ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ И
УДК 744.4
Е.Н. Тимашева,
Березниковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета
Использование компьютерных технологий при изучении графических дисциплин
Рассматриваются особенности использования современных интерактивных технологий в процессе преподавания графических дисциплин. Анализируется эффективность их применения.
Ключевые слова: качество графического образования, инженерная графика, интерактивные технологии.
This article reviews the peculiarities of modern interactive technologies in the teaching of graphic disciplines. Proves the efficiency of their application. Key words: quality of graphic education, engineering graphics, interactive technology.
В связи с новыми требованиями, выдвигаемыми к качеству профессиональной подготовки специалистов, приоритетными стали такие качества выпускника вуза, как творческий подход к выполняемой работе, развитое пространственное мышление, умение ориентироваться в постоянно меняющихся условиях производства. Задача эффективного преподавания графических дисциплин в системе высшего профессионального образования сейчас тоже очень актуальна.
Известно, что качество подготовки абитуриентов с каждым годом меняется, и меняется не в лучшую сторону. Курс черчения, например, исключен из программы средней школы, и многие абитуриенты не владеют пространственным мышлением, они очень плохо знают геометрию. В таких условиях освоение дисциплины приходится начинать с азов: точка, прямая, плоскость в пространстве. Первокурснику, не имеющему начальных понятий о дисциплине, сложно связать изображение этих объектов на плоскости с их положением в пространстве.
Преподавание графических дисциплин требует постоянного совершенствования. Здесь на помощь преподавателю приходят современные мультимедийные технологии и пакеты графических редакторов.
Современный кабинет инженерной графики - это не только меловая доска. Это аудитория, укомплектованная компьютерным классом, проектором или интерактивной доской.
© Тимашева Е.Н., 2014
Технология обучения с использованием интерактивной доски позволяет студентам видеть реалистичные двухмерные и трехмерные детали и узлы, наблюдать их изменения и управлять ими непосредственно на доске, а также рассматривать их с различных точек, использовать приемы «покачивания» модели для ощущения пространства.
Для разработки лекций, учебных материалов и презентаций преподаватели используют доступную и широко распространенную программу создания презентационных материалов Microsoft Office Power Point. Современный преподаватель, владеющий навыками работы с прикладными графическими редакторами, может самостоятельно, без привлечения программистов, подготовить компьютерный курс лекций по инженерной графике, составить задания для практических занятий.
Объяснение нового материала сопровождается наглядным изображением трехмерных образов. При этом развивается пространственное воображение студентов.
Например, при изучении темы «Пересечение поверхностей плоскостью» преподавателями ис-
пользуется графический редактор «Компас 3D» (рис.). С его помощью происходит построение сферы вращением окружности вокруг оси. Затем операцией «выдавливание» образуются необходимые срезы построенной сферы. Студенты имеют возможность рассмотреть полученную модель, применяя операции «сдвиг», «вращение» и др. Возможности программы позволяют построить комплексный чертеж модели. Студенты могут визуально сопоставить трехмерную модель с ее комплексным чертежом.
Эти приемы можно использовать и при изучении темы «Изображения», когда преподаватель наглядно показывает студентам образование видов, разрезов и сечений, давая им тем самым возможность заглянуть внутрь детали.
Наличие в аудитории компьютерного класса предоставляет возможность проводить практические занятия по дисциплине с применением компьютерных технологий.
Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой студентов на компьютере позволяет
Ш ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ
Рис. Пример использования в учебном процессе графического редактора «Компас 3D»
добиться уникальных результатов в обучении. Все это способствует тому, что студенты начинают думать объемно.
Качество усвоения студентом материала дисциплины можно проверить при помощи тестовых заданий, требующих анализа и обобщения изученного матери-
ала. Для организации тестирования используется пакет SunRav Test Office Pro. Созданная тестовая база охватывает все темы инженерной графики, позволяет не только проверить усвоение студентами текущего материала, но и подготовить их к интернет-тестированию.
Высшее образование сложно представить без практического использования в учебном процессе достижений научно-технического прогресса. Обучение с использованием современных интерактивных средств является наиболее интенсивной формой обучения. Новые технологии способствуют активизации исследовательской деятельности студентов, расширяют творческие возможности преподавателей и обучаемых, повышают качество обучения.
Литература
1. Королев Ю.И., Устюжанин С.Ю. Инженерная графика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
2. Талалай П.Г. Компьютерный курс начертательной геометрии на базе «Компас 3Э». СПб.: БХВ - Петербург, 2010. 608 с.
УДК 368
Л.Ю. Боликова, В.А. Лушников,
Педагогический институт им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета
Формирование и развитие музыкально-педагогической направленности как фактор профессионального самоопределения будущих педагогов-музыкантов в вузе*
Улучшение профессиональной подготовки учителя является ключевой задачей педагогики, решение которой определяет стратегические направления развития образования. В проекте Концепции поддержки развития педагогического образования приведены результаты мониторинга деятельности государственных вузов и их филиалов, проведенного Министерством образования и нау-
ки Российской Федерации в 2012 году. В частности, в нем констатируется факт, что результаты приема и обучения студентов по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании двойного негативного отбора. Речь идет о том, что в педагогические вузы поступают не са-
мые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие их выпускники. Причинами такой ситуации является комплекс противоречий, связанных не только с получением педагогического образования, но и с педагогической профессией в целом.
Среди проблем, решение которых является предметом рассмотрения Концепции, выделяют-
* Статья публикуется по рекомендации В.В. Полукарова, доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой педагогики Педагогического института им. В.Г. Белинского Пензенского государственного университета.
© Боликова Л.Ю., Лушников В.А., 2014