Научная статья на тему 'Использование Координационным центром ДВФУ эффективных практик профилактики деструктивного поведения в образовательной среде против пропаганды деструктивных молодежных движений'

Использование Координационным центром ДВФУ эффективных практик профилактики деструктивного поведения в образовательной среде против пропаганды деструктивных молодежных движений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
727
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Молодежь / деструктивная субкультура / профилактика / система профилактики / форум-театр / буллинг
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кондрашов Сергей Вячеславович, Шумейко Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Координационным центром ДВФУ эффективных практик профилактики деструктивного поведения в образовательной среде против пропаганды деструктивных молодежных движений»

использование Координационным центром ДВФУ эффективных практик профилактики деструктивного поведения в образовательной среде против пропаганды деструктивных молодежных движений

СТАТЬЯ

46

Использование Координационным центром ДВФУ эффективных практик профилактики деструктивного поведения в образовательной среде против пропаганды деструктивных молодежных движений

Кондрашов Сергей Вячеславович — главный специалист Координационного центра Дальневосточного федерального университета по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, г. Владивосток.

Шумейко Антон Александрович — директор Координационного центра Дальневосточного федерального университета по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма, г. Владивосток.

Деятельность субъектов профилактики по минимизации рисков возникновения деструктивного поведения в молодежной среде давно должна была преобразоваться с экстенсивной формы работы, с её формалистским подходом, на интенсивную. Почему такие изменения необходимы? Современные деструктивные проявления, под влиянием коммуникации в сети Интернет и с возникновением клипового мышления у молодежи, перестали иметь иерархическую систему и вообще какую-либо четкую структуру. Теперь молодому человеку не нужно куда-то идти, чтобы попасть под влияние «старшего», нет необходимости участвовать во «вписках», читать много томов идеологической литературы, чтобы вступить в политическое течение. Достаточно знать, что движение существует, и приписать себя к нему в социальных сетях. Никто с подростка

«не спросит» за такое, а наоборот, по тегам и подпискам молодого человека его найдут кураторы, заинтересованные в деструктиве. Причем подростку могут писать даже не люди, а бот-программы, которые будут представляться куратором движения и давать задания по заготовленному алгоритму ответов.

Возникает вопрос: насколько будут эффективны профилактические лекции от классного руководителя, даже если их будут проводить каждый день? Итогом такой работы, скорее всего, будет то, что профилактическое мероприятие превратится в пропаганду и втягивание тех ребят в деструктив, которые даже не слышали о нем. Зато формальные показатели образовательного учреждения будут отличные, потому что в отчетах будут большие цифры.

Теперь стоит поговорить о реальной цели профилактики в молодежной

среде. Профилактические мероприятия по минимизации рисков возникновения деструктивного поведения в молодежной среде проводятся с целью формирования у каждого участника твердого неприятия негативных явлений. Как это можно достичь? Необходимо, во-первых, объяснять все «темные» места деструктивного движения, чтобы подросток понял и оценил риски. Во-вторых, необходимо закреплять материал интерактивным форматом (без этого участник быстро забудет негативные эмоции от соприкосновения с деструктивом).

Специалисты Координационного центра ДВФУ проводят большое количество интерактивных профилактических мероприятий, но в качестве примеров хочется привести семинар-тренинг «Суд над булли» (профилактика буллинга в образовательной среде) и спектакль в формате форум-театра.

Для проведения семинар-тренинга «Суд над булли» специалисту желательно иметь профильную подготовку педагога-психолога, чтобы обладать компетенциями

для решения межличностных конфликтов. В процессе семинар-тренинга, посвященного профилактике буллинга, класс или группа делится по ролям (роли предлагаются участникам на выбор). Обычно роли такие: буллер, жертва, родители буллера, родители жертвы, куратор группы или классный руководитель, психолог, заместитель директора по воспитательной работе, директор образовательного учреждения, полицейский. Для минимизации риска возникновения последующего буллинга и комфортного управления игровым процессом именно специалист должен играть роль «потенциальной» жертвы буллера. Ролей в данной игре заведомо меньше, чем участников, чтобы после распределения основная часть коллектива стала потенциальными

Рис. 1. Проведение семинар-тренинга «Суд над булли» в Колледже технологии и сервиса,

г. Владивосток.

Рис. 2. Проведение семинар-тренинга «Суд над булли» в Колледже технологии и сервиса,

г. Владивосток.

буллерами. Это обеспечивает интерактивный формат и погружение всех участников в профилактический процесс. Когда все роли распределены, буллерам дается задание придумать и затем рассказать их план по издевательству над потенциальной жертвой (специалистом). Ограничений никаких нет, но есть единственное правило — необходимо подойти к потенциальной жертве и рассказать план перед аудиторией. Здесь срабатывает первый профилактический момент: наиболее агрессивные потенциальные буллеры в игровой форме порицаются всей аудиторией, так как произносят вещи, выходящие за рамки этики поведения. Далее специалист вносит свои поправки и просит отыграть остальные роли в рамках названых действий, которые словесно были применены к жертве. Так проходит от 3 до 5 кругов, затем игра останавливается.

Пример круга: буллер говорит о том, что он бы выкинул рюкзак потенциальной жертвы в мусорку. Участники игры

реагируют на происшествие и обсуждают его. Модератор просит высказать свое мнение и алгоритм действий по очереди всех участников, которые отыгрывают роли взрослых. Модератор выслушивает мнения и при необходимости информирует об ответственности за те или иные действия (иногда участники, отыгрывающие родителей, говорят, что они бы побили буллера, поэтому необходимо объяснить последствия насилия в нормативно-правовых рамках).

После объяснений специалистом (педагогом-психологом) мотивов деструктивного поведения буллера и последствий данных действий в правовом поле Российской Федерации участники семинар-тренинга зачастую делятся негативными эмоциями от наблюдения происходящего буллинга, хотя реального воздействия на них совершено не было.

В качестве следующего интерактивного профилактического мероприятия можно привести спектакль в формате форум-театра. Сотрудники Координационного центра ДВФУ организуют его на самые разные темы: от проблемы употребления психоактивных веществ среди молодежи до тем домашнего насилия и межнациональных конфликтов. Технология «форум-театр» представляет собой четко структурированный спектакль с обязательными последовательными фазами [1]. Вначале сотрудниками центра совместно с психологами образовательного учреждения выбирается определенная тема спектакля. Анализируется доступная статистика ВУЗов региона и выводятся наиболее опасные тенденции, чтобы тема была актуальной для молодежи. Потом пишется сценарий и набирается труппа из числа студентов. Актеры должны по собственной воле принимать участие в спектакле. Назначать студентов бессмысленно, иначе игра будет нереалистичной, а значит все мероприятие станет только пустой формальностью. В день спектакля зрителям объясняют, что роли играют не профессиональные актеры, а сами студенты. Все образы из постановки собирательные и жизненные. Сцена форум-театра — это часть зрительного зала, присутствующие как бы проживают события вместе с главными героями. Любой желающий может вмешаться в постановку и изменить ход событий. Иногда участники хотят исправить поведение родителей, эгоистичных подруг или нерешительного друга, а может и вовсе в спектакле появиться новая сцена. Неизменной частью остается острая дискуссия и совместный поиск верного решения. Мероприятие модерируют специалисты

Координационного центра ДВФУ, после спектакля и обратной связи от зрителей на сцену выходит приглашенный эксперт (психолог), который объясняет суть проблемы героев постановки и отвечает на вопросы зрителей. Главная цель таких социальных спектаклей — обсудить со зрителем в формате открытого диалога все происходящее на сцене и прийти к какому-то общему выводу [2].

Возникает вопрос: как же выстроить эффективную профилактику в образовательном учреждении? Во-первых, к профилактическим мероприятиям необходимо привлекать лекторов, которые мало соприкасаются с участниками в повседневном образовательном процессе. Благодаря этому лекторы будут восприниматься как «эксперты», а информация от них будет лучше усваиваться. Во-вторых, формат подачи информации должен быть «равный-равному», чтобы студенты не чувствовали, что их наставляют на конкретный путь и что-то внушают. Учащиеся должны четко понимать, что им лишь объясняют суть деструктива, а выбор остается всецело за ними, так как у них есть собственное мнение и воля. Однако стоит отмечать, что и ответственность за их действия лежит полностью на их плечах.

В качестве заключения стоит изложить тему общих черт деструктивных течений, информация о которых может понадобиться для повышения эффективности профилактических мероприятий. Видов деструктивных течений много, и они имеют большое число отличий. Что же у них есть общего?

Во-первых, сетевой формат вербовки с соблюдением режима инкогнито. Подросток может найти много

Рис. 3. Форум-театр «Мама, я взрослая!» на тему семейных ценностей и детско-родительских отношений. Зрители — студенты, педагоги и сотрудники Дальневосточного федерального университета.

информации в сети Интернет по любому деструктиву. Большинство источников в социальных сетях — это фейковые страницы, которые ведут другие лица. Фейковые страницы создаются для предотвращения деанонимизации авторов. Если нет ярких живых авторитетов движения в сети, то и уничтожить (посадить) просто некого, чтобы данное движение остановить. В качестве профилактики можно использовать лекции в образовательных учреждениях, на которых будет подниматься тема критического мышления и проверки авторства статей, новостей.

Во-вторых, цели любого деструктивного движения всегда размыты: это необходимо для гибкости и «выживания» движения в сети Интернет. Если цель будет достигнута, то импульс развития иссякнет и роста создания

нового контента не будет. Чем более размыта цель, тем больше можно привлечь потенциальных создателей контента, способных работать в разных векторах и поставлять информацию на интернет-площадки. Пример — Те1едгат-каналы националистской тематики. В них вы не увидите четких целей, а контент, размещенный на площадках, затрагивает широкий спектр тематик: от разбора различных видов огнестрельного и холодного оружия до обсуждения исторических событий политики 19-20 веков.

В-третьих, порог вхождения в любое движение, в массе своей, крайне низок. Обычно человек просто ведет свой социальный профиль с атрибутикой движения, и это уже делает его приверженцем.

Самое сложное в интенсивной профилактической работе — это правильно объяснить негативную сторону деструктивного движения и не вызвать живой интерес у подростка к деструктиву, то есть не допустить пропаганду деструктива. Как провести эффективное профилактическое мероприятие?

Как пример можно использовать формат «равный-равному» в обсуждении сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» 2023 года. Стоит отметить, что мероприятие нужно проводить по приглашению классных руководителей или кураторов, если те стали замечать в коммуникации между обучающимися использование лексики и моделей

поведения из сериала. Это говорит о том, что учащиеся смотрели сериал и необходимо провести профилактическое мероприятие. Также педагоги могут сами спросить у обучающихся, хотят ли они обсудить данный сериал с приглашенным лектором.

Приглашенный лектор вначале кратко рассказывает о сериале, делая акцент на том, что это драма. Чтобы применить подход «равный-равному», лектор начинает с того, что делится своими эмоциями от сериала. Это способствует налаживанию позитивного диалога. Потом спрашивает у участников мероприятия, что им понравилось в сериале.

Рис. 4. Форум-театр «Соседи» на тему межнациональных конфликтов. Спектакль проходил в рамках II Краевого форума «Вопросы межнационального взаимодействия и профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» в Дальневосточном федеральном университете.

Рис. 5. «Открытый диалог» с волонтерами гуманитарной миссии в Донецке и Запорожье. Участники — студенты, педагоги и сотрудники Дальневосточного федерального университета.

Ответы скорее всего будут шаблонными: понравились актеры, образ силы и насилия, вседозволенность героев, дух товарищества и свободы. Затем на каждой теме лектор должен заострить внимание и подвергнуть все тезисы критическому взгляду.

Пример вопросов для обсуждения: «Свобода от чего и для чего?», «Какое может быть товарищество и братство, если все издеваются друг над другом?» и т. д. Главное для лектора в ходе обсуждения объяснить и подтолкнуть участников к идее о том, что все герои сериала попали в тупиковую ситуацию из-за своих поступков, слабости, трусости, страха остаться одному со своими проблемами и т. д., тем самым развеять ореол славы. Далее можно обсудить, что бы сделали ребята, если бы сами были героями сериала и оказались в ситуациях, которые были показаны (участники, скорее всего, будут говорить о том, что они бы сделали

лучше и правильнее, так как здесь срабатывает психология приписывания себе позитивных качеств на публику). Всё можно подвести к одному выводу, что все присутствующие намного умнее, добрее и человечнее героев сериала. И попадать в такую же ситуацию, как герои, бессмысленно.

Еще как пример эффективного профилактического мероприятия можно взять освещение темы фейков в период специальной военной операции (СВО). Тема широкая, и практически никто не знает точного положения дел на фронте, а фейков на эту тему — колоссальное множество. В этом случае узнавать мнение студентов о СВО не стоит, так как такой разговор может разорвать нить доверия и коммуникация перестанет быть позитивной. Можно рассказать историю фейков (начиная с античности), затем поделиться научной теорией о когнитивных войнах. Для эффективной

54

статья

профилактики обязательно использовать позитивный контент по данной теме. Разобрать, кому фейки нужны, и объяснить, что это оружие «мягкой силы» в эпоху информационного общества. Плавно перейти к военным фейкам о СВО и обсудить, кому они могут быть нужны. В конце можно совместно составить рекомендации по развитию критического мышления. Другим способом преподнесения этой информации являются встречи не с военными, а с гражданскими лицами, которые нашли в себе смелость отправиться на фронт с гуманитарной миссией. Это могут быть как волонтеры, так и медики. Будет особо показательно, если эти люди тоже будут являться студентами. В таких мероприятиях очень важны роль модератора и правильно составленные вопросы, чтобы дискуссия имела конструктивный характер и не переросла в агрессивную манеру подачи информации.

Подводя итоги материалов статьи, можно сказать, что в профилактической работе всех субъектов профилактики, во избежание пропаганды деструктивного поведения в молодежной среде, необходимо стимулировать подростков развивать критическое мышление и самостоятельно знакомиться с официальными научными изданиями по социальным проблемам. Без диалога и обсуждений, где обе стороны (ребенок и лектор) имеют право на своё мнение, не получится избежать угрозы превращения профилактики в пропаганду.

Список использованных источников:

1. Литвиненко М. А. Форум-театр

как технология профилактики социальных проблем в молодежной среде / М. А. Литвиненко. — Текст: электронный // Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность: материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 2-6 декабря 2019 г.). — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. С. 205-210.

2. Технология «Форум-театр» как метод профилактической работы в учреждениях образования // Знанио.М., 2019.

URL: https://znanio.ru/medianar/61 (дата обращения: 30.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.