Использование интерактивных технологий в профессиональной деятельности учителя
С.С. Гербут, ТГПУ имени Л.Н. Толстого, [email protected]
В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. [3] Информатизация образования - одно из приоритетных направлений развития нашей страны. С.Г. Григорьев и В.В. Гриншкун под информатизацией образования понимают «область научно-практической деятельности человека, направленной на применение технологий и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающее систематизацию имеющихся и формирование новых знаний в сфере образования для достижения психолого-педагогических целей обучения и воспитания». [2]
Внедрение информационно-коммуникационных и интерактивных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер, но несмотря на это, на сегодняшний день нет однозначного определения данному понятию.
Информационная интерактивность (по определению Осиповой О.П.) - это заложенное в программное обеспечение взаимодействие, нацеленное на представление информации, навигацию по содержанию и размещение каких-либо сведений. Это взаимодействие включает использование гиперссылок, заполнение форм, поиск данных по ключевым словам и прочие формы диалога с пользователем. [4]
О.П. Осипова дает следующее определение: «Интерактивные технологии - программное обеспечение, которое работает в режиме диалога с пользователем и позволяет управлять процессом обучения». [4] Факт возможности управления является принципиально важным в понятии интерактивности.
На основе работ О.П. Осиповой и исследований автора, мы под интерактивными технологиями понимаем совокупность средств и методов взаимодействия между преподавателями и учащимися посредством информационных технологий и интерактивного оборудования, целью которого является помочь каждому учащемуся преобразовать информацию общего характера в личные знания и умения.
Анализ литературы по проблеме классификации интерактивных технологий позволил нам выделить следующие разновидности интерактивных технологий:
86. технологии гипертекстового представления информации;
87. технологии мультимедиа;
88. технологии, использующие интерактивное оборудование (электронные доски);
89. технологии создания презентаций;
90. технологии видеоконференцсвязи.
Технологии гипертекстового представления информации
В основе гипертекстового представления информации лежит идея расширения традиционного понятия текста, путем введения понятия нелинейного текста. При этом получается система, которая называется гипертекстом или нелинейным текстом.
Внедрение телекоммуникаций и повсеместное использование информационных технологий в образовании привели к созданию более прогрессивных информационных средств - систем гипермедиа. Гиперсредой или гипермедиа называется гипертекст, в состав которого входит структурированная информация разных типов.
Технологии мультимедиа
В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Технологии, использующие интерактивное оборудование (электронные доски)
Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска» - это современное мультимедиа-средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений; позволяет контролировать и производить мониторинг работы всех обучаемых одновременно; естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку обучаемого; обеспечить эргономичность обучения; создавать новые мотивационные предпосылки к обучению; вести обучение, построенное на диалоге. [1]
Данные технологии обладают свойством интерактивности, т.е. преподавателю и обучаемым предоставляется возможность активного взаимодействия с этими технологиями. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство интерактивного обучения - электронная доска. Технологии создания презентаций
Презентации могут обладать свойством интерактивности, при условии использования нелинейной структуры, которая основана на организации ссылок в документе. Объединение технологий создания презентаций со средствами языков программирования предоставляет возможности организации контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Технологии видеоконференцсвязи
Телеконференция - сервис, предоставляемый современными телекоммуникационными сетями и реализующий обмен информацией между людьми, объединенными общими интересами.
Системы видеоконференцсвязи используются преимущественно в дистанционном обучении. Главная особенность данной технологии, которая предопределила интерес к их использованию, состоит в возможности реализации визуального интерактивного общения. Среди различных видов телекоммуникаций системы компьютерной видеоконфе-ренцсвязи являются одним из самых мощных средств повышения эффективности контактов между преподавателем и обучаемым, находящимся на значительном удалении друг от друга.
Вышеописанная типология информационных интерактивных технологий была положена в основу разрабатываемого курса «Интерактивные технологии в образовании», где основное внимание акцентируется на технологиях, использующих интерактивное оборудование (электронные доски).
Основными целями подготовки студентов педагогических специальностей в области использования интерактивных технологий в профессиональной деятельности являются:
• формирование представления об основных направлениях и тенденциях развития современных интерактивных технологий;
• ознакомление с видами интерактивных технологий, возможностями их использования в учебном процессе;
• ознакомление с положительными и отрицательными аспектами использования интерактивных технологий в образовании;
• ознакомление с типологией педагогических сценариев, их местом в обучении интерактивным технологиям;
• обучение работе со специализированным программным обеспечением для электронной интерактивной доски;
• формирование знаний о требованиях, предъявляемых к интерактивным презентациям;
• подготовка студентов к эффективному использованию интерактивных досок в предстоящей профессиональной деятельности.
Разработка курса «Интерактивные технологии в образовании» и его
методического сопровождения лежит в основе нашего исследования, направленного на решение проблемы о подготовке студентов педагогических специальностей к эффективному применению интерактивных технологий в профессиональной деятельности.
Данный курс может быть использован как в роли отдельной дисциплины, так и в качестве учебного модуля таких дисциплин, как «Теория и методика обучения информатике», «Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе» и других.
Для эффективного использования электронных досок в будущей профессиональной деятельности студентам педагогических специальностей необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивных досок и его основные возможности. Также важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе с интерактивной доской. Интерактивные презентации, разработанные с помощью специального программного обеспечения с учетом структуры конкретного занятия, позволят улучшить способ подачи материала, ускорить усвоение материала, отслеживать структуру урока, разнообразить методы контроля знаний, повысить интерес к предмету.
В зависимости от цели и задач конкретного урока, электронная доска может использоваться по-разному. На основе анализа литературы по вопросам применения электронных досок на занятиях по различным учебным дисциплинам, мы выделили следующие модели применения интерактивной доски в учебном процессе.
1. Использование в качестве обычной школьной доски.
Преимущества - сохраняется «стенограмма» или «конспект» урока;
имеется возможность вернуться к уже решенному заданию; материал, написанный на доске, можно распечатать для анализа урока, для учащихся, пропустивших занятие и т.д.
2. Использование в качестве интерактивного экрана для демонстрации презентаций.
Преимущества - учитель получает возможность находиться рядом с демонстрируемым материалом, повышая контроль за вниманием учащихся.
3. Работа с компьютерными программами.
Преимущества - программы, нацеленные на индивидуальную работу благодаря интерактивной доске, становятся средством коллективной работы и обучения.
Компьютерные программы и интерактивная доска позволяют «овеществлять» абстрактный, теоретический материал; показывать явления, которые трудно или невозможно продемонстрировать непосредственно. Электронная доска позволяет провести виртуальные лабораторные работы, продемонстрировать интерактивные графики, карты, схемы и т.д.
4. Использование самостоятельно разработанных интерактивных материалов.
Интерактивные доски, предназначенные для использования в учебном процессе, имеют специальное программное обеспечение для разработки учителем интерактивных материалов к уроку.
Преимущество - гибкость. Программное обеспечение интерактивной доски позволяет учителю использовать ее возможности наилучшим способом, учитель сам может создать интерактивную презентацию для конкретного занятия с учетом характеристики данного класса. В результате чего, увеличивается темп подачи материала, разнообразие форм и видов работ, повышается наглядность.
Умение студентов педагогических специальностей эффективно использовать интерактивные технологии в учебном процессе - это залог их успеха в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение работе с интерактивными технологиями - это важное направление в подготовке квалифицированных специалистов педагогических вузов.
Литература
1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. // М.: МГПУ, - 2005. Опубликовано на сайте МГПУ http://www.mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=80.
2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. О разработке учебника "Информатизация образования". // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, - 2005, №1 (4).
3. Колин К.К. Информатизация образования как фундаментальная проблема. -Дистанционное образование. - М. - 1998. - № 4.
4. Осипова О.П. Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. // Интернет и образование, 2009, № 11. Опубликовано на сайте Открытый класс http://www.openclass.ru/io/11/osipova.