Педагогические науки
УДК: 37.013.42
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ
В.С. Дереш, Херсонский государственный университет, (Херсон, Украина), e-mail: [email protected]
Резюме. В статье на основе анализа научных источников рассмотрены методы воспитания ребенка в семье и их роль в формировании подрастающей личности. В частности освещена сущность понятия «методы воспитания», рассмотрены наиболее распространенные классификации методов воспитания. Осуществляется рассмотрение эффективных условий использования методов воспитания при формировании личности в семье.
Ключевые слова: методы воспитания, формирования личности, ребенок, семья, семейное воспитание.
У каждого человека на определенном этапе его развития возникает необходимость в самовоспитании, что свидетельствует о его успешной социализации. Предпосылкой этого является воспитание, в первую очередь семейное. Ведь именно в семье ребенок впервые получает знания об окружающем мире, знакомится с нравственными ценностями и социальными нормами, принятыми как в семейном кругу, так и в обществе. Для достижения успеха в воспитательном процессе взрослые члены семьи применяют систему воспитательных методов воздействия на ребенка. Если воспитание построено правильно, и растущая личность испытывает на себе влияние удачно подобранных методов воспитания, то воспитательный процесс побуждает к самовоспитанию и к самосовершенствованию.
Методы воспитания и их роль в формировании личности рассматривали философы, психологи, педагоги. Среди них: О. Беспалько, Е. Вишневский, Ю. Грицай, А. Дистервег, Н. Заверико, Т. Ильина, Б. Ковбас, В. Костив, Т. Кравченко, А. Макаренко, Дж. Мид, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, С. Соловейчик, В. Сухомлинский, К. Ушинский, В. Федяева, Г. Щукина, П. Юркевич и многие другие.
Воспитание понимается ими как относительно социально контролируемая социализация. Например, А. Мудрик рассматривал воспитание как
«относительно осмысленное и целенаправленное воспитание человека в семье, в религиозных и воспитательных организациях, которое более-менее последовательно способствует адаптации человека в обществе и создает условия для его отделения в соответствии со спецификой цели, содержания и средств семейного, религиозного, социального и коррекци-онного видов воспитания» [6, с. 16]. Таким образом, в процессе семейной социализации используются методы воспитания, применяемые в педагогическом воздействии воспитателя на воспитанников.
Целью статьи является анализ методов воспитания в семье и их влияния на формирование личности.
Слово «метод» с греческого языка означает путь, способ познавательной, практической деятельности людей. Под методом О. Беспалько понимает «кратчайший путь достижения оптимальных результатов, соответствующих поставленным целям» [1, с. 43]. Метод является инструментом воспитания.
Существуют различные подходы как к определению термина «методы воспитания» так и к их классификации. В частности, Н. Заверико рассматривает методы воспитания как пути и способы совместной, взаимосвязанной деятельности социального педагога и клиента (воспитанника), направленные на достижение цели и решение поставленных задач [3, с. 19]. Б. Ковбас и В. Костив трактуют это понятие как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленных на достижение целей воспитания; совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств учащихся для развития их сознания, мотивационной сферы и потребностей, для выработки навыков и привычек поведения и деятельности, а также их коррекции и совершенствования [4, с. 118]. Ю. Грицай дает такое определение категории «метод воспитания» - это средства, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое воздействие на сознание, поведение школьников, на формирование у них необходимых качеств, на обогащение их опыта полезной деятельности и разнообразных отношений (трудовых, нравственных, эстетических и т. д. [2, с. 276]. Как видим, одного общего определения метода воспитания нет, как нет четкого разграничения между методом, приемом и средством.
Классификаций методов воспитания достаточно много, хотя между ними много общего. Так, О. Безпалько классифицирует методы воспитания следующим образом:
1) Методы формирования сознания, с помощью которых формируются понятия, суждения, оценки, мировоззрение личности. К этой группе относятся убеждение, внушение, пример. Метод убеждения применяется тогда, когда с помощью логически аргументированной информации влияют на рациональную сферу личности с целью изменения взглядов, установок, убеждений, оценок объекта воспитательного воздействия. Убеждение направляется на логическое мышление ребенка и его ум, на способность мыслить и рассуждать. Внушение наоборот, направлено на эмоции человека, его готовность получить соответствующие полные инструкции к действию. Также в эту группу методов входит пример. Этот метод опирается на сознательное воспроизведение личностью определенных способов поведения.
2) Методы организации деятельности (тренировка, создание воспитывающих ситуаций, прогнозирование, формирование общественного мнения) способствуют формированию и закреплению положительного опыта поведения, действий и поступков, межличностных отношений.
3) Методы стимулирования деятельности - игра, соревнование, поощрение, одобрение. При их использовании происходит стимулирование личности к улучшению или изменению своего поведения, развивается мотивация на социально одобренные способы и виды деятельности.
4) Методы самовоспитания (самоанализ, самоосуждение, самоприказ, самовнушение) влияют на сознательное изменение ребенком собственной личности в соответствии с требованиями общества и личностного плана самосовершенствования [1, с. 43].
Н. Заверико разделяет методы воспитания на методы формирования сознания (беседа, диспут, рассказ, пример, лекция), методы организации деятельности (педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, метод организации общественно полезной деятельности, творческая игра и т.п.) и методы стимулирования деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва») [3, с. 19].
Р. Овчарова к методам воспитания относит положительный пример, убеждение, приучение, поощрение и наказание, внушение, упражнение, перспективу, игру, доверие, организацию успеха самовоспитания [5, с. 37].
В. Федяева, изучая историю развития семейного воспитания, выделяет следующие основные методы воспитания детей в семье: пример, пе-
дагогическое требование, упражнения, внушение, словесные методы, поручение, поощрение и наказание. Рассмотрим их последовательно. Пример во все времена существования семьи был и является основным методом воспитания детей в семье. Используя его, родители показывают детям образец способа деятельности или формы поведения, которые присущи данной семье и обществу, знакомят детей с собственными нормами и ценностями. Дети, таким образом, овладевают на практике нормами общественной жизни, подражая своим родителям. Ведь дети стремятся быть похожими на своих родителей, если старшее поколение является авторитетом для подрастающей личности [7, с. 258].
Педагогическое требование членов семьи как метод воспитания будет иметь положительный результат, если требования родителей совпадают. Индивидуальные требования могут выражаться через указание, распоряжение, команду, запрет, предостережение, просьбу, угрозу, пожелание, взгляд, через наделенные юмором советы, намеки, оказанное доверие, которое ребенок воспринимает как рекомендацию к действию [7, с. 259]. К коллективным требованиям относятся правила, которые действуют в семье и являются обязательными для выполнения всеми членами семьи. Метод требования должен применяться доброжелательно, ведь ребенок должен не просто подчиниться, потому что этого требуют взрослые, а понимать важность данного требования, иметь возможность сделать выбор правильных действий.
Большое значение в формировании личности детей в семье играет использование метода упражнений, который реализуется через научение. В. Федяева отмечает, что без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится не только четко говорить, читать, писать, играть разными игрушками, рисовать, делать различные изделия из бумаги, дерева, но и выполнять определенные правила гигиены, одеваться, соблюдать правила этикета, правил поведения на улице, сдерживать себя в разговорах, дискуссиях, планировать свое время, бороться с вредными привычками [7, с. 259]. В результате ребенок овладевает умениями и навыками, которые необходимы ему в жизни.
Используя метод внушения, родители чаще всего применяют словесные методы. Так они могут донести детям сведения о последствиях тех или иных опрометчивых действий, что способствует позитивной направленности личности и успешной ее социализации. Родители могут похва-
лить ребенка, поддержать, сделать оценку его действиям, убедить, привлечь - и все это с помощью слова.
Поручение как метод воспитательного воздействия родителей на детей, за В. Федяевой, имеет две составляющие: полномочия и меру ответственности. Этот метод при правильном использовании, несет в себе элемент игры. Следует обратить внимание на то, что давая ребенку, поручение выполнить что-то, следует учитывать его возрастные особенности. Ребенок должен осознавать важность своих действий, а родители, помогая ему, должны запастись терпением и выдержкой.
Благодаря методам поощрения, ребенок верит в свои силы. Родители должны поддерживать ребенка в его начинаниях, признавать правильность его действий. Для поощрения взрослые используют подарки, похвалу, благодарность. Это вызывает у ребенка радость, гордость за свои поступки, желание и в дальнейшем быть активным, самостоятельным, последовательным в своих действиях.
Большое значение в формировании личности ребенка в семье имеет наказание. Родители, используя этот метод, должны знать, что в наказании важна не форма, а его функционально-динамическая сторона, те эмоции, которые появляются у ребенка, и мотивы, которые возникают в результате переживания ситуации наказания [7, с. 262].
Также следует рассмотреть классификацию методов воспитания в семье, разработанную исследователями семейной педагогики Б. Ковбас и В. Костив:
1) методы стимулирования, поощрения, побуждения детей, коррекции их поведения (одобрение или осуждение действий ребенка, анализ его поступков; поощрение и побуждение положительных действий, стимулирование осмысленных поступков; возбуждение интереса к результату деятельности, формирование осознания ребенком необходимости запрета негативного и предостережения его от необдуманных поступков; внушение необходимости получения одобрения своим действиям, как от окружающих, так и от себя, разнообразные своеобразные народные методы наказания ребенка; наставление ребенка с использованием сказочных коллизий, примеров, проведение определенных параллелей (удачным примером является рассмотрение сказки В. Сухомлинского «Сказка о гусыне»));
2) методы формирования общественного поведения ребенка, накопления его жизненного опыта (приучение ребенка к ответственному отношению к своим обязанностям во всех сферах общественной жизни; упражнение в выработке умений и навыков, чередование выполняемых
ребенком поручений (постоянных и разовых), изменение выполняемых ребенком ролей в его жизнедеятельности; соблюдение общепринятых в обществе норм и традиций);
3) методы самовоспитания, самосовершенствования личности, основанные на самоанализе поступков, самодисциплине, самоконтроле, самоубеждении, самоодобрении, самоосуждении;
4) метод ориентации семейных воспитателей на положительное в характере личности. Родители должны изучить особенности каждого ребенка, то хорошее, что в нем есть.
5) метод воспитания радостью завтрашнего дня, оптимизмом (родители определяют радостные перспективы жизнедеятельности своего ребенка);
6) чувство меры как метод семейного воспитания (понимание и соблюдение родителями нормы в проявлениях к ребенку любви и строгости, ласкового и строгого отношения, влияния на жизнь подрастающей личности и невмешательство; мера должна проявляться в выражении чувств и мыслей, в использовании правды и доверия) [4, с. 119-120].
В то же время Б. Ковбас и В. Костив отмечают, что методы воспитательного воздействия должны подбираться родителями в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Например, для детей дошкольного возраста целесообразно использование таких методов семейного воспитания, как: приучение, личный пример родителей, объяснение, совет, требование, единство требований отца и матери, суггестии (внушение), доверие, уважение ребенка, запрет, угроза, принуждение, наказание, поощрение (благодарность, похвала, одобрение, награда, подарок). Ученые утверждают, что главный воспитательный метод в семье -это родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль за каждым своим шагом [4, с. 118, 120].
Эффективность семейного воспитания обеспечивается использованием таких методов, как: бесконечное уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к ней, рассмотрение личности воспитанника как объекта и субъекта воспитания; мастерское использование приемов в разностороннем развитии детей; умелое использование проявления своих чувств, мыслей от простого недовольства к гневу (умение одно и то же слово сказать: сухим, сдержанным или спокойным, добрым тоном; строгим, холодным или сдержанным, но мягким тоном); осторожное использование гнева как мощного воспитательного средства и др. [4, с. 122].
Таким образом, мы приходим к выводу, что методы воспитания в семье следует использовать комплексно, изоляция их друг от друга не приведет к успеху в формировании личности. В зависимости от стиля семейного воспитания, от родительской позиции отдается предпочтение тем или иным методам воспитания ребенка. Однако лишь во взаимодействии воспитательных методов, в комплексном их применении можно достичь успешного формирования личности, а, следовательно, и социализации ребенка в обществе.
Литература:
1. Безпалько О. В. Со^альна педагопка в схемах i таблицях : навча-льний поабник. / О. В. Безпалько. - К. : Центр навчально! лтератури, 2003. - 134 с.
2. Грицай Ю. О. Педагопка. Курс лекцм : навчальний поабник / Ю. О. Грицай. - Микола!в : Вид-во «1люн», 2007. - 564 с.
3. Заверико Н. В. Со^альна педагопка : навчальний поабник / Н. В. Заверико. - К. : Видавничий Дiм «Слово», 2011. - 240 с.
4. Ковбас Б. Родинна педагопка : у 3-х т. Том II. Основи родинного виховання / Б. Ковбас, В. Кослв. - 1вано-Франювськ : [б. в.], 2006. - 288 с.
5. Методи та технологи роботи со^ального педагога : навчальний поабник / [авт.-уклад. Архипова С. П. та к]. - К. : Видавничий Дiм «Слово», 2011. - 496 с.
6. Мудрик А. В. Социальная педагопка : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик; под ред. В. А. Сластенина / 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Федяева В. Л. Фмейне виховання в юторичнм ретроспективi (друга половина XIX - ХХ стол^тя) : монографiя / В. Л. Федяева. - Херсон : Р1ПО, 2010. - 348 с.
Deresh V.S. Using of methods of education is for forming of personality in family / V.S.Deresh // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. -2014. - №3. - S. 6-12.
© В.С. Дереш, 2014.
© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2014. — • —