Решение указанных задач осуществляется на практических занятиях, предусмотренных рабочим тематическим планом дисциплины, а также при написании научных и квалификационных работ В процессе работы с учебными и справочными источниками, материалами научных статей и исследований обучающиеся получают необходимую информацию, в том числе путем лингвистического анализа изученного, что способствует их формированию как будущих ученых-исследователей.
Самостоятельная работа обучающихся с научной, учебной и справочной литературой должна иметь место не только во внеурочное время, но и во время аудиторных занятий под руководством преподавателя, так как зачастую этот аспект вызывает затруднения у обучающихся, особенно на начальном этапе. На практических занятиях обучающийся имеет возможность продемонстрировать итоги своей самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками и результаты качественной проработки языкового материала посредством, например, подготовленных устных высказываний или кратких сообщений дополнительного характера по изучаемой теме. Следует заметить, что при организации такого рода деятельности у обучающихся происходит формирование коммуникативной
Библиографический список
компетенции, то есть умения пользоваться всеми видами речевой деятельности. В то же время иностранный язык выступает средством, с помощью которого можно демонстрировать свой общекультурный уровень, мыслить, знакомиться с чужой мыслью, излагая её в собственной интерпретации, но с сохранением основного смысла, однако для этого обучающийся должен знать главные сходства и различия между культурой родной страны и страны изучаемого языка, понимать тонкости языкового устройства.
Несомненно, в процессе восприятия иноязычной речи в ходе занятий и во время самостоятельной работы с аутентичными материалами на иностранном языке обучающиеся сталкиваются с проблемами, связанными с непониманием отдельных культурных фактов другой страны. Однако сформированная лингво-культурологическая компетенция посредством соответствующей направленности организации воспитательно-образовательного процесса в неязыковых образовательных организациях высшего образования позволит обучающимся преодолеть языковой и культурный барьеры и стать полноценными участниками межкультурной коммуникации.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология, учебник для вузов. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.
2. Суворова М.А. Линвокультурологический подход в обучении иностранным языкам студентов старших курсов языкового вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Улан-Удэ, 2000.
3. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): монография. Москва: Издательство РУДН, 1997.
4. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2004.
5. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Роль родного языка в обучении иностранному. Иностранные языки в школе. 2004; № 2: 20 - 27. References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.
2. Suvorova M.A. Linvokul'turologicheskijpodhod vobucheniiinostrannymyazykam studentov starshih kursovyazykovogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ulan-Ud'e, 2000.
3. Vorob'ev V.V. Lingvokul'turologiya (teoriya i metody): monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 1997.
4. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika: uchebnoe posobie. Minsk: TetraSistems, 2004.
5. Kolker Ya.M., Ustinova E.S. Rol' rodnogo yazyka v obuchenii inostrannomu. Inostrannyeyazyki vshkole. 2004; № 2: 20 - 27.
Статья поступила в редакцию 30.09.20
УДК 378
Nikolaev A.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected] Maksimova D.S., BA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: [email protected]
USING QUEST TECHNOLOGY IN HONING LEXICAL SKILLS AT ENGLISH LESSONS IN 7 GRADE. The article deals with the use of quest technology to form lexical skills in English lessons in the 7th grade. Quest technology, which is characterized by a creative approach to the organization of educational activities, can help to improve the effectiveness of teaching vocabulary. Attention is paid to the relevance of the research, its high practical significance. The author highlights the main features and recommendations for the development of an educational quest, highlights the features of its application. The article summarizes results of experimental training using the developed quest among students of the 7th grade of the MAOU Sakha Polytechnic Lyceum of Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), Russia. Key words: foreign language teaching, development of lexical skills, quest technology, Web-Quest, computer program.
А.И. Николаев, канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected] Д.С. Максимова, бакалавр, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Данная статья посвящена теме использования квест-технологии при формировании лексических навыков на уроках английского языка в 7 классе. Квест-технология, которая характеризуется творческим подходом в организации образовательной деятельности, может способствовать повышению эффек-тивности при обучении лексике. Акцентируется внимание на актуальности проведенного исследования, на его высокой практической значимости. Авторы выделяют основные особенности и рекомендации для разработки образовательного квеста, специфику его применения. В статье обобщаются результаты экспериментального обучения с применением разработанного квеста среди учащихся 7 класса МАОУ «Саха политехнический лицей» в г. Якутска Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: обучение иностранным языкам, формирование лексических навыков, квест-технология, веб-квест, компьютерная программа.
В условиях современных реалий необходимо активно внедрять информационные технологии в учебный процесс, так как это позволит учащимся быть более конкурентоспособными в будущем при выборе профессии, с наибольшим эффектом применять знания и умения на практике, работать с большим количеством информации. Квест-технология, концепция которой заключается в непосредственной работе с сетью Интернет и решением заданий проблемного характера на разных уровнях обучения, соответствует нынешним требованиям. Актуальность также обусловлена малым уровнем исследованности квест-техно-логии как способа формирования лексических навыков на уроках английского языка в 7 классе, и, соответственно, возникает вопрос о потребности в создании большего количества практических разработок в виде образовательных квестов. Проблема заключается в том, что квест-технология не рассматривается в полной мере как возможное средство повышения эффективности уроков и недостаточно
широко используется в образовательном процессе, так как чаще всего учителя не обладают целостным представлением о том, как самостоятельно создавать и грамотно применять образовательные квесты в практике обучения английскому языку.
Новизна данного исследования заключается в усовершенствовании и модернизации процесса обучения лексическим навыкам по английскому языку у учащихся 7-х классов посредством использования образовательной квест-тех-нологии.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании целесообразности применения квест-технологии в обучении лексическим навыкам.
Следует отметить высокую практическую значимость, так как разработанный в результате исследования учебный материал в виде квеста может быть рекомендован для дальнейшего использования в образовательной практике.
Создание новых электронных учебных программ, в частности веб-квеста, требует серьезной подготовки по его проектированию и отбору материала. «Термин «веб-квест» (WebQuest) был введён Б. Доджем - профессором образовательных технологий университета Сан-Диего, разработавшим методику использования Интернета для интеграции в учебный процесс при решении проблем» [1].
Составив серию веб-квестов к определенному курсу в рамках школьной программы, преподаватель сможет использовать ее в последующие годы обучения, но при этом будет затрачивать меньше времени на его корректировку. В итоге подобная организация позволит сделать процесс обучения и контроля более увлекательным и современным занятием для учащихся [2, c. 24].
Задания квеста могут быть представлены в качестве онлайн-курса, где упражнения автоматически проверяются и по результатам их выполнения выставляются оценки или баллы. Сборку курса можно осуществить из соответствующих учебной программе информационных ресурсов и в специализированных программных средах, также на просторах сети можно найти множество авторских систем с автоматизированным проектированием, готовым шаблоном. Такие компьютерные программы и сервисы, как Lectora, CourseLab и iSpring позволяют создавать авторские электронные курсы.
В целом лексика должна быть введена в функциональном и содержательном контексте и практиковаться с помощью различных упражнений, таких как ассоциативный подбор изображений и слов, завершение набора фраз, словосочетаний с целью научить учащихся правильно применять повседневный английский язык.
При подборе лексического материала для квеста надо опираться на тематический базис УМК. «Только специалист-предметник может оценить информацию на тематическом сайте и решить, можно ли ее использовать в учебном процессе» [З, c. 97].
Характеристика лексических заданий, способствующих повышению уровня мотивации и усвоению лексических единиц: 1) задания должны быть подобран ы или составлены с учетом интересов учащихся, тем самым генерируя высокую мотивацию к обучению; 2) задания рекомендуется сопровождать богатой графнкой, изображениями, аудио-, видеоматериалами, соответствующими теме учеб ной программы; З) степень сложности заданий должна соответствовать реальному уровню знаний и умений учащихся; 4) задания должны обладать cитуативнycгpЮ| экономичностью во времени выполнения.
С опорой на теоретические сведения об особенностях построения квеста для учащихся 7 классов была разработана система упражнений в формате кве-ста (рис. 1). Квест создан при помощи специального инструмента по разработке курсов от компании Trivantis, Lectora Inspire и онлайн-сервиса LearningApasoioj, служащего для поддержки обучения и процесса преподавания.
Listen to two friends talking about safety in the home and complete the gaps.
Прослушайте аудио и выберите ответ, сооответствующий пропускам в тексте.
Safety in the Home
1)Don't leave keys near doors or e.g. windows.
2)At night, keep your mobile phone beside your (1)_. (And make sure it's switched on!)
3)ln your (2)_, there should be dusk-to-dawn outside lights, 2.5 metres (3)_or
more.
4)lf a (4)_comes to your door, always ask for ID.
5)Remember, if you're not (5)_, don't let them in!
1) head 2) house 3) width 4) guests 5) sure ' 1) bed 2) garden 3) high 4) stranger 5) sure 1) garden 2) high 3) bed 4) stranger 5) sure * ^S ......................
Рис. 1 .Пример з аданияизквеста, направленного на формирование лексических навыков
Одной из особенностей разработанного квеста являлось использование QR-кодов, котксыеобияпияивалипсрсхрим! межди заоаниямиизпрогнаммы Lectora на сайт LearningApp (рис. 2). Принцип заключается в следующем: уча-щиеси.ыерюйдепо ОР-кодувлполняккяуя^дленик, потиоллончании получы-юттекстанглийккойпояровицы е затоми-нуят еил в япециепыдуюиамкууже ны странице Lectora, тем самым открывая доступ к следующему заданию. Выбор ндяи яанныхприиюжеоийоаусоюпякиеем,чяодлм ехприакгииоынеобязытало-но итети ыпекиааиныя навыкр программыеваникя, атооблегеплтыяунучзтелв и позволяет спаономияь врнма.
Задания и упражнения квеста составлены в соответствии с требованиями ФЫПЮи УМа«ДроМПиНЫ>для Я класпа.Дяяныщегы аOнрзoвэтаrьялглквастaOдlза ятoЗpaнaлдкоика парвые ы-ха^^^л^^^ 7 по следующим темам:
1. Module 1. Lifestyles (образ жизни): 1a. «A city mouse or a country mouse»; 1b. «Bяttв-оafеtйan ро-ыу»; ыс. «Жои-^ оиы»;М-<1_апп1таыке H-«he ЕЗ^зЬ!
2. МлЗиle P.fale Тimp (нремя сaс«кaыoзГ; Kп.«ЫаcCwoгms»; «Н.«А (r^ssic read»; 1с. «Vanished!»; 1d. «The Gift of Storytelling».
3. Module 3. Profiles (внешность и характер): 1a. «Lead the way!»; 1b. «Who's who?»; 1c. «Against all odds»; 1d. «The Yeoman Vterders».
Выполните задание просканировав QR code. После завершения задания Вы найдете пословицу которую надо напечатать сюда
Type in a proverb
CZJ
ш
Рис.2. Пример примененияОР-кодав квесте
С целью выявления эффективности квест-технологии при формировании ленсическахнаныкин наминыся ef^c^^^pенскнисое^р^ии^^нааяроес^^учеаи^ир^/^и ученикок7«А» елмиса МАОУ еСахег^с^е^итеа^д^и^^^^^и^МН етцвИ г. Яка^^кан^^спи-блики Саха (Якутия). В данном классе для уроков английского языка отводят 3 ча са в ндделю. Завремя быкс идоведеие 15
^рснкссв. ИЗлаии амсысолин ЗСнченикаи, л^.^итлеа^ап^^ъ^с^и^^ х^^унсниаоиостен^^ ного языка, класс при обучении английскому языку делят на две группы - по 16 ас 1ечcpмнeкосoквeтpт«eкгв.pJкoльа«кихСpчеcPАВУВ учебнкс«Ю.Е. ^иинай, В. Реакс, О.Е. Подохово, ^.ЯрлиеЗроИНд^^. ЭиглийcкиГвфeкаpe. 7 класс».
Для сопоставления были вселены две гре^пы: контропьная (КГ) и экс-пepимeнтдpмкaы ХЭГд. h^c^^^^^сeJ^ьзхь грд1^п^ с 16«ебятаек аЬв«хJчдcс в тродицк-диноб Ночси, в«еигн1еияекых .ссовозн. Э«тперимхстальрся гру«па,вдаставе к отeасИ1Лчeтoвмк,пgльoд ил^и^в4 ение с использованием квест-технологии.
Исследование проводилось в три этапа: 1) констатирующий; 2) формирую-щ и й;3)ксжлАсвeиый.
Коастаеиоующи Сьeыг
По полученным результатам диагностики констатирующего этапа на выяв-лeниeьЭвeeкеoвaннocpнзнмний не ленитос Ии.ло выявленх, иаобольш«сство уеаи«зяв сoкeкавииьeдиикpвoyаио влaмeниягleкcииавкиpмaтериалом. Оценку «5» получили всего 3 человека (9,09т%), из которых 2 - учащиесяиз КГ и 1 - из ЭП Oакaкявaкcаэкзисpииeитcякaгaл,чтеy еаeисссяcgoвняличяe мценоиекже ciexHero. Отсюда следует, что уровень владения лексическими навыками на констатирующем этапе нахоЕипeл нтиедчстгитчао еысоком уровне.
Формирующий этап
Нн Эхммcьyющeм смaуeбэpл изведено ткссд^мнааальное об.^^ыси^ а приаенену^эмитр^^ст^нс^(^гд квеста. (ЗЫкнась. с квсстеапроходили тgньккJ учащиеся экспериментальной группы (17 респондентов). Целью этапа являлось повышение уровня лексических навыков у учащихся на уроках английского языка посредством использования квест-технологии.
Выводы по формирующему этапу исследования: полученные результаты фиксируют положительные изменения уровня сформированности лексических навыков у учащихся экспериментальной группы. Из общего числа респондентов (17 человек) было выявлено, что большинство, т.е. 10 учеников (58%) получили оценку «5», тем самым успешно выполнив представленные задания и пройдя все этапы образовательного квеста. Оценку «4» получили 6 учащихся, показав средний уровень знаний лексического материала, что составляет 35% от общего числа участников эксперимента. И всего один респондент получил оценку «3». Учащиеся проявили активное участие на формирующем этапе, были заинтересованы его новым форматом. Большинству респондентов задания были понятны, и только нескольким ученикам по ходу работы понадобилась небольшая консультация с разъяснением.
Контрольный этап
На заключительном контрольном этапе было проведено повторное диагностическое исследование в виде теста при помощи программы iSpring Suite. Контрольный этап эксперимента, так же как и в констатирующем, был проведен в обеих группах.
• Результаты диагностики данного (контрольного) этапа у КГ показали, что неудовлетворительную оценку («2») получили 0% респондентов. Оценку «3» получили 2 ученика (12,5%). На среднем уровне, т.е. с оценкой «4», оказались 12 респондентов (75%), на высоком уровне, т.е. с оценкой «5» - 2 учащихся (12,5%). На данном этапе количество учеников КГ, набравших оценку ниже среднего, меньше чем в констатирующем, но не равно нулю.
• По результатам диагностики контрольного этапа у ЭГ видно, что оценки ниже среднего - «2» и «3» - получили 0% респондентов. В предыдущем, констатирующем этапе было 4 респондента с оценкой «3». Это позволяет сделать
вывод о том, что произошло улучшение качества усвоения лексических навыков. 4 ученика (23,53%) успешно справились практически со всеми заданиями и получили оценку «5». Подавляющая часть респондентов, а это 13 (76,47%) учащихся из 17, показали средний уровень знаний и получили оценку «4».
Выводы по экспериментальному обучению
• Таким образом, результаты проведенного оценочно-диагностического теста контрольного этапа на выявление уровня усвоения лексики английского языка учащимися 7-го класса продемонстрировали наличие положительного педагогического эффекта проведенной экспериментальной работы. Об этом свидетельствует повышение динамики уровня знания лексики на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.
• Экспериментальное обучение показало повышение мотивации и качества освоения лексического материала, на основании чего можно сделать вывод о том что, квест-технология способствует достижению планируемых учебных результатов, раскрывает потенциальные возможности каждого ученика.
Таким образом, «квест как педагогическую технологию можно использовать как форму проведения занятия, которая позволяет учащимся или студентам быть
Библиографический список
активными участниками учебного процесса. В частности, творчески сотрудничать друг с другом, развивать общекультурные и профессиональные компетенции, а также качества личности, необходимые для будущей профессии: навык быстро принимать решения, действовать в нестандартной обстановке, опыт индивидуальной или командной работы, гибкость мышления и др.» [4].
Использование образовательных квестов на уроках и во внеурочной деятельности позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике по ходу выполнения учащимися специально отобранных заданий по этапам. При их применении доступно конструирование самых разных по формату упражнений, актуализирующих интерес учащихся и включающих множество дополнительных функций для успешной реализации обучения лексике.
«При этом не следует рассматривать ресурсы обучения, созданные посредством квеста, как замену учителя, а считать их способом расширения традиционного занятия для организации и выполнения рутинной работы, развития навыков обучающихся путем практики, роста активности обучающихся и обеспечения возможностей для самообразования, формирования умения отбирать корректную информацию» [5].
1. March T. Web-Quests for Learning. Available at: http://www.ozline.com/ webquests/intro.html
2. Муравьева Н.Г Использование веб-квест-технологии для совершенствования социокультурной компетенции студентов вуза. 2014; № 9 (13): 24.
3. Сысоев П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. Ростов-на-Дону: Феникс; Москва: Глосса-Пресс, 2010.
4. Кичерова М.Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. Мир науки. Интернет-журнал. 2016; Т. 4, № 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516
5. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике. Москва: ФЛИНТА, 2017.
References
1. March T. Web-Quests for Learning. Available at: http://www.ozline.com/ webquests/intro.html
2. Murav'eva N.G. Ispol'zovanie veb-kvest-tehnologii dlya sovershenstvovaniya sociokul'turnoj kompetencii studentov vuza. 2014; № 9 (13): 24.
3. Sysoev P.V. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniem novyh informacionno-kommunikacionnyh internet-tehnologij. Rostov-na-Donu: Feniks; Moskva: Glossa-Press, 2010.
4. Kicherova M.N. Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tehnologiya dlya studentov novogo pokoleniya. Mirnauki. Internet-zhurnal. 2016; T. 4, № 5. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516
5. Schipicina L.Yu. Informacionnye tehnologii v lingvistike. Moskva: FLINTA, 2017.
Статья поступила в редакцию 29.09.20
УДК 371
Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Mahmudov Kh.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
DIVERGENT TASKS AS A MEANS TO OVERCOME TUNNEL THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article analyzes reasons that lead to the emergence of tunnel thinking in younger children in the learning process. Negative consequences for the development of thinking in primary school children with increased influence of tunnel thinking are given. To reduce the impact of tunnel thinking on younger students and on the process of teaching them mathematics, the authors propose a method that has been tested in school practice for using specially selected divergent mathematical problems during their training. The main focus is on implementing the development capabilities of the ten key divergent tasks. At the same time, based on the results of experimental work in primary schools, the paper offers methodological approaches for teaching children to solve these key tasks.
Key words: child development, tunnel thinking, creative thinking, conformism, divergent task, educational process.
Н.Г. Гашаров, канд. физ.-мат. наук, доц., ДГПУ, Е-mail [email protected]
Х.М. Махмудов, канд. физ.-мат. наук, доц., ДГПУ, E-mail: [email protected]
Д.М. Нурмагомедов, канд. пед. наук, проф., ДГПУ, E-mail: [email protected]
ДИВЕРГЕНТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТУННЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена анализу причин, приводящих к возникновению туннельного мышления у младших школьников в процессе обучения. Приводятся негативные последствия для развития мышления младших школьников при усилении влияния на них туннельного мышления. Для снижения уровня воздействия туннельного мышления на младших школьников и на процесс их обучения математике нами предлагается апробированная в школьной практике методика по использованию в ходе их обучения специально подобранных дивергентных математических задач. Основной упор делаем на реализацию развивающих возможностей десяти ключевых дивергентных задач. При этом, исходя из результатов опытно-экспериментальной работы в начальных классах, предлагаем методические подходы к обучению решения этих ключевых задач.
Ключевые слова: развитие детей, туннельное мышление, конформизм, творческое мышление, дивергентная задача, образовательный процесс.
Проблемой использования дивергентных задач для развития творческого мышления у младших школьников в процессе обучения математике занимались многие учёные. Например, А.В. Белошистая [1], Н.Г Гашаров и Х.М. Махмудов [2 - 5], Н.Г Гашаров и Б.С. Касумова [6], А.И. Савенков [7] и ряд других. Понятия дивергентного мышления и дивергентной задачи, как
известно, впервые появились в психолого-педагогической науке в середине 20-го века благодаря работам президента американской ассоциации психологов Д.П. Гилфорда [8].
Большинство школьных образовательных программ по математике предполагают освоение учащимися определённого объёма учебного материала за