1. Первый тип стратегии направлен на максимальное понимание и учет специфики культуры, которая станет объектом стратегического управления. Целью стратегии становится создание условий, которые обеспечивают сохранение культурного ареала региона — объекта внедрения проекта, и только потом собственно саморазвитие культурного субъекта.
2. Но уже во втором типе проектов главной задачей является экспорт личных культурных образцов в «чужой» культурный контекст, который модифицируется, преобразуется благодаря этому. Современные процессы модернизации в развивающихся регионах могут служить непосредственным примером такого рода практики. Они имеют возможность протекать при наличии сложившихся модернизационных культурных моделей, которые экспортируются и воспроизводятся в других регионах и социокультурных контекстах. Культурный образец рассматривается субъектом модернизации (проектировщиком) в качестве идеального состояния «чужой» культуры, при этом последняя или противостоит модернизации, или поддерживает ее. Поэтому проект такого типа должен включать в себя не только условия внедрения культурного образца, но и механизмы блокирования возможного противодействия.
Идея развития, лежащая в основе данного типа стратегий, определяется в какой-то мере осознанием и пониманием невозможности решить проблемы за счет ресурсов той культуры, которая (или фрагменты которой) является объектом проектной деятельности. Когда в результате рефлексии ситуации обнаруживается ограниченность наличного состояния относительно новых задач и проблем, программное мышление становится средством формирования модели развития. Выход видится в радикальной смене культурной реальности путем внедрения классических и прогрессивных культурных норм, ценностей, технологий, активизации механизмов внедрения инноваций.
Литература
1. Грачев Р. В. Принципы развития сферы концертно-выставочных услуг в социокультурной среде города // Инновации в отраслях народного хозяйства как фактор решения социально-экономических проблем современности: сб. докл. и материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 5-7 декабря 2014 г.). — М., 2014.
2. Ляско А. К. Стратегический менеджмент. Современный учебник. — М.: ИД Дело РАНХ и ГС, 2013. — 488 с.
УДК 332.145
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖОТРАСЛЕВОГО БАЛАНСА
В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
© Губаева Инна Владимировна, аспирант отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН
Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8. Е-mail: [email protected]
В статье дается постановка процесса регионального стратегического планирования, приведены его основные задачи и этапы, проведен обзор законодательной базы с учетом положений федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Описаны создание и развитие межотраслевого баланса. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт построения межотраслевых моделей и их использование в стратегическом планировании развития региона. Выявлены проблемы составления региональных межотраслевых моделей. Описан опыт расчетов по таблицам «затраты - выпуск» Республики Бурятия за 2011 г., на основе которых можно смоделировать изменения таких показателей, как валовый выпуск, налоговые поступления, занятость населения, по отраслям и по экономике республики в целом. Освещены основные результаты данного опыта. Доказана целесообразность применения межотраслевого подхода к региональному стратегическому планированию.
Ключевые слова: стратегическое планирование, межотраслевой баланс, социально-экономическое развитие, региональное развитие.
APPLICATION OF THE INTERSECTORAL BALANCE IN STRATEGIC PLANNING OF SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION
Gubaeva Inna V., Research Assistant, department of regional economic studies BSC SB RAS
8, Sakhyanovoi, Ulan-Ude, 670047, Russia
The article puts forward a setting of the process of regional strategic planning, its main tasks and stages are developed, the legal basis with regard to the provisions of the Federal Law "On the strategic planning in the Russian Federation" is reviewed. The creation and development of intersectoral balance are considered. The domestic and foreign experience in the development of intersectoral models and their use in strategic planning for the region are considered.The problems for working out the regional intersectoral models are revealed. The experience of calculation is described according to the tables "expenditures -output" of the Republic of Buryatia in 2011, basing on which it is possible to simulate changes in such indicators as gross output, tax revenues, employment for branches of industry and the economy in general. The main results of this experiment are highlighted. The feasibility of the application of intersectoral approach to regional strategic planning has been proved.
Keywords: strategic planning, intersectoral balance, socioeconomic development, regional development.
Региональное стратегическое планирование (РСП) представляет собой процесс обоснования и выбора стратегических приоритетов и направлений устойчивого развития региона в единстве социальных, экономических, научно-технических, экологических и институциональных факторов и условий [7, с. 7]. РСП также включает в себя разработку управляющих политик и механизмов реализации, обеспечивающих повышение конкурентоспособности социально-экономической системы региона и ее адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.
Объектом регионального стратегического планирования, как считают представители новосибирской экономической школы, является устойчивое социально-экономическое развитие региона на основе комплексного использования его потенциала. Региональное сообщество является конечным субъектом регионального стратегического планирования [7, с. 6].
К основным этапам РСП следует отнести:
- анализ состояния из сложившихся тенденций социально-экономического развития региона, произведение комплексной оценки конкурентных преимуществ, возможностей, угроз и слабых сторон;
- разработка долгосрочного прогноза развития территории и возможных сценариев развития;
- формирование перечня крупных инвестиционных проектов и оценка их воздействия на перспективное развитие региона [7, с. 11].
На основании Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период (каждые шесть лет на двенадцать и более) и на среднесрочный период (ежегодно) разрабатываются на вариативной основе [10].
Государственные программы субъекта Российской Федерации разрабатываются в соответствии с приоритетами социально-экономического развития, определенными стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а схема территориального планирования субъекта РФ разрабатывается в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития субъекта РФ [10].
Разработка документов по стратегическому развитию региона требует использования соответствующего инструментария, позволяющего учитывать взаимодействия различных видов экономической деятельности, результаты реализации государственной экономической политики, включая реализацию инвестиционных проектов.
Таким инструментом стратегического планирования развития региона является межотраслевой баланс (МОБ), представляющий собой комплекс взаимосвязанных таблиц, характеризующих связи между выпуском продукции в одной отрасли и затратами, расходованием продукции всех участвующих отраслей, необходимым для обеспечения этого выпуска [2]. Также межотраслевой баланс принято называть таблицами «затраты - выпуск».
Метод «затраты - выпуск» был реализован В. Леонтьевым в 1930-х гг. при построении таких таблиц для США за 1919 и 1929 гг. (по 44 отраслям экономики). Впоследствии таблицы «затраты -выпуск» были также разработаны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Австралии, а позже стали строиться в более чем 90 странах мира [8, с. 39].
Данными для межотраслевого баланса служат статистические таблицы, фиксирующие потоки товаров и услуг между всеми отраслями производства в течение определенного периода времени. Данный метод используется для анализа и планирования отраслевых пропорций [1].
Балансовые методы планирования можно рассматривать на различных уровнях иерархии экономических объектов: предприятиях, объединениях, отраслях, народном хозяйстве в целом. Модель межотраслевого баланса исторически является первой экономико-математической моделью сводного народнохозяйственного планирования.
В основе МОБ лежит экономико-математическая матричная модель, в которой по строкам показано распределение продукции конкретной отрасли по другим отраслям в соответствии с коэффициентом прямых затрат, а также части продукции, поступающей в конечное потребление. По столбцам показана структура стоимости отрасли: ее материальные затраты, затраты на рабочую силу, чистый доход [2].
Модель описывается следующей формулой:
■V; "У: , (1)
где Х^ — объем производства в отрасли \ (1 = 1, ..., п); Й^ — коэффициент прямых затрат, который
обозначает количество продукта к затраченное на производство единицы продукта _); — величина конечного, выходящего за пределы производства продукта отрасли 1
На основе модели межотраслевого баланса рассчитываются косвенные и полные эффекты в экономике, возникающие в связи с изменением объемов конечного потребления (потребления домашних хозяйств, государственных расходов, инвестиций, чистого экспорта) [3]. А также влияние государственной политики на социально-экономическое развитие территорий:
- увеличение (снижение) расходов регионального (муниципального) бюджета;
- сокращение (увеличение) финансовой помощи субъекту РФ (муниципальному образованию);
- закрытие/сокращение финансирования (создание/увеличение финансирования) государственных организаций [11].
Также на основе межотраслевого баланса можно оценить влияние реализации крупных инвестиционных проектов на социально-экономическое развитие территории, последствия ограничений хозяйственной деятельности, рассчитать мультипликаторы загрязнения окружающей среды, занятости, налогов и т. п.
Построение региональных межотраслевых балансов началось еще в 1950-е гг. В Лаборатории экономико-математических методов АН СССР в 1958-1962 гг. по Мордовской, Татарской, Карельской АССР были построены первые региональные МОБ; позднее были составлены межотраслевые балансы союзных республик (по Прибалтике, Белоруссии, Закавказью). Разработка системы межотраслевых балансов по союзным республикам и экономическим районам (сначала за 1966, а затем за 1972, 1977, 1982, 1987 годы) позволила создать уникальную систему межотраслевых балансов в разрезе 14 союзных республик и 10 экономических районов РСФСР [8].
Разработка региональных таблиц «затраты - выпуск» даже в агрегированном формате позволила решить такие задачи, как повышение качества и надежности статистических оценок на уровне регионов, уточнение параметров ненаблюдаемой экономики (в разрезе групп товаров и услуг), создание информационной основы для разработки сателлитных счетов, а также множество других задач.
В постсоветской России первый опыт разработки базовых таблиц «затраты - выпуск» по методологии национальных счетов относится к 1995 году (по ОКОНХ). Последние опубликованные таблицы относятся к 2003 году, они включают три основных таблицы (таблицу ресурсов товаров и услуг, таблицу использования товаров и услуг, симметричную таблицу «затраты - выпуск»), а также вспомогательные таблицы (матрицы налогов и субсидий на продукты, транспортных и торговых наценок) [8].
Использование устаревших классификаторов затрудняло осуществление международных сопоставлений и экономического анализа в структуре международных стандартов. Поэтому правительством Российской Федерации было принято решение о переходе российской статистики с 2004 г. на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), что сделало невозможным продолжение работ по построению системы таблиц «затраты - выпуск», так как в качестве базовой основы опора делалась на систему таблиц за 1995 г. [9].
В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 201-р* на федеральном уровне были разработаны таблицы «затраты - выпуск» по РФ за 2011 г. Формирование информационной базы осуществлялось в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) [4]. Предполагается, что базовые таблицы «затраты - выпуск» за 2011 г. будут официально опубликованы в IV квартале 2015 года.
Подготовка ТЗВ России стала импульсом к формированию соответствующих таблиц для отдельных субъектов РФ. Так, по инициативе правительства Республики Бурятии были разработаны таблицы «затраты - выпуск» по экономике Бурятии за 2011 г. Целью их разработки стало создание информационной базы для анализа и прогнозирования социально-экономического развития Республики Бурятии [5].
Были сформированы (в разрезе 50 видов экономической деятельности) и агрегированы (до 16 видов экономической деятельности) базовые таблицы «затраты-выпуск» Бурятии, по которым был проведен структурный анализ экономики республики. В целом валовой выпуск составил 285,8 млрд р., в том числе валовой региональный продукт — 49,2 % в структуре валового выпуска, промежуточное потребление — 50,8 % в структуре валового выпуска [5].
На основе данного анализа можно смоделировать изменения таких показателей, как валовый выпуск, налоговые поступления, занятость населения, по отраслям и в целом по экономике республики. Так, при увеличении конечного спроса на продукцию сельского хозяйства на 100 млн р. существенный прирост по этим показателям ожидается в обрабатывающих производствах (30,3 млн р.), при добыче полезных ископаемых (21,5 млн р.), на транспорте и связи (11,0 млн р.) [5].
Мультипликативный эффект от увеличения конечного спроса можно расчитать для любого вида экономической деятельности. Наибольшее влияние на рост совокупного валового выпуска (при увеличении на 100 млн р.) оказывает увеличение конечного спроса на электроэнергию и воду (рост совокупного валового выпуска на 280,2 млн р.). Также при увеличении конечного спроса такие виды деятельности, как «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» и «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», занимают лидирующие позиции по занятости населения, в то время как по налоговым поступлениям — одно из последних мест [5].
Разработанные таблицы «затраты - выпуск» — эффективный инструмент аналитических и прогнозных расчетов развития региона. При формировании стратегии развития территории использование межотраслевого подхода является не только возможным, но и необходимым. Данный подход, выявляя сильные и слабые стороны региона, дает конкретное представление о путях его социально-экономического развития.
Литература
1. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. — 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003. — 495 с.
2. Дондоков З. Б.-Д., Булдаев А. С., Степанов В. И. Использование межотраслевого баланса суммарных расходов в анализе экономического развития России // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — Спецвып. Д. — С. 79-83.
3. Дондоков З. Б.-Д., Дырхеев К. П. Межотраслевые модели с расширенным составом эндогенных переменных // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 3-5.
4. Дондоков З. Б.-Д., Дырхеев К. П. Методика проведения аналитических и прогнозных расчетов социально-экономического развития региона на основе межотраслевой модели // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 37-39.
5. Межотраслевой анализ экономики Республики Бурятия на основе таблиц «затраты - выпуск» / З. Б.-Д. Дондоков [и др.] // Региональная экономика: теория и практика. — 2014. — № 28. — С. 55-62.
6. Кенинг С. Дж. Учет благосостояния с помощью СМРЭСП // Счета сектора домашних хозяйств: опыт исследования понятий и составления счетов. — Нью-Йорк: Изд-во Организации Объединенных Наций, 2003. — Т. 2. — 371 с.
7. Сибирская школа региональных исследований в программе президиума РАН «Фундаментальные проблемы пространственного развития Российской Федерации: междисциплинарный синтез / В. В. Кулешов, В. Е. Селиверстов, В. И. Суслов, С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. — № 2(74). — С. 3-23.
* Об информации о межотраслевых связях и структурных пропорциях экономики Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февр. 2009 г. № 201-р.
8. Масакова И. Д., Устинова Н. Е. Российские таблицы «затраты - выпуск»: опыт и перспективы развития // Вопросы статистики. — 2009. — № 3. — С. 39-4б.
9. Ширапов Ц. Д. Выбор приоритетов развития отраслевой структуры Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. б8-70.
10. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.
11. URL: http://www.bscnet.ru/orei/meropr/seminar
УДК: б31.95
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
© Доржиева Елена Викторовна, кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского
государственного университета технологий и управления
Россия, б70013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: [email protected]
В статье исследуются предпосылки экологизации сельского хозяйства региона и перспективы перехода от интенсивной модели агропроизводства к органической, в полной мере учитывающей специфические природные условия Байкальского региона. Определено, что традиционной специализацией регионального АПК является мясо-молочная; выделены благоприятные зоны для развития мясо-молочного кластера.
Ключевые слова: регион, сельское хозяйство, экологизация, кластер.
PREREQUISITES AND PROSPECTS FOR ECOLOGIZATION OF REGIONAL AGRICULTURE
Dorzhieva Elena V., PhD in Economis, A/Professor, East-Siberian State University of Technologies and Management.
40 V, Klyuchevskaya, Ulan-Ude, б70013, Russia
The article studies prerequisites of ecologization of agriculture in the region and prospects of transition from intensive model of agricultural production to organic, that fully considers the specific environmental conditions of the Baikal region. It is defined that traditional specialization of the regional agrarian and industrial complex is meat and dairy one; favorable areas for development of meat and dairy cluster are allocated.
Keywords: region, agriculture, ecologization, cluster.
На смену сельскохозяйственной модели «больше и дешевле» в XXI в. приходит модель «качественнее, безопаснее и устойчивее» [б; 7; 18]. Согласно Доктрине продовольственной безопасности, «производство безопасной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является приоритетным направлением государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности страны» [1]. Одной из форм устойчивого развития аграрного сектора стало производство органической продукции [8].
По мнению А. Попова, председателя аграрного комитета Народного хурала Республики Бурятия (РБ), для развития органического сельского хозяйства в республике имеются все необходимые факторы природного, технологического, организационно-экологического и социального характера. Преобладание ЛПХ и К(Ф)Х в структуре производства сельхозпродукции в данном случае является преимуществом, т. к. при малых и средних формах ведения агробизнеса организовать производство органических продуктов значительно проще, чем в крупных высокотехнологичных производствах. Активное развитие туристического кластера с последующим созданием агротуристических ферм органического типа, особенно по дороге в сторону озера Байкал и вдоль федеральных трасс, будет способствовать формированию рынка сбыта, а существующий теоретический задел у науки и аграрного образования позволит обеспечить методическое сопровождение на первоначальных этапах перехода к производству экологически чистой продукции [5, с. 14].
Анализ истории аграрного природопользования Байкальского региона позволяет сделать вывод, что актуальные проблемы — переэксплуатация земельных ресурсов и несоответствие структуры сельского хозяйства природно-ресурсному потенциалу региона — возникли в результате смены по-