УДК 376+373.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОГИМНАСТИКИ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Андреева Екатерина Валентиновна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 348 «Радость», воспитатель группы компенсирующей направленности, [email protected].
Войшева Нонна Рафгатовна.
Россия, г. Новосибирск, МКДОУ Детский сад № 348 «Радость», воспитатель группы компенсирующей направленности, [email protected].
Аннотация. В статье представлен авторский взгляд на применение методов нейрогимнастики в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ОВЗ.
Ключевые слова: нейрогимнастика, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОВЗ.
USING NEUROGYMNASTICS METHODS IN CORRECTIONAL PEDAGOGICAL WORK WITH PRESCHOOL CHILDREN WITH LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES
Andreeva Ekaterina Valentinovna
Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 348 "Joy", Teacher of a compensatory group, [email protected].
Voysheva Nonna Rafgatovna.
Russia, Novosibirsk, Municipal State Preschool Educational Institution Kindergarten No. 348 "Joy", Teacher of the compensatory group, notkaslawj anka@mail .ru.
Abstract. The authors of the article present thier views on the use of neurogymnastics methods in correctional and pedagogical work with preschool children with limited health opportunities.
Keywords: neurogymnastics, correctional and pedagogical work, children with disabilities.
С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями в развитии, которые нуждаются в специализированной помощи. На протяжении семи лет мы работаем в группе
компенсирующей направленности с детьми с различными нарушениями в развитии: тяжелые нарушения речи (ТНР), расстройство аутистического спектра (РАС), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА), задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (УО). Все эти нарушения имеют в своей структуре психомоторные нарушения, которые негативно сказываются на характере и активности двигательного поведения ребенка, его когнитивном развитии и на формировании у него графомоторных и других навыков, необходимых для успешного обучения.
Актуальность нашей работы обусловлена необходимостью всестороннего развития дошкольников через метод межполушарного взаимодействия. Устранение двигательных расстройств, формирование психических навыков и процессов, которые в дальнейшем будут пригодны детям, мы осуществляем через кинезиологические методы и приемы. Цель нашей коррекционно-педагогической работы направлена от движения к мышлению.
На протяжении двух лет с 2018-2020 гг. на базе нашей группы реализовывался проект по психомоторной коррекции инструктором по физической культуре и психологом. Мы так же стали его активными участниками. В результате этой работы мы заметили, что у детей, стабильно посещающих занятия, наблюдалась стойкая положительная динамика развития: произошли значительные улучшения в освоении пространства собственного тела, пространства вокруг себя (представление о взаимоотношении между внешними объектами), в навыках самоконтроля за своим поведением и речью. На данный момент проект завершен, но анализируя полученные результаты и положительную динамику его работы, мы подобрали для себя приемлемый комплекс упражнений, а также требуемые к ним тренажеры.
Нейрогимнастика - эта универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте. Это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая направлена на коррекцию различных нарушений ребёнка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга. Нейрогимнастика улучшает речь, память, внимание, пространственные представления. Развивает крупную и мелкую моторику рук. Помогает снизить утомляемость, напряжение, повысить стрессоустойчивость.
Занятия, с использованием методов нейрогимнастики, включены в режимные моменты, проводятся ежедневно по 10-15 минут в спокойной, доброжелательной обстановке. Суть заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с удержанием ритма и равновесия. Упражнения начинается с простых индивидуальных движений. Постепенно сложность нарастает и увеличивается объем выполняемых заданий. Более сложные упражнения выполняются детьми в паре; некоторые упражнения выполняются группой детей. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребёнка. Стараемся подобрать такие упражнения, которые будут наиболее интересны детям. И главное, эти
упражнения не только просты в использовании, но и эффективны. Для преодоления имеющихся у детей нарушений, мы активно используем методику «Кинезиологические мячи и мешочки», которая является инструментом в системе нейропсихологической коррекции.
Основу данной коррекционно-развивающей методики лежит многолетний опыт доктора педагогических наук Фрэнка Бильгоу (мозжечковая стимуляция) и учителя Билла Хьюберта (балансировочно-аудиально-визуальные упражнения). Использование элементов метода данных авторов относится к современному методу коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации. Как учеными, так и практиками в своей деятельности доказана прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная коррекционно-педагогическая работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно -развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. Составляющие компоненты психомоторного развития:
- развитие мелкой моторики;
- глазодвигательные упражнения. Тренажер В.Ф. Базарного, использование лазерного фонарика;
- упражнения для развития артикуляции;
- упражнения на развитие межполушарного взаимодействия: «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», самомассаж ушных раковин, перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие;
- дыхательные упражнения;
- коммуникативные упражнения: «Тачка», «Сороконожка», «Животные», «Тоннель», «Твистер», «Ладушки», «Парашют», «Шатер» и др.;
- ритмические упражнения с мешочками и мячиками-крупеничками, наполненными песком для удержания ритма и равновесия;
- упражнения для релаксации: «Саморасслабление», «Волшебный слон» и
др.;
- занятия с тренажерами. Балансиры, перчатки, симультанные палочки, кинезиомешочки, сенсорные кубики, сенсорный слон, лабиринт и др.
Также, для развития проприоцептивной и тактильной чувствительности используем в своей работе Яйцо Совы (Яйцо Кислинга) и Чулок Совы - это эффективные инструменты нейрокоррекции, направленные на развитие ориентации в пространстве без контроля зрительного анализатора, тренировку вестибулярного аппарата, уменьшение тактильной гиперчувствительности, вовлечение ребенка в игровую деятельность и формирование навыков социального взаимодействия.
Методика используется для повышения эффективности коррекционных занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Показана при работе с:
- эмоциональными и поведенческими трудностями;
- нарушениями координации движений и моторной неловкости;
- трудностями выстраивания отношений со взрослыми и сверстниками;
- синдромом дефицита внимания и гиперреактивности, невнимательности, гиперактивности, импульсивности.;
- задержкой развития, аутизмом, РАС;
- задержкой психоречевого и интеллектуального развития;
- общим недоразвитием речи;
Регулярные целенаправленные занятия помогают улучшить ряд физических навыков, в частности: выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, зрительно-моторной координации (координация глаз - рука), подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей, повысить координацию внимания, сформированность чувства ритма. Дети научатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, станут более ловкими. Также специальные тренировки делают возможным улучшить эмоциональные навыки, преодолеть трудности в коммуникации, сделают ребенка менее подверженным стрессу, более общительным, содействовать развитию творческих способностей в игровой деятельности, а затем и в учебной деятельности.
Ниже, на рисунках 1-3 представлены некоторые примеры использования методов нейрогимнастики и наглядных пособий в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с ограниченными возможностями.
Рис. 1. Яйцо Совы (Яйцо Кислинга)
Рис. 3. Занятия с тренажерами
Библиографический список.
1. Астаева А.В. Нейропсихологическое исследование детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.04. - Санкт-Петербург, 2011. - 23 с.
2. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 111 с.
3. Мозжечковая стимуляция - специальный комплекс упражнений. [Электронный ресурс]. - URL: https://mederia.ru/blog/mozzhechkovaya-stimulyatsiya/
4. Нейропсихологические игры и упражнения как средства преодоления трудностей учения / Сост. И.А. Трутанова. 2018. - 19 с. [Электронный ресурс]. -URL: https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2018/09/Психокоррекция.pdf
5. Праведникова И.И. Нейропсихология. Игры и упражнения. - Москва: АЙРИС-пресс, 2018. - 112 с.
6. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. О.Р. Ворошнина, А.И. Санникова; сост. М.Н. Мальцева, Е.А. Кобялковская, А.Г. Гилева. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2018. - 140 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://happy59.com/res/content/docs/f1065_digest_0_file.pdf