5. Рутко Д.Ф. Международный менеджмент: Курс лекций. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. 109 с. С. 25-28.
6. Сироткин В.Б. Международный финансовый менеджмент: Учеб. пособ. СПб., 2001. 136 с. С. 120-122.
7. Мамедов А.О. Международный финансовый менеджмент в условиях глобального финансового рынка. М.: Магистр-Пресс, 2007. 299 с.
8. Бурцев В.В. Эволюция хозяйственного управления в эпоху глобализации финансовых рынков // Финансовый менеджмент. 2008. № 4. 199 с. С. 55-57.
26 марта 2010 г.
ББК Уд(2)09+Уд(2Р37-4Р)09
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕТИНОГОВОГО ПОДХОДА К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ г. КАМЕНСК-ШАХТИНСКОГО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Л.В. Илюхина, А.В. Пятицкая, А.Н. Кузьминов, О.А. Саклакова, Н.Л. Шумская
В условиях финансово-экономического кризиса усиливается социальная и экономическая дифференциация регионального пространства России. Это актуализирует проблему использования современных методов ее исследования и выработки адекватных подходов к ее регулированию.
Общепризнанной новейшей тенденцией развития социально-экономических систем является формирование и развитие их неоднородности и структурной неустойчивости. Суть, основания и последствия дифференциации основных параметров таких систем находятся в поле зрения современных ученых, однако используемый исследовательский инструментарий отличается некоторой несистемностью и
недостаточным привлечением новых теоретических конструкций. Проекция существующих тенденций социально-экономического развития на локальную городскую среду демонстрирует связанность внутрирегиональных процессов с условиями их формирования.
В статье представлены результаты исследования социально-экономической системы типичного "среднего города" - Каменск-Шахтинского Ростовской области, выполненного, в частности, с целью определения перспектив развития в городе малого предпринимательства. В качестве информационной базы использовались статистические данные, полученные из открытых источников, и результаты массового статистического обследования.
Илюхина Любовь Васильевна - доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой философии, истории и социологии Каменского института (филиала) Южно-Российского государственного университета (НПИ), 347800, г Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, 23, e-mail: [email protected], т. 8(8636)579086.
Пятицкая Антонина Васильевна - кандидат социологических наук, доцент той же кафедры, 347800, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, 23, e-mail: kpi@ nm.ru, т. 8(8636)579086.
Кузьминов Александр Николаевич - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой технологии и экономики промышленных предприятий того же университета, 347800, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, 23, e-mail: [email protected], т. 8(8636)579086.
Саклакова Ольга Александровна - кандидат экономических наук, доцент той же кафедры, 347800, г. Каменск-Шахтинский, пр. К. Маркса, 23, e-mail: [email protected], [email protected], т. 8(8636)579086.
Шумская Наталья Леонидовна - начальник отдела экономики Администрации г. Каменск-Шахтинский, 347800, г. Каменск-Шахтинский, ул. Ленина, 74, т. 8(8636)572455.
Ilyukhina Lyubov - doctor of sociology, associate professor, head of Philosophy, History and Sociology Department in the Kamensky Institute (Branch) of the South-Russia State Technological University, 23 Karl Marx Street, Kamensk-Shakhtin-sky, 347800, e-mail: [email protected], ph. +7(8636)579086.
Pyatitskaya Antonina - Ph.D. of sociology, associate professor of the same Department, 23 Karl Marx Street, Kamensk-Shakhtinsky, 347800, e-mail: [email protected], ph. +7(8636)579086.
Kuzminov Alexander - Ph.D. of economy, associate professor, chairman of Technology and Economics of Industrial Enterprises Department in the Kamensky Institute (Branch) of the South-Russia State Technological University, 23 Karl Marx Street, Kamensk-Shakhtinsky, 347800, e-mail: [email protected], ph. +7(8636)579086.
Saklakova Olga - Ph.D. of economy, associate professor of the same Department, 23 Karl Marx Street, Kamensk-Shakhtinsky, 347800, e-mail: [email protected], [email protected], ph. +7(8636)579086.
Shumskaya Natalia - head of the Economics Department of Kamensk-Shakhtinsky Administration, 74 Lenin Street, Ka-mensk-Shakhtinsky, 347800, ph. +7(8636)572455.
ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ
Инструментарий, применяемый при анализе, основан на оценке влияния факторов структурной устойчивости (межотраслевые характеристики), связанных с характером распределения предприятий и степенью развития регионального (отраслевого) рынка. В качестве методологической базы использовалась оценка эволюционного развития локальных региональных рынков, которое отличается неравномерностью и создает различные условия для функционирования предприятий. Оценка уровня развития конкретных рынков в экономической практике осуществлялась на основе таких показателей, как коэффициент энтропии и индекс рыночной доли предприятий.
Другим методологическим основанием анализа является использование базовой методики рассмотрения региональной экономики как локального экономического ценоза - сложной системы, описываемой в рамках определенных статистических закономерностей, характеризующих устойчивость и сбалансированность структуры по разнообразию элементов, соответствию реального распределения его элементов теоретическому и другим параметрам [1].
С использованием представительной выборки данных из открытых статистических источников и результатов интервьюирования предпринимателей такая система была характеризована общим числом предприятий малого бизнеса и распределением видов по повторяемости или распределением по повторяемости предприятий-особей.
Для достоверного анализа динамики видовой структуры предпринимательства был принят за основу период 2007-2009 гг. Базовое отраслевое распределение для города представлено по состоянию на 1 января 2009 г. Закономерности распределения предприятий по отраслям (типам деятельности) сохранились на протяжении трех лет, что позволяет рассматривать сложившиеся тенденции как основание для прогноза.
Предпринимательская структура города характеризуется тем, что непроизводственная сфера является более привлекательной для малых предприятий. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой малого
предпринимательства как особого сектора экономики, во-вторых, общеэкономическими тенденциями [2].
С учетом нового порядка отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства в настоящее время в городе насчитывается 5 средних и 727 малых предприятий, из которых 584 являются микропредприятиями. Как и в предыдущие годы, основная часть (более 50 %) малых и средних предприятий занимается оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования; промышленным производством - 15 % малых предприятий; операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 12; строительством - 10 % малых предприятий.
За рассматриваемый период среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях города увеличилась на 253 человека и составила 6 130 человек. Это около 15 % от среднесписочной численности работников по полному кругу предприятий и организаций города. Методика ценологи-ческого анализа показала, что исследуемая структура предприятий находится за пределами оптимальных ограничений. Численность частовстречаемых предприятий превышает оптимальное значение 60 % и фактически составляет 78 %, что свидетельствует о структурной несбалансированности распределения предприятий и необходимости проведения номенклатурной оптимизации структуры предпринимательства, т. е. целенаправленного изменения набора видов.
Исследование динамики видового распределения предприятий малого бизнеса г. Каменск-Шахтинского за три года по методике ценологического анализа показало, что для рассматриваемого множества предприятий устойчиво сохраняется динамическая закономерность численности видов, системное ограничение в форме распределения видов деятельности по повторяемости.
Основные структурные изменения произошли в секторах часто и редко встречающихся видов. Усиление конкуренции среди предприятий оптовой торговли и оказания строительных услуг привело к уменьшению их числа в 2009 г. на 14 и 12 единиц, соответственно. Возросло число предприятий по оказанию консалтинговых услуг, пищевых
предприятий и предприятий по обслуживанию городской инфраструктуры. Обнаружено, что целенаправленные действия по развитию конкурентной среды привели к росту привлекательности предприятий по производству хлебобулочных изделий (рост на 2 предприятия), фармации (рост на 6 предприятий), по производству фото- и кинопродукции (рост на 2 предприятия). Более 10 предприятий торговли и перевозок не выдержали конкуренции и ушли с рынка.
Системная оценка конкурентного состояния внутри видов осуществлена на основе показателей распределения предприятий малого бизнеса по результатам хозяйственной деятельности (товарообороту) на основе видовой классификации, ранжированной по убыванию. Результаты расчетов индекса рыночной доли предприятий и коэффициента энтропии представлены на рисунке 1.
НОМЕР ВИДА
--■♦■■■ Коэффициент энтропии —■— Индекс рыночной доли предприятий
Рис. 1. График коэффициентов видовой структуры предприятий малого бизнеса. Виды деятельности: 1 - торговая мелкорозничная; 2 - торговая оптовая и розничная; 3 - строительсво; 4 - инфраструктура и услуги населению; 5 - транспортное обслуживание; 6 - предприятия общественного питания; 7 - производство мебели; 8 - хлебопекарное производство; 9 - производство мясомолочной продукции; 10 - средства массовой информации;
11 - производство безалкогольных напитков и пива;
12 - обслуживание автомобилей; 13 - образование и консалтинг; 14 - полиграфия; 15 - предприятия
физкультуры и спорта; 16 - предприятия спецремонта: 17 - производство метизов; 18 - ритуальные услуги; 19 - макаронное производство; 20 - масложировое производство; 21 - финансово-кредитные предприятия; 22 - связь; 23 - кондитерские предприятия
Показатель индекса рыночной доли предприятий в диапазоне 0...0,5 характеризует состояние низкой рыночной неопределенности, а в диапазоне 0,5.0,99 - высокой
рыночной неопределенности рыночной ниши, находящейся в стадии формирования. В первом случае количество особей предприятий достаточно велико, следовательно, вклад каждого предприятия в общий объем товарооборота невысок, влияние на деятельность крупных фирм незначительно. В другом случае заметны высокая дифференциация рыночных долей предприятий и низкая внутривидовая конкуренция.
Полученная модель позволяет провести более глубокий анализ структурного состояния внутривидового распределения. На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы и прогнозы.
1. Сложившаяся видовая структура малого предпринимательства г. Каменска-Шах-тинского в целом неустойчива и препятствует региональным воспроизводственным процессам. Динамика структуры свидетельствует об отсутствии в структуре самоорганизационных процессов, способствующих развитию иных видов деятельности, прежде всего связанных с производством. Это говорит о низком потенциале развития наукоемких, ресурсоемких производственных систем, их инфраструктуры и использования трудового инженерного потенциала, высвобождаемого в регионе. Предполагаются три сценария развития ситуации.
Первый - оптимистический: при внешнем воздействии на условия создания и функционирования малых предприятий произойдет крайне медленная самоорганизация структуры, сопровождающаяся созданием производственных систем и инфраструктуры, например, таких, как обособленные ремонтные цеха предприятий промышленности, предприятия малой энергетики, производства строительных материалов, возможно, предприятия микроэлектроники и легкой промышленности (швейные цеха). Усиление конкуренции в других видах деятельности приведет к сокращению неэффективных предприятий и может подтолкнуть развитие "немодных" видов деятельности за их счет.
Второй - реалистический: при условии сохранения основных тенденций внешнего воздействия на условия функционирования малого бизнеса и отсутствии углубления кризисных явлений в экономике произойдет дальнейшее усиление конкуренции между предприятиями в тех видах деятельности, где их число значительно. Это приведет к
некоторой монополизации отдельных рынков и невозможности выхода на них новых игроков. К таким рынкам можно отнести: рынок недвижимости, рынок экономпродовольствен-ных товаров, торговлю мясной продукцией, пивом, фармацию. Капитало-, ресурсо- и ма-териалоемкие малые предприятия развития не получат. Динамика будет характеризоваться появлением новых чрезвычайно редких производителей уникальной продукции, которые могут воспользоваться краткосрочным эффектом пионера на рынке.
Третий - пессимистический сценарий: при условии сохранения основных тенденций внешнего воздействия и усилении кризисных явлений в экономике возможно массовое снижение рентабельности практически всех видов деятельности. Наиболее важным критерием выживаемости предприятий в долгосрочном периоде и условием выхода на рынок станет достаточно высокий объем финансовых ресурсов. Наиболее перспективными направлениями предпринимательской активности останется торговля и услуги, некоторые преимущества получат малые предприятия, предлагающие уникальные виды услуг.
2. Влияние развития транспортных сетей будет направлено на усиление топоцентричных тенденций в развитии г. Каменска-Шахтинского как регионального административного и
экономического центра в зоне с радиусом около 40 км. Это приведет к появлению на рынке города представителей малого бизнеса городов Донецка, Б. Калитвы, поселков Глубокий, Тара-совский (на рынке продовольственных товаров) и противоположно направленной тенденции "экономической оккупации" их из Каменска-Шахтинского (на рынках товаров длительного пользования, строительных материалов и мебели).
ОЦЕНКА УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА г. КАМЕНСК-
ШАХТИНСКОГО КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По итогам I полугодия 2009 г. уровень регистрируемой безработицы в городе увеличился вдвое.
Состояние рынка труда (соотношение спроса и предложения) в отраслевом разрезе представлено на рисунке 2.
Оценка данных, представленных центром занятости населения, позволила сделать следующие выводы:
- город является монопрофильным и в нем ограничены возможности занятости;
- наблюдается ярко выраженное качественное несоответствие профессиональной и квалификационной структуры безработных граждан;
о
400
350 300 250 200 150 100 50
Количественное соотношение спроса и предложения в профессиональном разрезе
290
гт268^
0
О.
о.
37
19
35 39
8 6 г-П г-п
////У / V///// ^
Г
Ж
с пециальность
□ Спрос
] Предложение
Рис.2. Количественное соотношение спроса и предложения на рынке труда г. Каменск-Шахтинского в
профессиональном разрезе
357
187
96
86
78
66
64
57
57
56
50
34
32
31
14
12
33
- 44 % ищущих работу составляют граждане в возрасте с 14 до 29 лет, вакансии представлены для населения в возрасте от 25 до 40 лет;
- более 48 % ищущих работу - женщины, а более половины вакансий рассчитаны на мужчин;
- наблюдается трудовая миграция (в большей степени молодежи) в крупные города (Ростов-на-Дону, Москва);
- в структуре занятости преобладает доля вакансий с низким уровнем оплаты труда, которые не востребованы и длительное время не заполняются.
Из числа опрошенных безработных 56 % имеют гуманитарное образование, 44 - техническое. Возраст безработных: до 30 лет - 36 %, до 40 лет - 27 %. Данная категория граждан могла бы себе занять в сфере предпринимательской деятельности при условии получения знаний по ведению бизнеса и выгодного кредитования бизнеса. Однако анкетирование безработных показало, что несмотря на отсутствие работы, 64 % из них не хотят заниматься предпринимательской деятельностью и считают, что возможностей для получения знаний, необходимых для ведения бизнеса, у них нет.
Определение видовой потребности в кадрах на основе опросов показало следующее распределение: наиболее неразвита сфера медицинских услуг - 52 %, далее по убыванию: спорт - 37; производство товаров, туризм - 27; бытовые услуги, транспорт - 24; фармацевтика - 19; юридические услуги, гостиничный бизнес - 13; реклама, торговля - 8 %.
Результаты тестирования показывают, что большинство безработных граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, имеют высокую мотивацию к достижению успеха (более 70 %), остальные имеют устойчивую мотивацию.
Практически все безработные (99 %), которые открыли собственное дело, уже имели профессиональный опыт; профессиональное образование - у 73 % безработных. Однако в условиях местного рынка труда возможности развития самозанятости безработного населении весьма ограничены, что свидетельствует о необходимости искусственного стимулирования преодоления диспропорции спроса и предложения.
Анализ общей социально-демографической характеристики населения г. Каменск-
Шахтинского на основе данных показывает существенную гендерную диспропорцию: численность женщин превышает численность мужчин на 16,6 %. Численное превосходство женщин над мужчинами в составе населения наблюдается в возрасте после 28 лет и далее с возрастом увеличивается. Это свидетельствует о более низкой, по сравнению со средним уровнем, степени предпринимательской активности населения, поскольку такая активность в большей мере присуща мужскому населению.
Исследование показало, что 14 %, или каждый седьмой житель города, находится в возрасте 65 лет и старше*. Процесс демографического старения в городе в гораздо большей степени характерен для женщин. В структуре населения вышеуказанных возрастов они составляют более двух третей (более 68 %). На начало 2009 г. численность детей и подростков до 16 лет была на 50 % меньше, чем лиц старше трудоспособного возраста. Численность населения в трудоспособном возрасте на 1 января 2009 г. составляла 57 230 чел., что составляет 61 % от общей численности населения города. Заметим, что наличие предприятий химической отрасли и льготный выход на пенсию их работников привели к "омолаживанию" лиц, находящихся на пенсии. Таким образом, возрастной предпринимательский потенциал населения города можно характеризовать как удовлетворительный [3].
По данным опроса, уровень жизни в г. Каменск-Шахтинском характеризуется как средний. Доход на каждого члена семьи у 31 % опрошенных равен прожиточному минимуму, 27 имеют доход выше прожиточного минимума. Характеристика населения города представлена следующим образом:
- низший высший класс - менее 1 %;
- высший средний класс - около 8 %;
- низший средний класс - около 30 %;
- высший низший класс - около 40 %;
- низший низший класс - около 20 %.
Из полученной суммы дохода 42 %
граждан тратят на оплату коммунальных платежей более 20 %, что значительно ограничивает спрос на такие виды услуг, как санаторно-курортное услуги, туризм, мойка
* Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7 % [3].
автомобиля, массаж, фитнес-услуги и др. В то же время большой популярностью, даже у жителей с доходом ниже прожиточного минимума на члена семьи, пользуются услуги: такси (64 %), Интернета (63), цифрового телевидения (31 % опрошенных).
Обеспечены собственным жильем 79 % граждан. Отсутствие собственного жилья отметили в основном молодые люди до 30 лет. 25 % жителей проживают в помещениях с общей площадью на 1 члена семьи более 18 м2, 24 % - 18 м2 на человека, 29 % имеют площадь 12 м2 и 22 % - площадь 6 м2 на члена семьи.
Анализ структуры совершаемых покупок гражданами города показывает, что жители города приобретают в основном в городе: продукты питания - 100 %; одежду - 79; обувь - 76; бытовую технику - 38; мебель - 18 %; квартиры в текущем году купили всего 3 % опрошенных, новый бизнес приобрели менее 1 %.
Количество экономически активного населения г. Каменск-Шахтинского составляет 42 000 чел., или 44,7 % общей численности. Следует отметить, что общая ситуация на рынке труда характеризуется следующими наиболее заметными тенденциями:
- за период 1990-2008 гг. отмечается снижение численности постоянного, а также занятого населения, соответственно, на 3,9 % и 9,5 %, что в первую очередь обусловливается превышением уровня смертности над рождаемостью при ослаблении влияния миграционного прироста;
- отличительной чертой структуры занятости в городе остается высокая концентрация занятости на крупных и средних промышленных предприятиях;
- сокращение численности населения сопровождается его демографическим старением;
- использование труда характеризуется невысокой экономической эффективностью, что проявляется в отставании от развитых стран по производительности труда, наличии значительных объемов избыточной численности работников вспомогательных и административных подразделений, вынужденной неполной занятости, скрытой безработице и наличии теневого рынка труда;
- основными тенденциями спроса на городском рынке труда в 2000-2009 гг. являются: увеличение спроса на должности
инженерно-технических работников с высшим образованием и высококвалифицированных рабочих; рост спроса на сезонных, временных работников; снижение спроса на труд со стороны убыточных отраслей;
- основными тенденциями предложения на рынке труда являются: временное увеличение предложения трудовых ресурсов вследствие роста фактической безработицы; расширение теневых форм предложения труда; переизбыток предложения экономистов, юристов; отставание рынка образовательных услуг от запросов экономики; рост предложения труда в виде совместительства в целях подработки;
- превышение предложения рабочей силы над спросом, поскольку реструктуриза-ционные процессы реформирования экономики, модернизация убыточных производств и убыточных отраслей активизируют высвобождение работников, которое на данном этапе не в полной мере компенсируется приростом спроса на труд;
- растущее расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения: профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка труда;
- наличие нелегальной трудовой миграции;
- наличие рабочих мест с опасными и вредными условиями (до 20 % рабочих мест) и непрестижных рабочих мест (до 60 %), что ограничивает выбор работы.
Расширение производства и инвестиций для создания рабочих мест, активизация процессов развития малого бизнеса и предпринимательства обеспечат реальные условия для дальнейшего роста уровня занятости населения в городе Каменске-Шахтинском.
ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ
Анализ инвестиционных проектов, представленных администрацией города, свидетельствует о том, что всего в 2009/2010 гг. планируется реализовать семь инвестиционных проектов, среди которых строительство двух магазинов. Другие проекты предусматривают расширение производственных площадей, приобретение оборудования, реконструкцию здания гаража под цех текстильной пряжи, строительство многофункционального центра автосервиса, реконструкцию центрального
рынка. В целом нет целостного представления по осуществляемым крупномасштабным инвестиционным проектам, реализация которых позволит создать в городе предприятия, обеспечивающие дополнительные рабочие места и прирост валового городского продукта.
Для определения перспектив реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса была использована методология SWOT-анализа и экспертных оценок [4]. В качестве экспертов приглашались специалисты предприятий города из различных отраслей экономики, рабочая группа проекта. По пятибалльной шкале оценивались наличие и важность преимуществ и недостатков, а также вероятность возникновения и значимость возможностей и угроз развития социохозяйствен-ной системы г. Каменск-Шахтинского. С учётом разброса оценок экспертов определялась достоверность факторов. Умножая её на среднеарифметическое значение каждого фактора, были получены интегральные оценки, характеризующие преимущества и недостатки, возможности и угрозы. Максимальное их значение составляло 50 баллов. Все факторы были представлены шестью группами: геостратегические, экономические, демографическо-трудовые, социальные, экологические и пространственно-организационные.
Анализом охвачены 80 факторов, характеризующих преимущества, 48 - возможности, 73 - недостатки и 40 - угрозы. Построив классическую матрицу "преимущества, недостатки - возможности, угрозы", методом последовательных итераций исключались факторы, получившие невысокую оценку или минимально влияющие друг на друга.
По результатам SWOT-анализа как самые важные преимущества г. Каменск-Шахтинского отмечены (оценка в баллах):
- географическое положение на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных транспортных путей (39);
- исторически сложившаяся административно-политическая роль в области (33);
- сравнительно высокий культурный уровень населения (31);
- относительно развитая система связи и телекоммуникаций (30);
- развитая система высшего и среднего профессионального образование (26) и др.
К наиболее значимым недостаткам (слабым сторонам) отнесены:
- высокая стоимость жилья (32);
- большая доля жилья низкого качества (30);
- недооценка Правительством Ростовской области стратегической значимости севера области (27);
- отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции (27) и др.
Возможности развития г. Каменск-Шах-тинского эксперты связывают прежде всего с усилением транспортно-транзитной роли города в связи с прохождением недалеко от города газо- и нефтепровода, реконструкцией магистральной автодороги федерального значения "Ростов-Москва" (34), использованием новых технологий в жилищном строительстве (34), формированием имиджа преуспевающего административного центра севера Ростовской области (26), повышением качества образования (26) и др.
Наконец, в качестве наиболее серьёзных угроз развития социохозяйственного потенциала г. Каменск-Шахтинского отмечены:
- сохранение неконструктивной политики в отношении развития севера Ростовской области (31);
- отрицательная динамика населения (31);
- снижение научно-технического потенциала (30);
- растущая социальная напряженность в городе из-за разрушения пятиэтажных домов постройки 1950-1960-х годов, городских инженерных коммуникаций (30);
- сокращение транзитных грузовых потоков в связи с финансовым кризисом (25) и др.
В контексте методологии SWOT-анализа для выявления конкурентных преимуществах г. Каменск-Шахтинского использовалась также данные Администрации города, социологическая информация, полученная при опросе жителей. В этом случае также строилась матрица "преимущества (возможности) - недостатки (угрозы)", содержащая, соответственно, 9 и 13 факторов с оценкой их взаимного влияния. Наиболее существенные факторы (с количественной оценкой ответов респондентов) приведены на рисунке 3.
Образованность, довольно высокий культурный уровень, сохранение базовых ценностей повышают требовательность жителей г. Каменск-Шахтинского к условиям жизни, тем самым обостряя слабости и угрозы и стимулируя их решение региональными
%
90,0 80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0 10,0 20,0 30,0
40,0 %
В
я
а
с и £ И
& я о ±
И 1
л
3 в
я с а м
х « о »с О
5 ; 8
£8 §
а
н с
£ а
з =
и &
а ё х
Рис. 3. Оценка респондентами социохозяйственной системы г. Каменск-Шахтинского в
контексте БШОТ-анализа, %
и муниципальными властями. Если же последние будут относиться к этим проблемам индифферентно или с недостаточной активностью, то отъезд населения усилится, а город потеряет существенные преимущества в конкурентной борьбе за жизненное пространство с другими административно-хозяйственными центрами Ростовской области.
Результаты SWOT-анализа, а также проведенная в его контексте систематизация
социологических оценок позволили сформулировать главные стратегические направления развития г. Каменск-Шахтинского, основанные на использовании преимуществ и нивелировании недостатков и угроз. В систематизированном виде они приведены на рисунках 4-6.
Таким образом, конкурентные преимущества социохозяйственной системы г. Каменск-Шахтинского, в контексте
Преимущества
Крупный транспортный узел - пересечение железнодорожных, авто-, водных путей (39) Исторически сложившийся административный центр севера Ростовской области (33) Сравнительно высокий культурный уровень населения (31)
Относительно развитая система связи и телекоммуникаций (30) Приграничное положение с Украиной (27) Развитое высшее и среднее профессиональное образование (26)
Наличие высококвалифицированных специалистов
и рабочих кадров (23)
Бюджетная самообеспеченность (16)
Реализуемые преимущества и возможности
Возможности
Формирование имиджа преуспевающего административного центра севера Ростовской области (26)
Повышение качества образования (26) Повышение профессионализма трудовых ресурсов (26)
Повышение культурного уровня населения (25) Рост жилищного строительства (24) Реализация политики закрепления населения на севере Ростовской области (22) Расширение региональных и муниципальных управленческих функций (20)
Слабые стороны
Нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров (31)
Недооценка стратегической важности севера Ростовской области, ведущая к разрушению социохозяйственной системы муниципалитета (27)
Отъезд наиболее экономически активной части молодёжи в центральные регионы России и за границу (26)
Сглаживаемые слабые стороны и угрозы
Угрозы
Сохранение деструктивной тенденции в отношении муниципальных образований севера Ростовской области, снижение геостратегической роли г. Каменск-Шахтинского (31) Отъезд населения (31)
Сокращение муниципальной налогооблагаемой базы (20)
Рис. 4. Развитие административно-политических функций общерегионального и муниципального значения
Преимущества
Крупный транспортный узел — пересечение железнодорожных, авто- и водных путей (39) Центр севера Ростовской области (33) Относительно развитая система связи и телекоммуникаций (30) Сложившийся центр оптовой торговли (28) Исторически сложившийся центр севера Ростовской области (27) Приграничное положение с Украиной (27)
Реализуемые преимущества и возможности
Возможности
Повышение профессионализма трудовых ресурсов (26)
Реконструкция автомагистрали М-4 (25) Расширение региональных и муниципальных управленческих функций (22) Усиление региональной роли в оптовой и ярмарочной деятельности (20) Расширение торгово-экономических связей с приграничными районами Украины (19)
Развитие торгово-транспортных функций
Слабые стороны
Общеэкономические тенденции, ведущие к разрушению социохозяйственной структуры города (27)
Отсутствие лидирующей высокотехнологичной продукции, востребованной на внешнем рынке (27) Отъезд наиболее экономически активной части молодёжи в центральные регионы России и за границу (26)
Сглаживаемые слабые стороны и угрозы
Угрозы
Сохранение деструктивных тенденции в экономике в отношении города, снижение геостратегической роли г. Каменск-Шахтинского (31) Отъезд населения (31)
Сокращение транзитных потоков в связи с финансовым кризисом (25)
Сокращение муниципальной налогооблагаемой базы (20)
Рис. 5. Создание регионального торгово-транспортного логистического центра
Преимущества
Сравнительно высокий культурный уровень населения (31)
Относительно развитая система связи и телекоммуникаций (30)
Развитое высшее и среднее профессиональное образование (26)
Наличие высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров (23) Достаточно развитый научно-технический потенциал (21)
Бюджетная самообеспеченность (16)
Реализуемые преимущества и возможности
Возможности
Повышение уровня жизни (26)
Рост качества образования (26)
Повышение профессионализма трудовых ресурсов
(26)
Повышение культурного уровня населения (25)
Рост жилищного строительства (24)
Создание технопарка «Каменск-Шахтинский» (16)
Использование научно-технического потенциал
Слабыестороны:
Нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров (31)
Отсутствие лидирующей высокотехнологичной продукции, востребованной на внешнем рынке (27) Отъезд наиболее экономически активной части молодёжи в западные регионы России и за границу (26)
Сглаживаемые слабые стороны и угрозы
Угрозы:
Сохранение деструктивной политики в отношении муниципальных образований севера области, снижение геостратегической роли г. Каменск-Шахтинского (31) Отъезд населения (31)
Сокращение муниципальной налогооблагаемой базы (20)
Рис. 6. Формирование научно-технического потенциала
развития города с учетом его роли в решении региональных проблем видятся в расширении административно-политических и торгово-
транспортных функций, качественном росте жилищного строительства и научно-техническом развитии.
ОЦЕНКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА С ПОЗИЦИЙ УРОВНЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
Администрацией города сформированы Совет и комиссия по развитию малого и среднего предпринимательства. Постановлением мэра утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Имеется реестр договоров залога и учета обязательств по договорам купли-продажи арендуемого муниципального имущества. Исполнительным органом власти города сформирована муниципальная программа развития предпринимательства. Городской Думой принято решение об установлении льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства по возмещению части арендных платежей по муниципальному имуществу. Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности реализуется за счет местного бюджета через проведение конкурса "Лучший предприниматель года"; размещение информации в СМИ города; ежегодное участие предпринимателей города в выставках различного уровня; организацию практики учащихся и студентов учебных заведений на предприятиях малого и среднего бизнеса.
Для поддержки предпринимательства администрацией города организуются конференции, "круглые столы". Предприниматели обеспечиваются методической литературой по развитию малого и среднего предпринимательства, изданной министерством экономики Ростовской области [5]. Однако этого явно недостаточно. Судя по отзывам, предприниматели остро нуждаются в создании в городе инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития ее деятельности органами исполнительной власти. Это отметили практически 100 % опрошенных.
Уровень своей информированности в вопросах нормативно-правового регулирования деятельности в сфере малого бизнеса как "удовлетворительный" оценили 78 % опрошенных, испытывают потребность в получении дополнительной информации - 80 %.
Оценивая факторы и условия, влияющие на развитие бизнеса, 74% предпринимателей отмечают, что органами самоуправления не принимаются необоснованные решения, препятствующие созданию
реальной конкурентной среды в городе. В то же время 80 % предпринимателей считают, что основной причиной, способствующей росту их бизнеса, являлась их личная грамотная маркетинговая и финансовая стратегия, а не поддержка государственных и муниципальных структур.
Частота проверок субъектов предпринимательства контролирующими организациями в основном осуществляется реже, чем 1 раз в месяц (86 % респондентов); 14 % опрошенных отметили, что проверки проводятся 1-2 раза и даже до 5 раз в месяц. Имеются организации, где журналов учета проверок нет (12 %), а там, где журналы есть, 30 % проверок не фиксируются. С обоснованными результатами проверки соглашаются 68 % предпринимателей, 6 % соглашаются даже с необоснованными результатами, остальные отстаивают свои права в законном порядке.
Предприниматели отмечают, что самым сложным во взаимоотношениях с представителями контролирующих организаций является незнание законодательной базы, регламентирующей проведение проверок (30 %), длительность проверок - 22 %. По мнению респондентов, основными причинами, которые задерживали развитие бизнеса, являлись: нестабильность законодательства (46 %), собственные ошибки и просчеты (42); отсутствие доступа к финансовым ресурсам (32 %).
Как показали данные опроса, в настоящее время можно констатировать, что малые предприятия города сталкиваются с целым рядом проблем, препятствующих их успешному участию в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд. Опрос показал, что общими трудностями, с которыми сталкиваются малые предприятия при участии в конкурсах на выполнение государственных заказов, отмечаются: отсутствие необходимой информации; трудности в понимании процедурных правил; неумение правильно составить бизнес-план; относительно большой размер контракта; необходимость обучения и подбора персонала.
Итак, проведенный ценологический анализ видовой структуры позволил выявить следующие перспективные направления предпринимательской активности в г. Каменск-Шахтинском: создание предприятий общественного питания, хлебопекарное производство, производство мясомолочной продукции,
макаронное и масложировое производство, производство кондитерских изделий, безалкогольных напитков и пива, средства массовой информации, обслуживание автомобилей, образование и консалтинг, полиграфия, развитие физкультуры и спорта. Внешняя поддержка для новых предпринимателей необходима в сфере финансово-кредитных организаций, ритуальных услуг и производства металлоизделий с целью преодоления негативных последствий монополизации рынка.
Конкурентные преимущества развития г. Каменск-Шахтинского оценены с использованием методологии SWOT-анализа. Возможности развития г. Каменск-Шахтинского видятся в усилении транспортно-транзитной роли города в связи с прохождением в близи газо- и нефтепровода, реконструкции магистральной автодороги федерального значения "Ростов-Москва", расширении административно-политических и торгово-транспортных функций городских властей, качественном росте жилищного строительства и научно-техническом развитии.
Результаты опроса предпринимателей выявили необходимость создания в городе органами исполнительной власти инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и развития ее деятельности.
Прогноз муниципального заказа показал целесообразность и перспективность использования этого инструмента поддержки
для таких видов деятельности, как производство кондитерских изделий, развитие физкультуры и спорта и полиграфии. С целью повышения качества товаров и услуг за счет роста конкуренции необходимо преодоление монополистических тенденций в торговле, инфраструктурных отраслях, строительстве и на транспорте.
Анализ демографической ситуации и состояния рынка труда в городе показал наличие потенциала для открытия собственного дела безработными, имеющими высшее образование и инженерные специальности, возможность обеспечения кадровой потребности в квалифицированных работниках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузьминов А.Н. Методология ценологического анализа социально-экономических систем. Ростов н/Д: РГУПС, 2009. 256 с.
2. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс]. URL: htpt//www.rsme.ru.
3. Низова Л.М. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал как фактор демографического развития общества [Электронный ресурс]. URL; http://labourmarket.ru/conf3/viewtopic.php?t=33.
4. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
5. Закон Ростовской области № 20-ЗС от 13.05.08 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области" // Справочно-правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.donland.ru.
1 апреля 2010 г.
ББК 67.4
КАЧЕСТВО ПУБЛИЧНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
О.В. Л
Осуществляемые в настоящее время в экономике России реформы носят ярко выраженную социальную направленность, и не случайно одним из важных направлений современной государственной политики является повышение доступности и качества государственных (муниципальных) услуг (далее - публичные услуги). Это обусловлено тем, что посредством предоставления публичных услуг
Лисицкая Олеся Викторовна - аспирант кафедры менеджмента Северо-Кавказской академии государственной службы, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: [email protected], т. 8(863)2559530.
реализуются базовые конституционные права граждан. Концепция административной реформы в Российской Федерации на 2006-2010 гг. предусматривает повышение удовлетворенности граждан качеством услуг к 2010 г. с нынешних 14 до 17 %. С другой стороны, открытость и прозрачность предоставления государственных услуг гражданам позволит им осуществлять непосредственный контроль за деятельностью органов власти, что будет
Lisitskaya Olesya - post-graduate student of Management Department in the North Caucasian Academy of Public Service, 70 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], ph. +7(863)2559530.