Научная статья на тему 'Использование метода «Шести шляп мышления» Эдуарда де Боно на дополнительных занятиях по литературе в старших классах (на примере работы с произведением Э. -Э. Шмитта «Дети Ноя»)'

Использование метода «Шести шляп мышления» Эдуарда де Боно на дополнительных занятиях по литературе в старших классах (на примере работы с произведением Э. -Э. Шмитта «Дети Ноя») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2550
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ "ШЕСТЬ ШЛЯП" / ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / THEORY AND METHODS OF TEACHING LITERATURE / METHODICAL TECHNIQUE OF "SIX HATS" / FORMATION OF KEY COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Татьяна Александровна

Методический прием «шесть шляп» эффективное средство формирования ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анализирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее решения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого соблюдения инструкции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.); 3) ценностно-смысловых: направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с методикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание; 5) коммуникативных: направленных на готовность к социальному взаимодействию, когда школьники взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE METHOD OF EDUARD DE BONO''S "SIX HATS OF THINKING" ON ADDITIONAL CLASSES OF LITERATURE IN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF WORK WITH E.-E.SCHMITT''S "NOAH''S CHILDREN")

Methodical technique of "six hats" is an effective means of formation of key competences: 1) educational and informative: directed at readiness for solution of the problem, when the child analyzes the given task (the color of the hat points to it) and develops an algorithm for its solution; 2) technological: when the success of the school student in many respects depends on accurate observance of the instruction (for example, in the "black" hat we only focus attention on minuses, ignoring any pluses; in the "white" hat we consider the facts, figures, without emotions and value judgment, etc.); 3) axiological and semantic: directed at readiness for self-education, when the pupil himself carries out information search of the necessary material (preliminary homework for independent acquaintance with the technique of "six hats"); 4) informational: directed at formation and development of approaches to work with information: ability to realize need for information, ability to develop information search strategies, ability to systematize, process and reproduce information, ability to synthesize the existing information, creating new knowledge on its basis; 5) communicative: directed at readiness for social interaction, when school students interact with each other in a group and in a civilized way argue their point of view.

Текст научной работы на тему «Использование метода «Шести шляп мышления» Эдуарда де Боно на дополнительных занятиях по литературе в старших классах (на примере работы с произведением Э. -Э. Шмитта «Дети Ноя»)»

УДК 37:80 (Образование. Воспитание. Обучение. Филология. Языкознание)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ШЕСТИ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ» ЭДУАРДА ДЕ БОНО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ Э.-Э.ШМИТТА «ДЕТИ НОЯ»)...

© 2016 Т.А.Самсонова

Самсонова Татьяна Александровна, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: samsonovvv 1@yandex. ru

Самарский государственный социально-педагогический университет. Россия

Статья поступила в редакцию 21.06.2016

Методический прием «шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анализирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее решения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого соблюдения инструкции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.); 3) ценностно-смысловых: направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала (предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с методикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание; 5) коммуникативных: направленных на готовность к социальному взаимодействию, когда школьники взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения. Ключевые слова: теория и методика преподавания литературы; методический прием «шесть шляп»; формирование ключевых компетенций.

Современные исследователи установили, что наличие своих и чужих описаний событий, логики возникновения и развития вопроса или проблемы, наличие базовых убеждений и культурных предписаний часто не дает возможности понимания той информации, которую человек получает как от других людей, так и из книг или из средств массовой информации. Как правило, считают они, «выявляется наличие определенных стереотипов, конструктов, которые не позволяют увидеть событие или осмыслить воспринимаемую информацию, текст объективно, в « »»

чистом виде , а приводят к созданию определенных, разной степени достоверности интерпретаций» [1].

Метод Эдварда де Боно «шесть шляп мышления» - простой и практичный способ получить навыки практического мышления для более объективного восприятия информации, какой бы сферы это не касалось (научное познание, обучение, межличностное взаимодействие).

Н.Ременцова считает, что «еще одна проблема мышления человека заключается в одновременности протекания мыслительных процессов и эмоциональных состояний: мы пытаемся сделать

слишком многое сразу. Эмоции, информация, логика, воображение, интуиция и творчество -все это говорит в нас одновременно. Метод работы по развитию мышления "шесть шляп" Эдварда де Боно позволяет мыслящему человеку концентрироваться на одном деле в определенное время. Он позволяет отделить эмоции от логики, творчество от информации и т.д. Каждая шляпа задает определенный образ мышления» [1].

Методический прием «шесть шляп» - эффективное средство формирования ключевых компетенций: 1) учебно-познавательных: направленных на готовность к разрешению проблемы, когда ребенок анализирует поставленную перед ним задачу (на нее указывает цвет шляпы) и разрабатывает алгоритм ее решения; 2) технологических: когда успех школьника во многом зависит от четкого соблюдения инструкции (например, в «черной» шляпе акцентируем внимание только на минусах, никаких плюсов; в «белой» шляпе мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок и т.п.); 3) ценностно-смысловых: направленных на готовность к самообразованию, когда ученик сам осуществляет информационный поиск нужного материала

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016

(предварительное домашнее задание по самостоятельному ознакомлению с методикой «шести шляп»); 4) информационных: направленных на формирование и развитие способов работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание; 5) коммуникативных: направленных на готовность к социальному взаимодействию, когда школьники взаимодействуют друг с другом в группе и цивилизованно отстаивают свою точку зрения [2].

Помимо формирования основных компетенций, использование данного метода способствует формированию позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении «проблемной задачи», развитию навыков упорядоченного, структурированного мышления, воспитанию культуры обмена мнениями.

Метод «шесть шляп мышления» - это методика ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), ученик играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на себя со стороны, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. А еще этот метод - своеобразная техника «мозгового штурма», с помощью которой можно рассматривать вопрос с разных точек зрения. Когда ученик или группа «примеряют» шляпу, они начинают мыслить в определенном русле, как бы говорить от лица шляпы. Н. Ратке считает, что «это снимает напряжение, раскрепощает учащихся, дает им некую свободу. Идеально, когда ученики знают суть вопроса, отлично владеют текстом, тогда работа идет очень качественно и интересно» [3].

Поскольку работа с художественным произведением предполагает различные операции (интеллектуальные, творческие, логические) с большим объемом информации, то использование метода «шести шляп» подходит для формирования критического мышления учащихся в рамках дополнительных занятий по литературе.

Метод «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качества-

ми - цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Итак, «шесть шляп» это: Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги: мыслим фактами, цифрами, без эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества: положительное, позитивное мышление, выделение позитивных сторон и аргументирование. Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом, -недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность: выявление противоречий, недостатков, их причин.

Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств: разнообразные эмоции, с чем они связаны, изменение эмоций, связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа. Зеленый цвет - это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей: поиск новых граней в изучаемом материале, что можно усовершенствовать. Синяя шляпа. Синий цвет - это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением: осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы [4].

Особое внимание следует уделить Синей шляпе, т.к. эта шляпа - особенная. Ее задача -выстраивать логику деятельности, руководить процессом, суммировать полученные данные, анализировать их, подводить итоги.

При коллективном участии метод Э. де Боно подразумевает обязательное наличие модератора, который руководит процессом познания и следит за тем, чтобы он не превратился в балаган. Все время, находясь под синей шляпой, модератор (в нашем случае - учитель) записывает сказанное на бумагу и в конце урока суммирует полученные результаты.

Вначале учитель вкратце знакомит коллектив с общей концепцией метода «шесть шляп мышления», далее обозначает проблему или задачу. Работа начинается с того, что принимающие в ней участие «надевают шляпу» одного и того же цвета и смотрят оценивающим взглядом на ситуацию по очереди, в соответствующем этой шляпе ракурсе. Порядок примерки шляп определяется модератором. Так как универсальной последова-

тельности на все случаи жизни не существует, его задача - научить создавать последовательности из шляп так, чтобы укрепить интерес учащихся в работе над текстом, выстроить логическую цепь анализа текста, создать ситуацию творческой сплоченности в детском коллективе.

Приведем пример использования метода «шести шляп» на дополнительных занятиях по литературе - при изучении повести современного французского прозаика и драматурга Э.-Э.Шмитта «Дети Ноя».

В самом начале работы модератор должен решить, каким образом будет построен в «шести шляпах» анализ данного текста. Можно пойти классическим путем, анализируя «вслед за автором»; можно рассмотреть каждого героя в «шести шляпах»; можно остановиться на анализе отдельного эпизода произведения или, как будет показано ниже, проанализировать несколько ключевых эпизодов.

Итак, модератор-учитель в Синей шляпе напоминает учащимся правила работы с методом «шести шляп» и записывает на доске памятку-подсказку с кратким описанием особенностей каждой шляпы:

«Белая шляпа» - факты, информация. «Желтая шляпа» - плюсы, преимущества, только положительные стороны. «Чёрная шляпа» - минусы, только отрицательные стороны.

«Красная шляпа» - чувства, эмоции. «Зеленая шляпа» - новые идеи. «Синяя шляпа» - выводы, оценки.

Учащиеся надевают Белую шляпу и сообщают все факты, которые известны им о том времени, когда разворачивается действие повести - истории мальчика Жозефа, т.е. об оккупации фашистской Германией Бельгии во время Второй мировой войны. Учитель может уточнить, какие факты были известны учащимся до знакомства с произведением, о чем они узнали, прочитав повесть, о чем узнали из других источников (каких именно: учебников истории, из сети интернет, из документальных фильмов, художественных произведений и т.д.). Такая работа позволяет не только вспомнить все известные детям факты, но и выстроить структуру межпредметных связей, указать учащимся пути поиска и структурирования информации, научить их выделять и систематизировать главное.

Далее учитель-модератор просит учащихся из всей совокупности фактов выбрать только те, которые имеют отношение к героям повести «Дети Ноя». Эту работу можно выполнить всем

коллективом, а можно - разделив класс на группы. Второй вариант предпочтителен, т.к. он предполагает большую самостоятельность учащихся, развивает навыки групповой работы и представления итогов группового обсуждения перед всем классом.

Метод «шести шляп» обогащает мышление учащихся и делает его более всесторонним. Если мы просим детей о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Однако, если их приглашают исследовать предмет, используя схему «шести шляп», широта восприятия быстро возрастает.

Далее при анализе произведения можно обратить внимание класса на главного героя повести -10-летнего мальчика Жозефа. Мы знакомимся с ним в самом конце весны 1945 года. Вместе с другими обитателями Желтой Виллы Жозеф находится в ожидании, что родители вернутся, заберут его домой и начнется счастливая жизнь. Конец ужасной войны, конец тревогам за жизнь и свободу близких дарит надежду на счастливый исход. И хоть живется мальчишкам в приходском приюте бедно и голодно, они надеются, что жизнь их в скором времени изменится.

Жозеф рассказывает то, что произошло с ним и его товарищами за три последних военных года. До 1942 года жизнь еврейской семьи в оккупированной нацистской Германией Бельгии, хотя и была наполнена тревогами, все-таки протекала достаточно спокойно. Однажды в трамвае мама Жозефа услышала разговор немецких солдат о том, что скоро начнутся облавы, и поняла, что нужно спасать жизни своих близких. С этого момента жизнь главного героя меняется. Яркие, но отрывочные картинки воспоминаний мальчика о счастливом беззаботном детстве, о любящей семье, словно разрозненные карточки паз-лов, вплетаются в повествование. Герою кажется, что тогда, до его вынужденного пребывания на Желтой Вилле, все в жизни было прекрасно. Но детские воспоминания обманчивы, маленькие дети не запоминают тревожные моменты и факты или не придают им значения. Учитель-модератор предлагает детям, надев Черную шляпу, подумать над тем, какие опасности подстерегали главного героя повести до того, как он поселился в приюте. Работу можно организовать по принципу «мозгового штурма»: учащиеся высказывают свои мысли, учитель-модератор все записывает, а затем они совместно обобщают мысли, подводят итог. Можно предложить учащимся подумать и ответить на следующие вопросы: 1) Понимал ли Жозеф всю тяжесть своего положения? 2) Осознавал ли он, какая опасность

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016

угрожала его близким? 3) Понимали ли взрослые, которые помогали семье Жозефа, к каким последствиям могли привести их действия? 4) Почему графиня де Сюлли, отец Понс, мадемуазель Марсель продолжали помогать евреям?

Ответы на эти вопросы помогут учащимся глубже понять ситуацию, в которой оказались герои произведения, порассуждать об их характерах, поступках, об их убеждениях.

Особого внимания заслуживает сцена пребывания маленького Жозефа у мадемуазель Марсель. Точнее понять состояние героя, его настроение и поступки поможет Красная шляпа. Итак, учитель-модератор предлагает учащимся надеть Красную шляпу и проанализировать все события, которые произошли с мальчиком с того момента, как он покинул гостеприимный дом де Сюлли до момента его появления на Желтой Вилле (трудная дорога, пребывание у мадемуазель Марсель, начало приютской жизни), с точки зрения его эмоционального состояния. Можно предложить учащимся составить эмоциональную карту состояния Жозефа. Можно провести групповую работу: разделить класс на произвольные группы и предложить обсудить каждой группе один из эпизодов произведения. В качестве рефлексии - подумать над следующими вопросами: 1) Как эмоциональное состояние мальчика отразилось на его поступках? 2) Как вы думаете, понимали ли окружающие, что испытывал Жозеф? 3) А какие эмоции, на ваш взгляд, испытывали отец Понс, мадемуазель Марсель? Можете ли Вы подтвердить свое мнение текстом?

Еще раз примерить Красную шляпу можно при анализе тех эпизодов, в которых герои -воспитанники приюта - узнают о судьбе своих родных после снятия оккупации Бельгии в сентябре 1944 года. 1) Как реагируют мальчики на новости, поступающие в приют? 2) Что пугает их больше всего? 3) В каком эмоциональном состоянии они находятся? 4) Что переживают Жо-зеф и Руди? 5) Как они пытаются справиться с тем, что обрушилось на них? 6) Какие эмоции переполняют взрослых (крестьян, отца Понса, выживших и вернувшихся из лагерей евреев)?

Особенно трогателен в эмоциональном плане эпизод встречи Руди с матерью. Восторг и гордость, переполнявшие молодого человека, отправившегося встречать мать, известную пианистку, сменяются ужасом и отчаянием. Ведь Руди не может узнать в безликом существе, которое более всего интересовала еда, ту величественную, гордую, талантливую артистку, которой

была его мать. И лишь, когда молодому человеку удалось уговорить ее снова сесть за рояль, она обрела прежние черты, стала самой собой. Мать Руди неспроста выбрала для исполнения мелодию Шопена - прекрасной игрой ей удалось выразить все, что сидевшие в зале люди не могли высказать друг другу словами. Боль, страх, отчаяние - все то, что было пережито в концлагерях; надежда, вера в счастливый исход, радость встреч с родными и друзьями - все было в этой музыке, написанной великим композитором и исполненной выдающейся пианисткой.

Надевая Зеленую шляпу - шляпу творческую, генерирующую новые идеи, - учащиеся становятся исследователями. Для работы как нельзя лучше подойдет эпизод с почти детективным содержанием, когда мальчики - Жозеф и Руди -стараются раскрыть тайну отлучек отца Понса. Сколько предположений рождается в юных умах героев! Отец Понс сначала представляется им страшным злодеем, совершающим ужасные поступки. Но через некоторое время они готовы признать в нем героя, помогающего партизанам и войскам Сопротивления. Мальчишеская страсть к приключениям, желание докопаться до истины и разобраться во всем побуждает наших героев начать тайное расследование. И даже явная опасность не останавливает их. Учитель -модератор может предложить детям написать мини-детектив по мотивам данного эпизода, продумать диалоги героев, сюжетную линию, последовательность отбора сцен, выразительные средства для характеристики персонажей. Можно предложить учащимся попробовать оформить этот мини-детектив в виде комиксов - картинок с краткими подписями и диалогами героев.

Еще один эпизод, с которым можно работать в Зеленой шляпе, - это создание отцом Понсом «музея иудаизма» - музея еврейской религии и знакомство с ним Жозефа. Для начала необходимо обсудить в классе мотивы данного поступка отца Понса, понять, почему католический священник принялся изучать иудаизм. Что подвигло его заняться сохранением так тщательно уничтожаемой культуры? Почему это стало важно лично для него? А затем с помощью Зеленой шляпы под руководством учителя-модератора можно попытаться воссоздать этот «музей», тщательно скрываемый в заброшенном крипте. В ходе выполнения творческого задания учащиеся могут сделать описание зала крипта, где была осуществлена попытка создания подпольной синагоги, составить рассказ об основных экспо-

натах, разработать экскурсионный маршрут по «музею» отца Понса. Такое задание потребует от учащихся достаточно серьезного погружения в тему: им придется найти описание убранства синагоги, узнать названия и назначения предметов культа, выяснить порядок и структуру организации и проведения религиозных мероприятий. Учащимся придется обращаться к разным источникам информации: что-то они узнают непосредственно из произведения Э.-Э.Шмитта, о чем-то найдут информацию в справочных изданиях, специальной литературе, в сети Интернет. Задача модератора-учителя в данном случае - вести подробный учет всех источников информации, анализировать их вместе с учащимися, а при необходимости указать пути и последовательность поиска необходимых данных с помощью разных информационных источников.

Надев последнюю - Желтую шляпу, учащиеся должны определить только положительные моменты в выбранных эпизодах. Для работы в Желтой шляпе можно предложить самые напряженные моменты в повести: сцену с немецким офицером, который увидел еврейских детей в приюте; момент разоблачения и неожиданное спасение; вынужденное пребывание беглецов в крипте. Каждый из этих эпизодов имеет трагическую завязку, исполнен страстей и переживаний героев. Автор, умело используя образные средства, нагнетает обстановку так, что читателю кажется, будто положение героев безвыходное и все должно закончиться трагически. Но задача учащихся при работе в Желтой шляпе - увидеть даже в этих моментах положительные стороны, а затем найти возможность использования их таким образом, чтобы исправить ситуацию. Ведь даже опасность разоблачения, когда немецкий офицер понял, что перед ним еврейские дети, не сломила духа отца Понса. Его горячая вера в добро и справедливость пробудила человеческие чувства даже в офицере гестапо. Его находчивость помогла юным мальчикам-евреям избежать немедленной отправки в концлагерь, а последующий остроумный план, блестяще разработанный и воплощенный, спас детей от неминуемой гибели в фашистских застенках.

В заключение занятия учитель-модератор предлагает всем учащимся примерить Синюю шляпу для того, чтобы подвести итоги урока, проанализировать результаты деятельности. Иногда эту работу целесообразно представить в качестве индивидуального задания: например, попросить учащихся написать эссе. Часто бывает, что в силу возрастных психологических особенностей более подготовленные дети на уроке высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным времени сосредоточиться. Тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. Написание эссе - это рефлексивная деятельность учащихся. Для учителя-модератора - это возможность установить обратную связь.

Итак, к достоинствам метода «шести шляп», по мнению Н.Ратке, можно отнести наглядность, простоту освоения и применения; умение видеть ситуацию и рассмотреть ее с нескольких точек зрения; кроме того, данный метод позволяет «устранить» свое эго от мышления [3].

Недостатки метода «шесть шляп мышления» заключаются в том, что для эффективного применения требуется развитое воображение и тщательная тренировка. К сожалению, современные учащиеся в большинстве случаев оказываются недостаточно подготовленными к подобной мыслительной работе, поэтому применение метода на уроках литературы, особенно в первое время, может вызвать у учащихся некоторые затруднения и, соответственно, негативную реакцию. Кроме того, использование метода в педагогической практике предполагает и усиленную психологическую нагрузку учащихся, что также может сказаться на его эффективности и популярности. Однако, тренируя мышление учащихся при помощи данного метода, постепенно увеличивая долю самостоятельной деятельности учащихся, в рамках метода можно достичь высоких результатов в мотивации и познавательной активности учащихся старших классов.

1. Ременцова, Н. Метод «шесть шляп мышления» Эдварда де Боно для развития навыков работы с информацией. http:// www.trizwav.com/art/form/548.html

2. Зрелова, Е.М. Методический прием «шесть шляп» как эффективное средство формирования ключевых компетентностей. http://www.testsoch.com/metodicheskii-privom-shest-shlvap-kak-effektivnoe-sredstvo-

formirovaniva-klvuchevvx-kompetentnostei/2

3. Ратке, Н.А. Метод «шесть шляп мышления» как средство активизации познавательной активности обучающихся на уроках литературы. http://nsportal.ru/shkola/literatura/librarv/2014/11/05/metodicheskiv-priem-shest-shlvap-mvshleniva

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2, 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2, 2016

4. Метод шести шляп мышления Эдварда де Боно. http:// constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlvap-mvshleniva-edvarda-de-bono.html

USE OF THE METHOD OF EDUARD DE BONO'S "SIX HATS OF THINKING" ON ADDITIONAL CLASSES OF LITERATURE IN HIGH SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF WORK

WITH E.-E.SCHMITT'S "NOAH'S CHILDREN") ...

© 2016 T.A.Samsonova

Tatyana Aleksandrovna Samsonova, Candidate of philology, Lecturer of Department of Russian and foreign literature and

methods of teaching literature. E-mail: samsonovvv1 @yandex. ru

Samara State University of Social Sciences and Education. Russia

Methodical technique of "six hats" is an effective means of formation of key competences: 1) educational and informative: directed at readiness for solution of the problem, when the child analyzes the given task (the color of the hat points to it) and develops an algorithm for its solution; 2) technological: when the success of the school student in many respects depends on accurate observance of the instruction (for example, in the "black" hat we only focus attention on minuses, ignoring any pluses; in the "white" hat we consider the facts, figures, without emotions and value judgment, etc.); 3) axiological and semantic: directed at readiness for self-education, when the pupil himself carries out information search of the necessary material (preliminary homework for independent acquaintance with the technique of "six hats"); 4) informational: directed at formation and development of approaches to work with information: ability to realize need for information, ability to develop information search strategies, ability to systematize, process and reproduce information, ability to synthesize the existing information, creating new knowledge on its basis; 5) communicative: directed at readiness for social interaction, when school students interact with each other in a group and in a civilized way argue their point of view. Keywords: theory and methods of teaching literature; methodical technique of "six hats"; formation of key competences.

1. Rementsova, N. Metod «shest' shliap myshleniia» Edvarda de Bono dlia razvitiia navykov raboty s informatsiei (The "six hats of thinking" method of Edward de Bono for development of skills of work with information). http:// www.trizway.com/art/form/348.html

2. Zrelova, E.M. Metodicheskii priem «shest' shliap» kak effektivnoe sredstvo formirovaniia kliuchevykh kompetentnostei (Methodical technique "six hats" as an effective means of formation of key competences). http://www.testsoch.com/metodicheskij-privom-shest-shlvap-kak-effektivnoe-sredstvo-formirovaniva-klvuchevvx-kompetentnostej/2

3. Ratke, N.A. Metod «shest' shliap myshleniia» kak sredstvo aktivizatsii poznavatel'noi aktivnosti obuchaiushchikhsia na urokakh literatury (The "six hats of thinking" method as a means of activization of informative activity of students at literature lessons). http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/05/metodicheskiy-priem-shest-shlvap-mvshleniva

4. Metod shesti shliap myshleniia Edvarda de Bono (Method of six hats of thinking by Edward de Bono). http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlvap-mvshleniva-edvarda-de-bono.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.