УДК 378.14
С. Г. Коротков, Д. А. Крылов Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Статья посвящена рассмотрению проблемы подготовки педагогических кадров - одной из наиболее актуальных проблем в условиях динамично меняющейся школы. И дело не в том, что в связи с низкими зарплатами в сфере образования не хватает педагогических кадров, а в том, что существует недостаток кадров, соответствующих новым условиям действительности. Вместе с тем приходится констатировать, что педагогов, умеющих работать в условиях постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, а также с возрастанием требований работодателей к качеству подготовки специалистов всех уровней, очень мало. Подготовка педагогических кадров к деятельности в условиях ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды предполагает формирование педагога принципиально нового типа с развитым стратегическим и инновационным мышлением; умеющего грамотно вырабатывать управленческие решения и принимать на себя ответственность за последствия; способного быстро адаптироваться к новым условиям. Обучение кадров, соответствующих новым условиям деятельности, должно сочетать профессиональную подготовку, направленную на получение новых знаний, на формирование личности современного педагога, развитие умений и навыков организационно-управленческой деятельности. Для решения этой задачи традиционных методов обучения оказывается недостаточно. Существующая система подготовки, основанная на лекциях и практических занятиях, способна дать будущему бакалавру достаточно глубокие специальные знания. Но она принципиально не способна трансформировать профессиональные теоретические знания в практические навыки, научить педагога действовать. Средством решения задачи формирования облика современного педагога, выработки и развития практических умений и навыков являются методы проблемного обучения и, в частности, наиболее эффективные из них - деловые игры.
Ключевые слова: проблемное обучение, монологическое изложение, диалогический метод, компетенции.
Проблемное обучение, как и программированное, относится к активным технологиям обучения. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. problema - «задача, задание»). В широком смысле проблема - это сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. (Ситуация - фр. situation - «положение, обстановка, совокупность обстоятельств») [1].
Проблемное обучение имеет некоторые технологические характеристики в организации процесса обучения [2]. Управляемая педагогом учебная деятельность должна отражать поисковую деятельность учащихся и рефлексивное отношение к собственной деятельности, поэтому проблемное обучение согласуется со структурой исследовательской познавательной деятельности и выполняет функцию управления творческим учебным процессом.
Элементы проблемного обучения имели место еще в античности, а затем в эпоху Возрождения. Это эвристические беседы Сократа, беседы и диалоги Галилея. Педагогика Ж.-Ж. Руссо - проблемные диалоги - были излюбленным жанром века Просвещения. В истории отечественной педагогики примером проблемного изложения материала могут служить лекции К. А. Тимирязева. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервег, К. Д. Ушин-ский и др.) [6].
В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Дж. Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский философ, психолог, педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему
© Коротков С. Г., Крылов Д. А., 2017
активную самостоятельную практическую деятельность студентов по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи [5], есть решение проблем.
Виды проблемного обучения можно различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения:
• Теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и так далее. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
• Практическое творчество - поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
• Художественное творчество - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием, продуктивной, репродуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако второй вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Первый - на лабораторных, практических занятиях. Третий вид - на уроке и на внеурочных занятиях. Так, для вуза наиболее применима индивидуальная и групповая форма организации педагогического процесса на лабораторных, практических занятиях.
Рассматривая организацию процесса проблемного обучения в высшей школе, можно говорить о шести дидактических способах, представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся. Кратко охарактеризуем их:
• Метод монологического изложения. При использовании этого метода педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает обучающимся готовые выводы, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения -рассказ, лекция.
• Рассуждающий метод обучения. Создав проблемную ситуацию, педагог анализирует факти-
ческий материал, делает выводы и обобщения. Форма - беседа лекция.
• Диалогический метод изложения. Представляет диалог педагога с коллективом воспитанников. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает ее, но с помощью обучающихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений и доказательства гипотез. Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.
• Эвристический метод изложения. Суть метода заключается в том, что открытие нового закона, правила совершается не педагогом, при участии обучающихся, а самими обучающимися под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
• Исследовательский метод. Организуется педагогом путем постановки перед обучающимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих высокий уровень проблемно-сти. Воспитанник совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
• Метод программированных заданий. Это метод, при котором обучающиеся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств могут приобретать новые знания и новые действия.
Исходя из задач профессионального образования и на основе выводов из сравнения традиционного типа обучения с проблемным можно выделить следующие методы проблемного обучения наиболее широко применяемые в профессиональном образовании: деловые игры, конкретные ситуации, практические задачи и некоторые другие.
Несомненно, что подготовка и использование данных методов требуют значительного количества времени на их разработку, имеется и определенная сложность по их проведению, однако практическая направленность существенно выделяет их по сравнению с обычными традиционными методами обучения.
Рассмотрим более подробно такой метод проблемного обучения, как деловая игра. В последнее время деловые игры находят все более широкое применение в самых разных областях: в экономике и политике, в социологии, экологии, администрировании, образовании, городском планировании,
истории. Деловые игры используются для подготовки специалистов в соответствующих областях, а также для решения задач исследования, прогноза, апробирования намечаемых нововведений. Разрабатываются деловые игры и как способ коммуникации между специалистами разных областей, как особый язык будущего. Также деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
«Игровая имитация», или «имитационная игра», объединяет два подхода. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. В основе деловой игры лежит имитационная модель, однако реализуется данная модель благодаря действиям участников игры. Они берут на себя роли административных работников или политических деятелей и разыгрывают заданную хозяйственную, управленческую или политическую ситуацию, в зависимости от содержания игры.
Деловую игру необходимо отличать от других активных методов обучения, с одной стороны, и от методов социально-психологического тренинга - с другой. Термины употребляются небрежно, и такие разные методы, как групповая дискуссия, ролевые игры (также сама по себе достаточно разнородная область) и деловые игры, попадают в одну компанию и обозначаются общим понятием «деловая игра».
Отличительным признаком деловой игры является наличие имитационной модели. С психологической точки зрения имитационная модель может быть рассмотрена как заданная в специфической материальной форме ориентировочная структура воспроизводимой деятельности. Создатель игры проделывает огромную работу по анализу норм, организующих ту или иную профессиональную деятельность. И выявив скрытые механизмы, пружины, определяющие «законы» функционирования и развития той или иной деятельности, представив ту или иную подлежащую изучению область или проблему как самостоятельно функционирующую систему, разработчик может сконструировать деловую игру; часто для того, чтобы создать имитационную модель, приходится провести серьезную исследовательскую работу.
Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается «сопротивление» материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, механизм деловой игры показывает, что она воспроизводит особую ситуацию не столько всех возможностей, сколько столкновения с жестко детерминированной жизненной реальностью (пожалуй, эта ситуация даже «жестче», чем реальная жизнь, ведь в так называемой реальной жизни часто можно уйти от решения той или иной проблемы, реально или психологически, можно прибегнуть к обману, игру же обмануть нельзя, нельзя отсрочить решение той или иной задачи).
Проблема подготовки педагогических кадров -одна из наиболее актуальных проблем в условиях динамично меняющейся школы. И дело не в том, что с низкими зарплатами в сфере образования не хватает педагогических кадров. А в том, что не хватает кадров, соответствующих новым условиям деятельности. Вместе с тем приходится констатировать, что педагогов, умеющих работать в условиях постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, а также возрастанием требований работодателей к качеству подготовки специалистов всех уровней очень и очень мало. Подготовка педагогических кадров к деятельности в условиях ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды предполагает формирование педагога принципиально нового типа с развитым стратегическим и инновационным мышлением; умеющего грамотно вырабатывать управленческие решения и принимать на себя ответственность за последствия; способного быстро адаптироваться к новым условиям. Обучение кадров, соответствующих новым условиям деятельности, должно сочетать профессиональную подготовку, направленную на получение новых знаний, на формирование личности современного педагога, развитие умений и навыков организационно-управленческой деятельности.
Для решения этой задачи традиционных методов обучения оказывается недостаточно. Существующая система подготовки, основанная на лекциях и практических занятиях, способна дать будущему бакалавру достаточно глубокие специальные знания. Но она принципиально не способна трансформировать профессиональные
управленческие знания в практические навыки, научить педагога действовать.
Изменения в подготовке бакалавров направлены, считает В. С. Бородай, прежде всего на развитие умения применять полученные знания на практике. Научиться этому по лекциям и учебникам нельзя. Большинство пособий по методике преподавания содержит перечень советов, предписаний, «что» нужно делать в той или иной ситуации, но не объясняет, «как» это нужно делать. Формирование некоторых компетенций возможно лишь в практической деятельности, активном творческом поиске, осмыслении и переживании индивидуального и коллективного опыта.
Средством решения задачи формирования облика современного педагога, выработки и развития практических умений и навыков являются методы проблемного обучения и, в частности, наиболее эффективные из них - деловые игры. Сегодня, пожалуй, мы видим обратную тенденцию - использование деловых игр становится все меньше, в связи с возрастанием интерактивной составляющей. Деловые игры в значительной степени активизируют творческий потенциал человека, делая обучение интенсивным и более результативным.
В учебной деловой игре имитируются условия, содержание, отношения и динамика учебной деятельности. Несмотря на игровой характер обучения, формы работы, в которые вовлекаются участники, имеют вполне реальное содержание. Деловая игра позволяет, проигрывая возможные варианты поведения, принятия решений, разрешения конфликтов, формировать и развивать профессиональные компетенции условиях, максимально приближенных к реальной практической деятельности.
В формировании практических навыков чрезвычайно важную роль играет актуализация приобретенных знаний. Включаясь в имитацию практической деятельности, обучаемый вынужден ставить цели, планировать, принимать решения, брать на себя ответственность и прочее. Для успешного выполнения задания он должен воспроизвести основные элементы пройденного и усвоенного
учебного материала. Обеспечивается понимание материала, умение использовать полученную информацию для самостоятельной практической деятельности, осознание профессиональной значимости практических знаний и умений, психологическая готовность к их использованию.
Применение деловых игр в учебном процессе позволяет экономить время, по сравнению с другими методами обучения, проводить эффективный контроль знаний. Для успешного внедрения технологии проблемного обучения необходимо изменить акценты в методике преподавания, готовить педагога к видам деятельности, которые базируются на принципах проблемного обучения. Для будущих бакалавров профессионального обучения названная проблема имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как в дальнейшей самостоятельной профессиональной деятельности они призваны осуществлять подготовку высококвалифицированных рабочих кадров, руководствующихся внешними и внутренними мотивами познавательной деятельности [2].
_Ш_
1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону, 1999.
2. Калашникова А. В., Чижакова Г. И. Организация проблемного обучения как условие формирования ценностных мотивов познавательной деятельности будущих бакалавров профессионального обучения // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 277-280.
3. Коротков С. Г., Крылов Д. А. Особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 26-30.
4. Крылов Д. А., Коротков С. Г. Содержание и структура конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 308-313.
5. Педагогические технологии / под ред. В. С. Кукуши-на. Ростов-на-Дону, 2002.
6. Селевко Г. К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. № 2. С. 61-65.
Статья поступила в редакцию 21.09.2016 г.
Для цитирования: Коротков С. Г., Крылов Д. А. Использование методов проблемного обучения при подготовке бакалавров профессионального обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2016. № 1 (25). С. 13-17.
Об авторах
Коротков Сергей Геннадьевич, кандидат педагогических наук, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
Крылов Дмитрий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
G. Korotkov, D. A. Krylov
Mari State University, Yoshkar-Ola
USING PROBLEM-BASED LEARNING AS PART OF VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS
The article considers the problem of vocational training of teachers - one of the most pressing problems in the conditions of the changing pedagogical landscape. It is not that due to the low salaries in education there are not enough teachers. The fact is that there are not enough frames corresponding to the new validity conditions. However, it must be noted that there are a very few teachers who are able to work in a constantly changing situation in the labor market, and who can work well with an increase in employers' requirements for quality of training at all levels. Training of the teaching staff for work in the conditions of rapidly changing society and widespread informatization of environment, involves the formation of a fundamentally new type of teacher. He has a well-developed strategic and innovative thinking; able to competently produce management decisions and take responsibility for the consequences; is able to adapt quickly to new conditions. Training of the teaching staff, corresponding to the new conditions of activity, should combine vocational training aimed at obtaining new knowledge, at the formation of the personality of the modern teacher, as well as the development of skills of organizational and administrative activity. To solve this problem, the traditional teaching methods are not enough. The current training system is based on lectures and practical exercises, can give a future bachelor enough knowledge. But it is essentially not able to transform the professional theoretical knowledge into practical skills, to teach the teacher to act. Methods of problem-based learning are means of solving the problem of the formation of the modern image of the teacher, the development of practical skills, in particular, one of the most effective methods - business games.
Keywords: problem-based learning, monologue presentation, dialogical method competence.
_m_
1. Basova N. V. Pedagogika i prakticheskaja psihologija [Pedagogy and Practical Psychology], Rostov-na-Donu, 1999.
2. Kalashnikova A. V., Chizhakova G. I. Organizacija prob-lemnogo obuchenija kak uslovie formirovanija cennostnyh motivov poznavatel'noj dejatel'nosti budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija [Organization of problem-based learning as a condition of formation of valuable motives of informative activity of the future bachelors in vocational training], Fundamental'nye issledovanija = Basic research, 2012, no. 3-2, pp. 277-280.
3. Korotkov S. G., Krylov D. A. Osobennosti organizacii pro-izvodstvennoj praktiki budushhih bakalavrov professional'nogo obuchenija [Specifics of practical training of the future bachelors of vocational training], Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo
universiteta = Vestnik of the Mali State University, 2015, no. 1 (16), pp. 26-30.
4. Krylov D. A., Korotkov S. G. Soderzhanie i struktura kon-struktorsko-tehnologicheskoj kompetentnosti budushhih uchitelej tehnologii i predprinimatel'stva [Content and structure of the design and technological competence of the future teachers of technology and business], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2010, no. 8, pp. 308-313.
5. Pedagogicheskie tehnologii [Teaching technology], in V. S. Kukushina (ed.), Rostov-na-Donu, 2002.
6. Selevko G. K. Problemnoe obuchenie [Problem-based learning], Shkol'nye tehnologii = School technology, 2006, no. 2, pp. 61-65.
Submitted 21.09.2016.
Citation for an article: Korotkov S. G., Krylov D. A. Using problem-based learning as part of vocational training of bachelors. Vestnik of the Mari State University. 2016, no. 1 (25), pp. 13-17.
About the autors
Korotkov Sergej G., Ph. D. (Pedagogy), Mari State University, Yoshkar-Ola,
korotkov. s. g@yandex. ru
Krylov Dmitrii A., Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]