Научная статья на тему 'Использование компетентностного подхода в изучении фармацевтического маркетинга'

Использование компетентностного подхода в изучении фармацевтического маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ОБУЧЕНИЕ ПРОВИЗОРА / COMPETENCE APPROACH / PHARMACEUTICAL MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беда Наталья Павловна, Геллер Лев Николаевич, Лебедева Виктория Владимировна, Гравченко Лилиана Александровна

Учебно-методический комплекс для студентов по элективному курсу «Фармацевтический маркетинг» разработан с учетом перехода к компетентностной модели обучения. Рассматриваются профессиональные и социальные компетентности будущего специалиста. Используется технология контекстного обучения, которая проектирует образовательный процесс в высшем учебном заведении как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беда Наталья Павловна, Геллер Лев Николаевич, Лебедева Виктория Владимировна, Гравченко Лилиана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of competence approach in the study of pharmaceutical marketing

Th e training complex is for students studying the elective course Pharmaceutical Marketing. Th is complex was worked out taking into account the transition to the competence education. Professional and social competences of future specialists are considered in this textbook. Used context education technology makes the process of education in higher educational institution much closer to future professional activities.

Текст научной работы на тему «Использование компетентностного подхода в изучении фармацевтического маркетинга»

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА У СПЕЦИАЛИСТОВ-ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

© БЕДА Н.П., ГЕЛЛЕР Л.Н., ЛЕБЕДЕВА В.В., ГРАВЧЕНКО Л.А. — 2010

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА

Н.П. Беда, Л.Н. Геллер, В.В. Лебедева, Л.А. Гравченко (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Учебно-методический комплекс для студентов по элективному курсу «Фармацевтический маркетинг» разработан с учетом перехода к компетентностной модели обучения. Рассматриваются профессиональные и социальные компетентности будущего специалиста. Используется технология контекстного обучения, которая проектирует образовательный процесс в высшем учебном заведении как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетентностный подход, фармацевтический маркетинг, обучение провизора.

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH IN THE STUDY OF PHARMACEUTICAL MARKETING

N.P. Beda, L.N. Heller, V.V. Lebedeva, L.A. Gravchenko (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

Summary. The training complex is for students studying the elective course “Pharmaceutical Marketing”. This complex was worked out taking into account the transition to the competence education. Professional and social competences of future specialists are considered in this textbook. Used context education technology makes the process of education in higher educational institution much closer to future professional activities.

Key words: competence approach, pharmaceutical marketing.

Маркетинг по праву признан универсальным средством изучения рынка, результаты которого помогают экономическим субъектам принимать оптимальные решения управленческого характера [4, 6].

Хорошая маркетинговая подготовка специалиста высоко ценится работодателем. Но современный маркетинг рассматривается специалистами в сфере экономики как философия бизнеса, формирующая систему мышления в управлении, направленную на оптимальное приспособление конкретных целей к реальным возможностям их достижения, на активный поиск системного решения возникающих проблем. Поэтому в настоящее время требуются специалисты нового поколения, умеющие работать в условиях развивающегося информационного общества и обладающие профессионально значимыми характеристиками. Это возможно при повышении качества профессионального обучения в аспекте совершенствования подготовки специалиста.

Важной тенденцией развития современной высшей школы выступает переход от квалификационного подхода в профессиональном образовании к компетент-ностному [6].

В условиях перехода к компетентностной модели обучения разработка технологий обучения в высшей школе, ориентированных на компетентностный подход приобретает особую актуальность. К одной из таких технологий относится контекстное обучение, которое проектирует образовательный процесс в высшем учебном заведении как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности. Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса контекстного типа, реализуемого с помощью системы новых и традиционных форм и методов обучения, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

Контекстный подход, концептуальные положения которого раскрываются в работах М.М. Бахтина, А.А. Вербицкого, Н.Б. Лаврентьевой и др., позволяет создать условия для взаимопроникновения учебной и профессиональной деятельности как способа достижения профессиональной компетентности. Его сущность заключается в осуществлении учебного процесса в контексте будущей профессиональной деятельности посредством воссоздания в формах и методах учебной деятельности

реальных производственных связей и отношений, решения конкретных профессиональных задач [1, 2].

Предметный контекст деятельности — это деятельность по освоению знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, заданная с помощью системы учебных заданий, моделей и ситуаций в соответствии с целями обучения и модельными (квалификационными) характеристиками специалиста. Социальный контекст деятельности — это деятельность в системе взаимодействия участников образовательного процесса в соответствии с принятыми нормами социальных отношений и действий.

Основные идеи и методы решения

В настоящее время при подготовке управленческих фармацевтических кадров необходимы оптимальный подбор средств и методов обучения, форм организации учебного процесса, а также разработка учебных заданий, проблемных ситуаций, игровых действий, домашних заданий, максимально приближенных к предстоящей профессиональной деятельности, активизирующих мыслительные творческие способности студентов.

Учебно-методический комплекс для студентов по элективному курсу «Фармацевтический маркетинг» разработан на кафедре УЭФ с учетом будущей профессиональной деятельности.

Данный курс ориентирован на то, чтобы:

— сформировать у студента фундамент современной маркетинговой культуры;

— обеспечить устойчивые навыки проведения маркетинговых исследований;

— усвоить принципы отбора информации для маркетинговых исследований;

— дать представление о современных методах изучения ассортимента лекарственных средств, оценке конкурентоспособности.

Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива.

Обучение маркетингу осуществляется одновременно в двойном контексте: в контексте профессиональной и контексте жизненной ситуации студента, что в совокупности способствует обеспечению профессиональной и социальной компетентности будущего специалиста.

Под профессиональными компетенциями понимается готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности.

Результаты и обсуждения

Профессиональная компетентность провизора, как и специалистов любого профиля, включает такие разновидности, как:

практическая (специальная) компетентность — высокий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;

социальная компетентность — способность принимать на себя ответственность и вырабатывать решения, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем;

информационная компетентность — включает владение новыми информационными технологиями;

психологическая компетентность — культура эмоциональной восприимчивости, умения и навыки рефлексии, опыт эмпатийного межличностного взаимодействия и самореализация профессионализма;

коммуникативная компетентность — обязатель-

ное владение иностранными языками, высокий уровень культуры речи;

экологическая компетентность — знание общих законов развития природы и общества, воспитание экологической ответственности за профессиональную деятельность;

валеологическая компетентность — наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.

В целом маркетинг выступает в виде комплекса функций и подфункций, затрагивающий все сферы деятельности предприятия, как по вертикали, так и по горизонтали и превращающий фирму в единую систему. Поэтому в основу модульного построения учебно-методического комплекса по фармацевтическому маркетингу нами положены принципы маркетинговой деятельности, включающие ряд следующих функций: аналитическую, товарно-производственную, сбытовую, организационную (управления и контроля). Каждый отдельный модуль создает целостное представление об определенной функции фармацевтического маркетинга.

Таким образом, можно констатировать, что контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс в системе фармацевтического образования к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессиональной деятельности провизора. Контекстный подход к обучению вооружает студентов не просто суммой знаний, а и умениями по их использованию в разнообразных условиях практической деятельности, а также опытом профессиональной деятельности, умением творить, знать где взять и как использовать ту или иную информацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: 4. Дремова Н.Б. Маркетинговое планирование в фармации:

коттекстный подход. — М., 1991. — С. концепция, методическое обеспечение // Фармацевтическая

2. Вербицкий А.А. Гуманизация, компетентность, кон- °рганизация: уоте^ое упрамение в усл°виях рынка 19"-

текст — поиски оснований интеграции // Вестник высшей 2°00.1Т' / Под тред' ,г— Кн' 1 Т 1 — М':

„ Профессионал Центр, 1999. — С. 150-159.

школы. — 2006. — №5. — С. 19-25. г ™ п л - л г/г ^ /л п

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.1., Соколова О.В.

3. Геллер КК, Чалов АЛ. Перотектгаы применения ин- Компетентностный подход в образовании. Проблемы, поня-

формационных технологий в фармации и фармацевтиче- тия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. — М.:

ском образовании // Материалы международной научно- АПК и ПРО, 2003. — 101 с.

практической конференции, посвященной 85-летию акаде- 6. Смит М. и др. Фармацевтический маркетинг. Принципы,

мии. — СПб.: Изд-во СПХФА, 2004. — С. 30-32. среда, практика . — М.: Литера, 2005. — 392 с.

Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, e-mail: [email protected]

Беда Наталья Павловна — доцент, к.ф.н.,

Геллер Лев Николаевич — заведующий кафедрой, профессор, д.ф.н.,

Гравченко Лилиана Александровна — ассистент,

Лебедова Виктория Владимировна — ассистент.

© БЕЛЫХ А.И., КУЗНЕЦОВ С.М. — 2010

АДМИНИСТРАЦИЯ ФАКУЛЬТЕТА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

А.И. Белых, С.М. Кузнецов (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)

Резюме. Формирование молодого специалиста в высшем учебном заведении, его личности, это серьезная задача, которую должна решить администрация ВУЗа. В решении этой задачи ведущим и основным звеном является деканат, который на всех этапах, со школьного до становления специалиста имеет прямой контакт с ним и отвечает за его становление.

Ключевые слова: личность, формирование личности, факультет, декан.

ADMINISTRATION OF THE FACULTY AND ITS ROLE IN FORMATION OF THE PERSONALITY OF YOUNG EXPERT

A.I. Belykh, S.M. Kuznetsov (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.