УДК 343.359 Р.В. Жубрин,
ББК 67.408.12 кандидат юридических наук,
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
О.В. Янчуркин,
Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПАНИЙ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ОФШОРНЫХ ЗОНАХ, ДЛЯ НЕЗАКОННОГО ВЫВОДА
КАПИТАЛА ИЗ РОССИИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы использования компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, для незаконного вывода капитала из России. Анализируется влияние деятельности офшорных компаний на состояние российской экономики. Приводятся примеры расследования уголовных дел данной категории. Предлагаются меры по совершенствованию действующего законодательства в области противодействия незаконному выводу капитала из России.
Ключевые слова: офшорная зона; деньги; ценные бумаги; схемы вывода денежных средств; банковская тайна; отмывание; легализация; уклонение от уплаты налогов; контрабанда.
R.V. Zhubrin, Ph.D. in Law,
General Prosecution Academy of the Russian Federation
O.V. Yanchurkin,
General Prosecution Academy of the Russian Federation
USE OF OFFSHORE-REGISTERED COMPANIES FOR THE ILLEGAL EXPORT OF CAPITAL FROM RUSSIA
The paper considers topical issues of using the offshore-registered companies for the illegal export of capital from Russia. It analyses the impact of offshore companies' activities on the Russian economy and presents some examples of investigating such criminal cases. The authors suggest taking steps to improve the active legislation regarding the counteraction of illegal export of capital from Russia.
Key words: offshore zone; money; securities; capital export schemes; bank security; laundering; legalization; tax evasion; smuggling.
Эффективной борьбе с экономической преступностью, коррупцией и терроризмом препятствует возможность использования для легализации денежных средств, полученных преступным путем, компаний, зарегистрированных в офшорных зонах (далее -офшорные компании). В качестве таковых российским законодательством признаются юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих нерезидентам льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, перечень которых содержится в приказе Министерства финансов Российской Федерации и указании Центрального банка Российской Федерации [15].
Такие льготные условия способствуют притоку в офшорные зоны через зарегист-
рированные в них компании не только легальных денежных средств, но и доходов, полученных преступным путем. Режим сохранения в тайне информации о проведенных в офшорной зоне финансовых операциях используется для незаконного обогащения и вывоза денежных средств за рубеж на счета офшорных компаний, откуда они переводятся в любое иное место, расположенное на карте мира.
Офшорные компании зачастую используются для сокрытия личности реального владельца долей и паев юридических лиц, что позволяет избежать ответственности за совершенные правонарушения. Например, руководство компанией осуществляется управляющей компанией в интересах третьей компании, находящейся в офшоре, или офшорная компания владеет контрольным пакетом акций второй компании, которая, в
56
© Жубрин Р.В., Янчуркин О.В., 2011
свою очередь, владеет контрольным пакетом акций третьей компании, и т. д.
По сведениям FATF (Financial Action Task Force) «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег - ФАТФ» (далее - ФАТФ), во всем мире «отмывается» от 500 млрд до 1,5 трлн долл. в год [13]. В этой связи стоит согласиться с мнением авторов, утверждающих, что для эффективной борьбы с «отмыванием грязных денег», прежде всего, необходимо подорвать финансовую основу организованной преступности [2].
Часто офшорные компании используются для незаконного вывода капитала из России. Так, за 2009 г., по данным Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), на своевременно не полученную экспортную выручку, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, а также на чистые ошибки и пропуски пришлось 27,8 млрд долл. США.
В 2010 г., по данным, указанным в докладе ответственного секретаря комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, по вышеуказанным статьям ЦБ РФ из России было незаконно выведено 37,6 млрд долл. США [3]. Это около 2,5% ВВП страны и почти половина всего профицита текущего счета за 2010 г. (4,8%). Из приведенных данных видно, что масштабы незаконного вывода капитала из России продолжают увеличиваться. Но самые большие цифры ЦБ РФ зафиксировал в кризисный 2008 г., когда сумма незаконно выведенного капитала составила 50,6 млрд долл. США.
Во многих случаях денежные средства переводились в пользу нерезидентов-контрагентов, юрисдикция которых не совпадает с юрисдикцией банков-нерезидентов, в которых открыты счета контрагентов. Так, особо крупные денежные переводы осуществлялись в пользу нерезидентов, зарегистрированных в Великобритании, на Кипре, в Новой Зеландии, а также в некоторых офшорных зонах (Британских Виргинских островах, Белизе) на счета, открытые ими в банках Латвии, Литвы, Эстонии. Возрастающие масштабы этих операций позволяют предполагать, что в большинстве случаев действительными их целями являются уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем [11].
На сегодняшний день известно множество схем незаконного вывода капитала из России. Наиболее распространенной является схема, когда российская фирма заключает фиктивный внешнеторговый контракт с фирмой, работающей за рубежом, на поставку товаров и перечисляет 100-процентную предоплату, а в уполномоченный банк представляет для подтверждения поддельную грузовую декларацию. Фактически товары в Россию не поступают. Так, в 2008 г. таким способом из России было выведено 8 млрд руб., в 2009 г. - 170 млрд, за полгода 2010-го -124 млрд [25].
В качестве примера можно привести уголовное дело, возбужденное по факту невозвращения из-за границы директором ООО «ССТ» иностранной валюты в размере 2,1 млн долл. США, т. е. по признакам преступления, предусмотренного ст. 193 УК РФ. В ходе следствия установлено, что 04.03.2008 г. директор ООО «ССТ» заключил внешнеторговый контракт с компанией «НЬ», зарегистрированной на о. Кипр о поставке в Российскую Федерацию скрапа монокристаллического кремния на сумму 2,475 млн долл. США, покупателем которого являлось ООО «ССТ». Директор ООО «ССТ» 24.03.2008 г. открыл в Красноярском филиале ЗАО «Ланта-Банк» паспорт сделки* на сумму 2,475 млн долл. США, где в период с 25.03.2008 г. по 22.04.2008 г. по его поручению был осуществлен перевод денежных средств в сумме 2,1 млн долл. США на счет кипрской компании «НЬ». В качестве документа, подтверждающего ввоз товаров на территорию Российской Федерации, директор ООО «ССТ» предоставил в ЗАО «Ланта-Банк» копию грузовой таможенной декларации Новороссийской таможни.
При проверке данного факта выяснилось, что ООО «ССТ» таможенное оформление товаров по грузовой таможенной декларации в 2008 г. в зоне деятельности Новороссийской таможни не производило, соответственно, грузовая таможенная декларация не оформлялась. Таким образом, была представлена поддельная копия грузовой таможенной декларации. Согласно п. 1
* Паспорт сделки — документ, служащий целям валютного контроля. Паспорт сделки оформляется в случае, если имеют место валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а в некоторых случаях — через счета в банке-нерезиденте [24].
ст. 19 ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности резидент (ООО «ССТ») обязан был обеспечить возвращение иностранной валюты от нерезидента («НЬ», о. Кипр) на расчетный счет ООО «ССТ» в срок до 31.12.2008 г., т. е. до даты окончания контракта, так как товар не был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации [23].
Следует отметить, что только в течение июля-августа 2010 г. Главным следственным управлением при ГУВД по г. Москве возбуждено 12 уголовных дел по ст. 193 УК РФ по фактам вывоза за границу через ОАО «Банк ВЕФК» денежных средств на общую сумму более 8,8 млрд руб. с использованием «фирм-однодневок» и фиктивных контрактов на поставку продукции различных категорий с фирмами, зарегистрированными в офшорных зонах Британских Виргинских островов, а также Республики Кипр [1].
По разным оценкам в настоящее время в офшорных зонах действует от 80 до 100 тыс. российских компаний [7]. Большинство из них временные, регистрируемые на одну-две сделки, для серьезных проектов создаются цепочки фирм. Более сложной схемой осуществления преступной деятельности с использованием компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, является партнерство с солидной компанией западного государства, которая является агентом офшора или владеет контрольным пакетом акций офшорной фирмы. Ярким примером служит один из эпизодов преступной деятельности председателя Совета директоров ОАО КБ «Менатеп» (Банк «Менатеп») М.Б. Ходорковского и других членов организованной преступной группы - завладение путем обмана 20-процентным пакетом акций государственной компании ОАО «Апатит», стоимостью 283,1 млн долл. США, а также хищение средств от продажи апатитового концентрата.
Так, подконтрольным М.Б. Ходорковскому банком «Менатеп» было учреждено в Швейцарии совместное российско-швейцарское предприятие «Рашин Трастэнд Трейд» (СП РТТ), которое осуществляло секретарское обслуживание юридических лиц, зарегистрированных как на территории России, так и на территории Швейцарии, чьи сотрудники выступали в них в качестве учредителей и руководителей. Также для хищения акций ОАО
«Апатит» Ходорковским и другими членами ОПГ в Нидерландах учреждается иностранная компания «Килда Б.В.», которая, в свою очередь, выступает учредителем российской компании АОЗТ «Джой». Именно АОЗТ «Джой» в дальнейшем стало учредителем ряда фирм, таких как АОЗТ «Волна», АОЗТ «Малахит», АОЗТ «Флора», для использования их при проведении Фондом имущества Мурманской области инвестиционного конкурса по продаже 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит». Банк «Менатеп» выступил гарантом исполнения обязательств указанными фирмами по инвестиционному проекту в случае признания любого из них победителем. Выиграло конкурс АОЗТ «Волна», обязавшееся инвестировать в ОАО «Апатит» 283,1 млн долл. США, что равнялось рыночной стоимости данных акций на тот период времени. В результате М.Б. Ходорковским и другими членами преступной группы, для уклонения от исполнения инвестиционного контракта, были учреждены две компании «Fiangial and Merkantile Holding Limited» (компания FAM), зарегистрированная на Кипре и «Джамблик Лими-тед», зарегистрированная на о. Мен (Великобритания). Затем данные компании учреждают несколько фирм на территории России, которым АОЗТ «Волна» продает путем дробления 20-процентный пакет акций ОАО «Апатит». Между тем М.Б. Ходорковский, обеспечив мошенническое завладение акциями ОАО «Апатит», как акционер, владеющий большинством акций в акционерном капитале этого общества, путем избрания подконтрольных ему по работе лиц в руководящие органы ОАО «Апатит» - Совет директоров и Генеральным директором, добился права на стратегическое и оперативное управление этим обществом. После чего преступной группой были учреждены российские фирмы ООО «Апатит Трейд», ООО «Варяг», ООО «Фострейд» и швейцарская компания «Apatit Fertilaizers S.A.». В свою очередь, ОАО «Апатит» по заниженным ценам поставляло свою продукцию ООО «Апатит Трейд», которое продавала ее ООО «Варяг», последнее продавало ООО «Фострейд». Затем по фиктивным контрактам продукция поставлялась швейцарской компании «Apatit Fertilaizers S.A.». Она уже продавала предприятиям в Польшу, Бельгию, Норвегию, Данию, Израиль, Канаду, Мальту, Болгарию и Литву продукцию ОАО «Апатит» по рыночным ценам. Полученную таким об-
разом разницу между стоимостью продукции ОАО «Апатит» по отпускной цене и стоимостью фактической реализации этой продукции покупателям М.Б. Ходорковкий и действующие в составе организованной группы с ним лица обратили в свою пользу. Ущерб государству и другим акционерам ОАО «Апатит», которые таким образом лишились права на дивиденды от чистой прибыли, составил 205,6 млн долл. США. И это только за период 2000-2002 гг. [22]
Впоследствии незаконно вывезенные денежные средства инвестируются в экономику России, оказывая тем самым негативное влияние на экономическое развитие страны [4]. Например, по данным Росстата, по состоянию на конец марта 2011 г., накопленный иностранный капитал в экономике России составил 301,1 млрд долл. США. При этом Кипр, не являющийся экономически развитой страной, занимает первое место по объему инвестиций в Россию (64,2 млн долл. США), опережая Нидерланды (41,7 млн долл.), Люксембург (34 млн долл. США), Германию (27,8 млн долл.) и Китай (26,7 млн долл.) [6].
Незаконная деятельность офшорных компаний оказывает негативное влияние на состояние законности в российской экономике, что требует соответствующих мер противодействия. В качестве одной из таких мер некоторыми авторами предлагалось включить в ч. 3 ст. 174 и ч. 2 ст. 1741 УК РФ пункт «в», предусматривающий квалифицированный вид состава легализации преступно нажитых денежных средств «лицом с использованием офшорной зоны» [8].
Данное предложение представляется не совсем удачным, поскольку изучение практики расследования уголовных дел данной категории показало, что в большинстве случаев статья УК РФ по предикатному преступлению, полностью охватывала преступное деяние и дополнительной квалификации по ст. 174 и 1741 УК РФ не требовалось. В то же время ухудшающаяся в стране криминальная обстановка в сфере экономики, связанная с преступным использованием возможностей офшорных зон, требует ужесточения наказания за совершение данных преступлений. В связи с этим целесообразно внести дополнения в ч. 1 ст. 63 УК РФ, указав в числе обстоятельств, отягчающих наказание, совершение преступления с использованием офшорных зон.
В целях противодействия совершению
указанных преступных деяний законодательством предусмотрены существенные ограничения для участия офшорных компаний в предпринимательской деятельности на территории России. В ряде случаев предпринимательская деятельность таких компаний, установление с ними деловых отношений запрещены. Так, офшорные компании не могут быть акционерами (участниками) специализированного депозитария, заключившего договор об оказании услуг с фондом, осуществляющим формирование накопительной части трудовой пенсии, и управляющей компанией, осуществляющей инвестирование средств пенсионных накоплений [10]. Кроме того, офшорная компания не может прямо или косвенно, через подконтрольных лиц распоряжаться 5 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации [9].
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» кредитным организациям запрещается устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
В других случаях установление отношений с офшорными компаниями должно отвечать ряду условий. Так, согласно ст. 28 ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [18] уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными в офшорных зонах при соблюдении одного из следующих условий:
- банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн евро, и представил копии аудиторских заключений о достоверности своей финансовой отчетности с приложением за последние три года деятельности; документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где он зарегистрирован;
- банк-нерезидент имеет высокий международный рейтинг [13]. При этом кредитные организации формируют резерв на возможные потери под операции с резидентами офшорных зон [14].
Противодействие нарушениям закона, в частности, преступлениям, совершаемым с использованием офшорных компаний, требует повышения прозрачности финансового рынка, для чего устанавливаются законодательные требования о раскрытии истинных владельцев имущества и компаний. Например, в соответствии со ст. 84.1 ФЗ от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в добровольном предложении юридического лица о приобретении более 30% акций открытого общества дополнительно указываются сведения обо всех лицах, которые имеют 10 и более процентов голосов в высшем органе управления этого юридического лица и зарегистрированы в офшорных зонах [17]. При этом представляется также информация о лицах, в интересах которых осуществляется владение акциями (долями) юридического лица, зарегистрированного на территории офшорной зоны.
Банки - участники системы обязательного страхования вкладов физических лиц, обязаны предоставлять Банку России информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка, для размещения в официальном представительстве Банка России в сети Интернет [12].
Статья 30 ФЗ от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» устанавливает требования к раскрытию информации о владельцах ценных бумаг [19]. В частности, подлежат раскрытию или предоставлению сведения о появлении лица, контролирующего эмитента, а также о прекращении оснований такого контроля. Участник (акционер) эмитента, обязанного осуществлять раскрытие или предоставление информации, владеющий 5 или более процентами голосующих акций (долей) такого эмитента, обязан предоставить информацию о лице (появлении лица), которое его контролирует, либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля).
Требования о раскрытии собственников эмитентов ценных бумаг установлены также в нормативных актах Федеральной службы по финансовым рынкам (далее -ФСФР). В целях обеспечения прозрачности финансового рынка, ФСФР для лицензиатов - участников рынка, установлена обязанность предоставления полной информации о структуре собственности лицензиата [16]. В результате, по данным ФСФР, количество сообщений о раскрытии информации акци-
онерными обществами в 2009 г. выросло в 2,6 раза по сравнению с 2008 г., что во многом связано с ужесточением административной ответственности за нарушение требований о раскрытии информации.
Указанные положения если и способствуют раскрытию информации о реальных владельцах имущества, однако не позволяют в полной мере устанавливать реальных владельцев компаний и противодействовать незаконному использованию офшоров. И хотя информация о владельцах ценных бумаг содержится в уведомлениях об итогах выпуска бумаг, а также в ежеквартальных отчетах эмитентов, в качестве собственников часто указываются лишь номинальные держатели бумаг.
Эксперты ФАТФ отмечают, что в России информация о бенефициарной собственности и управлении ею со стороны юридических лиц, как того требуют Рекомендации ФАТФ, не регистрируется и не является доступной для государственных органов. Вопросы определения структуры собственности таких юридических лиц и отношения к данной собственности клиентов финансовых учреждений не входят в предмет регулирования ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», что не соответствует 5-й рекомендации ФАТФ.
Полагаем, что в соответствии с международными рекомендациями определение выгодоприобретателя (бенефициара) в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» следует расширить, указав, что выгодоприобретателем является любое лицо, к выгоде которого действует профессиональный посредник (владельцы инвестиционных паев, доверяемого имущества и т. п.), а также лицо, контролирующее юридическое лицо - клиента (владельцы акций, долей).
В целях выявления незаконных операций офшорных компаний представляется необходимым дополнить ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положением об обязательном контроле операций и сделок, стороной по которым является лицо, проживающее или зарегистрированное в офшорной зоне. В целях противодействия незаконному вывозу капитала в перечень сделок, подпадающих под
обязательный контроль, могут быть включены операции по возврату резидентами на свои банковские счета экспортной выручки, а также по возврату средств, уплаченных за неввезенные на таможенную территорию России товары, невыполненные работы, не-оказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты.
Полагаем целесообразным также внести изменения в Федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [21], «Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации» [20], предусмотрев обязанность юридического лица - резидента офшорных государств или территорий, раскрывать информацию о своих реальных владельцах при регистрации на территории Российской Федерации с предоставлением регистрирующему органу права отказывать в государственной регистрации в случае непредоставления такой информации.
Думается, что предлагаемые меры законодательного характера будут содействовать эффективной борьбе с экономической преступностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитическая справка ДЭБ МВД России за 2010 г.
2. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности (Экономические преступления). - СПб., 2002. - 641 с.
3. Газетами. — URL : http://www.gazeta.ru/financial/2011/05/23/3626461.shtml (дата обращения 1 июня 2011 г.).
4. Давыдов В.С. Легализация преступных доходов — уникальный криминальный феномен XXI в. // Юрклуб. — 2005. — 1 июня.
5. Емцева А.А. Общественная опасность легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и совершенствование института уголовной ответственности за ее совершение // Общество и право. — 2009. — № 3. — С. 116—120.
6. Иностранные инвестиции. — URL : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enter-prise/investment/foreign/index.html (дата обращения 25 мая 2011 г.).
7. Левицкий Л. Офшоризация всей страны перевела российскую экономику под чужую юрисдикцию // Российская Федерация сегодня. — 2004. — № 11. — С. 45—47.
8. Лисин А.Н. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, с использованием офшорных финансовых центров: уголовно-правовые и криминологические аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ин-т междунар. права и экономики. — М., 2006. — С. 22.
9. О клиринге и клиринговой деятельности : федер. закон от 07.02.2011 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. — 2011. — № 7, ст. 904.
10. О негосударственных пенсионных фондах : федер. закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 19, ст. 2071.
11. О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций : письмо Центрального банка Российской Федерации от 13 марта 2008 г. № 24-Т // Вестник Банка России. — 2008. — № 13.
12. О порядке раскрытия в официальном представительстве Банка России в сети Интернет информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банков — участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : положение Банка России от 27.10.2009 г. № 345-П // Вестник Банка России. — 2009. — № 73.
13. О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах) : указание Банка России от 07.08.2003 г. № 1317-У // Вестник Банка России. — 2003.— № 51.
14. О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон : указание Банка России от 22.06.2005 г. № 1584-У // Вестник Банка России. — 2005. — № 38.
15. Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) : приказ Минфина Российской Федерации от 13.11.2007 г. № 108н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 50.
16. Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг : Приказ ФСФР РФ от 20.07.2010 г. № 10-49/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 38.
17. СЗ РФ. — 1996. — № 1, ст. 1.
18. СЗ РФ. — 1996. — № 6, ст. 492.
]0>иминологический
Х*ГЛ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
0ГУЭП
19. СЗ РФ. - 1996. - № 17, ст. 1918.
20. СЗ РФ. - 1999. - № 28, ст. 3493.
21. СЗ РФ. - 2001. - № 33, ст. 3431 (ч. 1).
22. Уголовное дело № 18/41-03 // Архив Мещанского районного суда г. Москвы за 2005 г.
23. Уголовное дело № 19175004 // СЧ ГСУ при ГУВД по Красноярскому краю. 2009 г.
24. NEWSru.com/ - URL : http://www.newsru.com/finance/08nov2010/yvoddeneg.html (дата обращения 15 мая 2011 г.)
25. URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Паспорт_сделки (дата обращения 23 мая 2011 г.)
REFERENCES
1. Analiticheskaya spravka DEB MVD Rossiiza 2010g [Analytical Review of the Department of Economic Security of Russian Ministry of Internal Affairs for 2010].
2. Volzhenkin B.V. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoy deyatel'nosti (Ekonomicheskie prestupleniya) [Crimes in the Sphere of Economic Activities (Economic Crimes]. Saint Petersburg, 2002, 641 p.
3. Gazeta.Ru. Available at: http://www.gazeta.ru/financial/2011/05/23/3626461.shtml (June 1, 2011).
4. Davydov V.S. Yurklub [Law Club]. June 1, 2005.
5. Emtseva A.A. Obshshestvo ipravo [Society and Law]. 2009, no 3, pp. 116-120.
6. Inostrannye investitsii [Foreign Investment]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/enterprise/investment/foreign/index.html (May 25, 2011).
7. Levitskiy L. Rossiyskaya Federatsiya segodnya [The Russian Federation Today]. 2004, no. 11, pp .45-47.
8. Lisin A.N. Legalizatsiya (otmyvanie) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, s ispol'zovaniem offshornykh finansovykh tsentrov: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty (avtoref. kand. dis.) [Legalization (laundering) of Income Received through Illegal Activities Using Offshore Financial Centers: Criminal Law and Criminological Aspects (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2006, pp. 22.
9. Sobraniezakonodatel'stva [Collected Legislation]. 2011, no. 7, art. 904.
10. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 1998, no. 19, art. 2071.
11. VestnikBanka Rossii [Bulletin of the Bank of Russia]. 2008, no. 13.
12. Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Bank of Russia]. 2009, no. 73.
13. Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Bank of Russia]. 2003, no. 51.
14. Vestnik Banka Rossii [Bulletin of the Bank of Russia]. 2005, no. 38.
15. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti [Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Power Bodies]. 2007, no. 50.
16. Byulleten' normativnykh aktov federal'nykh organov ispolnitel'noy vlasti [Bulletin of Normative Acts of Federal Executive Power Bodies]. 2010, no. 38.
17. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 1996, no. 1, art. 1.
18. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 1996, no. 6, art. 492.
19. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 1996, no. 17, art. 1918.
20. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 1999, no. 28, art. 3493.
21. Sobranie zakonodatel'stva [Collected Legislation]. 2001, no. 33, art. 3431 (part 1).
22. Arkhiv Meshchanskogo rayonnogo suda g. Moskvy za 2005g [Archive of Meshchansky District Court of Moscow for 2005].
23. Arkhiv SCh GSU pri GUVD po Krasnoyarskomu krayu. 2009 g [Archive of the Investigation Office of the Chief Investigation Department of the Chief Internal Affairs Department for Krasnoyarsk Region for 2009].
24. NEWSru.com. Available at: http://www.newsru.com/finance/08nov2010/yvoddeneg.html (May 15, 2011)
25. URL : http://ru.wikipedia.org/wiki/Pasport_sdelki (May 23, 2011)
Информация об авторах
Жубрин Роман Владимирович (Москва) - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник. НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15, e-mail: [email protected])
Янчуркин Олег Владимирович (Москва) - младший научный сотрудник. НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации (123022, Москва, ул. 2-я Звенигородская, 15, e-mail: [email protected])
Information about the authors
Zhubrin, Roman Vladimirovich (Moscow) - Ph.D. in Law, Chief Researcher. Research Institute of General Prosecution Academy of the Russian Federation (2nd Zvenigorodskaya st., 15, Moscow, 123022, e-mail: agprf09@ mail.ru)
Yanchurkin, Oleg Vladimirovich (Moscow) - Junior Researcher. Research Institute of General Prosecution Academy of the Russian Federation (2nd Zvenigorodskaya st., 15, Moscow, 123022, e-mail: [email protected])