дов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т. п.) [4, с. 78].
Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчуждённость, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела. Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах
Библиографический список
учреждений дополнительного образования физкультурно-спор-тивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Главной задачей всё же остается вовлечение в интенсивные занятия спортом как можно большего числа инвалидов в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом и участия в полезном труде. Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.
1. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры. Теория и практика физической культуры. 2000; 1.
2. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. Санкт-Петербург, 2000
3. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. Материалы к лекциям. Ленинград, 2005.
4. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: учебное пособие для институтов физической культуры. Москва, 2003.
References
1. Vydrin V.M. Metodicheskie problemy teorii fizicheskoj kul'tury. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2000; 1.
2. Nikolaev Yu.M. Teoriya fizicheskoj kul'tury: funkcional'nyj, cennostnyj, deyatel'nostnyj, rezul'tativnyj aspekty. Sankt-Peterburg, 2000
3. Evstaf'ev B.V. Analiz osnovnyh ponyatij v teorii fizicheskoj kul'tury. Materialy k lekciyam. Leningrad, 2005.
4. Matveev L.P. Vvedenie v teoriyu fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie dlya institutov fizicheskoj kul'tury. Moskva, 2003.
Статья поступила в редакцию 23.04.16
УДК 371
Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: zulpat12@mail.ru
Dzhabrailov A., postgraduate, Department of Pedagogy, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),
E-mail: usuphadgieva@rambler.ru
THE USE OF INTERACTIVE METHODS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AS A MEANS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE INDEPENDENCE OF STUDENTS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article states that interactive methods are characterized by a wide interaction of students not only with the teacher but also with each other. The authors stress that the interactive methods imply activity of students in the teaching process and among other methods they dominant. The place of the teacher in the interactive classes is reduced to the activity of students to achieve the objectives of the lesson, activation of educational-cognitive activity of learning, the intensive development of cognitive motives and creative abilities. The primary task of these methods is not only learning a foreign language, but also forming of abilities, skills, personal qualities to apply them in social and professional activities, i.e. it is necessary to form a certain system of competencies of the learner. The formation of analytical, research, communication skills, the development of ability to analyze a situation, to plan a strategy and make the best decisions are of particular importance.
Key words: interactive methods of foreign language students.
З.А. Магомеддибирова, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: zulpat12@mail.ru
А. Джабраилов, аспирант каф. педагогики, Чеченский государственный педагогический университет,
г. Грозный, E-mail: usuphadgieva@rambler.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В статье говорится о том, что интерактивные методы характеризуются широким взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преобладающей, доминирующей является при этом методе активность студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на
достижение целей занятия, на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, на интенсивное развитие познавательных мотивов, творческих способностей. Главным при этих методах становится не только усвоение знаний иностранного языка, но и формирование умений, навыков, личностных качеств, способностей применять их в общественной и профессиональной деятельности, то есть формирование определённой системы компетенций обучаемого. Особое значение при этом имеет формирование аналитических, исследовательских, коммуникативных навыков, выработка умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать оптимальные решения.
Ключевые слова: интерактивные методы, иностранный язык, студенты.
Приоритетным направлением системы образования сегодня является поиск возможностей, обеспечивающих развитие творческой личности, способной быть не просто носителем и транслятором знаний, но и самоорганизующимся субъектом, проявляющим в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Это относится и к системе среднего профессионального образования, решающей задачи подготовки современных специалистов в свете требований ФГОС.
Ориентация на подготовку компетентного и конкурентоспособного специалиста среднего звена предопределяет необходимость коренной перестройки содержания и технологии обучения, которые формировали бы умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности и были бы приоритетно нацелены на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Однако анализ практики обучения, в частности иностранному языку, в среднем специальном учебном заведениидаёт основание сделать вывод о том, что именно это обстоятельство недостаточно учитывает функционирующая в настоящее время система профессиональной подготовки специалиста, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы.
Вопрос активизации познавательной самостоятельности студентов средних профессиональных учебных заведений в процессе обучения иностранному языку становится более актуальным в условиях национального чеченско-русского двуязычия.
Проблеме активизации познавательной самостоятельности, а также развитию творческих способностей личности посвящены работы многих учёных: И.Я. Лернер, Т.И. Шамовой, Т.И. Щукиной и др.
Во многих из них отмечается, что познавательная самостоятельность опирается на положение о единстве внутренней готовности личности к самостоятельной интеллектуальной деятельности и проявление этой готовности к процессу познания, т. е. к самостоятельному овладению новыми знаниями и способами действий.
Общим в психолого-педагогических исследованиях является тот факт, что познавательная самостоятельность - это качество личности, отражающее уровень его саморазвития и проявляющееся в деятельности.
Внутренняя готовность к познавательной деятельности зависит от совокупности владения знаниями, умениями и способами учебного труда. Важен уровень сформированности стремлений, интересов и активности в учении, основу которых составляют мотивы, благоприятная психологическая атмосфера, отношения взаимопонимания, поддержки и доверия [1].
На наш взгляд, именно единство познавательных интересов, потребностей и учебных возможностей обучающегося может обеспечить рост самостоятельности, инициативы в познании, способствуя активизации познавательной деятельности.
Мы в своём исследовании исходили из предположения о том, что процесс активизации познавательной самостоятельности студентов средних профессиональных заведений будет протекать более эффективно, если при обучении их иностранному языку использовать интерактивные методы.
В чём же суть интерактивных методов обучения? Как изменить учебный процесс «изнутри», уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым?
Слово интерактив пришло к нам из английского: inter - это 'взаимный', act - 'действовать'.
Интерактивные методы характеризуются широким взаимодействием студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преобладающей, доминирующей является при этом методе активность студентов в процессе обучения. Отмеченная специфика интерактивных методов обучения, обуславливая особую целевую направленность процесса обучения, предопределяет, соответственно, изменение и структуры, содержания дидактических единиц изучаемой дисциплины. Здесь уже целью является не только освоение и воспроизведение определённой суммы знаний основных понятий через «заучивание»
правил в виде формирования «словарного запаса». Главное при этих методах обучения - это анализ, выявление, осмысление тенденций, противоречий, зависимостей, взаимосвязей как в лексике и грамматике изучаемого языка, так и в социальных и профессиональных направлениях будущей деятельности обучаемого.
Реализация компетентностного подхода в обучении иностранному языку предполагает широкое использование таких интерактивных форм и методов обучения, как кейс-метод, исследовательский метод, метод проектов, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т. д. Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, интерактивные методы с точки зрения формирования ключевых компетенций при обучении иностранному языку студентов средних профессиональных учебных заведений.
Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case - «случай»). Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений». При использовании метода кейсов проблемная ситуация может быть представлена в любом виде: текст, аудиозапись, видео и т.п. Необходимо подготовить кейс таким образом, чтобы в процессе обсуждения каждый участник группы имел возможность участия, поэтому группы формируют небольшие - 3-5 человек. Достаточно единодушно учёные выделяют определённые этапы работы над кейсом:
1. ознакомление с ситуацией и выделение ключевых моментов;
2. анализ полученной информации и вычленение проблематики;
3. поиск необходимой информации, отсутствующей в кейсе;
4. выработка возможных путей решения проблемы;
5. отбор эффективных путей решения, путем выявления плюсов и минусов каждого;
6. оформление результатов и их презентация;
7. обсуждение и подведение итогов [2; 3].
Для успешной работы с кейсом студентам рекомендуется распределить функции участников; письменно фиксировать любые идеи, полученные «мозговым штурмом»; выработать единую позицию в группе. Очевидно, что каждый этап предполагает непрерывное взаимодействие участников группы. Данное взаимодействие предполагает коммуникацию на иностранном языке в рамках заданной ситуации, контекст которой несёт в себе профессиональную составляющую. Авторы, рассматривающие метод кейсов при профессионально ориентированном обучении иностранным языкам, единодушно заявляют о том, что данный метод имеет много достоинств:
1) создаёт необходимую языковую среду и мотивирует студентов использовать иностранный язык для реального общения;
2) способствует эффективному развитию навыков всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения и письма)
3) помогает формировать навык деловых коммуникаций, а также ряд аналитических, творческих и социальных навыков.
Некоторые исследователи отмечают также то, что метод кейсов может быть использован в качестве промежуточного или итогового контроля наряду с такими привычными методами, как тест или экзамен [4; 5].
Мы в своей практике широко используем интерактивные технологии, в частности кейс-методы, позволяющие непосредственно иллюстрировать современные кросскультурные процессы в режиме реального времени, например, сетей дистанционного обучения или контроля знаний типа Uniweb.
Высокую мотивацию студентов обеспечивает такой канал учебной коммуникации, как видеоконференция в вебинаре. Существует большое количество видео-кейсов, доступных на различных образовательных порталах.
В условиях образовательной системы с национально-русским двуязычием при обучении студентов аудированию на иностранном языке на сопоставительной основе предпочтение отдаём формированию аудитивных умений понимать коммуникативный смысл иноязычного высказывания при его восприятии с последующим выражением собственных мыслей. Студенты, ознакомившись с описанием организационной проблемы в поликультурной среде, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и обсуждают свои решения в групповой дискуссии. Для обучения пониманию иноязычного высказывания важно научить студентов умению искать соответствующие опоры: грамматические, логико-смысловые и лексические.
При обучении студентов иностранному языку мы также используем готовые кейсы, представленные в учебниках. Они различаются по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы.
Бесспорно, занятия с использованием кейс-метода способствуют формированиюумения решать проблемы с учётом конкретных фактических условий, а также активизации работы студентов по созданию собственного интернет-контента. Предлагаемый нами подход позволяет развивать такие квалификационные компетенции, как способность к проведению анализа и диагностике проблем, умение чётко формулировать и высказывать на иностранном языке свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать на основе профессиональных знаний и знаний иностранного языка фактическую информацию.
Кейс-методы мы используем в практической деятельности студентов в аудиторное время и в самостоятельной их работе во внеаудиторное время.
К домашним заданиям с привлечением Интернет-ресурсов мы отнесли:
- проект обзора по странам изучаемого языка;
- обзор разных сайтов по нахождению аутентичных текстов на разнообразные профессиональные темы;
- реферирование докладов при создании групп по интересам при изучении тем, связанных с культурой, искусством, охраной окружающей среды в странах изучаемого языка.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы(практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск. Выпускник среднего специального учебного заведения в современных условиях для адаптации к изменчивым жизненным ситуациям, в том числе в профессиональной деятельности, должен обладать широтой знаний, умением их интегрировать и применять для объяснения окружающих его явлений. В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Роль студента сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости.
Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:
- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
- формулировка целей и задач исследования;
- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
- проведение исследования (теоретического или экспериментального) - выделение изучаемых факторов, выдвижение гипотезы, моделирование и проведение эксперимента.
- объяснение полученных данных;
- формулировка выводов, оформление результатов работы.
Данный подход даёт возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения. При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности.
«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) является одним из активных методов, используемых в профессионально ориентированном обучении студентов иностранному языку, представляющий собой эффективный способ стимулирования творческой активности студентов и позволяющий найти решение сложных проблем путём применения специальных правил обсуждения.
Данный метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является боязнь оценки: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим к ним отношением со стороны руководителей и коллег. В связи с этим основным правилом применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество».
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
1) стимулирование творческой активности студентов;
2) активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
3) формирование у обучающихся мнения и отношения;
4) формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
5) формирование жизненных и профессиональных навыков;
6) установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.
При использовании метода «мозговой штурм» в студенческой группе преподаватель вначале должен:
1. Сообщить тему и форму занятия
2. Сформулировать проблему, которую нужно решить
3. Обосновать задачу для поиска решения.
Студенты должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.Затем преподаватель знакомит студентов с условиями коллективной работы и выдаёт им правила мозгового штурма.Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями студентов, но группы должны быть примерно равными по числу участников. Требуется также создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.
На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о внедрении тех или иных предложений в практику.
Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся. Роль преподавателя в ходе мозгового штурма меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).
Рассмотренные выше интерактивные методы способствуют повышению познавательной активности обучающихся и качества обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные, в том числе интерактивные, больше предполагают демократический стиль, основанный на субъект-субъектных отношениях между его участниками (обучающим и обучающимися). В таких отношениях ученик является не столько ментором, сколько равноправным участником общения, учитывающим мнение и уровень индивидуального развития обучающегося.
Учитывая дефицит времени при обучении иностранному языку некоторые методы (метод проектов, кейс-метод, игро-
вые методики), требующие достаточно большого времени для их подготовки и проведения, можно рекомендовать для организации занятий или обобщения изученного материала и осуществления интеграции знаний посредством реализации
Библиографический список
межпредметных связей. Исследовательская, дискуссионная форма организации занятий, а так же «мозговой штурм» являются эффективными методами формирования компетенций при проведении занятий.
1. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): монография. Челябинск, ЧГПИ. «Факел», 1994.
2. Золотова М.В. О некоторых моментах использования методов кейсов в обучении иностранному языку. Теория и практика общественного развития. 2015; 4.
3. Пахтусова Е.Э. Метод кейсов в обучении иностранному языку в вузе. Молодой учёный. 2014; 7: 532 - 534.
4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. Москва, 2008.
5. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном образовательном процессе. Москва, 2014.
References
1. Belikov V.A. Lichnostnaya orientaciya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti (didakticheskaya koncepciya): monografiya. Chelyabinsk, ChGPI. «Fakel», 1994.
2. Zolotova M.V. O nekotoryh momentah ispol'zovaniya metodov kejsov v obuchenii inostrannomu yazyku. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 4.
3. Pahtusova E.'E. Metod kejsov v obuchenii inostrannomu yazyku v vuze. Molodojuchenyj. 2014; 7: 532 - 534.
4. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizacii obucheniya. Moskva, 2008.
5. Ermolaeva M.G. Interaktivnye metodiki vsovremennom obrazovatel'nom processe. Moskva, 2014.
Статья поступила в редакцию 31.04.16
УДК 378
Malaguseynova K.A., postgraduate, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Education, Dagestan State
Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: malagusejnova@bk.ru
THE STRUCTURE OF COMPETENCE OF AN EDUCATION MANAGER - AN ABILITY TO ORGANIZE GROUP WORK BASED ON THE KNOWLEDGE OF PROCESSES OF GROUP DYNAMICS AND PRINCIPLES OF TEAM BUILDING. The article explores the basics and structure of competence of an education manager, i.e. his ability to organize group work based on the knowledge of the processes of group dynamics and team building principles. The author's position is that professionally required features of a manager of education should be expressed at three levels: at an individual level; at an activity level; at a level of solution of tasks that an institution has. Combining all of the main ideas and proposals of scientists on the competence of an education manager to organize team work, the author makes a conclusion that for an effective problem solving and the development of educational institutions it is necessary to identify the main structural components of the team work, which includes leadership, organizational, analytical, expertise, projective, creative, ethical and communicative components.
Key words: education manager, competence, team, team work, group dynamics.
К.А. Малагусейнова, соискатель, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
г. Махачкала, E-mail: malagusejnova@bk.ru
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАНИЯ -УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ГРУППОВУЮ РАБОТУ НА ОСНОВЕ ЗНАНИЯ ПРОЦЕССОВ ГРУППОВОЙ ДИНАМИКИ И ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ
В данной статье изучена сущность и структура компетенции менеджера образования - организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды. Авторская позиция заключается в том, что профессионально необходимые черты характера менеджера образования должны быть выражены на трёх основных уровнях: на личностном; на деятельностно-поведенческом; на уровне решения задач, поставленных перед учреждением. Объединив все главные мысли и предложения учёных относительно компетенции менеджера образования организовывать командную работу, в данной статье мы определили её основные структурные компоненты, к которым относятся лидерско-организационный, аналитико-экспертизный, проективно-креативный и нравственно-коммуникативный компонент.
Ключевые слова: менеджер образования, компетенция, команда, групповая работа, групповая динамика.
Главная цель профессиональной подготовки менеджеров образования - развитие духовных, мыслительных и творческих способностей, формирование профессиональных компетенций в области организационно-управленческой деятельности. Согласно новым ФГОС, выпускник профессиональной подготовки направления 080200 «Менеджмент» должен обладать целым комплексом компетенций, среди которых особое место занимает умение организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5). Поэтому качество и эффективость работы менеджера образования во многом зависит от определения структуры данной компетенции.
В философском смысле слово «структура» употреблялось достаточно давно и предполагало «понимание формы как организации содержания». В философском словаре термин
«структура» (лат. structure) определяется как строение, расположение, порядок, а также комплекс устойчивых связей изучаемого объекта, которые обеспечивают ему общую целостность [1, с. 311]. Наиболее точное определение термина структуры, на наш взгляд, дано в психологическом словаре, где структура определяется как «взаиморасположние, строение, совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающего его целостность» [2, с. 387]. Для выявления структурных компонентов компетенции менеджера образования - организовывать командную работу для эффективного решения задач развития образовательного учреждения - последнее определение подходит более всего, поскольку данную компетенцию можно представить как совокупность устойчивых связей между множеством составляющих её компонентов, критериев и показателей. Таким образом, сформированную у лично-