Попова Наталья Владимировна, Сухарева Татьяна Николаевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В статье рассматривается вопрос о важности использования метода кейсов в процессе преподавания английского языка в аграрном вузе. Исследуется проблема разработки практических методов применения кейс-технологии, дающей обучающимся возможность заниматься ситуационным анализом с целью развития всех видов речевой деятельности. Предлагается несколько разработанных авторами элементов кейсов по обсуждению и решению общих сельскохозяйственных проблем с целью развития навыков аудирования и говорения. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/3-1/56.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 1. C. 205-207. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2018/3-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
PECULIARITIES OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE POLYLINGUAL ENVIRONMENT
Nizamieva Liliya Rafkhatovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Nazarova Gul'nara Il'surovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University lilianiz@yandex. ru; gulnazar@yandex. ru
The article is devoted to the problem of forming a foreign language communicative competence in the polylingual environment, its relevance is conditioned by the worldwide trend towards the integration in economic, cultural and political spheres and the need for the formation of a polylingual personality. The characteristic of polylingualism, which has developed in the Russian Federation as a multinational state, is given. Particular attention is paid to reliance on the experience of studying already learned languages, positive transfer and overcoming interference in the study of new languages.
Key words and phrases: polylingualism; bilingualism; communicative competence; positive transfer; interference; teaching foreign language.
УДК 378.14
В статье рассматривается вопрос о важности использования метода кейсов в процессе преподавания английского языка в аграрном вузе. Исследуется проблема разработки практических методов применения кейс-технологии, дающей обучающимся возможность заниматься ситуационным анализом с целью развития всех видов речевой деятельности. Предлагается несколько разработанных авторами элементов кейсов по обсуждению и решению общих сельскохозяйственных проблем с целью развития навыков аудирования и говорения.
Ключевые слова и фразы: кейс-метод; метод обучения; английский язык; обучающийся; сельское хозяйство; интерактивная деятельность.
Попова Наталья Владимировна, д. филол. н., доцент
Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево natpopova25@mail. ru
Сухарева Татьяна Николаевна, к. пед. н., доцент
Мичуринский государственный аграрный университет [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В современном образовании задачей первостепенной важности для преподавателя становится качественная языковая подготовка будущих специалистов: экономистов, инженеров и аграриев. Современные образовательные тенденции диктуют свои требования и подходы к обучению студентов иностранным языкам с использованием различных интерактивных методов. В настоящее время все большую известность в сфере иноязычного образования приобретает кейс-метод, или case-study. Метод кейс--study (от англ. case - случай, ситуация) - имитационный активный метод, который основывается на анализе реальных ситуаций и решении конкретных задач (кейсов) [1, с. 12].
Кейс-метод может применяться на конкретных учебных занятиях в плане рассмотрения различных ситуаций (cases), описания определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, тем самым ориентируя обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим анализом.
Данный метод интерактивного обучения может успешно использоваться на занятиях по английскому языку, так как он является комплексным и содержит все основные виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. В процессе создания реальной ситуации у обучающихся появляется возможность общения на английском языке с другими участниками группы и преподавателем. Результат применения кейс-метода на занятии зависит не только от качества кейса (материала, заранее подготовленного преподавателем), но и от желания и возможности у обучающихся вести коммуникацию.
Использование кейс-метода при обучении иностранному языку предполагает создание реальной проблемной ситуации, знание альтернативности ее решения, а также формулирование единой цели и принципов групповой работы по созданию оптимального решения. Важным является создание благоприятной атмосферы на занятиях по иностранному языку и учет эмоционального состояния обучающихся на занятиях с применением кейс-метода.
У данного метода существует множество важных образовательных возможностей. Обучающиеся не только приобретают новые знания и развивают общий кругозор, но и учатся критически и стратегически
206
^БЫ 1997-2911. № 3 (81) 2018. Ч. 1
мыслить, анализировать сложные проблемы и поэтапно находить их рациональное решение, слушать и учитывать альтернативную точку зрения, а также аргументировано высказывать свое мнение.
Кейс-метод является комплексным и включает следующие методы обучения: моделирование (построение модели реальной ситуации), системный анализ (системное представление и анализ ситуации); мысленный эксперимент (мысленное обыгрывание ситуации); описание (формирование системы фактов с целью умозаключения); проблемный метод (вычленение проблемы из информации кейса, выбор целесообразного решения из множества альтернативных вариантов и разработка практической модели его реализации); классификация (создание перечней свойств, характеристик, составляющих ситуацию); игровые методы (представление вариантов поведения действующих в ситуации лиц); метод «Мозговой атаки» (генерирование идей посредством коллективного обсуждения ситуации), дискуссии и / или полемики (обмен мнениями по поводу проблемы и путей ее решения аргументацией) [3].
Использование данного метода на занятиях по иностранному языку является отличным тренажером для отработки монологической и диалогической речи. Студенты развивают свои способности аргументировать, вести дискуссию на английском языке.
Занятие с применением кейс-метода предполагает четко организованное планирование, состоящее из следующих этапов:
• конфронтация (преподаватель объявляет тему, цели и задачи; предоставляет материал кейса; ознакомление обучающихся с текстами (кейсами) по определенной теме);
• сбор информации по отработанным текстам (кейсам) (выписывается ключевая информация, оформляемая в виде схем, диаграмм или таблиц);
• резолюция (воспроизведение ответов на заранее поставленные вопросы преподавателя);
• диспут (презентация, когда каждая группа отдельно презентует свои наработки или одна из групп начинает презентацию, а все остальные группы дополняют ее ответ);
• рефлексия (подведение итогов, обсуждение выводов, результатов обучения) [2, с. 115].
Кейс-метод обучает, прежде всего, применять на практике материал, полученный на занятиях по английскому языку. Обучающиеся имеют возможность использовать свой личный опыт в решении конкретных проблем. Также следует отметить, что дискуссия показывает коммуникативные недостатки обучающегося с целью совершенствования языковых навыков.
Данный метод обучения предполагает определенный уровень владения студентами английским языком. Отсюда следует, что преподавателю необходимо тщательно продумывать будущее занятие с целью успешной организации учебного процесса. Хотелось бы привести конкретный пример применения кейс-метода на занятиях по английскому языку на базе аграрного университета.
Российское сельское хозяйство сталкивается с четырьмя основными проблемами. Первая проблема - это климат страны. Только 30% российской территории имеет благоприятные и предсказуемые погодные условия. Урожай в России страдает от негативного воздействия погоды один раз в 2-3 года. К примеру, во Франции морозы и засуха случаются только один раз в 5 лет.
Второй проблемой российского сельского хозяйства является финансирование. Уровень государственной поддержки в нашей стране намного ниже, чем в развитых странах. Более того, деньги иногда используются неэффективно.
Высокая изношенность и нехватка сельскохозяйственного оборудования - третья проблема. Российские фермеры не способны конкурировать с европейскими показателями из-за низкой продуктивности оборудования. Эта проблема может быть решена только за счет улучшения ситуации с финансированием.
И, наконец, четвертая проблема - это человеческий фактор, а именно - проблема с управлением и квалификацией людей, занятых в сфере сельского хозяйства. Не все управленцы, работающие в сфере производства сельскохозяйственной продукции, ориентированы на эффективность. В результате в одной и той же климатической зоне и регионе урожай одного хозяйства может быть значительно выше, чем в другом.
Все вышеперечисленные проблемы могут служить источником создания кейсов с целью улучшения коммуникации студентов или обучающихся, изучающих агробизнес на иностранном языке.
Следующий кейс разработан с целью развития коммуникативных навыков иностранного языка в процессе обсуждения и решения общих сельскохозяйственных проблем. В ходе разработки и выполнения кейса преподаватель особое внимание уделяет основным взаимосвязанным видам речевой деятельности - чтению, аудированию, говорению, письму.
Кейс «Вера Макарова»
Шаг 1. Во вводной части кейса вниманию обучающихся представлен ролик о фермере Вере Макаровой, которая основала свое собственное хозяйство по выращиванию сельскохозяйственных животных. Вере помогают молодой работник и ее сын, который переехал в город и не хочет заниматься сельским хозяйством. Вера мечтает, чтобы ее сын и внуки стали фермерами.
Шаг 2. Обучающимся предлагается суммировать содержание кейса. Они играют роль консультанта, которого наняли для того, чтобы составить отчет с рекомендациями по улучшению ситуации.
Шаг 3. Обучающиеся идентифицируют проблему. В группах обсуждают проблемы, с которыми сталкивается фермер.
Шаг 4. Ролевая игра. В группах из трех человек учащиеся играют роль 1) фермера Веры Макаровой; 2) Олега, сына Веры, который не желает работать в сельском хозяйстве; 3) молодого работника.
Шаг 5. Видео 1. Russian agriculture. После просмотра обучающиеся обсуждают следующие вопросы:
1. How has the Russian village been traditionally seen?
2. How old was Pelageya when she started working in agriculture?
3. What is typical of Russian rural settlements? (herding cattle, fishing and keeping small holdings)
4. Why are Russian rurals often a source of humour?
5. What is this serious problem Russia suffers from? (lack of young labour force in the country)
Шаг 6. Обучающиеся сравнивают информацию, полученную в ходе просмотра роликов: в обоих случаях хозяйства находятся в руках пожилых людей и главная проблема заключается в том, что в сельском хозяйстве отсутствует молодая рабочая сила.
Шаг 7. Обсуждение вопроса: Назовите преимущества и недостатки фермерства в России. Ответьте на вопрос: хотели бы вы стать фермером и работать в сфере сельского хозяйства? Подведение итогов: отсутствие привлекательности сельского хозяйства для молодых людей отражает:
1) отсутствие массовых инвестиций в малые сельскохозяйственные предприятия и инфраструктуры связи с рынком;
2) социальные изменения, быстрый рост уровня образования, что привело к снижению статуса работника в сфере сельского хозяйства.
Шаг 8. Представление возможного решения проблемы: что можно сделать, чтобы привлечь молодых людей для работы в сельском хозяйстве? Учащиеся обсуждают проблему в группах и представляют возможное решение в виде презентации.
Сельское хозяйство может стать более привлекательным для молодых людей после принятия правильных мер и поддержки.
Прежде всего, общественная политика в сфере сельского хозяйства должна быть направлена на реализацию ожиданий молодых людей и возможностей в сфере сельского хозяйства, что, безусловно, связано с предоставлением качественного образования и государственной поддержкой и инвестициями. Во-вторых, важным фактором в стимулировании молодых людей к работе в сфере сельского хозяйства является присутствие успешных ролевых моделей. И, наконец, для увеличения продуктивности фермерам необходима поддержка в получении доступа к рынку и передовым технологиям.
Таким образом, наиболее эффективным методом интерактивного обучения в настоящее время является метод кейсов, позволяющий подготовить конкурентоспособных специалистов, рассматривая конкретные случаи деловой практики. Кейс-метод хорошо применяется для студентов, видящих в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Необходимо отметить и то, что анализ ситуаций стимулирует первичные профессиональные навыки студентов, способствуя формированию у них интереса и позитивной мотивации к обучению.
Список источников
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 109-117.
3. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода. К.: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.
THE USE OF THE CASE METHOD IN TEACHING ENGLISH
Popova Natal'ya Vladimirovna, Doctor in Philology, Associate Professor State University of Humanities and Technologies, Orekhovo-Zuevo natpopova25@mail. ru
Sukhareva Tat'yana Nikolaevna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Michurinsk State Agrarian University [email protected]
The article considers the importance of using the case method in the process of teaching English at the agricultural university. The authors study the problem of developing practical methods of applying the case technology, which gives students the opportunity to engage in a situational analysis for the purpose of developing all types of speech activity. Several elements of cases worked out by the authors for discussing and solving common agricultural problems are proposed with a view to develop listening and speaking skills.
Key words and phrases: case method; teaching method; English language; student; agriculture; interactive activity.