УДК 616.28-072:616.283.1-089.843
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТРЕНАЖЕРА «УЧИСЬ СЛУШАТЬ»
ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ
СЛУХА И РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Н. Ю. Белова1, А. Г. Ермакова1, Е. А. Огородникова2, В. В. Люблинская2, С. П. Пак2, Н. Г. Охарева2, И. В. Королева3, 4
USING OF THE COMPUTER-BASED TRAINING SIMULATOR «LEARN TO LISTEN»
FOR THE DEVELOPMENT OF AUDITORY PERCEPTION OF CHILDREN
WITH HEARING AND SPEECH DISORDERS IN EDUCATION SET
N. Ju. Belova, A. G. Ermakova, E. A. Ogorodnikova, V. V. Lublinskaja, S. P. Pak, N. G. Ohareva, I. V. Koroleva
1 Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение среднего (полного) общего образования для учащихся с отклонениями в развитии - специальная сменная средняя школа № 10, Санкт-Петербург
(Директор - Е. О. Зеленкова)
2 ФГБУ « Институт физиологии им. И. П. Павлова РАН», Санкт-Петербург (Директор - член-корр. РАН, проф. Д. П. Дворецкий)
3 ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи» Минздрава России
(Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАМН, проф. Ю. К. Янов)
4 ФГБУ ВПО « Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена», Санкт-Петербург
(Ректор - проф. В. П. Соломин)
В работе исследовали возможность использования компьютерной тренажерной системы «Учись слушать» для развития слухоречевого восприятия у школьников с нарушениями слуха и речи в структуре коррекционной работы образовательного учреждения. Тренажерная система, разработанная Институтом физиологии им. И. П. Павлова РАН и СПб НИИ уха, горла, носа и речи, в течение многих лет успешно применяется в клинике на начальном этапе постоперационной реабилитации глухих пациентов c кохлеарными имплантами. Результаты подтвердили эффективность применения системы «Учись слушать» для развития и оценки навыков слухового восприятия учащихся с различной степенью тугоухости, использующих слуховые аппараты, детей с минимальной слуховой дисфункцией, а также детей с нарушениями речи (дизартрия, дисграфия, дислексия, общее недоразвитие речи).
Ключевые слова: нарушения слуха и речи, слуховое восприятие, компьютерный тренажер, коррекция слухоречевых нарушений.
Библиография: 10 источников.
The data of using of computer training simulator «Learn to Listen» for the development of auditory perception skills in school children with hearing and speech disorders are presented. The simulator designed in collaboration between the Pavlov's Institute of Physiology, and the SPb's Institute of Ear, Nose, Throat and Speech is effectively used at initial stage of post-surgical rehabilitation of the patients with cochlear implants. The data demonstrates the efficiency of simulator «Learn to Listen» for the development and assessment of basic auditory skills in children with hearing loss using hearing aids, children with auditory disorders, children with speech disorders in education set.
Key words: speech and hearing disorders, auditory perception, computer training simulator, auditory rehabilitation, special education.
Bibliography: 10 sources.
Развитие слухового и слухоречевого восприятия является одним из приоритетных направлений в структуре коррекционной работы с детьми с нарушенным слухом в образовательных учреждениях специального назначения [3, 5]. Распространение компьютерной техники значительно расширяет возможности учителя-дефек-толога в проведении такой работы. Примером
успешного использования компьютерных технологий для развития слухоречевого восприятия является система «Учись слушать», разработанная Институтом физиологии им. И. П. Павлова РАН (лаборатория психофизиологии речи) и СПб НИИ уха, горла, носа и речи [1, 6, 9].
Данная система предназначена для развития (восстановления) слуховых навыков у глухих па-
циентов с кохлеарными имплантами на начальном этапе постоперационной реабилитации. В течение многих лет система эффективно применяется в условиях клиники при реабилитации взрослых, детей старшего дошкольного и школьного возраста [1, 2, 4, 6, 9].
Цель исследования. Изучение возможностей и особенностей использования тренажерной системы «Учись слушать» для оценки и развития слухоречевого восприятия учащихся с различными нарушениями слуха (слуховые аппараты, минимальная слуховая дисфункция), а также детей с нарушениями речи в структуре образовательного учреждения.
Пациенты и методы исследования. В исследовании принимали участие 32 школьника -учащиеся 9-11 классов, имеющие различное снижение слуха (тугоухость 1-4-й степени, минимальное снижение слуха - до 20 дБ) и (или) нарушения речи (дизартрия, дисграфия, дислексия, общее недоразвитие речи). Все участники были учениками Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для учащихся с отклонениями в развитии школы № 10 Санкт-Петербурга.
В работе использовался стационарный компьютерный комплекс, включающий монитор, манипулятор-мышь и излучатели звука. Звуковая стимуляция осуществлялась с помощью динамиков (прослушивание в свободном поле) или через головные телефоны. Условия прослушивания, включение дополнительной звукоусиливающей аппаратуры (слуховые аппараты, стационарная звукоусиливающая аппаратура), а также степень используемого усиления определялись учителя-ми-дефектологами в соответствии с особенностями учащихся и планом индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения.
При проведении этой работы использовался комплекс из 20 различных обучающих упражнений и тестов тренажерной системы «Учись слушать». Упражнения были направлены на развитие навыков восприятия:
- звуков окружающей среды (голоса животных и птиц, транспорт, стихия);
- музыкальных инструментов;
- фразовой интонации (вопрос-утверждение);
- речевых сигналов разной степени лингвистической сложности;
- характеристик голоса диктора;
- целевого сигнала (гласный звук, слово, музыкальный инструмент) на фоне других сигналов или помех;
- высотных соотношений в мелодическом интервале;
- ритмического рисунка звуковых последовательностей и др.
Подробное описание тематических разделов и наборов упражнений тренажерной системы «Учись слушать» представлено в работах [1, 6, 8].
Перед проведением коррекционной работы по каждому из направлений учащийся выполнял упражнение в тестовом режиме - без повторных предъявлений стимулов и получения обратной связи. Это позволяло определить исходный уровень развития данного слухового навыка у обследуемого. После этого занятия проводили в режиме обучения, позволяющем ученику повторно прослушивать стимулы и получать информацию
0 правильности своего ответа (обратная связь). Занятия длительностью 20 мин проводились
1 раз в неделю в течение 1 года. Для каждого из направлений тренинга это соответствовало порядка 5 занятий с каждым из учеников. По окончании курса коррекционных занятий было проведено повторное тестирование - выполнение заданий без обратной связи и повторных предъявлений стимулов.
Обработка результатов. При анализе использовали результаты измерений при тестировании - до и после коррекционного курса. Это обеспечивало возможность оценить динамику развития тренируемых слуховых навыков у обучающихся. Объективная оценка результатов производилась на основе сравнения средних и индивидуальных показателей: количество правильных ответов и ошибок распознавания. Измеряемые показатели автоматически фиксировались тренажерной системой с помощью цифровых протоколов, оформленных в формате таблиц (и далее диаграмм) программы EXCEL.
Результаты и их обсуждение. Данные первичного тестирования детей с помощью тренажерной системы выявили недостаточную сфор-мированность ряда процедур слухового анализа неречевых и речевых сигналов у большинства обследованных детей, несмотря на проведение с ними систематической слухоречевой работы по принятым методикам [3, 5]. Выраженность и структура таких проявлений зависела от степени снижения слуха, характера нарушений (тугоухость/расстройство речи), уровня общего и речевого развития. У слабослышащих учащихся с более развитой речью число ошибок различения при слуховом восприятии различных сигналов наблюдалось в среднем в 1,5-2 раза меньше, чем у детей, имеющих такую же степень снижения слуха, но более низкий уровень речевого развития. У детей с нарушениями речи были обнаружены затруднения при восприятии фразовой интонации и распознавании слов в условиях речевого коктейля (тест «сумма слов»). У них также были более выражены трудности, связанные с восприятием ритмических характеристик звуковых стимулов, не свойственные, как правило,
слабослышащим. Эти особенности хорошо видны на приведенных диаграммах, представляющих средние показатели, полученные у школьников с нарушениями слуха (рис. 1, А) и речи (рис. 1, Б) в результате тестирования до и после тренинга.
Эти данные свидетельствуют также о том, что в результате проведения курса обучающих занятий с использованием тренажера была зафиксирована положительная динамика развития слухового восприятия речевых и неречевых сигналов у всех детей обследуемой группы, независимо от характера нарушений их слухоречевой функции и исходного уровня сформированности перцептивных навыков. При этом положительное влияние тренинга с помощью батареи обучающих занятий проявлялось не только в увеличении числа правильных ответов и сокращении времени реакции (в среднем в 1,5 раза), но и в способности детей выполнять задания более высокого уровня сложности. Например, большинство тугоухих школьников до обучения могли выполнить задание по узнаванию звучания музыкальных инструментов при выборе лишь из 5 звучаний. Как правило, они узнавали только 1-3 инструмента, которыми чаще всего оказывались барабан, пианино и (или) труба. При этом показатель правильных ответов находился на низком уровне и составлял в среднем 47%. Многие учащиеся не слышали ранее звучаний целого ряда инструментов, в частности виолончели, органа, ксилофона, флейты и
100 ■
шдо ГОСПЕШ
обучения
Рис. 1. Усредненные показатели выполнения ряда тестов по разным направлениям тренинга у школьников с нарушениями слуха (А) и речи (Б), полученные до и после курса обучающих занятий.
др. После обучения они справлялись с узнаванием музыкальных звучаний при выборе из 11 инструментов, а средний показатель правильных ответов увеличился до 75%.
Таким образом, возможность организации постепенного усложнения заданий за счет увеличения сигналов для анализа, уменьшения акустических различий между ними, уменьшения времени для ответной реакции выступала важным свойством тренажерной системы, которое способствовало повышению результативности коррекционной работы. Еще одно преимущество тренажерной системы было связано с возможностью проведения слухового тренинга в разных условиях восприятия, в частности с учетом вариабельности голосовых характеристик говорящих. Благодаря этому у обучающихся наблюдалась значительная динамика в различении речевых стимулов разной степени сложности - гласные звуки, разносложные и многосложные слова. Существенно, что занятия на тренажере способствовали не только развитию этого навыка, но и его закреплению в условиях дикторской вариативности, т. е. при выполнении тестовых заданий по распознаванию речевых сигналов, произносимых 4 разными дикторами. При этом важно, что эти процессы наблюдались не только у школьников с большими потерями слуха, но и у учащихся с минимальным снижением слуха, имеющих нарушения речевой функции.
К числу наиболее трудных тестовых заданий, при выполнении которых фиксировались медленная динамика обучения и большие индивидуальные различия, были отнесены тесты по восприятию фразовой интонации и выделению целевого сигнала в речевом и музыкальном коктейле - одновременное звучание голосов разных дикторов или инструментов. Этот результат хорошо согласуется с теоретическими представлениями о более сложных процессах анализа при восприятии звуковых сигналов с динамическими изменениями параметров и (или) в сложной акустической среде, а также с опытом формирования и развития слуховых навыков у пациентов после кохлеарной имплантации [2, 6, 9].
Выявленные тенденции и особенности в структуре исходных и сформированных в результате тренинга слуховых навыков хорошо иллюстрируют примеры индивидуальных данных, полученные у школьников с разной степенью нарушений слуха и речи. Так, на рис. 2 приведены результаты выполнения комплекса тестовых за-
даний по восприятию неречевых и речевых сигналов учащимися с долингвальной тугоухостью 4-й степени и низким уровнем речевого развития, постоянно использующих слуховые аппараты.
Видно, что после занятий с тренажером показатели их слухового восприятия существенно улучшаются. По отдельным направлениям тренинга это соответствует увеличению числа правильных ответов от 40 до 60%. Наглядно проявляются и индивидуальные особенности общей структуры слуховых навыков школьников. Так, положительную динамику у Н. Е. (рис. 2, А) наблюдали по всему ряду тестов, кроме наиболее сложного задания - выделения целевого слова в условиях речевого коктейля (сумма слов). Максимальный рост его показателей отмечен для навыка узнавания речевых сигналов разной сложности, что зафиксировано при восприятии речи как одного, так и четырех дикторов. Оценки различения неречевых сигналов имели более неравномерную динамику, но их улучшение также было существенным, составив в среднем 26%.
юс
й- Б0
т дкпчр 4 дккгсрэ
ДО ПОСПЕВ сбученнч
1»
1 ликтор ¿днктсрэ
Рис. 2. Результаты выполнения набора тестов обследуемыми с долингвальной тугоухостью 4-й степени в слуховых аппаратах до и после обучения с применением системы «Учись слушать»: А - данные ученика Н. Е.; Б - данные ученика С. А.
Прогресс наблюдался и в восприятии просодической информации - улучшение на 10% при различении голосов дикторов (мужской-женский) и на 23% при восприятии интонации, особенно в случае фраз, произносимых разными дикторами. Однако в тесте на восприятие слова, произносимого на фоне другого слова («сумма слов»), показатели распознавания у обследуемого практически не изменились - увеличение правильных ответов составило только 3%, не достигнув уровня 5%-ного распознавания. Такой результат можно рассматривать как свидетельство несфор-мированности навыков выделения речевого сигнала с опорой на голосовые характеристики «целевого» диктора в процессе помехоустойчивого распознавания (восприятия на фоне речи другого говорящего), а также необходимости дальнейшего продолжения направленного тренинга данного школьника.
Результаты второго обследуемого, приведенные на рис. 2, Б, показали, что у него наблюдались другие особенности слухового восприятия. В частности, это относилось к более высоким исходным показателям инвариантного различения речевых сигналов в условиях дикторской вариативности и при выполнении теста «сумма слов». Для этого теста получена и выраженная положительная динамика результатов, в первую очередь при выделении и узнавании слов, произнесенных мужским голосом. Различия, связанные с восприятием голосовых характеристик «целевого» диктора (мужской - женский голос) в условиях речевого коктейля (сумма слов), особенно заметны до обучения. Их нивелирование и существенное улучшение всех показателей распознавания после тренинга позволили предположить, что одним из факторов влияния здесь может быть недостаточность общения обследуемого с коммуникантами-мужчинами (низкий основной тон голоса) в естественном акустическом окружении. Кроме того, у данного школьника были выявлены проблемы с восприятием интонации, которые свидетельствуют о недостаточной сформирован-ности навыка слухового анализа динамических изменений голоса в речевом сигнале по контуру основного тона, характерному для вопросительных и утвердительных фраз русского языка. Этот результат может отражать влияние дополнительного фактора, связанного с особенностями двуязычной среды, в которой проходило речевое развитие учащегося. В то же время, как и в случае с обследуемым Н. Е., тенденция к повышению показателей после тренинга (рост до 5%) свидетельствует о возможности развития данного навыка в условиях продолжения курса направленных обучающих занятий на базе тренажера.
Следующие примеры представляют результаты занятий с постлингвальными слабослышащи-
ми (тугоухость 4-й и 3-й степеней), имеющими более высокий уровень речевого развития. Их тренинг проводился с помощью наушников и стационарных ЗУА (рис. 3).
Согласно характеристике педагогов школы, обследуемый Ч.И., несмотря на большие потери слуха, был способен достаточно хорошо воспринимать речь с помощью ЗУА, но испытывал проблемы с различением отдельных речевых и неречевых звуков. Приведенные на рис. 3, А результаты показывают, что занятия с тренажером улучшили эти показатели его слухового восприятия. В большей степени положительная динамика наблюдалась при восприятии гласных звуков, произнесенных одним или разными дикторами. Увеличение числа правильных распознаваний по этим заданиям составляло до 42%. Таким образом, объективные оценки, полученные с помощью тренажера, подтвердили характеристику педагогов и позволили количественно показать не только затруднения при различении отдельных звуков речи, наблюдаемые у школьника до обучения, но и существенный прогресс в этом направлении, достигнутый благодаря проведенному тренингу. Улучшение показателей после обучения было отмечено и при выполнении учеником более сложных заданий - различение фразовой интонации и слов целевого диктора в условиях речевого коктейля (сумма слов). Здесь, как и в предыдущих примерах, были выявлены различия в узнавании слов, произнесенных мужским и женским голосом, наиболее заметные в оценках до обучения. Однако, в отличие от данных обследуемого С. А., основные затруднения проявились при восприятии речевых сигналов диктора-женщины. Этот результат представляется несколько парадоксальным и требует дополнительных измерений и анализа. Однако с точки зрения задач настоящей работы более важными фактами здесь выступают подтверждение эффективности направленного тренинга, выраженной в значительном увеличении числа правильных ответов (в среднем на 40%), и перспектива дальнейшего улучшения конкретных характеристик слухового анализа у данного школьника при продолжении занятий на тренажере.
О положительных результатах курса занятий свидетельствуют и данные обследуемого Ю. С., имеющего меньшее снижение слуха - 3-я степень тугоухости (рис. 3, Б). Они наиболее выражены в отношении отдельных категорий звуков и тестовых заданий. В частности, рост показателей наблюдается в связи с расширением «библиотеки» звучаний (голоса животных и птиц, музыкальные инструменты - рост от 10 до 30%) и, что наиболее важно, при развитии сложных аналитических навыков восприятия - выделение целевого слова («сумма слов», улучшение - 38%), различение
Рис. 3. Результаты выполнения набора тестов обследуемыми с постлингваль-ной тугоухостью 4-й (А, ученик Ч. И.,) и 3-й (Б, ученик Ю. С.) степени (наушники, стационарные ЗУА) до и после обучения с применением системы «Учись слушать». Обозначения, как на рис. 2.
фразовой интонации (улучшение - 14%). При этом следует подчеркнуть, что до обучения, несмотря на хорошую характеристику общего уровня восприятия речи, эти показатели находились в диапазоне недостаточно уверенного распознавания - 40-60% правильных ответов.
Еще один блок индивидуальных данных представлен результатами учащихся с незначительным снижением слуха (15-40 дБ), но имеющих нарушения речевой функции - дизартрию, дислексию, дисграфию (рис. 4). Можно видеть, что для этих учащихся характерны более высокие (близкие к 100%) исходные показатели, полученные до обучения и в условиях свободного прослушивания -без слуховых аппаратов и стационарных ЗУА. Эти результаты отражают большие возможности и степень сформированности основных навыков слухового восприятия, особенно у школьника А. Ш. (рис. 4, Б), имеющего минимальные потери слуха (менее 20 дБ). В то же время у обоих обследуемых, как и в случае слабослышащих учащихся, были зафиксированы более низкие показатели при выполнении сложных тестовых заданий
(сумма слов, интонация), а также различия, связанные с восприятием голосовых характеристик диктора. При работе с этими детьми проявились и трудности с восприятием ритма, которые согласно данным предыдущего исследования были выявлены у детей с нарушениями речи и письма более младшего возраста - 10-12 лет [6, 7]. Так, по результатам первого тестирования (до обучения) показатели различения ритмических звуковых последовательностей у обследуемых Ц. А. и А. Ш. находились вблизи уровня 40% правильных ответов. В то же время проведение направленного тренинга выявило потенциал развития этой способности - рост показателей при выполнении данного задания составил в среднем 39%. С точки зрения общей характеристики структуры слуховых навыков в приведенных примерах можно также выделить индивидуальную особенность обследуемого Ц. А., связанную с низкой оценкой и медленной динамикой улучшения (+4%) при выполнении заданий на распознавание звучаний музыкальных инструментов. Результат дает повод обратить внимание на появление у данного
£ 3
5
о Ъ
го
¡1
£
«9
-а 44 Е 3 С
3 го
5
*У £1 с
Р И 1| н £ Ц || 1| 1|
^слаора
( диктора
Рис. 4. Результаты выполнения набора тестов обследуемыми с речевыми нарушениями в условиях свободного прослушивания (без слуховых аппаратов и стационарных ЗУА) до и после обучения с применением системы «Учись слушать»: А - данные ученика Ц. А. с тугоухостью 1-й степени и расстройствами речи (дизартрия, дисграфия, дислексия, ОНР); Б - данные ученика А. Ш. с минимальным снижением слуха и речевыми расстройствами (дизартрия, дисграфия, дислексия). Обозначения, как на рис. 2.
школьника интереса к прослушиванию музыки и развитие слуховой памяти, необходимых для восприятия сложных музыкальных произведений и их фрагментов.
Заключение. Тренажерная система «Учись слушать» с комплексом обучающих заданий показала себя удобным инструментальным средством для организации и проведения индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия в рамках коррекционной работы образовательного учреждения. Объективные оценки, полученные в исследовании, свидетельствуют о повышении эффективности занятий, проводимых с ее использованием, субъективные отчеты учащихся - об усилении мотивации к достижению положительных результатов при работе с компьютерными тестами. Повышение показателей слухового восприятия по всему ряду тестовых заданий или по отдельным направлениям тренинга зафиксировано у всех участников обследования, независимо от характера и степени нарушения их слухоречевой
функции [снижение слуха и (или) расстройства речи]. Получены данные, которые в качественной и количественной формах демонстрируют возможности системы с точки зрения оценки и учета индивидуальных особенностей учащихся при составлении плана коррекционных занятий -выбор направлений тренинга, степени сложности заданий, условий предъявления звуковых сигналов и т. д. При этом важно, что контроль и коррекция индивидуальных планов основаны на результатах измерений, проведенных с использованием батареи специальных тестов, ориентированных на формирование, развитие и закрепление определенных процедур слухового анализа. С их помощью создаются благоприятные условия для развития у детей с нарушениями слуха и речи слухового внимания, инвариантного фонематического слуха, помехоустойчивого распознавания неречевых и речевых сигналов, увеличения скорости обработки акустической информации и принятия решений при выполнении сложных
перцептивных заданий, развития слухоречевой памяти - необходимых направлений слухорече-вой коррекционной работы [2, 3, 5, 10].
Результаты исследования позволили также выделить направления, связанные с дальнейшим развитием системы «Учись слушать» в плане задач коррекционно-педагогической работы. Они
касались в основном расширения библиотеки звукоречевых стимулов (диапазон тематических списков, наборов разносложных слов, новых заданий, например на различение грамматических конструкций с согласованием словесных окончаний - род, число), а также базы голосов дикторов и фоновых акустических помех.
Выводы
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности использования компьютерного тренажера «Учись слушать» для развития слухоречевого восприятия у школьников с разными нарушениями слуха и речи в образовательном процессе - у обследованных наблюдались: формирование и накопление новых слуховых образов, коррекция системы аналитических признаков; увеличение скорости слухового анализа неречевых и речевых сигналов; закрепление навыков инвариантного восприятия речи, голосовых характеристик голоса и интонации в условиях акустической вариативности (дикторы, спектрально-временная структура стимулов) и сложных звуковых сцен.
Преимущества применения компьютерного тренажера «Учись слушать» связаны с созданием условий, позволяющих: использовать тесты разной степени сложности, разнообразный звуковой и речевой материал, визуальное подкрепление, обратную связь, цифровые протоколы занятий с автоматической фиксацией результатов; выбирать способ предъявления сигналов (динамики, телефоны, стационарная звукоусиливающая аппаратура); получать объективные оценки, отражающие структуру и сформированность базовых навыков слухового восприятия учащихся, а также динамику их развития и закрепления при обучении.
Использование компьютерного тренажера способствует повышению интереса учащихся к слуховым занятиям, усиливает их мотивацию к использованию слуха вне процесса обучения, что в целом оптимизирует коррекционный процесс и ускоряет социальную адаптацию школьников с нарушениями слуха и речи.
Возможности системы «Учись слушать» и результаты ее практического применения позволяют рекомендовать данный комплекс инструментальных методик с их программной реализацией для использования в образовательных учреждениях коррекционного и смешанного типа.
Согласно исследованию эффективность использования тренажерной системы «Учись слушать» в наибольшей степени проявляется в режиме регулярных индивидуальных занятий (не реже 1 раза в неделю) с периодическим тестированием уровня сформированности навыков для всех тестовых заданий (1 раз в 1-2 месяца).
ЛИТЕРАТУРА
1. Компьютерная тренажерная система для реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов после операции кохлеарной имплантации / Е. А. Огородникова [и др.] // Рос. оторинолар. - 2008. - Приложение № 1. -С. 342-347.
2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование слуха). -СПб.: КАРО, 2009. - 752 с.
3. Кузьмичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих. - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.
4. Методические подходы к оценке динамики развития слухоречевого восприятия у детей с кохлеарными им-плантами / И. В. Королева [и др.] // Рос. оторинолар. - 2013. - № 3. - С. 75-84.
5. Назарова Л. П. Методика слуховой работы в школе слабослышащих. - М.: Просвещение, 1981. - 120 с.
6. Опыт использования компьютера при исследовании и тренировке слухоречевого восприятия у пациентов после кохлеарной имплантации / В. В. Люблинская [и др.] // Речевые технологии. - 2009. - № 1. - С. 43-54.
7. Особенности слухового восприятия ритмических последовательностей детьми с нарушениями речи и письма / Е. А. Огородникова [и др.] // Рос. оторинолар. - 2010. - № 2. - С. 97-102.
8. Особенности слухоречевой сегментации у детей школьного возраста с нормальным слухом и нарушениями слуха и речи / Е. А. Огородникова [и др.] // Сенсорные системы. - 2012. - Т. 26, № 1. - С. 20-31.
9. Результаты использования компьютерной тренажерной системы в практике реабилитации слухоречевого восприятия у пациентов с кохлеарными имплантами / И. В. Королева [и др.] // Рос. оторинолар. - 2008. -Приложение № 1. - С. 297-304.
10. Черкасова Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учеб. пособие. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
Белова Наталия Юрьевна - учитель-дефектолог СССШ № 10.195197, Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 11, литер Б, тел. 8-812-764-47-06, e-mail: [email protected]
Ермакова Арина Геннадьевна - учитель-дефектолог СССШ № 10.195197, Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 11,
литер Б, тел.: 8-812-764-47-06, e-mail: [email protected]
Научные статьи
Огородникова Елена Александровна - зав. лаб. психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812-328-13-01, e-mail: [email protected] Люблинская Валентина Владимировна - вед. н. с. лаб. психофизиологии речи института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д.6, тел.: 8-812- 328-13-01, e-mail: speech.inf@gmail. com
Пак Сергей Павлович - ст. н. с. лаб. психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812-328-13-01, e-mail: [email protected]
Охарева Надежда Генриховна - н. с. лаб. психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. 199034, С-Петербург, наб. Макарова, д. 6, тел.: 8-812-328-13-01, e-mail: [email protected]
Королева Инна Васильевна - докт. психол. наук, профессор, вед. н. с. НИИ ЛОР. 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9, тел.: 8-812-400-17-81, e-mail: [email protected]
УДК 616.327.2-006.31-053.7-089.85
ВАРИАНТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
ПРИ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ФОРМАХ ЮНОШЕСКОЙ АНГИОФИБРОМЫ
НОСОГЛОТКИ
Г. А. Гаджимирзаев, А. Н. Чудинов, А. Г. Жахбаров, Р. Г. Гаджимирзаева OPTIONS OF SURGICAL INTERVENTION AT YOUTHFUL ANGIOFIBROMA'S WIDESPREAD FORMS OF THE NASOPHARYNX
G. A. Gadzhimirzaev, A. N. Chudinov, A. G. Zhakhbarov, R. G. Gadzhimirzaeva
ГБОУ ВПО «Дагестанская государственная медицинская академия», г. Махачкала (Зав. каф. оториноларингологии - проф. Г. А. Гаджимирзаев, зав. каф. стоматологии детского возраста - доц. А. Р. Гаджиев)
Авторы анализируют наблюдения над 22 больными юношеской ангиофибромой носоглотки распространенной формы. Все пациенты оперированы: по Денкеру (10 человек), по Муру (5), комбинированным вариантом (7). Перевязка наружной сонной артерии с одной стороны произведена 11 больным, с обеих сторон - 2. Эндовасклярная окклюзия питающих опухоль сосудов произведена 2 пациентам. Обсуждаются вопросы профилактики массивных интраоперационных кровотечений при удалении опухоли.
Ключевые слова: юношеская ангиофиброма носоглотки, хирургическое лечение, оккклюзия сосудов, варианты операции.
Библиография: 23 источника.
The authors analyze the observations of the 22 patients juvenile nasopharyngeal angiofibroma common form. All patients were operated by: Denker (10 person ) by Moore ( 5 ) composite version ( 7 ). Ligation of the external carotid artery on one side made 11 patients. On both sides of - 2, endovascular occlusion of blood vessels feeding the tumor - 2. Discusses the prevention of massive intraoperative bleeding during tumor resection.
Key words: juvenile nasopharyngeal angiofibroma, surgery, vascular occlusion, options transactions.
Bibliography: 23 sources.
Многие вопросы, связанные с этиологией, клиникой, течением и методами хирургического лечения при юношеских ангиофибромах носоглотки (ЮАН), остаются спорными и окончательно не решенными [3, 14, 23].
Несмотря на доброкачественный характер по гистологическому строению ЮАН, опухоль проявляет агрессивный рост, характерный для злокачественной формы новообразования. До сих пор нет полной ясности относительно механиз-
ма разрушения окружающих опухоль тканей при его распространении в соседние анатомические образования. Одни авторы [4, 9, 18] допускают инфильтративный рост ЮАН как при злокачественных опухолях, другие [5, 10, 14] полагают, что разрушение тканей происходит в результате давления и оттеснения соседних тканей опухолевой массой. Следует подчеркнуть, что, вызывая вокруг себя воспалительный процесс, ЮАН может спаиваться с окружающими тканями, соз-