УДК 37.026.6
Е. В. Стельмах, А. А. Липовецкая, С. А. Соловченков
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Статья посвящена использованию краеведческого принципа в процессе преподавания уроков географии в общеобразовательной школе на территории Еврейской автономной области. Приведён пример структуры урока, его наполнения.
Ключевые слова: урок географии, краеведение, наглядность, краеведческий принцип.
Своё широкое распространение краеведческий принцип получил именно на уроках географии. Это позволило, с одной стороны, повысить качество знаний учащихся о родном крае, с другой — используя объекты изучения родного края, объяснить ученикам специфику и содержание процессов, протекающих в других точках Земли. Другими словами, для изучения различных тем по основным курсам географии вполне закономерно и целесообразно проведение сопоставительного анализа процессов планетарного характера с теми же процессами, имеющими место в собственном регионе. Это позволяет смоделировать, усвоить и понять структуру изучаемых процессов, а также рассмотреть закономерности составляющих их явлений.
Географические уроки имеют тесную связь с уроками по биологии. На уроках биологии объясняются физиологические особенности строения различных растений, на уроках географии важно данные характеристики использовать при объяснении связи физиологии растений с ареалами их произрастания и распространения.
Также для объяснения особенностей распространения растений по территории региона важно использовать карты и схемы. При этом необходимо совмещать физическую карту с картой, отражающей промышленную специализацию. Это позволит ученикам самостоятельно рассмотреть влияние и зависимость антропогенной деятельности на динамику растений [1].
Стельмах Елена Викторовна — кандидат географических наук, доцент (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
Липовецкая Анна Андреевна — магистрант (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: [email protected]
Соловченков Сергей Александрович — кандидат социологических наук, научный сотрудник лаборатории региональных социально-гуманитарных исследований (Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской Академии наук, Биробиджан); e-mail: [email protected]
© Стельмах Е. В., Липовецкая А. А., Соловченков С. А., 2015
85
Особую роль принадлежит на географических уроках наглядности. Материалы гербариев, комплекты фотографий, фоны видеофильмов, демонстрирующие редкие растения области, не только делают урок разнообразным и улучшают усвоение материала, но и дают возможность ученикам проанализировать видовой состав растений, а также воспитывают в школьниках экологическую культуру и патриотизм [3].
Экологическая направленность в географии — это наиболее ценный компонент современного образовательного процесса. Соответственно, уделяя внимание этому моменту, важно и использовать, и реали-зовывать краеведческий принцип [2]. Экологическое образование должно носить комплексный характер и включать разнообразные формы и методы работы. Важнейшим средством экологического образования является создание «учебного кабинета в природе» [1]. Им может стать учебная экологическая тропа (или специально оборудованная в образовательных целях природная территория), на которой воссоздаются условия для работы с системами заданий, организованных и направленных на деятельность учащихся в окружении природы или экскурсии. При этом даже повседневный урок географии, который проводится без выхода на местность, может нести в себе элементы экологической направленности. Демонстрация редких растений может происходить с использованием картинок, видеоматериалов, гербария.
На уроке географии ЕАО важно рассмотреть тему распространения редких растений по территории Еврейской автономной области. Примерный план-конспект урока приводится ниже.
Тема: «Особенности распространения редких растений по территории Еврейской автономной области»
Цель урока — формирование представления о редких растениях ЕАО и закономерностях их распространения по территории области.
Задачи урока:
1. Образовательная: ознакомление с видовым составом редких растений на территории ЕАО.
2. Воспитательная: формирование эстетического восприятия мира и бережного отношения к природе родной земли.
3. Развивающая: закрепление навыков самостоятельной работы.
Оборудование: атласы Еврейской автономной области, наглядные
пособия, презентация, видеоматериалы, учебник по географии Еврейской автономной области 2007 года и энциклопедический справочник «Еврейская автономная область» 1999 года.
Ход урока
1. Организация класса
2. Актуализация знаний
Учитель: Мы продолжаем изучение природы нашей родной области. Нами уже рассмотрены особенности рельефа, климата и почв Еврей-
86
ской автономной области. Ответьте, пожалуйста, на какой природный компонент будут оказывать влияние рассмотренные факторы?
Ученик: На растительность.
Учитель: Правильно. Определите, какую роль играет растительный покров в жизни человека?
Ученик: Растения поставляют в воздух кислород, являются средой обитания для многих насекомых и животных, а также используются в хозяйственных целях человеком.
Учитель: Сегодня всё чаще человек злоупотребляет дарами природы и не контролирует своего негативного влияния на окружающую среду. В результате такой деятельности многие вицы растений оказываются на грани полного уничтожения.
Давайте попробуем разобраться в особенностях редких растений нашей области, как они распространены по территории ЕАО, и выявим зависимость между их распространением и хозяйственным воздействием человека.
3. Изучение нового материала
1) Рассмотрение лимитирующих факторов
Растительный покров нашей области весьма разнообразен. Растительный мир Среднего Приамурья, в пределах которого располагается Еврейская автономная область, сформировался в результате длительного исторического развития. Доминирующим типом растительности области является лесной.
Учитель: Откройте в атласах страницу с физической картой области. Убедимся, что это действительно так. В какой части области располагаются леса?
Ученик: Главным образом в северной.
Учитель: остальную часть территории области занимают луга. Обратите на это внимание на карте. Чётко видно, что редкие растения также распространяются в виде своеобразных зон. Вспомните, какие растения произрастают в горной части нашей области?
Ученик: Основу составляют хвойные представители, имеются также лиственные представители. Они являются основой для жизнедеятельности других отделов растений.
Редкие краснокнижные растения неравномерно расселяются по территории Еврейской автономной области. На их размещение влияют различные естественные и антропогенные факторы.
Чтобы выяснить, где какие редкие растения произрастают, давайте определим, какие факторы на это влияют и почему растения становятся редкими. При этом мы постараемся проследить географические закономерности их распространения.
Учитель: Укажите причины, которые, на ваш взгляд, негативно влияют на растительность, которые проявляются в нашей области.
Ученик: Называют свои варианты (наличие транспортных путей, рубка леса, внесение удобрений, наличие мусорных свалок).
87
Учитель: Давайте проведём систематизацию этих факторов. Записывайте в тетрадь: особенности распределения населения, промышленное производство, лесозаготовка, пожары, сбор растений населением в личных целях, урбанизация, экологические и биологические характеристики видов [4].
Отметим разными цветами факторы, больше влияющие на растительность гор и возвышенностей, и факторы, влияющие на растительность низменных районов.
Трудно определить, какой из факторов оказывает наибольшее влияние на растения в целом. Но один из самых грозных и губительных факторов — это пирогенная опасность. Давайте просмотрим материалы видеофильма, которые свидетельствуют о влияния пожаров на лесной покров Дальнего Востока.
Просмотр видео.
Учитель: Таким образом, мы выяснили, по какой причине вымирают растения. Теперь рассмотрим, как это связано с ареалами их распространения.
2) Распространение редких растений по территории области
Учитель: Давайте рассмотрим карту в атласе и сделаем вывод, какие растения будут распространены в северной и северо-западной частях ЕАО?
Ученик: На эти территории больше всего воздействуют горнорудное производство и пожары, поэтому здесь в основном редкие растения — это Голосеменные и Покрытосеменные. Соответственно начнут деградировать мхи и лишайники, так как они произрастают в симбиозе с деревьями.
Учитель: Из Голосеменных редким представителем является сосна корейская. Это наиболее ценный вид, который имеет важное значение для медицинской отрасли. Это единственный вид в древесной форме, который относится к редким представителям.
Демонстрация презентации и гербария.
Учитель: А что вы можете сказать о редких растениях остальной части области?
Ученик: Здесь вымирающие виды в основном растительные и луговые.
Среди травянистых растений многие становятся редкими из-за своего красивого внешнего вида. Обратите внимание на венерин башмачок, лилии, которые у нас произрастают. Такую красоту важно сберечь! Нет смысла срывать эти цветы.
Демонстрация гербариев и презентации.
Учитель: Как вы думаете, оказывает ли Транссибирская магистраль какое-то влияние на растительный покров?
Ученик: Скорее всего, оказывает влияние негативное.
Учитель: Можете ли вы как-то оказать влияние на сохранение растительности?
88
Ученик: Да, каждый человек может принести пользу, просто не нанося вреда. Важно не срывать растения, а ещё — рассказывать о них, чтобы другие люди знали, как выглядят редкие растения.
4. Закрепление пройденного материала
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать экологами. Ребята с первого ряда будут группой по спасению сосны корейской, со второго — по мхам, а с третьего — по цветковым.
Предложите вариант действий, который позволит сохранить ваши растения (5 мин.).
Проверка задания.
Растительный покров Еврейской автономной области — это совокупность уникальных сообществ растений, испытывающих на себе влияние местных климатических условий, где произрастают особи на границах своего обитания. Поэтому сохранение этого покрова — важнейшая задача на сегодняшний день. Антропогенная деятельность промышленного и хозяйственного характера, влияющая на состояние растительного покрова, в императивном порядке регламентируется законом, но этого недостаточно для обеспечения сохранности растительного покрова. При этом, как показывает практика, огромный вред окружающей среде наносят граждане, которые небрежно и губительно использующие растения в хозяйственных целях. Соответственно, знание редких видов растений и ареалов их распространения — одно их направлений изучения природы своего региона. Кроме того, рационализация и экономически выгодное использование видового состава являются основой экологизации природопользования всего государства [5].
5. Домашнее задание
Учитель: Используя контурную карту ЕАО, обозначьте основные распространения ареалов редких растений (используя по выбору любой отдел растений).
Рассмотренный урок представляет примерный план проведения географического урока о природе Еврейской автономной области. Главная особенность обучающего процесса состоит в его широкой краеведческой направленности и экологической специфике изучаемой темы. Основной задачей начала урока является чёткая формулировка цели для учеников для их подготовки к дальнейшей работе.
Реализация краеведческого принципа происходит на данном уроке через познание флористических особенностей родного края. Изучение проблем динамики численного состава растений позволяет усвоить ребятам важность уважения к природе и необходимости ценить её, охранять редкие виды. И, что ещё более важно — способствует воспитанию чувства любви к растительным и животным сообществам, учит уважать и ценить окружающую среду через осознание важности охраны редких видов.
89
Список литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384 с.
2. Липовецкая А. А., Стельмах Е. В. Особенности изучения распространения редких растений по территории Еврейской автономной области на примере конкретного урока / / Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема.2014. № 3(16). С. 48 — 55.
3. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. 8-е изд., испр. М.: Просвещение, 1992, 254 с.
4. Стельмах Е. В., Соловченков С. А. «Куда ушёл крестьянин?» К вопросу занятости сельского населения юга Дальнего Востока / / Фундаментальные исследования. 2014. № 3-3. С. 647 — 650.
5. Стельмах Е. В. Управление природопользованием как фактор экономического развития Еврейской автономной области / / Власть и управление на востоке России. 2013. № 4(65). С. 49—52.
•Jc -Jc -Jc
Stelmach Elena V., Lipovetskaya Anna A., Solovchenkov Sergey А.
THE USE OF THE REGIONAL PRINCIPLE FOR THE ACHIEVEMENT
OF EDUCATIONAL OBJECTIVES IN GEOGRAPHY
Л 2 Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan;
3 Institute of Complex Analysis of Regional Problems
Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, Birobidzhan)
The Article is devoted to the use of the principle of local history in the teaching of geography lessons in secondary school on the territory of the Jewish Autonomous region. An example of the
structure of the lesson, its content.
Keywords: geography lesson, history, visibility, regional principle.
References
1. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya (Pedagogical psychology). Moscow.: Logos, 2004. 384 p.
2. Lipovetskaya A. A., Stel'makh E. V. Features of the study of distribution of rare plants on the territory of the Jewish Autonomous region on the example of a specific lesson [Osobennosti izucheniya rasprostraneniya redkikh rasteniy po territorii Evreyskoy avtonomnoy oblasti na primere konkretnogo uroka] // Vestnik PGU im. Sholom-Aleykhema, 2014, no. 3(16), pp. 48—55.
3. Skatkin M. N. Metodika prepodavaniya estestvoznaniya v nachal'noy shkole (Methods of teaching science in primary school). Uchebnik dlya 3,5 klassov sredney shkoly 8-e izdanie, ispravlennoe Moscow «Prosveshchenie», 1992, 254 p.
4. Stel'mah E. V., Solovchenkov S. A. «Where did the peasant?» to the question of employment of the rural population of the South of the Far East [«Kuda ushel krest'yanin?» K voprosu zanyatosti sel'skogo naseleniya yuga Dal'nego Vostoka] / / Fundamental'nye issledovanija, 2014, no. 3-3, pр. 647 — 650.
5. Stel'mah E. V. Environmental management as a factor of economic development of the Jewish Autonomous region [Upravlenie prirodopol'zovaniem kak faktor ekonomicheskogo razvitiya evreyskoy avtonomnoy oblasti] // Vlast' i upravlenie na vostoke Rossii, 2013, no. 4(65), pр. 49—52.
•Jc -Jc -Jc
90