УДК 616.89+616-007:612.014.482 ББК 56.14+51.26
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОКОРРЕКЦИ В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ
А.Ю. ЧЕБАН, ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, г. Челябинск, Россия e-mail: anastasiya.yur@mail. ru Л.С. РЫЧКОВА, ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) Е.А. ЛИТВИНЧУК, ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, г. Челябинск, Россия Т.Э. КАНТИНА, ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, г. Челябинск, Россия Е.Ю. БУРТОВАЯ, ФГБУН УНПЦ РМ ФМБА России, г. Челябинск, Россия
Аннотация
В клиническом отделении Уральского научно-практического центра радиационной медицины (УНПЦ РМ) включена в комплексную систему реабилитации лиц, подвергшихся радиационному воздействию сенсорная комната. На каждом занятии задействовано различное оборудование, которое подбирается в соответствие с диагнозом, состоянием пациента. Форма занятий предрасполагает к мысленному перенесению пациентов в виде «чудесных путешествий» по необыкновенным по своей красочности и яркости и необычности впечатлений местам, например, путешествие на яхте, путешествие в заповедник, космический полёт или более доступным и привычным местам, но не менее привлекательным, таким как прогулка по лесу и другие приключения. Занятия направлены на коррекцию психоэмоционального состояния пациентов, снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.
Ключевые слова: метод психокоррекции, реабилитация облученного населения, сенсорная комната, релаксация, коррекция психоэмоционального состояния, радиоактивно загрязненные территории.
Федеральное государственное учреждение науки Уральский научно-практический центр радиационной медицины (УНПЦ РМ), начиная с 1955 г., осуществляет медицинское наблюдение и лечение людей, подвергшихся низкоинтенсивному радиационному
воздействию в результате аварий на ПО «Маяк» (сброс радиоактивных отходов в реку Теча, взрыв хранилища радиоактивных отходов с образованием Восточно-Уральского
радиоактивного следа - ВУРСа и др.), а также проводит научные исследования для обеспечения радиационной безопасности населения [5].
Деятельность УНПЦ РМ позволила в значительной степени минимизировать для населения последствия радиоактивного загрязнения территории Уральского региона долгоживущими радионуклидами. Текущие мероприятия по обеспечению безопасности облученного населения направлены на улучшение состояния здоровья проживающих на территории ВУРСа, а также на снижение доз
облучения населения. Ранее сотрудниками УНПЦ РМ были разработаны и внедрены рекомендации по ведению сельского хозяйства, переработке продукции, реабилитации территорий и населения, по вовлечению загрязненных территорий в хозяйственное использование. Подготовлены временные предельно допустимые нормы загрязнения продуктов, фуража, сельскохозяйственного сырья, предметов домашнего обихода и другие документы, регламентирующие безопасность населения в различные временные периоды после аварии.
Основным направлением деятельности УНПЦ РМ в отдаленные сроки после аварий является медицинское наблюдение за облученными людьми и их потомками, а также лечение гематологических больных, пациентов, имеющих в анамнезе хроническую лучевую болезнь (в настоящее время наблюдается около 500 больных), и многие другие мероприятия. Медицинское обследование облученного населения осуществляется несколькими
путями: это во-первых, экспедиционные условия (до 3 тыс. человек в год); во-вторых в поликлинике (до 3 тыс. человек в год); в-третьих, в клинике УНПЦ РМ (до 900 больных в год). Для обследования потомков облученного населения создана медико-генетическая консультация. Клиника УНПЦ РМ, которая на протяжении многих лет, является единственным специализированным по радиационной медицине учреждением для населения в Уральском регионе, осуществляет консультативную помощь местным медицинским учреждениям.
На основе анализа состояния здоровья и социального статуса жителей, подвергшихся хроническому облучению, включая лиц, перенесших хроническую лучевую болезнь, в УНПЦ РМ разработана методология диспансерного наблюдения за облучёнными лицами в отдаленные сроки. В основе алгоритма диспансерного наблюдения лежит использование высокотехнологичных методов скрининга и мониторинга состояния здоровья облученных лиц, включая аппаратно-диагностический комплекс, регистр
облучённых лиц, компьютеризированную базу данных. Применение комплексных методов позволяет осуществлять своевременную и оперативную диагностику, а также лечение раковых и нераковых заболеваний на ранних стадиях, что, безусловно, улучшает прогноз и качество жизни пациентов.
Новым направлением в работе УНПЦ РМ является проведение социально-
психологических научных исследований и оказание психологической,
психотерапевтической и психиатрической помощи населению радиоактивно загрязненных территорий Уральского региона. Обострённое восприятие радиационной опасности, повышенный уровень тревожности населения способствует поддержанию хронической стрессовой ситуации в регионе ВУРСа. В этих условиях проведение психологических консультаций, тренингов, семинаров специалистами нашего центра позволяет оптимизировать социально-психологическое состояние жителей радиоактивно загрязненных территорий, сформировать адаптивные формы преодоления стресса и повысить качество жизни населения.
В настоящее время в комплексную систему реабилитации лиц, подвергшихся
радиационному воздействию, в клиническом отделении УНПЦ РМ включена и активно действует сенсорная комната. Согласно мнению большинства специалистов сенсорная комната является одним из важных лечебных средств в комплексе реабилитации для пациентов с различными заболеваниями. Использование уникального
мультифункционального оборудования
сенсорной комнаты в медицинских учреждениях значительно повышает эффективность проводимого лечения [1, 2]. Сенсорная комната представляет собой особым образом организованную среду, наполненную соответствующим оригинальным
оборудованием, что позволяет воздействовать на органы чувств комплексно, так как содержит световые, цветовые, звуковые стимулы. Как правило, оборудование сенсорных комнат используется для активации, стимулирования различных сенсорных систем, а также для релаксации [1-4].
В клиническом отделении УНПЦ РМ сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены в зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний на решение следующих задач:
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
• активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
• создание положительного эмоционального фона.
Противопоказанием для занятий в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания, глубокая умственная отсталость, частично противопоказаны занятия пациентам с эпилептическими припадками во избежание ухудшения состояния. Сеансы в сенсорной комнате входят в комплекс реабилитационных процедур и являются средством оптимизации реабилитационного процесса. Сенсорная комната особенно активно используется для проведения релаксационных занятий с пациентами с тревожно-депрессивными и астено-депрессивными расстройствами.
В настоящем исследовании можно привести в качестве примера занятия, которые
проводились с двумя группами пациентов: 1) с тревожно-депрессивными расстройствами (19 человек) и 2) с астено-депрессивными расстройствами (21 человек). Группы для проведения занятий формировались по заключению и рекомендациям врача-психиатра с учётом соматического статуса пациентов. Для обеих групп характерно сниженное настроение, но если в первой группе наряду с симптомами депрессии и субдепрессии наблюдались такие проявления как страх за жизнь и здоровье близких, дурные предчувствия, мышечное напряжение, а также проявления суетливости, тремора, невозможности расслабиться, то для второй группы характерно наличие симптомов астении, выраженная и постоянная эмоциональная несдержанность, повышенная утомляемость, неприятные физические ощущения и боли, апатия, чувство упадка сил и снижение энергии.
Психокоррекционные занятия, входящие в комплекс реабилитационных мероприятий, проводили непосредственно научные сотрудники (психологи) лаборатории экологической патопсихологии. Все сценарии сеансов были разработаны специалистами самостоятельно, исходя из клинико-психологических особенностей пациентов и имеющегося оборудования сенсорной комнаты. Форма занятий предрасполагала к мысленному перенесению пациентов в виде «чудесных путешествий» по необыкновенным по своей красочности и яркости и необычности впечатлений местам, например, путешествие на яхте, путешествие в заповедник, космический полёт или более доступным и привычным местам, но не менее привлекательным, таким как прогулка по лесу и другие приключения. Для каждого сеанса специально подобрано музыкальное сопровождение, использовано соответствующее теме оборудование и составлен текст, который произносит ведущий во время сеанса и все это в совокупности создаёт атмосферу, которая погружает пациента в тему занятия, и позволяет «совершить чудесное путешествие». Занятия имеют следующую структуру: вводная часть (ритуал начала занятия - пациента просят принять наиболее удобную позу в кресле (использовано бескаркасное мягкое кресло с пенополистерольными гранулами), закрыть глаза, настроиться на приятное
времяпровождение, внимательно слушать ведущего); основная часть (релаксация, которая позволяет пациентам расслабиться и снять мышечное напряжение, и «совершить мысленное чудесное путешествие»); завершающая часть (ритуал окончания занятия - возвращение в реальность, в действительность).
Продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме (по 2-4 чел.). Количество занятий варьируется от 6 до 8 и зависит от психоэмоционального, клинико-
психологического и соматического состояния пациента, что обусловливает также срок его госпитализации в целом.
Благодаря различным стимулам во время занятий в сенсорной комнате на пациента оказывается успокаивающее, расслабляющее действие. Занятия направлены на коррекцию психоэмоционального состояния пациентов, снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.
Было отмечено, что для пациентов с тревожно-депрессивными расстройствами наиболее эффективным было использование оборудования, оказывающего расслабляющий и успокаивающий эффект. С этой целью в программу психокоррекции включались воздушно-пузырьковые колонны, в которой плавно двигались разноцветные рыбки, подталкиваемые пузырьками воздуха; настенный ковер «Звездное небо», в котором оптические волокна вплетенные в ворс чёрной ткани давали эффект мерцания с постоянным изменением цветов; фибероптический фонтан волокон на мягкой платформе с боковой подсветкой «Весёлый фонтан»; светильник «Пламя», имитирующий горящий костёр; пучек фибероптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь». Реализуемый комплекс психокоррекционных мероприятий позволял улучшить состояние пациентов.
Вторую группу пациентов составили лица с астено-депрессивными расстройствами. Для этой категории больных была разработана своя, соответствующая их клинико-
психологическому, соматическому и личностному статусу программа
психокоррекционных занятий. Для данного контингента наиболее эффективным оказалось
использование активирующего и
стимулирующего оборудования.
Использование методов психокоррекции в виде занятий в сенсорной комнате по специально разработанным сценариям даёт возможность получить положительный результат в виде улучшения настроения, получение радостных эмоций, снижения
тревожности, уменьшение беспокойства и нервного возбуждения, раздражительности, нормализацию сна. Эти позитивные изменения в психоэмоциональном и соматическом статусе пациентов находят не только субъективные подтверждения в самоотчётах пациентов, но также подтверждаются объективными данными в историях болезни.
Список литературы
1. Кальмова, С.Е. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / С.Е. Кальмова, Л.Ф. Орлова, Т.В. Яворовская. - Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. - 86 с. - Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/229551/kal._mova-s.e-i-dr.-sk-volshebnyj-mir-zdorov._ya
(дата обращения 28.11.14 г.)
2. Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате [Электронный ресурс] // URL: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf (дата обращения 01.12.14 г.)
3. Ходжаева, Е.В. Чудо - сказка в сенсорной комнате // Е.В. Ходжаева, С.А. Анисимова, Н.Г. Максимова. - URL: http://sensoricinru.wordpress.com/2012/07/23/ (дата обращения 01.12.14 г.)
4. Шляховая, Е.В. Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир» [Электронный ресурс] // Е.В. Шляховая. - URL: http://www.trepsy.net/world/?stat=4340 (дата обращения 28.11.14 г.)
5. http://www.urcrm.ru/ сайт ФГБУН Уральский научно-практический центр радиационной медицины ФМБА России (дата обращения 28.11.14 г.)
APPLICATION OF METHODS OF PSYCHO-CORRECTION IN COMPREHENSIVE REHABILITATION OF THE PATIENTS AFFECTED BY RADIATION EXPOSURE
A.YU. CHEBAN, URCRM, Chelyabinsk, Russia
e-mail: anastasiya.yur@mail. ru L.S. RYCHKOVA, SUSU, Chelyabinsk, Russia YE.A. LITVINCHUK, URCRM, Chelyabinsk, Russia
T.E. KANTINA, URCRM, Chelyabinsk, Russia E.YU. BURTOVAIA, URCRM, Chelyabinsk, Russia
Abstract
Comprehensive system of the rehabilitation of the persons affected by radiation exposure performed in the Clinical Department of the Urals Research Center for Radiation Medicine (URCRM) includes sensory room. Each session involves different equipment, which is chosen in accordance with the diagnosis and patient's health status. The format of sessions predisposes to imaginary transfer of a patient in a form of "wonderful travelling" to remarkably bright and colorful places that create unusual impressions, for example, a voyage on a yacht, trip to a national park, space journey, and also to more familiar and easy of access, but not less attractive, places. The sessions are aimed at correction of psycho-emotional status of the patient, release of stress and psychological tension, efficiency restoration.
Keywords: method ofpsycho-correction, rehabilitation of exposed population, sensory room, relaxation, correction of psycho-emotional status, radioactively contaminated territories.
References:
1. Kalmova, S.Ye. Sensory room - fairy-land of health: Study guide. / S.Ye. Kalmova, L.F. Orlova, T.V. Yavorovskaya -Edited by L.B. Baryayeva. - St. Petersburg: NOU «SOYUZ», 2006. - 86 p. - Access mode: http://www.docme.ru/doc/229551/kal._mova-s.e-i-dr.-sk-volshebnyj-mir-zdorov._ya (date 28.11.14.)
2. Volume of methodological rationales for work in a Sensory room [Digital resource] // URL: http://obektivcentr.ru/metodichka.pdf (date 01.12.14.)
3. Khodzhayeva, Ye.V. Miracle - a fairy-tale in a sensory room // Ye.V. Khodzhayeva, S.A. Anisimova , N.G. Maksimova -URL: http://sensoricinru.wordpress.com/2012/07/23/ (date 01.12.14)
4. Shlyakhovaya, Ye.V. Program of work in the interactive media of a dark sensory room «Amazing familiar world» [Digital resource] // Ye.V. Shlyakhovaya. - URL: http://www.trepsy.net/world/?stat=4340 (date 28.11.14)
5. http://www.urcrm.ru/ site of the Urals Research Center of Radiation Medicine of the FMBA of Russia (date 28.11.14)