ОРГАНИЗАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
ORGANIZATION AND SAFETY
OF ROAD TRAFFIC
УДК 656.135.073:658.562 DOI 10.21685/2307-4205-2019-2-14
А. В. Цыганов
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
A. V. Tsyganov
USE OF THE ANALYTIC HIERARCHY PROCESS IN QUALITY MANAGEMENT OF PIGGYBACK TRANSPORTATIONS
Аннотация. Актуальность и цели. Рассматривается один из инновационных путей развития транспорта -организация контрейлерных перевозок в Российской Федерации. При этом в настоящее время российская транспортная система характеризуется недостаточно высоким качеством оказания транспортных услуг. Акцентировано внимание на необходимости нормирования требований к качеству контрейлерных перевозок и разработки методики обеспечения соблюдения этих норм. Научные подходы и методы. Применение системного подхода позволяет рассматривать контрейлерные перевозки как сложную техническую систему, состоящую из большого количества элементов, функционирование которых формирует качество транспортного процесса. Предложено использование метода анализа иерархий для определения степени влияния элементов на итоговое качество процесса. Результаты. Для нормирования качества контрейлерных перевозок предложен комплекс показателей качества. Приведена иерархическая модель управления качеством рассматриваемого транспортного процесса с подробным описанием применения метода анализа иерархий. Определена значимость параметров процесса контрейлерных перевозок с точки зрения влияния на качество. Выводы. Представленная методика является универсальной и может быть использована для прогнозирования влияния элементов сложных систем на надежность их функционирова-
© Цыганов А. В., 2019
Abstract. Background. In article one of the innovation ways of development of transport - the organization of piggyback transportations in the Russian Federation is considered. At the same time now the Russian transport system is characterized by insufficiently high quality of rendering transport services. The attention to need of regulation of quality requirements of piggyback transportations and development of a technique of ensuring compliance with these regulations is focused. Scientific approaches and methods. Application of system approach allows to consider piggyback transportations as the complex technical system consisting of a large number of elements which functioning forms quality of transportation process. Use of the analytic hierarchy process for determination of extent of influence of elements on total quality of process is offered. Results. For regulation of quality of piggyback transportations the complex of indicators of quality is offered. Hierarchical management model by quality of the considered transportation process with the detailed description of application of a method is given. The importance of parameters of process of piggyback transportations in terms of influence on quality is defined. Conclusions. The introduced technique is universal and can be used for forecasting of influence of elements of complex systems for reliability of their functioning and also estimates and quality managements of transportations of various categories of freights.
ния, а также оценки и управления качеством перевозок различных категорий грузов.
Ключевые слова: транспорт, контрейлер, контрейлерная перевозка, услуга транспортная, качество процесса, показатели качества, метод анализа иерархий.
Keywords: transport, piggyback, piggyback transportation, transport service, process quality, quality index, analytic hierarchy process.
Введение
В мировой практике контрейлерные перевозки применяются со второй половины ХХ в. Ведущими странами в данном сегменте перевозок являются США, Канада, Австралия и страны Евросоюза [1, 2]. В настоящее время в России ведется активная работа по внедрению данной транспортной технологии, обеспечивающей современное взаимодействие автомобильного и железнодорожного видов транспорта. Реализация технологии будет способствовать повышению транспортного и транзитного потенциала страны, развитию интермодальных перевозок [3]. Основным заинтересованным субъектом является ПАО «РЖД», поскольку это позволит увеличить объемы перевозок грузов по магистральным железным дорогам. Одним из наиболее важных приоритетов для компании будет обеспечение высокого качества предоставляемой услуги как фактора конкурентоспособности по отношению к автомобильному транспорту [4, 5]. В связи с этим возникает актуальная научная задача нормирования требований к качеству контрейлерных перевозок и разработки методики обеспечения соблюдения этих норм.
Обоснование требований к качеству контрейлерных перевозок
Предлагается для оценки и нормирования качества контрейлерных перевозок использовать следующие группы показателей качества: своевременность, сохранность, экономичность [6]. Сохранность перевозки является характеристикой транспортной услуги, обусловливающей перевозку контрейлеров без потерь, повреждений, пропаж и загрязнений. Своевременность оценивает отклонение прибытия контрейлеров в конечный пункт от установленного договором срока доставки [7]. Экономичность доставки характеризует перевозку контрейлеров по величине совокупных транспортных затрат [8]. Номенклатура групп показателей качества приведена на рис. 1.
Рис. 1. Система показателей качества контрейлерных перевозок
Следует учитывать, что на начальном этапе организации контрейлерных перевозок возможность оценки качества данного процесса через предложенную систему показателей будет ограничена отсутствием фактических значений показателей ввиду нереализованности данных перевозок в России и, как следствие, установлением только нормативных значений показателей. Кроме того, попытки применения данной технологии в стране до настоящего времени оказывались неудовлетворительными. Причинами неудач являлись: несовершенство конструкций железнодорожного подвижного состава, необходимость создания особых условий погрузки-выгрузки автомобильных транспортных средств, несогласованность взаимодействия участников транспортного процесса, состояние вагонного парка и терминальной инфраструктуры и др. [9, 10]. Недостаточно высокое качество транспортных услуг характеризует в настоящее время всю российскую транспортную систему [11].
Поэтому обеспечение и достижение нормативных значений показателей качества возможно при условии системного анализа причин, в той или иной форме оказывающих влияние на значения показателей. Таким образом, мы говорим о необходимости выстраивания причинно-следственных связей и управлении параметрами, влияющими и формирующими качество процесса контрейлерных перевозок [12]. Очевидно, что первостепенное внимание должно быть уделено параметрам, оказывающим наибольшее влияние, и соответственно, необходимости их ранжирования для определения приоритетов при разработке и принятии управленческих решений.
Для формирования причинно-следственных связей предлагается использовать принцип иерархического отображения организации взаимосвязей качества процесса с его параметрами. Многоуровневая детализация процесса обусловлена значительным количеством параметров и различной степенью их влияния на итоговое качество [13, 14]. Применение данного принципа позволяет моделировать функционирование сложных систем, к которым относятся различные транспортные системы, обеспечивая упорядоченность элементов и облегчая процесс управления качеством. Оценка значимости параметров процесса контрейлерных перевозок с точки зрения влияния на качество должна учитывать следующие условия:
- показатели качества и параметры различных уровней могут иметь различную значимость для транспортной компании и грузовладельцев;
- параметры могут формировать значения нескольких показателей качества, оказывая на них разную степень влияния.
Этапы использования метода анализа иерархий
Представление полученной системы взаимосвязей параметров в виде иерархии и необходимость определения степени влияния параметров на итоговое качество процесса делают возможным применение метода анализа иерархий, разработанного американским ученым Т. Саати [15, 16]. Оценка значимости параметров с точки зрения их влияния на итоговое качество процесса контрейлерных перевозок при развертывании функции качества путем ее иерархической декомпозиции проводится следующими этапами.
1 этап - построение иерархической структуры качества процесса
Под структурой качества понимают систему взаимосвязей параметров процесса с показателями качества, которая определяет итоговое качество процесса. Структура качества формируется в виде многоуровневой иерархии. В результате итоговое качество процесса детализируется (декомпозируется) на некоторое количество групп иерархии. Отнесение группы иерархии к определенному уровню осуществляется путем установления влияния и зависимости элементов определенной группы от элементов другой группы. При необходимости определяется наличие зависимости между элементами групп иерархии, отнесенных к одному уровню, так как в общем случае группы одного уровня считаются независимыми [17].
Так, рассматривая контрейлерные перевозки с позиций системного подхода как сложную техническую систему, состоящую из большого числа элементов [18], функционирование которых определяет качество транспортного процесса, формируется следующая иерархическая структура (рис. 2). Описание входящих в нее элементов приведено в работах [6, 19].
Рис. 2. Иерархическая модель управления качеством процесса контрейлерных перевозок
На первом уровне находится центральная группа - итоговое качество процесса, именуемое фокусом иерархии. На втором уровне иерархии расположены три группы - показатели качества. На третьем уровне размещены четыре группы - факторы качества, непосредственно оказывающие влияние на вышележащие показатели качества. На четвертом уровне представлены группы технологических параметров, влияющие на факторы качества. На пятом уровне - группы технологических операций, формирующие технологические параметры. Взаимосвязи между группами иерархии отражают наличие влияния элементов друг на друга.
2 этап - определение значимости элементов в группах иерархии
Под значимостью элемента группы иерархии понимается важность данного элемента в иерархической группе. Оценка значимости проводится методом парного сравнения, в основе которого лежит сопоставление двух выбранных элементов в группе между собой по степени важности с использованием шкалы отношений, имеющей диапазон чисел от 1 до 9 (где 1 - равная предпочтительность, 9 - абсолютное преобладание одного над другим) (табл. 1).
Таблица 1
Шкала отношений [15]
Степень важности Определение Объяснение
1 Одинаковая значимость Оба элемента вносят одинаковый вклад в достижение цели
3 Некоторое преобладание значимости одного элемента перед другим (слабая значимость) Один элемент имеет незначительное превосходство перед другим элементом
5 Существенная (сильная) значимость Один элемент значительно превосходит другой элемент
7 Очень сильная (очевидная) значимость Предпочтение одного элемента над другим очевидно
9 Абсолютная значимость Предпочтение одного элемента над другим абсолютно
2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение
Сравнения элементов фиксируются в табличной форме. В результате формируются диагональные матрицы, в общем случае обладающие свойством обратной симметрии:
1/
Размерность матриц парного сравнения определяется количеством элементов в группе иерархии, а количество матриц - числом уровней иерархической структуры.
3 этап - определение локальных приоритетов групп иерархии и оценка согласованности суждений
Под локальным приоритетом группы иерархии понимается ее интенсивность влияния на группу более высокого уровня относительно других групп, расположенных на том же уровне. Определение локальных приоритетов групп иерархии проводится путем вычисления вектора приоритетов по каждой матрице. Под вектором приоритета понимается нормализация главного собственного вектора - умножение п элементов каждой строки матрицы и извлечение корня п-й степени из произведений, с последующим расчетом отношений полученных чисел на сумму данных чисел.
Под согласованностью суждений понимается логичность сравнений элементов в границах каждой матрицы. Рассогласованность суждений возрастает при увеличении размерности матрицы. Логичность сравнений определяется численной оценкой - отношением согласованности (ОС), которое рассчитывается через отношение индекса согласованности к случайному индексу для матрицы той же размерности:
ИС
ОС = —, (1)
СИ
где ИС - индекс согласованности матрицы; СИ - среднее значение случайного индекса матрицы.
Индекс согласованности матрицы (ИС) определяется по формуле [15]:
л
ИС = тах - п, (2)
п -1
где Хтах - максимальное собственное значение матрицы, рассчитываемое, например, с помощью сервисов [20, 21]; п - количество сравниваемых элементов (размерность матрицы). Отметим, что для полностью согласованной матрицы парных сравнений Хтах = п, а разность Xтах - п является мерой согласованности суждений парного сравнения элементов матрицы.
Значение случайного индекса матрицы (СИ) зависит от ее размерности и определяется по табл. 2.
Таблица 2
Средние значения случайного индекса СИ [15]
Размерность матрицы, п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Значение СИ 0,00 0,00 0,58 0,90 1,12 1,24 1,32 1,41 1,45 1,49 1,51 1,48 1,56 1,57 1,59
Согласованность суждений считается приемлемой, если ОС < 0,10. Превышение данного значения, как правило, требует пересмотра суждений.
4 этап - определение глобальных приоритетов групп иерархии и их ранжирование Под глобальным приоритетом группы иерархии понимается ее интенсивность влияния на фокус иерархии относительно других групп, расположенных на том же уровне. Определение глобальных приоритетов групп иерархии проводится путем вычисления глобального вектора приоритетов -умножением сводной матрицы локальных приоритетов групп иерархии определенного уровня на вектор локальных приоритетов матрицы вышележащего уровня иерархии, связанной с ними:
п ,т
Ъ = IV ■ г, (3
/, у=1
где Ъ - глобальный приоритет у-й группы иерархии нижележащего уровня; - локальный приоритет 7-й группы иерархии нижележащего уровня; т1 - локальный приоритет /-й группы иерархии вышележащего уровня; п, т - соответственно количество групп иерархии вышележащего и нижележащего уровня.
Таким образом, значения глобальных приоритетов групп иерархии, расположенных на одном уровне, будут зависеть от значимости элементов, формирующих данные группы, а также от значимости групп иерархий, с которыми они связаны. Более высокие глобальные приоритеты свидетельствуют о большем влиянии группы на фокус иерархии. На основе рассчитанных приоритетов, группы могут быть проранжированы с точки зрения их влияния на фокус иерархии.
Оценка значимости параметров процесса контрейлерных перевозок с точки зрения влияния на качество
Приведем пример использования метода анализа иерархий для определения степени влияния элементов первых трех уровней иерархии на итоговое качество процесса контрейлерных перевозок (см. рис. 2). В этом случае задача будет заключаться в определении влияния факторов качества на итоговое качество процесса через промежуточный второй уровень - показатели качества.
Построим матрицу парных сравнений показателей качества в соответствии с их воздействием на фокус иерархии - обеспечения качества процесса (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение показателей качества относительно итогового качества
Обеспечение качества процесса Своевременность Сохранность Экономичность Локальный приоритет Согласованность суждений
Своевременность 1 2/3 1/3 0,182 A max = 3,00
Сохранность 3/2 1 1/2 0,273 ИС = 0,0
Экономичность 3 2 1 0,545 ОС = 0,0
Рассчитаем локальные приоритеты групп иерархии второго уровня к фокусу иерархии:
Своевременность: • ' 13 = 0,61
Сохранность: 1' 12 = 0,91
Экономичность: 33 - 2-1 = 1,82; Сумма:
0,61,
'3,33
0,91/
'3,33
= 0,182;
= 0,273;
1,82/
'3,33
= 0,545;
0,61 + 0,91 +1,82 = 3,33. Определим согласованность суждений:
Максимальное собственное значение, Xтах = 3,00;
3,00 - 3
Индекс согласованности (по формуле 2), ИС = —1— = 0; Среднее значение индекса согласованности (по табл. 2), СИ = 0,58;
Отношение согласованности (по формуле 1), ОС =
0,58
= 0.
Построим матрицы парных сравнений факторов качества в соответствии с их воздействием на показатели качества процесса (табл. 4). Введем буквенное обозначение факторов качества: Техника -ТН, Технология - ТХ, Организация - ОР, Внешняя среда - ВС. Аналогично рассчитаем локальные приоритеты групп иерархии третьего уровня к группам иерархии второго уровня и согласованность суждений.
Рассчитаем глобальные приоритеты групп иерархии третьего уровня к фокусу иерархии (по формуле (3)):
0,133 0,464 0,103
0,559 0,183 0,433
0,261 0,273 0,381
0,048 0,080 0,083
0,182 0,273 0,545
0,133 • 0,182 + 0,464 • 0,273 + 0,103 • 0,545 0,559 • 0,182 + 0,183 • 0,273 + 0,433 • 0,545 0,261 • 0,182 + 0,273 • 0,273 + 0,381 • 0,545 0,048 • 0,182 + 0,080 • 0,273 + 0,083 • 0,545
"0,207"
0,388
0,330
_0,076_
Таблица 4
Сравнение факторов качества относительно показателей качества
Фактор качества ТН ТХ ОР СР Локальный приоритет Согласованность суждений
Своевременность
ТН 1 1/5 1/3 5 0,133 * max = 4,24
ТХ 5 1 3 7 0,559 ИС = 0,08
ОР 3 1/3 1 5 0,261 СИ = 0,90
ВС 1/5 1/7 1/5 1 0,048 ОС = 0,09
Сохранность
ТН 1 5 1 5 0,464 * max = 4,264
ТХ 1/5 1 1 3 0,183 ИС = 0,088
ОР 1 1 1 3 0,273 СИ = 0,90
ВС 1/5 1/3 1/3 1 0,080 ОС = 0,098
Экономичность
ТН 1 1/5 1/5 2 0,103 * max = 4,14
ТХ 5 1 1 5 0,433 ИС = 0,047
ОР 5 1 1 3 0,381 СИ = 0,90
ВС 1/2 1/5 1/3 1 0,083 ОС = 0,05
Значимость параметров процесса контрейлерных перевозок с точки зрения влияния на качество приведена на рис. 3.
Рис. 3. Степень влияния показателей и факторов качества на итоговое качество процесса контрейлерных перевозок
Проранжируем группы с точки зрения их влияния на фокус иерархии. Наиболее значимыми показателями качества будут являться показатели, характеризующие экономичность доставки (вес -0,55) и сохранность перевозки (вес - 0,27). Факторами качества, оказывающими наибольшее влияние на данные показатели и итоговое качество процесса, являются: технологический - учитывающий применяемые в контрейлерных перевозках технологические решения (вес - 0,39); организационный - учитывающий управленческую составляющую контрейлерных перевозок (вес - 0,33); технический - учитывающий состояние технических средств и объектов транспортной инфраструктуры, задействованных в перевозках (вес - 0,21).
Заключение
Таким образом, данный метод позволяет рассчитывать приоритеты рассматриваемых параметров процесса с точки зрения их влияния на итоговое качество, т.е. их значимость по сравнению с другими на определенном уровне иерархии. Оценка значимости параметров обеспечивает возможность их ранжирования для выявления критических параметров и разработки необходимых управленческих решений, направленных на обеспечение соблюдения требований к качеству контрейлерных перевозок. Представленная методика является универсальной и может быть использована для оценки качества перевозок различных категорий грузов. Основные отличия будут заключаться только на начальном этапе, при формировании иерархической структуры исследуемого процесса.
Библиографический список
1. Холопов, К. В. Зарубежный опыт и направления развития международных контрейлерных перевозок в России / К. В. Холопов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 9. - С. 101-108.
2. Siroky, J. The Trends of Road Trailers Systems for Railways / J. Siroky // Perner's Contacts. - 2012. - Vol. 8, № 4. - P. 137-151.
3. Охотников, И. В. Проблемы развития международных транспортных коридоров и реализация транзитного потенциала России / И. В. Охотников, Л. А. Шведов // Транспортное дело России. - 2018. - № 5. -С. 44-45.
4. Кряжев, А. Н. Организация регулярного контрейлерного сообщения на территории России / А. Н. Кряжев // Транспорт Российской Федерации. - 2016. - № 1 (62). - С. 18-21.
5. Терентьев, В. В. Безопасность автомобильных перевозок: проблемы и решения / В. В. Терентьев // Надежность и качество сложных систем. - 2017. - № 2 (18). - С. 90-94. - DOI 10.21685/2307-4205-2017-2-15.
6. Цыганов, А. В. Факторы качества процесса перевозки контрейлеров / А. В. Цыганов // Инженерный вестник Дона. - 2018. - № 4 (51). - URL: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5357 (дата обращения 17.12.2018).
7. ГОСТ 30596-97. Услуги транспортные. Термины и определения. - Введ. 1997-01-01. - Москва : Изд-во стандартов, 1997. - 6 с.
8. ГОСТ 30595-97. Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества. -Введ. 1997-01-01. - Москва : Изд-во стандартов, 1997. - 10 с.
9. Ковалев, Г. А. Методологические особенности организации железнодорожных контрейлерных перевозок / Г. А. Ковалев, О. Н. Числов, Е. Е. Супрун // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2018. - № 3 (71). - С. 104-113.
10. Скорченко, М. Ю. Состояние и перспективы контрейлерных перевозок в Российской Федерации / М. Ю. Скорченко // Инженерный вестник Дона. - 2017. - № 4 (47). - URL: http://www.ivdon.ru/ru/ magazine/archive/n4y2017/4573 (дата обращения 05.11.2018).
11. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 1032-р). - URL: http://docs.cntd.ru/document/420202382 (дата обращения 20.12.2018 г.).
12. Гришко, А. К. Методология управления качеством сложных систем / А. К. Гришко, Н. К. Юрков, И. И. Кочегаров // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2014. - Т. 2. - С. 377-379.
13. Цыганов, А. В. Иерархическая декомпозиция качества процесса контрейлерных перевозок / А. В. Цыганов // Качество в обработке материалов. - 2018. - № 2 (10). - С. 46-49.
14. Metallurgy qualimetry theory design and development / G. S. Gun, G. Sh. Rubin, M. V. Chukin, I. G. Gun, I. U. Mezin, A. G. Korchunov // Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University. - 2013. - № 5 (45). -P. 67-69.
15. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий / Т. Саати ; пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. - Москва : Радио и связь, 1993. - 278 с.
16. Юрков, Н. К. Методология экспертных систем в анализе надежности сложных технических систем / Н. К. Юрков, В. Б. Алмаметов, Ю. А. Држевецкий // Труды Международного симпозиума Надежность и качество. - 2010. - Т. 2. - С. 439-440.
17. Саати, Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети / Т. Л. Саати ; пер. с англ. О. Н. Андрейчиковой. - Москва : Изд-во ЛКИ, 2008. - 360 с.
18. Литвиненко, Р. С. Оценка влияния надежности элементов наземного городского электрического транспорта на его пропускную способность / Р. С. Литвиненко, П. П. Павлов, А. Э. Аухадеев // Надежность и качество сложных систем. - 2018. - № 2 (22). - С. 95-103. - DOI 10.21685/2307-4205-2018-2-13.
19. Федорина, А. В. Комплексный подход к внедрению контрейлерных перевозок в России / А. В. Федорина, А. В. Цыганов // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2015. - № 1 (6). - С. 21-28.
20. Онлайн-калькулятор по статистике. - URL: https://math.semestr.ru/gauss/ownvectors.php (дата обращения 09.01.2019).
21. WolframAlpha: Computational Intelligence. - URL: https://www.wolframalpha.com/input/?! = eigenvalues (дата обращения 09.01.2019).
References
1. Kholopov K. V. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian foreign economic Bulletin]. 2011, no. 9, pp. 101-108. [In Russian]
2. Siroky J. Perner's Contacts. 2012, vol. 8, no. 4, pp. 137-151.
3. Okhotnikov I. V., Shvedov L. A. Transportnoe delo Rossii [Transport business of Russia]. 2018, no. 5, pp. 44-45. [In Russian]
4. Kryazhev A. N. Transport Rossiyskoy Federatsii [Transport Of The Russian Federation]. 2016, no. 1 (62), pp. 18-21. [In Russian]
5. Terent'ev V. V. Nadezhnost' i kachestvo slozhnykh system [Reliability and quality of complex systems]. 2017, no. 2 (18), pp. 90-94. DOI 10.21685/2307-4205-2017-2-15. [In Russian]
6. Tsyganov A. V. Inzhenernyy vestnik Dona [Quality factors of the process of transportation of contrailers]. 2018, no. 4 (51). Available at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2018/5357 (accessed Dec. 17, 2018). [In Russian]
7. GOST 30596-97. Uslugi transportnye. Terminy i opredeleniya. Vved. 1997-01-01 [GOST 30596-97. Transport services. Terms and definitions. - Enter. 1997-01-01]. Moscow: Izd-vo standartov, 1997, 6 p. [In Russian]
8. GOST 30595-97. Uslugi transportnye. Gruzovye perevozki. Nomenklatura pokazateley kachestva. Vved. 199701-01 [GOST 30595-97. Transport services. Freight traffic. Nomenclature of quality indicators. - Enter. 199701-01]. Moscow: Izd-vo standartov, 1997, 10 p. [In Russian]
9. Kovalev G. A., Chislov O. N., Suprun E. E. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo universiteta putey soob-shcheniya [Bulletin of Rostov state University of railway engineering]. 2018, no. 3 (71), pp. 104-113. [In Russian]
10. Skorchenko M. Yu. Inzhenernyy vestnik Dona [Engineering Herald of the Don]. 2017, no. 4 (47). Available at: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2017/4573 (accessed Nov. 05, 2018). [In Russian]
11. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda (v red. Rasporyazheniya Pravitel'stva RF ot 11.06.2014 g. № 1032-r) [Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 (as amended by the RF Government decree No. 1032-R of 11.06.2014).]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420202382 (accessed Dec. 20, 2018). [In Russian]
12. Grishko A. K., Yurkov N. K., Kochegarov I. I. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and quality]. 2014, vol. 2, pp. 377-379. [In Russian]
13. Tsyganov A. V. Kachestvo v obrabotke materialov [The quality in the materials handling]. 2018, no. 2 (10), pp. 46-49. [In Russian]
14. Gun G. S., Rubin G. Sh., Chukin M. V., Gun I. G., Mezin I. U., Korchunov A. G. Vestnik of Nosov Magnitogorsk State Technical University. 2013, no. 5 (45), pp. 67-69. [In Russian]
15. Saati T. Prinyatie resheniy. Metod analiza ierarkhiy [Decision making. Hierarchy analysis method]. Moscow: Radio i svyaz', 1993, 278 p. [In Russian]
16. Yurkov N. K., Almametov V. B., Drzhevetskiy Yu. A. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma Nadezhnost' i kachestvo [Proceedings of the International Symposium Reliability and quality]. 2010, vol. 2, pp. 439-440. [In Russian]
17. Saati T. L. Prinyatie resheniy pri zavisimostyakh i obratnykh svyazyakh: Analiticheskie seti [Decision making with dependencies and feedbacks: Analytical networks]. Transl. from Engl. by O. N. Andreychikova. Moscow: Izd-vo LKI, 2008, 360 p. [In Russian]
18. Litvinenko R. S., Pavlov P. P., Aukhadeev A. E. Nadezhnost' i kachestvo slozhnykh system [Reliability and quality of complex systems]. 2018, no. 2 (22), pp. 95-103. DOI 10.21685/2307-4205-2018-2-13. [In Russian]
19. Fedorina A. V., Tsyganov A. V. Sovremennye problemy transportnogo kompleksa Rossii [Modern problems of transport complex of Russia]. 2015, no. 1 (6), pp. 21-28. [In Russian]
20. Onlayn-kal'kulyator po statistike [Online statistics calculator]. Available at: https://math.semestr.ru/gauss/ ownvectors.php (accessed Jan. 09, 2019). [In Russian]
21. WolframAlpha: Computational Intelligence. Available at: https://www.wolframalpha.com/input/?! = eigenvalues (accessed Jan. 09, 2019).
Цыганов Александр Владимирович
кандидат технических наук, доцент, кафедра логистики и управления транспортными системами, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова (455023, Россия, г. Магнитогорск, просп. Ленина, 38) E-mail: [email protected].
Tsyganov Aleksandr Vladimirovich
candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of logistics and transportation systems management, G. Nosov Magnitogorsk State Technical University (455023, 38 Lenin avenue, Magnitogorsk, Russia)
Образец цитирования:
Цыганов, А. В. Использование метода анализа иерархий в управлении качеством контрейлерных перевозок / А. В. Цыганов // Надежность и качество сложных систем. — 2019. — № 2 (26). — С. 121—129. — БО! 10.21685/2307-4205-2019-2-14.