#
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
USING INTERACTIVE WHITEBOARD IN PRIMARY SCHOOL TAKING INTO ACCOUNT THE PECULIARITIES OF STUDENTS' COGNITIVE PROCESSES
Е. М. Гусакова
В статье рассматриваются специфические функции электронной интерактивной доски как новой информационной технологии обучения. Основное внимание уделено развитию познавательных процессов памяти, восприятия, внимания учащегося с использованием возможностей электронной интерактивной доски.
Ключевые слова: электронная интерактивная доска, развитие познавательных процессов.
E. M. Gusakova
The article examines specific functions of interactive whiteboard as a new information technology in education. Special attention is given to the development of cognitive processes of students' memory, perception, attention making use of specific possibilities of interactive whiteboard in primary school.
Keywords: interactive whiteboard, development of students' cognitive processes.
В настоящее время в общественных учреждениях активно внедряются новые информационные технологии, в том числе электронные интерактивные доски. Эффективность применения электронной доски отмечается в начальной школе. Интерактивная доска преобразует урок в интерактивное обучение, то есть специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивность и сотрудничество в обучении создают благоприятные условия для анализа, обработки информации, поиска решения проблем, работы в сотрудничестве.
Электронная интерактивная доска (ИД) представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера (или простого нажатия пальцем) можно вызывать различные функции интерфейса. Это техническое средство обладает целым рядом функций, позволяющих стимулировать мотивационную сферу учащегося и активизировать учебную деятельность. Рассмотрению этих функций представлено в статьях российских [1; 2; 3; 4] и иностранных [5; 6; 7; 8; 9; 10] авторов.
Перечислим самые важные, на наш взгляд, функции ИД:
- Выделение объектов цветом, использование богатой палитры цветов. Диапазон цветов, доступных на ИД, позволяет учителю выбирать различные цвета, чтобы делать акцент на важных характеристиках объектов.
- Работа с графическими изображениями, видеофайлами, звукозаписями. ИД позволяет делать снимки с экра-
на при воспроизведении видео для последующей работы с этими файлами изображений (сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т. д.).
- Создание разлиновки страницы. Увеличение или уменьшение размера текста и рисунка на слайде.
- Функция drag-and-drop (от англ. «тащи-и-отпускай») позволяет перемещать объекты на экране доски путем прикосновения к объекту курсором или пальцем.
- Функция hide-and-reveal (от англ. «прячь-и-открывай») позволяет закрыть объект на экране серым полем, при необходимости свернуть поле и показать спрятанный объект.
- Функция flip-chart (быстрый просмотр страниц) позволяет пользователю пролистывать слайды, специально организованные или выборочные.
- Функция feedback (организация обратной связи) -создание гипертекста, то есть объект на доске становится ссылкой на новый слайд или файл.
Перечисленные выше функции ИД позволяют выделить три вида модальности обучения: звуковой, визуальный, тактильный. Визуальное обучение предполагает использование текстовых материалов, иллюстрации, видеоматериалов, мультипликации. Звуковое обучение включает в себя использование аудиоматериалов (звуков, слов, песен, стихов, диалогов, текстов). Тактильный вид обучения позволяет ученикам писать на доске, используя маркеры или собственные пальцы, переносить предметы из одного края доски в другой. Таким образом, расширяется вариативность упражнений и видов работы с ИД, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие познавательных процессов. В данной статье мы ограничились восприятием, вниманием и памятью.
Основываясь на психологических исследованиях познавательных процессов младших школьников [11; 12], мы выделяем основные виды восприятия, внимания и памяти и особенности их развития при работе с ИД.
Ф
$
Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Различают восприятие пространства и восприятие времени. Под восприятием пространства понимается ощущение удаленности предметов от нас и друг от друга, определение их формы и величины. Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Человек, воспринимая пространство или время, основывается на зрительных, слуховых, двигательных ощущениях.
Работа с ИД способствует становлению пространственного и временного восприятие младшего школьника. Грамотная организация материала на пространстве доски является наглядным примером для ученика. Кроме того, возможность открывать различные виды страниц ИД в линейку и клетку, составлять таблицы, менять размер изображения или текста развивает восприятие пространства. Вписывание цифр и букв в клетки, прописывание слов в линейку, заполнение ячеек таблицы, уменьшение или увеличение размера рисунка активизирует пространственное восприятие ученика.
В учебе время часто становится одним из важных условий успеха. Интенсивность урока повышается за счет многократного использования ИД. Время не тратится на подготовку доски к новому заданию. Для решения новой задачи используется «чистый лист». Благодаря специализированному программному обеспечению, разработанному для ИД, учитель располагает материал урока на нескольких страницах. ИД позволяет оперативно корректировать учебный процесс, что значительно повышает интенсивность урока. Это стимулирует учащихся активизироваться, работать в определенно заданном темпе урока, подстраиваться под отводимое для заданий время, быстро переключаться с одного задания на другое. Формируется способность быстро реагировать, думать, анализировать и обрабатывать информацию.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное внимание возникает без всяких усилий со стороны ученика. Произвольное внимание характеризуется намеренным переключением внимания на другой объект.
На протяжении всего младшего школьного возраста происходят существенные изменения в становлении внимания, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно увеличивается объем внимания, развиваются навыки переключения и распределения. Поэтому при работе в начальной школе особенно актуальным для учителя становится привлечение внимания и его удержание. Благодаря возможностям ИД урок можно спланировать интересно, красочно, с применением вариаций упражнений. Такие характеристики, как сочетание иллюстраций, текста и звука, поддержка сенсорного экрана и тактильное выполнения заданий (функция «тащи-и-отпускай» - drag-and-drop) способствует вовлечению школьников в урок,
концентрации внимания даже у самых маленьких. В первом классе хорошо востребована функция drag-and-drop. Она позволяет активизировать учащихся, которые еще не умеют писать или не в полной мере овладели навыками письма. Благодаря этой функции создаются упражнения и задачи, решая которые учащиеся перемещают объекты, соединяют их друг с другом в логической последовательности, вставляют нужные слова в текст, подбирают по смыслу картинки и т. п.
По сравнению с традиционной школьной доской материал урока на ИД подается ярко и красочно: используются разнообразие шрифтов и цветного оформления, изменяется фон слайда, добавляются иллюстрации по теме, применяются видеофрагменты, создается музыкальное сопровождение и т. п. С помощью данных функций ИД учитель может представить материал урока более доступно и наглядно. Создание наглядных и красочных слайдов помогает школьнику вычленять из объяснения главное, сосредотачиваться и организовать себя. Цвет, фон, величина шрифта, яркость, распределение текста - все имеет значение при создании наиболее наглядного слайда. Кроме того, ИД как любой экран имеет свои настройки яркости, резкости, насыщенности и контрастности.
Внимание во многом связано со зрительным и слуховым анализаторами. Переключение внимания со слухового анализатора на зрительный (например, включение видеофрагмента для иллюстрации объясненной темы) активизирует внимание школьника. Помимо этого, функция «организации обратной связи» (feedback) преобразует текст на экране доски в гипертекст, что также важно для концентрации внимания. Быстрая смена картинки или включение аудиозаписи по ходу работы с гипертекстом требует постоянного внимания.
Мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания окружающего мира. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают: предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное мышление.
В начальной школе усвоение любого материала во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. Задача школы - сформировать это важное для мышления свойство. Разнообразие форм работы с интерактивной доской способствует развитию обобщения материала. Функция «флип-чарт» позволяет учителю пролистать все содержание урока или резюмировать материал, систематизировать полученные знания и провести общий анализ последовательности материала. В рамках реализации систематизации материала активизируется мышление, поскольку ребенок ищет связи между слайдами и подаваемой информацией, выстраивает полученные знания в определенную последовательность. Помимо функции «флип-чарт», применение функции «прячь-и-открывай» (hide-and-reveal) также способствуют развитию мышления и логической догадки. Кроме того, наглядность иллюстраций, соотне-
$
сение их с изучаемой информацией, анализ фильмов и звукозаписей, сохранение контрольных работ в электронном виде на экране доски и анализ совместно с учителем на уроке активизирует мыслительную деятельность ученика.
Память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Все виды памяти можно условно разделить на три группы:
1. Что запоминает человек. Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память.
2. Как человек запоминает. Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память.
3. Как долго сохраняется запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.
В младшем школьном возрасте память также претерпевает существенные изменения, обусловленные качественным преобразованием мышления. Память ребенка становится регулированной и опосредованной, постепенно приобретаются черты произвольности. По мнению А. Н. Леонтьева, память в этом возрасте становится мыслящей. При работе с ИД нужно помнить о видах памяти и применять каждый вид работы памяти для более глубокого и долгосрочного запоминания материала. Наличие иллюстраций и видеоматериалов активизирует образную память; выполнение упражнений, задач, головоломок, решение кроссвордов стимулирует словесно-логическую память; поэтапное введение материала от простого к сложному, наводящие вопросы по ходу объяснения включают произвольную память. Все упражнения правильнее строить, внося элемент повторения старого материала, так как в долговременной памяти находится информация, полученная человеком посредством множественных повторений. Функция «прячь-и-открывай» (Ь^е-аг^-геуеа!) прекрасно подойдет для тренировки образной, словесно-логической и оперативной памяти. Ученику в течение некоторого времени демонстрируется слайд с картинками, цифрами, новыми словами. Далее учитель закрывает слайд серым цветом. Ученик должен вспомнить и рассказать, что спрятано под серым полем.
ИД открывает новые возможности обучения детей, формирования у них основных познавательных процессов. Однако применение данного технического средства на уроке должно обязательно сочетаться с традиционными формами обучения и соответствовать дидактическим принципам, чтобы обеспечить органическое соединение информационного учебного материала, передаваемого с помощью технических средств.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бондаренко Е. А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. - М.: ЮНВЕС, 2004. - 416 с.
2. Голодов Е. А. Интерактивная доска в школе. -Волгоград: Учитель, 2010. - 86 с.
3. Журин А. А., Бондаренко Е. А., Милютина И. А. Технические средства обучения в современной школе. - М., 2004.
4. Информационные технологии на уроках в начальной школе / Сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 223 с.
5. Beeland, W. D. (2001). Student engagement, visual learning and technology: Can interactive whiteboards help? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chiron.valdosta.edu/are/Artman-scrpt/volno1/belland_am.pdf
6. Cutrim Schmid, E. (2006a). Investigating the Use of Interactive Whiteboard Technology in the Language Classroom through the Lens of a Critical Theory of Technology // Computer Assisted Language Learning. - Vol. 19. - No. 1. - P. 47-62.
7. Sessoms D. Using Interactive Boards to Enhance Teaching and Learning for Students with Learning Disabilities. In Proceedings SITE, 2007.
8. Solvie Pamela A. The Digital Whiteboards as a Tool in Increasing Student Attention During Early Literacy Instruction: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.smarterkids.org/research/ paper13.asp (Accessed March 23, 2004).
9. Kennewell S. & Morgan A. (2003). Student Teachers' Experiences and Attitudes Towards Using Interactive Whiteboards in the Teaching and Learning of Young Children: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://crpit.com/confpapers/ CRPITV34Kennewell1.pdf
10. Longman D., Hughes M. (2006). Whole class teaching strategies and interactive technology: towards a connectionist classroom: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.leeds.ac.uk/edu-col/documents/161224.htm
11. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. -2-е изд. - М.: Академия, 2003. - 464 с.
12. Алейникова Т. В. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -Ростов н/Д, 2002. - 147 с.