ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ Расулова М.А.
Расулова Мафтуна Абдували кизи - учитель истории, Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Ширин, Сырдарьинская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрывается важность применения информационно-коммуникационных технологий, интернета и интерактивных методов на уроках истории. Рассматриваются различные интерактивные методы и методика работы с интернет-ресурсами на уроках истории.
Ключевые слова: история, инновационные технологии, интернет-ресурсы, интерактивные методы обучения, эффективность.
Как известно, при изучении истории в школе, будь то История Узбекистана, курсы История древнего мира, История средних веков, Новая история, Новейшая история из Мировой истории для повышения эффективности занятий учитель должен стремиться на каждом уроке применять инновационные технологии, различные интерактивные методы и средства обучения. Выбирая ту или иную технологию, учитель принимает во внимание своеобразные стороны предмета и темы урока, условия обучения и возможности учащихся. В настоящее время в организации учебного процесса большое внимание уделяется инновационным технологиям проведения урока с применением интерактивных методов, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Применение ИКТ помогает улучшить качество обучения, раскрыть жизненные особенности объектов изучения, повысить наглядность, создает благоприятные условия для осознания основных особенностей темы и вследствие этого закрепляет материал в памяти учащихся.
Среди интерактивных методов обучения истории Узбекистана особенно популярны такие, как "Мозговой штурм", "Дебат", "Кейс-стади", "Кластер", "ФСМУ", "Блиц", "Мои новости", "Мнение по очереди", "Диаграмма Венни" и другие.
Например: «Минута разминки»: часто урок начинаем с разминки, готовят ее ученики по очереди. Формы могут быть разные: блиц-опрос, «хронологический диктант», кроссворд, тест и др.
«Огонь по стоящим»- вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам.
«Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы учителю или одноклассникам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал.
5-минутное эссе: ученику дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку.
Технология «КВН» применяется при повторении раздела. Класс подразделяется на группы «Знатоки», «Следопыты», «Тайна века». 1 задание: каждая группа составляет небольшой рассках об исторической личности, изображенной на картинке. 2 задание: каждая группа приводит название исторического источника и его автора, связанного с данной исторической личностью и его эпохой. 3 задание: кажда\ группа составляет глоссарий по эпохе.Технология «Ступени» учит учащихся работать по теме самостоятельно и в подгруппе, уметь обобщать мнения, отображать их в письменном или устном виде, или в виде рисунков, схем, диаграмм, таблиц. Используя эту технологию можно организовать урок по теме «Центрально-азиатский ренессанс IX-XII веков». Например, задание «Наши великие предки». Класс делится на 4 микрогруппы, которым распределяются темы «Наши великие предки», «Наследие
наших великих предков», «Великие гуманисты», «Исторические произведения эпохи». После обсуждения, члены микрогруппы размещают свои сведения поочередно по датам, и лидер защищает тему своей микрогруппы.
По этой же теме можно провести конференцию на тему «исторические источники и их значение в изучении истории средних веков». Темы докладов не должны превышать 1 страницы, то есть должны освещаться в виде микротезисов. Темы раздаются учащимся на 1или 2 дня раньше, чтобы они успели ознакомиться с литературой и подготовить доклад.
Технология «Работа с картой» закрепляет пройденный материал и учит работать с картой. Задание по теме «Самые известные города Древнего Востока» тоже можно выполнить в микрогруппах. Каждая группа разрабатывает одну из тем: Рим, Афины, Иерусалим, Персеполь, Дамаск, Фивы, Сузы и т.д. Можно предложить составить презентации из 5 слайдов. 1 слайд разрабатывают 2 человека.
Можно предложить и такие задания: «Укажите на карте города, которые упоминаются в легендах и мифах Древней Греции», «Укажите на карте отрезок Великого Шелкового пути, связывавший в XV веке Самарканд с Византией», «Укажите на карте крепости города, завоеванные Джалолиддином Мангуберди»,
Инновационные технологии в преподавании истории позволяют развивать:
- умение классифицировать;
- умение высказать суждения, делать умозаключения и выводы;
- умения и навыки наблюдения;
- умения и навыки работы с имеющейся информацией, ее нахождение и ранжирование;
- познавательные способности и потребности;
- навыки творческого проектирования и исследовательского поиска;
- навыки экспериментирования [1].
Интернет в последнее время стал неотделимой частью современного образования в качестве источника самой разнообразной информации. Поисковая система, электронные конференции, различные сайты помогают дополнить материал учебника разнообразной полезной и интересной информацией, повышает стремление учащихся к получению новых знаний. Даже необходимую литературу сегодня ищут в Интернете. Полезная сторона Интернета в том, что учащиеся смогут получить больше информации, не теряя своего времени, так как Интернетом они могут пользоваться везде. При этом задача учителя состоит в том, чтобы направить учащихся на поиск действительно нужных и полезных ресурсов по теме, научить правильно работать над найденным материалом, выделять основные и необходимые сведения. Для этого учащимся предлагается выполнить конкретные задания: написать реферат или эссе, создать презентацию, создать тесты и т.д.
В качестве групповых заданий нами выбрано создание электронной энциклопедии в конце четверти. Класс подразделяется на 3 группы. Каждой группе предлагается создать электронную мини-энциклопедию по определенной теме. В мини-энциклопедию включаются миниглоссарий, таблицы исторических дат, схемы, фотоальбомы с надписями, сведения об исторических личностях с портретами, сведения о важных событиях с картинками, сведения об исторических источниках и их авторах и т.д.
При организации проектной деятельности обучающихся широко применяют технологию работы в группах. Для развития самостоятельности и творческой активности студентов при изучении истории, а также формирования навыка работы в группе используется изучение в группах различного учебного материала с последующей презентацией и обсуждением. В рамках каждой группы происходит распределение деятельности между участниками проекта в соответствии с возможностями и склонностями каждого. [2] Такие уроки проводятся при изучении
однородного исторического материала, например, по теме «Амир Темур и его роль в истории». Так, изучая эту тему, группы исследуют отдельные её направления: науку, архитектуру и т.п. Заранее готовятся листы с заданиями для каждой группы, которые затем выполняют эти задания (на уроке, вне его) и готовят выступление по результатам проделанной работы.
В заключение следует сказать, что использование ИКТ, Интернет ресурсов, интерактивных методов в обучении истории в школе не только повышает знания и умения учащихся по работе с дополнительным материалом, не только помогает закреплять пройденный материал, повышает эффективность занятий, но также и помогает повысить компетентность, профессиональное мастерство учителя, проводить уроки в соответствии с требованиями времени, сделать уроки интересными, знакомиться с новейшими достижения науки и методики обучения истории.
Список литературы
1. Азимов А.А. Инновационные технологии в преподавании истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/uroki/ (дата обращения: 19.03.2019).
2. Юрина М.В. Применение инновационных технологий на уроках истории и их роль в процессе обучения // Международный журнал социальных и гуманитарных наук, 2016. Т. 7. № 1. С. 69-72.