Научная статья на тему 'Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до'

Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
797
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНИК / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / КРАСОТА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ РИСОВАНИЯ / ГАРМОНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / СВОБОДНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлявина Ольга Андреевна

Статья посвящена изучению проблемы использования в современном образовании дошкольников нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности для развития у детей художественных способностей в активной творческой деятельности детей. Актуальность темы обусловлена реализацией Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, направленных на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карлявина Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ФГОС до»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕ ТРАДИЦИОННЫХ ПРИЁМОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Карлявина О.А.

Карлявина Ольга Андреевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново

Аннотация: статья посвящена изучению проблемы использования в современном образовании дошкольников нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности для развития у детей художественных способностей в активной творческой деятельности детей. Актуальность темы обусловлена реализацией Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, направленных на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Ключевые слова: младший дошкольник, эстетическая деятельность, художественный вкус, красота, нетрадиционные приёмы рисования, гармония, концепция, свободное экспериментирование.

В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества, прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущего поколения в гуманизме. Человек будущего должен быть созидателем, личность с развитым чувством красоты.

Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, целью которой является гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я- концепции творца». Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства [1].

В соответствии с современными требованиями основные принципы дошкольного образования - это поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка [2].

Изобразительная деятельность является одним из эффективным средств для этого. Также современные исследователи доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют развитию и познавательной деятельности, творческой активности [3].

У меня сложилось такое мнение, что традиционных подходов недостаточно для развития творчества у современных детей.

Целью моей работы стало использование нетрадиционной техники изобразительной деятельности для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

В начале года мною был проведен мониторинг с целью выявления у детей творческих способностей, по итогам которого мною была поставлены задачи:

■ Познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительной техники, которые наиболее доступны и интересны ребёнку 4-го года жизни («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», рисование жёсткой кистью, ватными палочками «тычкование», «печать» пробкой, картофелем, свеклой, рисование мятой бумагой, сухими листьями «оттиск», рисование тампоном «тампонирование»).

■ Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами

■ Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

■ Развивать познавательные и творческие способности детей, основываясь на принципах интереса с опорой на интересы отдельных детей и целого сообщества

■ Способствовать обогащению сенсорно-чувственного опыта

■ Способствовать развитию эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетического объекта

■ Вовлечение родителей в данную деятельность

Для достижения поставленных целей и задач мною был разработан перспективный план работы с детьми 4 года жизни по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования на основе комплексно-тематического планирования образовательного процесса, прописанного в Основной образовательной программе дошкольного учреждения. В основу моей методической разработки легли материалы Р.Г. Казаковой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой и свои наблюдения за деятельностью детей.

Для реализации поставленных задач были созданы необходимые условия в группе - развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО.

Весь материал находится в доступном для детей месте - «центре изобразительного детского творчества», поэтому дети могут брать материал по художественному творчеству и в свободное от занятий время. В центре по изодеятельности представлены не только детские рисунки, но и папка с образцами в нетрадиционной технике рисования, по которой дети самостоятельно могут подобрать нужную технику и материал, также в красивой оформленной подставке лежат средства изобразительной деятельности.

Творчество дошкольников, неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью. Чтобы расширить возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, я использую на занятиях по изобразительной деятельности различные нетрадиционные материалы и средства изображения: ватные палочки, пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты, пластмассовые трубки, поролон, листья деревьев, овощные штампы и печати. Необычный материал изображения вовлекает детей в творческий процесс, вызывая дополнительный интерес к процессу рисования.

Главный художник - малыш, а я вместе с ним. Для реализации задуманного ребенком создаю проблемные, игровые ситуации, когда ребёнку необходимо сделать выбор, проявив свою фантазию и своё мировосприятие. Каждый ребёнок индивидуален. При необходимости, дополняю или подсказываю, как это можно сделать - и на глазах у ребёнка возникает новое творение.

Дети искренне радуются тому, что у них получилось. Возникает желание рисовать ещё и ещё. Нетрадиционные техники позволяют маленьким художникам, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, обогащается сенсорно-чувственный опыт, вселяется уверенность в своих силах формируется «Я-концепция-творца».

Е.А. Флёрина писала, что через детское творчество ярко проявляется взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания детей. Особую роль при этом уделяла воспитанию средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова и игры [4].

Чтобы активизировать внимание детей на занятии, побудить их к деятельности, активно использую игровые приёмы, сюрпризный момент, художественное слово, музыкальное сопровождение, ИКТ. Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Стараюсь вовлечь их в ИГРУ. Создаю положительно-эмоциональный настрой. В основе моей работы лежит

77

принцип систематичности, от «близкого к далекому», «от хорошо известному к малоизвестному», «используется принцип развивающего характера» [2].

В изобразительной продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных изобразительных технологий это интеграция всех образовательных областей.

Для более эффективного и успешного решения поставленных задач работа строилась в тесном партнерстве с родителями воспитанников. В годовой план работы с родителями включены консультации, оформление наглядно-информационного материала по проблеме художественно-эстетического воспитания (например, «Первые граффити», «Порисуем?», «Кисточка или ладошка», «Точки, точки и кружочки» и др.). Регулярно организуются тематические выставки детских рисунков, проводятся мастер-классы для родителей. Родители заинтересованы в эстетическом развитии своих детей.

В раздевальной комнате устраиваются выставки рисунков, в которых порой, участие принимает вся семья, представлены разнообразные техники выполнения рисунков.

В конце года был проведен итоговый мониторинг, что позволило проанализировать и сравнить уровень развития художественно-творческих способностей у детей младшей группы за учебный год. Результаты показали: работы детей стали более выразительные, оригинальные, у малышей повысилась творческая активность, эмоциональность. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. В своей деятельности дети одновременно могут использовать несколько изобразительных средств. Дети с удовольствием экспериментируют с художественными материалами и инструментами, обогатился сенсорно-чувственный опыт детей, родители проявляют интерес к данной деятельности, являясь непосредственными участниками образовательного процесса.

Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственного мнения и вкусов.

Таким образом, нетрадиционный подход к выполнению изображения даёт толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребёнка, учит нестандартно мыслить, позволяет привить у детей любовь к изобразительной деятельности.

В дальнейшем планируется дополнить использование нетрадиционных техник более сложными: монотипия, граттаж, рисование по мокрому фону, набрызг и др. Причем, границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их друг с другом, придумывая новые.

Опыт моей работы с дошкольниками, по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности, доказывает эффективность использования нетрадиционных приёмов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. М. Сфера, 2016. С. 4-5.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. М. Творческий центр, 2004. С. 2-3.

4. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 110-летию Е.А. Флёриной. М., 2000 (Флерина Е.А. Эстетическое воспитание в советском детском саду. // Дошкольное воспитание, 1947. № 10. С. 20-21).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.