Научная статья на тему 'Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся'

Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5532
910
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Автором уточняются понятия «интерактивные методы обучения», «коммуникативная компетенция», «развитие коммуникативной компетенции», дается классификация интерактивных методов обучения, среди которых выделяются игровые, дискуссионные, творческие, проектировочные, информационно-компьютерные, а также их общие характеристики, особенности и дидактические возможности использования на учебных занятиях. Обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения для развития коммуникативной компетенции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стурикова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

От теории к практике реализации федерального государственного образовательного стандарта

М.В. Стурикова

Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Автором уточняются понятия «интерактивные методы обучения», «коммуникативная компетенция», «развитие коммуникативной компетенции», дается классификация интерактивных методов обучения, среди которых выделяются игровые, дискуссионные, творческие, проектировочные, информационно-компьютерные, а также их общие характеристики, особенности и дидактические возможности использования на учебных занятиях. Обосновывается необходимость использования интерактивных методов обучения для развития коммуникативной компетенции учащихся.

Ключевые слова:

интерактивные методы обучения, коммуникативная компетенция, развитие коммуникативной компетенции, игровые методы обучения, дискуссионные методы обучения, творческие методы обучения, проектировочные методы обучения, информационно-компьютерные методы обучения

Keywords:

interactive methods of teaching, communicative competence, the development of communicative competence, games teaching methods, discussion teaching methods, creative teaching methods, engineering methods of training, information and computer teaching methods

Abstract. The article deals with the use of interactive teaching methods in the development of communicative competence of students. The author clarifies the concept of "interactive teaching methods", "communicative competence", "development of communicative competence", a classification of interactive teaching methods, among which are games, discussion, creative, engineering, information and computer and given their general characteristics, features and didactic potential use in the classroom. We justify the use of interactive teaching methods for the development of communicative competence of students.

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что радикальное изменение системы образования не может быть достигнуто в рамках использования традиционных методов обучения, для реализации актуальных задач образования необходимы современные подходы, формы, методы работы, инновационные технологии. Одним из современных методов обучения является интерактивный метод, который мы рассматриваем в качестве самой эффективной и современной формы в развитии коммуникативной компетенции учащихся [13]. Интерактивный (от англ. inter — взаимный и act — действовать) — предполагающий взаимодействие в процессе совместной деятельности, в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения [12].

В федеральных государственных образовательных стандартах высшего и среднего образования, в частности, записано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

В современной педагогической науке интерактивным методам обучения отводится большое значение вследствие того, что искомые методы ориентированы на активную со-

вместную учебную деятельность преподавателя и учащихся, их взаимодействие и общение; они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором учащийся находит способы для максимальной самореализации. Интерактивное обучение — это обучение, которое основано прежде всего на взаимодействии. Для понятия «интерактивное обучение» ключевым является взаимодействие по схемам: преподаватель — учащий(-ие)ся, учащийся — учащий(-ие) ся. Интерактивный метод в обучении предполагает использование специальных форм познавательной деятельности, способных обеспечить высокие результативность и качество обучения [1]. «Возрастающая диалогичность предмета современной мысли, деятельности требует, чтобы в теоретическом споре и в любой деятельности, в том числе и учебной, партнеры выступали как "иначе думающие", по-другому "смотрящие" на предмет, как полноправные оппоненты и, именно благодаря этому, ценные и необходимые друг для друга. Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения» [9].

Однако интерактивное обучение — это не только диалоговое обучение на занятиях, в ходе которого учащийся осваивает опыт на базе взаимодействия с преподавателем или с другим учащимся, но и дидактическое свойство средств

Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся

39

обучения, рассматриваемое в режиме взаимодействия человека и средства обучения, проходящего в режиме взаимодействия человека и компьютера, который проник в сферу образования и стал универсальным средством обучения. «Такая его уникальность обусловлена тем, что компьютер в совокупности с использованием дополнительных устройств может обеспечить взаимодействие между обучаемым, обучающим и средством обучения, функционирующим на основе средств информационно-коммуникационных технологий, обладающим интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, возможностью предоставления огромных объемов аудиовизуальной информации адекватно интересам» [6].

В педагогической литературе [2, 3, 7, 10, 11] интерактивное обучение связано прежде всего, с одной стороны, с полным личностным включением всех субъектов образовательного процесса в продуктивную совместную деятельность, что обеспечивает взаимодействие обучающихся с преподавателем, друг с другом и учебным окружением, а с другой — с дидактическим свойством средств обучения, подразумевающих взаимодействие субъектов образовательного процесса с информационной средой или ее отдельными составляющими (интерактивная доска, интерактивное телевидение, обучающая компьютерная программа и т. д.). Совокупность данных дефиниций дает возможность понимать интерактивность как взаимодействие участников образовательного процесса непосредственно или опосредованно с образовательной средой.

К основным критериям интерактивных методов обучения мы относим такие, как «возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество семинаров, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Приоритетным принципом системы высшего образования является принцип учета интересов обучаемого. В связи с этим перед преподавателями вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые были бы нацелены на активацию творческого потенциала студентов, его желания обучаться» [5].

К задачам интерактивного метода обучения мы относим:

1) повышение интереса студентов к конкретной изучаемой дисциплине;

2) приближение учебных занятий к повседневной жизни через формирование навыков эффективной коммуникации;

3) формирование психологической стрессоустойчивости;

4) обучение навыкам урегулирования конфликтов.

Сформулированные задачи интерактивных методов

обучения особенно актуальны в развитии коммуникативной компетенции учащихся. Анализ содержания понятия «коммуникативная компетенция» на основе работ по данной проблеме (Е.А. Быстрова, А.А. Евтюгина, Э.Ф. Зеер, Л.С. Зникина, И.А. Зимняя, Л.К. Гейхман, Ю.Н. Караулов, М.Р. Львов, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, А.Н. Щукин, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина и др.) позволяет нам представить коммуникативную компетенцию как целостную систему, состоящую из определенных структурных компонентов, основанную на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способностях личности применять их в своей профессиональной деятельности. Коммуникативная компетенция включает знание «способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе». Обучаемый должен уметь представить себя, на-

писать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др., для этого в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними на каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [14].

Мы рассматриваем коммуникативную компетенцию как способность адекватно использовать вербальные и невербальные средства применительно к задачам общения, правильно истолковывать и строить речевое произведение в соответствии с нормами речи, практическим опытом и конкретной коммуникативной ситуацией. Под «коммуникативной компетенцией» понимается «способность обучаемого к восприятию любых высказываний и готовность к созданию своих речевых произведений в соответствии со знаниями, умениями, практическим опытом, принятыми нормами языка, личностными качествами, с использованием невербальных средств, а также умение создавать речевые конструкты с учетом темы, цели, задач, коммуникативных и этических установок и достигать профессиональных результатов посредством речи». Коммуникативную компетенцию можно развивать в процессе обучения.

С педагогической точки зрения структурно коммуникативную компетенцию можно представить в виде ключевых психологических качеств человека, от которых зависит ее развитие: знания, умения, практический опыт, мышление, потребности, эмоции и чувства, воля, ценности, совесть, вера и др. От уровня развития коммуникативной компетенции зависит эффективность дальнейшей профессиональной деятельности обучаемого.

Развитие коммуникативной компетенции — это двусторонний процесс формирования готовности к передаче и усвоению информации посредством речи в течение жизни на разных ступенях начального, среднего и высшего образования и путем организованного самообразования, что составляет единую систему развития.

В процессе развития коммуникативной компетенции учащихся особенно важны интерактивные методы обучения, при выборе которых мы учитываем формы организации учебного процесса (табл. 1) [4].

На основании выбора интерактивных методов и форм обучения разрабатываем этапы учебного занятия. «Большинство теоретиков и практиков сходятся во мнении на последовательность этапов организации занятия в интерактивном режиме: вычленение проблемы в учебном материале, поиск решения проблемы в группах, обсуждение представленных решений, выбор наиболее оптимального, обязательная рефлексия занятия. Также в качестве системообразующих компонентов такого занятия называют диалог (полилог, дискуссию), предполагающий возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании» [8].

К интерактивным методам обучения мы относим следующие: игровые, дискуссионные, творческие, проектировочные, информационно-компьютерные [15].

Преподаватели Российского государственного профессионально-педагогического университета, а также гимназии № 35 и средней школы № 131 Екатеринбурга имеют богатый опыт использования интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся (табл. 2).

Игровые методы обучения (ролевые, ситуационные, организационно-деятельностные, деловые) в развитии коммуникативной компетенции учащихся представляют часть учебного процесса; они объединены единым содержанием, сюжетом, участниками. Игровой метод используется в соот-

40

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

Таблица 1. Требования к выбору методов и форм обучения Требование Описание

Адресность Формируется четкое представление о том, кого и чему следует учить. Адресность предопределит выбор

обучения формы организации учебного процесса: например, на младших курсах вузовского обучения, когда идет

интенсивное формирование информационной базы и практических навыков, в большей степени используют лекции, семинары, ролевые занятия, дидактические упражнения. На старших курсах на заключительных этапах обучения целесообразно использовать комплексные игровые формы, конкретные ситуации, работы в дискуссионных группах, требующие наличия профессиональной информационной базы, разнообразных навыков и умений

Активность Самостоятельная творческая активность студента на занятиях задается системой средств и методов

обучения дидактического управления и контроля. Однако преподаватель должен определить те формы активизации,

в которых он в состоянии работать в соответствии с собственным опытом, знаниями и представлениями о результативности используемых подходов

Знание целей Цели обучения определяются как по отдельной дисциплине, так и по циклу дисциплин. Определяются задачи обучения данного курса, формируются конечные требования со стороны преподавателя к знаниям, навыкам, умениям,

получаемым в ходе обучения. Знание целей предопределяет мотивацию студента и по конечному результату, и по процессу

Обратная связь С преподавателями должна реализоваться во всех формах работа с аудиторией. Обратная связь является средством получения информации о том, в какой степени достигается поставленная цель обучения; в ходе ее реализации корректируются исходные знания, понимание алгоритмов поставленных задач, уменьшается необходимость «переучивания»

Повторяемость Для закрепления навыков и умений возникает необходимость повторного представления изучаемого обучения материала, что требует внесения соответствующих разделов на этапе планирования организации учебного

процесса и составления рабочей программы.

В том случае, если студент работает только один раз в режиме определенной формы обучения, при выборе преподавателем сложного, многоступенчатого варианта необходимый результат может не достигаться по ряду составляющих, что потребует поиска и выбора адекватной формы ведения занятий или организации дополнительного обучения по данной теме

Стимулирование Стимулирование обучения предполагает наличие системы промежуточного поощрения за активное и обучения продуктивное участие в процессе обучения как усиливающее мотивацию к обучению (например, учет _активности участия в работе, поощрение за удачные идеи)_

Таблица 2. Классификация интерактивных методов работы

Методы работы Формы работы

1. Игровой Ролевая, ситуационная, организационно-деятельностная, деловая и др.

2. Дискуссионный Дебаты, кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, лекция-пресс-конференция, круглый стол, лекция-диалог, диспут и др.

3. Творческий Мозговой штурм, выступление на общественно значимую тему, презентация изделия и др.

4. Проектировочный Защита исследовательских проектов, презентаций и др.

5. Информационно-компьютерный Виртуальный форум, виртуальная конференция, вебинар, дистанционное обучение, компьютерное взаимодействие преподаватель—учащийся и др.

ветствии с основным содержанием обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоить необходимые знания, умения и использовать их в ситуации, приближенной к реальной жизни: ролевые игры «Повышение в должности», «Увольнение» и др.; организационно-деятельностная игра «Стратегические приоритеты развития энергетики Свердловской области», деловые игры «Составление резюме», «Разработка правил поведения учащегося» и др.

Дискуссионные методы обучения (дебаты, кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, лекция-пресс-конференция, круглый стол, лекция-диалог, диспут) способствуют развитию партнерского общения и умения работать в группе, развитию критического мышления, толерантности и уважительного отношения к собеседникам и их взглядам: дебаты на темы «Кто может быть героем нашего времени?», «Неполная семья: за и против», эвристическая беседа на темы «Коммуникативные качества речи», «Личность оратора» и др.

Творческие методы обучения (мозговой штурм, выступление на общественно значимую тему, презентация

изделия) направлены на создание текстов — продуктов творчества, которые отличаются новизной, оригинальностью, являются не только субъективно, но и объективно ценностными. Преимущество искомого метода заключается в постоянной мобилизации умственных сил учащихся и их возрастающей заинтересованности учением, наличии постоянного взаимодействия преподавателя с учащимися и учащихся между собой. Творческий метод обучения обеспечивает направленность на развитие интеллектуальных, профессиональных, поведенческих умений и навыков, а также повышает степень мотивации и эмоциональности восприятия изучаемого материала, его переработки и усвоения. Предлагаем учащимся устное публичное выступление на общественно значимую тему: «Мое учебное заведение самое лучшее», «Я русский бы выучил только за то...» и др.

Проектировочный метод (защита исследовательских проектов, презентаций) — это метод, предполагающий процесс формирования коммуникативной компетенции через самостоятельную поисково-познавательную деятельность учащихся по решению проблемной задачи, которая может

Использование интерактивных методов обучения в развитии коммуникативной компетенции учащихся

41

быть как теоретического, так и практического характера. Преподаватель организует творческую, самостоятельную работу учащихся, указывая, как правило, только цель работы (не указывая, что делать и как делать). Выполнение такой работы (анализ и систематизация информации, поиск дополнительных фактов, сведений, попытки получить новые факты экспериментальным путем) порождает проблемные ситуации. Проектировочный метод имеет самый высокий уровень проблемности и познавательной самостоятельности учащихся, является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции и развития их творческой активности. Преподавателю в реализации проектировочного метода отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Предлагаем учащимся подготовить доклад на научную тему и выступить с ним перед аудиторией: «Особенности современной интернет-коммуникации», «Способы образования компьютерного жаргона» и др.

Информационно-компьютерный метод в развитии коммуникативной компетенции (виртуальный форум, виртуальная конференция, вебинар, дистанционное обучение, компьютерное взаимодействие преподаватель—учащийся) — метод, предполагающий взаимодействие преподавателя и учащихся между собой на расстоянии и отражающий все присущие учебному процессу компоненты: цель, содержание обучения, методы работы, организационные формы и средства обучения. В учебном процессе искомый метод реализуется специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Дистанционное обучение может быть выделено как самостоятельная форма обучения, в этом случае информационные технологии являются ведущим средством, а «компьютер с соответствующим программным обеспечением является универсальным средством, в большей или меньшей мере выполняющим все аппаратные функции, а также важнейшую функцию создания, хранения и применения учебных материалов для решения образовательных задач, организации самостоятельной работы, оценки образовательных результатов и контроля степени освоения дисциплин федерального государственного образовательного стандарта». Современная техника предоставляет возможность преподавателю и учащемуся активно использовать информационно-компьютерный метод для решения любых учебных задач, в том числе и для развития коммуникативной компетенции.

Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют решению одновременно нескольких задач в развитии коммуникативной компетенции: помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают к работе в команде, развивают умение формулировать свою позицию и отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других учащихся, быть толерантным, использовать формулы речевого этикета для решения коммуникативных задач и т. д. За счет активного использования в учебном процессе интерактивных методов обучения воз-

можно достижение эффективных результатов в развитии коммуникативной компетенции учащихся, необходимых для жизни в современном обществе.

Литература

1. АнушкевичИ.Г., КуприяноваЛ.В. Роль интерактивных занятий во внеклассной и внеурочной деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6. С. 46-49.

2. Ветров Ю.П., Игропуло И.Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей вуза к использованию методов интерактивного обучения // Высшее образование в России. 2012. № 5.

3. Гавронская Ю. Интерактивность и интерактивное обучение // Высшее образование в России. 2008. № 7.

4. Гидрович С.Р., Егорова И.И., Курочкина А.Ю. Компетент-ностный подход к формированию основных образовательных программ третьего поколения. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ, 2010.

5. Добрынина Д.В. Инновационные методы обучения студентов вузов как средство реализации интерактивной модели обучения / / Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 5. С. 172-176.

6. ДолгаеваН.О. Интерактивные технические средства обучения в контексте обучения иностранному языку (на примере курсов «Лингвострановедение» и «Страноведение») // Вестник Московского государственного областного университета. [Педагогика]. 2013. № 2. С. 203-206.

7. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта // Педагогика. 2010. № 7.

8. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения / / Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 171-174.

9. Кунжигитова Г.Б., Рсмаханбетова Ш.Е., Жанибекова Э.Ж. Интерактивные методы обучения, влияющие на активность личности в процессе обучения // Наука и мир. 2014. Т. 3. С. 65-70.

10. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Классификация и проектирование методов обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий // Образование и наука. 2013. № 5. С. 95-107.

11. Стариченко Б.Е. Оценка результатов учебной деятельности студентов в рамках информационно-технологической модели обучения // Образование и наука. 2013. № 5. С. 113124.

12. Третьякова А.Н. Шишкина Н.М. Интерактивные формы обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 1. С. 48-52.

13. Харченко И.В. Организация и проведение интерактивных игр в школе как средство профилактики компьютерной зависимости учащихся / / Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 5. С. 68-71.

14. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Изд-во ИНОТ, 2002.

15. Чубаркова Е.В., Карасик А.А., Ломовцева Н.В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. № 3. С. 111-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.