UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОЛОГОВ
Полянская Анна Вячеславовна
аспирант кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета, 129226, Россия, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1
E-mail: _ polyanskaya-anya@m.ail. ru
В статье рассмотрена проблема использования потенциала визуального моделирования в педагогической практике системы профессиональной подготовки специалистов экологического профиля. Обоснована необходимость обращения к возможностям компьютерных визуальных моделей в целях подготовки будущих экологов к природоохранной деятельности, протекающей в условиях динамично развивающегося и визуализирующегося профессионального информационного пространства. Предложены определение, классификация подобных моделей, востребованных в рассматриваемом учебновоспитательном процессе. Отмечен дидактический потенциал данных средств обучения в формировании специальных компетенций будущих специалистов экологической сферы.
Полянская А.В. Использование компьютерных визуальных моделей в профессиональной подготовке будущих экологов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 11-12 (20) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2820
THE USING OF COMPUTER VISUAL MODELS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECOLOGISTS
Anna Polyanskaya
Postgraduate student of the Department of the Social and Pedagogical Informatics of Russian State Social University, 129226, Russia, Moscow, Wilhelm Pieck Street, 4, build. 1
АННОТАЦИЯ
Специфика формирования специальных компетенций будущих экологов в условиях привлечения возможностей компьютерного визуального моделирования раскрыта в аспекте развития у них способности использовать визуальные модели для решения профессиональных задач.
Подчеркнута необходимость формирования данной способности, начиная с ранней ступени подготовки специалистов в системе профессионального образования, предоставляющей широкие возможности освоения методов создания профильно-ориентированных компьютерных визуальных моделей и взаимодействия с ними в рамках ряда учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей), производственной практики.
Раскрыта роль в решении данных задач дисциплин информационного цикла, обеспечивающих достойный вклад в раскрытие природы визуальных моделей, востребованных в природоохранной практике, закономерностей, особенностей их функционирования, методов, средств, технологий создания и оперирования ими. Представлены направления реализации потенциала компьютерного визуального моделирования в рамках указанных дисциплин.
Отмечено отсутствие в педагогической практике отечественной системы профессионального образования выстроенной системной работы по формированию у будущих экологов способности использовать визуальные модели для решения профессиональных задач в процессе обучения дисциплинам информационного цикла. Сделан вывод о задействовании не в полной мере возможностей визуальных моделей, а также и потенциала информационных дисциплин для эффективного решения задач подготовки кадровых ресурсов экологической сферы. Предложены первоочередные меры по достижению успешной педагогической практики формирования у будущих экологов способности использовать визуальные модели в профессиональной деятельности в рамках обучения дисциплинам информационного цикла.
ABSTRACT
The problem of using visual modeling potential in ecological specialists training is considered in the article. The necessity of resorting to computer visual models
potentialities to train future ecologists for environmental activity, proceeding in conditions of dynamic and render professional information space, is substantiated. Determination, classification of demanding in this educational process such models are proposed. The didactic potential of these teaching means in formation of future ecological specialists special competencies is marked.
The specificity of formation of future ecologists special competencies in conditions of attracting computer visual modeling potentialities is disclosed in the aspect of development their ability to use visual models for solving professional tasks.
The necessity of formation of this ability from earliest stage of training specialists in vocational education system, that provides wide potentialities of applying methods of creation of profile-oriented computer visual models and interaction with them within a number of courses, subjects and disciplines, practical training, is accentuated.
The role of disciplines of information cycle, providing a valuable contribution to discovering of demanding in environmental activity visual models nature, regularities, peculiarities of their functioning, methods, means, technologies of creation and operation of them, in solving these problems is disclosed. The directions for realizing of visual modeling potential within these disciplines are produced.
The lack of constructed work on formation of the future ecologists ability to use visual models for solving professional tasks during teaching information disciplines in pedagogical practice of national vocational education system is noted.
The conclusion about involvement computer visual models potentialities and information disciplines potential for effective solving problems of professional training human resources for environmental sphere not in full measure is done.
The priority actions to achieve successful pedagogical practice of formation of the future ecologists ability to use computer visual models in professional activity within information disciplines are proposed.
Ключевые слова: профессиональная подготовка экологов, педагогическое моделирование, компьютерная визуальная модель образовательного назначения, обучение дисциплинам информационного цикла.
Keywords: vocational training of ecologists, pedagogical modeling, computer visual model of educational purposes, teaching disciplines of information cycle.
В современной практике системы профессиональной подготовки специалистов в области экологии и природопользования заслуженно находят отражение актуальные тенденции развития педагогического знания, предполагающие непременное обращение в ходе организации и осуществления учебно-воспитательного процесса к новейшим возможностям визуального моделирования как частного проявления самостоятельного гносеологического сектора - педагогического моделирования, обеспечивающего, согласно А.Н. Дахину, необходимыми средствами внедрения инновационные образовательные проекты [5, с. 11].
Достижения данного метода, имеющего сегодня мощную техникотехнологическую поддержку, нередко применяются в целях решения задач оптимизации структуры предназначенного к изучению будущими специалистами экологического профиля материала, гибкого управления их учебно-познавательной деятельностью и реализуемым в ходе их профподготовки процессом обучения, улучшения планирования, прогнозирования, проектирования, диагностики последнего и др.
При этом в рамках образования будущих экологов особое значение приобретает использование визуальных моделей, прежде всего компьютерной природы, в качестве средств обучения ввиду насущной необходимости подготовки данной категории специалистов к успешной природоохранной деятельности, протекающей в условиях динамично развивающегося и все более визуализирующегося профессионального информационного пространства.
Разделяя точку зрения З.С. Беловой на природу визуальной модели в качестве любой зрительно воспринимаемой конструкции, представляющей
сущность объекта познания [1, с. 269], определим компьютерную визуальную модель образовательного назначения как ее разновидность, созданную на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и наглядно представляющую или воспроизводящую на экране ЭВМ всякий фрагмент реальности (как реальной, так и виртуальной), который включен в познавательную и предметно-практическую деятельность субъектов учебновоспитательного процесса, реализуемую в условиях использования средств ИКТ и предусматривающую возможность многоаспектного информационного взаимодействия с подобной имитацией в образовательных целях.
Сегодня в педагогической практике системы профессиональной подготовки будущих специалистов в области экологии и природопользования востребованы разнообразные визуальные модели компьютерной природы, отличающиеся по своему назначению, содержанию, технологиям и средствам создания, способам изображения, методам и приемам использования. Речь идет об имитациях, обеспечивающих трехмерное (статические и динамические 3D-модели экологических объектов, процессов и явлений: модели местности и экологической обстановки разной степени детализации, интерактивные объемные образы экообъектов, процессов и явлений и сопутствующая анимация, видеосюжеты и др.), двухмерное (фотографический материал: пейзажная фотография, локография, астрофотография, подводная фотосъемка и т. д.), тематические иллюстративные материалы (рисунки, коллажи, презентации, 2Э-анимация и т. д.), географические и экологические карты и атласы и др.), условно-схематическое (инфографика: графики, диаграммы, схемы, чертежи, таблицы и т. д.), идеограммы и др.), а также знаковосимволическое (числа, буквы, формулы, логотипы, символы, пиктограммы и др.) отображение на экране ЭВМ учебного материала.
Обращение к такому многообразию компьютерных визуальных моделей в процессе организации и осуществления профессиональной подготовки будущих экологов вполне оправдано, прежде всего раскрытым в работах различных авторов [2-4; 6-13 и др.] неисчерпаемым дидактическим
потенциалом данных средств обучения в формировании и совершенствовании общих компетенций воспитываемых специалистов любого профиля как инвариантной части их интеллектуально-духовной системы, обеспечении высокого уровня их осознанного творческого самопознания и самоорганизации, самовоспитания и саморазвития, самосовершенствования, самоуправления и самоконтроля в соответствии с учебно-познавательными интересами и актуальными информационными потребностями, отчасти в контексте освоения ими выбранных сфер будущей профессиональной деятельности.
Вместе с тем, что особенно важно, достижения визуального моделирования, получившие на современном этапе мощную техникотехнологическую поддержку, востребованы в процессе развития и совершенствования не только общих, но и специальных компетенций будущих конкурентоспособных специалистов экологической сферы, претендующих на успешную реализацию природоохранной деятельности, воплощающей на практике идеи коэволюции природы и общества.
Так, сегодня становится все более очевидным тот факт, что деятельность современного эколога осуществляется в условиях возрастающей роли визуальной составляющей представления профессионально значимой информации. В поисках эффективных механизмов гармоничного взаимодействия человека и природы специалист экологического профиля все чаще обращается к данным, полученным с помощью современных систем мониторинга и принятия решений, виртуальных приборов, интеллектуальных измерительных инструментов и лабораторных комплексов, имеющих микроэлектронную основу; возможностям гео- и экоинформационных систем со встроенными средствами визуализации; результатам проведенных компьютерными средствами экологических экспериментов; новейшим отраслевым технологиям в области анализа и моделирования и т. д.
Решение актуальных задач экологической практики требует от него постоянного взаимодействия с представленными в компьютерной среде профильно-ориентированными визуализированными данными и визуальными
моделями, обеспечивающими разработку и реализацию наиболее продуманных, инновационных и перспективных сценариев рационального природопользования.
Однако лишь грамотное использование отраслевых технологий и средств визуализации и визуального моделирования, обслуживающих сферу экологии и природопользования, позволяет экологу с их помощью не только изучать существенные с точки зрения природоохранной и ресурсосберегающей деятельности стороны исследуемых объектов, процессов и явлений, но и глубже проникать в их содержание, распознавать присущие им закономерности и особенности, скрытые от традиционных средств и методов экологической практики, а также обнаруживать в запутанной и неясной системе наблюдаемых при этом сопутствующих перцептивных признаков ясные и отчетливые концептуальные моменты.
Овладев в полной мере новейшими технико-технологическими достижениями визуального моделирования, современный специалист экологического профиля становится активным участником разнообразных уникальных экологических явлений и процессов в виртуальном пространстве, воспроизводящем реальный мир и происходящие и прогнозируемые в нем события посредством визуализированных образов. Приобретая в интерактивной виртуальной среде особые физические, интеллектуальные и творческие способности, неклассические возможности перемещения в пространстве и во времени, перевоплощения, сотворения, трансформации и многие другие, эколог по-новому воспринимает и познает природу и окружающую среду, осваивает традиционные и инновационные направления своей деятельности, в том числе те, которые оказываются недостижимы в повседневной практике. При этом используемые им средства компьютерной графики и анимации позволяют оперировать яркими и эффектно оформленными визуальными моделями, не просто служащими дополнительной иллюстрацией результатов его деятельности, но и отражающими различные состояния или проигрывающими многовекторное развитие тех или иных
исследуемых объектов и процессов, которые должны быть учтены при построении и реализации профессиональных сценариев и прогнозов и принятии рациональных решений в сфере экологии и природопользования.
В данном случае речь идет о постижении специалистом-экологом, неотъемлемыми составляющими квалификационных характеристик которого являются специализированное, умелое видение, именуемое «опытным взглядом» или «профессиональным зрением», а также соответствующий мыслительный аппарат (способности оперирования образами и схемами при решении профессиональных задач; восприятия новых связей и отношений объектов профильного интереса; воспроизведения и сохранения отраслевой информации; наблюдательность, внимательность к деталям, частностям, умение их распознавать и использовать в конкретных производственных ситуациях, креативность, воображение и др.), широких возможностей компьютерного визуального моделирования как одного из важнейших инструментов экологической практики с точки зрения изучения и прогнозирования состояния окружающей среды, обеспечения и понимания эколого-политических возможностей деятельности и поступков современного человека, а также «конструирования» и претворения в жизнь экологополитических стратегий в области устойчивого развития.
При этом формирование у специалиста экологического профиля необходимой с точки зрения успешной реализации природоохранной деятельности способности использовать визуальные модели для решения профессиональных задач представляется целесообразным начинать на этапе его подготовки в системе профессионального образования (желательно с самой начальной ступени), которая обеспечивает ему всесторонние возможности освоения общих и специальных методов создания подобных имитаций образовательного и производственного назначения и многоаспектного и конструктивного взаимодействия с ними в рамках целого ряда учебных курсов, предметов и дисциплин (модулей).
Анализ документов, регламентирующих организацию профессиональной подготовки кадров экологической сферы, свидетельствует о том, что будущие экологи, достигшие в период студенчества в силу возрастных особенностей своего развития большей произвольности психических процессов (перцептивных, мнемических, эмоционально-волевых, мыслительных), могут продуктивно погружаться в мир визуального, в том числе профильноориентированного, моделирования в ходе изучения таких дисциплин и модулей, как, например, «Математика», «Физика», «Химия», «Г еография», «Геология», «ГИС в экологии и природопользовании», «ИТ в профессиональной деятельности», «Начертательная геометрия и инженерная графика», «Основы экологии», «Учение о сферах Земли», «Прикладная экология» и др. Кроме того, взаимодействие обучаемых с визуальными моделями может распространяться далеко за рамки учебного процесса, протекающего в аудитории, и иметь место в ходе прохождения ими производственной практики, в том числе на отраслевых предприятиях.
При этом особая роль в процессе формирования у будущих экологов столь значимой способности, по мнению автора, должна отводиться дисциплинам информационного цикла, обеспечивающим достойный вклад в раскрытие студентам данного профиля природы современных визуальных моделей в целом и востребованных в природоохранной практике подобных имитаций в частности, закономерностей и особенностей их функционирования, актуальных методов, средств и технологий их создания и оперирования ими.
Осваивая в рамках изучения материала указанных дисциплин визуальные возможности разнообразных универсальных и специальных прикладных программных средств, обучаемым необходимо вникать в тонкости механизма построения многочисленных типов и видов используемых в профессиональной экологической деятельности визуальных моделей компьютерной природы, раскрывать алгоритмы их разработки, размышлять над содержанием данных имитаций, задействуя имеющиеся или постигая новые знания из различных, как правило нескольких, предметных областей.
Выполнение научно-исследовательских проектов и решение профильноориентированных учебных задач подобных дисциплин, предусматривающих привлечение аппарата визуального моделирования, требуют от студентов повышенного внимания и творческого подхода к вопросам производства, поиска, переработки и представления экологической и сопутствующей информации, главным образом посредством компьютерных визуальных моделей, осуществления с ней последующих различных манипуляций аналитического и прогностического характера.
Вдумчивое и грамотное применение визуальных инструментов изучаемого программного обеспечения для работы с профессиональной информацией переориентирует будущих экологов с исключительно внешнего оформления исследуемого материала на осмысление его содержания, поиск внутренней структуры, выделение составляющих элементов и отношений между ними, определение адекватных технологий, закономерностей и принципов его представления с помощью визуальных моделей в целях решения конкретных учебно-познавательных и исследовательских задач.
При этом взаимодействие студентов с описываемыми имитациями в рамках обучения дисциплинам информационного цикла, как правило, сопровождается их знакомством с элементами программной среды, отвечающей профессиональным потребностям современного специалиста в области экологии и природопользования, которое предусматривает не только обращение к популярным у экологов готовым пользовательским формам, шаблонам с элементами визуализации и встроенными функциями, содержащимся в предназначенных к освоению программах, но и совершенствование и разработку на их базе новых визуальноориентированных технологий и средств, востребованных в экологической практике. Благодаря актуальным тенденциям в области программирования и моделирования как одного из перспективных средств универсализации его методологии, данное занятие представляется подрастающему поколению
экологов увлекательным и достойным времяпрепровождением не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами.
Практикуясь самостоятельно, а также в сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса в оформлении деталей интерфейса, создании отдельных инструментов прикладного программного обеспечения или же целых приложений для работы с визуальной экологической и сопутствующей информацией, обеспечивающих комфортные условия учебнопознавательной и производственной деятельности, будущие специалисты постепенно раскрывают для себя широкие возможности разработки и настройки собственного виртуального рабочего пространства, отвечающего их индивидуальным исследовательским и профессиональным потребностям и интересам. Дальнейшее развитие формируемых на занятиях по дисциплинам информационного цикла у студентов экологического профиля компетенций в данной области может быть продолжено в рамках отдельных тематических спецкурсов и факультативов, посвященных вопросам проектирования и разработки новейших систем программного обеспечения в сфере экологии и природопользования и организованных по общей инициативе и желанию субъектов образовательного процесса.
Очевидно, освоение в изложенном ключе широких технических и технологических возможностей визуальных моделей в контексте изучения материала информационных дисциплин позволяет воспитываемым специалистам решать учебные, а в дальнейшем и профессиональные задачи на качественно новом, более высоком уровне, предполагающем синтез предметного знания, философской рефлексии и моделирования, прежде всего визуального, имеющего мощную современную компьютерную поддержку. Умелое использование многогранного потенциала данных имитаций, в том числе при реконструировании и воспроизведении различных экологических объектов, процессов и явлений, осуществлении в отношении них действий контрольного и аналитического характера, а также составлении научных прогнозов и предсказываний альтернативных путей развития,
обусловливает непременное обращение будущих экологов в ходе профподготовки и последующей деятельности к сопрягающимся с идеями футурологии проблемам стратегического управления в области природопользования, предвидения и предупреждения наиболее вероятных экологических рисков и угроз, которые обязательно должны быть достоянием общественности. При этом успех специалистов экологического профиля в таком важном деле, как предание гласности своей природоохранной практике и привлечение внимания обывателей к насущным вопросам взаимодействия общества и природы, также во многом определяется активным задействованием возможностей визуального моделирования, предоставляющего не менее значимые методы и средства информационного и эмоциональнопсихологического воздействия.
Воплощение подобного подхода в профессиональной подготовке и деятельности специалистов-экологов помогает им осваивать и реализовывать в дальнейшем специальные, даже самые узкопрофильные, компетенции в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в контексте достижения гармонизации взаимоотношений человеческого общества и природы и обеспечения достойного вклада в популяризацию и процветание концепции устойчивого развития.
К сожалению, в настоящей педагогической практике отечественной системы профессионального образования отсутствует выстроенная целенаправленная и системная работа по формированию у будущих специалистов экологического профиля способности использовать визуальные модели для решения профессиональных задач в процессе обучения информатике и другим дисциплинам информационного цикла, а также органичному включению в канву описываемого учебно-воспитательного процесса соответствующих компетенций и связанную с ними деятельность.
Приобщение студентов-экологов к достижениям и возможностям визуального моделирования в области охраны окружающей среды и рационального природопользования в рамках изучения указанных предметов
и курсов происходит, как правило, фрагментарно, по большей части стихийно, без опоры на целостную концептуальную теоретико-методологическую и методическую базу. Существующий же ряд немногочисленных исследований, посвященных специфике формирования профессиональных компетенций будущих специалистов в области экологии и природопользования (М.С. Бодня, Ю.М. Брумштейн, И.И. Данилина, Е.Г. Капралов, С.А. Куролап, Г.П. Мейрбекова, Ю.А. Нестеров, В.С. Тикунов, Ю.М. Фетисов и др.) в процессе обучения дисциплинам информационного цикла, к сожалению, явно крайне недостаточен, особенно в аспекте формирования у них способности использовать визуальные модели для решения профессиональных задач.
В результате отмеченное поверхностное, зачастую научно необоснованное и методически нецелесообразное обращение участников описываемого учебновоспитательного процесса к визуальным моделям, отличающееся излишней простотой и внепрофильным контекстом, не позволяет в полной мере задействовать их возможности, а вместе с этим и потенциал курса информатики и иных информационных дисциплин для эффективного решения современных задач подготовки кадровых ресурсов экологической сферы.
Достижению успешной педагогической практики формирования
у будущих экологов способности использовать визуальные модели в профессиональной деятельности в рамках обучения дисциплинам информационного цикла, по мнению автора, в значительной степени будет способствовать решение следующих вопросов:
• уточнение системы понятий и категорий, раскрывающих сущность,
функции и специфику визуального моделирования в процессе организации и осуществления профессиональной подготовки трудовых кадров
экологической сферы в целом и в рамках обучения указанным дисциплинам в частности;
• определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у будущих экологов способности использовать визуальные модели для решения
профессиональных задач, в том числе в ходе рассматриваемого учебновоспитательного процесса;
• изучение зарубежного опыта развития у будущих специалистов экологического профиля компетенций в области визуального моделирования и реализации его потенциала в природоохранной практике в рамках обучения информационным дисциплинам и технологиям с целью дальнейшего его интегрирования в отечественную систему профессионального образования;
• разработка и совершенствование методических и практических аспектов применения визуальных моделей, главным образом компьютерной природы, в профессиональной подготовке экологов;
• создание и апробация учебно-методического обеспечения процесса формирования у будущих специалистов способности использовать визуальные модели для решения задач экологической практики;
• выработка практических рекомендаций по совершенствованию содержания и организации процесса обучения дисциплинам информационного цикла будущих экологов в условиях привлечения современных возможностей визуального моделирования.
Список литературы:
1. Белова З.С. Визуализация научно-теоретического знания. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. - 238 с.
2. Белова З.С. Визуализация теоретического знания - общенаучная проблема // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 3. - С. 269-280.
3. Далингер В.А. Компьютерная визуализация в процессе обучения учащихся
элементам фрактальной геометрии // Информационные технологии в образовании: тезисы докл. Международной заочной научно-
практической конференции (Ульяновск, 28 апр. 2012 г.). - Ульяновск, 2012. - С. 51-54.
4. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. -144 с.
5. Дахин А.Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. - 2010. - Т. 2. -№ 1. - С. 11-20.
6. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. - 2009. -№ 8. - С. 10-30.
7. Манько Н.Н. Проективная визуализация дидактических объектов -детерминант развития обучающегося // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 90-105.
8. Неудахина Н.А. О возможностях практического внедрения технологии визуализации учебной информации в вузе // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-2(78). - С. 035-038.
9. Неудахина Н.А., Родя О.С. Разработка когнитивных визуальных моделей учебной информации для активизации мышления студентов втуза // Ползуновский вестник. - 2006. - № 3-2. - С. 156-164.
10. Рапуто А.Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. - С. 138-141.
11. Рапуто А.Г. Использование компьютерных методов визуализации знания в преподавании информатики // Информатика и образование. - 2010. -№ 8. - С. 16-19.
12. Сафронова Л.В. Визуализация научного знания: дидактический аспект / Л.В. Сафронова, Т.Р. Рахматуллин. - Уфа: УЮИ МВД РФ, 2008. - 127 с.
13. Цветков В.Я., Вознесенская М.Е. Технология обучения с использованием динамических визуальных моделей // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 2. - С. 23-33.
References:
1. Belova Z.S. Visualization of scientific and theoretical knowledge. Cheboksary, ChGU Publ., 2005. 238 p. (In Russian).
2. Belova Z.S. Visualization of theoretical knowledge is general scientific problem. Social'no-gumanitarnye znanija [Socio-humanitarian knowledge]. 2008, no. 3, pp. 269-280 (In Russian).
3. Dalinger V.A. Computer visualization in teaching students elements of fractal
geometry. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: eezisy dokl.
Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Abstract of International extra-mural scientific-practical conference “Information technologies in education”]. Ulyanovsk, 2012, pp. 51-54. (In Russian).
4. Dalinger V.A. Theoretical fundamentals of cognitive and visual approach
to teaching mathematics. Omsk, OmGPU Publ., 2006. 144 p. (In Russian).
5. Dahin A.N. Pedagogical modeling. Idei i idealy /Ideas and Ideals]. 2010, vol. 2, no. 1, pp. 11-20. (In Russian).
6. Man'ko N.N. Cognitive visualization of pedagogical objects in modern learning technologies. Obrazovanie i nauka /Education and science]. 2009, no. 8, pp. 10-30. (In Russian).
7. Man'ko N.N. Projective visualization of didactic objects is determinant
of student development. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2013, no. 6 (105), pp. 90-105. (In Russian).
8. Neudahina N.A. About possibilities of practical implementation
of the technology of training information visualization in institute of higher education. Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta [Proceedings of Altai state University]. 2013, no. 2-2(78), pp. 035-038. (In Russian).
9. Neudahina N.A., Rodja O.S. The development of cognitive visual models
of learning information for stirring up the thinking of students of technical college. Polzunovskij vestnik [Polzunovsky vestnik]. 2006, no. 3-2, pp. 156-164. (In Russian).
10. Raputo A.G. Visualization as integral part of teacher training. Mezhdunarodnyj
zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International magazine
of experimental education]. 2010, no. 5, pp. 138-141. (In Russian).
11. Raputo A.G. The use of computer methods of visualization of knowledge in teaching informatics. Informatika i obrazovanie [Informatics and education]. 2010, no. 8, pp. 16-19. (In Russian).
12. Safronova L.V. Visualization of scientific knowledge: didactic aspect. Ufa, UIuI MVD RF Publ., 2008. 127 p. (In Russian).
13. Cvetkov V.Ia., Voznesenskaja M.E. The training technology with the use of dynamic visual models. Distancionnoe i virtual'noe obuchenie [Distance and virtual learning]. 2010, no. 2, pp. 23-33. (In Russian).