Дворецкая А.В. ©
Студент, педагогический факультет, кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССАХ
Аннотация
В статье рассматриваются общие положения принципа наглядности, ее виды, используемые на уроках русского языка при формировании орфографических навыков, а также анализ результатов исследования эксперимента проведенного по данной проблеме.
Ключевые слова: наглядность, орфография, метод. Keywords: clarity, spelling, method.
Применение наглядных методов на уроках в начальных классах плодотворно сказывается на результате процесса обучения и усвоения знаний, кроме того, учителя начальных классов имеют потребность в реализации эффективных методов использования наглядности.
Это связано с тем, что методы использования наглядности имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Наглядные пособия стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, экономят время учителей [1, 119].
В педагогической науке имеется немало исследований, посвященных проблеме использования наглядности и визуализации в педагогическом процессе. Этой проблемой занимались и занимаются педагоги и психологи (Л. В. Занков, В. И. Евдокимов, А. В. Славин, Л. М. Фридман, А. В. Хуторской и др.), методисты (М. И. Башмаков, В. Г. Болтянский, М. Б. Волович, В. А. Далингер, А. Л. Красик, Г. Е. Сенькина и др.).
Применение наглядных учебных пособий способствует формированию у учащихся материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов, разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе.
На основе анализа психолого - педагогической литературы нами было выдвинуто предположение, что использование наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах будет наиболее эффективно, если:
- учтены особенности использования различных видов наглядности соответствующих возрастным особенностям учащихся на всех этапах урока при изучении орфографии;
- систематически использовать комплекты наглядных пособий, обеспечивающие пространственно - цветовое предъявление информации;
- организуется совместная деятельность учителя и учащихся по изготовлению и применению наглядных пособий.
Дети, как известно, мыслят звуками, красками и формами, поэтому наглядность необходимо использовать на каждом уроке в начальной школе, она способствует развитию памяти, мышления, воображения.
©© Дворецкая А.В., 2014 г.
Обычно пособия для начальной школы - это учебник, тетрадь ученика и методические указания учителя. Тем не менее, для наилучшей эффективности должны применяться различные виды наглядных пособий - они помогут организовать коллективную деятельность учеников и дать возможность следить за восприятием материала по реакции самих детей.
Успешность учащегося в обучении во многих случаях определяется его учебными мотивами. Очень важно учитывать особенности организации процесса обучения с возрастными особенностями учащихся и постараться максимально сохранить их на всех последующих этапах.
Систематическое использование комплектов наглядных пособий на уроках русского языка приводит к целому ряду положительных моментов: учащиеся охотно занимаются на уроках, на которых присутствует та или иная наглядность, воспринимают их как праздник, у школьников вырабатывается устойчивый интерес к таким занятиям, меньше рассеивается внимание, так как существует обратная связь учителя с обучаемым.
Следует учитывать, что вся наглядность должна быть простой по содержанию, но оформлена художественно. Следует избегать излишней яркости в окраске, что может отвлекать внимание учеников от основного содержания и утомлять их.
От успешности обучения зависит совместная согласованность деятельности учителя и учащихся.
В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят учащимся не бояться ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя раскованно и свободно.
Следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников в той или иной учебной деятельности.
Наглядность - (по Я. А. Коменскому) - один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах [3, 328].
Основные виды наглядности:
Предметная наглядность - это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов.
Изобразительная наглядность - это демонстрация изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них.
Словестная наглядность - это образов в речевой форме.
Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении [5, 576].
Для изучения уровня сформированности орфографических навыков с использованием наглядного материала на уроках русского языка в начальных классах на базе МАОУ СОШ № 31 г. Ишима был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Г» классов.
Эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап - констатирующий - диагностика на изучение уровня сформированности орфографических навыков каждого испытуемого.
2 этап - формирующий - реализация педагогических условий использования наглядного материала при формировании орфографических навыков на уроках русского языка в начальных классах.
3 этап - контрольный - повторная диагностика на изучение уровня сформированности орфографических навыков, проведение анализа полученных результатов.
Для оценки уровня сформированности орфографических навыков учащихся были выделены следующие критерии:
Критерий 1 - умение выделять «опасные места» для безударных гласных, для согласных, парных по глухости/звонкости, для букв и, у, а после шипящих под ударением.
Критерий 2 - умение определить тип орфограммы и отнести ее к определенному правилу, умение применять правило, умение осуществлять орфографический самоконтроль.
На основе выделенных критериев, были выделены три уровня сформированности орфографических навыков: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень - учащиеся данного уровня не владеют умением выделять «опасные места» для безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных, букв и, у, а после шипящих. С трудом применяют изученные правила, самоконтроль не осуществляется.
Средний уровень - учащиеся данного уровня выделяют частично «опасные места» для безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных, букв и, у, а после шипящих. Применяют изученные правилами, иногда допускают ошибки в соотнесении правила и типа орфограммы, затрудняются в осуществлении самоконтроля.
Высокий уровень - учащиеся данного уровня выделяют все «опасные места» для безударных гласных, парных по глухости/звонкости согласных, букв и, у, а после шипящих. Применяют изученные правила, умеют подбирать нужное правило в соответствие с типом орфограммы, осуществляют самоконтроль выполняемого действия письма.
Для определения уровня сформированности орфографических навыков были использованы общепринятые методики: тест «Орфографическая зоркость», анкета, диктант «Пятерки».
В результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что в 3 «А» классе в среднем 58, 8 % испытуемых имеют низкий уровень сформированности орфографических навыков, исходя из критериев, определенных в начале эксперимента, в 3 «Г» классе в среднем 52, 9 % испытуемых.
Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет низкий уровень сформированности орфографических навыков и нуждается в их развитии.
Целью формирующего этапа исследования являлась реализация педагогических условий по формированию орфографических навыков на уроках русского языка с использованием наглядного материала, с целью повышения уровня грамотности учащихся в образовательном процессе.
Первая форма работы, конспект урока по русскому языку « В мире орфографии».
Главной задачей урока было, продолжить совершенствовать знания и способы деятельности учащихся в нахождении слов с изученными орфограммами корня, их последующей проверке и обозначении; формировать положительные эмоции с использованием различных видов наглядности на каждом этапе урока.
Вторая форма работы, создание комплектов таблиц для изучения орфографии.
Были разработаны комплекты наглядных пособий в виде таблиц, которые систематически использовались для предъявления пространственно - цветовой информации на уроках русского языка при изучении орфографии.
Систематическая работа с таблицами, применение их при непосредственном участии самих учащихся привело к тому, что на определенном этапе обучения они уже смогли самостоятельно, опираясь на таблицы, изложить весь материал.
Третья форма работы, совместная деятельность учителя и учащихся по изготовлению и применению орфографического словаря.
Изготовление словаря и словарная работа с ним на уроке русского языка способствовала развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
Каждая форма работы педагогически инструментировалась в направлении формирования орфографических навыков учащихся. Подчеркивалось значение того или иного умения для работы с наглядностью, занятия повторялись до закрепления, варьировались в зависимости от успешного выполнения каждым учеником.
Целью контрольного этапа опытно - экспериментальной работы было, путем повторной диагностики проверить эффективность занятий по формированию орфографических навыков у учащихся начальных классов.
Для проведения диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. В результате, были выявлены некоторые изменения в уровне сформированности орфографических навыков испытуемых.
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе показывает, что количество учащихся с низким уровнем сформированности орфографических навыков в 3 «А» классе уменьшилось до 5, 9 % , а в 3 «Г» классе до 4, 7 %, увеличилось количество учащихся, имевших средний и высокий уровень. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для развития орфографического навыка у учащихся.
Таким образом, методики и выдвинутые нами предположения помогли значительно повысить уровень сформированности орфографических навыков с использованием наглядного материала у учащихся начальных классов.
Литература
1. В. А. Артемов - Психология наглядности при обучении: методические рекомендации [Текст] / В. А. Артемов - М.: Высшая школа, 2008. - 119 с.
2. В. В. Давыдов - Теория развивающего обучения. [Текст] / В. В. Давыдов - М.: Академия, 2004. -288 с.
3. Я. А. Коменский - Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. [Текст] / Я. А. Коменский - М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 328с.
4. Н. Г. Савкина - Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной ассиметрии полушарий: [Текст] / Н. Г. Савкина - М.: Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2010. - 92 с.
5. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов - Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов - М.: Академия, 2005. -576 с.
6. Р. Яцко - Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению // Школьный психолог. - 2004. - № 8. - 14 с.