Научная статья на тему 'Использование мультимедийных технологий как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза'

Использование мультимедийных технологий как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATIVE COMPETENCE / AUTHENTIC VIDEOS / MULTIMEDIA TECHNOLOGY / LISTENING / DYNAMIC VISIBILITY / INTENSIFICATION / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АУДИРОВАНИЕ / ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГЛЯДНОСТЬ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алипулатова Н. С., Магомедова А. Д., Эсетов Ф. Э., Магомедгаджиева А. М.

Данная статья посвящена проблеме поиска современных форм и средств обучения, оптимизирующих процесс формирования навыков иноязычного общения студентов языкового вуза в условиях модернизации языкового образования. Использование видео на интерактивных занятиях по практике устной и письменной речи открывает ряд уникальных возможностей для студентов в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Видеофильм служит хорошей динамической наглядностью для практики иноязычного общения и создания ситуаций такого общения на учебном занятии. Для того чтобы студенты овладели навыками межкультурной коммуникации, показывать видеофильмы следует не время от времени, а систематически, причем демонстрация должна быть методически организована. Использование мультимедийных технологий на занятиях иностранного языка выступает как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза, способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алипулатова Н. С., Магомедова А. Д., Эсетов Ф. Э., Магомедгаджиева А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES LIKE MEANS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS

The article is dedicated to a problem of searching for modern forms and means of education, optimizing the process of forming the skills of foreign language communication of students of a language university in the context of modernization of language education. The use of video in interactive sessions on the practice of speaking and writing opens up a number of unique opportunities for students in terms of mastering not only the language, but also foreign language culture. The video serves as a good dynamic visibility for the practice of foreign language communication and the creation of situations of such communication in the classroom. In order for students to master the skills of intercultural communication, videos should be shown not from time to time, but systematically, and the demonstration should be methodically organized. The use of multimedia technologies in a foreign language class serves as a means of forming foreign language communicative competence of students of a language university, contributes to the intensification of the educational process and creates favorable conditions for the formation of students’ communicative (language and socio-cultural) competence.

Текст научной работы на тему «Использование мультимедийных технологий как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза»

USING MULTIMEDIA TECHNOLOGIES LIKE MEANS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LANGUAGE UNIVERSITY STUDENTS. The article is dedicated to a problem of searching for modern forms and means of education, optimizing the process of forming the skills of foreign language communication of students of a language university in the context of modernization of language education. The use of video in interactive sessions on the practice of speaking and writing opens up a number of unique opportunities for students in terms of mastering not only the language, but also foreign language culture. The video serves as a good dynamic visibility for the practice of foreign language communication and the creation of situations of such communication in the classroom. In order for students to master the skills of intercultural communication, videos should be shown not from time to time, but systematically, and the demonstration should be methodically organized. The use of multimedia technologies in a foreign language class serves as a means of forming foreign language communicative competence of students of a language university, contributes to the intensification of the educational process and creates favorable conditions for the formation of students' communicative (language and socio-cultural) competence.

Key words: communicative competence, authentic videos, multimedia technology, listening, dynamic visibility, intensification.

Н.С. Алипулатова, канд. филол. наук, доц., доц. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: umudatka@mail.ru

АД. Магомедом, канд. филол. наук, доц., доц. каф. романо-германских и восточных языков и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: a913046@mail.ru

Ф.Э. Эсетов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информатики и вычислительной техники, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: f1012@rambler.ru

А.М. Магомедгаджиева, канд. пед. наук, доц., доц. каф. методики преподавания математики и информатики, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: ami-76@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Данная статья посвящена проблеме поиска современных форм и средств обучения, оптимизирующих процесс формирования навыков иноязычного общения студентов языкового вуза в условиях модернизации языкового образования. Использование видео на интерактивных занятиях по практике устной и письменной речи открывает ряд уникальных возможностей для студентов в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Видеофильм служит хорошей динамической наглядностью для практики иноязычного общения и создания ситуаций такого общения на учебном занятии. Для того чтобы студенты овладели навыками межкультурной коммуникации, показывать видеофильмы следует не время от времени, а систематически, причем демонстрация должна быть методически организована. Использование мультимедийных технологий на занятиях иностранного языка выступает как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза, способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции студентов.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, аутентичные видеоматериалы, мультимедийные технологии, аудирование, динамическая наглядность, интенсификация.

В современной методике преподавания иностранных языков приоритетным является формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Студенты-выпускники языковых вузов в целом владеют иностранным языком на коммуникативно-достаточном уровне. Однако с учетом всё возрастающих требований к качеству иноязычной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров традиционными методами практически невозможно достичь желаемых результатов.

Настоящая статья посвящена проблеме поиска современных форм и средств обучения, оптимизирующих процесс формирования навыков иноязычного общения студентов языкового вуза в условиях модернизации языкового образования.

Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранному языку является одним из важных проблемных вопросов современной методики [1, с. 152]. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс языковой подготовки будущих учителей иностранного языка, на наш взгляд, является одним из решений данной проблемы. Рассматриваемые нами технологии также способствуют формированию ИКТ-компетентности, предоставляющие студентам доступ к информации для ее поиска, хранения, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи, достаточной для успешной реализации учебного процесса [2, с. 152].

К сожалению, процессы обучения и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции студентов с помощью мультимедийных технологий до сего времени являются скорее исключением, чем правилом в большинстве учебных заведений. При этом широкому использованию рассматриваемых нами технологий часто препятствуют существующие учебные планы, образовательные структуры, логика учебного процесса.

В этой связи представляется существенным определить формы, приемы и способы использования мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам.

Нам представляется, что использование видео на интерактивных занятиях по практике устной и письменной речи открывает ряд уникальных возможностей для студентов в плане овладения не только языком, но и иноязычной культурой. Интерактивные формы занятий по иностранному языку, безусловно, способствуют изменению формы взаимодействия между преподавателем и студентами, при этом преподаватель нацелен на создание условий, обеспечивающих проявление креативности, инициативы для решения проблемных задач у студентов [3, с. 155].

Просмотр аутентичных видеоматериалов является прекрасной основой для обучения иноязычному говорению.

Использование мультимедийных технологий дает возможность:

- представить ситуацию иноязычного общения во всей ее полноте;

- видеть и слышать участников общения (видеть их мимику и жесты, что способствует более полному восприятию коммуникативной ситуации);

- расширить рамки коммуникации благодаря тому, что студент видит обстановку (место, время дня и года), может определить возраст, пол, одежду, социальное положение, из действия в данный момент, настроения и чувства;

- сделать вывод о формальном или неформальном характере общения.

Однако использование видеоматериалов неизбежно вызывает вопросы относительно организации образовательного процесса студентов на иностранном языке в аудитории. Необходимо так организовать иноязычную учебную деятельность студентов, чтобы они получали удовлетворение от фильма именно через понимание иностранного языка, а не только через интересный и занимательный сюжет, чтобы занятие не превращалось в развлечение, а достигало поставленных образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В настоящее время в методике преподавания иностранных языков прослеживается тенденция сокращения времени просмотра видеозаписи от получасовых к пятиминутным и менее отрывкам, которые обеспечивают достаточный материал для адекватного понимания и последующего использования в речи, стимулируя высказывание студентов с опорой на предложенную в видеозаписи ситуацию. Количество времени, которое следует уделять просмотру видео на уроке, зависит от целей использования видео [4, с. 76].

Использование аутентичных видеоматериалов, как было отмечено выше, в целях обучения иноязычному общению способствует овладению иноязычной культурой. Именно поэтому фильм о жизни Маргарет Тэтчер заслуживает внимания, его отличает правильный академический английский язык, украшенный британским акцентом.

Работа с аутентичным художественным фильмом Железная леди / The Iron Lady на занятиях проводилась нами в три этапа: преддемонстрационный, демонстрационный и последемонстрационный.

Перед просмотром видео перед студентами ставится коммуникативная задача, которая направляет их внимание в нужное русло. Для этого разрабатываются вопросы и рабочий раздаточный материал, позволяющий преподавателю организовать активный просмотр на занятии. Технология просмотра предполагает членение фильма на логические отрывки, разработку отдельных заданий, направленных на снятие языковых трудностей и объяснение незнакомых реалий.

При работе с дидактическим раздаточным материалом студенты соблюдают определенную технологию:

- предварительное ознакомление с заданиями;

- раздаточный материал должен быть простым, чтобы студент обретал уверенность в своем успешном продвижении вперед;

- раздаточный материал не тестирует, а стимулирует речь студентов.

На преддемонстрационном этапе нами снимаются языковые трудности восприятия текста видеофильма (фрагмента), разъясняются лингвострановед-ческие реалии. Студентам даются задания на антиципацию содержания видеофильма, содержательные ориентиры, опорные слова и фразы. Возможные трудности понимания снимаются также путем выборочного аудирования отдельных фрагментов. В некоторых особо сложных случаях возможно предварительное чтение сценария.

В качестве предфильмовых ориентиров предлагаются вопросы по содержанию, иллюстрации из фильма и портреты персонажей:

1. Where does the picture unfold?

2. What historical events are described in the plot of the film?

3. What do you think is the cause of the Falklands War?

4. How long did the Falkled war last?

5. Who is called Iron Lady?

7. What is the role of the Iron Lady in regaining control of the Falkland Islands?

8. Who starred in this movie?

Ответы на предложенные до просмотра вопросы позволяют организовать беседу по содержанию просмотренного фрагмента, а на более продвинутом этапе - дискуссию, особенно в том случае, когда вопросы имеют проблемный характер.

Непосредственно перед показом видеофильма студентам предлагаются следующие коммуникативные задания, которые делают его просмотр активным и целенаправленным:

- отметьте на карточке правильный вариант, направление, факт, соответствующий содержанию.

- расположите кадры из фильма в порядке их появления в видеофрагменте;

- задания, обучающие отдельным аспектам языка (фонетика, грамматика и лексика): отметьте фразы, выражающие раздражение, возмущение, радость, смущение;

- индивидуальные задания, предполагающие самостоятельное исследование студента с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Во время демонстрационного этапа после первой демонстрации преподаватель проводит первый контроль понимания отдельных слов, фраз. Одним из важных свойств видеозаписи является возможность паузирования, а также перемотки видеозаписи в обратную сторону с тем, чтобы добиться адекватного понимания и выполнения поставленных преподавателем коммуникативных за-

Библиографический список

дач. В ходе диалога между преподавателем и студентами выясняются сложности восприятия, даются дополнительные опоры и подсказки.

Во время вторичного просмотра преподаватель добивается детального понимания содержания и переходит к постдемонстрационному этапу, который преследует цель контроля понимания и развития навыка иноязычного говорения на основе видеофрагмента.

Контроль восприятия видео в основном сводится к проверке понимания иноязычной речи, звучащей с экрана. Простейшей формой контроля является задание указать верные и неверные утверждения; выбрать один правильный вариант из нескольких предложенных. Данная форма контроля способствует проверке понимания при развитии навыков аудирования.

Расположение кадров в порядке их появления в фильме позволяют не только проверить внимание студентов, но дают опору для устных высказываний. Кадры иллюстрируют развитие сюжета и служат хорошей основой для пересказа. Более усложненным является задание обосновать, почему один кадр не предшествует другому Еще более сложный вариант представляет собой метод введения «помех». Когда среди кадров данного видеофрагмента появляется кадр из другого фильма. Студентам предлагается объяснить, почему данный кадр никак не мог быть частью просмотренного ими видео.

Как мы наблюдаем, видеофильм служит хорошей динамической наглядностью для практики иноязычного общения и создания ситуаций такого общения на учебном занятии. Студенты драматизируют услышанный с экрана диалог, разыгрывая его по ролям. Здесь возможно не только точное воспроизведение услышанного и увиденного, но и «творческое переосмысление» текста, его новая интерпретация.

Если же уровень знаний студентов позволяет достаточно корректно и точно воспроизвести сценарный текст, выступая от имени героев видео при просмотре с выключенным звуком, можно предложить им озвучивание или дублирование фильма на родной язык. Подобное упражнение может вызвать как большой интерес со стороны студентов, так и оказать большое влияние на повышение уровня их языковой компетенции. При выполнении данного задания возможны различные интерпретации личности героев, можно сравнить более или менее удачные варианты.

Таким образом, использование мультимедийных технологий на занятиях иностранного языка выступает как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов языкового вуза, способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции студентов [5, с. 233].

1. Магомедова А.Д., Магомедгаджиева А.М., Алипулатова Н.С. Информационно-коммуникационные технологии на уроках английского языка на базовом уровне языкового образования в общеобразовательной школе. Мир науки, культуры и образования. 2016; 1 (56): 152.

2. Магомедгаджиева А.М., Магомедова А.Д., Алипулатова Н.С. Формирование ИКТ-компетентности учащихся в рамках проектной деятельности на уроках английского языка. Мир науки, культуры и образования. 2018; 2 (69): 152.

3. Магомедова А.Д., Демченко А.И., Алипулатова Н.С. Технология проведения интерактивных занятий по теории и методике обучения иностранному языку Научный журнал Мир науки, культуры и образования. № 1 (56), февраль, 2016: 155.

4. Барменкова О.И. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка. Журнал Эксперимент и инновации в школе. 2011; № 5: 75 - 79.

5. Магомедова А.Д., Магомедгаджиева А.М. Использование приемов занимательного и игрового характера для реализации межпредметных связей английского языка, информатики и ИКТ в 5-6 классах. Инновационные технологии в обучении и воспитании: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. Карачаевск: КЧГУ, 2018: 232 - 236.

References

1. Magomedova A.D., Magomedgadzhieva A.M., Alipulatova N.S. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii na urokah anglijskogo yazyka na bazovom urovne yazykovogo obrazovaniya v obscheobrazovatel'noj shkole. Mirnauki, kul'tury iobrazovaniya. 2016; 1 (56): 152.

2. Magomedgadzhieva A.M., Magomedova A.D., Alipulatova N.S. Formirovanie IKT-kompetentnosti uchaschihsya v ramkah proektnoj deyatel'nosti na urokah anglijskogo yazyka. Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2018; 2 (69): 152.

3. Magomedova A.D., Demchenko A.I., Alipulatova N.S. Tehnologiya provedeniya interaktivnyh zanyatij po teorii i metodike obucheniya inostrannomu yazyku. Nauchnyj zhurnal Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. № 1 (56), fevral', 2016: 155.

4. Barmenkova O.I. Ispol'zovanie videomaterialov dlya formirovaniya kommunikativnoj kompetencii uchaschihsya na urokah anglijskogo yazyka. Zhurnal 'Eksperiment i innovacii v shkole. 2011; № 5: 75 - 79.

5. Magomedova A.D., Magomedgadzhieva A.M. Ispol'zovanie priemov zanimatel'nogo i igrovogo haraktera dlya realizacii mezhpredmetnyh svyazej anglijskogo yazyka, informatiki i IKT v 5-6 klassah. Innovacionnye tehnologii v obuchenii i vospitanii: Materialy XII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Karachaevsk: KChGU, 2018: 232 - 236.

Статья поступила в редакцию 21.01.19

УДК 37.013.42; 796.1

Androsov P.P., Head of "Sulus" Sports Club, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: polys-p-p@yandex.ru

Pelmenev V.K., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Institute of Recreation, Physical Culture and Sports, Immanuel Kant Baltic Federal University

(Kaliningrad, Russia), E-mail: VPelmenev@kantiana.ru

THE ROLE OF NATIONAL SPORTS FOR DEVELOPMENT STUDENT SPORTS IN THE REPUBLIC OF SAHA (YAKUTIA). In the article the role of national sports in the development of student sports and youth in the Republic of Sakha (Yakutia), their significance, and a brief historical background are considered. The accessibility of occupations by the national sports of the Republic of Sakha (Yakutia), which do not require large special sports facilities and sports equipment, are of great importance for the promotion of healthy lifestyles, contribute to systematic physical training and sports among young people and students. Materials on the growth of the number of people engaged in national sports are presented on the basis of statistical data, questionnaires and personal observations at the North-Eastern Federal University from 2011 - 2016.

Key words: national sports, physical culture and sport, development of physical culture and sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.