Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1
ТЕОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
А.С. Соколова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СМЕШАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
НА ОСНОВЕ ПЛАТФОРМЫ "MOODLE"
(на примере курса "Страноведение: Германия, Австрия,
Швейцария" для средней школы)
Новые информационно-коммуникационные технологии предоставляют неограниченные возможности в поиске аутентичного материала и разработке методики преподавания страноведения. Благодаря учебной среде "Moodle", которая сочетает в себе очную и дистанционную формы обучения, учащиеся получают возможность самостоятельно, творчески, в приемлемом для них темпе и объеме освоить предложенный в курсе страноведческий материал.
Ключевые слова: смешанное обучение, страноведение, системы управления обучением, платформа "Moodle", немецкий язык.
New Information Technologies offer unlimited possibilities, among others, in terms of the search for authentic material which can be used for teaching proposes and the development of the cultural studies methodology. Due to Moodle learners can deal with the course of cultural studies on their own, in the most suitable for them time, tempo and a manner of study, and also in a more creative way.
Key words: blended learning, cultural studies, Learning Management Systems (LMS), "Moodle", German language.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали неотъемлемой частью учебного процесса как в высшей, так и в средней школе. Особую роль в обучении в настоящее время стали играть так называемые системы управления обучением (Learning Management System — LMS). Системы ориентированы прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учеником. Такие системы, в частности "Moodle", стали очень популярны при применении модели смешанного обучения, которая сочетает в себе очную и дистанционную формы обучения.
Как известно, обучение иностранному языку не должно ограничиваться только обучением языковой системе или приобретением только коммуникативной речевой компетенции. Оно должно также
Соколова Александра Сергеевна — аспирант кафедры лингвистики и информационных технологий факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-578-83-31, e-mail: [email protected]
сопровождаться ознакомлением с культурными традициями, историей, менталитетом народа, определившими особенности изучаемого языка. Язык, мышление и культура "взаимосвязаны настолько тесно, что практически составляют единое целое, состоящее из этих компонентов, ни один из которых не может функционировать (а, следовательно, и существовать) без двух других"1. Наиболее эффективным на сегодняшний день является комплексный, системный подход к обучению иностранным языкам, который рассматривает язык как явление социокультурной реальности, феномен культуры и продукт развития цивилизации2. В связи с этим выбор курса по страноведению представляется нам особенно актуальным. Изучение мира немецкого языка часто отождествляют с изучением культуры Германии, в стороне при этом незаслуженно остаются Австрия, Швейцария, Лихтенштейн. Поэтому спецификой данного курса страноведения стало привлечение особого внимания к этим странам.
В 1990 г. рабочая группа из представителей немецкоговорящих стран разработала так называемые ABCD-тезисы, в которых подчеркивается, что первичным в изучении страноведения становится не простое получение информации о странах изучаемого языка, а формирование и развитие способностей, стратегий и умений в обращении с другими культурами3. При таком подходе учебная информация о странах изучаемого языка увеличивается в несколько раз, в связи с чем актуальным становится аспект самостоятельного приобретения знаний.
Для достижения этих целей представляется целесообразным усилить дидактический потенциал очного традиционного обучения возможностями информационных технологий и использованием модели смешанного обучения. Такой подход был положен в основу при создании курса "Страноведение: Германия, Австрия, Швейцария" с применением платформы "Moodle".
Термин "смешанное обучение" используется для описания такого типа обучения, который сочетает в себе различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, электронное обучение онлайн и самообучение. Цель смешанного обучения — усилить индивидуализацию и оптимизацию учебного процесса. К положительным сторонам очной формы обучения можно отнести непрерывное взаимодействие учеников между собой и ученика и учителя, постоянную коммуникацию участников учебного процес-
1 Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. М., 2007. С. 23.
2 См.: Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009. С. 79.
3 Padros A., Biechele M. Didaktik der Landeskunde. Fernstudieneinheit 31. Muen-chen, 2003. S. 103.
са, возможности для возникновения неподготовленных спонтанных вопросов, дискуссий. Однако в то же время очное обучение предполагает фиксированное место и время проведения урока, необходимость одинакового уровня знаний у всех членов группы и низкую степень возможности реализации принципа индивидуализации обучения. Дистанционный учебный процесс предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения.
В силу разных психофизических особенностей и способностей учащихся для усвоения ими учебного материала требуется разное количество времени, разное количество упражнений разной степени сложности. Поэтому основная задача учителя при такой форме обучения — планирование самостоятельной работы, включающее составление и подбор заданий, которые бы не вызвали у обучающегося трудностей при выполнении их дистанционно.
Смешанное обучение помогает повысить эффективность учебного процесса за счет оптимального сочетания дидактических возможностей очной и дистанционной форм обучения.
Основные преимущества смешанной формы обучения следующие:
1) отсутствие временных и пространственных ограничений доступа к содержанию обучения;
2) наличие актуальной информации (информация в сети, в отличие от учебника, может обновляться);
3) возможности дополнения, расширения, повышения наглядности содержания обучения за счет использования средств мультимедиа;
4) высокая степень индивидуализации учебного процесса (отсутствие ограничения по времени при выполнении некоторых заданий, выбор содержания обучения, индивидуализированный контроль, возможности повторного выполнения некоторых заданий);
5) высокая степень мотивации благодаря использованию новой формы обучения и общения;
6) самоконтроль и самоанализ (учащиеся получают результаты непосредственно по окончании выполнения заданий, видят свои ошибки, имеют возможность выполнить некоторые задания повторно (по усмотрению преподавателя);
7) анонимность (ограничение доступа учащихся к результатам и оценкам других участников курса позволяет работать в более комфортной и спокойной психологической обстановке).
Однако в начале работы как у преподавателя, так и у учеников может возникнуть страх перед предстоящими временными затратами на подготовку и выполнение заданий в связи с отсутствием четкого представления о работе в новой форме. Этот психологический фактор следует предусмотреть.
Немаловажным фактором, влияющим на масштаб и эффективность использования смешанного обучения в образовательном процессе, является уровень владения компьютерными технологиями, информационная и техническая подготовленность как преподавателя, так и ученика. Поэтому, прежде чем внедрять новые технологии в курс, необходимо убедиться в том, что учащиеся имеют пользовательские компьютерные навыки, а если эти навыки отсутствуют, необходимо их сформировать.
Помимо этого учащимся часто не хватает умений поиска нужной информации, а также критического осмысления источников, их качества. Во избежание этого следует формировать у учащихся следующие умения:
• поиска и структурирования нужной информации;
• критического осмысления информации;
• преобразования данной информации для специфических целей.
Кроме того, учитель должен всегда задавать себе вопрос: целесообразно ли использование компьютера в данном виде работы? Преподаватель должен разумно подходить к выбору средств обучения и помнить об основной цели обучения, а именно о формировании коммуникативной компетенции.
Одним из способов реализации смешанного обучения являются учебные платформы. Учебная платформа реализует следующие функции:
1) хранение информации разного типа;
2) регулирование информационного потока;
3) упрощение управления процессом обучения;
4) осуществление более индивидуализированного общения "ученик—учитель".
Нам представляется целесообразным применение в обучении страноведению в школе учебной платформы "Moodle" (Module Object-Oriented Dynamic Learning Environment — Модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Данная платформа позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения иностранным языкам:
• воспитывающего обучения;
• сознательности;
• активности;
• наглядности;
• доступности и посильности;
• прочности;
• индивидуализации4.
4 См.: Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2006. С. 28.
Решающим фактором при выборе платформы послужили также следующие преимущества "Moodle":
• продвижение социального конструкционизма (сотрудничество, критическая рефлексия, активное обучение и пр.);
• поддержка различных подходов в обучении (дистанционное, очное, смешанное);
• простой, интуитивно понятный, эффективный, кросс-платформенный интерфейс в окне браузера;
• экономическая доступность ("Moodle" распространяется бесплатно), простая установка;
• совместимость с большинством широко используемых баз данных;
• безопасность: все формы и вводимые данные проверяются, cookies шифруются и т.п.;
• использование для большинства текстовых областей (ресурсы, сообщения форумов и т.п.) встроенного редактора.
Образовательная среда "Moodle" применяется для размещения интерактивных заданий, текстов и файлов мультимедиа, а также для их оценки (интеграция заданий, созданных в Hot Potatoes, форумы, система оценки результатов выполненных упражнений) и интерактивного общения, которое может быть реализовано с помощью чата, форумов, онлайн-диалога, функции обмена сообщениями между участниками сообщества, календаря. Электронная учебная среда "Moodle" предлагает целый спектр инструментов, позволяющих не только организовать учебный процесс в дистанционной форме (форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных), но и интегрировать в учебный процесс все образовательные и мультимедийные ресурсы, размещенные в глобальной сети Интернет и на персональных компьютерах пользователей (файлы различного типа, папки, веб-страницы, аудио- и видеозаписи, базы данных, гиперссылки и т.д.). Все эти элементы могут быть встроены в курс на базе "Moodle" в соответствии с образовательной целью.
Учебная платформа позволяет успешно сформировать и развивать все необходимые навыки и умения: лексические, грамматические, фонетические навыки, а также письмо, говорение, чтение и аудирование. Учебные платформы предлагают широкие возможности для дифференциации и индивидуализации обучения, предполагают высокую степень самостоятельности обучаемых в овладении материалом, обеспечивают гибкость учебного процесса, поэтому нам представляется наиболее целесообразным их использование в обучении страноведению.
Главная задача этого предмета — расширение знаний и когнитивной компетенции обучающихся. Как показал анализ имею-
щихся пособий, очень трудно объективно представить фактический страноведческий материал во всей его полноте, соблюдая принцип достоверности, аутентичности и объективности.
Например, программа курса по каждой стране предусматривает следующие цели и задачи: познакомить учеников с историей, географией, культурой страны, ее политической и экономической жизнью, особенностями немецкого языка, особенностями литературы, обычаями, интересами жителей страны, научить их использовать имеющиеся интернет-ресурсы для составления письменных и устных рефератов по темам курса.
Благодаря применению учебной платформы "МооШе" можно облегчить эту задачу, существенно расширить и более глубоко изучить программные темы, предоставив, например, учащимся (при сохранении предусмотренного количества учебных часов) право выбора, что и как изучать на занятиях по страноведению. Обучаемый может самостоятельно или относительно самостоятельно (под руководством преподавателя) находить и обрабатывать релевантные материалы в рамках заданной темы, работая в автономном режиме. В этом случае мы можем говорить об активном, ориентированном на деятельность подходе к изучению иностранного языка. При этом, сообщая в классе найденную ими дополнительную информацию, учащиеся сами являются обучающим ресурсом друг для друга.
Обобщая опыт внедрения платформы, важно отметить, что учащиеся показали высокую степень мотивации к изучению страноведения в новой для них форме. Конечно, не всегда все проходило гладко. Основные трудности возникли на предварительном этапе: не все учащиеся обладали необходимым уровнем владения компьютером. Для преодоления этих трудностей понадобилось организовать дополнительное занятие. Поскольку не все учащиеся обладали одинаковым уровнем владения языком, не все обучающиеся полностью выполнили предусмотренные курсом задания. В связи с этим было пересмотрено содержание курса, увеличена дифференциация упражнений (в курс добавлены более легкие задания для слабо успевающих учеников).
Учебная среда "МооШе" представляет очень широкие возможности для самостоятельной и совместной творческой работы преподавателя и учеников и является именно тем средством, с помощью которого педагоги могут качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее развить индивидуальные особенности обучающихся, осуществить варьирование форм учебной деятельности и обновление учебного материала. Однако не стоит забывать, что сами по себе "новые средства" не являются гарантом успешного урока. Необходимо подходить к их использованию с позиций методической целесообразности.
Список литературы
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2006.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М., 2008.
Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики межъязыковой и межкультурной коммуникации: Учеб. пособие. М., 2007.
Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика: Пособие для студентов и аспирантов языковых факультетов университетов и вузов. М., 2009.
Padros A., Biechele M. Didaktik der Landeskunde. Fernstudieneinheit 31. Muenchen, 2003. docs.moodle.org/ru