Фото 2. Учебно-тематический кабинет (2015 год)
родской области), поскольку в этом случае ни о какой практической направленности обучения не могло идти речи.
Вместо этого в кабинете были установлены два вертикальных проектора и большой стол с белой проекционной поверхностью, на которую преподаватель в зависимости от изучаемой темы мог проецировать любой участок местности, в том числе и с реальной дорожной обстановкой в конкретный период времени.
Проведение в учебно-тематическом кабинете практических занятий с сотрудниками ДПС ГИБДД показало, что обучаемые могут на примере собственного населенного пункта сконструировать и обосновать пути объезда и размещения инспектора ДПС, модели действий инспектора ДПС при различных ДТП на обслуживаемой инспектором территории, что существенно усилило практическую направленность обучения указанных категорий слушателей.
В настоящий момент кафедрой совместно с отделом информационно-технического обеспечения учебного процесса ведутся работы по созданию в рамках учебно-тематического кабинета автомобильного тренажера, полностью имитирующего служебный автомобиль дорожно-патрульной службы ГИБДД. По состоянию на сентябрь 2016 года завершен первый этап этих работ: в учебно-тематическом кабинете размещен автомобиль ВАЗ-2114.
Следующие этапы работы — нанесение на автомобиль цветографической разметки ДПС ГИБДД, разработка и размещение внутри модели автомобиля соответствующего аппаратного и программного обеспечения.
Создание автомобильного тренажера позволит не только проводить все практические занятия с указанной категорией обучающихся в рамках одного учебно-тематического кабинета, но и разработать междисциплинарные тренинги, полностью имитирующие режим несения службы сотрудника ДПС ГИБДД:
— несение службы на патрульном автомобиле;
— преследование нарушителя на патрульном автомобиле;
— доставление нарушителя на автомобиле ДПС ГИБДД;
— составление необходимых процессуальных документов.
При проведении междисциплинарного тренинга также Фото 3. Учебн°-тематический кабинет можно будет учитывать специфику региона. (2016 год)
Окончание работ по созданию автомобильного тренажера запланировано на июль 2017 года.
Секция «Качество подготовки обучающихся Нижегородской академии МВД России»
О.Б. Купцова, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права
Использование латинской терминологии и фразеологии в процессе преподавания юридических дисциплин в образовательной организации системы МВД России как фактор повышения качества профессионального образования
Среди основных тенденций развития современной дидактики и методики обучения на первый план, бесспорно, выходит поиск новых подходов к осуществлению образовательного процесса, нестандартных концепций учебной деятельности, эффективных частных методик.
Существенной характерной чертой юридических дисциплин является использование достаточно большого количества понятий и категорий, между которыми прослеживаются сложные ие-рархичные взаимосвязи и закономерности. Важнейшая задача, которая встает перед преподавателем — это получить не просто глубокие знания, умения и навыки обучаемых, а добиться наиболее полного понимания содержания материала и уяснения системности категорий и ключевых терминов.
При этом следует иметь в виду, что содержание юриспруденции не является сводом готовых правил на все случаи жизни. Это живая, постоянно развивающаяся отрасль научного знания, которая предлагает наряду с устоявшимися подходами также и дискуссионные точки зрения, способствует выработке навыков творческого мышления, самостоятельного анализа политико-правовых явлений, которые необходимы и при изучении других дисциплин, и в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В этом плане следует позитивно рассматривать разработку частных методик преподавания юридических дисциплин, которые в целом отражают педагогическую концепцию педагога зачастую с использованием инновационных методов обучения и нестандартного видения образовательного процесса. Как справедливо отмечают В.И. Филиппенко, А.С. Бахта, В.М. Рудник, среди основных задач частной методики преподавания учебной дисциплины выделяется не только внедрение передового образовательного опыта, а также выработка рекомендаций по воспитанию обучаемых в процессе изучения дисциплины.
Кроме того, деятельность курсантов образовательных организаций системы МВД России включает два основных компонента — учебный и профессиональный (служебный), которые тесно связаны с процессами адаптации и мотивации курсантов в учебе в специальном вузе, получению образования, службе в ОВД. Это предопределяет необходимость отражения в частной методике преподавания дисциплины многоаспектного воздействия на развитие личности обучаемого и формирование его общеправовых и профессиональных знаний, умений и навыков.
Изучение научной и научно-методической литературы, а также активное участие в научно-практических и научно-методических конференциях, семинарах, круглых столах, проводимых в вузах различных городов России позволило сформировать концепцию частной методики преподавания дисциплины «Теория государства и права» с использованием латинской терминологии и фразеологии. Она основывается на сочетании технологий проблемного и развивающего обучения и использовании ассоциативных связей с латинскими терминами и фразами при изучении понятий, категорий, закономерностей теории государства и права.
Известный ученый В.С. Нерсесянц в предисловии к учебнику «Римское частное право» справедливо отмечал, что юридическая латынь — это материнский язык юриспруденции. Символический язык права создает проблему поиска точного образа, преодоления разрыва между буквой и духом, мыслью и словом, формой и содержанием. Кроме того, как справедливо отмечает Л.А. Труженико-ва, латинский язык, являясь источником формирования понятийно-терминологического аппарата права, играет важную педагогическую роль в процессе подготовки учащихся к овладению посредством этого аппарата всеми дисциплинами юриспруденции и к дальнейшей профессиональной деятельности, стимулируя познавательную деятельность учащихся.
Теоретические исследования и опыт преподавания позволяют сделать вывод о том, что применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения теории государства и права повышает эффективность процесса обучения и способствует формированию профессионального языка юриста — сотрудника ОВД. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления учебного процесса повышают познавательный интерес обучаемых к изучению теории государства и права, а также других юридических дисциплин.
Как справедливо отмечали В.Я. Кикоть и А.М. Столяренко, задача системы юридического образования состоит в том, чтобы обучающиеся не только приобрели глубокие знания по юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с разносторонними интересами, высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами. В этом аспекте формирование профессионального языка юриста — это комплексный, в чем-то даже синкретичный процесс. Он должен проходить с использованием максимального количества средств, способствующих его эффективному осуществлению.
В этом плане можно считать целесообразной анализируемую частную методику преподавания теории государства и права. Кроме педагогического обучающего значения, просматривается
KOHÖEPEH^, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ. CEmHfíPbl
дополнительный эффект повышения правосознания, правовой культуры и профессионального языка сотрудника ОВД. В современном обществе наблюдаются явные тенденции поступательной интернационализации юридической практики. Учитывая естественный характер данных преобразований, важно отметить, что нужно стремиться к терминологическому единству, частичной его интернационализации, что способствовало бы развитию общения между юристами, в том числе сотрудниками полиции. Как справедливо отмечает В.А. Семеусов, интернационализация не должна быть смыслом и целью, важно, чтобы она отражала суть явлений, «чтобы термин был именно термином и за ним стояло четкое представление». В этом случае латинская терминология могла бы служить неким связующим звеном, учитывая активное развитие международного взаимодействия правоохранительных органов.
Аспекты использования латинской терминологии и фразеологии в теории государства и права:
1. Повышение эффективности усвоения категориального аппарата теории государства и права и актуализации знаний по данной дисциплине.
Использование латинской терминологии способствует дальнейшему глубокому осмыслению и усвоению тех правовых явлений, которые изучаются в курсе теории государства и права. Термины, которые несут в себе дополнительную информацию, дольше остаются в памяти обучаемых. Причем, эта дополнительная информация должна представляться в доступной интересной форме, вызывать достаточно яркие эмоции. Это повышает познавательную активность обучаемых и интерес к предмету. При этом, преподавателю, раскрывая суть понятия, необходимо обратить сознание обучающегося на формирование ассоциативных связей терминов.
В сфере латинской терминологии ассоциативные связи могут быть задействованы достаточно эффективно, так как многие слова и термины в неизменном состоянии, сохранив свое первоначальное значение, перешли в современные языки, в том числе и в русский. Особенно это касается юридической терминологии. Для лучшего их усвоения необходимо увязать их сегодняшнюю суть с древним значением слова.
В этом аспекте знание латинской фразеологии и терминологии, например, помогает осмыслению понимания права на раннем этапе становления и соотношения его с законом (тема «Понятие и сущность права»). Ответ на эти вопросы, дает исследование этимологии слова jus. Проблема понимания древнейшего «jus» и его соотношения с «lex» весьма активно обсуждалась в середине ХХ века. Как отмечает Л.Л. Кофанов, существуют значимые аргументы в пользу тесной связи архаического «jus» с религиозной сферой, которые основываются на вполне очевидной связи jus с глаголом «jurare», а также с древнейшей клятвой Юпитера — «jus jurandum per Iovem lapidem». Таким образом, можно проследить связь термина ius и производных от него слов с религией, это еще раз служит подтверждением одной из закономерностей теории государства и права.
Следует отметить, что из всех видов памяти в сфере юридической терминологии эффективно задействовование ассоциативной памяти. Например, знание слов «lex» («закон») и «ius» («право») объясняет наименование двух концепций правопонимания — легизма и юснатурализма, значение слова poena — «наказание» объясняет название пенитенциарных учреждений.
Терминологические ассоциативные связи можно также использовать и для повышения грамотности написания терминов. Например, слово «прецедент» обучаемые зачастую пишут и произносят с ошибками — «прецеНдент». Но если они знают, что данный термин произошел от латинского «praecedens» — предшествующий и в его написании лишь одна буква «н», то это повышает вероятность правильного воспроизведения его написания.
2. Формирование общеупотребительной лексики как один из аспектов развития профессионального языка юриста — сотрудника ОВД. Формирование профессионального языка юриста — это комплексный, в чем-то даже синкретичный процесс. Он должен проходить с использованием максимального количества средств, способствующих его эффективному осуществлению. К юридической лексике относятся уже упоминавшиеся в данной статье ранее следующие термины и фразы — de jure, de facto, habeas corpus, ех lege, œntra legem, per se, obiter dictum, racio decidendi, lex specialis и др.
Кроме того, показателем правовой культуры юриста является развитие общей культуры. Существует целый ряд латинских высказываний, которые используются во многих сферах науки и практики. Их усвоение не отнимет много времени на занятии, но позволит повысить интеллектуальный уровень обучаемых. Например, «alma mater» («мать-кормилица»), «terra incognita» («земля неизведанная!) и др.
3. Латинская терминология и фразеология может применяться в русле приемов опережающего обучения для формирования прочных межпредметных связей с другими дисциплинами, когда в процессе усвоения знаний по теории государства и права используются материалы, отражающие те явления, которые будут изучаться в других учебных курсах. Это способствует повышению мотивации к изучению юридических наук и закладывает основы понятий, которые будут формироваться при дальнейшем изучении юридических дисциплин. Например, в конституционном праве — основания приобретения гражданства в латинской интерпретации — jus soli (право почвы) и jus sanguinis (право крови). В римском праве — fiducia (фидуциарный договор), servi (рабы), depositum (поклажа). В гражданском и международном праве — pacta sunt servanda (принцип «договоры должны соблюдаться»). В уголовном праве — corpus delicti (состав правонарушения), mactator (убийца), furtum (кража).
4. Можно отметить еще один аспект использования всей упомянутой латинской терминологии и фразеологии — это разгрузочные пятиминутки для того, чтобы снять напряжение и усталость на занятии, не потерять внимание обучаемых и применить определенное воспитательное воздействие. Например, выражение «ad kalendas graecas» дословно обозначает «до греческих календ», то есть на неопределенный срок. Календы (первое число каждого месяца) были днями расплаты по денежным обязательствам. У греков календ не было, поэтому выражение «до греческих календ» означало: до времени, которое никогда не наступит.
Рассматривая адресную направленность использования данной частной методики, следует отметить, что она рекомендуется педагогам с высоким уровнем мастерства при наличии углубленных знаний теории государства и права не только на учебно-методическом, но и на хорошем научном уровне. Кроме того, немаловажным фактором будет необходимость владения хотя бы основами латинского языка. Область применения достаточно широка: курсанты и слушатели очной и заочной формы обучения, адъюнкты. При этом важно уметь варьировать предлагаемый материал с использованием латинской терминологии и фразеологии с учетом дифференцированного характера обучения.
Весьма выигрышно смотрится уровень требований к материально-техническому обеспечению использования анализируемой частной методики — доска и мел (или доска и фломастеры), иногда может понадобиться проектор.
Таким образом, применение латинской терминологии и фразеологии в процессе освоения юриспруденции позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Кроме того, важно отметить, что рассмотренные особенности осуществления процесса обучения повышают познавательный интерес к изучению иных неюридических дисциплин и формируют уровень правосознания, правовой культуры, профессиональный кругозор и язык юриста — сотрудника ОВД.
И.А. Кузнецова, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД
Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности
В настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к инновационным формам образования прослеживается в росте числа образовательных организаций, ведущих подготовку по новым информационным технологиям. Перед образовательными организациями, входящими в структуру МВД России, равно как и перед другими образовательными организациями, стоят задачи активного внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Отдельно можно выделить задачу использования дистанционных образовательных технологий, как один из критериев реализации компетентностного подхода.
Преимущества дистанционного обучения, реализуемого в рамках программы повышения квалификации:
1. Сокращение расходов территориального органа внутренних дел на проезд и проживание сотрудников, проходящих обучение.