Научная статья на тему 'Использование иностранных поставщиков при создании российских и зарубежных самолетов'

Использование иностранных поставщиков при создании российских и зарубежных самолетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЗДУШНОЕ СУДНО / ПРОИЗВОДСТВО / ПОСТАВЩИК / КОМПЛЕКТУЮЩИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толоконников Константин Игоревич

Анализируются перспективы использования иностранных поставщиков при создании отечественных и зарубежных самолетов. Проводится сравнение выбора поставщиков при создании конкретных моделей российского и американского гражданских самолетов. Представлены результаты анализа необходимости применения комплектующих иностранного производства при наличии их отечественных аналогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Usage of foreign suppliers when creating Russian and foreign aircrafts

The perspectives of usage of foreign aircraft parts suppliers during process of building of Russian or foreign aircrafts are analyzed. Comparison of supplier choice when creating of specific models of Russian and American civilian aircrafts is conducted. Results of analysis of necessity of foreign parts application when having domestic product analogue are given.

Текст научной работы на тему «Использование иностранных поставщиков при создании российских и зарубежных самолетов»

Вестник Университета № 14, 2014_

Российской Федерации, 2011 [Электронный ресурс]: http://www.e-apbe.ru/analytical/detail.php?ID=44418 (дата обращения 12.05.2013)

5 Информационно-аналитический сборник «Анализ цен, тарифов и развития конкурентных отношений на розничных рынках электроэнергии Российской Федерации в 20092010 годах». - М.:Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, 2012 [Электронный ресурс]: http://www.e-apbe.ru/analytical/detail.php?ID=174805 (дата обращения 12.05.2013)

6 Справочник «Газпром в цифрах 2007-2011 гг.». - М.:ОАО «Газпром», 2012 [Электронный ресурс]: http://www.gazprom.ru/investors/reports/2011/ (дата обращения 12.05.2013)

7 «Российские сети. Годовой отчет 2011». - М.:ОАО «Холдинг МРСК», 2012 [Электронный ресурс]: http://www.holding-mrsk.ru/investors/info/year/ (дата обращения 12.05.2013)

8 Годовой отчет за 2011 год. - М.:ОАО «ФСК ЕЭС», 2012 [Электронный ресурс]: http://www.fsk-ees.ru/shareholders_and_investors/disclosure_of _information/annual_reports/ (дата обращения 12.05.2013)

УДК 656.075

К.И. Толоконников ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ПОСТАВЩИКОВ ПРИ

СОЗДАНИИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ САМОЛЕТОВ

Аннотация: Анализируются перспективы использования иностранных поставщиков при создании отечественных и зарубежных самолетов. Проводится сравнение выбора поставщиков при создании конкретных моделей российского и американского гражданских самолетов. Представлены результаты анализа необходимости применения комплектующих иностранного производства при наличии их отечественных аналогов.

Ключевые слова: воздушное судно, производство, поставщик, комплектующие

USAGE OF FOREIGN SUPPLIERS WHEN CREATING RUSSIAN AND FOREIGN AIRCRAFTS

Abstract: The perspectives of usage of foreign aircraft parts suppliers during process of building of Russian or foreign aircrafts are analyzed. Comparison of supplier choice when creating of specific models of Russian and American civilian aircrafts is conducted. Results of analysis of necessity of foreign parts application when having domestic product analogue are given.

Keywords: aircraft, manufacture, supplier, parts.

Авиастроение является ярким примером внедрения новых технологий, результатов научно-технического прогресса, требующих взаимодействия сотен различных предприятий.

Актуальность темы данного исследования подтверждается тем, что в настоящее время большая часть продукции авиастроительной отрасли производится в условиях международной кооперации, и изделия, собранные в одной стране, состоят из комплектующих, производимых в других странах.

Целью данной статьи является исследование перспектив применения иностранных компонентов при создании современных пассажирских самолетов. Задачи исследования заключаются в следующем:

- дать сравнительный анализ производства воздушных судов в России и за рубежом;

- проанализировать варианты использования иностранных поставщиков авиационных комплектующих;

- обосновать целесообразность применения отечественных и иностранных компонен-

© Толоконников К.И., 2014

Konstantin Tolokonnikov

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

тов при производстве отечественных воздушных судов.

Анализ литературных источников по теме исследования показал, что использование иностранных комплектующих в разработке современной отечественной авиационной техники рассматривается, в основном, как негативный фактор [1,2].

В отличие от предыдущих работ, данное исследование позволяет определить эффективность использования в конструкции самолетов российского производства иностранных комплектующих.

В 90х годах большинство советских разработок, соответствующих требованиям своего времени, морально устарели и не отвечали необходимым показателям рентабельности, экономичности и безопасности. Наметившееся отставание в разработках планируется компенсировать отечественными проектами RRJ, МС-21, предполагающими массовое применение иностранных компонентов в конструкции. Чтобы разобраться в проблеме, необходимо провести сравнительный анализ выбора поставщиков компонентов при производстве гражданских воздушных судов на примере американского Boeing 737 и отечественного Sukhoi Superjet 100.

Boeing 737 - самый популярный в мире узкофюзеляжный пассажирский самолет. На начало 2014 года поставлено почти 8000 машин. Для сборки одного самолета Boeing 737 производитель приобретает у партнеров 400 тыс. компонентов. Значительная часть компонентов производится на территории США: элементы фюзеляжа и планера (Boeing), гидравлическая система (Parker), колеса и тормоза (Goodrich), вспомогательная силовая установка (Honeywell), авионика (Rockwell Collins) и другие. Двигатели CFM56 производит концерн CFM International (совместное предприятие американской компании General Electric и французской Snecma). Ряд компонентов самолета производится в Европе, юго-восточной Азии, Австралии [3]. В создании американских самолетов не обходится без участия российских производителей.

Крупнейший в мире производитель титана, российская корпорация «ВСМПО-Ависма», открыла совместное предприятие с компанией Boeing в 2009 году. Ural Boeing Manufacturing расположен в Верхней Салде Свердловской области. Предприятие занимается первичной механической обработкой титановых деталей для Boeing 787 Dreamliner, Boeing 737 и Boeing 777. «ВСМПО-Ависма» обеспечивает около 35 % всех потребностей компании Boeing в изделиях из титана [4]. «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение» также внесено в перечень одобренных поставщиков компании Boeing, изготавливает тестовые элементы из титана для самолета Boeing 737. НПО «Технология», входящее в госкорпорацию «Ростехнологии», собирается поставлять детали из композитов для авиалайнеров Boeing и Airbus.

Производственные связи отечественных предприятий с западными авиапроизводителями - следствие того, что Россия обладает ресурсным и промышленным потенциалом. Однако, как считает профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН В.Б. Кондратьев, роль российских субподрядчиков, занятых в производственных цепочках зарубежных авиапроизводителей, сводится к поставкам самых простых комплектующих. Как считают эксперты, производство и поставка заготовок деталей не предполагает производства в России сложных систем и поэтому не могут привести к качественным сдвигам в отрасли. Они позволяют лишь частично загрузить простаивающие мощности заводов [1]. Вызывает опасения возможность применения западными странами санкций в отношении российских компаний в связи с политической ситуацией на Украине. Поэтому существует риск вынужденного разрыва поставок.

SSJ-100 - ближнемагистральный пассажирский самолет, разработанный компанией «Гражданские самолеты Сухого» при участии Alenia Aeronautica. SSJ-100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным по авиационным правилам CS-25 EASA. На 1 мая 2014 года построен 51 серийный самолет [5].

Вестник Университета № 14, 2014

Наиболее важные системы самолета спроектированы зарубежными фирмами Европы и США. Среди 18 поставщиков систем первого уровня для Sukhoi Superjet 100 - шесть из США: B/E Aerospace, Curtis-Wright (Autronics), Goodrich, Hamilton Sunstrand, Honeywell и Parker. К примеру, европейский концерн Airbus также использует значительное количество американских комплектующих. Однако этот факт может накладывать ограничения при реализации воздушных судов. При этом, для сборки российских Ту-204, Ту-214 и других судов аналогичную продукцию производят отечественные заводы-поставщики, кооперация которых достигает 95 %. В связи с этим, важен анализ такого показателя, как доля каждого из основных поставщиков, используемых при создании первого постсоветского отечественного самолета. Основные поставщики компании «Гражданские самолеты Сухого» представлены в таблице.

Таблица

Перечень поставщиков, на которых приходится не менее 10 % поставок всех материа-

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

КнААЗ 13,1 61 33 21,22 29 14,56 —

Thales 16,7 10 — — — — —

PowerJet — — — — — 11,41 21

B/E Aerospace — — 15 22,76 12,9 — —

ВЭБ-лизинг — — — — — — 15

Общая доля импортных по- 55,4 18,2 56,5 53,6 54,65 51,11 59

ставок

В среднем, доля импортных поставщиков находится в пределах от 50 до 60 %, согласно ежегодным отчетам ЗАО «ГСС». Данный показатель не является самым высоким среди мировых авиапроизводителей. К примеру, при производстве китайского самолета ARJ21 используются только иностранные компоненты [2].

Двигатель обеспечивает важнейшие параметры самолета, такие как практическая дальность, топливная экономичность, предельная полезная нагрузка и другие. Двигатель PowerJet SaM146 производится компанией PowerJet, совместным предприятием российского НПО «Сатурн» и французской компании Snecma. НПО «Сатурн» изготавливает «холодную» часть двигателя - вентилятор, компрессор и турбину низкого давления [6]. PowerJet не является резидентом России и считается иностранным поставщиком, что приводит к росту доли импортных поставок. Кроме того, существует ограничение - по договоренности между фирмами-партнерами Snecma и General Electric тяга двигателя SaM146 должна быть существенно ниже тяги CFM56, предназначающегося для Boeing 737 [7]. Тем самым, доминирующий авиапроизводитель подстраховывается от конкуренции со стороны развивающейся российской авиационной промышленности.

В связи с большой зависимостью производства SSJ-100 от иностранных поставок авиационных запчастей, возникает много споров в среде ученых, насколько негативен эффект для отечественной промышленности. К примеру, профессор В.Б. Кондратьев сравнивает производство с «отверточной сборкой» с минимальной долей добавочной стоимости [1]. Что касается понятия «отверточная сборка», то разработка, испытания, сертификация, инструкция, бренд создавались российскими инженерами, конструкторами и маркетологами. Вышеупомянутый Boeing 737, как и другие модели фирмы Boeing, и прочих мировых авиапроизводителей созданы в условиях широкой международной кооперации. Следовательно, соотношение долей иностранных поставщиков к отечественным в создании SSJ-100 находится в приемлемых пределах, такой выбор поставщиков является общепринятой мировой практикой. Причины выбора иностранных поставщиков вместо отечественных: меньший вес, более высокая надежность систем. Однако, основной критерий - возможность сертификации самолета за рубежом по европейским (EASA) и американским (FAA) законодательным нормам в области авиации [2]. В противном случае, эксплуатация и реализация самолета за границей была бы невозможна.

Раздел II. Управление организацией: современные тенденции

Стоить отметить, что положительные тенденции в локализации производства в России присутствуют. К примеру, самарское предприятие «Авиаагрегат» планирует с 2014 года в сотрудничестве с французским холдингом Messier-Bugatti-Dowty выпускать посадочные комплекты для SSJ-100 [8]. Министерство промышленности и торговли в 2013 году объявило конкурс на разработку отечественных систем для замещения западных аналогов на SSJ-100: противообледенительной и топливной систем, системы аварийной подачи кислорода, коннекторов и проводов для бортовой сети, гидравлической системы и элементов интерьера [9]. Таким образом, импортозамещение должно стать основным направлением развития современной авиационной отрасли России, оно позволит поднять уровень смежных предприятий авиационной промышленности, мощности которых сейчас используются не полностью. Актуально наличие собственных производств высокотехнологичной продукции в России в целях снижения зависимости от Запада, особенно, в связи с вероятной угрозой санкций со стороны западных стран из-за политической ситуации на Украине.

Предпосылки для организации современных производств на мощностях российских авиационных предприятий имеются, необходима воля государства для стимулирования процесса импортозамещения, создания необходимых экономических и юридических условий для развития отрасли, которая была одним из локомотивов всей промышленности СССР.

Библиографический список

1. Российское авиастроение: по ком звонит колокол? / В. Б. Кондратьев [Электронный ресурс] портал «Перспективы». - Москва 12.10.2011. - Режим досту-па:Ийр://,^^^рег8рекйуу.тГо. - 16.04.2014.

2. Мифы про Суперджет [Электронный ресурс] : «С делано у нас» - Портал о производстве в России. - Москва : 15.06.2012. - Режим доступа : http://sdelanounas.ru/blogs/18280/. -10.02.2014.

3. С миру по компоненту / П. Зверева [Электронный ресурс] : портал бизнес-авиации. - Москва : 25.07.2013. - Режим доступа : http://jets.ru. - 25.03.2014.

4. Поставки «ВСМПО-Ависма» для Boeing [Электронный ресурс] : Новостной портал. - Москва : 2013. - Режим доступа : http://newsruss.ru. - 22.02.2014.

5. Sukhoi Superjet 100 [Электронный ресурс] : Википедия, свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org. - 02.05.2014.

6. SaM146 [Электронный ресурс] : Википедия, свободная энциклопедия. - Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/SaM146. - 18.04.2014.

7. Карнозов В. Реальный конкурент «Боингу» / В. Карнозов // «Военно-промышленный курьер». № 19/2007. - 23 мая.

8. Шасси для SSJ-100 будут делать в Самаре [Электронный ресурс] : Aviatime. - 02.12.2013. -Режим доступа : http://www.aviatime.com. - 05.01.2014.

9. Кривошапко Ю. Летать по-русски / Ю. Кривошапко // Российская газета. № 6015/2013. -22 февр.

УДК 338.242.2

А.П. Тяпухин СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗВРАТАМИ

В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация: в статье обоснована актуальность управления возвратами в современном бизнесе. Сделан вывод о том, что теория и методология управления возвратами развиты в недостаточной степени, несмотря на то, что многие аспекты технологии переработки отходов и готовой продукции исследованы на приемлемом уровне. Показано восемь вариантов бизнес-процесса «Управление

© Тяпухин А.П., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.