Научная статья на тему 'Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих'

Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование инновационных технологий в переподготовке муниципальных служащих»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРЕПОДГОТОВКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

С. И. Черноморченко

Рассматривая современную ситуацию функционирования муниципальных служб, можно отметить существенные изменения, связанные с деятельностью чиновников. В настоящее время они должны не только решать вопросы хозяйственного плана, но и целенаправленно и систематически реализовывать новые проекты. В связи с этим для каждого руководителя муниципального органа управления и служащего регулярное повышение квалификации является такой же неотъемлемой частью его работы, как исполнение повседневных должностных обязанностей. Общеизвестно, что инвестиции в повышение квалификации руководителей и служащих отличаются высокой эффективностью, а целевые краткосрочные программы в ряде случаев предпочтительнее внутрикорпоративного обучения. Синергетический образовательный эффект от участия в краткосрочных курсах, на которых происходит интенсивный обмен опытом между преподавателями и слушателями оказывается намного выше, чем обучение специалистов только одной организации. Специфика контингента обучаемых по краткосрочным программам повышения квалификации предъявляет жесткие требования к качеству учебного материала. Не менее важны технологии решения учебных задач и формы подачи материала, т. е. организация коммуникационного процесса. Постановка и решение учебных задач успешна в том случае, если данные задачи имеют проблемный характер и стимулируют творческую и познавательную активность. Возникая на базе затруднительных ситуаций в процессе осуществления значимых для служащих органов муниципальной власти решений, учебная профессиональная задача моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития.

Одним из эффективных методов формирования и развития профессиональных и социальных компетенций служащих органов муниципальной власти выступает метафорическая деловая игра [1]. Её особенность состоит в том, что для проведения используются разнообразные метафоры (сказки, притчи, легенды, которые передают по аналогии проблематику реальной ситуации и современные проблемы, с которыми сталкиваются муниципальные служащие). По справедливому замечанию исследователя и бизнес-тренера М. Паркин, метафоры могут предложить новый взгляд на проблему и выявить неожиданные способы её разрешения [2, с. 28]. Д. Лакофф и М. Джонсон также справедливо полагают, что, если «картина стоит сотни слов, то метафора стоит тысячи картин, так как она динамична, и каждый её трактует по-своему» [3, с. 38]. Таким образом, использование метафорического материала на занятиях курсов повышения квалификации муниципальных служащих способствует умению обнаружить разные способы решения той или иной управленческой проблемы, позволяет активизировать творческие способности участников деловой игры. Не менее важно для обучения муниципальных

156

служащих и то, что метафорические игры способствуют также взаимопониманию между участниками, учат ценить разные точки зрения [4, с. 167].

Преподавателю в ходе проведения метафорической игры отводится особая роль. Во время метафорической деловой игры преподаватель не сообщает участникам готовых знаний, он лишь помогает искать способы разрешения той или иной проблемы, стимулируя их творческую активность. При этом он должен правильно проводить анализ ситуации и уметь делать выводы. Здесь преподаватель выступает в качестве менеджера и режиссёра обучения, а не транслятора учебной информации, тогда как обучающийся должен выступать в качестве субъекта деятельности [4, с. 163]. Важен и исходный материал, используемый для проведения метафорической игры. Сюжет сказки должен быть хорошо известен всем участникам, чтобы можно было, не увлекаясь сказочным сюжетом, искать новые решения вначале сказочной ситуации, а затем и близкой к ней по смыслу реальной управленческой проблемы.

Как показывает практика, метафорические игры, основанные на коммуникационном процессе, значительно повышают творческую активность участников, способствуют появлению стремления к освоению новых знаний, помогают решать достаточно сложные проблемные вопросы современного муниципального управления, а также помогают моделировать процесс принятия управленческих решений по организации эффективной деятельности службы и разрабатывать предложения по совершенствованию механизма предоставления услуг населению. Кроме того, важно, на наш взгляд, что подобный способ обучения служащих органов муниципальной власти на курсах повышения квалификации способствует формированию самостоятельной и ответственной личности, которая сможет правильно оценить трудности, возникающие при решении той или иной управленческой задачи, и преодолевать их.

Список литературы

1. Завьялова Ж. Метафорическая деловая игра: практ. пособие для бизнес-тренера. -СПб.: Речь, 2004.

2. Паркин М. Сказки для тренеров. Как использовать сказки, истории и метафоры в обучении сотрудников. - М.: Добрая книга, 2005.

3. Lakoff, J. and Johnson, M. Metaphors we live by. - University of Chicago Press, 2001.

4. Черноморченко С.И. Использование кейс-метода в преподавании управленческих дисциплин / Инновационные технологии в образовании : сб. ст. 3-ей Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. - С. 166-172.

157

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.