнаружение, так и средства активного обнаружения экспертов, сообществ и контента, связанного с определенной тематикой.
Информационно-образовательный портал вуза представляет собой инновационное средство организации учебного процесса, позволяющее максимально приблизить ресурсы к пользователям, обеспечивающее интеграцию информационной сущности вуза в единое информационное пространство, организующее отношения внутри рабочих информационных групп, создающее условия для эффективного управления образованием и организации учебного процесса. Система образовательных порталов характеризуется рядом особенностей [3], таких, как: большое разнообразие содержания и форм предоставления информации; большие объемы образовательной информации; высокая скорость обновления и пополнения информации; большая территориально-отраслевая распределенность информационных ресурсов; большое количество разнообразных групп пользователей.
Характеристиками образовательного портала являются:
— подобранный и структурированный контент для целей обучения;
— доступ и отображение информации из множества источников данных;
— персонификация для конкретного пользователя;
— способность организации клиентского места;
— распределение ресурсов — разделение некоторых возможностей портала на уровни, доступные разным категориям пользователей;
— отслеживание выполнения работ конкретным человеком или группой лиц и др.
В плане организации выделяют горизонтальные и вертикальные образовательные порталы. Вертикальные образовательные порталы создаются по областям знаний (гуманитарный, естественно-научный) или содержат специализированную информацию (например, для студентов-политологов). Горизонтальные образовательные порталы ориентированы на максимально широкий охват пользовательской аудитории. Они обеспечивают доступ к интегрированному каталогу информационных ресурсов, размещенных на специализированных серверах. Таким образом, горизонтальный образовательный портал осуществляет интеграцию вертикальных порталов в образовании. В настоящее время в России идет активная работа по созданию распределенной системы образовательных порталов, включающих горизонтальный портал «Российское образование» и подсистемы вертикальных порталов вузов.
Несмотря на рекомендации Министерства образования по активному использованию информационно-коммуникационных технологий в вузах, как показывают многочисленные исследования, в реальном образовательном процессе фактически электронные ресурсы используются довольно редко, особенно в региональных вузах и преимущественно для самостоятельной работы студентами. Для повышения эффективности использования информационных ресурсов необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к пользователям, предметным областям и собственно информационным ресурсам.
Как отмечают исследователи (Ю. С. Бранов-ский, В. Н. Васильев, С. К. Стафеев, М. В. Су-хорукова и др.) многие материалы, размещенные на образовательных порталах, не отвечают требованиям, предъявляемым к электронным ресурсам. Поэтому при проектировании и раз-
работке всех без исключения образовательных информационных ресурсов (ОИР) профильных порталов целесообразно учитывать общие рекомендации, инвариантные относительно уровня образования.
В качестве базовой основы для проектирования ОИР должна использоваться универсальная модель содержания учебного материала, которая основывается на разбиении его на учебные элементы и наглядном представлении структуры в виде иерархии. В состав модели содержания должна входить также таблица учебных элементов, в которой по каждому элементу определяются психолого-педагогические (дидактические, психологические, методические) требования по его представлению и усвоению.
При проектировании ресурса для образовательного портала разработчик должен:
— четко определить содержание учебного материала и цели обучения;
— представить содержание в наглядном и обозримом виде;
— привлечь экспертов для коллективного обсуждения полноты содержания и целевых показателей;
— обеспечить четкую преемственность учебных дисциплин;
— определить компонентный состав ОИР и профильного портала;
— сформировать системное (целостное) представление содержания учебного материала как у разработчиков, так и у пользователей ОИР и профильного портала;
— сформулировать требования к типу, количеству и последовательности упражнений для осмысления и закрепления теоретического материала.
Модель освоения учебного материала определяет последовательность изучения его учебных элементов и логические связи между ними. Требуемое качество образовательных информационных ресурсов достигается только при условии учета в их разработке современных научных и научно-практических достижений психологии, педагогики, эргономики, информатики и многих других наук.
Рекомендации по созданию ОИР профильных порталов базируются на современных психологических теориях. При проектировании глобального сценария ОИР целесообразно планировать в начале учебной работы создание у учащихся мотивации, знакомство с общей
структурой учебного материала ОИР (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциативно-рефлекторная теория).
При разработке локальных сценариев (последовательности выполнения упражнений в ходе изучения отдельных учебных элементов) требуется первоначальное планирование к выполнению упражнений со схемами, чертежами и другими графическими иллюстрациями (материализованная форма деятельности), а следом за ними — более абстрактных упражнений. Учитывая дробный, порционный характер процедуры обучения, необходимо также предусматривать в глобальном сценарии ОИР промежуточные и завершающий обобщающие этапы.
Исследования восприятия информации на портале пользователями позволяют сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране компьютера при работе как с собственно информационным ресурсом, так и при работе со всем порталом в целом [1]:
— информация на экране должна быть структурирована;
— визуальная информация периодически должна меняться на аудиоинформацию;
— темп работы должен варьироваться;
— периодически должны варьироваться яркость цвета и/или громкость звука;
— содержание визуализируемого учебного материала не должно быть слишком простым или слишком сложным.
Для оптимизации изучения информации на экране компьютера разработчикам информационных ресурсов профильных образовательных порталов предлагается использование логических ударений. Наиболее часто встречающимися приемами для создания логических ударений являются: изображение главного объекта более ярким цветом; изменение размера, яркости, расположения; выделение проблесковым свечением.
Особое внимание разработчиков ОИР профильных порталов должно быть уделено обоснованности и систематизации подхода к использованию иллюстраций, так как очень часто образовательные ресурсы перегружены графикой, что затрудняет восприятие материала пользователям. Вставка иллюстраций наиболее эффективна в местах, трудных для понимания
учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщений и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста как печатного, так и электронного.
Конкретное количество иллюстраций для отдельной экранной страницы или для всего ОИР комплексом требований специально не устанавливается. Этот параметр ОИР рекомендуется определять в каждом конкретном случае с учетом содержания и характера учебного материала; выбранной методики обучения; возможностей и специфики уровня и форм образования. Хорошо оформленный, понятный, богато иллюстрированный учебный материал, предоставляемый компонентами профильного образовательного портала, вызывает у обучаемого определенные положительные эмоции, повышающие интерес к предмету, оказывает влияние на общее состояние студента и преподавателя.
Для повышения наглядности учебного материала электронных информационных ресурсов профильных порталов предлагается использование таблиц и схем графиков, диаграмм, аппликаций, схематических рисунков. Такие средства необходимы как для выявления существенных признаков, связей и отношений явлений, событий, процессов и т. п., так и для формирования локального образного представления фрагмента текста. Красочно оформленный телекоммуникационный образовательный портал и его информационные ресурсы, в которых наличие иллюстраций, таблиц и схем поддерживается элементами анимации и звуковым сопровождением, облегчают восприятие изучаемого материала, способствуют его пониманию и запоминанию, дают более яркое и емкое представление о предметах, явлениях, ситуациях, стимулируя познавательную активность обучаемых.
Исследователи для разработчиков ОИР профильных порталов также предлагают рекомендации, соответствующие положениям современной дидактики. При разработке ОЭИ целесообразно предусмотреть [1]:
— наличие специальных средств для мотивации обучаемых и поддержания их внимания и интереса;
— градуирование степеней трудности и сложности материала;
— наличие процедур для облегчения процессов обобщения;
— наличие итоговых обобщающих схем;
— использование значков («иконок») и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение (спецификацию) компонентов учебного материала и компонентов профильного образовательного портала;
— сопровождение теоретических описаний практическими примерами и гиперссылками на соответствующие телекоммуникационные ресурсы как принадлежащие порталу, так и размещенные вне его;
— описание связи учебного материала с дополнительными дидактическими ресурсами профильного образовательного портала по поддержке самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (обзорными лекциями, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т. п.);
— доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
— соответствие языкового стиля отдельных ресурсов общему стилю портала;
— простоту навигации по учебному материалу;
— сохранение общепринятых обозначений и терминологии, их соответствие требованиям портала;
— справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
— возможность отмены учащимся ошибочных действий в ходе самостоятельной работы.
Важно четко определить и описать целевую группу обучаемых, для которых предназначен конкретный ОИР. В описание целевой группы должны входить обобщенные сведения о потенциальных пользователях ОИР и профильного портала: познавательные потребности, формирующие мотивацию; возраст; общественный статус; общекультурный и профессиональный уровень; привычный стиль обучения; уровень предварительной подготовки. Модульную компоновку отдельных ОИР и формирование порталов путем объединения уже разработанных информационных ресурсов рекомендуется осуществлять в строгом соответствии с утвержденной для данного портала каталогизацией и
рубрикацией по следующим основным критериям: типам образовательных информационных ресурсов; уровням (ступеням) образования; типам и формам образовательного процесса; специфике аудитории пользователей; предметным и образовательным областям; названиям информационных ресурсов (алфавитный порядок); фамилиям авторов (владельцев) информационных ресурсов (алфавитный порядок); времени создания и последнего обновления информационного ресурса (степени новизны).
Относительно требований, предъявляемых к пользователям ресурсов, необходимо отметить:
— повышение квалификации преподавателей по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;
— компьютеризацию вузов для создания оптимальных условий для использования информационных ресурсов;
— увеличение пропускного канала кафедр и факультетов.
Проанализировав ресурсы образовательных порталов, можно также сформулировать специальные рекомендации по повышению эффективности использования ОИР при подготовке студентов: 1) организовать широкий хостинг для профессорско-преподавательского состава, чтобы преподаватели знали о возможностях, ресурсах и сервисах образовательных порталов по политологии; 2) создать координационные советы при УМО, которые активно привлекали бы кафедры региональных вузов для проведения сетевых семинаров, интернет-конференций, виртуальных лекций; 3) усилить требования к размещаемым материалам, ввести требование обязательной редакционной обработки ресурсов.
Перечисленные особенности и рекомендации в общем виде очерчивают круг методико-технологических вопросов и путей их решения, имеющих отношение к созданию и эксплуатации образовательных порталов. Все отмеченные инновации свидетельствуют о том, что применение подобных ресурсов, средств и технологий в целом привносит новое в методику и информационно-технологическое обеспечение подготовки специалистов, что не может не отразиться на повышении качества такой подготовки.
библиографический список
1. Григорьев с. Г. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, Г. А. Краснова // Интернет-порталы : содержание и технологии : сб. науч. статей. — Вып. 2 / под ред. А. Н. Тихонова. — М. : Просвещение, 2005. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.edu.ru/db/portal/e-library/00000023/00000023.htm — Загл. с экрана.
2. Интернет-порталы : содержание и технологии : сб. науч. статей. — Вып. 3 / под ред. А. Н. Тихонова. — М. : Просвещение, 2005. — 590 с.
3. Могилев А. в. Дидактические принципы в компьютерном обучении / А. В. Могилев, С. А. Титоренко // Педагогическая информатика. — 2003. — .№ 2. — С. 10—16.
Поступила 04.05.09.