Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн / дизайнер / нейронные сети / искусственный интеллект / преподавание / обучение / эскизирование / насмотренность / композиция / креатив / design / designer / neural networks / artificial intelligence / teaching / learning / sketching / viewing / composition / creativity

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Коренева Екатерина Павловна

В данной статье рассматривается использование нейросетей и искусственного интеллекта в обучении студентов-дизайнеров. Рассматриваются возможности использования нейросетей и искусственного интеллекта в преподавании дизайна, а также для самостоятельной работы студентов. Выявляются преимущества и недостатки использования данных технологий, а также их влияние на образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Коренева Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF NEURAL NETWORKS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATION OF DESIGN STUDENTS

This article examines the use of neural networks and artificial intelligence in teaching design students. The possibili-ties of using neural networks and artificial intelligence in teaching design, as well as for students' independent work, are considered. The advantages and disadvantages of using these technologies, as well as their impact on the educational process, are revealed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ»

№ 2(128)

A UNI

/w\ фил(

7universum.com

UNIVERSUM:

филология и искусствоведение

февраль, 2025 г.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ДИЗАИН

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Коренева Екатерина Павловна

доц. кафедры информационных технологий и компьютерного дизайна Санкт-Петербургского Государственного института культуры,

РФ, г. Санкт-Петербург E-mail: [email protected]

THE USE OF NEURAL NETWORKS AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE EDUCATION OF DESIGN STUDENTS

Ekaterina Koreneva

Associate Professor Saint-Petersburg State Institute of Culture, Russia, Saint-Petersburg

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается использование нейросетей и искусственного интеллекта в обучении студентов-дизайнеров. Рассматриваются возможности использования нейросетей и искусственного интеллекта в преподавании дизайна, а также для самостоятельной работы студентов. Выявляются преимущества и недостатки использования данных технологий, а также их влияние на образовательный процесс.

ABSTRACT

This article examines the use of neural networks and artificial intelligence in teaching design students. The possibilities of using neural networks and artificial intelligence in teaching design, as well as for students' independent work, are considered. The advantages and disadvantages of using these technologies, as well as their impact on the educational process, are revealed.

Ключевые слова: дизайн, дизайнер, нейронные сети, искусственный интеллект, преподавание, обучение, эскизирование, насмотренность, композиция, креатив.

Keywords: design, designer, neural networks, artificial intelligence, teaching, learning, sketching, viewing, composition, creativity.

Современный мир непрерывно трансформируется под влиянием развития технологий. Одним из наиболее значимых и стремительно прогрессирующих направлений является искусственный интеллект (ИИ) и нейронные сети. Их влияние на сферу дизайна переоценить сложно - эти инновации перевернули представление о творческих процессах и возможностях человека в этой области. Искусственный интеллект и нейросетевые алгоритмы уже сегодня способны самостоятельно генерировать оригинальные визуальные концепты, схемы, иллюстрации и даже целые произведения дизайна. Такие инструменты, как DALL-E, Midjourney или Stable Diffusion, демонстрируют впечатляющие возможности по созданию изображений на основе текстового описания. Более того, ИИ-движки способны имитировать индивидуальный стиль дизайнера, адаптируя генерируемый контент под эстетику и предпочтения

конкретного автора. Подобные технологии открывают перед дизайнерами новые горизонты творчества. Они позволяют ускорить и облегчить многие рутинные операции, высвобождая время и силы для поиска неординарных решений и реализации по-настоящему креативных идей. Кроме того, ИИ-инструменты способны генерировать огромное количество вариаций, из которых дизайнер может выбирать наиболее интересные и подходящие варианты, тем самым значительно расширяя спектр возможностей. Вместе с тем, внедрение ИИ в дизайн-индустрию порождает и определенные опасения. Некоторые специалисты высказывают обеспокоенность по поводу того, что нейросетевые алгоритмы могут вытеснить человека-дизайнера, постепенно заменяя его в создании визуального контента. Однако, в действительности ИИ и человеческое творчество идут рука об руку, дополняя и обогащая друг друга. Ключевая роль искусственного интеллекта

Библиографическое описание: Коренева Е.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2025. 2(128). URL: https://7universum. com/ru/philology/archive/item/19318

№ 2(128)

в дизайне заключается не в замене, а в расширении возможностей человека. ИИ-инструменты могут оказать активное содействие в генерации идей, ускорении технических процессов и поиске нетривиальных визуальных решений. Однако окончательный выбор, доработка и воплощение идей должны оставаться прерогативой профессионального дизайнера, обладающего уникальным творческим видением и художественным вкусом. Несомненно, эти технологии открывают перед дизайнерами принципиально новые возможности, которые при грамотном и взвешенном подходе способны вывести творческие процессы на качественно новый уровень. Развитие искусственного интеллекта и нейросетей оказывает влияние на различные сферы деятельности человека. Образование, в том числе подготовка специалистов - дизайнеров не является исключением. Использование современных технологий открывает новые возможности и перспективы в образовательном процессе как для преподавателей, так и для студентов дизайнеров.

Возможности нейросетей сейчас весьма широки и обширны. Так, с помощью искусственного интеллекта, появляется возможность генерировать большое количество уникального контента в соответствие с этапами разработки дизайн-проекта. Нейросети могут создавать дизайн-концепции, ментальные карты, мудборды (от англ. mood board «доска настроения», коллаж с изображениями, паттернами, текстом, шрифтами, реферансами), цветовые, шрифтовые и композиционные схемы, иллюстрации, дизайн-макеты и, даже, целые сайты и моушен-графику. Использование в современном образовательном процессе исключительно традиционных методов возможно, но такие новые технологии, как искусственный интеллект и нейросети, могут повысить качество процесса обучения. Работа с нейронными сетями не является полноценной заменой дизайн-проектирования, но становится помогающим инструментом, который позволяет облегчать и ускорять некоторые этапы разработки дизайн-продукта. Использование нейросетей в преподавании у студентов-дизайнеров является актуальным и новым методологическим подходом, который влияет как на усвоение информации студентами, так и даёт простор для внедрения новых методик обучения.

Преподаватели могут использовать различные адаптивные образовательные платформы, реализованные с помощью нейронных сетей, такие как SC Training, Adaptemy Learning Engine, Smart Sparrow, Plario. Такие платформы могут подстроиться под особенности восприятия и индивидуальные потребности каждого студента. В рамках этих платформ педагог может отслеживать прогресс обучающегося, определять его сильные и слабые стороны, и на основе анализа возможностей каждого конкретного студента, предлагать персонализированные способы реализации заданий. Такой анализ может помочь более эффективному усвоению материала и развитию сильных сторон студента. Также

февраль, 2025 г.

алгоритмы нейросетей могут применяться для анализа студенческих работ. Конечно, искусственный интеллект не даст объективную оценку художественной части дизайн-проекта, но может выявить композиционные закономерности, проверить корректность цветовых или шрифтовых решений, расстояний между блоками в макете или проверить орфографию. Это позволяет давать студентам более структурированную обратную связь.

С помощью использования нейросетевых технологий преподаватель имеет возможность структурировать учебные материалы, создавать базы данных, которыми впоследствии могут пользоваться студенты. Автоматизация рутинной работы помогает сосредотачиваться на творческой составляющей работы со студентами.

Для будущих дизайнеров крайне важна насмот-ренность, но не всегда удается найти изображение, которое необходимо проанализировать в качестве референса. Использование нейросетей позволяет не только анализировать аналоги по конкретным критериям, но и генерировать новые изображения на основе этих аналогов. Преподаватель может улучшить визуализацию учебных материалов, а также, в качестве примеров, в режиме реального времени создавать новый визуальный ряд, относящийся к изучаемой теме. Искусственный интеллект может помочь в создании сложных дизайн-концепций или в трудоёмких технических процессах. Например, можно создавать дополненную реальность, трёхмерные модели, анимации и симуляции.

В рамках образовательного процесса студентам, обучающимся по направлению подготовки «Дизайн», необходимо реализовывать большое количество различных текущих задач в рамках различных профессиональных дисциплин. Так, к примеру, эс-кизирование или создание клаузур - динамичный процесс, который может стопориться из-за длительной технической реализации. Использование нейросетей позволяет студентам уделять больше времени обдумыванию идей, а также облегчает воплощение этих идей в жизнь. Комбинирование собственных эскизов с искусственным интеллектом даёт возможность создавать большее количество композиционных заготовок для дальнейшего и более детального проектирования.

В целом, использование искусственного интеллекта и нейросетей в сфере образования студентов-дизайнеров даёт большое количество возможностей для повышения эффективности профессиональной подготовки. Однако, наряду с преимуществами, применение искусственного сопряжено с рядом проблем, которые необходимо тщательно изучать и решать.

1. Сегодня существуют опасения, что чрезмерное использование искусственного интеллекта и нейросетей для создания творческого визуального контента может привести к подавлению оригинальности творчества, и, как следствие, обесцениванию профессии дизайнер. Необходимо тщательно изучить, как использование новых технологий влияет на креативное мышление, не снижается ли ценность

№ 2(128)

авторского дизайна, не сведётся ли работа дизайнера к умению дать правильный запрос нейросетям.

2. Многообразие программного обеспечения. Большинство нейросетей, которые сейчас существуют, являются платными. Не все образовательные учреждения готовы внедрять в учебный процесс эти технологии, которые нуждаются в сопровождении и определённых материальных затратах. На рынке сейчас существует множество различных нейросетей, которые выдают абсолютно разный результат. Выбор нейросети, которая подходила бы для всех нужд и закрывала бы все запросы, как студентов, так и преподавателей, практически невозможен, так как на сегодняшний день такого программного обеспечения просто не существует.

3. Логика работы нейросетей отличается высокой сложностью. Потребности и запросы, с которыми студенты и преподаватели обращаются к искусственному интеллекту, очень разнообразны, а сами нейросети сейчас только развиваются, дорабатываются и обновляются. В связи с этим, не всегда можно добиться предсказуемого и удовлетворительного результата. Ответ, который даёт нейросеть,

февраль, 2025 г.

не является окончательным, а требует большого количества доработок и изменений.

Развитие и совершенствование образовательного процесса должно включать в себя использование ИИ и нейросетей, способствующих созданию уникального визуального контента, который образуется на срезе человеческого мышления и компьютерной генерации. Системы нейросетей смогут выступать в качестве творческих помощников, структурировать творческие поиски и систематизировать техническую реализацию дизайн-проектов. Взаимодействие систем искусственного интеллекта и различных виртуальных инструментов поможет более активно погрузить студента в рабочие условия, максимально приближенные к реальности, что сможет в дальнейшем облегчить адаптацию в реальной рабочей среде.

В целом, использование нейросетей в работе со студентами дизайнерами - это перспективное направление, которое в будущем поможет сделать процесс преподавания, подачи и усвоения информации более быстрым, структурированным и качественным.

Список литературы:

1. Искусственный интеллект в дизайне: способна ли машина справиться с творческой работой / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.ucraft.ru/blog/iskusstvenniy-intellekt-v-dizayne (дата обращения: 14.11.2024).

2. Кетрова Алла Александровна, Стефановская Елена Олеговна ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Universum: психология и образование. 2024. №7 (121). С. 30-32.

3. Лях Валентина Ивановна, Королева Нина Алексеевна МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-3. С. 38-42.

4. Малашук Е.В. ИНСТРУМЕНТЫ ИИ В ВЕБ ДИЗАЙНЕ: ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ // Инновационная наука. 2023. №10-1. С. 21-30.

5. Юхта Н.М. Системы автоматизированного рецензирования и оценки графических работ в электронной информационно-образовательной среде вуза / Н.М. Юхта // Научные и технические библиотеки. 2022. № 5. С. 99-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.