Тронина Ирина Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры, [email protected], Россия, Орел, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет- учебно-научно-производственный комплекс»
MANAGEMENT CONCEPT OF THE INTEGRATION PROCESSES IN THE ECONOMY TAKING INTO ACCOUNT NON-LINEAR MODEL OF INNOVATION DEVELOPMENT
I.A. Tronina
The article developed a conceptual approach to the management of the integration processes in the economy taking into account non-linear model of innovation development, confirming that the current situation of the innovative development of integrated structures is a nonlinear phenomenon that involves constant fluctuations, bifurcations and destruction, deflecting the innovation process from the equilibrium state, and leading him towards the transformation and transition to a new level of development.
Keywords: integration processes, innovation, non-linear model of development.
Tronina Irina Alekseevna, candidate of economic sciences, docent, [email protected], Russia. Eagle, Federal public budgetary educational institution of higher education "The state university - an educational and research and production complex"
УДК 005.8:338.242.4](075)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
И.Л. Авдеева
Раскрывается необходимость использования механизмов государственно-частного партнерства в целях промышленной инфраструктуры регионов России. Развитие региональной инфраструктуры России является важнейшим направлением формирования инновационной экономики страны.
Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, государственно -частное партнерство, региональная промышленная инфраструктура.
В современных условиях на первый план выходят умение руководителей определить закономерность изменения ситуации на рынке и заблаговременно среагировать на нее, выявить неудовлетворенный спрос и удовлетворить его, создать новую потребность на основе конкурентных возможностей и тем самым опередить соперников. Предприятия вынуждены гибко приспосабливаться к непрерывно изменяющимся условиям внешней среды, перестраивать свою политику и орг. структуру, видоизменять и оптимизировать в каждый момент времени свои взаимоотношения с деловыми партнерами [1].
Формирование региональной инновационной среды в России в настоящее время является важнейшим направлением развитие инновационной экономики в целом. Инновационное развитие регионов России возможно за счет реализации инфраструктурных проектов, вложения в которые считаются надежными. Сложность формирования региональной инновационной среды заключается в отсутствие механизмов, регулирующих процесс реализации инфраструктурных проектов в России.
Именно региональные инфраструктурные проекты, ставящие своей целью развитие ключевых отраслей экономики, обеспечивают региональную финансовую стабильность в непростых экономических условиях благодаря созданию огромного количества рабочих мест. Развитие региональных инфраструктурных проектов невозможно без модернизации и технического перевооружения производственного аппарата на основе активизации инвестиционной и инновационной деятельности.
Реализация региональных инфраструктурных проектов предназначена для обеспечения деятельности транспорта, энергетики, здравоохранения, социальной сферы, коммунального хозяйства или электросвязи.
Таким образом, назрела острая необходимость в разработке методологии формирования региональной инновационной среды на основе реализации инфраструктурных проектов.
В настоящее время наблюдается тенденции увеличения вклада регионов в формирование инновационной среды страны. Это связано с тем, что именно государство обеспечивает процесс формирования инновационной среды и стремиться к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности регионов России. При этом отсутствуют рациональные организационно-управленческие модели, позволяющие привлекать инвестиции в социальную сферу региона и грамотно расходовать бюджетные средства и капитал бизнеса. Перспективным в этом вопросе является развитие института государственно-частного партнерства на принципах интеграционного взаимодействия бизнеса, власти и науки.
Создание в России условий для устойчивого экономического роста возможно путем принятия и реализации практических, системных решений, призванных оздоровить глобальную экономику и финансы через снижение издержек финансовых, управленческих, инфраструктурных, развитие человеческого капитала и создание конкурентоспособных условий для ведения бизнеса.
Становление инновационной экономики требует внедрения передовых технологий, определяющих качество жизни, финансирование инвестиций, в том числе в человека и прежде всего в человека, в развитие социальной сферы, создание производств с высокой добавленной стоимостью, а значит, создание новых эффективных, современных рабочих мест.
В этой связи актуальны исследования в области формирования региональной инновационной среды на основе реализации инфраструктурных проектов.
Особенностью современного этапа экономического развития является переход к постиндустриальной экономике, основанной на знаниях, как ведущем производственном факторе. Отличительными признаками постиндустриальной экономики являются глобализация и формирование региональной инновационной среды в России.
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития, заключающиеся в обеспечении высокого уровня благосостояния населения и закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально ориентированную модель развития [2].
В современных условиях развития можно выделить следующие тенденции развития экономики:
- вступление в ВТО;
- глобализация экономики;
- ускорение технологического развития мировой экономики;
- жесточайшая конкуренция за ресурсы, новые знания, технологии, квалифицированную рабочую силу;
- демографические проблемы;
- климатические особенности и ухудшение экологической ситуации в стране;
- нарастание турбулентности рынков.
Решить данную проблему возможно при использовании современных моделей управления промышленными экономическими системами, адаптированных к новым условиям экономического развития страны, путем формирования стратегического инновационного партнерства государства, бизнеса и науки.
В настоящее время очевидна необходимость применения модели развития промышленной инфраструктуры, альтернативной как традиционным механизмам государственных закупок, так и приватизации. Таким эффективным и приемлемым для государства, частного бизнеса и населения механизмом является государственно-частное партнерство. Целью использования государственно-частного партнерства является удовлетворение спроса экономики на развитие промышленной инфраструктуры за счет внебюджетных источников, эффективное оказание общественных услуг, повышение эффективности бюджетных расходов.
Таким образом, для развития промышленной инфраструктуры необходимы объединенные усилия государства и частного бизнеса, что возможно на пути организации и реализации различных форм ГЧП в сфере промышленной деятельности. А институт государственно-частного партнерства - Инвестиционный фонд РФ, осуществляет комплекс мер финансового содействия органам государственной власти и местного самоуправления для решения проблем развития промышленной инфраструктуры, что
обусловлено необходимостью более активного применения инструментов ГЧП для развития инфраструктуры, формирования качественных проектов на условиях, приемлемых для власти, населения и бизнеса.
В большинстве регионов России государственно-частное партнерство рассматривается в самом широком смысле, то есть как любое взаимодействие бизнеса и государственной власти, которое может иметь положительный эффект на развитие социально-экономического состояния региона. Также в региональных органах власти рассматривают ГЧП как взаимодействие бизнеса и власти для реализации проектов в тех сферах, ответственность за развитие которых изначально относится к функциям регионального правительства.
Под государственно-частным партнерством понимается институциональный и региональный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ.
Существует несколько подходов, реально используемые в регионах в целях повышения их инвестиционной привлекательности. К таким подходам относятся целенаправленные действия региональной власти по предоставлению мер государственной поддержки бизнесу в его развитии, которые заключаются в предоставлении субсидий, аренды имущества по сниженным расценкам. К финансовым видам поддержки относятся государственные гарантии в случае необходимости обеспечения обязательств по кредитам, если это необходимо для развития приоритетных для региона сфер, что обозначает предоставление кредитов по более выгодным процентным ставкам. Также предоставляются льготные условия при налогообложении.
На данный момент понятие ГЧП законодательно на федеральном уровне четко не закреплено, однако это понятие широко применяется в различных нормативно-правовых актах. При этом в документах речь идет лишь об осуществлении деятельности на основе принципов государственно-частного партнерства, консолидации концентрации ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства и т.п.
В немногих регионах в стадии реализации находятся инфраструктурные проекты в таких сферах, как транспортное строительство, ЖКХ, утилизация ТБО, малоэтажное и коттеджное строительство. ГЧП редко используется в туризме, разве что в крупных городах, где уже и так инфраструктура развита на достаточно высоком уровне. В качестве примеров можно привести реконструкция и достройка аэропортов «Пулково» в Санкт-Петербурге и «Шереметьево» в Москве. Важность этих работ не вызывает сомнений, так как создание качественной инфраструктуры позволит этим городам продолжать становиться связующим звеном между Азией и Европой. Так и в регионах России необходимо перенимать опыт столиц и улучшать свою инфраструктуру при помощи возможностей ГЧП.
Недостаточное количество крупных региональных инфраструктурных проектов в условиях острой потребности их реализации приводит к
тому, что, с одной стороны, региональные и муниципальные власти понимают необходимость поиска внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов, с другой, - отсутствуют понятные схемы эффективного взаимодействия власти и бизнеса, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты.
Одним из вариантов решения вопроса недостаточно широкого применения инструментов ГЧП может стать централизованное внедрение образовательных мероприятий на базе вузов- учебных программ и курсов, а также проведения специализированных мероприятий в формате круглых столов, конференций для повышения теоретической «подкованности» специалистов региональных администраций в вопросах ГЧП, обмена опытом и информацией.
Кроме этого, развитию практики ГЧП может способствовать использование информационных технологий для формирования банка данных о существующих проектах, деятельности региональной и муниципальной администраций в этом направлении.
Власти и бизнесу необходимо находиться в тесном взаимодействии. Правительство законодательно должно закрепить ответственность, права и обязанности обеих сторон в рамках ГЧП. Любая деятельность подвергается законодательному воздействию, т.к. в сферу деятельности исполнительных органов регионов входят вопросы экономического развития. Инициатива по реализации инвестиционных проектов должна исходить от властей на основе анализа состояния экономики, промышленности, уровня жизни населения, обеспеченности услугами. Как правило, в каждом регионе разрабатывается и утверждается стратегия социально-экономического развития на среднесрочную или долгосрочную перспективу, в которой разрабатываются цели развития региона и задачи по их достижению, в том числе с привлечением частных инвестиций.
Для развития механизма ГЧП в регионах необходимо создавать консультативные (совещательные) органы, в состав которых будут входить представители власти и бизнеса, и где будут вырабатываться взаимовыгодные механизмы сотрудничества. Иначе говоря, нужно наладить диалог власти с бизнесом, с учетом интересов обеих сторон.
Главную роль в развитии ГЧП должны играть региональные и местные администрации. От них же должна исходить инициатива при реализации проектов. Для продвижения ГЧП в регионах в первую очередь необходимо формировать прецеденты - успешные модельные проекты и повышать квалификацию сотрудников администраций, отвечающих за развитие инструментов ГЧП.
По мнению большинства региональных экспертов в области развития государственно-частного партнерства, сложилась острая потребность в централизации процесса развития основ и практики государственно -частного партнерства.
В настоящее время не хватает координации и регулирования отношений между государством и бизнесом в сфере инфраструктуры, процесс идет достаточно стихийно в различных отраслях и территориях.
Необходимо создание координирующего и регулирующего органа. В настоящее время в сферу законотворческой деятельности в области концессий как базовой формы ГЧП вовлечено много разнородных организаций: комитеты законодательной власти, министерства и государственные службы, научно-исследовательские учреждения, фонды, частные лица. Все они, разрабатывая свои законопроекты, исходят из собственных представлений о концессиях, которые не имеют единой концептуальной основы.
В данной схеме взаимодействия решающую роль может сыграть финансовая поддержка крупных региональных инфраструктурных проектов как в роли прямого участия в проекте, либо предоставления дотаций бюджетам регионов для формирования и финансирования подобных проектов, либо в форме предоставления государственных гарантий по таким проектам, для привлечения кредитных финансовых ресурсов на долгосрочной основе. Создание единого координирующего органа по вопросам ГЧП на федеральном уровне и соответствующих подразделений на уровне субъектов РФ должны стать органами, призванными решать вышеуказанные задачи.
Международный опыт показывает, что при реализации программ ГЧП правительства большинства стран создают специальный орган для координации действий многочисленных государственных структур, которые участвуют в процессе подготовки проектов и принятия решений по вопросам его реализации. Для развития государственно-частного партнерства необходим федеральный центр, координирующий развитие механизмов государственно-частного партнерства с помощью региональных ГЧП-центров.
Создание подобного органа в Российской Федерации считается целесообразным для координации и сопровождения проектов ГЧП федерального значения. В отношении региональных проектов стоит применять схему предоставления субсидий бюджету субъекта на развитие таких проектов.
Оптимальная схема взаимодействия должна сводиться к выработке единой политики в сфере ГЧП, разработке типовых программ (например, проект программы ВЭБа) реализации проектов ГЧП с учетом региональной специфики. Единый координирующий орган возможен в рамках структурного подразделения МРР или МЭР. Рекомендации «сверху» по вопросам бюджетного планирования и осуществления бюджетного финансирования модернизации или строительства объектов недвижимости (общественной инфраструктуры) через призму возможностей ГЧП.
Для обеспечения эффективного функционирования системы государственно-частного партнерства на сегодняшний день необходимо обеспечить повышение квалификации государственных и муниципальных служащих и организовать взаимодействие бизнеса и власти. В этой связи создание Центра развития ГЧП будет способствовать решению этих задач. Одновременно, для
вовлечения широкого круга бизнес-сообщества в работу на условиях ГЧП считаем принципиально важным предоставление консультативных и методологических услуг по данному направлению на безвозмездной основе.
Создаваемая в Орловской области инфраструктура государственно-частного партнерства должна стать таким агентом, который сможет решать задачи повышения эффективности муниципальных образований в части формирования крупных инфраструктурных проектов; привлечения для реализации таких проектов финансовых средств, сопоставимых с бюджетами муниципальных образований; сопровождения реализации таких проектов с учетом сбалансированности интересов частного и публичного секторов.
В России для обеспечения потребностей экономики и расшивки «узких мест» требуется реализация значительного числа крупных инфраструктурных проектов в транспортном и энергетическом комплексах.
Текущий объем инвестиций в инфраструктуру не достаточен для масштабного развития этого сектора.
В транспортном секторе, при сохранении сложившихся в 2008-2012 гг. тенденций, годовой объем инвестиций, по нашей оценке, может увеличиться с 2 трлн. рублей в 2012 г. до 2,8 трлн. рублей в 2020 г. (рис. 1) [3].
Рис. 1. Фактические и прогнозируемые объемы инвестиций в транспортную инфраструктуру, трлн. рублей
Однако чтобы обеспечить интенсивное развитие отрасли и преодолеть основные «узкие места», годовой объем инвестиций в 2020 г., по прогнозу Минэкономразвития России (инновационный сценарий), должен увеличиться вдвое - до 4 трлн. рублей.
Это означает, что потенциальный разрыв в финансировании инвестиций в транспортной инфраструктуре в период с 2011 по 2020 гг. может составить более 7 трлн. рублей или почти треть объема инвестиций по инерционному сценарию за этот период.
Для опережающего развития транспортной инфраструктуры, по прогнозу Минэкономразвития России (форсированный сценарий), годовой объем инвестиций должен увеличиться более чем в три раза и составить в 2020 г. 7,2 трлн. руб. В этом случае разрыв в финансировании в период с 2011 по 2020 г. составит 21 трлн. рублей, что сопоставимо со всем объемом инвестиций в транспортный сектор по инерционному сценарию [3].
В электроэнергетике до 2030 г. предполагается ввод 160 ГВт новых мощностей, вывод устаревшего и модернизация действующего генерирующего оборудования.
Для реализации этих планов потребуется увеличить объем инвестиций с 0,9 трлн. рублей в 2012 г. до среднегодового уровня 1,5 трлн. рублей в 2020 г. (рисунок 2) [3].
С de лье г злобой обьем:
2009 2И2 rais ¿Cíe 2021 2П2A 1Û2J 2(Х»
Фактические
Прогнозная динамика инвестиции
инвестиции
Рис. 2. Фактические и прогнозируемые объемы инвестиций в электроэнергетику, трлн. рублей
По оценке, при сохранении инерционного тренда развития отрасли годовой объем инвестиций в 2020 г. должен составить 1,2 трлн. рублей.
Таким образом, разрыв в финансировании инвестиционной деятельности в электроэнергетике с 2011 по 2020 гг. составит 2,1 трлн. рублей, что эквивалентно пятой части всех инвестиций в данный период по инерционному сценарию.
Относительно небольшой разрыв финансирования в электроэнергетике по сравнению с транспортным сектором, связан не только с масштабом отрасли. В 2012 г. наблюдался рекордный объем ввода генерирующих мощностей - 6 ГВт (рисунок 3) [3].
Рис. 3. Фактические и прогнозируемые вводы энергетических мощностей, ГВт
Для сравнения в 2006-2011 гг. среднегодовой объем ввода мощностей составил 2,4 ГВт. В 2013 г. ожидается, что объем вводов будет ниже уровня 2012 г., однако также останется на достаточно высоком уровне - 5,5 ГВт.
Для оценки инерционного сценария принято предположение, что высокий объем ввода мощностей сохранится в прогнозном периоде. В противном случае разрыв в финансировании будет более значительным.
Общая оценка возможного разрыва в финансировании транспортной и энергетической инфраструктуры с 2011 по 2020 гг. составляет от 9 до 23 трлн. рублей.
Источниками покрытия этого разрыва могут быть различные формы государственного финансирования и меры поддержки инвестиций, обеспечивающие привлечение частных инвестиций, в том числе иностранных.
Помимо прямых расходов бюджета такие меры могут включать расходование средств нефтегазовых фондов, включая механизмы возвратного финансирования с погашением за счет увеличения будущих налоговых доходов, связанных с реализацией проекта (tax increment financing, TIF), государственные гарантии, расширение форм долгосрочных пенсионных накоплений и др.
В таблице 2 представлены инвестиции в развитие инфраструктуры России по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, трубопроводному транспорту и авиаперевозкам [3].
Таблица 2
Инвестиции в развитие инфраструктуры России по автомобильному, железнодорожному, морскому, речному, трубопроводному транспорту
и авиаперевозкам, трлн. руб.
Показатель 2012 г. 2020 г. 2030 г. 20112020 гг. 20212030 гг.
Транспортная инфраструктура
1.Инерционный сценарий 2,0 2,8 4,0 23,5 34,1
2.Инновационное развитие разрыв в финансировании в % от инерционного варианта 2,5 0,4 4,0 1,2 оо" 30,9 7,4 62,9 28,8
З.Форсированный сценарий разрыв в финансировании в % от инерционного варианта 2,8 0,7 7,2 4,4 15,0 11,0 44,6 21,1 110,2 76,1
Электроэнергетика
1.Инерционный сценарий 0,9 1,2 1,7 11,2 16,9
2.Инновационное развитие разрыв в финансировании в % от инерционного варианта 0,6 62% 0,3 22% 0,5 28% 2,1 19% 4,8 28%
Таким образом, несмотря на то, что вопросы эффективного взаимодействия власти, бизнеса и представительный научных сообществ в рамках инвестиционной деятельности социальной сферы рассматриваются в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых, они носят фрагментарный характер и не охватывают весь комплекс социально-экономических проблем, решение которых должно привести к экономическому росту в регионах и в России в целом. В настоящее время отсутствуют единая методология привлечения источников финансирования региональных инфраструктурных проектов, механизм использования в данных целях Фонда национального благосостояния, организационно-управленческие модели реализации данных проектов на принципах взаимовыгодного партнерства бизнеса, власти и науки.
Список литературы
1. Акимов, И.И. Оценка инвестиционной привлекательности экономики Российской Федерации // Сборник 11-ой Международной научно-практической конференции «Экономика, экология и общество России в 21-м столетии» Часть 1. 2011. с. 30-32
2. Измалкова С.А. Управление инфраструктурными проектами: учебное пособие для высшего профессионального образования / С.А. Измалкова, Т.А Головина, И.Л. Фаустова, И.А. Тронина, С.С. Елецкая. -Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет УНПК», 2012. 171 с.
3. Макроэкономическое обозрение [Электронный ресурс]. -http://www.veb.ru /common/ upload/files/ veb/analytics/macro/201305.pdf
Авдеева Ирина Леонидовна, канд. экон. наук, доцент, [email protected], Россия, Орел, ФГБОУВПО «Госуниверситет-УНПК»
THE USE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS FOR THE DEVELOPMENT OF REGIONAL INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE
I.L. Avdeeva
The paper reveals the need for a public-private partnership for industrial infrastructure in the regions of Russia. Regional infrastructure Russia is the major direction of formation of innovative economy.
Keywords: regional infrastructure projects, state-private partnership, regional industrial infrastructure.
Avdeeva Irina Leonidovna, candidate of economy sciences, associate professor, [email protected], Russia, Orel, Ulianov "State University-ESPC"
УДК 005.584.1: [625.7/8:005.591.6
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ
К.В. Аксенов
Рассмотрены основные вопросы, связанные с созданием системы мониторинга результативности реализации инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, дорожное хозяйство, инфраструктура, система, проект, окупаемость.
В последнее время в связи с поставленными руководителями страны задачами модернизации экономики наблюдается интерес к повышению эффективности управления инфраструктурными проектами. К проектам подобного типа относятся и проекты, призванные обеспечить достижение тех или иных стратегических целей развития региона путем разработки и реализации соответствующей этим целям программы. В силу разных причин такие программы часто реализуются недостаточно эффективно, не обеспечивают достижение поставленных стратегических целей. Реформирование министерств будет включать разработку и внедрение в бюджетный процесс системы мониторинга и оценки выполнения федеральных, отраслевых про-