Научная статья на тему 'Использование краудсорсинга в рамках применения инструментов бережливого менеджмента на примере ПАО «Сбербанк России»'

Использование краудсорсинга в рамках применения инструментов бережливого менеджмента на примере ПАО «Сбербанк России» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТ БЕРЕЖЛИВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / TOOL LEAN MANAGEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ / COLLECTIVE INTELLIGENCE / ФАСИЛИТАТОРЫ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПЕРСОНАЛА / EMPLOYEE ENGAGEMENT / FACILITATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боева Марина Евгеньевна

В данной статье рассмотрен процесс применения технологии краудсорсинга в рамках внедрения бережливого менеджмента на примере деятельности ПАО «Сбербанк России». Описаны виды краудсорсинга и типы банковских инноваций. Уделено внимание повышению вовлеченности и мотивации персонала, участвующего в совершенствовании банковских процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CROWDSOURCING IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE TOOLS BEREGFUEL MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF PJSC "SBERBANK OF RUSSIA"

This article discusses the application of crowdsourcing technology in the framework of the implementation of lean management in the activity of PJSC "Sberbank of Russia". Describes the types of crowdsourcing and the types of banking innovation. Attention is paid to increasing the involvement and motivation of staff involved in improvement of Bank processes

Текст научной работы на тему «Использование краудсорсинга в рамках применения инструментов бережливого менеджмента на примере ПАО «Сбербанк России»»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАУДСОРСИНГА В РАМКАХ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ БЕРЕЖЛИВОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРИМЕРЕ

ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» М.Е. Боева, магистрант

Воронежский государственный технический университет

В данной статье рассмотрен процесс применения технологии краудсорсинга в рамках внедрения бережливого менеджмента на примере деятельности ПАО «Сбербанк России». Описаны виды краудсорсинга и типы банковских инноваций. Уделено внимание повышению вовлеченности и мотивации персонала, участвующего в совершенствовании банковских процессов

Важнейшими целями бережливого менеджмента являются устранение потерь и настройка бизнес -процессов в зависимости от потребностей клиента. Потери в виде неиспользованных интеллектуальных и инновационных возможностей сотрудников приводят к дефектам, снижают производительность труда и увеличивают длительность цикла предоставления услуги. Чтобы исключить подобное развитие ситуации, Производственная система Сбербанка (ПСС), созданная для внедрения основных принципов бережливости, предусматривает ряд программ, способствующих повышению вовлеченности каждого сотрудника в процесс оптимизации работы Банка. Нацеленность на результат является главным свойством ПСС. Реализация инновационных предложений персонала открывает глобальные возможности для развития и повышения производительности. [2] Интернет технологии дали существенный импульс для обширных коммуникаций людей разных регионов и городов между собой. Причем организованное и управляемое обсуждение идей, коллективный отбор самых перспективных из них используется современными компаниями для решения своих проблем и называется краудсорсингом [1].

Краудсорсинг является одним из подходов современного менеджмента, этот термин образован от английских слов crowd — толпа и sourcing — использование ресурсов. Краудсорсинг - это инструмент привлечения через компьютерные интернет технологии большого количества людей для обсуждения и анализа конкретных вопросов, а также передачи им части производственных функций на основании публичной оферты [326]. Механизм краудсорсинга может быть использован практически во всех сферах деятельности. Суть его заключается в размещении компанией на своем интернет сайте определенного задания, в выполнении которого могут участвовать все желающие лица. Помимо решения задач краудсор-синг может использоваться для маркетингового исследования и в целях изучения мнения или лояльности клиентов компании. В зависимости от реализуемой функции краудсорсинг подразделяют на краудфандинг (коллективное добровольное объединение ресурсов для поддержания других организа-

ций), краудинвестинг (краудфандинг с вознаграждением за спонсорство) и краудвойтинг (определение истины голосованием большого числа людей) [9].

Один из основных принципов бережливого менеджмента: когда возникает проблема, необходимо искать решение там, где она возникла (гемба). Сотрудники, которые работают на местах, лучше всех знают все возможные причины и следствия возникающих на их участке работы проблем. Использовать знания и опыт всех сотрудников Банка одновременно возможно в процессе краудсорсинга.

ОАО «Сбербанк России» реализует свою систему внедрения инноваций в бизнес-процессы уже более пяти лет. Ее концепция заключается в обеспечении стабильного роста Банка за счет использования передовых технологий и реализации интеллектуального потенциала сотрудников. Применяемые инновации Сбербанк классифицировал на следующие типы:

- Прорывные инновации - новые для рынка банковские продукты, технологии или процессы.

- Стратегические инновации - значительные изменения бизнес-процессов, технологии или банковских продуктов.

- Кайдзен инновации - улучшения действующих продуктов, процессов, способные поднять производительность и повысить качество предоставляемых услуг.

Последняя группа - кайдзен инновации - в свою очередь поделена на три вида:

1 Новшество - значимое для Банка, экономически обоснованное предложение, обладающее новизной, обеспечивающее существенное улучшение параметров или создание новых технологий, процессов, услуг.

2 Производственная инициатива - предложение по совершенствованию текущей деятельности на рабочем месте или в подразделении работника, не требующее ощутимых затрат для внедрения.

3 Рационализаторское предложение - предложение, направленное на системное решение задач подразделения или целого процесса [4].

В рамках стратегии до 2014 года Сбербанк привнес в стандарты своей работы несколько инновационных управленческих технологий, одной из которых

стал краудсорсинг. В 2011 году на своем официальном сайте Сбербанк открыл публичный ресурс www.sberbank21.ru для поиска с помощью своих клиентов и всех желающих способов и направлений развития банка. Обсуждения велись по следующим направлениям: чего должен достичь Сбербанк через 10 лет? Каким должно быть будущее в 2021 году? Какова может быть роль краудсорсинга в достижении поставленных стратегией целей? В проекте приняли участие сотни тысяч человек. Однако для Банка был важен не только процесс, но и результат, так как главные идеи были взяты для разработки стратеги Сбербанка до 2018 года. Поэтому подготовка к крауд-сорсинговым проектам проходила по специально разработанному алгоритму [5]:

1 Отбор целей проекта;

2 Подбор площадки и инструментов проекта;

3 Приглашение участников сообщества (информированием, мотивацией, фильтрацией);

4 Запуск платформы краудсорсинга;

5 Управление работой (модерирование тем и предложений);

6 Анализ и экспертиза поданных предложений, награждение победителей;

7 Формирование программ внедрения выигравших предложений.

Помимо этого все желающие принять участие в обсуждениях должны заполнить подготовленную анкету, которая позволяет изначально исключить асоциальных, агрессивных и неадекватных людей. Также внешние краудсорсинговые проекты Сбербанка обязательно управляются специально обученными людьми - фасилитаторами. Это квалифицированные специалисты в сфере групповых коммуникаций.

Сбербанк провел ряд краудсорсинг-проектов для выявления новых решений: по совершенствованию интерфейса сайта, по оптимизации продуктового портфеля, по избавлению от очередей в офисах и другие. Таким образом, руководству удалось увидеть Сбербанк глазами клиентов, которые способны лучше, чем кто-либо, оценить или критиковать отдельные стороны процессов или услуг, а иногда даже предложить решение по совершенствованию деятельности Банка [3].

Также Сбербанком была запущена внутренняя краудсорсинговая площадка — «Биржа идей». С ее помощью каждый сотрудник может проявить свою активность и принять участие в совершенствовании работы компании. Для этого ему необходимо зарегистрироваться на внутреннем портале в «Бирже идей» и поэтапно расписать данные по своему предложению. Далее группа экспертов, соответствующей направленности, анализирует это предложение и принимает решение о необходимости внедрения. Авторы успешных инноваций, которые будут приняты в разработку, получают вознаграждение.

Практика внутреннего краудсорсинга очень успешно показала себя, и руководство приняло решение в обязательном порядке проводить краудсорсин-говую экспертизу при разработке внутренних нормативных документов. Так в разработке стратегии развития Банка до 2018 приняли участие порядка 15 000 сотрудников, клиентов и акционеры. По данным Сбербанка в Биржу идей работниками было подано более 150000 предложений, после прохождения экспертизы и проработки внедряется из них около 12 %, что говорит о том, что потери интеллектуального потенциала успешно реализуются. Экономический эффект от функционирования биржи идей составил более 13 млрд. рублей, 24 млн. из которых выплачены сотрудникам в качестве вознаграждения, а 17 млн. -затраты на технологическую реализацию проекта. В перечень внедренных проектов входят: бесплатный Wi-Fi в некоторых офисах банка, онлайн мониторинг исполнения документов, сокращение длительности процедуры замены сберкнижки; отмена перерывов в работе отделений, предоставление работнику Сбербанка кредита без справок о доходах и стаже. Все это идеи, являвшиеся ранее потерями не использованных интеллектуальных возможностей сотрудников.

Сбербанк вознаграждает работников за удачные инновационные предложения - 10% от суммы годового экономического эффекта разработанной идеи, 25% выплачивают после одобрения акционерами и 75 % после внедрения. При этом максимальная сумма выплат ограничена 400 тысячами рублей. Ежегодно выбирают победителя в конкурсе «Лучший инноватор года», который получает 200 тысяч рублей. Кроме того сотрудники, подавшие удачные предложения попадают в кадровый резерв Сбербанка.

Таким образом, Сбербанк старается привлекать сотрудников к участию в генерации новых идей, способствуя сокращению потерь, экономии ресурсов и повышению производительности труда. Этот процесс является еще одним направлением деятельности Производственной системы Сбербанка по внедрению бережливого менеджмента [8].

Согласно стратегии Сбербанка до 2018 года внедрение инноваций является одним из приоритетных аспектов его развития. Причем речь идет не только об интеграции инновационных технологических продуктов, но и согласно принципам бережливого менеджмента ставится цель сделать краудсорсинг и постоянные совершенствования естественной частью работы всех сотрудников. Как показывает практика, сложность заключается именно в масштабном и систематичном использовании и внедрении инноваций, обеспечивающих стабильный высокий результат. Для выполнения поставленной цели следует обратить внимание на следующие рекомендации [6].

1 Необходимо позиционировать краудсорсинг не в качестве корпоративного конкурса, ограниченного

по времени действия, а убедить и сотрудников, и их руководителей, что это инновационный элемент стандартной системы управления Банком, имеющий значительную практическую пользу. Немаловажную роль здесь играет авторитетное мнение и участие в процессе внедрения краудсорсинга высшего руководства.

2 Поскольку краудсорсинг эффективен при значительном количестве участников, начиная от трех тысяч человек, необходимо регулярно анализировать и поддерживать вовлеченность персонала, а особенно руководителей подразделений, а также регулировать мотивацию к участию персонала Банка в краудсор-синговых проектах.

3 Проблемой использования краудсорсинга может стать низкое качество большого количества предлагаемых идей, которые нужно рассмотреть и провести экспертизу. Трудозатраты неоправданно растут, а хорошие предложения ожидают в очереди своего часа. Для избегания затяжной неэффективной процедуры отбора следует четко продумать правила размещения предложений. Сотрудники должны заполнять стандартные шаблонные формы, где подробно описывают направленность предложения, сущность совершенствования или нововведения, а также расчет предполагаемого экономического эффекта. Чем глубже будут проработаны идеи, тем быстрее они перейдут со стадии анализа на стадию внедрения.

4 Важно поддерживать командную разработку идей, которая способствует принятию наилучшего варианта решения и более четкой его проработке. Также коллективная работа улучшает коммуникации в коллективе и повышает вовлеченность в краудсор-синговый процесс. Однако для этого необходимо выстраивать также новые принципы мотивации команд участников [7].

5 Следует обеспечить доступ к краудсорсинго-вым платформам всем сотрудникам, а также обеспечить их удобство, простоту и функциональность. Чтобы приобщить занятых рутинной ежедневной работой сотрудников к инновационной деятельности, следует прибегнуть к каскадированию информации о внедряемых предложениях и вознаграждениях на персональную электронную почту сотрудников. Что также является своего рода мотивацией положительным примером.

Краудсорсинг является инновационным инструментом управления, основанным на коммуникациях и разрешении различных вопросов с помощью коллективного разума и клиентов, и сотрудников Банка. Клиенты помогут выбрать направление для развития банковских процессов, а сотрудники укажут возможности для оптимизации этих процессов. Используя краудсорсинг в качестве одного из инструментов бе-

режливого менеджмента, Сбербанк планомерно и достаточно успешно повышает свою эффективность, производительность и клиентоориентированность. Вовлекая таким способом людей в построение работы Банка, добывая информацию о потребностях клиентов из первых рук, краудсорсинг помогает Банку взращивать лояльных клиентов, снижая при этом затраты и экономя время на принятие ненужных клиенту решений.

Литература

1 Воронин А.В. Сбербанк собирает идеи: практика банковского краудсорсинга /PC Week/RE №33,2012

2 Викулов B.C. Инновационная деятельность кредитных организаций// Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - № 1. С.26-27;

3 Закамская Е. Н. Внутренний краудсорсинг как эффективный инструмент современного менеджмента [Текст]/Е. Н. Закамская, Н. И. Меркушова // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 260-263.

4 Краудсорсинг в Сбербанке. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sberbank21.ru/page/view/19.

5 Кузнецова Э.Р., . Голдырев Е.С. Роль краудсор-синга в развитии инновационной политики ОАО «Сбербанк России» [Текст]/ Э.Р. Кузнецова, Е.С. Голдырев, Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".- 2013. - № 5.- с.6

6 Меликова М.Д. Анализ стратегии Сбербанка // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ekonomika. snauka.ru/2015/01/7065.

7 Мусорина В. Коллективный разум // Прямые инвестиции. 2011. № 11 (115). С. 50-53. 7.

8 Стратегия развития Сбербанка на период 20142018 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/investor_relations/oldcorpman agement/strategy

9 Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2012.

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: инструмент бережливого менеджмента, инновации, коллективный разум, фаси-литаторы, вовлеченность персонала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.