Использование механизма реализации инвестиционных проектов в рамках развития экономических систем минерально-сырьевой специализации России
Application of Investment Project's Implementation Mechanism as Part of Russian Raw-Material Economic System's Development
> <
УДК 330.322:005.8
Любек Юлия Викторовна
доцент Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (Санкт-Петербург), кандидат экономических наук, доцент
199106, Санкт-Петербург, 21-я линия В. О., д. 2
Lyubek Yuliya Viktorovna
National Mineral Resources University (Mining University)
The 21th Line, Vasil'evskiy Ostrov 2,
St. Petersburg, Russian Federation, 199106
В современных условиях актуальными являются вопросы повышения инвестиционной привлекательности экономических систем минерально-сырьевой специализации за счет формирования современной инновационной инфраструктуры посредством внедрения общественно значимых инвестиционных проектов в формате концессионных соглашений.
Цель. Обосновать использование механизма реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в инновационном развитии экономических систем минерально-сырьевой специализации России.
Задачи. Раскрыть организационно-правовую природу концессионного механизма: представить принципы организации и основные схемы реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений; проанализировать возможность применения представленных схем в российских условиях с целью развития отраслей специализации экономических систем и предприятий горной промышленности, формирующих базис промышленных агломераций.
Методология. Использование механизма реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных условий в инновационном развитии экономических систем минерально-сырьевой специализации России основано на постулатах либеральной концепции развития, положениях стейкхолдерской концепции, принципах государственно-частного партнерства.
Результаты. Формирование организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в РФ происходит под влиянием европейского и американского подходов и осуществляется с учетом особенностей институциональной среды, соответствующей рыночным подходам государственного регулирования экономики; национального законодательства, обеспечивающего функционирование концессионных отношений, и отраслевых производств, формирующих базис экономических систем. Раскрытие организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в форме концессионных соглашений осуществляется посредством реализации концессионной схемы, учитывающей экономиче-
скую природу, сущность складывающих отношении, конкретные положения договора (предмет, состав возникающих отношении, масштаб и границы ответственности сторон).
Выводы. Сложившийся в западных странах механизм заинтересованного партнерства государства с субъектами предпринимательской деятельности в рамках концессионных соглашении может быть использован в инновационном развитии экономических систем минерально-сырьевой специализации России, в частности при создании объектов инфраструктуры (на Востоке, Севере, Северо-Востоке страны) либо их реконструкции (в пределах экономических систем Западной зоны) посредством разработки интегрированной схемы, учитывающей особенности институциональной среды, национального законодательства, отраслевых производств, формирующих базис экономических систем.
Ключевые слова: концессионное соглашение, концессионный объект, инвестиционная привлекательность, инвестиционный проект, концессионная схема
This study considers the issues of increasing the investment potential of economic systems focusing on raw material by creating a modern innovative infrastructure and implementing socially important investment projects in the form of concession agreements.
Aim. To justify the use of the mechanism of investment projects as part of concession agreements in the innovative development of Russian economic systems focusing on raw material.
Tasks. To elucidate the organizational and legal nature of the concession mechanism, to present organizational principles and major implementation schemes for investment projects as part of concession agreements; and to analyze the feasibility of applying such schemes in the Russian context for developing profiles of economic systems and mining companies that can serve as a basis for industrial agglomerations.
Methods. Application of the mechanism of investment projects as part of concession agreements in the innovative development of economic systems is based on the principles of liberal development, stakeholders, and public-private partnerships.
Results. Establishment of a business mechanism for investment projects' implementation as part of concession agreements in the Russian Federation is affected by European and American approaches and considers the special aspects of Russia's institutional environment. This institutional environment corresponds to the market-based approaches of government regulation of the economy, national legislation maintaining concession relations, and industrial companies that serve as a basis for economic systems. Insights into the business mechanism for implementation of investment projects as part of concession agreements are provided through a discussion on the implemetation of a concession scheme
< that considers Russia's economic nature, essence of ^ its relations, and particular provisions of the agreement 5 (subject, structure of relations, scope and boundaries * of responsibility).
ш Conclusions. The mechanism of a committed part-
S nership between the government and business entities
through concession agreements is established in Western x countries and can be applied in Russia's innovative de-
x velopment of economic systems focusing on raw material.
U Specifically, this mechanism can be applied to the con-
struction of infrastructure objects (in the east, north, and
< northeast of Russia) or their renovation (within economic systems of the Western area) through the development
^ of an integrated scheme that would consider special
^ aspects of Russia's institutional environment, national
legislation, and industrial companies that serve as a
< basis for its economic systems.
Keywords: concession agreement, concession object, x investment potential, investment project, concession
^ scheme
X CL
о Инновационный сценарий устойчивого социально-н- экономического развития страны в долгосрочной перспективе характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста территориальных систем и укреплением позиций России в мировой экономике. Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2030 г., на экономические системы минерально-сырьевой специализации России возложена миссия финансово-экономической поддержки начального этапа перехода экономики на инновационный путь развития, эффективное осуществление которой зависит от устойчивости развития, повышения социальных и экологических параметров отраслевых производств [1; 2]. Одним из направлений устойчивого развития экономических систем минерально-сырьевой специализации и повышения их инвестиционной привлекательности выступает объединение действующих производств в экономические структуры с единой инфраструктурой и соответствующим согласованием интересов между государственными органами, бизнес-сообществом и общественными организациями.
Мировой опыт доказывает, что действенным экономическим механизмом повышения инвестиционной привлекательности экономических систем посредством реализации общественно значимых федеральных и региональных проектов на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) выступают концессии, позволяющие концентрировать и использовать финансовые средства их участников в целях инновационного развития экономики. Организационно-экономический механизм партнерских отношений государства с частым бизнесом в рамках концессионных соглашений, реализуемый в западных странах, формируется на основе институциональной среды, соответствующей рыночным подходам к государственному регулированию экономики, законодательной базы, обеспечивающей функционирование партнерских отношений и экономических и финансовых механизмов, позволяющих реализовы-вать проекты ГЧП.
В последние годы во многих странах мира с рыночной — а по мере отказа от командно-административных методов управления и с переходной экономикой — складывается новая институциональная структура хозяйства и происходят значительные изменения в системе экономических отношений государства и частного сектора в рамках либерально-консервативных доктрин. В соответствии с неолиберальными концепциями экономического развития новая институциональная структура хозяйства формируется
за счет внедрения концессионных механизмов либо в действующие институты в контексте декларированной новой экономической политики государственного регулирования (Великобритания, Новая Зеландия, Аргентина и другие страны Латинской Америки), либо в рамках дополнения к существующей системе государственного управления (США, Канада, Япония, страны ЕС и др.) [3].
Внедрение концессионных механизмов опирается на соответствующую правовую основу, регламентирующую отношения сторон концессионного процесса и действующую либо в рамках специальных норм публичного права (Франция, Италия, Испания, Германия, Австрия, Швейцария и другие страны, входящие в континентальную правовую семью), либо в рамках общего права (США, Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия и другие страны англосаксонского и англоамериканского типа правовой семьи), обеспечивающих правовую защиту собственности и имущественных прав государства и муниципальных образований [3; 4]. К общим принципам организационно-правовой природы концессионного механизма относятся:
• договорная основа партнерства при долгосрочном характере взаимодействий;
• соответствие публичным интересам;
• общность интересов участников партнерства и свобода выбора действий;
• реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды;
• возвратность объекта концессионного соглашения;
• специфические формы распределения ответственности между партнерами при исполнении условий соглашения;
• прозрачность концессионной деятельности и обеспечение информационной открытости перед обществом [3].
Раскрытие основных положений организационно-правовой природы находит отражение в процессе разработки конкретной организационной схемы, реализуемой на основе сформированной национальной правовой модели и особенностей формирования институциональной среды. В мировой практике известны различные виды организационных схем ГЧП, реализуемых в рамках концессионных соглашений, которые дифференцируются в зависимости от объема передаваемых частному партнеру правомочий собственности, инвестиционных обязательств сторон и принципов разделения ответственности между сторонами за проведение различных видов работ (в том числе строительства, эксплуатации, управления и др.) [3-6].
I. Концессии, предусматривающие строительство инфраструктурного объекта «с нуля» (Greenfield Projects). Частный сектор осуществляет строительство и эксплуатацию нового инфраструктурного объекта в течение периода соглашения, по истечении которого объект может быть передан государству. Последнее обычно обеспечивает частной компании гарантию минимального дохода через выкуп услуг инфраструктурных объектов на длительный период или компенсацию минимального трафика:
• схема «Строительство, владение и эксплуатация» (Build, Own, and Operate, BOO);
• схема «Строительство, владение, эксплуатация и передача» (Build, Own, Operate, and Transfer, BOOT);
• схема «Строительство, эксплуатация и передача» (Build, Operate, and Transfer, BOT);
• схема «Строительство, аренда и передача» (Build, Lease, and Transfer, BLT);
• схема «Строительство, передача и эксплуатация» (Build, Transfer, and Operate, BTO).
II. Концессии, предусматривающие восстановление инфраструктурного объекта («концессии на расширение»). Частный сектор осуществляет восстановление (реконструкцию) инфраструктурного объекта, принимая на себя управление принадлежащей государству собственностью (инфраструктурным объектом) и значительные инвестиционные риски в течение определенного периода:
• схема «Восстановление (реконструкция), эксплуатация и передача» (Rehabilítate, Operate, and Transfer, ROT);
• схема «Восстановление, аренда и передача» (Rehabilitate, Lease or Rent, and Transfer, RLT);
• схема «Строительство, восстановление (реконструкция), управление и передача» (Build, Rehabilitate, Operate, and Transfer, BROT).
III. Концессии, предусматривающие проектирование инфраструктурного объекта. Частный сектор осуществляет проектирование, строительство, эксплуатацию и финансирование инфраструктурного объекта без обязательного возврата его государству:
• схема «Проектирование и строительство» (Design, and Build, DB);
• схема «Проектирование, строительство и эксплуатация/содержание» (Design, and Build, and Operate/ Maintain, DBO/DBM);
• схема «Проектирование, конкурс и строительство» (Design, Bid, and Build, DBB);
• схема «Проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация» (Design, Build, Finance and Operate, DBFO).
IV. Контракты на управление и предоставление услуг. Частная компания берет на себя управление государственным инфраструктурным объектом на фиксированный период времени; при этом право собственности и обязанность финансирования остаются у государства:
• контракт на управление (Management Contract, MC);
• контракт на управление и эксплуатацию (Operation and Management Contract, OMC);
• сервисный контракт (Service Contract, SC). Представленная выше классификация отражает как
общие черты концессионных схем (в пределах групп), так и их существенные отличия и особенности, проявляющиеся в экономической природе и сущности складывающихся отношений, а также в конкретных положениях договора (предмете, составе возникающих отношений, масштабе и границах ответственности сторон). Так, с точки зрения режима собственности на эксплуатируемый объект выделяют концессионные схемы, объектом которых являются материальные имущественные комплексы (схемы ВОО, ВОТ, ВООТ, ROTи др.), и схемы, объектом которых является осуществление определенной деятельности: контракты на управление (MC), контракты на управление и эксплуатацию (OMC) и контракты на предоставление услуг (SC). В рамках первой группы выделяются концессионные схемы, предусматривающие строительство инфраструктурного объекта «с нуля» (Greenfield Projects), восстановление инфраструктурного объекта («концессии на расширение») и концессионные схемы, связанные с проектированием инфраструктурного объекта. Кроме перечисленных выше механизмов, предполагающих различные соотношения правомочий и обязательств обеих сторон партнерства, существует ряд типовых специализированных контрактов концессионного типа (MC, OMC, SC), особенность которых
состоит в том, что на частного партнера возлагается < частичная или полная ответственность за предостав- ш ление сервисно-инфраструктурных услуг.
Оценка мировой практики использования пред- ^ ставленных схем в рамках концессионных соглашений □= свидетельствует о том, что внедрение подобных ин- 5 струментов не сопровождается значительным втор- х жением в отношения собственности, а созданные х в результате партнерства инфраструктурные объек- ш ты не становятся ни приватизированными, ни на- т ционализированными. В большинстве случаев они 2 остаются в собственности государства. Внедрение > таких механизмов с использованием различных вари- 2 антов концессионных схем позволяет реализовывать н потенциал частнопредпринимательской инициативы, < в большей степени направленной на расширение 1= участия частного бизнеса в выполнении части орга- х низационных, экономических, управленческих и иных х функций, сохраняя за государством определенную о степень хозяйственной активности. н-
Приведенная на рис. 1 схема иллюстрирует изменения (рост либо понижение) степени возможного участия частного сектора в выполнении совместных с государством проектов в зависимости от избранной организационной схемы и масштабов передачи правомочий собственности частному бизнесу. Из схемы видно, что крайние виды (варианты) представляют простые контрактные отношения (контракты на работы и услуги) с полным сохранением каждым партнером всех правомочий собственности, с одной стороны, и полную приватизацию, т. е. передачу прав собственности от государства частному предпринимателю, с другой. В границах пограничных схем расположено множество возможных видов государственно-частных отношений, базирующихся на различной степени переуступки тех или иных правомочий собственника от государства частному предпринимателю на срок и на условиях, предусмотренных соответствующим партнерским соглашением. Такое разнообразие концессионных схем и их адаптированных вариантов с их характерными особенностями, которые широко применяются в США и ЕС, обеспечивает необходимую гибкость в соответствии с ожиданиями государства при широком охвате реальных условий осуществления инвестиционных проектов федерального и регионального значения.
В РФ становление организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений осложняется отсутствием концептуально и стратегически закрепленного перехода на концессионный механизм хозяйствования, недостаточной конкретизацией инструментария государственного регулирования деятельности концессионных предприятий, недостатком комплексных, научно обоснованных исследований концессионного механизма в целом и в отдельных отраслях в частности. Особенность современного, во многом предварительного этапа реформирования государственной собственности на основе использования концессионного механизма в России заключается в том, что создается законодательная база и параллельно отрабатывается реальный механизм функционирования концессионных объектов [4].
Формирование законодательной основы концессионных отношений в РФ происходит под влиянием европейского и американского подходов. В то же время в современном российском праве отсутствуют понятия публично-правовой и частно-правовой собственности государства и муниципальных образований. Поэтому
Рис. 1. Основные организационные схемы взаимодействия государства и частного сектора
в рамках концессионных соглашений
установленная российским законодательством модель концессионного соглашения максимально приближена к модели гражданско-правового договора. Она имеет двойственную правовую природу, так как наряду с частно-правовыми положениями содержит ряд публично-правовых элементов, выходящих за рамки гражданского законодательства. Концессионному соглашению присущи все базовые признаки административно-правовой модели, используемой в законодательстве европейских стран. При этом оно характеризуется минимизацией публичных прерогатив концедента и предоставлением ему лишь административно-контрольных полномочий [7].
В соответствии с российским законодательством из всех представленных выше схем реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений концепции и требованиям федерального закона в полной мере соответствуют1 только схемы ВТО ^ТО) и DBO [Там же]. Схема ВТО подразумевает, что предметом концессионного соглашения являются строительство нового объекта, введение его в эксплуатацию и последующая эксплуатация в течение определенного периода, достаточного для окупаемости вложенных средств. Поэтому она используется для реализации крупных инвестиционных проектов (сооружение мостов, дорог, тоннелей и т. п.). Схема RTO, предусматривающая совершенствование (расширение, реконструкцию, преобразование) уже существующего и функционирующего объекта, чаще применяется в энергетике, коммунальном хозяйстве и социальной сфере.
Применение представленных концессионных схем в отраслевом разрезе возможно на основе разработки типового концессионного соглашения (проформы),
1 Основное отличие вышепредставленных схем друг от друга заключается в факте и времени перехода объекта концессионного соглашения в собственность концедента. Согласно ФЗ объект соглашения находится в собственности концедента в момент заключения договора, если содержанием соглашения является его модернизация и эксплуатация, и становится собственностью концедента после ввода его в эксплуатацию, если содержанием соглашения является новое строительство и эксплуатация (в ред. от 25 апреля 2012 г. № 38-Ф3) [6].
позволяющего разрабатывать и внедрять инвестиционные проекты на проектирование, строительство, эксплуатацию инфраструктурных объектов. В частности, в целях создания и реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для развития отраслей специализации экономических систем и предприятий горной промышленности, формирующих базис промышленных агломераций, может быть предложена комплексная схема DBFO. Она достаточно сложна и предусматривает обеспечение частной стороной строительной и эксплуатационной эффективности. В условиях неопределенности, характерной для предприятий горной промышленности, схема DBFO позволяет стимулировать представителей частного сектора к разработке интегрированного решения для управления инфраструктурным проектом, основанным на оптимизации затрат на всех стадиях реализации проекта (включая проектирование, строительство и эксплуатацию). Возможность предоставления частного финансирования будет зависеть от условий конкретного концессионного соглашения в отношении схемы получения дохода, от использования инфраструктурного объекта, а также от уровня рисков спроса. Если риски спроса полностью возлагаются на частный сектор, то объем рефинансирования по проекту будет ограничен величиной предполагаемых доходов от эксплуатации инфраструктурного объекта, без дополнительных поступлений государственных средств [6] (рис. 2).
В случае если риски спроса несет государство, то объем частного финансирования будет зависеть от объема выделенных государственных средств для реализации проекта (например, сочетание субсидии на строительство и компенсационных платежей) (рис. 3).
В том случае, если государственный и частный секторы несут риски спроса совместно, то рефинансирование проекта обеспечивается доходами от эксплуатации инфраструктурного объекта и компенсационными платежами (рис. 4).
Поскольку DBFO представляет собой интегрированную модель, в основе которой лежит либо схема ВЮ (предусматривает передачу права собственности государству после окончания срока эксплуатации
> <с
Рис. 2. Схема «Проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация» (DBFO) (большую часть рисков несет концессионер)
Государственное
Рис. 3. Схема «Проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация» (DBFO) (большую часть рисков несет концедент)
объекта), либо RTO (предусматривает реконструкцию инфраструктурного объекта), она может использоваться в различных сценариях. В целях создания инфраструктуры, необходимой для развития агломераций минерально-сырьевой специализации Восточной зоны и части Европейской зоны (Северный район) России, может быть использована модель DBFO (с основой ВТО). Применение данной схемы в основных ресурсных базах (Востока, Севера и Северо-Востока страны)
обусловлено необходимостью проведения большого объема инфраструктурных работ при подготовке месторождений полезных ископаемых к эксплуатации в малоосвоенных и труднодоступных районах, осложненных влиянием природно-климатических факторов.
В целях повышения инвестиционной привлекательности промышленных агломераций Западной зоны (за исключением регионов Северного района), для которых саморазвитие в большей степени определяется
> <с
Государственное
Подрядчик на проектирование и строительство
Оператор
Рис. 4. Схема «Проектирование, строительство, финансирование и эксплуатация» (DBFO) (совместное погашение рисков при эксплуатации инфраструктурного объекта)
интенсивными факторами производства за счет повышения производительности труда при относительном сокращении потребления топливно-энергетических ресурсов, может быть предложена модель DBFO (на основе ЯГО), предусматривающая реконструкцию объектов инфраструктуры производственного и социального назначения.
В настоящее время в рамках первого направления (на основе ВТО) реализуются федеральные проекты по строительству объектов инфраструктуры для освоения минерально-сырьевого потенциала Сибири и Дальнего Востока. К наиболее крупным из них относятся:
• проект «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» (инвестиционные затраты — 169 107,18 млн руб.);
• проект «Комплексное развитие Нижнего Прианга-рья» (213 915 млн руб.);
• проект «Строительство железнодорожной линии Кызыл — Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (131 622,1 млн руб.).
Внедрение представленных проектов способствует созданию промышленных агломераций (интегрированных структур на базе крупных полиметаллических месторождений), выведению представленных территорий в число основных промышленных регионов России и поступлению финансовых средств в бюджеты разных уровней.
Второе направление (на базе ЯТО) в большей мере обусловливает внедрение региональных проектов по формированию инфраструктурного потенциала территорий Европейского Севера для решения проблем экологии, энергоэффективности, обеспечения транспортной, инженерной и социальной инфраструктурой площадок под комплексную застройку доступ-
ным жильем, информатизации и повышения качества государственного и муниципального управления [8].
На основе изучения мирового опыта реализации общественно значимых инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений и использования его в инновационном развитии экономических систем минерально-сырьевой специализации России мы приходим к следующим выводам:
• концессионный процесс способствует повышению инвестиционной привлекательности экономических систем посредством реализации общественно значимых федеральных и региональных проектов на принципах ГЧП, так как он обеспечивает привлечение значительных объемов и эффективное использование финансовых средств участников процесса;
• формирование организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений в РФ происходит под влиянием европейского и американского подходов и осуществляется с учетом особенностей институциональной среды, соответствующей рыночным подходам государственного регулирования экономики; национального законодательства, обеспечивающего функционирование концессионных отношений, и отраслевых производств, формирующих базис экономических систем;
• раскрытие организационно-экономического механизма реализации инвестиционных проектов в форме концессионных соглашений осуществляется посредством реализации концессионной схемы, учитывающей экономическую природу, сущность складывающихся отношений, конкретные положения договора (предмет, состав возникающих отношений, масштаб и границы ответственности сторон);
• использование представленных концессионных схем в отраслевом разрезе при создании объектов инфраструктуры (на Востоке, Севере, Северо-Востоке страны) либо их реконструкции (в пределах экономических систем Западной зоны) возможно посредством разработки интегрированной схемы, учитывающей отраслевые особенности и построенной на основе устойчивого модуля известных западных схем.
Литература
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70209010/.
2. Шихвердиев А. П. Проблемы и пути развития инвестиционной инфраструктуры в северном регионе: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://koet.syktsu.ru/ vestnik/2011/2011 -3/14/14.htm.
3. Варнавский В. Г. Концептуальные проблемы становления концессионной деятельности в России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http https://docviewer.yandex. ru/?url=http%3A%2F%2Funpan1.un.org%2Fintradoc%2Fgr oups%2Fpublic%2Fdocuments%2FSSPE%2FUNPAN027989. pdf&name=UNPAN027989.pdf&lang=ru&c=5627a99438e0.
4. Сосна С. А. Концессионное соглашение — новый вид договора в европейском праве: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.concession.ru/parseDocument. php?DocFName=76.
5. Делмон Дж. Государственно-частное партнерство в инфраструктуре: Практич. пособие для органов гос. власти. Астана: ИЦ «Апельсин», 2010 г. 250 с.
6. Разработка предложений по нормативному обеспечению и механизмам финансирования проектов на условиях государственно-частного партнерства с привлечением институтов (Банк развития и внешнеэкономической деятельности): Отчет по научно-исслед. работе / ЗАО «НИПИ ТРТИ». М., 2007.
7. О концессионных соглашениях (с последующими изменениями и дополнениями) (в ред. ФЗ от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ): Федеральный закон от 6 июля 2005 г. № 115-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.
consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1712 <
87^=134^гот=117209-8^=176509.3442165223627822; ^
^=01765099098706283642194. 5
8. Федеральная служба государственной статистики: [Элек- *
тронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/. ш
References K
X
1. Forecast of long-term socio-economic development of the □= Russian Federation for the period up to 2030. Available at: ^ http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70209010/. (in ™ Russ.). ¡^
2. Shikhverdiev A. P. Problems and ways of investment infra- > structure in the northern region. Available at: http://koet. 2 syktsu.ru/vestnik/2011/2011-3/14/14.htm. (in Russ.). jE
3. Varnavskiy V. G. Conceptual problems of formation of conces- ^ sion activities in Russia. Available at: http https://docviewer.yan- ^ dex.ru/?url=http%3A%2F%2Funpan1.un.org%2Fintradoc%2Fg x roups%2Fpublic%2Fdocuments%2FSSPE%2FUNPAN027989. k pdf&name=UNPAN027989.pdf&lang=ru&c=5627a99438e0. (in ^ Russ.). o
lu
4. Sosna S. A. Concession agreement - a new type of contract \-in the Russian law. Available at: http://www.concession.ru/ parseDocument.php?DocFName=76. (in Russ.).
5. Delmon J. Public-private partnership projects in infrastructure: An essential Guide for policy makers. Cambridge, CUP Publ., 2009. 258 p. (Russ. ed.: Delmon Dzh. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v infrastrukture: prakticheskoe ruko-vodstvo dlya organov gosudarstvennoy vlasti. Astana, Apel'sin Publ., 2010. 250 p.
6. Development of proposals on normative support and financing mechanisms for projects on public-private partnership involving institutions (Bank for Development and Foreign Economic Affairs). Report on research work. Moscow, Research and Design Institute of Regional Development and Transportation Publ., 2007. (in Russ.).
7. Federal Law of July 06, 2005 № 115-FZ "On Concession Agreements" (with subsequent changes and additions). Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?r eq=doc;base=LAW;n=171287;fld=134;from=117209-8;rnd=1 76509.3442165223627822;;ts=01765099098706283642194. (in Russ.).
8. Federal State Statistics Service. Official website. Available at: http://www.gks.ru/. (in Russ.).
Издания СПбУУиЭ
Журнал «Социология и право» призван отражать динамический процесс развития отечественной социологической и юридической научной мысли. Публикуемые в нем материалы охватывают широкий круг вопросов жизни нашего общества, укрепления и совершенствования правовых основ его поступательного движения к демократическому политическому устройству, справедливой социальной организации и экономическому процветанию.
Журнал включен в новый перечень рецензируемых научных журналов Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ от 01.12.2015 г.
Издание открыто для представления научной общественности результатов инновационных исследований в указанных областях. По мере привлечения новых авторов, содержательных, полноценных научных работ будет увеличиваться количество рубрик и расширяться спектр освещаемых в журнале вопросов и проблем.
Редакционная коллегия журнала приглашает авторов к публикации своих статей, посвященных актуальным проблемам развития теории и практики социологической и юридической научных отраслей.
Все размещаемые в журнале статьи сопровождаются аннотациями, ключевыми словами, контактными данными авторов и переводом этих сведений на английский язык.
С 2011 г. публикации в электронном виде размещаются на интегрированном научном информационном ресурсе российской зоны сети Интернет — в базе Научной электронной библиотеки (НЭБ) Российского фонда фундаментальных исследований. И теперь материалы журнала «Социология и право» включаются в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) — базу данных, содержащую библиографическую информацию, извлеченную из текста статей, а также пристатейные ссылки, доступную в Интернете по адресу Научной электронной библиотеки http://www.elibrary.ru.
По вопросам публикаций просьба обращаться в издательство СПбУУиЭ по телефонам: (812) 448-82-50, 363-11-69, e-mail: [email protected]. Наш адрес: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А