Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НОВОГО КОРОНАВИРУСА: НА ПРИМЕРЕ СМИ КНР'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НОВОГО КОРОНАВИРУСА: НА ПРИМЕРЕ СМИ КНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОНАВИРУС COVID-19 / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МЕТАФОРА / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / «ЖЭНЬМИНЬ ЖИБАО»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жэнь Синьжу, Ду Гоин

За последние несколько лет коронавирус стал одним из наиболее серьезных и «угрожающих» инфекционных заболеваний. Это связано с тем, что публичное понимание коронавирусной эпидемии основывается на новостных сообщениях, публикуемых в СМИ, которые в свою очередь использовали и используют определенные мотивы и эффекты метафор для придания «устрашения» ковиду. В связи с этим, исследование метафорических моделей является актуальной темой. Основываясь на сообщениях о пандемии COVID-19, опубликованных в газете «Жэньминь Жибао», составлен перечень из 35000 китайских иероглифов. При этом посредством использования программы для анализа частоты слов Antconc 4.2.0 сформирована и представлена статистическая аналитика по частоте употребления метафорических моделей, связанных с пандемией COVID-19, в том числе и ключевых слов метафорических моделей. В завершении автор приходит к выводу о том, что метафора является социальным инструментом, который может быть эффективным способом формирования общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL MODELS FOR CONCEPTUALISING THE COVID-19 IN CHINESE MEDIA: TAKING THE PEOPLE’S DAILY AS AN EXAMPLE

Over the past few years, coronavirus has become one of the most serious and “threatening” infectious diseases. This is due to the fact that the public understanding of the coronavirus epidemic is based on news reports published in the media, which in turn have used and are using certain motifs and effects of metaphors to give “intimidation” to the covid. In this regard, the study of metaphorical patterns is a relevant topic. Based on the COVID-19 pandemic reports published in the Jenmin Jibao newspaper, a list of 35,000 Chinese characters was compiled. At the same time, using the word frequency analysis software Antconc 4.2.0, statistical analytics on the frequency of use of metaphorical patterns related to the COVID-19 pandemic, including keywords of metaphorical patterns, were generated and presented. In conclusion, the author concludes that metaphor is a social tool that can be an effective way to shape public opinion.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ НОВОГО КОРОНАВИРУСА: НА ПРИМЕРЕ СМИ КНР»

Использование метафорических моделей для концептуализации нового коронавируса: на примере СМИ КНР

Жэнь Синьжу,

аспирант, Харбинский политехнический институт (Китай) E-mail: [email protected]

Ду Гоин,

доктор, доцент, Харбинский политехнический институт (Китай) E-mail: [email protected]

За последние несколько лет коронавирус стал одним из наиболее серьезных и «угрожающих» инфекционных заболеваний. Это связано с тем, что публичное понимание коронавирусной эпидемии основывается на новостных сообщениях, публикуемых в СМИ, которые в свою очередь использовали и используют определенные мотивы и эффекты метафор для придания «устрашения» ковиду. В связи с этим, исследование метафорических моделей является актуальной темой. Основываясь на сообщениях о пандемии COVID-19, опубликованных в газете «Жэньминь Жибао», составлен перечень из 35000 китайских иероглифов. При этом посредством использования программы для анализа частоты слов Antconc 4.2.0 сформирована и представлена статистическая аналитика по частоте употребления метафорических моделей, связанных с пандемией COVID-19, в том числе и ключевых слов метафорических моделей. В завершении автор приходит к выводу о том, что метафора является социальным инструментом, который может быть эффективным способом формирования общественного мнения.

Ключевые слова: коронавирус COVID-19, концептуальная метафора, метафорическая модель, «Жэньминь Жибао».

Исследование выполнено при поддержке гранта фондов фундаментальных исследований центральных университетов (HIT. HSS.202130).

В начале 2020 года почти все страны столкнулись с коронавирусной инфекцией, что привело к активной борьбе с ней. Коронавирусная инфекция нанесла существенный ущерб здоровью большому количеству людей по всему миру, а многих она и вовсе лишила жизни. При этом «карантин», «самоизоляция» и «социальная дистанция» стали основными средствами при борьбе с коронави-русом. Стоит отметить, что коронавирус является не просто чрезвычайным происшествием в сфере мирового здравоохранения, он также способствовал существенному экономическому спаду, возникновению новых конфликтов между странами, и порождению паники в обществе, что отрицательно отразилось на социальной стабильности в целом.

Общеизвестно, что на всех стадиях возникающих чрезвычайных происшествий, в том числе и в сфере здравоохранения, у общественности существует большая потребность в получении актуальной информации, ее последующем размышлении. В качестве основного средства по удовлетворению упомянутой потребности выступают средства массовой информации. Именно СМИ, посредством публикации (озвучивании) новостных сообщений предоставляют актуальную информацию людям, объясняют происходящие события [1, С. 114-115]. Так было и при возникновении коро-навирусной инфекции. Как показывает практика, при освещении коронавирусной инфекции в СМИ использовались когнитивные методы для того, чтобы создать образ болезни и связать ее с другими болезнями, которые общественности уже давно известны и понятны. Это делалось для того, чтобы придать коронавирусу новые концептуальные характеристики и оказать на общественность соответствующее воздействие, цели которого ставились на государственном и мировом уровне.

Метафора как когнитивный инструмент часто использовался в новостях о COVID-19, поэтому исследование ее мотивации и эффектов имеет важное значение. В данной работе предпринята попытка анализа использования концептуальных метафор в китайских СМИ про новости о COV-Ю-19, а после выявлено истинное отношение китайского правительства к этой эпидемии и функций, которые метафоры могут выполнять в этом контексте. С момента начала масштабной вспышки COVID-19 в 2020 году, многие ученые из разных областей брали на себя соответствующую социальную ответственность и прилагали максимум усилий для преодоления возникшего психологического кризиса в обществе. Лингвисты не являются

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

исключением. Так, лингвисты проводили анализ языка, связанного с коронавирусом, с разных точек зрения. Как следствие, это привело к тому, что сегодня в мире существует множество исследований по вопросу использования метафор в новостях о COVID-19. В таких исследованиях, лингвисты изучали метафоры, связанные с COVID-19, в одном конкретном языке, или сравнивали их в двух разных языках, что позволило им достичь определенных результатов и успехов. Однако до настоящего времени в российской научной среде исследования метафор, связанные с COVlD-19 в китайских СМИ, все еще требуют дополнения и данная работа может этому поспособствовать.

Теоретической базой исследования послужила теория концептуальной метафоры, критический дискурсивный анализ и критический анализ метафоры.

На протяжении более двух тысяч лет, метафора как языковое явление, привлекает внимание ученых, а исследования метафор прошли долгий путь от риторики к семантике и когнитивной лингвистике. В конце ХХ века вышла книга Лакоффа и Джонсона «Метафоры, которыми мы живем», в которой впервые была представлена концептуальная метафорическая теория с точки зрения когнитивной лингвистики. В указанном труде метафора рассматривается в качестве способа понимания и когнитивной деятельности человеческого мышления.

Исследователи Лакофф и Джонсон утверждают, что метафора присутствует везде: в языке, мыслях и действиях, а система концептов, на которой основываются мысли и действия человека, сами основаны на метафоре. [2, С. 4] Стоит отметить, что суть системы концептов заключается в переживании и понимании настоящего через что-то другое. С точки зрения внутренней структуры концептуальных метафор, метафоры состоят из двух концептуальных областей: области источника и области цели. Область источника является конкретным и знакомым понятием, тогда как область цели является абстрактным, неопределенным и размытым. Образы и структуры области источника отображаются в области цели, образуя тем самым концептуальную метафору. Однако такое отображение не является произвольным, а основывается на личных опытах людей.

Метафорические модели формируются, когда между исходной областью и целевой областью создаются отношения отображения. Под метафорической моделью понимается связь между двумя областями концептов в человеческом разуме [3, С. 64]. Стоит отметить, что с семантической точки зрения, метафорическая модель проявляется в тесной связи между компонентами области источника. При этом выступая как когнитивная, 5 метафорическая модель является важной частью § картины языкового мира, и может отражать про-й цесс и способ восприятия события пользователем, еЗ а помимо этого отражать его личный опыт и мен-ав тальные характеристики.

Отдельного внимания заслуживает критический дискурсивный анализ. Под рассматриваемым анализом понимается исследование роли языка в конкретных социальных вопросах. Подчёркивается, что критический дискурсивный анализ раскрывает отношения между языком, властью и идеологией, а также он позволяет определить то, как именно правящие классы используют язык для обеспечения идеологического контроля и сохранения своей позиции власти над обществом.

Следовательно, критический анализ метафор -это многомерный метод анализа метафор, который впервые был предложен британским лингвистом Дж. Чартерис-Блэком в 2004 году. Он объединил взгляды на метафору в риторике, прагматике и когнитивной лингвистике, обогатил коннотацию существующих взглядов на метафору и расширил перспективу анализа метафор. Он отметил социальную функцию метафоры и выдвинул точку зрения, что метафора может влиять на политические и социальные суждения.

В рамках критического анализа метафоры, определение концептуальных метафор означает определение метафор с различным значением, а метафоры с одинаковым или схожим значением образуют одну и ту же метафорическую модель. В связи с этим, основной задачей критического исследования метафоры становится интерпретация метафорических моделей и анализ их использования. В рамках критического метафорического анализа на первый план выходит не формирование и восприятие метафорических моделей, а то воздействие, которые могут оказать метафоры на коллективное сознание [8, С. 28]. Следовательно, анализ метафорических моделей, используемых в китайских СМИ при освещении эпидемии COVID-19, способствует раскрытию культурных ценностей и идеологии, которые заложены в абстрактных метафорах. Помимо этого упомянутый анализ позволит выявить отношение китайского правительства к чрезвычайным происшествиям в сфере здравоохранения, а также определить его влияние на общественное мышление и коллективное сознание граждан.

Исследование в рамках данной статьи основывается на сообщениях о коронавирусе, опубликованных в газете «Жэньминь Жибао» в период с февраля 2020 года по апрель 2021 года. Общий объем опубликованного материала составляет 35 356 китайских иероглифов. «Жэньминь Жибао» является официальной газетой ЦК КПК. Иными словами, рассматриваемая газета является «голосом» Коммунистической партии и Правительства Китая, что позволяет ей выражать отношение государства по тому или иному вопросу, а кроме того реализовывать идеологическую пропагандистскую функцию и оказывать влияние на общественное сознание.

Процесс проводимого исследования разделен на два этапа: первый - идентификация метафор и приведение количественной статистики метафорических моделей, второй - анализ метафор (ана-

лиз причин и функций использования метафор). В качестве основного средства для проведения исследования был использован Antconc 4.2.0.

На этапе идентификации метафор и изучения количественной статистики метафорических моделей выявлены различные метафорические выражения, связанные с COVID-19, посредством изучения новостных сообщений в упомянутой выше газете. Стоит отметить, что определение метафор-кандидатов осуществлялось посредством применения знаний из различных областей, а именно: языкознание, прагматика, когнитивистика. На рассматриваемом этапе слова проверялись на предмет того, обладают они метафорическим значением или нет. Выявленные метафорические выражения впоследствие были подсчитаны на предмет частоты их использования посредством использования Antconc 4.2.0.

Следует особо подчеркнуть, что в данном исследовании не изучались метафоры, связанные с событиями COVID-19, из других областей (например, экономической сферы). Однако события COVID-19 не ограничивались лишь описанием ко-ронавируса в СМИ, а также включали в себя определенные меры по предотвращению и контролю COVID-19 (процесс, результаты, проблемы), а также публично поощрялись люди, которые принимали непосредственное участие при борьбе с данной инфекцией.

На этапе анализа метафор применялся качественный анализ, направленный на выявление причин использования различных метафорических моделей при описании коронавирусной инфекции в китайской газете «Жэньминь Жибао», а также определения ценностей, идеологии и социальной значимости, которая была вложена в данные метафоры при их употреблении в исследуемом контексте.

Объединив теорию критического анализа метафоры и процедуры идентификации метафор, представляется возможным выделить следующие метафорические модели, связанные с пандемией коронавируса, которые наиболее часто использовались в газете «Жэньминь Жибао»: метафора войны, метафора путешествия, метафора архитектуры и метафора экзамена. Представленные метафорические модели упомянуты в порядке убывания по количеству употреблений в указанном источнике. Первое место заняла метафора войны, что не удивительно, ведь в выражении болезни, данная метафора является довольно распространенной еще со времен древнекитайской медицинской речи. В новостных сообщениях, связанных с COVID-19, которые были опубликованы в газете «Жэньминь Жибао», борьба с вирусом -это война, а медицинские работники - войны и герои; COVID-19 - это враг всего человечества; города, где произошла вспышка коронавируса, -это поле боя; больницы - фронт и первая линия, а успех в борьбе с эпидемией COVID-19 - это победа в войне. Использование данной метафоры для описания коронавирусной инфекции вызыва-

ла у людей ассоциации с военными кадрами, поэтому правительство Китая часто прибегало к ее использованию для того, чтобы подчеркнуть повышенную угрозу болезни для здоровья человека, а также создать мощную мобилизационную силу и предупредительный эффект. Стоит отметить, что метафоры в языке новостей имеют функцию разделения категорий. Следовательно, воздвигая идентификационный разрыв между «ним» (вирусом, как злом) и «нами» (людьми), формировались определенные ценности и отношения общественности и всего мира, объединенных в борьбе против «врага», чем удалось достичь широкой социальной мобилизации [1]. Слово, которое наиболее часто было использовано в качестве метафоры войны в исследуемом вопросе, выступает победа (победитель), что наглядно демонстрирует решимость правительства Китая и его «героического народа» победить коронавирус, что в свою очередь является большим стимулом для поднятия боевого духа и имеет определенную толчковую роль в итоге успешной борьбы с эпидемией.

Метафора путешествия также является распространенной метафорической моделью, поскольку предотвращение и контроль COVID-19 рассматриваются как великое путешествие. Китайская коммунистическая партия, как лидер в этом путешествии, определила правильный путь, указала четкое направление и привела путешественников своей страны к преодолению препятствий и трудностей на пути к победе в войне против эпидемии коронавируса. Концепция «путешествия» через «похожность» частичной структуры строится для лучшего понимания «профилактики и контроля эпидемии» с точки зрения «пути», «направления», «препятствий» и т.д., что и формирует метафорическую модель путешествия. Многократное упоминание в новостных сообщениях роли КПК, которую она играла в борьбе с коронавирусом, успокоительно воздействовало на народ Китая, а вместе с тем способствовало стабилизации настроения народа и поддержания соответствующего социального порядка внутри страны. Следовательно, в выбранных для исследования языковых материалах, сочетания ключевых слов данного типа являются преодолением трудностей, что указывает на необходимость подготовки к «тяжелому бою», что в свою очередь благоприятно отразилось на боевом духе и уверенности народа. Кроме того, в метафорической модели путешествия есть много ключевых слов, связанных со словом «идти», например: «разбивать волны и идти вперед» «идти вперед с бодростью», «идти уверенно и далеко». Повторяющееся появление слова «идти» демонстрировало активную позицию правительства Китая в отношении эпидемии, призывая тем самым людей принять меры и внести свой вклад в борьбе с эпидемией.

Отношение метафоры архитектуры зависит от переносного значения самого метафорического слова. Иными словами, строительные объекты встречаются в жизни человека всегда и везде. По-

сэ о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

этому метафора архитектуры конкретизирует абстрактные вещи, максимизирует отношение, выражаемое метафорой, и вызывает эмоциональное резонанс у аудитории, что позволяет ей реализовать соответствующие речевые функции [6, С. 94]. При описании COVID-19, используются «крепость» и «низы», что указывает на то, что Коммунистическая партия Кита является самой крепкой опорой народа. При этом использование таких выражений, как «Великая стена», «скала на стремнине» и «медные стены, железные валы» указывает на неутомимую работу медицинских работников и обычных людей, участвующих в борьбе с эпидемией, подчеркивая важность их жертв и повышая доверие к ним. Использование глаголов действия, таких как «построить», «создать» и «установить» демонстрирует серьезность намерений Китая в реализации инициатив по профилактике и контролю над эпидемией, а использование выражений «стремления коллектива - великая сила» направлено на сплочение китайского народа в борьбе с эпидемией.

В Китае экзамены начали свое существование еще с древних времен, а именно с периода правления династии Ся, Шан и Чжоу. Подчеркивается, что экзамены во все времена выступали в качестве одного из наиболее важных и эффективных способов отбора талантов на территории Китая (например, государственные экзамены кэцзюй). В настоящее время в Китае сформировалась собственная культура экзаменов, которая играет важнейшую роль в формировании личности и качеств человека [7, С. 24]. В связи с этим, в новостных сообщениях о COVID-19, публикуемых в газете «Жэньминь Жибао», часто упоминалась метафорическая модель «борьба с COVID-19 - это экзамен». Соответствующие новостные сообщения рассматривали c0vlD-19 как серьезное испытание для Китая, где все - от государства до личности - являются участниками этого «большого экзамена». Коммунистическая партия Китая, правительство Китая и китайский народ в целом, достаточно серьезно решали все «проблемы» и «трудные вопросы», а также «пишут правильные ответы в экзаменационном листе», «достигая отличных результатов». Следует отметить, что в сознании китайцев, экзамен не является какой-то катастрофой или препятствием на пути к цели, напротив он выступает в качестве некой проверки способностей человека. Рассмотрение борьбы с эпидемией, как экзамена, отражает отношение Коммунистической партии Китая, которая не просто не боится эпидемии и принимает ее вызов, а также снижает страх людей, стимулируя внутренние силы широкой общественности, и объединяет людей для активного противодействия эпидемии для достижения отличных результатов. 5 Таким образом, можно сделать вывод, что ки-§ тайские СМИ (на примере газеты «Жэньминь Жи-£3 бао») в своих новостных сообщениях о COVID-19 еЗ используют множество концептуальных метафо-ав рических выражений: простым и доступным язы-

ком описывая незнакомые, абстрактные и сложные объекты, строя различные метафорические модели, чтобы помочь обществу лучше понимать коронавирус. Метафорический язык существенно расширяет семантическое пространство, привлекая внимание читателей, повышая тем самым охват. Определено, что использование метафорических выражений в новостях о COVID-19 в газете «Жэньминь Жибао» демонстрировало активное отношение Коммунистической партии Китая к борьбе с эпидемией, ориентированное на интересы народа. Китайское правительство, используя концептуальные метафоры, направляло общественное мнение в позитивное русло для достижения соответствующего убеждения, согласования разногласий, успокоения паники и тревоги людей, внушения им положительных и оптимистических эмоций, сплочения общественности и призыва народа к действию для достижения общей цели -преодоления эпидемии. Результаты исследования подтвердили роль метафоры в отражении окружающей действительности и в формировании коллективных взглядов на нее. Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что метафорические проекции, в рамках медиадискурса, оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения [8, С. 107].

Литература

1. Чжан Вэй, Ван Шаохуа. Когнитивная сила преднамеренных метафор в сообщениях об коронавирусной эпидемии // Вестник Тянь-цзиньского университета иностранных языков. 2020. № 27 (02). С. 114-127.

2. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: The University of Chicago Press, 1980.

3. Чудинов А.П. Метафорическая мозайка в современной политической коммуникации[М]. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003.

4. Калинин О.И. Дискурсивная метафора коро-навируса в СМИ КНР // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2020. № 8 (837). С.26-36.

5. Чэнь Ян, Чжоу Сиюй. Метафора войны, государство как тело и образы дома и отечества: исследование метафор в новостных сообщениях о COVID-19 на основе корпусных данных // Международное новостное сообщество. 2022. № 44 (02). С. 37-57.

6. Ян Хунъянь. Исследование механизмов метафорического выражения серьезного отношения правительства: на примере белой книги «Действия Китая в борьбе с эпидемией COV-ID-19» // Журнал гуманитарных наук. 2021. № 304(08). С. 90-96.

7. Ли Сюэ, Чжан Синь. Исследование когнитивных метафор китайского дискурса по предотвращению эпидемий с учетом культурного контекста // Журнал педагогического института Яньчэн.2020. № 40(05). С. 17-26.

8. Калинин О. И., Мавлеева Д.В. Сопоставительный анализ метафорического образа корона-вируса в СМИ КНР и республики Корея // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4. С. 99-109.

METAPHORICAL MODELS FOR CONCEPTUALISING THE COVID-19 IN CHINESE MEDIA: TAKING THE PEOPLE'S DAILY AS AN EXAMPLE

Ren Xinru, Du Guoying

Harbin Institute of Technology (China)

Over the past few years, coronavirus has become one of the most serious and "threatening" infectious diseases. This is due to the fact that the public understanding of the coronavirus epidemic is based on news reports published in the media, which in turn have used and are using certain motifs and effects of metaphors to give "intimidation" to the covid. In this regard, the study of metaphorical patterns is a relevant topic. Based on the COVID-19 pandemic reports published in the Jenmin Jibao newspaper, a list of 35,000 Chinese characters was compiled. At the same time, using the word frequency analysis software Antconc 4.2.0, statistical analytics on the frequency of use of metaphorical patterns related to the COVID-19 pandemic, including keywords of metaphorical patterns, were generated and presented. In conclusion, the author concludes that metaphor is a social tool that can be an effective way to shape public opinion.

Keywords: coronavirus COVID-19, conceptual metaphor, metaphorical models, the People's Daily.

References

1. Zhang Wei, Wang Shaohua. Cognitive power of intentional metaphors in messages about the coronavirus epidemic // Bulletin of Tianjin University of Foreign Languages. 2020. No. 27 (02). pp. 114-127.

2. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: The University of Chicago Press, 1980.

3. Chudinov A.P. Metaphorical mosaic in modern political communication [M]. Yekaterinburg: Ural. state ped. un-t., 2003.

4. Kalinin O.I. Discursive metaphor of the coronavirus in the Chinese media // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Humanitarian sciences. 2020. No. 8 (837). pp. 26-36.

5. Chen Yang, Zhou Xiyu. The metaphor of war, the state as a body and images of home and fatherland: a study of metaphors in news reports about COVID-19 based on corpus data // International news community. 2022. No. 44 (02). pp. 37-57.

6. Yang Hongyan. Investigation of the Mechanisms of Metaphorical Expression of the Government's Serious Attitude: Using the White Paper "China's Actions in Combating the COVID-19 Epidemic" as an Example // Journal of the Humanities. 2021. No. 304(08). pp. 90-96.

7. Li Xue, Zhang Xin. A Study of Cognitive Metaphors of the Chinese Discourse on Epidemic Prevention in a Cultural Context // Journal of the Yancheng Pedagogical Institute. 2020. No. 40(05). pp. 17-26.

8. Kalinin O. I., Mavleeva D.V. Comparative analysis of the metaphorical image of the coronavirus in the media of the PRC and the Republic of Korea // Vestnik NGU. Series: Linguistics and intercultural communication. 2020. № 4. pp. 99-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.