é
ш
UIF = 8.1 | SJIF = 7.899
www.in-academy.uz
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА - ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Адилова Дилором Кадыровна
Каршинский инженерно-экономический институт, преподаватель русского языка кафедры узбекского языка и литературы https://doi.org/10.5281/zenodo.10799483
ARTICLE INFO
ABSTRACT
Received: 01st March 2024 Accepted: 08th March 2024 Online: 09th March 2024 KEYWORDS
Модернизация,
инновационные технологии, компьютерные программы,
электронный методический учебный процесс.
учебно-комплекс,
В современном мире изменившиеся требования и необходимость изучения русского языка определили новые методы и цели обучения в структуре непрерывного образования. В преподавании языков складываются тенденции, соответствующие нынешнему уровню технического прогресса. Эффективность применения информационных технологий на занятиях русского и иностранных языков уже не подлежит сомнению. Ученые отмечают, что чем больше систем восприятия задействовано в обучении, тем лучше и прочнее усваивается материал. Активное же внедрение инновационных технологий в учебный процесс приумножает дидактические возможности, обеспечивая наглядность, аудио и видео поддержку и контроль, что в целом способствует повышению уровня преподавания.
Модернизация структуры непрерывного образования в Узбекистане, как и во всем мире, характеризуется внедрением в учебный процесс инновационных технологий. Развитие высшей профессиональной школы сопровождается кардинальными преобразованиями. Они в первую очередь связаны с необходимостью преодоления противоречий между содержанием подготовки и требованиями к личности будущего специалиста, традиционной организацией образовательного процесса вуза и закономерностями межличностного и межкультурного взаимодействия.
Личностно-ориентированный подход определяет генеральное направление в обучении языкам, его гуманистический характер и реализуется в соотнесенности с целым рядом других подходов: деятельностный (личность развивается в познавательной деятельности) или коммуникативно- когнитивный (познавательно -коммуникативная деятельность выступает как основное средство и цель обучения и воспитания), лингвосоциокультурный (для осуществления межкультурной
EURASIAN JOURNAL OF ACADEMIC RESEARCH
Innovative Academy Research Support Center UIF = 8.1 | SJIF = 7.899 www.in-academy.uz
коммуникации на иностранном языке). Целью обучения русскому языку в неязыковом вузе является формирование профессиональной компетенции будущих специалистов, в содержание которой входят лингвистические, межкультурные, коммуникативные знания, навыки и умения на изучаемом языке по специальности.
Для выполнения поставленных целей и задач необходимо осуществлять модульный подход к обучению, переходить на активные методы обучения.
Современная методика преподавания русского языка направлена на подготовку студентов к самостоятельному выполнению различных коммуникативных задач, возникающих в процессе деятельности человека, поиску необходимой информации.
Сейчас преподаватели всех видов образования при подготовке к занятиям работают над выбором интерактивных форм обучения и применением инновационных технологий. Реализация инновационных подходов в обучении способствует активизации деятельности студентов, позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к языку, стимулирует их творческую активность и мышление, способствует расширению кругозора, речевой культуры. Наиболее распространенными и характерными методами активного обучения используемых нами, являются беседа, обучающие игры, проблемный метод, мозговой штурм, кластер и др.
Применение новых педагогических технологий позволяет разнообразить процесс обучения, повышает интерес к дисциплине, приобщает к творческому поиску, формирует коммуникативные навыки свободного, логического и исследовательского мышления, способствует эстетическому развитию, повышает речевую культуру, обогащает новыми знаниями.
В процессе обучения русскому языку важную роль играют инновационные технологии с применение компьютерных мультимедийных программ, Интернета, которые сопровождаются анимациями, слайдами, музыкой позволяющие интенсифицировать учебный процесс, повышают качество и эффективность занятий, а также активность студентов. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по - новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы. Новые педагогические технологии экономят время, ресурсы и являются одним из приоритетных методов и способствуют развитию гармонично развитой личности.
Использование компьютерной технологии позволяет видоизменить стиль обучения: различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно.
Компьютерные программы позволяют сделать учебный процесс: -познавательным (последние данные и информация из Интернета); -увлекательным (оригинальность заданий);
é
Ws,
References:
1. Закон Республики Узбекистан (О Национальной программе по подготовке кадров)
2. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство.ТГПУ им. Низами. 2003.
3. Гаврилов Б.В. Использование современных компьютерных технологий в обучении детей иностранным языкам: Инновационные процессы в дошкольном и начальном школьном образовании. 1999.