Научная статья на тему 'Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе'

Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3714
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ / ШКОЛЬНИКИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВА / МЕТОДИКА ПРАВА В ШКОЛЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / PROJECT METHOD / PROJECT ACTIVITIES / TRAINING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROJECTS CLASSIFICATION / STUDENTS / METHODS OF TEACHING LAW / METHODS OF TEACHING LAW AT SCHOOL / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильченко Вера Никитична, Носко Анна Анатольевна

Статья посвящена описанию метода проекта как педагогической технологии. Рассматриваются подходы к структуре и организации проектной деятельности. Авторы анализируют метод проекта и целесообразность его применения при изучении права в общеобразовательных организациях. Данный метод рассматривается с точки зрения достижения целей современного образования (интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического мышления, умение работать с информацией). Авторы рассматривают различные подходы к методу проекта в отечественной и зарубежной педагогике. В работе используется сравнительная характеристика метода проекта с традиционными подходами к образованию. По мнению авторов, метод проекта служит индивидуализации и интенсификации процесса обучения. Применение данного метода на уроках права способствует приращению новых знаний, которые можно использовать в реальной жизни. В статье дана типология проектов, сделана попытка их классификации по разным основаниям, в том числе по предметно-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности проведения и т.д. В работе даны рекомендации педагогам по руководству проектной деятельностью учащихся, по этапам (стадиям) подготовки проекта. Авторами соотносятся требования ФГОС в предметной области «Право» и возможности по формированию компетенций обучающимися через проектную деятельность. Проектные методики позволяют максимально мотивировать обучающихся к знакомству с основами права, как публичного, так и частного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT METHOD to IMPROVe THE QUALITY OF LEGAL EDUCATION at SCHOOL

The article examines the project method as educational technology. The authors investigate the approaches to the structure and organization of the project activities. They analyze the practicability of the project method and its application in the study of law in educational organizations. This method is considered in terms of achieving the goals of modern education (intellectual and moral development of the individual, the formation of critical thinking, ability to work with information). The authors consider different approaches to the project method in the domestic and foreign pedagogical science. The authors compare the project method with traditional approaches to education. According to the authors, the project method serves as a method of individualization and intensification of the learning process. The use of this method at Law lessons contributes to the increment of new knowledge that can be used in real life. The article provides a typology of projects, the authors made an attempt to classify them on various grounds. The article contains some recommendations for teachers of how to supervise students' projects. The authors correlate the requirements of Federal Government Standard in such subject area as "Law" and the possibility of the formation of competencies of the students through the project activities. The project methodology allows to motivate the students to study the basis of law, both public and private law.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

УДК 372.834

ББК Ч426.67-26 ГРНТИ Код ВАК

Ильченко Вера Никитична,

кандидат исторических наук, доцент, декан факультета юриспруденции, заведующий кафедрой права и методики его преподавания, Институт менеджмента и права, Уральский государственный педагогический университет; 620142, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 75; e-mail: [email protected].

Носко Анна Анатольевна,

заведующая отделом реализации образовательных проектов и программ отделения политехнического образования ГАУДО СО «Дворец молодежи»; 620014, г. Екатеринбург, пр-т Ленина, 1; e-mail: [email protected].

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод проектов; проектная деятельность; учебно-познавательная деятельность; классификация проектов; школьники; методика преподавания права; методика права в школе; качество образования.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена описанию метода проекта как педагогической технологии. Рассматриваются подходы к структуре и организации проектной деятельности. Авторы анализируют метод проекта и целесообразность его применения при изучении права в общеобразовательных организациях. Данный метод рассматривается с точки зрения достижения целей современного образования (интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического мышления, умение работать с информацией). Авторы рассматривают различные подходы к методу проекта в отечественной и зарубежной педагогике. В работе используется сравнительная характеристика метода проекта с традиционными подходами к образованию. По мнению авторов, метод проекта служит индивидуализации и интенсификации процесса обучения. Применение данного метода на уроках права способствует приращению новых знаний, которые можно использовать в реальной жизни. В статье дана типология проектов, сделана попытка их классификации по разным основаниям, в том числе по предметно-содержательной области, по количеству участников, по продолжительности проведения и т.д. В работе даны рекомендации педагогам по руководству проектной деятельностью учащихся, по этапам (стадиям) подготовки проекта. Авторами соотносятся требования ФГОС в предметной области «Право» и возможности по формированию компетенций обучающимися через проектную деятельность. Проектные методики позволяют максимально мотивировать обучающихся к знакомству с основами права, как публичного, так и частного.

Il'chenko Vera Nikitichna,

Candidate of History, Associate Professor, Dean of the Faculty of Jurisprudence, Head of Department of Law and Metods of Its Teaching, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Nosko Anna Anatol'evna,

Head of Department of Educational Projects and Programs of Technical Education, Youth Palace, Ekaterinburg, Russia.

THE PROJECT METHOD TO IMPROVE

THE QUALITY OF LEGAL EDUCATION AT SCHOOL

KEYWORDS: project method; project activities; training and educational activities; projects classification; students; methods of teaching Law; methods of teaching Law at school; education quality.

ABSTRACT. The article examines the project method as educational technology. The authors investigate the approaches to the structure and organization of the project activities. They analyze the practicability of the project method and its application in the study of law in educational organizations. This method is considered in terms of achieving the goals of modern education (intellectual and moral development of the individual, the formation of critical thinking, ability to work with information). The authors consider different approaches to the project method in the domestic and foreign pedagogical science. The authors compare the project method with traditional approaches to education. According to the authors, the project method serves as a method of individualization and intensification of the learning process. The use of this method at Law lessons contributes to the increment of new knowledge that can be used in real life. The article provides a typology of projects, the authors made an attempt to classify them on various grounds. The article contains some recommendations for teachers of how to supervise students' projects. The authors correlate the requirements of Federal Government Standard in such subject area as "Law" and the possibility of the formation of competencies of the students through the project activities. The project methodology allows to motivate the students to study the basis of law, both public and private law.

Для сегодняшнего дня характерна жизни, оперативно и грамотно обрабатывать

качественно новая образовательная получаемую информацию, мобильно ориен-

ситуация - учитель должен не только пере- тироваться в меняющихся жизненных ситу-

дать знания ученикам, но и научить приме- ациях. В новом образовательном стандарте

нять полученные знания в повседневной обязательной частью учебного процесса ста© Ильченко В. Н., Носко А. А., 2017

новится подготовка проектов. Этот метод получил широкую популярность еще в XX в. В последнее время в отечественной педагогике инициируется интерес к методу проектов как технологии, направленной на решение важных образовательных стратегий. Однако на практике применение метода проекта у многих педагогов вызывает затруднения. Обращает на себя внимание статья В. В. Пак, в которой речь идет о методе проектов как способе формирования проектных умений. Речь в статье идет о студентах инженерных вузов [10].

В мировой педагогической практике метод проектов не является принципиально новым, хотя сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI века. Более 100 лет назад предложили положить в основу обучения целесообразную деятельность ученика с учетом его личных интересов и целей [2]. Метод проектов во внешкольной работе также иследовался [15]. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали применяться в школе, но недостаточно продуманно и последовательно.

В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) [12] метод проектов был осужден и до недавнего времени попытки возродить этот метод в школьной практике больше не предпринимались. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Надо признать, что до сих пор нет понимания сущности этого метода, который устраивал бы всех. В педагогической практике проектом называют различные виды деятельности, что приводит к неэффективности использования данного метода [5, с. 67]. Что же лежит в основе метода проекта и когда его целесообразно применять?

Проектное обучение - дидактическая система, педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию имеющихся знаний, но и применение их в конкретных ситуациях, а также приобретение новых знаний [11].

Для того чтобы овладеть данным методом, необходимо знать типологию проектов. Эти знания помогут учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. Существует несколько подходов к классификации проектов:

• по доминирующей деятельности учащихся: исследовательский, творческий, прак-тико-ориентированный, информационный;

• по предметно-содержательной области (комплексности): монопредметный, межпредметный и надпредметный проекты;

• по характеру контактов среди участников: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные. Межрегиональные и междуна-

родные проекты требуют от участников общения в сети Интернет, поэтому чаще всего это телекоммуникационные проекты;

• по количеству участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;

• по продолжительности проведения: мини-проекты, краткосрочные, долгосрочные, эпизодические.

Педагоги говорят также о возможной классификации проектов по продолжительности, выделяя [11]:

• краткосрочные проекты (мини-проекты) - выполняются в рамках одного учебного предмета. Для реализации требуется от 4-х до 6-ти уроков. Такие проекты используют для текущей проработки проблем и освоения первичных навыков проектной деятельности. На уроках осуществляется координация деятельности проектных групп, контроль выполнения, представление результатов. Работа по сбору материала, оформлению результатов, подготовка презентации ведется во внеурочное время;

• недельные проекты - выполняются, как правило, во время проведения проектной недели в течение 30-40 часов под руководством педагога;

• годичные проекты - могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Работа над проектом ведется во внеурочное время. Представление результатов происходит на научно-практических конференциях учащихся различного уровня.

Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится лишь часть из учебного материала.

Особое значение имеет применение метода проектов на уроках права. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в предметной области «Право» направлен на формирование у обучающихся правового самосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации; приобретение теоретических знаний и опыта применения их для решения задач в правовой области. Курс «Право» направлен на формирование умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; овладение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; овладение основами административного, гражданского, трудового, уголовного права; формирование правового мышления и др. [14].

Предмет «Право» тесно связан с окружающей жизнью, носит в значительной

степени прикладной интегративный характер. Поэтому преподавание данного курса не только допускает, но и требует введения проектного обучения. Секрет успеха проектной методики на уроках права состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью, то есть предложить школьникам проблему интересную, значимую для них. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Напротив, результаты становятся менее эффективными, если среди мотивов, побуждающих ученика к учебной деятельности, не присутствует познавательный интерес. Даже такой сильный мотив, как выбор профессии, оказывается недостаточным.

Организация обучения праву методом проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в субъект деятельности. Каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива, работа в котором способствует развитию социальных ролей, воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки. Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями.

Темы проектов должны быть значительными, интересными, актуальными для повседневной жизни учащихся, вместе с тем требующими привлечение знаний из разных областей, а также творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается естественная интеграция знаний. Например, «Неформальные организации моего города», «Международная конвенция о правах ребенка», «Примерный устав лицея», «Организация предвыборной компании и выборы губернатора» и др. По названным темам мы можем судить, что работа над проектом часто выходит за пределы только правоведческого курса.

В зависимости от темы может меняться состав и количество участников творческой группы. Однако, по мнению ряда педагогов, наиболее успешно реализуется правовой проект в группе из 3-х школьников. Например, на уроках права можно предложить учащимся составить собственный сборник задач по праву. Задание может быть дано как индивидуально, так и для группы. В коллективной работе дети могут распределить обязанности, к примеру, один будет заниматься оформлением, другой - придумыванием задач, третий - подготовкой решений к этим задачам.

Участвуя в групповых проектах, менее подготовленные ученики получают возможность проявлять инициативу, сотрудничать с одноклассниками, применять правовые знания, вырабатывать коллективные

решения о целях и способах их достижения и как результат - повысить уровень самооценки, утвердиться в коллективе. Эффективность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, делать свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность.

Как уже отмечалось, время работы над проектом может варьироваться: от одного-двух занятий до нескольких месяцев. Практика показывает, что проектную деятельность очень трудно вписать в один урок. Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует несколько большего времени, хотя бы спаренного урока [13].

В качестве конкретного примера может служить проект, посвященный правам человека [подробнее см. 1]. Перед изучением темы «Права человека» в 9-м классе, примерно за месяц, был дан старт исследовательскому проекту «Твои права». Данный проект является практико-ориентированным, групповым. Срок реализации - один месяц.

Технология моделирования используется не только при подготовке проектов, но и в процессе комбинированного урока на каком-то определенном этапе. Материал правоведческого курса не только позволяет, но и предполагает необходимость поставить ученика перед фактом выбора поведенческой линии в том или ином случае. Например, при изучении темы «Право собственности и его защита» [3].

Подведение итогов работы в проектных группах проводится после публичного представления проекта или подведения итогов конкурса. Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронуть различные стороны проделанной работы над проектом: процесс и результат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъективную степень удовлетворенности каждого участника.

Вопросы для обсуждения могут быть связаны со следующими вопросами: Достигнута ли цель проекта? Были ли достигнуты в ходе выполнения проекта какие-либо твои собственные цели? В чем заключается вклад каждого участника группы? Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе больше всего и почему? Что в следующий раз следует сделать по-другому и почему? И т.д.

Путем социологического опроса среди учащихся 5-11-х классов было выяснено: 36,6% респондентов предпочитают получать знания традиционным способом, только из объяснения учителя; 14,1% респондентов предпочитают уроки, на которых орга-

низован активный диалог с учителем; 49,3% респондентов отдают предпочтение урокам, на которых организовано активное взаимодействие всех учеников в классе [4].

Можно отметить работу по проектам во внеурочной деятельности на примере МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга [подробнее см. 9].

В школе реализуются два больших проекта, которые дают возможность повышать не только эффективность образования по предмету «Право», но и позволяют достигать положительной динамики в вопросах нравственного и гражданско-патриотиче-ского воспитания.

Проект «Выборы». В данном проекте задействовано 120 учащихся 9-11-х классов. На занятиях ребята знакомятся с избирательными системами, проводят деловые игры, например «Выборы Совета старшеклассников». Ряд занятий посвящен законодательной системе и законотворческой деятельности. Учащиеся обсуждают реальные законопроекты, например «Правила содержания домашних животных». В ходе занятий у подростков формируются представления о том обществе, в котором они живут, повышается интерес к избирательному праву и избирательным технологиям. Свои проекты обучающиеся достойно представляют на конкурсах «Мы выбираем будущее!» и «Будущее за нами».

Проект «Юридическая консультация». В проекте участвует 200 человек. На занятиях учащиеся разбирают реальные ситуации, связанные с нарушением прав потребителей, разбирают конфликтные ситуации между сверстниками. Прежде чем приступить к занятию, выбирается и анализируется проблема. Анализ проблемы может включать:

- определение проблемы, включая ее масштабы, остроту и ее возможные последствия;

- анализ причин возникновения и последствий данной проблемы;

- определение критериев оценки для возможных решений проблемы;

- составление перечня всевозможных решений (мозговой штурм);

- оценка предложенных вариантов по выбранным критериям;

- выбор оптимального решения или комбинации решений;

- оформление итогов в виде плана с указанием целей, задач, поручений, сроков.

Этот алгоритм анализа и решения проблем позднее активно используется при социальном проектировании. Во время проведения занятий часто происходят столкновения разных позиций, многие спорные вопросы решаются в бурных дебатах. Опыт

общения в таких ситуациях формирует у школьников такие качества, как умение слушать, быть терпимым к своим оппонентам и в то же время уметь защищать свою позицию.

Круг обсуждаемых проблем может быть как вымышленным, так и вполне реальным. Самые актуальные проблемы ребята выбирают в качестве темы своего проекта. Чтобы работа над проектом была интересна автору, доставляла интеллектуальную радость, учитель совместно с учащимися формулируют тему так, чтобы она была не только конкретна и понятна, но и достаточно обеспечена доступными источниками и комментаторской литературой. Кроме того, основные тексты, необходимые для раскрытия темы, должны быть интеллектуально посильны для ученика.

Работая над проектом, учащиеся самостоятельно проводят исследования, общаются с представителями власти, изучают дополнительную литературу, анализируют, систематизируют информацию, полученную из внешних источников, делают выводы. В этом виде деятельности формируется потребность к самообразованию, актуализируются имеющиеся знания, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.

По мнению учеников, проектные методы помогли им лучше понять местные проблемы, заставили задуматься о роли гражданского общества и активности человека в улучшении своей жизни и жизни общества в целом [7].

Проектные работы школьников становятся предметом обсуждения на классных часах, педагогических советах и родительских собраниях, представляются общественности через участие в научно-практиче-ских конференциях, конкурсах исследовательских проектов разного уровня.

Примером такого конкурса может служить областной конкурс «Правовой лабиринт», разработанный в государственном автономном учреждении дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодежи» [8].

Идея проведения такого мероприятия возникла после организации регионального этапа всероссийского конкурса, посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации. Учащиеся области проявили высокую активность, из чего мы сделали вывод, что проблемы, связанные с правами человека, вызывают неподдельный интерес у обучающихся.

В итоге было разработано Положение об областном конкурсе «Правовой лабиринт». Цель проведения конкурса: овладе-

ние учащимися знаниями в области прав человека, формирование активной гражданской позиции, позитивного правосознания, навыков применения знаний в повседневной жизни.

Задачи проведения конкурса:

- содействие распространению и развитию правовой культуры в молодежной среде;

- содействие в повышении качества образования в области прав человека в образовательных организациях;

- развитие интереса к изучению прав ребенка среди учеников, родителей, педагогов;

- развитие гражданской инициативы и правовой ответственности обучающихся;

- повышение профессионального уровня педагогов по организации социально-значимой деятельности учащихся и формированию навыков исследовательской деятельности.

В начале учебного года объявляется тема конкурса, проводится семинар для руководителей проектов. Итоги конкурса подводятся в апреле текущего учебного года. Таким образом, у ребят есть достаточно времени, чтобы детально изучить выбранную тему.

На конкурс могут представляться как индивидуальные, так и групповые проекты. В целях повышения компетентности оценки итоги подводятся по четырем номинациям. К числу критериев оценки проектной работы относятся: актуальность темы и ее практическая значимость, объем проработанного материала и глубина проработки, оригинальность раскрытия темы и предлагаемых решений, уровень самостоятельности учащихся при работе над проектом, качество оформления работы.

Конкурс проводится третий год. Каждый год оргкомитет определяет общую тему. Поскольку творческий характер метода проектов не позволяет дать исчерпывающую тематику учебных проектов, мы предлагаем перечень примерных тем на выбор, а также перечень нормативных документов и список дополнительной литературы для изучения.

Так, в 2014 г. тема конкурса была «Права человека глазами ребенка». Учащиеся ю-го класса из Бруснятской СОШ работали над темой «Правовые аспекты трудоустройства молодежи в РФ». Выбор темы был не случайным, подростки в 16-17 лет уже начинают задумываться над тем, чем же они будут заниматься после окончания школы, многие хотят подработать в летние каникулы. Авторы выявили противоречие между желанием подростков работать и нежеланием работодателей трудоустраивать несовершеннолетних. Была выдвинута гипотеза: «в Трудовом кодексе, возможно, есть некоторые несовершенства по трудоустройству подростков и молодежи, которые мешают им при устройстве на работу».

В процессе работы над проектом учащиеся изучили Трудовой кодекс РФ, детально проанализировали статьи, регламентирующие трудовые правоотношения несовершеннолетних, побеседовали со специалистами Центра занятости и директорами некоторых предприятий, а также провели социологический опрос сверстников по проблеме трудоустройства. Практическим продуктом проектной деятельности стал перечень поправок, которые необходимо внести, по мнению авторов, в Трудовой кодекс.

Тема 2016 г. «Право на образование». Учащегося ю-го класса гимназии № 176 г. Екатеринбурга заинтересовала проблема инклюзивного образования. Его семья постоянно принимает участие в инклюзивных проектах, которые проводит Свердловская областная библиотека. Общаясь с детьми с ограниченными возможностями, подросток задавался вопросом: «Почему эти дети не могут учится в обычной школе? Что мешает?». Эти вопросы и натолкнули автора провести исследование. Объектом исследования стало инклюзивное образование. Гипотезой послужило предположение о том, что в любой школе можно внедрить систему инклюзивного образования.

Во время работы над проектом автор изучил статистические данные о количестве детей с ограниченными возможностями, проанализировал зарубежный и отечественный опыт внедрения инклюзивного образования, провел анкетирование среди школьников, родителей, педагогов. Практическим продуктом стали разработки рекомендаций для успешного внедрения инклюзивного образования: «10 правил для эффективного общения и взаимодействия с детьми с особыми образовательными потребностями», «5 шагов к успеху».

Отметим, что эффективность применения проектного метода повышается из года в год. Этот факт является свидетельством того, что обучающиеся постепенно включаются в проектную деятельность: учатся работать с информацией, собирать материал из разных источников, обрабатывать его, проявлять творчество и т.п. Доказательством высокого потенциала метода проектов могут служить следующие факты. По данным некоторых отечественных и зарубежных исследований:

- интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя;

- 56% учащихся выделяют как самый интересный исследовательский этап; 32% -этап обработки собранного материала и подготовки выхода проекта; 12% -

презентацию;

- по итогам выполнения проектов 74% учащихся стали выше оценивать свои возможности и способности; остальные говорили о недовольстве собой, часто добавляя, что постараются выполнить следующий проект качественнее.

На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» школьники чаще всего дают следующие ответы:

- распределять правильно время;

- анализировать собственные действия;

- презентовать результаты своего труда;

- доделывать все до конца;

- достигать поставленной цели;

- рассматривать тему с разных точек зрения [13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительными моментами этой работы считаем то, что ребята не только восстанавливают пробелы в знаниях, но учатся извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, собирать материал по заданной теме, создавать базы заданий, проверяют уровень своей подготовки. Проектная деятельность подготавливает ребят к активному сотрудничеству как с гражданами, так и с органами власти. Многие начинают понимать, что без их активной позиции, без обращения и предложений граждан многие проблемы оставались бы в тени.

Сегодня метод проектов является одним из эффективных методов практико-ориентированной технологии, позволяющих рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности.

Метод проектов является уникальной возможностью для его участников не только реализовать свои потенциальные возможности, но также вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определенной проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, и достичь конкретного практического результата этой деятельности, то есть стать более компетентным в тех или иных вопросах.

Нельзя сказать, что проектная деятельность - решение всех проблем в изучении права, но это очень важное средство, которое вносит разнообразие в уроки, пробуждает интерес, способствует развитию общего уровня учащихся, расширению их кругозора и знаний.

Проведенная нами работа по использованию метода проектов показала, что данный метод интересен как для ученика, так и для учителя.

Учащимся нравится заниматься проектной деятельностью, потому что:

- каждый может проявить себя как творческая личность;

- каждый включен в деятельность, которая ему «по душе»;

- добывание знаний строится на принципах проблемного обучения;

- развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах;

- развиваются умения самовыражения, самоопределения, самореализации и рефлексии;

- воспитываются целеустремленность, инициативность, чувство коллективизма, ответственности и толерантности.

В реализации проектной деятельности есть и свои сложности. Во-первых, проектная деятельность требует тщательной предварительной подготовки, переосмысления методов и организационных форм работы, что на деле означает — слишком многое надо менять учителю в своей привычной, достаточно загруженной работе, а для этого нет ни свободного времени, ни достаточного количества методических рекомендаций. Во-вторых, классно-урочная система, присущая отечественной школе, с регламентированной организацией учебного материала и деятельности учителя и учащихся, а также технические и организационные трудности, характерные для большого количества школ, затрудняют процесс внедрения проектной методики в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михалкина Л. Г. Методическая разработка по обществознанию по теме: Практико-ориентированный проект «Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/ liЪrary/20l2/l2/зo/praktiko-orientirovannyy-proekt-proektnaya-deyatelnost (дата обращения: 23.01.2017).

2. Дьюи Дж. Школа и общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ biblюtek_Buks/Pedagog/galag/28.php (дата обращения: 1.11.2016).

3. Зимина А. А. Интерактивные технологии на уроках права [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letopisi.org/index.php/Виртуальный_методический_кабинет_лицея_№8_Нижнего_Новгорода,_ Педагогические_чтения_2004-2005гг. (дата обращения: 17.11.2016).

4. Китаева И. В., Щербатых С. В. Интерактивные методы в обучении стохастике учащихся основной школы (на примере кейс-метода и метода проектов) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2013. - № 1 (12).

5. Метод проектов // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и систем повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е. С. Полат. - М. : Академия, 2000.

62 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

6. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе / под ред. С. И. Володиной. - М. : Новый учебник, 2002.

7. Овсянников В. Г. Проектная деятельность как средство обучения на уроках истории и общество-знания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //school2-zaleg.ucoz.ru.

S. Официальный сайт ГАУДО СО «Дворец молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:http://dш-centre.ra/ext/ckfinder/usefles/files/Политех/Положение%20Правовой%20лабиринт% 2020l6.pdf (дата обращения: 03.10.2016).

9. Официальный сайт МАОУ СОШ № 125 г. Екатеринбурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р://школа125.екатеринбург.рф (дата обращения: 03.10.2016).

10. Пак В. В. Метод проектов как способ формирования обобщенных проектных умений студентов инженерных вузов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1.

11. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения : справочник для студ. / авт.-сост. А. В. Виневская ; под ред. И. А. Стеценко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2014.

12. Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html (дата обращения: 08.11.2016).

13. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практ. пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г, 31 декабря 2015 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 03.10.2016).

15. Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www•gumer•info/ЪiЪliotek_Buks/Pedagog/galag/з3•php (дата обращения: 0l.ll.20l6).

REFERENSES

1. Mikhalkina L. G. Metodicheskaya razrabotka po oЪshchestvoznaniyu po teme: Praktiko-orientirovannyy proekt «Proektnaya deyatel'nost' uchashchikhsya na urokakh oЪshchestvoznaniya kak sposob razvitiya poznavatel'nogo interesa uchashchikhsya» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://nsportal.ru/shkola/ obshchestvoznanie/library/20l2/l2/зo/praktiko-orientirovannyy-proekt-proektnaya-deyatelnost (data obrashe-heniya: 23.0l.20l7).

2. D'yui Dzh. Shkola i oЪshchestvo [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //www.guшer.info/ЪiЪliotek_Buks/Pedagog/galag/2S.php (data obrashcheniya: 1.11.2016).

3. Zimina A. A. Interaktivnye tekhnologii na urokakh prava. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://letopisi.org/index.php/Virtual'nyy_metodicheskiy_kaЪinet_litseya_№8_Nizhnego_Novgoroda,_Pedagog icheskie_chteniya_2004-2005gg. (data obrashcheniya: 17.11.2016).

4. Kitaeva I. V., Shcherbatykh S. V. Interaktivnye metody v obuchenii stokhastike uchashchikhsya osnovnoy shkoly (na primere keys-metoda i metoda proektov) / / Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya : Pedagogika i psikhologiya. - 20l3. - № 1 (12).

5. Metod proektov // Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya : ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov i sistem povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov / pod red. E. S. Polat. -M. : Akademiya, 2000.

6. Metodicheskoe posobie po interaktivnym metodam prepodavaniya v shkole / pod red. S. I. Volodinoy. -M. : Novyy uchebnik, 2002.

7. Ovsyannikov V. G. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo obucheniya na urokakh istorii i obshchestvoz-naniya [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://school2-zaleg.ucoz.ru.

S. Ofitsial'nyy sayt GAUDO SO «Dvorets molodezhi» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa:http://dm-cen-tre.ru/ext/ckfinder/usefles/files/Pohtekh/Polozhenie%20Pravovoy%20labirint%202016.pdf (data obrash-cheniya: 03.10.2016).

9. Ofitsial'nyy sayt MAOU SOSh № 125 g. EkaterinЪurga [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http: //shkola125.ekaterinburg.rf (data obrashcheniya: 03.10.2016).

10. Pak V. V. Metod proektov kak sposob formirovaniya obobshchennykh proektnykh umeniy studentov in-zhenernykh vuzov / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 2016. - № 1.

11. Pedagogicheskie tekhnologii: voprosy teorii i praktiki vnedreniya : spravochnik dlya stud. / avt.-sost. A. V. Vinevskaya ; pod red. I. A. Stetsenko. - Rostov n/D. : Feniks, 2014.

12. Postanovlenie TsK VKP(b) «O nachal'noy i sredney shkole» ot 5 sentyabrya 1931 g. [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html (data obrashcheniya: 0S.ll.20l6).

13. Sergeev I. S. Kak organizovat' proektnuyu deyatel'nost' uchashchikhsya : prakt. posobie dlya rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : ARKTI, 2005.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego obshchego obrazovaniya (s izm. i dop. ot 29 dekabrya 2014 g, 31 dekabrya 2015 g.) [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http:// minobrnauki.rf/dokumenty/2365 (data obrashcheniya: 03.10.2016).

15. Shatskiy S. T. Shkola dlya detey ili deti dlya shkoly [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/33.php (data obrashcheniya: 0l.ll.20l6).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.