Научная статья на тему 'Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей'

Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1281
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION CULTURE / EDUCATION / INTERNET TECHNOLOGY / UNIVERSITY EDUCATION / INTERNET / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банных Галина Алексеевна

Рассматриваются теоретические и практические вопросы изменений в высшем образовании, вызванных «цифровыми» технологиями и обусловивших новые требования к образовательному процессу в современном вузе. Опираясь на результаты собственного исследования в вузах Свердловской области, автор определяет степень использования и влияния интернет-технологий в образовательном процессе в вузе на возможности формирования информационной компетентности студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of internet technologies in university education: information competence and the possibility of it''s formation among students and teachers

In this article theoretical and practical issues of changes in higher education caused by "digital" technologies, that led to the new requirements to the educational process in the modern university are touched. Particular attention is paid to the competence approach, which was recognized mainly in the training of future specialists and professionals, as well as in the area of staff development. Views of domestic and foreign scholars on the phenomenon of "information competence", which is understood as an integrative attribute of a person and a professional, which is expressed in the ability to select, assimilate, analyze, generate and transmit information to make effective decisions, are revealed. Based on the results of her own research in some universities of Sverdlovsk region, the author defines the stage of influence and the use of Internet technologies in the educational process in high school on the possibility of formation of information competence of students and teachers. Summarized the fairly high stage of influence of modern Internet technologies in high school on level of information competence, there is a rare and unmotivated use of the Internet in the educational activity by as teachers and students themselves as well. There is a conclusion that there are many alternatives and opportunities for using them in everyday education life, including methods and ways to solve such a problem.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 1 (33)

УДК 316

Б01: 10.17223/1998863Х/33/2

Г.А. Банных

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В УНИВЕРСИТЕТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ1

Рассматриваются теоретические и практические вопросы изменений в высшем образовании, вызванных «цифровыми» технологиями и обусловивших новые требования к образовательному процессу в современном вузе. Опираясь на результаты собственного исследования в вузах Свердловской области, автор определяет степень использования и влияния интернет-технологий в образовательном процессе в вузе на возможности формирования информационной компетентности студентов и преподавателей.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационная культура, образование, интернет-технологии, университетское образование, Интернет, социальные сети.

«Цифровая» революция постепенно захватывает все новые области знания и деятельности. Современная информация все больше приобретает «цифровой» характер, который позволяет ей усиливать свойства оперативности, актуальности, измеримости и качества. Особенно это касается деятельности высшего образования. Мультимедиа технологии в обучении, онлайн-ресурсы и дистанционные формы образования, электронные каталоги и библиотеки - все это повышает требования к наличию и у студентов, и у преподавателей информационной, цифровой компетентности.

Интернет стал насущной потребностью повседневной жизнедеятельности людей и образовательная среда - не исключение. Наличие информационных источников (теоретических в виде трудов классиков или учебников и практических в виде практикумов и тестов) в электронном виде становится не просто прихотью вуза, а настоятельной необходимостью.

Лицензионные и аккредитационные показатели в соответствии с законодательством предусматривают высокую обеспеченность студентов учебной литературой, что достигается вузами за счет приобретения прав на электронные библиотечные ресурсы. Кроме этого, к вузам предъявляются требования по обеспечению открытыми данными - на официальном сайте образовательной организации должны быть размещены сведения об организации, учебные планы и рабочие программы, а также расписание занятий. Нарастают темпы внедрения в учебный процесс электронных и дистанционных технологий, что приводит к необходимости работы с электронным контентом как студентов, так и преподавателей. Поэтому одной из задач исследования стало изучение возможностей как вузовской контролируемой онлайн-образовательной сре-ды, так и иных интернет-технологий и ресурсов в образовательном процессе,

1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ-Урал (проект № 14-13-66013)

что позволит взглянуть на пространство Интернет как на образовательную среду в учебном процессе в вузе.

Модернизация российской системы образования происходила под влиянием компетентностного подхода. Компетентностный подход - наиболее популярный методологический подход и в системе образования будущих кадров, и в системе управления персоналом. Основная идея данного подхода заключается в концептуальном переходе от квалификации к компетенции, причем с помощью последней дефиниции возможно измерять настоящее и будущее не столько потенциального или реального сотрудника, сколько социального капитала организации и самого общества.

В настоящее время компетентностный подход применяется в основном в образовании, являясь основой формирования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Отечественные ученые используют традиционно два понятия: «компетенция» и «компетентность», которые понимаются как идеальное и актуальное соответственно. Так, например, компетенции должны характеризовать любого выпускника вуза как взрослую личность и профессионала-специалиста, согласно подходу, описанному в трудах И.А. Зимней [6], В.И. Байденко [11], Ю.Г. Татура [9], И.Г. Галяминой [4] и других.

Внедрение компетентностного подхода в практику высшей школы привело к выделению нескольких видов компетенций, которые необходимы для специалиста любого направления: социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные. Также в отечественных ФГОС закрепилось деление компетенций на общекультурные и профессиональные, на базовые и дополнительные (специфические для конкретной программы). Формулировка компетенций обычно производится в таких понятиях, как готовность, способность, умение и владение [8. С. 23].

Понятие информационной компетентности формируется в области социальных наук в конце 20-го столетия в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе». В этом проекте ключевыми компетенциями современного профессионала называются опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности и универсальные, общие знания, умения и навыки, объединенные в систему. В отечественной науке пристальное внимание к проблемам формирования информационной компетентности стало проявляться после присоединения системы высшего образования к так называемому Болонско-му процессу и чаще употреблялось в контексте педагогики вкупе со свойствами коммуникации или компьютерными возможностями.

Американские исследователи, опираясь на определение информационной компетентности учащихся, данное Академическим Советом ассоциации калифорнийских колледжей, считают, что информационная компетентность -это способность определять для себя потребность получения информации, приобретать и оценивать необходимую информацию, организовать и систематизировать полученную информацию, а также интерпретировать и передавать ее [11-13]. Для американских педагогов и исследователей информаци-

онная компетентность наиболее изучена и определена в процессе подготовки учеников старшей школы и студентов колледжей, обучающихся по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность».

В отечественной науке сложилось собственное видение и понимание данного феномена. Так, О.Б. Зайцева определяет информационную компетентность как сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств [5. С.14].

Для А.Л. Семенова это новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием техно-логическихсредств [7. С. 12].

Специалист в сфере информационных технологий С.В.Тришина трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности [10]. В структуре информационной компетентности она выделяет пять компонентов: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный.

Таким образом, информационная компетентность (ИК), информационные компетенции и грамотность являются необходимыми характеристиками личности в информационном обществе. И то, насколько успешно ИК формируется в процессе образования, влияет и на профессиональную успешность, и на качество производимого продукта или товара данным индивидом. А все это, в свою очередь, напрямую зависит от педагогов, преподавателей, которые в ходе обучения способны усиливать или ослаблять процесс формирования ИК у учащихся, а также от материально-технических и организационных условий образовательного процесса в вузе.

В марте - мае 2015 г. в вузах г. Екатеринбурга было проведено социологическое исследование, одной из задач которого явилось определение настоящего уровня и возможностей формирования ИК с помощью интернет-технологий. В опросе приняли участие 60 преподавателей и 350 студентов вузов г. Екатеринбурга. Среди вузов - УрФУ, УрГЭУ, ИМС, УрГГУ, УрГАХА. В выборке для опроса представлены как гуманитарные, так и естественнонаучные и технические направления подготовки студентов, все уровни высшего профессионального образования и основные виды вузов, присутствующих в Свердловской области: федеральный университет, государственные университеты и коммерческий вуз.

Опрошенные преподаватели представляют собой репрезентативную выборку педагогов высшей школы вузов Свердловской области.

Среди опрошенных студентов 59,5% - девушки, 40,5% - молодые люди, и еще 6 человек не указали свой пол. По возрасту студенты распределились следующим образом: самая большая доля опрошенных (33,6%) находится в возрасте 19 лет, почти по пятой части студентов (23,3% и 24,8%) в возрасте

17-18 и 20 лет соответственно, десятая часть, или 9,8% студентов, - в возрасте 21 года и 8 % опрошенных - в возрасте от 22 лет.

Основная доля опрошенных (88,3%) - учащиеся по программам бакалавриата, еще 6,5% - это магистранты и 4,9% - специалисты и 1 аспирант. Это вполне закономерный результат, так как количество студентов, обучающихся по программам магистратуры, значительно меньше.

Согласно задачам исследования, необходимо было определить уровень овладения преподавателями и студентами основными навыками работы с информацией, включая компьютерные навыки, навыки обработки и анализа информации, использования Интернет в учебной деятельности.

Необходимо отметить, что сегодня каждый вуз Урала имеет свою образовательную онлайн-среду. Как минимум, это наличие сайта, организованного по правилам «Веб 2.0», позволяющего пользователю активно искать и применять полученную информацию. Как правило, онлайн-среда подразумевает и наличие комплекса ЭОР для различных форм обучения, в том числе и дистанционных, а также это специализированные программы для оценки образовательной деятельности, позволяющие реализовать балльно-рейтин-говую систему. Некоторые вузы, например УрФУ, имеют собственный домен с отдельными площадками для каждого преподавателя и наличием таких сервисов, как почта, собственные ЭОР, система электронного документооборота, управление проектами, получение и обновление ПО, личные профили и т.д. В высшем образовании практикуется и онлайн-тестирование в различных вариантах как для среза знаний по предмету, так и для проведения текущего и итогового контроля в образовательном процессе. Однако многие ресурсы и инструменты востребованы не полностью, а в интернет-пространстве остается еще больше возможностей и вариаций для образования.

По результатам исследования выяснилось, что Интернет и онлайн-тех-нологии используются в процессе учебной деятельности в вузах, при этом мнения студентов и преподавателей о формах проведения занятий практически совпадают Опрошенные преподаватели отметили, что наиболее часто на занятиях применяются такие формы, как работа с онлайн-ресурсами и дискуссия, - в среднем 1 раз в неделю. Также достаточно часто - 1 раз в неделю - используются доклады, презентации и командная работа. Наименее популярная форма - выездные занятия. Очень часто встречались комментарии, что такой формы проведения занятий в принципе нет и не было, тогда мнение студента или преподавателя записывалось в графу - «реже одного раза в месяц».

Практически все опрошенные (как студенты, так и преподаватели) для поиска информации используют электронные поисковые системы. В результате анализа данных исследования была выявлена частота использования студентами и преподавателями различных интернет-ресурсов в учебной деятельности. У студентов наиболее популярным интернет-ресурсом являются социальные сети, которые используют ежедневно в учебной деятельности 67,2% опрошенных студентов. На втором месте ежедневного обращения -официальные сайты (33,9%), также практически каждый пятый один раз в день обращается к энциклопедиям и справочникам, специализированным форумам и блогам, а также электронным образовательным ресурсам.

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это обязательный компонент новой формы образования - электронного (е-1еагшп§), представляющий собой образовательный ресурс в электронно-цифровом формате в телеком -муникационной среде, для использования которого необходимы средства вычислительной техники, цифровые и электронные инструменты и механизмы. Данный вид ресурсов может значительно упростить образовательный процесс посредством загрузки большого количества разнообразных взаимосвязанных метаданных для изучения тех или иных дисциплин в совокупности или по отдельности. Также ЭОР отличаются структурированной системой и наличием специального предметного образовательного контента. К видам ЭОР можно отнести электронные учебно-методические издания, обучающие программы, практикумы, целостные учебные комплексы и т.д.

Статистический анализ показал, что существенные различия между студентами отдельных вузов по использованию интернет-ресурсов наблюдаются только по нескольким позициям. Так, например, ЭОР используют ежедневно 33,3% опрошенных студентов Института международных связей и только 7,7% представителей УГГА.

Среди опрошенных преподавателей распределение интернет-ресурсов по популярности практически повторяет ситуацию у студентов: также лидирующие позиции занимают социальные сети (46,7%), далее - официальные сайты, специализированные форумы и энциклопедии. Виртуальные библиотеки половина как студентов, так и преподавателей посещает реже одного раза в месяц.

Далее опрошенным было предложено оценить по 5-балльной шкале полезность интернет-ресурсов в учебной деятельности, где 1 - ресурс практически бесполезен в учебной деятельности, 5 - ресурс очень полезен в учебной деятельности.

Наиболее полезными по степени убывания, по мнению опрошенных студентов, являются следующие интернет-ресурсы: энциклопедии и справочники, официальные сайты, электронные образовательные ресурсы. Разница между оценкой полезности остальных интернет-ресурсов незначительна -в пределах 0,3 балла.

По мнению опрошенных преподавателей, наиболее полезными являются официальные сайты (4,33 балла), далее идут виртуальные библиотеки (4,23 балла) и правовые системы (4,21 балла).

Преподаватели оценили полезность выше чем в 4 балла у таких интернет-ресурсов, как энциклопедии и справочники, электронные образовательные ресурсы. В наименьшей степени, по мнению опрошенных, полезны социальные сети.

Сравнительный анализ показал общую тенденцию к снижению потребности в традиционных ресурсах как среди студентов, так и среди преподавателей. Повышение доли электронных ресурсов в образовательном процессе объективно и естественно за счет доступности информации и оперативности ее извлечения. Возможно, это происходит из-за «диджитализации» образовательного процесса в высшей школе в целом, который так или иначе отражает тенденции, наблюдаемые в общественном развитии.

При этом, как отмечалось в более ранних публикациях [3. С. 153], и у студентов, и у преподавателей существуют проблемы с интеллектуальной собственностью информации, полученной посредством Интернет.

Рассмотрим вопрос о том, как в Интернете представлены респонденты, чтобы понять, являются они потребителями или распространителями информации. Можно заметить, что практически каждый студент имеет свою страничку в социальных сетях и свою электронную почту - это 95,7% и 94,5% опрошенных соответственно. 75,1% респондентов зарегистрированы в различных приложениях, облегчающих получение информации из сети. Более трети студентов совершает покупки в интернет-магазинах, сообществах и на соответствующих порталах - 38,3% (в этой категории лидируют девушки), 26,7% студентов зарегистрированы на портале государственных и муниципальных услуг, 22,1% опрошенных получают информацию через тематические порталы, форумы и чаты. 9,2% студентов имеют личный сайт (преимущественно юноши), 6,4% ведут блоги. Таким образом, в основном в Интернете «присутствуют» все студенты, имея возможности как для получения разнообразной информации, так и для ее дальнейшего тиражирования и распространения.

Среди преподавателей ситуация несколько иная. Так, если почти все они (97,7%) имеют электронную почту, то в социальных сетях создали свои акка-унты 62,8% опрошенных.

Данные результаты свидетельствуют о том, что если технологии электронной удаленной онлайн-коммуникации, коими являются почтовые сервера, приняты и используются преподавателями, т.е. представителями более старшего поколения, то вот коммуникация и извлечение информации в многоаспектной и многофакторной среде социальных сетей еще не стали настолько же распространенной практикой.

На портале государственных услуг зарегистрирована половина представителей старшего поколения - 51,2% опрошенных, в отличие от студентов. Это говорит о большей востребованности ими таких целевых интернет-ресурсов.

Как можно видеть по результатам исследования, подавляющее большинство студентов «живет» в Интернете, используя социальные сети. Этот ресурс может быть адекватно использован и в образовательном процессе. Для понимания, как это происходит в вузах Свердловской области, в анкете было задано два вопроса: о наименовании социальных сетей и их возможностях в учебном процессе.

Сама оценка данного факта не является однозначной со стороны различных участников учебного процесса. Студенты считают социальные сети одним из достаточно полезных в учебной деятельности интернет-ресурсов и обращаются к нему часто. В то же время преподаватели оценивают значимость данного вида информационных ресурсов как минимально полезного, хотя также обращаются к нему достаточно часто. Закономерна в связи с этим и частота использования социальных сетей в учебном процессе преподавателями - более половины их не использует.

Для опрошенных студентов основным достоинством социальных сетей в учебном процессе является оперативное получение информации - об измене-

ниях в учебном процессе (70 %) и расписании (67,2%). Также достаточно часто социальные сети используются студентами для переброски домашних заданий. Опрошенные преподаватели главным в использовании социальных сетей видят возможность обсуждения учебных вопросов (40,5%), причем сами студенты достаточно сдержанно оценивают данную возможность (26,3%).

Только 2,2% студентов не используют социальные сети в учебно-образовательном процессе в принципе. Для 97,2% опрошенных, т.е. практически всех, наиболее актуальной является социальная сеть Вконтакте, как наиболее удобная для оперативного обмена информацией, сохранения выполненных заданий, общения с преподавателями и одногруппниками.

Согласно «каталогу пользователей» самой сети, в ней зарегистрировано более 308 млн аккаунтов, привязанных к мобильным номерам. Ежедневная аудитория сети очень значительна, поэтому неудивительна такая существенная разница в использовании именно этой сети в учебных целях большинством студентов - в данной сети легко создать страницу группы, позволяя в ней появляться только учебной и «околоучебной» информации, легко этой страницей управлять, что можно доверить отдельным представителям группы или доверить такую возможность большинству, что представляет больший потенциал для учебы и обмена информацией.

Преподаватели не так активно используют социальные сети. Наиболее востребованной сетью остается Вконтакте, однако только половина преподавателей ее использует - 53,7% опрошенных. Гораздо более востребованной является сеть профессионалов ЛинкедИн - 12,2% преподавателей против 0,3% у студентов. И самый значимый результат: в учебном процессе социальные сети не использует почти треть преподавателей - 31,7% опрошенных.

Современные образовательные технологии в вузе дают целый спектр возможностей для подготовки и формирования информационно грамотного профессионала в любой сфере деятельности. Одна из основных компетенций в информационной сфере, формирование которой может происходить в процессе обучения любому предмету в вузе, это способность, навык работы с информацией, умение ее искать, обрабатывать, систематизировать, распространять, владеть различными информационными технологиями для успешной реализации любой поставленной задачи.

Онлайн-среда обучения благодаря всеобщему практически неограниченному доступу к Интернет сделала процесс обучения также более доступным и понятным для современного студента. Его арсенал не ограничен только электронными учебниками или онлайн-словарями, у него есть возможность посещения курсов, участия в мастер-классах и семинарах, подписки на актуальные для него новости и информационные сообщения. Интернет через социальные сети, своеобразную паутину связей, в образовательном пространстве постепенно занимает место наиважнейшего инструмента коммуникации между преподавателем-тьютором, наставником, инструментом постоянного самообразования и научения для студента.

Исходя из результатов исследования, популярность социальной сети Вконтакте среди студентов вузов Свердловской области крайне высока -это делает данный ресурс однозначно эффективным и привлекательным в образовательном процессе, так как с его помощью возможно более ус-

пешное формирование ряда «универсальных» компетенций, в том числе и информационной.

В рамках исследования планировалось выяснить, насколько популярным стало использование Интернет в качестве основного ресурса для подготовки к учебе у студентов и к работе у преподавателей. В рамках специального исследования - мини-опроса, проведенного среди 150 студентов различных курсов и направлений подготовки УрГЭУ и УрФУ в марте 2015 г., -выяснилось, что молодые люди - городские жители - уже не в состоянии обойтись без практики коммуникации в Интернет. Интернет-коммуникация стала для них повседневной потребностью и артефактом реальности [2. С. 4].

Интернет в 74,4% случаев становится единственным источником получения необходимой в учебном процессе информации и для преподавателей, и для студентов. Однако среди старшего поколения из числа ППС заметно сопротивление - 4,6% опрошенных к Интернету прибегают редко. Среди студентов тех, кто незначительно использует Интернет для учебы, не оказалось. Все заинтересованы в оперативном получении информации, которая в 99% случаев поступает именно посредством социальных сетей. Подготовка к занятиям также опосредована использованием электронных и виртуальных библиотек, коммуникацией с преподавателем и одногруппниками.

В свете формирования информационного общества и стремления к открытости различных систем, в том числе и образовательных, особым значением обладает знание студентов и преподавателей об открытых массовых онлайн-курсах - М00С, т.е. образовательных ресурсах, предоставляющих возможность получения качественных профессиональных знаний бесплатно в любом вузе, в любое удобное время.

65,3% студентов не знают, что это такое, и еще 18,1% затруднились с ответом на вопрос, что позволяет также отнести их к категории «незнающих». Среди преподавателей результаты почти аналогичные - 58,6% опрошенных оМООС ничего не знают, 18,6% затруднились с ответом. Самый высокий показатель знания - у преподавателей УрФУ, возможно, за счет того, что сами преподаватели участвуют в разработке подобных курсов на различных платформах. Таким образом, большинству субъектов образовательного пространства современного высшего профессионального образования совершенно не знакомы новые методы и технологии образования.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы. В целом уровень информационной компетентности студентов вузов Свердлов -ской области средний. Необходимо принимать во внимание способность ориентироваться в мире информационных и компьютерных технологий и неумение перерабатывать информацию и излагать собственные мысли.

Уровень информационной компетентности преподавателей вузов напрямую зависит от их возраста. Чем моложе преподаватель, тем более он адаптивен к изменениям, связанным с информационной культурой, быстрее воспринимает и принимает новые формы и практики работы с информацией. Преподаватели старших возрастных категорий оказываются менее адаптивными и приспособленными к таким изменениям, проявляя консервативность в формах и методах обучения.

Интернет-технологии в образовательном пространстве вузов Урала применяются в ограниченном формате с соблюдением требований, установленных Правительством РФ и надзорными органами. Использование онлайн-ресурсов по правилам «Веб 3.0», подразумевающих еще большую самостоятельность и свободу субъектов образовательного процесса позволит повы-сить эффективность учебного процесса, для этого необходимо внести нормативные изменения в деятельность вуза, связанную с интернет-средой образования.

Литература

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы). М.: Просвещение, 2005. 402 с.

2. Банных Г.А. Информационная культура в повседневных практиках городского жителя // Экономика, общество, человек: теория, методология, реальность: сб. науч. публикаций: в 2 ч. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. Ч. 2. 179 с.

3. Банных Г.А., Костина С.Н. Отношение студентов вузов к плагиату как часть информационной культуры (на материалах исследований) // Материалы Всероссийской молодёжной научно-исследовательской конференции «Инновационный потенциал молодежи: формирование нового типа культуры», Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина 27-28 октября 2014 года. Екатеринбург: УрФУ, 2014. С. 54-57.

4. Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного под -хода. М.: Гардарики, 2005. 327 с.

5. Зайцева О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Брянск: БГУ, 2002. 19 с.

6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 32-42.

7. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: НексПринт, 2010. 84 с.

8. Современные кадровые технологии на государственной гражданской службе / Г.А. Банных, Л.И. Воронина, Т.Е. Зерчанинова, С.Н. Костина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 160 с.

9. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М.: Наука, 2004. 142 с.

10. Тришина C.B. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm (дата обращения: 20.06.2015).

11. Dickinson G. (2006). The spirit of inquiry in information literacy. Teacher Librarian, 34(2), 23-27.

12. Information Literacy Competency Standards for Higher Education. Association of College & Research Libraries, 2000. - URL: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/acrl/standards/standards.pdf (дата последнего обращения: 20.06.2015).

13. Moore D., Brewster S., Dorroh C., & Moreau M. (2002). Information competency in a two-year college: One size does not fit all // Reference Services Review, Vol. 30 Iss: 4. P. 300-306.

Bannykh Galina A. Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation)

E-mail: [email protected]

DOI: 10.17223/1998863X/33/2

THE USE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN UNIVERSITY EDUCATION: INFORMATION COMPETENCE AND THE POSSIBILITY OF IT'S FORMATION AMONG STUDENTS AND TEACHERS

Keywords: information competence, information culture, education, Internet technology, university education, the internet, social networks

In this article theoretical and practical issues of changes in higher education caused by "digital" technologies, that led to the new requirements to the educational process in the modern university are touched. Particular attention is paid to the competence approach, which was recognized mainly in the training of future specialists and professionals, as well as in the area of staff development. Views of domestic and foreign scholars on the phenomenon of "information competence", which is understood as an integrative attribute of a person and a professional, which is expressed in the ability to select, assimilate, analyze, generate and transmit information to make effective decisions, are revealed. Based on the results of her own research in some universities of Sverdlovsk region, the author defines the stage of influence and the use of Internet technologies in the educational process in high school on the possibility of formation of information competence of students and teachers. Summarized the fairly high stage of influence of modern Internet technologies in high school on level of information competence, there is a rare and unmotivated use of the Internet in the educational activity by as teachers and students themselves as well. There is a conclusion that there are many alternatives and opportunities for using them in everyday education life, including methods and ways to solve such a problem.

References

1. Baydenko, V.I. (2005) Kompetentnostnyy podkhod k proektirovaniyu gosudarstvennykh obra-zovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya (metodologicheskie i metodicheskie voprosy) [The competence approach to the design of the state educational standards of higher professional education (methodological and methodical questions)]. Moscow: Prosveshchenie.

2. Bannykh, G.A. (2015) Informatsionnaya kul'tura v povsednevnykh praktikakh gorodskogo zhitelya [Information culture in the everyday practices of urban residents]. In: Karkh, D.A. (2015) Ekonomika, obshchestvo, chelovek: teoriya, metodologiya, real'nost' [Economy, society, people: The theory, methodology, reality]. Ekaterinburg: Urals State Socio-Economic University.

3. Bannykh, G.A. & Kostina, S.N. (2014) [The attitude of university students to plagiarism as part of the information culture (on research materials)]. Innovatsionnyy potentsial molodezhi: formirovanie novogo tipa kul'tury [Innovative potential of the youth: Formation of a new type of culture]. Proceedings of the All-Russian Youth Research Conference. Ural Federal University. October 27-28, 2014. Ekaterinburg: UrFU. pp. 54-57. (In Russian).

4. Galyamina, I.G. (2005) Proektirovanie gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya novogo pokoleniya s ispol'zovaniem kompetentnostnogo podkhoda [Designing the state educational standards of higher professional education of the new generation using the competence approach]. Moscow: Gardariki.

5. Zaytseva, O.B. (2002) Formirovanie informatsionnoy kompetentnosti budushchikh uchiteley sredstvami innovatsionnykh tekhnologiy [Formation of the information competence of the future teachers by means of innovative technologies]. Abstract of Pedagogics Cand. Diss. Bryansk: BSU.

6. Zimnyaya, I.A. (2003) Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies as a new paradigm of the education result]. Vysshee obrazovanie segodnya - The Higher Education Today. 5. pp. 32-42.

7. Asmolov, A.G., Semenov, A.L. & Uvarov, A.Yu. (2010) Rossiyskaya shkola i novye informat-sionnye tekhnologii: vzglyad v sleduyushchee desyatiletie [Russian school and new information technologies: A look into the next decade]. Moscow: NeksPrint.

8. Bannykh, G.A., Voronina, L.I., Zerchaninova, T.E. & Kostina, S.N. Sovremennye kadrovye tekhnologii na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe [Modern personnel technologies in the civil service]. Ekaterinburg: Ural State University.

9. Tatur, Yu.G. (2004) Kompetentnostnyy podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii standar-tov vysshego professional'nogo obrazovaniya [The competence approach in the description of the results and design of higher education standards]. Moscow: Nauka.

10. Trishina, S.V. (2005) Informatsionnaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya [Information competence as a pedagogical category]. Eydos. 10th September. [Online] Available from: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm. (Accessed: 20th June 2015).

11. Dickinson, G. (2006). The spirit of inquiry in information literacy. Teacher Librarian. 34(2). Pp. 23-27.

12. Association of College and Research Libraries. (2000) Information Literacy Competency Standards for Higher Education. [Online] Available from: http://www.ala.org/ala/mgrps/divs/ acrl/standards/standards.pdf. (Accessed: 20th June 2015).

13. Moore, D., Brewster, S., Dorroh, C., & Moreau, M. (2002). Information competency in a two-year college: One size does not fit all. Reference Services Review. 30(4). pp. 300-306.

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2016. № 1 (33)

УДК 316.334.3

Б01: 10.17223/1998863Х/33/3

Е.А. Васильева

К ВОПРОСУ О МОТИВАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируются теоретические концепции мотивации в системе государственной службы Российской Федерации. Определено, что этот социальный феномен подразделяется на четыре уровня: базовый, средний, высший и институциональный. Отме-ченныйразрыв между ценностно-нормативной структурой государственной службы и системой мотивации приводит к нарастанию стресса у служащих и снижению удовлетворенности государственным -управлением в обществе.

Ключевые слова: государственная служба, мотивация, социальный институт, ценности, управление.

В современном управлении персоналом мотивация рассматривается как одна из основных функций, которая позволяет существенно повысить эффективность деятельности организации без значительного увеличения финансовых затрат. Особое значение она приобретает в тех организациях, где персонал является фактически основным ресурсом, в том числе и в органах государственного управления, а потому мотивация государственных служащих является объектом большого количества публикаций, научных исследований, а также административной реформы.

Мотив в Словаре русского языка С.И. Ожегова определяется как побуди -тельная причина, повод к какому-либо действию [1]. Соответственно, мотивация определяется как побуждение к действию и подразделяется на два основных вида - внутреннюю, когда побудителем является человек по отношению к самому себе, и внешнюю, обусловленную воздействием со стороны. Понятие мотивации тесно связано с понятиями потребностей, власти и удовлетворенности. Внутренняя мотивация, по распространенному мнению, основана на потребностях, а внешняя определяется властными полномочиями, которыми обладает субъект мотивирования. Удовлетворенность -это то состояние, к которому приходит мотивированный человек, когда перестает испытывать потребность в чем-либо.

Теоретические основы анализа мотивации обширны. Как правило, их подразделяют на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации (теория мотивации А. Маслоу, теория X и теория У Д. МакГрегора, теории К. Альдельфера и Д. МакКлелланда) способствовали формированию трех принципов современной практики стимулирования: акцент на повышении эффективности труда, подбор кадров по профессиональному принципу и формирование у работников потребности в достижении. К сожалению, абсолютизация этих принципов имеет и негативные аспекты. Эффективность заменяется финансовой продуктивностью, что приводит к исключению человека как субъекта трудовой деятельности из управленческого процесса; подбор кадров заменяется поиском максимально подходяще-

го для конкретного задания работника, что исключает необходимость полноценной кадровой политики. При ситуационном подборе персонала и ориентации на снижение расходов как универсального показателя эффективности стабильный высокомотивированный трудовой коллектив является излишеством. Соответственно, излишеством становятся обучение и профессиональная подготовка в организации и другие мероприятия, направленные на формирование и развитие коллектива. Личность работника теряет всякий интерес для работодателя, а потому требования к личностному развитию, хотя и остаются, но превращаются в пустые декларации. Наиболее действенным методом мотивации остается материальное стимулирование, а управление персоналом сводится к формальному целеполаганию, контролю и взысканиям.

Авторы процессуальных теорий мотивации, например Дж.С. Адаме (теория справедливости) или В. Врум (теория ожидания), сосредоточились именно на личности работника. Они призывают отказаться от разработки универсального метода мотивации, подчеркивая, что сходность потребностей не гарантирует сходность мотивов. Но именно субъективность стала основной причиной критики в адрес авторов этих теорий. Действительно, когда речь идет об организациях со значительной численностью персонала и централизованной организационной структурой, ожидать индивидуального подхода к каждому работнику не приходится.

В настоящее время в литературе получил широкое распространение подход, предусматривающий ситуационное использование тех или иных теорий мотивации, в зависимости от целей и задач организации, а также от качественной структуры персонала организации. Методы, разработанные в содержательных теориях мотивации (разработка количественных показателей эффективности труда, стимулирование роста производительности и подбор персонала по функциональному принципу), рекомендуются к применению в крупных производственных организациях со строго определенным функционалом и квантифицируемым результатом. Методы процессуальных теорий (оценка ожиданий работников, валентности вознаграждения и разработка индивидуальных программ мотивации) применяются в небольших организациях, результат деятельности которых зависит от индивидуального вклада работника, функции и рабочее место которых не могут быть строго определены и закреплены, чаще всего в творческих коллективах. В первом случае целью мотивации является повышение результативности труда, т.е. достижение конкретных показателей, зачастую экономических; во втором - совершенствование процесса труда, а единственным показателем эффективности признается удовлетворенность потребителей.

Государственная гражданская служба, в соответствии с законодательством Российской Федерации [2], представляет собой трудовой коллектив органов исполнительной власти, формирующийся по профессиональному признаку и обеспечивающий выполнение обязанностей лиц, замещающих государственные должности. Управление государственной службой базируется на том, что органы исполнительной власти представляют собой организацию по оказанию услуг: а) политикам - по сбору и анализу информации, необходимой для принятия государственных решений; б) гражданам - по выполнению разрешительных, ограничительных и регистрационных функций

для обеспечения реализации ранее принятых решений. Эффективность деятельности чиновников в этом случае можно оценить как удовлетворенность общества качеством предоставляемых услуг, а их компетенция будет заключаться в знании и применении законов и регламентов. Результат их деятельности может быть квантифицирован, например, посредством выведения экономических показателей внедрения государственных услуг и доходов бюджета от их предоставления.

В то же время в научной среде давно распространено расширительное определение задач государственной службы - как субъекта выполнения функций государства. Основные функции государства определены как:

- оборонительная, заключающаяся в охране суверенитета государства и ее территориальной целостности;

- правоохранительная - охрана общественного порядка и обеспечение законности, т.е. строгого соблюдения гражданами страны правовых норм, сформулированных в законодательстве;

- социальная защита населения, суть которой в условиях социального государства можно сформулировать как обеспечение достойного уровня и качества жизни гражданам государства, а также поддержка тех, кто не способен самостоятельно обеспечить свое выживание: инвалидов, пенсионеров, детей, оставшихся без попечения родителей или других родственников, а также граждан, испытывающих временные жизненные трудности (безработные, бездомные, ведущие девиантный образ жизни и т.п.)

При подобном толковании сводить обязанности государственной службы только к вопросам оказания государственных услуг недостаточно. Чиновники не только выполняют распоряжения руководства и обеспечивают механическую проверку соответствия заявителя требованиям закона, они также принимают важнейшие решения, оказывающие воздействие на все общество. Так, например, размер пенсионного коэффициента и правила подсчета и подтверждения страхового стажа определяются Постановлением Правительства Российской Федерации без согласования с представительными органами. Фактически государственные служащие в представлении обывателя олицетворяют государство, выступают как его персонификаты. Именно по опыту личного взаимодействия с представителями органов исполнительной власти граждане государства оценивают его эффективность.

Соответственно, другие требования предъявляются и к компетенции чиновников - как лица, принимающие решения, они должны обладать знаниями, навыками и умениями менеджера, к которым, по мнению П. Друкера [3. С. 345], относятся: принятие управленческих решений, в том числе кадровых, коммуникация, бюджетирование, оценка, контроль и информационная грамотность. Развитие у чиновников этих компетенций является задачей специализированных учебных заведений, таких как Российская академия государственной службы и народного хозяйства при Президенте Российской Федерации. Но возможно ли существование трудового коллектива, состоящего исключительно из руководителей? Это представляется достаточно спорной перспективой. Также значительные сложности возникают при определении критериев эффективности государственной службы: должны исполь-

зоваться качественные показатели, в частности, насколько государство способствует повышению уровня и качества жизни граждан.

По нашему мнению, оба подхода не рассматривают государственную службу как целостный институт. Первая концепция (чиновничество как корпорация по предоставлению государственных услуг) сосредоточена на том слое бюрократии, который входит в непосредственное соприкосновение с гражданами. Вторая (бюрократия как субъект государственного управления), напротив, анализирует тот слой, который оказывает значительное влияние на общественное развитие и обладает властными полномочиями, т.е. может быть назван элитой, но игнорирует непосредственно чиновников, рядовых работников органов исполнительной власти. Но фактически государственная служба, если понимать ее как бюрократию в трактовке М. Вебе-ра, представляет собой совокупность этих двух слоев, представляющих собой не только сложную систему, но и социальный институт.

Как социальная система государственная служба подразделяется на три уровня:

- высший, объединяющий лиц, замещающих государственные должности, осуществляющих только функции руководства и управления, обладающих значительными властными полномочиями и влиянием в обществе. К ним относятся, например, главы субъектов Российской Федерации, члены правительств, руководители органов исполнительной власти, как федеральной, так и субъектов РФ, а также судьи и руководители представительных органов власти;

- средний, объединяющий государственных служащих, имеющих управленческие и властные полномочия в конкретной сфере общественной жизни. Их взаимодействие с обществом ограничено рамками решений, принятых на высшем уровне государственной службы, но они обладают существенным потенциальным влиянием, так как наделены полномочиями по толкованию этих решений и разработке порядка их исполнения. В Законе №79-ФЗ этот слой чиновников определен как «лица, замещающие должности государственной гражданской службы категории «Руководители» и «Помощники (Советники)». К ним относятся: заместители руководителей органов исполнительной власти, руководители структурных подразделений, помощники руководителей (но не работники секретариатов);

- низовой или базовый, непосредственно осуществляющий выполнение полномочий органов исполнительной власти, предоставляющих государственные услуги. Эти служащие принимают решения только в отношении применения действующего законодательства, они не обладают полномочиями по его изменению или толкованию. Это исполнители, клерки, бюрократы, осуществление ими властных полномочий всегда противозаконно и коррупци-онно. Их взаимодействие с обществом носит информативный характер - они уполномочены только собирать информацию либо передавать ее. В законе это лица, замещающие должности государственной гражданской службы категории «Специалисты» и «Обеспечивающие специалисты». Именно на них распространяется действие большинства ограничений, введенных законодательством, в том числе антикоррупционного характера.

Фактически государственная служба представляет собой самоуправляемую систему, так как задача постановки целей, руководства, мотивации и контроля за низовым уровнем возложена на средний, а средним - на высший. Контроль за деятельностью высшего уровня государственной службы возложен на Президента РФ, который в данном случае призван выступать не как часть этой системы, а как внешний по отношению к ней субъект.

Как социальный институт государственная служба представляет собой совокупность норм, правил и ролей, посредством которых организуется взаимодействие граждан, органов исполнительной власти и общественных организаций в системе государственного управления. То есть каждый раз, когда она выступает как одна из сторон взаимодействия, ее институциональные ценности и нормы активизируются и начинают преобладать в силу того, что чиновники, как правило, выполняют руководящую и регулирующую функции, т.е. задают «правила игры». Воздействие на ценностно-нормативную структуру государственной службы затрудняется тем, что субъекты управления сами включены в нее, а, следовательно, не могут в полной мере осознать проблемы, которые возникают при взаимодействии, и воспринять точку зрения других акторов.

Итак, государственная служба представляет собой специфический многоуровневый социальный феномен. На низовом или базовом уровне -это совокупность трудовых коллективов органов исполнительной власти, реализующих государственные функции посредством предоставления государственных услуг на профессиональной основе. На среднем уровне - это совокупность лиц, осуществляющих руководство низовым уровнем государственной службы и регулирующих общественную жизнь посредством формирования практики правоприменения, которым для исполнения их должностных полномочий необходимы менеджериальные компетенции. На высшем уровне - это политическая элита, осуществляющая государственное управление, обладающая всей полнотой властных полномочий, но не решающих конкретные прикладные вопросы. Сплачивающим элементом этой системы являются ценности, нормы, правила и роли, представляющие собой социальный институт, который воспроизводится и распространяется в процессе профессиональной адаптации работников органов исполнительной власти, т.е. государственная служба представляет собой самовоспроизводящийся и саморегулируемый институт.

Мотивация в системе государственной службы сталкивается с целым рядом проблем, а именно:

1. Ориентирование только на одну теоретическую платформу (как на содержательную, так и на процессуальную) не учитывает многомерный характер этого института.

2. Отсутствие критериев эффективности государственного управления, что затрудняет квантификацию результата деятельности даже на низовом уровне.

3. Не выделены субъекты управления государственной службой, что исключает возможность своевременного и полноценного реагирования.

Многие исследователи выдвигали предложения по нивелированию этих недостатков и формированию эффективной системы мотивации, опираясь на

различные теоретические базы. Исследования мотивации государственной службы в Российской Федерации проводятся регулярно начиная с 2006 г. В частности, следует назвать многолетние социологические исследования, проводимые в РАНХиГС, диссертационные исследования Е.Б. Черновой, Е.И. Васильевой, Е.В. Фомичева и т.д. [4-7]. Обобщая проводимые исследования, можно отметить следующее:

1. Государственные служащие в наибольшей степени ориентированы не на материальные стимулы, а на статусные. Большинство исследователей отмечает, что основным фактором, обеспечивающим привлекательность государственной службы как места работы, является высокий социальный статус и возможность получения доступа к социальным сетям, недоступным вне властных структур.

2. Вторым существенным фактором, обусловливающим мотивацию чиновников, является стабильность трудоустройства и социальная защищенность служащих. В то же время именно стабильность обеспечивает закрытость государственной службы, а социальная защищенность в последние годы в связи с монетизацией льгот приобретает все более фантомный характер, когда формально право на льготы есть, но механизмы по его предоставлению отсутствуют.

3. Основными демотивационными факторами в системе государственной службы являются плохая организация труда, выражающаяся как в недостаточно качественном оборудовании рабочего места, так и в чрезмерной напряженности труда и слабой фиксации его функционального содержания, что приводит к нарастанию стресса и снижению удовлетворенности трудом служащих.

4. Основными мероприятиями, рекомендованными для повышения мотивации работников органов исполнительной власти, помимо повышения уровня дохода, являются внедрение образовательных программ, направленных в основном на формирование у служащих узкоспециализированных компетенций и совершенствование системы должностного продвижения. Зачастую ожидается, что это будет способствовать удовлетворению потребности чи-новников в саморазвитии, а иногда предполагается, что эта потребность (оцениваемая как высшая) будет формироваться.

5. Несмотря на широкое признание особого характера содержания труда государственных служащих, рекомендации по совершенствованию системы их мотивации формируются в рамках содержательных теорий мотивации. Учет личностных характеристик рекомендуется только на этапе подбора персонала, при организации конкурса на замещение вакантной должности при оценке и отборе кандидатов, а работники органов государственной власти рассматриваются как технический персонал, выполняющий формализованные и стандартизированные функции. Управленческие компетенции государственных служащих и их властные полномочия во внимание не принимаются.

Таким образом, приходится констатировать, что система мотивации государственных служащих не только не соответствует сложившейся ценностной структуре, но и противоречит содержанию их труда: осуществляя функции организации, руководства и контроля в сфере обеспечения социальной защиты населения и обеспечения социальной справедливости, поощряются госу-

дарственные служащие только за качественное выполнение стандартизированных узкоспециализированных функций, т.е. не за результат, выражающийся в повышении качества жизни населения, а за его форму.

Как и любой другой социальный институт, государственная служба руководствуется только одной целью - воспроизводство и самосохранение. Изменение принципов взаимодействия с внешней средой воспринимается как угроза целостности института, а потому встречает противодействие со стороны всех уровней чиновников. Базовый уровень сохраняет привычную форму взаимодействия с гражданами, что противоречит общественным ожиданиям и приводит к усилению изоляции государственной службы и снижению ее легитимности. Средний уровень получает больший объем информации о причинах и задачах реформирования, но истолковывает полученные государственные решения с учетом собственных потребностей, основными из которых является сохранение status quo (ориентация на стабильность) и своего высокого социального статуса (ориентация на достижения). Высший уровень, в задачу которого входит мотивация среднего и низового уров -ней, исключается из объекта реформирования. Вместо того чтобы интерио-ризировать цели реформы и транслировать их вниз, они решают задачи политической борьбы.

Итак, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Государственная служба как объект управления подразделяется на четыре уровня:

- низовой, объединяющий работников органов исполнительной власти, выполняющих обязанности по предоставлению государственных услуг и взаимодействию с обществом;

- средний, объединяющий руководителей органов государственной власти, осуществляющих принятие государственных решений в рамках регулируемой отрасли посредством толкования и организации правоприменения решений, принятых на федеральном уровне;

- высший, осуществляющий принятие государственных решений, но не участвующий в их реализации;

- институциональный, включающий ценностно-нормативную структуру чиновников, их реальные потребности, мотивы и цели.

2. Управление должно быть направлено на весь институт государственной службы. При этом следует учитывать различие в структуре мотивов и ценностей различных уровней.

3. Экономические показатели не могут рассматриваться как адекватные целям и задачам государственной гражданской службы. Как институт, направленный на обеспечение социальной защиты как функции государства, она не должна руководствоваться мотивами повышения доходности и накапливания материальных ценностей, а также мотивами личностного развития чиновников.

4. Основная задача мотивации в системе государственной службы - активация того высокого трудового потенциала, который сложился в результате реализации мероприятий первого этапа административной реформы [8], на основе трансформации вектора их деятельности с удовлетворения своих по-

требностей и интересов на удовлетворение общественных потребностей, а именно - обеспечение достойного уровня и качества жизни граждан.

5. Так как основной функцией высшего и среднего уровней государственной службы является осуществление государственного управления, то их мотивирование должно быть персонализированным, т.е. опираться на оценку личностных устремлений, потребностей и ценностей с учетом принципа справедливости, для чего необходимо четкое целеполагание и разработка критериев достижения этих целей. При этом для формирования у высших чиновников потребности в общественном развитии результат их труда может ставиться в зависимость от уровня благосостояния региона или экономической успешности отрасли, в которой они осуществляют государственное управление.

6. Воздействие на низовой (базовый) уровень может опираться на содержательные теории мотивации, но получение ими материальных благ или льгот должно быть увязано с индивидуальными показателями деятельности. При этом следует учитывать, что их деятельность в основном заключается во взаимодействии с обществом, а потому оценивать их деятельность целесообразно по критерию удовлетворенности потребителей государственных услуг.

Литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Л.И. Скворцова. 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век Мир и Образование, 2004. 1198 с.

2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

3. ДрукерП.Ф. Практика менеджмента. СПб.: Вильяме, 2003. 398 с.

4. Чернова Е.Б. Совершенствование организационно-экономического механизма мотива-циитрудагосударственныхслужащих: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 5

5. Васильева Е.И. Мотивация профессиональной деятельности государственных гражданских служащих : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Екатеринбург, 2010.

6. Фомичев Е.В. Трудовая мотивация государственных служащих в условиях реформирования российской государственной службы: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Ростов н/Д, 2011.

7. Рогожкин А. Государственные служащие: особо ответственный труд - особая мотивация // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). 2012. № 11. Режим доступа: http://hr-portal.ru/article/gosudarstvennye-sluzhashchie-osobo-otvetstvennyy-trud-osobaya-motivaciya

8. Васильева Е.А. Административная реформа в Российской Федерации: цели, задачи, итоги // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 164. С. 140-150.

Vasilieva Elena A. Academy of sciences of Republic of Sakha (Yakutsk,Russian Federation)

E-mail: [email protected]

DOI: 10.17223/1998863X/33/3

TO THE QUESTION ON MOTIVATION OF CIVIL SERVANTS: A SOCIOLOGICAL

ANALYSIS

Keywords: Public administration; motivation; social institution; values; government

In the article is analyzed the theoretical concepts of motivation in the system of public administration. It is defined, that this social institution is divided into four levels: the basic, the middle, the elite and the institutional level. On the basic level it is the personnel of public authorities, who carry out state functions by providing public goods. The supervisors of public authorities comprise the middle level. They manage the basic level and form the practice of application of law. The high level is the political elite, who perform state management. They have imperious powers, but don't solve practical problems. The norms, values and roles, which constitute the institutional level, are consolidating element of all system. Currently the motivation of civil servants is based on the theories, which is not considered the personal aspirations, needs and values of staff of governmental bodies. It is appropriately only for basic level of public administration. The results of research show that there is a gap be-

tween normative structure and incentive system, which leads to the increase of stress and reduction of the social contentment of governance. The main goal of motivation in the public administration is the activation of the high social potential of state services by transformation their activities from support of personal welfare to the ensure of quality of life of citizens. The motivation's management should account difference in the structure of motives and values between the levels of public administration. The motivation of high and middle levels should base on the assessment of personal aspirations, needs and values with regard to the principle of fairness, which requires a clear goal-setting and development of criteria for achieving these goals. The result of their work may depend on the level of welfare of the region or the economic success of the industry in which they carry out state management. Receiving material benefits or benefits for employees on the basic level should be linked to individual performance. This should take into account that their activities mainly lies in the interaction with society, and therefore assessment of their activity is advisable by the criterion of satisfaction of consumers of public services.

References

1. Ozhegov, S.I. (2004) Slovar' russkogo yazyka [The Dictionary of the Russian Language]. 24th ed. Moscow: ONIKS 21 vek Mir i Obrazovanie.

2. Russian Federation. (2004) Federal Law №79-FZ "On State Civil Service of the Russian Federation" dated by July 27, 2004. (In Russian).

3. Drucker, P.F. (2003) Praktika menedzhmenta [Practice of Management]. St. Petersburg: Vil'yams.

4. Chernova, E.B. (2009) Sovershenstvovanie organizatsionno-ekonomicheskogo mekhanizma motivatsii truda gosudarstvennykh sluzhashchikh [Improvement of the organizational-economic mechanism of motivation of civil servants]. Abstract of Economics Cand. Diss. Moscow. p. 5

5. Vasilyeva, E.I. (2010) Motivatsiyaprofessional'noy deyatel'nosti gosudarstvennykh grazhdan-skikh sluzhashchikh [Motivation of professional work of civil servants]. Abstract of Sociology Cand. Diss. Ekaterinburg.

6. Fomichev, E.V. (2011) Trudovaya motivatsiya gosudarstvennykh sluzhashchikh v usloviyakh reformirovaniya rossiyskoy gosudarstvennoy sluzhby [Labour motivation of civil servants under the reformation of the Russian civil service]. Abstract of Sociology Cand. Diss. Rostov n/D.

7. Rogozhkin, A. (2012) Gosudarstvennye sluzhashchie: osobo otvetstvennyy trud - osobaya motivatsiya [Civil servants: very responsible work - a special motivation]. Kadrovik. Kadrovyy me-nedzhment (upravlenie personalom). 11. [Online] Available from: http://hr-portal.ru/article/gosu-darstvennye-sluzhashchie-osobo-otvetstvennyy-trud-osobaya-motivaciya.

8. Vasilyeva, E.A. (2014) Administrativnaya reforma v Rossiyskoy Federatsii: tseli, zadachi, itogi [Administrative reform in the Russian Federation: The goals, objectives, results]. Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena - Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science. 164. pp. 140-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.