5. Алексеев А.П. Философский текст. Идеи, аргументация, образы. -Новосибирск, 2012.
6. Гиренок Ф. Удовольствие мыслить иначе. - М., 2008.
Соколова Л.А. заведующий учебным отделом Ставропольское училище олимпийского резерва
Мещерякова О.Н., к.п.н.
доцент
Подгребельная Н.И., к.п.н.
доцент
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия, г. Ставрополь ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Новым направлением в развитии образовательных технологий в системе профессионального образования является, кейс-технология.
К кейс-технологиям относятся: метод ситуационного анализа; ситуационные задачи и упражнения; анализ конкретных ситуаций (кейс-стадии); метод кейсов; метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии.
Особый интерес представляет собой один из вариантов кейс-технологии - кейс - стадии. Кейс-метод, или кейс-стадия (от англ. саБе -случай) начал применяться в профессиональной подготовке еще в начале XX века. Сущность метода сводилась к тому, что учащийся должен был описать конкретную ситуацию (проблему), возникшую в его практической деятельности, затем дать анализ этой проблемы и рекомендации по ее разрешению и преодолению. По степени сложности такие ситуации могут иметь уровневый характер: простые ситуации (работа на репродуктивном уровне); ситуации более высокого уровня сложности; нестандартные ситуации (творческий уровень).
В Ставропольском училище олимпийского резерва (СУОР) и на факультете физической культуры Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) кейс-метод успешно применяется в профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры и спорта.
Ниже приведен план занятия по дисциплине «МДК: Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой оздоровительной тренировки: волейбол» Тема: «Правила игры в волейбол» Курс- 2
Форма проведения: «Разбор конкретных ситуаций- case-study»
1.Подготовительный этап (до начала занятий). Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВОЛЕЙБОЛА 2009-2012 РАЗДЕЛ 4: ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
1. Атакующий удар
2. Блок
_3. Игрок около сетки или касается ее_
АТАКУЮЩИМ УДАР
Случай № 1
Ситуация
Во время первого касания команды (Бразилия), игрок атакует
переходящий мяч, при этом касается верхнего края сетки. Какой решение должен принять судья? При атакующем ударе из 2 зоны игроком команды США, игрок после удара касается рукой середины сетки. Мяч пересекает плоскость сетки. Какой решение должен принять судья?
Игрок команды Египта выполнял обманный удар с передней линии из 4 зоны. Во время приземления, не пересекая средней линии он корпусом коснулся нижнего края сетки. Первый судья не зафиксировал ошибку. Был ли прав первый судья?
При выполнении тактической комбинации «Волна» игрок 3 зоны имитировал нападающий удар, с целью отвлечь блок на себя. При этом он коснулся верхнего края сетки. Атакущий игрок из 4 зоны завершил атаку без ошибки.
Был ли прав 1 судья, отдав мяч атакующей команде?_
Указание
Касание верхней ленты сетки во время игрового действия с мячом является ошибкой, т.к. мешает игре соперника.
ПРАВИЛО 11.4.4 № 1
Нет ошибки, т.к. касание произведено середине сетки, что не мешает игре. ПРАВИЛО 11.3.1
Судья прав, т.к. касание произошло нижнего края сетки, что не мешает игре и не является ошибкой.
ПРАВИЛО 11.3.1
Правильное действие. Контакт игрока с сеткой не являетря ошибкой, если это не мешает игре.
ПРАВИЛО 11.3.1
БЛОК
Центральный блокирующий при выполнении двойного блока во 2 зоне касается грудью центральной части сетки.
Был ли прав судья, зафиксировав ошибку на блоке?
В матче Корея - США, крайний блокирующий_команды_США
Нет, т.к. Контакт игрока с сеткой не является ошибкой, если это не мешает игре.
ПРАВИЛО 11.3.1
Отдать мяч команде Кореи, т.к. касание верхней ленты сетки во
2
3
4
5
6
заблокировал мяч во 2 зоне, при этом коснулс верхнего края сетки. Действия судьи?
время игрового действия с мячом является ошибкой и мешает игре соперника.
ПРАВИЛО 11.4.4 № 1
ВТОРАЯ ПЕРЕДАЧА ИГРОКА У СЕТКИ
10
Игра мужских команд на Мировой лиге Германия - Аргентина. Связующий Игрок Германии, выполняя 2 передачу в прыжке, задевает рукой и корпусом сетку.
Первый судья фиксирует ошибку. Правильно ли решение судьи?
Во время нападающего удара игроком 4 зоны связующий, находящийся в зоне 3 оттягивает сетку вниз. Действия судьи?
При подготовке к выполнению блокирования игрок 3 зоны выполняет движение в сторону мяча, летящего в сетку. Мяч касается руки блокирующего через сетку и отлетает от него с измененной траекторией. Нарушает ли правила блокирующий?
Во время Чемпионата Европы игрок команды Чехии, страхуя нападающего 2 зоны принимает снизу мяч, отскочивший от блока и касается при этом нижнего края сетки. Прав ли судья, отдавший мяч команде Польши?
Да. Связующий Германии совершает ошибку, т.к. касается верхнего края сетки, выполняя игровое действие, что мешает игре. Если бы он коснулся середины сетки или нижнего края, то это не являлось бы ошибкой.
ПРАВИЛО 11.4.4 № 1 Судья должен зафиксировать ошибку, т.к. связующий создает преимущество над соперником.
ПРАВИЛО 11.4.4 № 3
Да, т.к. игрок совершает действия, которые препятствуют правомерной попытке соперника сыграть мяч
ПРАВИЛО 11.4.4 № 4
Нет, ошибки не было, это не мешает игре и не является ошибкой.
ПРАВИЛО 11.3.1
7
8
9
2. Ознакомительный этап (во время занятия)
Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.
Тема сегодняшнего занятия: «Правила игры в волейбол». Волейбол-это красивая игра, с высоким блоком, сильным нападающим ударом, эмоциями, высокорослыми профессиональными игроками. Все это волейбол. (демонстрация слайдов). Чтобы хорошо разбираться в игре необходимо знать правила, поэтому сегодня мы проведем аттестацию судей на Всероссийскую судейскую категорию. У нас две команды, вам будут представлены 10 видеоситуаций. Ваша задача, просмотрев ситуацию, найти пункт правил в официальных правилах волейбола и дать пояснение. На
анализ сиуации-1 мин. Победит та команда, которая сделает это быстрее. Команда-победительница получает судейский сертификат. Оценивать работу групп судей будет эксперт- Шахидова Малика.
3. Аналитический этап (обсуждение кейсов и презентация групповых решений).
Цель этапа: проанализировать кейсы в группе и выработать решение.
4. Итоговый этап.
Цель: подведение итогов, вручение сертификатов.
Применяемый на занятии кейс включает не только описание ситуаций, но и сопровождается видеорядом, который их представляет, что позволяет в удобном режиме разобрать предложенный демонстрационный материал. По всем темам данной дисциплины разработан учебный продукт, который используется и в качестве практикума-тренинга, что очень важно для студентов-спортсменов.
Кейсовый метод обучения является одним из эффективных средств развития и закрепления полученных знаний в области изучаемых дисциплин. Но, как показывает практика, жизнь кейса коротка. Кейсы требуют постоянного обновления и дополнения в соответствии с требованиями образовательной теории и практики.
Для того, чтобы существенно повысить эффективность профессионального обучения, недостаточно однократного использования кейс-метода. Для выработки и закрепления соответствующих навыков, необходимо его многократное и регулярное использование в процессе профессиональной исследовательской подготовки специалистов.
Использованные источники: 1. Подгребельная Н.И., Халилова Л.А. Кейс-метод как условие формирования исследовательских способностей студентов вуза// Наука и школа, №1, 2008, С. 73-76.
Тарасова О.И., д.ф.н.
доцент
ведущий научный сотрудник Циммерман Н.В. научный сотрудник ФГНУ «ИПООВ» РАО Россия, г. Санкт-Петербург ИНФОРМАЦИОННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МНОГОУРОВНЕВОЕ
СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ1
Начиная с середины ХХ века, процессы глобализации оказывают огромное воздействие на человека, все сферы и инфраструктуру общества. Современную цивилизацию уже невозможно представить без тех изменений и инноваций, которые привнесли процессы глобализации. Процесс
1 При поддержке РГНФ, проект № 13-26-01005.