СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЯХ
Для цитирования: Долинин И.А., Шлепотина Н.М., Колесников О.Л., ПешиковаМ.В., Пешиков О.В. Использование источников информации студентами медицинского вуза в реалиях цифровой трансформации образования // Управление в современных системах. 2023. №4. С. 136-148.
DOI: 10.24412/2311-1313-40-136-148 УДК 378.016:004.9 ББК 32.973.2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В РЕАЛИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Долинин И.А.,1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
Минздрава России
Шлепотина Н.М.,2 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский
университет» Минздрава России Колесников О.Л., 3 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский
университет» Минздрава России Пешикова М.В.,4 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский
университет» Минздрава России Пешиков О.В.,5 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский
университет» Минздрава России
Аннотация
При проведении анонимного опроса среди обучающихся 1-3 курсов одного из медицинских вузов выявлено, что наиболее часто обучающиеся использовали печатную литературу, полученную в библиотеке, как основной источник учебной информации (59,5%). Интернет-ресурсы для этой цели чаще использовались первокурсниками ф<0,001). 47,6% студентов использовали источники знаний при ответах на дистанционных занятиях. Более половины респондентов использовали для подготовки источники, где не указан автор, отсутствуют сведения о рецензировании (55,4%), а также готовые материалы для ответов, сформированные другими лицами (79,8%). Систематический контроль со стороны
1 Долинин И.А. -сотрудник, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64.
2 Шлепотина Нина Михайловна - преподаватель, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 1280-5171; Author ID РИНЦ: 823120; ORCID: 0000-0003-1297-9992
3 Колесников Олег Леонидович - доктор медицинских наук, профессор, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 8213-3165, Author ID РИНЦ: 119287; ORCID: 0000-0001-61878544
4 Пешикова Маргарита Валентиновна - доцент, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 2358-9769; Author ID РИНЦ: 251398; ORCID: 0000-0002-2113-5495
5 Пешиков Олег Валентинович - доцент, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России; Россия, 454092, г. Челябинск, ул. Воровского, 64; e-mail: [email protected]; SPIN-код РИНЦ: 1352-3158; Author ID РИНЦ: 612411; ORCID: 0000-0001-8906-2133
преподавателя позволяет нивелировать опасность использования недостоверной информации обучающимися.
Ключевые слова: информационные ресурсы, медицинское образование, подготовка к занятиям, дистанционное обучение, цифровая трансформация образования.
Введение
В век информатизации феномену информации придается огромное значение. Учитывая широту области применения, у термина «информация» существуют различные дефиниции -от более общего, философского значения до более частного, прикладного [Пудовкина, 2012]. Кроме того, со второй половины XX века по нынешнее время произошло изменение содержания данного понятия, что связано с развитием информационных технологий и процессом перехода к информационному обществу [Росляков, 2013]. Информацию можно определить как сведения о ком-либо или о чем-либо, передаваемые с помощью сигналов и знаков [Потапова, 2015]. По А.А. Боканову, знание выступает в качестве результата переработки информации человеком [Боканов, 2010].
Глобальные изменения, затрагивающие все сферы жизни и связанные с лавинообразным ростом количества информации, развитием концепции больших данных, переносом привычных функций в цифровое пространство, также стали неотъемлемой частью системы образования. В эпоху цифровой трансформации возник запрос на изменение традиционной парадигмы образования, поскольку меняется содержание профессиональной деятельности [Островский, Кудина, 2020]. Отдельно стоит сказать об изменениях в области высшего образования, обусловленных вызовами пандемии COVID-19. В силу быстрой эскалации эпидемиологической обстановки и необходимости соблюдения социального дистанцирования возникла ситуация, которую можно описать как шоковую инновацию [Королева и др., 2023]. В беспрецедентно сжатые сроки вузы были вынуждены полностью перейти на дистанционный формат проведения занятий для обеспечения непрерывности реализации образовательных программ. С одной стороны, это позволило обезопасить здоровье студентов и преподавателей [Михайлова и др., 2021]. С другой стороны, дистанционное обучение форсировало широкое внедрение цифровых технологий в учебный процесс, что теперь рассматривается исследователями не как временная мера, а как полноценный этап цифровой трансформации образования [Королева и др., 2023].
Для информации характерно наличие ее источника, канала связи и получателя [Курилкина, 2014]. Получателем информации в системе образования выступает обучающийся [Желтикова, 2020]. В рамках цифровизации образования одним из трендов выступает многоканальность получения информации из офлайн- и онлайн-каналов [Островский, Кудина, 2020]. Учебная информация может быть представлена в традиционном (книги, периодическая печать и т.д.) и электронном (облачные хранилища, жесткие диски компьютеров и т.д.) виде [Яркова, 2020]. На сегодняшний день использование учебников, монографий, статей из научных журналов и прочих источников в электронном формате стало распространенным явлением [Красносельских и др., 2020]. Значительную помощь в обеспечении учебным материалом оказывают электронные библиотечные системы, порталы издательств, научных, образовательных и профессиональных учреждений [Итинсон, Чиркова, 2019]. Подобные электронные ресурсы являются надежным источником качественной информации. Контент электронных библиотечных систем заполнен в соответствии с учебными планами вузов, и их использование в образовательном процессе обеспечивает легитимный доступ студентов к
учебной литературе [Молчанов, Сайткулов, 2011]. Также значительным подспорьем в обучении служат различные инструменты визуализации: видеофрагменты с разбором тем, 3D-атласы, фотографии препаратов [Артебякина и др., 2021]. Преподаватели относят возможность использования качественных и достоверных дополнительных информационных ресурсов к эффективным элементам дистанционного образования [Красносельских и др., 2020].
Однако наряду с целевыми учебными материалами студентами могут быть использованы социальные сети, игры, аниме, сайты с недостоверной или недостаточной по объему информацией, что чревато примитивизацией в формировании представлений по изучаемой теме. Взаимодействие с информацией становится стихийным, теряется ценность научных фактов. Легкость и доступность получения информации порой приводит к тому, что мнение дилетантов может быть быстро популяризированным и сместить на периферию мнение профессионалов [Колесникова, 2019]. Известно, что установление истины иногда становится проблематичным в современном мире, поскольку мнения могут разниться даже относительно тех фактов, которые ранее носили чуть ли даже не аксиоматический характер [Сорокин, 2022]. Широкий выбор источников в сети Интернет упрощает процесс получения информации в готовом виде, однако не всегда выбранные способы поиска приводят к нахождению надежных данных [Матвеева, Кощеева, 2021]. Иногда поиск необходимого материала сводится к обычному запросу в поисковой системе и выбору первых ссылок, которые могут быть наиболее релевантными, но не всегда содержащими достоверную информацию [Зубец, 2017]. К сожалению, студенты не всегда могут оценить, проанализировать и правильно использовать сведения из Интернет-источников [Малетова, Новикова, 2020]. Тем не менее, контент, размещаемый в социальных сетях, различные видеоуроки и мастер-классы тоже могут содержать полезный дополнительный материал и могут быть составлены специалистами в соответствующей научной области - здесь решающую роль в отборе информации играет умение отсеивать ненадежные ресурсы в рамках дихотомии «можно использовать - нельзя использовать».
Еще одной современной педагогической проблемой выступает несоответствие между ограниченной возможностью усвоения знаний индивидом и тем возрастающим потоком информации, который имеет место в современном мире [Козыревская, 2012]. С одной стороны, в результате плотного взаимодействия с цифровой средой способы обработки информации у сегодняшних студентов отличаются от таковых у более старших поколений [Prensky, 2001]. С другой стороны, постоянное увеличение количества поступающей информации приводит к тому, что формируется так называемое «клиповое мышление», при котором окружающая человека реальность воспринимается фрагментированно, в виде набора разрозненных событий и фактов. Быстрая смена информации и ее несвязанность становятся привычными. При этом утрачивается способность работать со сложными и длинными текстами [Фаблинова, 2012]. Все это также приводит к стремлению использовать материалы в готовом виде, сформированные кем-то, и не затрачивать психические ресурсы и время, детально вникая в суть проблемы.
Опасность упрощения учебного процесса при компьютерном обучении в медицинском образовании обсуждалась задолго до пандемии новой коронавирусной инфекции [Clayden, Wilson, 1988]. Элементарные процессы сброса и передачи информации не могут выступать гарантом вникания в сущность ее содержания и контекстного применения [Росляков, 2013]. Формирование знаний требует значительных усилий от обучающегося, а основой обучения в высшей школе является мотивированное самообразование, где преподаватель помогает
преодолеть трудности на пути освоения профессии обучающимися [Зубец, 2017]. Поэтому «дирижером» образовательного процесса на сегодняшний день выступают личностные качества обучающегося: самодисциплина, внутренняя мотивация, ответственность, критическое мышление - и они должны быть сформированы уже у студентов младших курсов, что напрямую связано с осознанным выбором будущей профессии и позволяет успешно сохранить те знания, которые были получены на ранних этапах обучения, до окончания вуза и на протяжении профессиональной деятельности [Максимова, Пешиков, 2010; Шаманова, Пешиков, 2010].
Целью данного исследования было изучение особенностей использования источников информации студентами медицинского вуза в условиях цифровой трансформации образования.
Для теоретического исследования использовали методы анализа, синтеза, сравнения, конкретизации. Перед проведением обзора литературы определили круг ключевых слов на русском и английском языках, по которым производился поиск: «информация», «источники информации», «дистанционное обучение», «медицинское образование», «information sources», «distance learning», «medical education». Поиск выполняли в таких базах данных, как eLibrary и PubMed. Работы последних лет (начиная с 2020 года) рассматривались в приоритетном порядке. В основу анализа легли 114 публикаций, из них была отобрана 31 по наличию свободного доступа к полному тексту и наибольшему соответствию тематике исследования.
Социологическое исследование выполнили методом анонимного опроса. Случайная выборочная совокупность была сформирована на основании списочного состава обучающихся младших курсов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России). Критерии включения в исследование: обучающиеся по программам специалитета 1 -3 курсов лечебного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов. Опрос произвели в конце осеннего семестра (декабрь-январь) 2021/2022 учебного года. Анкета была составлена авторами исследования и включила в себя вопросы, подразумевающие выбор одного варианта ответа. Участники исследования заполняли анкеты письменно.
Выборочная совокупность включила в себя 336 студентов. Исследование предусматривало проверку нулевых гипотез о предполагаемом равенстве ожидаемых частот выбора того или иного варианта ответа по каждому вопросу анкеты в формируемых группах: студенты 1 курса (группа А) и студенты 2-3 курсов (группа В). Численность группы A составила 94 человека, группа B включила 242 обучающихся. Студенты 1 курса были отнесены в отдельную группу, так как они еще находились на этапе адаптации к вузовской среде. Полученные результаты внесли в электронные таблицы Microsoft Excel 2016 и представили в виде абсолютных (n) и относительных (%) величин. После формирования групп сравнения показатель достоверности различий (p) по качественным признакам определили с помощью анализа четырехпольных таблиц сопряженности и вычисления непараметрического критерия х2 (хи-квадрат), вычисленного с помощью онлайн-ресурсов MedCalc Software Ltd. Two-way Chi-squared test. https://www.medcalc.org/calc/chisquared-2way.php (Version 22.006; accessed June 9, 2023) и https://medstatistic.ru/calculators/calchi.html. Разница между сравниваемыми показателями считалась достоверной при значениях p<0,05.
Этапы исследования:
1. Проведение анализа научной литературы по проблеме, формулирование нулевой гипотезы, цели исследования;
2. Составление анкеты авторами;
3. Проведение социологического исследования;
4. Проведение статистического анализа данных эмпирического исследования.
Часть семестра, в котором был проведен опрос, студенты обучались в смешанном формате: занятия лекционного типа проводились на образовательном портале вуза, а практические занятия - в очном формате. Другую часть семестра в связи с ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации по COVID-19 обучающиеся полностью занимались в дистанционном формате. Практические занятия проводились с помощью средств видеосвязи, в качестве обязательной формы контроля знаний выступал устный опрос студентов.
В изучаемой субпопуляции лица женского пола составили 74,4% (п=250), лица мужского пола - 25,6% (п=86), студенты первого курса - 28,0% (п=94), второкурсники - 19,6% (п=66), обучающиеся на третьем курсе - 52,4% (п=176).
Показатели, полученные в результате опроса, до разделения респондентов на группы сравнения обозначены в таблице 1. Наиболее популярным основным источником информации при подготовке к занятиям выступила печатная литература, полученная в научной библиотеке вуза (59,5%), на втором месте по популярности были Интернет-ресурсы, рекомендованные кафедрами для использования студентами (32,4%). Наименее часто в качестве главного источника учебных материалов были отмечены прочие Интернет-ресурсы, где существует риск получения недостоверной информации (7,4%), а также вариант «другое» (0,6%) - здесь студенты указали официальный сайт вуза и рабочую тетрадь, хотя их можно было отнести к рекомендованным кафедрами Интернет-ресурсам. Почти у половины участников исследования (44,9%) в течение дистанционного обучения не изменилось время самоподготовки к практическим занятиям. Важно, что чуть менее половины анкетируемых (47,6%) указали факт использования источников знаний во время ответов на дистанционных занятиях. При этом в одной из анкет был указан вариант «С», хотя предполагалось только два однозначных варианта ответа: да или нет. Возможно, это связано с попыткой уйти от ответа на данный вопрос. Также обращает на себя внимание, что более половины респондентов (53,6%) иногда используют в качестве учебных материалов информацию из источников, где не указан автор, отсутствуют сведения о рецензировании, а также готовые ответы на вопросы, сформулированные другими лицами - хотя и сопоставляют их материал с учебниками (72,3%).
Таблица 1
Особенности использования источников информации студентами 1-3 курсов
Вариант ответа Абсолютное количество респондентов, п Относительное количество респондентов, %
1. Какие источники знаний, помимо лекционного курса на образовательном портале, вы преимущественно используете для подготовки к занятиям?
А. Печатные источники литературы, полученные в библиотеке (учебники, учебные пособия, монографии и т.д.) 200 59,5%
В. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендованные кафедрами для подготовки к занятиям (электронная библиотечная система «Консультант студента», научные статьи и т.д.) 109 32,4%
С. Прочие ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (непроверенные источники, где не указан автор, и т.д.) 25 7,4%
D. Другое 2 0,6%
2. Изменилось ли время, затрачиваемое на подготовку к занятиям, во время дистанционного обучения?
А. Нет 151 44,9%
В. Да, увеличилось 100 29,8%
С. Да, уменьшилось 85 25,3%
3. Подсматривали ли вы в источники знаний во время ответов на дистанционном обучении?*
А. Да 160 47,6%
В. Нет 175 52,1%
4. Как вы относитесь к информации из непроверенных источников, где не указан автор?
А. Скептически, не использую их для подготовки к занятиям 150 44,6%
В. Регулярно использую такие источники для подготовки к занятиям 6 1,8%
С. Время от времени использую такие источники для подготовки к занятиям 180 53,6%
5. Используете ли вы готовые ответы на вопросы к занятиям, сформированные другими лицами?
А. Нет, не доверяю таким источникам 68 20,2%
В. Да, использую их регулярно 25 7,4%
С. Вдумчиво разбираю материал, соотнося с достоверными источниками (учебниками и т.д.) 243 72,3%
* - 1 студент воздержался от ответа на данный вопрос
Источник: авторская разработка
При формировании групп сравнения оказалось, что студенты из группы В достоверно чаще (74,0%; р<0,001) указывали в анкетах преимущественное использование печатных источников литературы, выданных в библиотеке, по сравнению с группой А, студенты которой сравнительно чаще применяли материалы Интернет-ресурсов - как рекомендованные кафедрами (59,6%; р<0,001), так и прочие источники с риском получения недостоверной информации (18,1%; р<0,001). Использование источников знаний во время ответов на занятиях, проводимых в дистанционном формате, оказалось более распространенным среди студентов группы В (55,4%; р<0,001). Обучающиеся из группы В в большей степени отмечали, что у них увеличилось время на подготовку к занятиям во время самоизоляции (33,5%; р=0,018). По остальным вопросам статистически достоверных различий между ответами студентов разных курсов выявлено не было (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение особенностей использования источников информации студентами 1 и 2-3 _курсов_
Вариант ответа Число студентов из группы А (п=94), выбравших вариант ответа (%) Число студентов из группы В (п=242), выбравших вариант ответа (%) Уровень значимости (р) различий между группами А и В по критерию х2
1. Какие источники знаний, помимо лекционного курса на образовательном портале, вы преимущественно используете для подготовки к занятиям?
А. Печатные источники литературы, полученные в библиотеке (учебники, учебные пособия, монографии и т.д.) 21 179 p<0,001
В. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», рекомендованные кафедрами для подготовки к занятиям (электронная библиотечная система «Консультант студента», научные статьи и т.д.) 56 53 p<0,001
С. Прочие ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (непроверенные источники, где не указан автор, и т.д.) 17 8 p<0,001
D. Другое 0 2 p=0,377
2. Изменилось ли время, затрачиваемое на подготовку к занятиям, во время дистанционного обучения?
А. Нет 46 105 p=0,360
В. Да, увеличилось 19 81 p=0,018
С. Да, уменьшилось 29 56 p=0,145
3. Подсматривали ли вы в источники знаний во время ответов на дистанционном обучении?*
А. Да 26 134 p<0,001
В. Нет 68 107 p<0,001
4. Как вы относитесь к информации из непроверенных источников, где не указан автор?
А. Скептически, не использую их для подготовки к занятиям 45 105 p=0,459
В. Регулярно использую такие источники для подготовки к занятиям 3 3 p=0,226
С. Время от времени использую такие источники для подготовки к занятиям 46 134 p=0,289
5. Используете ли вы готовые ответы на вопросы к занятиям, сформированные другими лицами?
А. Нет, не доверяю таким источникам 23 45 p=0,230
В. Да, использую их регулярно 8 17 p=0,642
С. Вдумчиво разбираю материал, соотнося с достоверными источниками (учебниками и т.д.) 63 180 p=0,177
* - 1 студент воздержался от ответа на данный вопрос
Источник: авторская разработка
Специфика овладения медицинской профессией заключается в необходимости усвоения большого объема информации, изобилующей терминами и определениями. Медицинское образование считается одним из самых сложных. Успешное изучение базисных дисциплин служит фундаментом для освоения программы старших курсов, а также для дальнейшей профессиональной деятельности. Для будущего врача нет неважных или второстепенных знаний, а некачественная подготовка и использование недостоверной информации не могут иметь место ни при очном, ни при дистанционном формате обучения.
Участники исследования продемонстрировали большую приверженность выбору достоверных и надежных материалов в печатном и электронном формате. Более частое использование материалов из сети Интернет первокурсниками, возможно, связано со стремительным процессом диффузии информационных технологий в повседневную жизнь, в результате чего взаимодействие человека с цифровой средой становится все более привычным, и даже при небольшой разнице в возрасте у людей могут наблюдаться различия в этом взаимодействии. С другой стороны, более частое использование студентами первого курса Интернет-ресурсов с потенциально недостоверной информацией в качестве основных
образовательных материалов (18,1% против 3,3%) свидетельствует о недостаточном формировании навыков поиска информации и о необходимости развития критического мышления у вчерашних школьников. Также более половины опрошенных студентов хоть и иногда, но использовали для подготовки информацию из источников, в которых нет указания автора(ов), сведений о рецензировании, что оставляет вопрос о ее надежности открытым.
И.А. Платонов установил, что студенты третьего курса медицинского университета проявляют наибольшую приверженность к получению информации в традиционном формате на твердом носителе, о чем сообщили более 89,0% опрошенных [Платонов, 2017]. В нашем исследовании выбор печатной литературы был отмечен хоть и меньшим относительным количеством респондентов, но общая тенденция к предпочтению использования информации в традиционном формате студентами-медиками сохраняется с доковидных времен.
Значительное количество обучающихся в данном исследовании использовали готовые материалы, сформированные другими лицами, для ответов на занятиях. Ю.В. Потапова и соавторы еще в 2015 году установили, что среди студентов медицинского вуза 95% респондентов использовали Интернет-ресурсы как дополнительный источник информации, при этом 41% анкетируемых лиц отметили, что использовали Интернет для получения готовых материалов [Потапова и др., 2015]. Таким образом, проблема применения файлов с ответами на вопросы «под ключ» имела место еще до пандемии COVID-19. При использовании таких «заготовок» студенту не требуется скрупулезный разбор материала -итогом будет в лучшем случае простое заучивание. В исследовании А.А. Архангельской и соавторов 31% респондентов, обучавшихся на 1-5 курсах медицинского вуза, указали удобство использования форумов и чатов. Исследователи отметили, что такая работа студентов может свестись к механической передаче информации в виде готовых документов [Архангельская и др., 2021]. Тем не менее, обмен файлами в условиях дистанционного обучения может иметь место, если передаваемые файлы служат полноценным учебным материалом, а также если в них содержится вспомогательная информация (расписание занятий, ссылки на видеоконференции, списки рекомендованной литературы). Но в таком случае обмен информацией должен быть под контролем преподавателя.
Для нивелирования риска включения недостоверных фактов в систему формирующихся знаний преподаватель информирует обучающихся перед началом учебного процесса о том, какими информационными источниками следует пользоваться. При оценке достоверности того или иного материала подчеркивается необходимость рассмотрения авторитетности автора и/или организации, от имени которых предоставляется информация, а также наличия экспертизы, выполненной специалистами в соответствующей сфере [Яркова, 2020].
Известно, что дистанционное обучение при всех своих достоинствах имеет ряд недостатков, требующих решения [Москаленко и др., 2021]. Так, при выполнении заданий во время дистанционного обучения часть студентов может пользоваться учебными материалами, что порождает проблему объективного и надежного оценивания работы обучающихся [Singal et а1., 2021]. В нашем исследовании чуть менее половины опрошенных отметили, что использовали источники знаний, когда отвечали на вопросы преподавателя с помощью средств видеосвязи, при этом достоверно чаще это были студенты 2-3 курса. Но реальное количество первокурсников, которые пользовались литературой во время опроса, могло быть и больше, поскольку некоторые из них могли выбрать более желательный с точки зрения исследователя ответ. Грамотный подход к ведению дистанционного занятия может свести на нет возможность использования учебных материалов во время проведения контроля знаний:
студент подключается к видеоконференции с использованием камеры, преподаватель задает уточняющие вопросы. С помощью творческого подхода можно найти возможности эффективного оценивания обучающихся в онлайн-среде, проводя дискуссии, используя различные кейсы и прочее.
Удлинение времени подготовки к занятиям во время самоизоляции может быть обусловлено различными факторами: отвлечением на мессенджеры, социальные сети, компьютерные игры [Singal et а1., 2021]; сложностями в нахождении и отборе качественной информации [Логинова и др., 2021]. Большая распространенность данного явления среди студентов 2-3 курсов в нашем исследовании может быть связана и со значительной сложностью программы обучения. Однако, у большинства обучающихся (44,9%) время подготовки к занятиям не изменилось, что, скорее, может свидетельствовать об успешности тайм-менеджмента и сформированности навыков самостоятельного поиска информации.
Подводя итог, стоит отметить, что наряду с рецензированными учебными материалами существует огромный пул информации, использование которой может негативным образом сказаться на качестве подготовки кадров, что в сфере медицины приобретает особую значимость. Достоверность используемой учебной информации должна выступать одной из ключевых детерминант, определяющих уровень подготовки студента и степень формирования компетенций. Знание в системе образования не может быть трансформировано в своего рода симулякр, где форма теряет свое содержание. Подмена понятия «знание» простой передачей информации с утратой личностного компонента во всей совокупности психических процессов, необходимых для процесса познания, таит в себе угрозу обесценивания знания как такового. При обучении в любом формате важен стабильный контроль учебной деятельности со стороны преподавателя. Также важнейшую роль играют качества, которыми обладает сам студент. Интернальность, наличие мотивации к познанию, осознанный выбор профессии, критическое мышление - это то, что позволяет справиться с отбором информации, обрести нужные знания, навыки, умения и уверенно войти в профессию.
Заключение
Среди особенностей использования источников информации студентами одного из медицинских вузов на современном этапе явились: 1. Более частое использование в качестве основного источника знаний печатной литературы, полученной в библиотеке, и ресурсов сети Интернет, рекомендованных кафедрами; 2. Наличие большей приверженности к применению Интернет-ресурсов у первокурсников; 3. Существование проблемы использования информационных материалов с риском получения недостоверной информации, а также готовых ответов на вопросы, сформированных другими лицами, что имело место и до перехода на дистанционное обучение; 4. Почти у половины опрошенных время подготовки к занятиям во время дистанционного обучения не изменилось, что в целом отражает успешность приемов работы с информацией; 5. Возможность обращения к информационным источникам во время опроса на занятиях, проводимых с помощью средств видеосвязи, требует интенсификации контроля знаний со стороны преподавателя. Полученные данные определяют важность развития навыков взаимодействия с информацией, формирования критического мышления и повышения мотивации к обучению среди студентов, что актуально и для очного, и для дистанционного обучения.
Список источников
1. Артебякина К.С., Черноморцева Е.С., Затолокина М.А. Использование цифровых технологий в обучении и практике предмета анатомия человека для студентов медицинского вуза // Инновационная наука. 2021. №12-1. С. 119-121.
2. Архангельская А.А., Колтыго Е.И., Цыганова И.В., Матвеева Л.А., Локаткова О.Н. Проблемы дистанционного обучения и дальнейшие перспективы его развития в медицинском университете // Мир науки, культуры, образования. 2021. №4(89). С. 106-110. В01: 10.24412/1991-5497-2021-489-106-110
3. Боканов А.А. Понятие информации в современной экономической науке // Вестник Военного университета. 2010. №1(21). С. 120-126.
4. Желтикова И.В. Перспективы высшего образования в ситуации избыточной доступности информации // Ноосферные исследования. 2020. №3. С. 34-43. Э01: 10.46724/N00S.2020.3.34-43
5. Зубец В.В. Поиск качественных образовательных ресурсов в сети // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2017. Т. 22. №5-2. С. 1196-1199. Э01: 10.20310/1810-0198-2017-22-5-1196-1199
6. Итинсон К.С., Чиркова В.М. Анализ существующих информационных ресурсов сети Интернет, используемых в обучении студентов в медицинских вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1(26). С. 144-146. Э01: 10.26140/атр-2019-0801-0035
7. Козыревская А.В. Диалектика традиционных и инновационных процессов в образовании // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №4(63). С. 232-236.
8. Колесникова И.А. Постпедагогический синдром эпохи цифромодернизма // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №8-9. С. 67-82. Э01: 10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-67-82
9. Королева ДО., Андреева А.А., Хавенсон Т.Е. Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии // Образование и саморазвитие. 2023. Т. 18. №2. С. 100-117. Э01: 10.26907^.18.2.08
10. Красносельских Т.В., Тельнюк И.В., Худик В.А. Перспективы использования дистанционного обучения в образовательном процессе медицинского вуза // Преподаватель XXI век. 2020. №3-1. С. 100-114. Э01: 10.31862/2073-9613-2020-3-100-114
11. Курилкина В.Н. Философский и общенаучный анализ понятия информации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2014. Т. 11. №1. С. 73-77.
12. Логинова Н.С., Бендрикова А.Ю., Дегтярёв С.И., Тимченко Н.С. Актуальные вопросы теории мотивации в педагогике дистанционного обучения в высшей школе (на основе обобщения опыта дистанционного обучения в региональном медицинском вузе) // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. №5.
13. Максимова О.Г., Пешиков О.В. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности // В мире научных открытий. 2010. №4-17(10). С. 148-149.
14. Малетова М.И., Новикова Л.А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30. №2. С. 195-203. Э01: 10.35634/2412-9550-2020-30-2-195-203
15. Матвеева Е.П., Кощеева Е.С. Проблемы поиска достоверной информации студентами в сети Интернет // Педагогическое образование в России. 2021. №4. С. 51-58. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_04_06
16. Михайлова Е.А., Фатеева Т.А., Жеребятьева О.О., Киргизова С.Б., Ляшенко И.Э., Фомина М.В., Лискова Е.В., Соколова О.Я. Опыт дистанционного обучения на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии в медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2021. Т. 12. №2(42). С. 128-135. DOI: 10.33029/2220-8453-2021-12-2-128-134
17. Молчанов А.В., Сайткулов К.И. Электронно-библиотечная система для медицинского образования // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №1(3). С. 39.
18. Москаленко Р.Н., Юсифова Ф.И., Худякова О.Ю., Пешикова М.В., Пешиков О.В., Колесникова А.А., Колесников О.Л. Оценка мнения студентов о дистанционном образовании: преимущества и недостатки нового формата обучения // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. №1. С. 164-174. DOI: 10.20913/10.20913/2618-7515-2021-1-7
19. Островский А.В., Кудина М.В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. №78. С. 229-244. DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10041
20. Платонов И.А. Оценка студентами информационных источников подготовки к занятиям // Смоленский медицинский альманах. 2017. №2. С. 102-108.
21. Потапова А.Д. Прикладная информатика: учебно-методическое пособие. Минск: РИПО, 2015. 251 с.
22. Потапова Ю.В, Кузьмин Б.В., Сухов В.А. Типы познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2015. №1. С. 34-38.
23. Пудовкина О.Е. Теоретический анализ трактовки феномена «информация» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №4-3(44). С. 45-48.
24. Росляков А.Е. Понятие информации вчера и сегодня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. №2. С. 9-15.
25. Сорокин С.Н. Симулякр как феномен виртуальной реальности в социально-философском дискурсе // Общество: философия, история, культура. 2022. №5(97). С. 97-101. DOI: 10.24158/fik.2022.5.13
26. Фаблинова О.Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования Интернет-технологий // Социологический альманах. 2012. №3. С. 345-355.
27. Шаманова А.Ю., Пешиков О.В. Концепция формирования врача-специалиста // В мире научных открытий. 2010. №4-18(10). С. 167-168.
28. Яркова А.К. Характеристики информационных ресурсов сферы образования с точки зрения пользователей // Проблемы современного образования. 2020. №4. С. 135-144. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-135-144
29. Clayden G.S., Wilson B. Computer-assisted learning in medical education // Medical Education. 1988. Vol. 22. No. 5. P. 456-467.
30. Prensky M. Digital natives, digital immigrants // On the Horizon. 2001. Vol. 9. No. 5. P. 1-6. DOI:10.4135/9781483387765.n6
31. Singal A., Bansal A., Chaudhary P., Singh H., Patra A. Anatomy education of medical and dental students during COVID-19 pandemic: a reality check // Surgical and Radiologic Anatomy. 2021. Vol. 43. No. 4. P. 515-521. DOI: 10.1007/s00276-020-02615-3
USING OF INFORMATION SOURCES BY STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY IN THE REALITIES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION
Dolinin I.A., South Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation Shlepotina N.M., South Ural State Medical University of the
Ministry of Health of the Russian Federation Kolesnikov O.L., South Ural State Medical University of the
Ministry of Health of the Russian Federation Peshikova M.V., South Ural State Medical University of the
Ministry of Health of the Russian Federation Peshikov O.V., South Ural State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
Abstract
The purpose of the research work was to study the features of the using of information sources by medical students at the present stage. An anonymous survey was carried out among 1-3 courses students in the one of the medical universities, and two groups were formed: students of 1 and 2-3 courses. Comparison of indicators between the groups was carried out by the x2 test. It was revealed that most often students used printed literature received in the library as a main source of information (59,5%). Internet sources were more often used by first-year students (p<0,001). 47,6% of students were using knowledge sources when they were answering during the distance learning. More than half of the respondents used unverified sources, where the author was not indicated (55,4%), as well as ready materials for answers formed by other people (79,8%). Systematic control by the lecturers can help to avoid the using of unreliable information by the students.
Keywords: information sources, medical education, preparing for classes, distance learning, digital transformation of education.