DOI 10.24411/9999-001А-2018-10010 УДК: [39+004]
Л.О. Понедельченко Институт археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск)
[email protected] Научный руководитель: доктор исторических наук А.Ю. Майничева
Использование метода голографии в этнографических исследованиях
Исследование выполнено в рамках проекта по гранту РФФИ 18-09-00469 «Новые методы в этнографии в информационную эпоху: оценка итогов и перспектив использования для исследования материальной культуры»
Аннотация
В данной статье рассматривается использование метода голографии в этнографии на основе применения новых методов фиксации и презентации объектов культурного наследия. Использование современных информационных технологий и новых средств расширяет возможности достоверной фиксации информации о предметах, что позволяет сохранить их изображения для последующего научного исследования. Впервые проанализированы возможности использования метода голографии в этнографии. Голографические изображения позволяют реализовать новые приемы презентации редких и ценных предметов в экспозициях музеев. Также рассмотрены сферы возможного применения голографий в современных музеях и выставочных центрах.
Ключевые слова: метод голографии, голографическое изображение, объект культурного наследия, объект архитектуры, этнография
L.O. Ponedenchenko Institute of Archeology and Ethnography (Siberian Branch of Russian Academy of Sciences, Novosibirsk)
[email protected] Scientific adviser is A.Y. Mainicheva
Using the Method of Holography in Ethnographic Researches
Abstract
This article deals with the use of the method of holography in ethnography, based on the application of new methods of fixation and presentation of objects of cultural heritage. The use of modern information technologies and new tools expands the opportunities of reliable fixation of information about objects. It allows preserving the image of the object of cultural heritage for subsequent scientific research. The opportunities of using the holography method in ethnography are analyzed for the first time. Holographic images allow the implementation of new techniques for the presentation of rare and valuable items in museum expositions. The areas of possible application of holography in modern museums and exhibition centers are also presented.
Key words: method of holography, holographic image, objects of cultural heritage, object of architecture, ethnography
Современный этап развития техники и технологии предоставляет большое разнообразие для фиксации и презентации объектов. Метод голографии широко используется, в том числе музеями, поэтому закономерно поставить вопрос о перспективности использования его в этнографических исследованиях. В данной статье проведен анализ публикаций, репортажей и сообщений об использовании голографии в качестве средства фиксации и презентации объектов культурного наследия, а также рассмотрена возможность дальнейшего использования и расширения сферы применения голографий в этнографических исследованиях.
Федеральный закон № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» содержит следующее определение термина «объект культурного наследия»: «...объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градо-
строительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры» [Федеральный закон].
Голография рассматривается не только как трехмерное изображение предмета, но как комплексная методика фиксации и последующей презентации отдельных объектов и их комплексов с возможным привлечением анимационных эффектов для воссоздания образа и атмосферы этнокультурной среды, направленная в конечном итоге на создание трехмерного изображения: «Голограммы обладают уникальным свойством — восстанавливать полноценное объемное изображение реальных предметов. Простыми словами, это многослойная вариация изображения, каждый слой которой отражает свет по-своему. Голограмма — это трехмерная фотография, получаемая посредством интерференции двух лазерных лучей» [Рябухина, Литвинова, 2014]. С одной стороны, голография, как и фотография, фиксирует, воспроизводит и сохраняет внешний вид объекта, а с другой — голографическое изображение трехмерно и поэтому более реалистично.
Идея голографии была впервые высказана Деннисом Габором (Великобритания, 1948 г.), однако техническая реализация метода стала возможна только в 1960-е гг., когда с появлением лазеров открылись многочисленные и разнообразные возможности практического использования голограмм в радиоэлектронике, оптике, физике и различных областях техники [Голография].
В современном мире голографию широко используют во всех сферах жизни, начиная от голо-графических этикеток и заканчивая спецэффектами на различных мероприятиях. Рассмотрим более детально применение данного метода при работе с объектами культурного наследия: в данном контексте чаще всего применяют голографическое изображение в следующих направлениях:
1. Голограммы музейных предметов.
2. Голограммы людей современности и деятелей прошлого.
3. Голограммы объектов архитектуры.
4. Голография как самостоятельный объект.
Голограммы музейных предметов. Данное направление наиболее распространено в музеях и выставочных центрах, которые размещают дополнительно к основной экспозиции специальное оборудование. Как правило, оно представляет собой небольшую рамку, окошко или приспособление в виде пирамиды или прямоугольного ящика, в которых при помощи различных технологий проецируется изображение предмета. Данный способ отлично зарекомендовал себя и используется в ведущих музеях мира. При этом предметы не подвергаются воздействию света или колебаниям температурно-влаж-ностного режима, что обеспечивает максимальную сохранность ветхих или очень хрупких экспонатов. Трехмерное изображение, максимально приближенное к оригиналу, может быть переправлено в любую точку земного шара для экспонирования или научного изучения.
Есть и еще одно преимущество у голографиче-ского изображения перед оригинальным объектом.
В исследовании или экспонировании крупногабаритные предметы могут быть уменьшены до максимально комфортного для восприятия посетителем размера либо, наоборот, очень маленькие могут быть увеличены. Современные технологии позволяют дополнить экспозицию анимацией с использованием предметов, а также выполнить реконструкцию внешнего облика, техники изготовления, способа использования представленных экспонатов в быту.
Так, например, ученым из Санкт-Петербурга удалось создать высококачественные голограммы экспонатов Алмазного фонда Кремля. Разработанный ими метод позволяет передавать не только мельчайшие детали, но даже блики и переливы драгоценных камней. «Главная идея проекта — сделать так, чтобы уникальные музейные ценности, которые запрещено возить на выставки, смогли увидеть больше людей. Ведь непрофессионалу изображение практически невозможно отличить от оригинала» [Кутаренко, Трофименко, 2018]. Использование голографии в музеях позволяет менять качество контента при статической экспозиции, при этом не меняя количество экспонатов, расширяет целевую аудиторию и делает объект более доступным.
Голограммы людей современности и деятелей прошлого. Это направление широко представлено в музеях с устоявшейся интерьерной экспозицией, где посетителей встречает голограмма-экскурсовод на входе в зал, либо во время экскурсии часть интерьера превращается в экран, на который проецируется изображение. Используются эта технология как при индивидуальном посещении, так и в составе экскурсионных групп. К примеру, в Музее истории Костромского края установлено несколько голографических экскурсоводов: часть экскурсии в одном из залов проводит «призрак» губернатора И. Хозикова, рассказывая о своей деятельности и истории развития города [Кузнецов, 2017]. Это новшество позволило увеличить целевую аудиторию и экскурсионный поток музея. За последние два года такие электронные экскурсоводы приобрели широкое распространение и постепенно заменяют аудиогидов. Единственным минусом такого экскурсовода является стоимость оборудования, от которого зависит качество изображения и набор специальных возможностей (реагировать на голос, отвечать на вопросы, создавать ощущение беседы). Кроме того, на такой смелый и дорогостоящий эксперимент пока решаются только известные и часто посещаемые музеи в туристических регионах, таких как Кострома, Ярославль, Сочи, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург и пр. [Прозоров, 2012].
Голограммы объектов архитектуры. На первоначальном этапе развития данного направления, при низком качестве конечного изображения архитектурных объектов, голограммы использовались вместо макетов из картона и папье-маше. Стремительное развитие информационных технологий позволяет сейчас не только зафиксировать объект в масштабе, но и выполнить любые манипуляции, не нанося вред самому сооружению. Кроме того, детальная фиксация объекта, предшествующая созданию полноценного голографического изображения, способствует накоплению важной информации о здании, которая может быть использована в научном
исследовании, даже если само строение в силу непредвиденных причин будет утрачено, и позволит, например, разместить в музее средневековый посад с жителями, который станет доступен всем посетителям. Внешний вид любого здания может уместиться буквально на экране, и при наличии специальных технических средств оно может быть изучено в любой точке земного шара. Так, чтобы изучить облик собора Василия Блаженного, можно загрузить в специальное устройство голографическое изображение и рассмотреть мельчайшие детали, а также увидеть реконструкцию первоначального вида храма в XVI в. [Новый взгляд., 2013]. Все это можно дополнить анимацией.
В данном направлении отдельное место занимают реконструкции объектов культурного наследия, которые были утрачены окончательно, и на данный момент нет возможности их восстановления. В таких случаях реконструкция выполняется на основе архивных материалов, сохранившихся гравюр, картин, зарисовок, набросков и фотографий. Изображение создается с учетом мельчайших деталей по описаниям или известным аналогиям того периода. Возможно, данные изображения субъективны и не могут использоваться для научного изучения самого объекта, однако они помогают воссоздать образ строения и соотнести его с архитектурным обликом эпохи, что не менее важно при комплексном подходе к изучению истории любого населенного пункта.
Отдельно необходимо отметить, что при создании голографического изображения высокого качества требуется не только дорогостоящее оборудование, но и большое количество времени на съемку объекта, дальнейшую техническую обработку изображения и файлов, разработку программного обеспечения. Необходимы компетентные специалисты, владеющие данными технологиями. Несмотря на высокую стоимость и трудозатраты, создание таких изображений для уникальных объектов оправданы риском полной утраты части культурного наследия страны.
Голография как самостоятельный объект. На данном этапе развития техники и технологии современного общества голография перестала быть только способом отображения объектов культурного наследия. Теперь, говоря о голографическом изображении, мы уже подразумеваем совокупность технических средств и программного обеспечения, применяемых для получения конечного результата. Анализ публикаций на сайтах многих музеев России позволяет сделать вывод о том, что голограмма сама может стать объектом культурного наследия [«Ожившие картины.; Художественная голография.; Выставка голограмм.]. Во многих европейских и российских городах созданы музеи голографии, отражающие историю становления данной технологии и эволюцию технических средств отображения трехмерного изображения [Мир голографии...; Музей голографии.; Лаборатория голографии.]. Множество лаборатории и компаний постоянно разрабатывают и внедряют свои новации в данной сфере [Настоящее 3D., 2013; В Музее Москвы., 2015; Уникальный голографический фильм.].
Для создания изображения требуются сканеры, фотокамеры и специализированные установки. Для
обработки изображений и создания трехмерной модели должно быть создано программное обеспечение, которое подбирается в зависимости от целевого назначения конечного продукта. Часть оборудования адаптируется и после успешного тестирования брендируется и в составе комплектов распространяется для создания голографических изображений.
Таким образом, анализ существующей ситуации с использованием голограмм показывает, что эта технология успешно используется для фиксации и презентации объектов. Голографический метод требует специального оборудования и недешев, что окупается точным трехмерным воспроизведением предметов, живых существ, зданий и сооружений. В полевой этнографии голографии понадобились бы для исследования объектов материальной культуры, фиксации утвари, украшений, одежды, мебели, транспортных средств, зданий, сооружений. Применение метода увеличило бы, по сравнению с фотографией, наглядность изображений, что важно для дальнейших исследований, дало бы возможность сразу передавать предметы на музейное хранение и в экспозиции. В исторической этнографии голограммы будут полезны в поиске аналогов для воссоздания элементов материальной культуры (предметов, построек и пр.).
Список литературы
1. В Музее Москвы представили голографический видеоблог // Advertology.ru. 23.12.2015 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.advertology.ru/ article134741.htm (дата обращения: 7.05.2018).
2. Выставка голограмм // Государственный истори-ко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» [Электронный ресурс]. — URL: https:// chersonesos-sev.ru/?page_id=8892 (дата обращения: 10.05.2018).
3. Голография // Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. — URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/80157#sel (дата обращения: 07.05.2018).
4. Кузнецов А. В музеях России начали проводить экскурсии голограммы и роботы // Первый канал. 24.01.2017 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.1tv.ru/news/2017-01-24/318424-v_muzeyah_ rossii_nachali_provodit_ekskursii_gologrammy_i_roboty (дата обращения: 7.05.2018).
5. Кутаренко П., Трофименко К. Ученым удалось сделать голограммы бесценных экспонатов Алмазного фонда // Телеканал «Звезда». 15.03.2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://tvzvezda.ru/news/ vstrane_i_mire/content/201803151936-rga3.htm (дата обращения: 07.05.2018).
6. Лаборатория голографии // Политехнический музей [Электронный ресурс]. — URL: https://polymus. ru/ru/museum/exhibition_halls/rds/hologram (дата обращения: 07.05.2018).
7. Мир голографии // Музеи России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.museum.ru/N14864 (дата обращения: 07.05.2018).
8. Музей голографии и новых визуальных средств массовой информации [Электронный ресурс]. — URL: https://travel.rambler. ru/guide/europe/germany/ poi/47377/ (дата обращения: 07.05.2018).
9. Настоящее 3D. На смену очкам приходят го-лографические дисплеи // Полит.ру. 25.03.2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.polit.ru/ article/2013/03/25/ps_real_hologram/ (дата обращения: 11.05.2018).
10. Новый взгляд на архитектуру: 3D-голограммы. — 06.06.2013 [Электронный ресурс]. — URL: https: // realty.rbc.ru/news/577d27a19a7947a78ce92c50 (дата обращения: 08.05.2018).
11. «Ожившие картины». Выставка художественной голографии и карикатуры Х. Бидструпа. // Томский областной художественный музей [Электронный ресурс]. — URL: http://artmuseumtomsk.ru/page/7/0/335 (дата обращения: 07.05.2018).
12. Прозоров И. В Сочинском художественном музее появились голограммы-экскурсоводы // Первый канал. 26.05.2012 [Электронный ресурс].—URL: https:// www.1tv.ru/news/2012-05-26/93386-v_sochinskom_ hudozhestvennom_muzee_poyavilis_gologrammy_ ekskursovody (дата обращения: 07.05.2018).
13. Рябухина Е.А., Литвинова В.Л. Голограммы — так мечты становятся реальностью // Молодежный на-
учный форум: Технические и математические науки: электрон. сб. ст. по материалам XII Междунар. студ. науч.-практ. конф. — № 5 (12). — М.: Изд-во МЦНО, 2014 [Электронный ресурс]. — URL: https:// nauchforum.ru/archive/MNF_tech/5(12).pdf (дата обращения: 08.05.2018).
14. Уникальный голографический фильм «Истории вне границ» // Музей «Фридландские ворота» [Электронный ресурс]. — URL: http://fvmuseum.ru/ уникальная-голографическая-экспозиц/ (дата обращения: 07.05.2018).
15. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 07.05.2018).
16. Художественная голография [Электронный ресурс]. — URL: http://www.museum.ru/N66862 (дата обращения: 07.05.2018).