полную мощность или будут полностью заморожены, что приведет к снижению притока инвестиций в реальный сектор экономики.
Для снижения этих рисков требуется масштабное развитие инфраструктуры, прежде всего, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, подходов к портам Балтики и Юга России, участков Междуреченск - Тайшет и Тобольск - Сургут, Московского транспортного узла.
В настоящее время внутренние резервы для качественного роста практически исчерпаны. Дальнейшая стабильная работа железнодорожного транспорта требует ускоренного обновления основных фондов и расширения сети железных дорог.
В связи с этим возникает главный вопрос: где взять недостающие средства?
Для формирования модели финансирования развития инфраструктуры российских железных дорог, помимо амортизационных отчислений, доходов от продажи активов и прибыли, необходимо задействовать конкретные инвестиционные инструменты.
Существенным источником инвестиций должны быть средства федерального бюджета. Например, прямой бюджетной поддержки требуют такие коммерчески не окупаемые проекты, как развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, усиление линий общегосударственного значения, организация высокоскоростного и скоростного пассажирского движения.
Нельзя забывать и об инвестициях субъектов. Они могут пойти на развитие железнодорожных узлов, пригородного комплекса, модернизацию и строительство вокзалов.
Долгосрочные займы на целевое развитие отдельных участков инфраструктуры готовы выделять и некоторые крупные грузоотправители.
Уже сейчас на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) необходимо начинать реализацию проектов строительства железных дорог Салехард - Надым, «Белкомур». Частный бизнес и банки готовы вкладывать средства, но для таких вложений требуют-
ся полные или частичные государственные гарантии. Между тем имеющаяся правовая база пока еще предоставляет весьма ограниченные возможности для ГЧП и нуждается в дальнейшем развитии.
Очень важным инструментом финансирования являются государственные инфраструктурные облигации. Потенциал этого механизма огромен, и первые шаги в этом направлении сделаны. На совещании, состоявшемся в январе 2012 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал предложенный алгоритм выпуска инфраструктурных облигаций для финансирования проектов развития железнодорожной сети. В настоящее время вопрос размещения средств накопительной части пенсионных сбережений, находящихся под управлением Внешэкономбанка, в долгосрочные инфраструктурные облигации прорабатывается Минэкономразвития, Минфином, Минтрансом и Минздравсоцразвития России.
Важнейшими факторами в инвестиционном процессе являются возможности, которые предоставляет система тарифного регулирования. Так, уже много лет идет речь о введении инвестиционной составляющей тарифа на перевозки. Следует переходить к установлению ценового коридора на услуги с правом гибко определять ставки на перевозку внутри предельных уровней. Это позволит на наиболее востребованных направлениях активно использовать платежеспособный спрос потребителя для развития данных линий и узлов.
Кроме того, основой формирования долгосрочных отношений государства и владельца инфраструктуры должен стать «регуляторный (сетевой) контракт». Такой механизм эффективно работает в европейских странах и не менее востребован в России.
Совокупность применения всех доступных вариантов государственного, частного инвестирования и их сочетания создаст условия для надлежащего развития железнодорожной инфраструктуры, позволит снять транспортные ограничения развития экономики РФ и станет основой укрепления конкурентоспособности России на глобальном рынке.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Васенин Е.И., к.п.н., директор ГБОУ СПО «Пермский государственный автотранспортный колледж»
В статье приводятся нормативные предпосылки, обуславливающие создание высококонкурентной институциональной среды в сфере профессионального образования России, и предлагаются инструменты решения этой задачи. Обосновывается необходимость использования международного опыта кластерной политики в целях повышения конкурентоспособности отечественного среднего профессионального образования. В частности, перечня факторов успеха и особенностей, разработанных М. Портером, и реализованных в образовательных кластерах США, Канады, Европы, Дубая и других странах мира.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, конкуренция, международный опыт, кластерная политика, образовательный кластер.
THE USAGE OF INTERNATIONAL EXPERIENCE IN CLUSTER POLICY TO INCREASE THE COMPETITIVE POSITION OF NATIVE SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Vasenin E., Ph.D, Director, State Institution of Secondary Vocational Education «Perm State Auto Transport College»
the article is devoted to the assumptions that lead to creation of highly competitive institutional field in the sphere of vocational education in Russia and ways of solving the problem are offered. It is motivated to use international experience to increase the competitive position of native secondary vocational education, for example, the list of achievements and features that were devised by M. Porter and applied in educational clusters of the USA, Canada, Europe, Dubai and many other counties.
Keywords: secondary vocational education, competition, international experience, cluster policy, educational cluster.
В последние десятилетия отечественное среднее профессиональное образование подвергалось серьезным изменением исторического масштаба. В том числе, благодаря постоянному потоку информации и гармонизации образовательных политик, распространению глобальной практики обмена лучшим опытом в сфере образования, поскольку образовательные реформы в различных странах основаны на схожих предпосылках, ценностях и характеристиках.
Учитывая современные международные тенденции, в Российской Федерации подготовлен ряд нормативных документов, опре-
деляющих направления модернизации профессионального образования в целом и среднего профессионального образования в частности, связанные с формированием ее конкурентной среды и конкуренцией учреждений образования. Так, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [1], «Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года» [2], Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 года» [3], обуславливают создание высококонкурентной институациональ-
ной среды профессионального образования России и развитие конкурентоспособности учреждений профессионального образования всех уровней.
Особо острый характер это приобретает в свете вхождения России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и подписания Генерального соглашения ВТО по торговле товарами и услугами (ГАТС). В соответствии с этим соглашением образование включено в перечень услуг, подлежащих торговле и регулируемых соответствующими правилами. В первую очередь это выражается в том, что образовательные услуги превратились в конкурентный торгуемый продукт.
В связи с этим, обостряется противоречие между подходами к решению современных проблем модернизации отечественного среднего профессионального образования. Один подход - традиционный, который базируется на понимании среднего профессионального образования как общественного блага, на сотрудничестве и партнерских отношениях между образовательными учреждениями. Другой подход - революционный, который базируется на свободной торговле образовательными услугами, конкуренции между поставщиками этих услуг.
Очевидно, что будущее - за интеграцией этих двух подходов в новой российской образовательной практике, за привнесение в среднее профессиональное образование инновационных компонентов и средств конкуренции, зарекомендовавших себя за рубежом, при сохранении лучших традиций отечественной профессиональной школы.
Среди таких инновационных компонентов и средств в настоящее время в мире рассматривается кластерная политика.
Для целей данной статьи определим кластерную политику как «совместные, целенаправленные действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и иных институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластера и повышения эффективности деятельности всех его элементов» [4, с. 18].
Также определимся с дефиницией «образовательный кластер». Большинство российских исследователей, изучающих вопросы развития образовательных кластеров и рассматривающих их в качестве инструмента повышения конкурентоспособности российского профессионального образования, понимают под таковой дефиницией: «объединение учебных заведений и предприятий определенной отрасли для подготовки кадров и проведения практико-ори-ентированных исследований для этой отрасли» [5, с. 7].
Однако данная формулировка, на наш взгляд, не является абсолютно корректной и полной. Она описывает скорее дефиницию «отраслевого кластера», элементом которого выступает учебное заведение, либо «сетевую структуру», объединяющую отдельные предприятия и учреждение профессионального образования.
Опираясь на научную позицию К. С. Соколовой [6, с. 534], мы даем иное определение данной дефиниции в контексте нашего исследования. «Образовательный кластер» представляет собой «группу учреждений среднего профессионального образования, локализованных на одной территории, формирующих в качестве конечного продукта образовательную услугу, конкурирующих и взаимодействующих между собой и имеющих вокруг поставщиков необходимых факторов производства, оборудования, специализированных услуг, инфраструктуры, при этом усиливающих конкурентные преимущества друг друга».
Учитывая результаты международных исследований, свидетельствующих о создании конкурентоспособных образовательных услуг в рамках образовательных кластеров, представляется целесообразным рассмотрение основных предпосылок и факторов формирования и развития подобных кластеров за рубежом. Анализ и их учет будет способствовать внедрению кластерной политики для развития образовательных кластеров на территории российских регионов и, соответственно, повышению конкурентоспособности российских образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Как известно, наиболее конкурентоспособными образовательными кластерами в мире являются кластеры США. По данным «Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса» ведущие мировые образовательные кластеры находятся в таких американских штатах, как Калифорния, Нью-Йорк, Массачусетс, Пенсильвания, Нью-Джерси [7].
В соответствии с исследованиями «Европейской кластерной обсерватории» на территории европейских государств функциони-
руют 69 образовательных кластеров, имеющих различный уровень развития. К наиболее развитым среди них можно отнести образовательные кластеры на территории Оксфорда, Варшавы, Амстердама, Лондона и Парижа [8].
По данным «Канадского института конкурентоспособности и благосостояния» ведущие образовательные кластеры Канады располагаются в провинциях Онтарио и Квебек [9].
В то же время в последние годы все активнее начинают формироваться и развиваться образовательные кластеры, расположенные на территории ряда развивающихся стран (ОАЭ, Сингапур, Китай, Иордания) [10].
На протяжении последних десятилетий исследователи выдвигали различные теории и модели, объясняющие предпосылки и условия формирования кластеров в этих странах.
Представляется, что наиболее всеобъемлющей и удобной для проведения оценки факторов успешного возникновения и развития кластеров, проведения сопоставительного анализа их конкурентных преимуществ и, соответственно, определения путей повышения их эффективности является так называемая модель «ромба», предложенная в работах профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера. В соответствии с этой моделью все факторы, способствующие развитию образовательных кластеров, были объединены в четыре группы [11]:
Факторные условия (или факторы производства). Важно подчеркнуть, что при проведении факторного анализа нельзя делать выводы только на основе наличия или отсутствия фактора и его объема. Необходимо четко представлять, насколько эффективно он используется и какие технологии привлекаются.
Условия спроса (или наличие спроса), которые оказывают существенное влияние на развитие конкурентоспособного кластера и которые часто не принимаются во внимание, теми, кто занимается реализацией государственной политики.
Родственные и поддерживающие отрасли. Возможность извлечения выгоды из высокого спроса может быть сильно затруднена отсутствием необходимых родственных и поддерживающих отраслей (предприятий). Важность наличия местных поставщиков или родственных предприятий объясняется несколькими причинами:
- более низкие издержки производства (экономия на транспортных расходах, логистике);
- обмен информацией, идеями ведет к активизации инноваций и повышению производительности.
Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты. Одной из очевидных эмпирических находок исследования М. Портера явилась взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли. Само по себе большое число конкурентов на внутреннем рынке - недостаточное условие для того, чтобы обеспечить успех. Если между ними не происходит острой борьбы на основе уникальных стратегий, то преимущества такой конкуренции сводятся на нет. Более того, нация должна иметь и другие преимущества в «ромбе», иначе достижение успеха маловероятно.
Говоря о влиянии различных факторов, хотелось бы подчеркнуть, что «ромб» - это система, компоненты которой взаимодействуют, взаимно дополняются и взаимно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные.
Конкурентное преимущество на основе только одного-двух детерминантов возможно в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в таких отраслях, как профессиональное образование, нужно иметь преимущества во всех составных частях «ромба».
Именно такая картина наблюдается при анализе конкурентных преимуществ образовательных кластеров Нью-Джерси, Онтарио и Дубая [9].
Необходимо подчеркнуть отличие модели формирования и развития образовательного кластера в развивающейся стране от моделей, имеющих место в США, Канаде и Европейском Союзе. Оно сводится к тому, что в большинстве западных стран, независимо от того, какие структуры занимаются реализацией кластерной политики - бизнес или государство, эта политика по большей части направлена на развитие уже существующих кластеров.
Подход, используемый в развивающихся странах, демонстрирует ситуацию «создания кластера с нуля». При этом речь не идет о формировании государством новых ключевых и родственных орга-
низаций (компаний, учреждений) в рамках кластера. Оно предоставляет максимально благоприятные условия для тех, кто уже конкурентоспособен в сфере профессионального образования и в сфере бизнеса и заинтересован в расширении своей профессиональной деятельности. Государство «достраивает ромб» и кластер, направляя свои усилия на улучшение условий в рамках отдельных элементов «ромба».
Необходим учет национальных особенностями страны, среди которых можно назвать ментальность, дисциплинированность персонала, соблюдение законности, размер территории, финансовые ресурсы и другое.
Последний акцент в статье не подразумевает рекомендации повсеместного «создания кластеров с нуля» [12] в Российской Федерации. Речь идет лишь о необходимости четкого понимания условий и особенностей различных стран при формировании кластерной политики. И прежде всего то, что образовательные кластеры возникают естественным путем в силу наличия и взаимодействия существенного количества факторов, а не в силу иного.
Дальнейшее выявление предпосылок образовательных кластеров, анализ программ реализации целенаправленной кластерной политики по повышению эффективности образовательных кластеров, а также формирование перечня ключевых факторов успеха кластерной политики в различных странах мира могут стать основой для реализации кластерных инициатив в целях повышения конкурентоспособности и в системе среднего профессионального образования Российской Федерации.
Литература:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. - М.: Общероссийский союз общественных объединений «Российская нация», 2008. - 35 с.
2. Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года. - М.: МО РФ. - 2000. - 15 с.
3. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования на 2009-2012 годы». - М.: МО РФ. - 2008. - 28 с.
4. Корчагина, Н. А. Кластерная политика - технология повышения эффективности управления компаниями: монография / Н. А. Корчагина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 117 с.
5. Юрьев, В. М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера / В. М. Юрьев, М. С. Чванова, В. М. Передков // Вестник ТГУ, 2007. - Выпуск № 5 (49). - С. 7 - 12.
6. Соколова, К. С. Использование кластерного подхода в целях повышения конкурентоспособности системы образования: сравнительный анализ международного опыта / К. С. Соколова // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - № 4.1 (04).
- С. 531-541.
7. U.S. Cluster Mapping Project [Electronic Resource]. - URL: http://www.isc.hbs.edu.
8. European Cluster Observatory Database [Electronic Resource].
- URL: www.clusterobservatory.eu.
9. Canadian Cluster Data [Electronic Resource]. - URL: www.competeprosper.ca.
10. Abdulla Al Karam. Knowledge Village: Establishing a global destination for education in Dubai / Al Karam A. // Education, Dubai, UAE. - 2004. - № 10, November. - 12 p.
11. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. / Michael E. Porter. - N.Y.: The Free Press, 1990. - Palgrave Tenth Edition, 1999 - 855 p.
12. Корчагина Н.А., Соколова К.С. Оценка эффективности использования кластерной политики в целях модернизации системы образования: опыт Дубая / Н.А. Корчагина, К.С. Соколова // Приоритеты и интересы современного общества [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 12-13 апр. 2010 г.) / под. ред. Г. Г. Глинина. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2010. - 507 с. - С. 127-132.
СТРАХОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ РИСКОВ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Шахов О.Ф., к.э.н., глава городского округа Химки Московской обл.
Миллерман А.С., д.э.н., генеральный директор страховой компании САО «Гефест»
Рассмотрены особенности оценки рисков как важнейшего условия реализации комплексных целевых программ. Изложен порядок страхования строительных рисков на примере проектов строительства путей сообщения, показана его связь с требованиями безопасности. Определена эффективность управления рисками через страхование.
Ключевые слова: комплексные целевые программы, риски, транспортная инфраструктура, безопасность, мониторинг, управление.
BUILDING INTEGRATED RISK INSURANCE TRUST PROGRAM OF TRANSPORTATION
Shakhov O., Ph.D., The head of the city Khimki district, Moscow Region Millerman A., Doctor of Economics, CEO of the insurance company SAO «Hephaestus»
The features of the risk assessment as a key condition of the complex target programs. Sets out procedures for construction risks insurance on the example of the construction projects of Railways, shows its connection with the safety requirements. The efficiency of risk management through insurance.
Keywords: complex target program; risks, transport infrastructure, security, monitoring, management.
Современные комплексные программы отраслевого и территориального планирования стали основным инструментом экономического и социального развития регионов. Но именно этот, безусловно эффективный программно-целевой метод в значительной степени подвержен системным рискам, к которым в числе важнейших относятся: а) нарушения требований безопасности возводимых объектов, работников и третьих лиц; б) потенциальные задержки контрактных сроков ввода объектов.
Рассмотрим эту проблему применительно к реализации Комплексной целевой программы развития транспортной инфраструктуры (КЦП РТИ) Городского округа Химки Московской области. Программа разработана по направлениям: развития магистралей автомобильного, железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и внутренних путей сообщения. Взаимоувязан-
ные блоки программы обеспечивают интеграцию территории Городского округа в единую транспортную систему и включают ряд уникальных проектов развития магистралей, в том числе:
В сфере автомобильного транспорта - «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург на участке МКАД - Шереметьево-1»; «Реконструкция автодороги М-10 «Россия» (Ленинградского шоссе) на участке от МКАД до Шереметьевского шоссе».
В сфере строительства и реконструкции железнодорожных путей сообщения:
• Строительство 4-го главного пути на участке Москва-пасса-жирская - ст. Крюково Октябрьской железной дороги;
• Строительство новой железнодорожной линии Химки - Шереметьево (аэропорт);