Так, планируется, что дети в возрасте с 3-х до 6 лет будут обеспечены дошкольным воспитанием и обучением, а доля учащихся, успешно освоивших образовательную учебную программу по естественно-математическим дисциплинам, составит 95 %. Кроме того, благодаря «Дом знаний» будет обеспечен доступ обучающихся в малокомплектных школах ко всем образовательным ресурсам. Немаловажно, что станет возможным и обеспечение учебно-методическим комплексом по предметам, разработанным совместно учителями школ и профессорско-преподавательским составом вуза.
Литература
1. Авдеев Ф. С. Научно-методические основы профессиональной подготовки будущего учителя математики сельской малокомплектной школы. - Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина, 1994.
2. Адильгазинова Г. З. Педагогические основы подготовки учителя к управлению процессом обучения в малокомплектной школе: теория и практика. - Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 1997. - 180 с.
3. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 20112020 годы.
4. Государственная практика. План нации — 100 шагов. Современное государство для всех. ГОСО РК от 23.08.2012, № 1080.
5. Научный проект: «Научно-методические основы подготовки будущих учителей естественно-математических дисциплин для малокомплектной школы».
6. Тюленова О. Н. Интегративная модель образования для сельской малокомплектной школы (на примере дисциплин естественнонаучного цикла): дис. к. п. н. -Воронеж, 2006.
Использование инновационных педагогических технологий в развитии методологической культуры студентов педагогического колледжа по специальности «дошкольное образование», в процессе изучения профессионального модуля 01 Огурцова С. В.1, Шайланов С. Н.2
1Огурцова Светлана Владимировна / Ogurtcova Svetlana Vladimirovna - аспирант, методист,
преподаватель, заочное отделение,
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
Губернский колледж г. Сызрани, г. Сызрань;
2Шайланов Сергей Николаевич /Shaylanov Sergey Nikolayevich - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра профессионального обучения,
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, г. Ульяновск
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные технологии в системе среднего профессионального образования не только к оценке качества знаний, но и уровня сформированности компетенций у студентов педагогических колледжей, а также для успешного развития методологической культуры студентов педагогического колледжа в целом.
60
Abstract: the article discusses innovative technologies in secondary professional education, which are used not only for the assessment of the quality of knowledge, but also for the level of the formation of competences of students of teacher training colleges. The innovative technologies are also used for the successful development of methodological culture of students of teacher training colleges in general.
Ключевые слова: методологическая культура, общие компетенции,
профессиональные компетенции, профессиональный модуль, междисциплинарный курс, производственная практика.
Keywords: methodological culture, general competences, professional competences, professional module, interdisciplinary course, work practice.
Произошедшие изменения в системе дошкольного образования позволили по -новому подойти к модели выпускника. Воспитатель детского дошкольного учреждения должен соответствовать новым образовательным запросам. «Новый» воспитатель - это, прежде всего человек с новым педагогическим мышлением, человек образованный, в котором доминирует образ человеческий и человечность как воплощение педагогической культуры.
В нашем колледже, осуществляя подготовку студентов по специальности дошкольное образование, преподаватели ориентируются на удовлетворение потребностей личности и общества.
Для успешного развития методологической культуры студентов педагогического колледжа в целом, а в частности студентов специальности дошкольное образование, является использование инновационных педагогических технологий.
Инновационный ресурс базируется на организованной научно-методической работе, которая ведется в системе и направлена на формирование педагогической культуры всех субъектов образования, включая методологическую культуру студентов.
В условиях реализации ФГОС СПО третьего поколения необходимо пересмотреть традиционно используемые формы и средства, реализующие компетентностную модель обучения.
Эффективность профессионального образования будущего воспитателя зависит от целенаправленного формирования общих и профессиональных компетенций. В свою очередь формирование компетенций достигается за счёт использования наиболее передовых методов и средств современной дидактики, организации обучения, компьютеризации образовательного процесса.
В процессе изучения профессионального модуля (ПМ) 01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья дошкольника и его физическое развитие» образовательный процесс организуется таким образом, чтобы он приобретал проблемный, исследовательский, развивающий, интегрированный, модульный характер.
Обучение, построенное преимущественно на передаче информации, заменяется обучением деятельностью и в деятельности.
Также меняется содержание образования: не информация о деятельности, а деятельность, основанная на информации. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой.
Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным, приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций,
разыгрывание ролей (воспитатель детского сада - воспитанники, методист -воспитатели, заведующий - сотрудники ДОУ), разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа.
61
Весь учебный процесс подразделяется на две части: часть групповой работы выполняется в аудиторные часы, предусмотренные учебным планом и расписанием, остальное - это самостоятельная работа, работа в библиотеке, с интернет ресурсами.
Так, на занятиях моделируются реальные педагогические ситуации и в ходе обсуждения, которых, студенты находятся способы решения возникших профессиональных задач. Теоретические проблемы обсуждаются с разных позиций разными специалистами, например сторонниками и противниками той или иной точки зрения. Такая форма работы эффективно используется для изучения почти каждой учебной дисциплины и профессионального модуля. При изучении ПМ 01 темами подобных уроков стали следующие: «Зачем необходимо формировать здоровый образ жизни дошкольника?», «Как обучать дошкольников физическим упражнениям?», «Совместная деятельность сотрудников детского сада и родителей в физическом развитии и воспитании дошкольников».
Работа студентов в группах требует овладения навыками диалога, главное в процессе диалога - выслушать друг друга, но не высказывать свое мнение. Диалог способствует педагогическому взаимодействию преподавателя и студента и студентов между собой. Также на групповых занятиях студенты принимают участие в дискуссиях. В ходе дискуссии студенты излагают свое мнение, защищают его и принимают наиболее правильное.
Такие формы работы, как подготовка докладов и их презентация, обсуждение актуальных проблем дошкольного воспитания, связанных с реализацией задач области «Здоровье» и «Физическое развитие» способствуют формированию общих и профессиональных компетенций.
Результатом учебной деятельности являются не отдельные, фрагментарные знания, действия, оценки, а целостные возможности личности к продуктивной работе, к решению профессиональных задач. Этому способствуют творческие отчеты студентов по решению профессиональных проблем с зашитой собственной позиции, отстаиванием собственного мнения в виде рефератов, аналитических справок.
Наличие специализированного кабинета «Теории и методики физического воспитания», в нашем колледже, способствует формированию практических навыков профессиональной деятельности студентов, а также их методологической культуры. На практических занятиях студенты отрабатывают методику организации урочных и внеурочных форм физкультурно-оздоровительной работы. Анализируют свою деятельность.
Использование инновационных педагогических технологий способствуют мотивации студентов к их собственной педагогической деятельности.
Важным звеном в профессиональной подготовке специалистов дошкольного образования, в формировании их методологической культуры, является педагогическая практика. При обучении студенты проходят целый ряд различных учебных и производственных видов практики, которые определены образовательным стандартом третьего поколения РФ. Каждая из них обеспечивает поступательный профессиональный рост будущих специалистов. От характера подготовки и организации практики во многом зависит ее успех.
Студенты проходят учебную и производственную практику по ПМ 01. «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья дошкольника и его физическое развитие» концентрированно, в количестве 36 и 72 ч.
На педагогической практике в ДОУ студенты педагогического колледжа впервые получают опыт работы в роли воспитателя, впервые в полной мере сталкиваются со всеми требованиями, предъявляемыми к педагогу, получают оценку своей педагогической деятельности, что активно влияет на формирование профессионального сознания. Качество подготовки будущих воспитателей зависит от правильно организованной методической работы в дошкольном учреждении. Методическая работа руководителя основана на достижениях науки и передового
62
педагогического опыта, предполагает систему взаимосвязанных мер, направленных на овладение технологиями воспитания и обучения дошкольников, развитие педагогической техники у студентов, формирование профессионального самосознания. Успешности становления профессиональной культуры будущего воспитателя способствуют: взаимодействие руководителей дошкольного
образовательного учреждения и руководителя практики студентов педагогического колледжа; педагогическая диагностика, т.е. система методических мероприятий, без которых нельзя оптимально управлять педагогическими процессами, определять сущность явлений в сфере педагогической деятельности.
Правильно подобранные формы методических мероприятий позволяют глубоко изучить личности студентов в профессиональной обстановке, педагогическую деятельность педагогов и студентов внутри конкретного дошкольного учреждения, педагогическое общение студентов с детьми дошкольного возраста, с педагогами-воспитателями.
Во время учебной практики студентами изучается опыт работы воспитателей групп ДОУ, в которых организуется педагогическая практика. Оценивается качество работы педагогов, их способности к передаче опыта студентам в форме анализа, который оформляется в дневниках по учебной практике.
В период производственной практики, студенты проводят пробные занятия с дошкольниками, перед совместным анализом занятия предлагается сделать предварительный самоанализ, что способствует развитию рефлексии, помогает студенту справиться с первоначальными трудностями. Во время анализа деятельности студента также учитываются организационный, содержательный, методический и психологический аспекты. Компоненты каждого аспекта выделяются с учетом особенностей студентов и их подопечных детей, целями исследовательской работы студента. Анализ данной работы проводится на консультациях в дошкольном учреждении, сразу после выполнения задания практики. Он позволяет выявить положительные и отрицательные стороны деятельности практиканта и также оформляется в дневник студента по производственной практике с выставлением оценок по каждому виду деятельности, который был организован практикантом.
Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности -доминанты отношений.
В связи с реализацией ФГОС СПО, с учетом требований стандарта к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, в нашем колледже созданы творческие группы по разработке инновационных проектов использования в педагогической практике современных образовательных технологий: кейс-технологии, технологии проектного обучения, технологии интерактивного обучения, технологии формирования учебной мотивации, технологии дистанционного обучения, технологии портфолио, здоровьесберегающих технологий, технологии тестовой проверки знаний. Творческие группы работают в рамках семинара для преподавателей «Школа развития», с периодичностью 2-3 раза в месяц.
Особый акцент в использовании инновационных технологий ставится на совершенствование профессиональной подготовки студента специальности дошкольное образование, т.е. будущего воспитателя, изменение его образа и готовности к работе в новых условиях, так как эффективность его работы определяет во многих аспектах судьбу воспитанника детского сада как человека будущего [1].
Литература
1. Ефимова С.А., Посталюк Н.Ю. Разработка контрольно-измерительных материалов
для оценки компетентностных образовательных результатов в системе
63
довузовского профессионального образования: методические рекомендации
[Тескт] / С.А.Ефимова, Н.Ю. Посталюк. - Самара: ЦПО, 2011. - 116 с.
Технология применения супервизии и копинг-стратегии поведения в образовательном процессе Колесникова И. Д.
Колесникова Ирина Дмитриевна / Kolesnikova Irina Dmitrievna - преподаватель психологических
дисциплин, высшая категория,
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Камчатский педагогический колледж, г. Петропавловск-Камчатский
Аннотация: актуальность тематики вызвана необходимостью сохранения
психологического здоровья преподавателей как участников образовательного процесса, посредством применения технологий супервизорства и копинг-стратегий. Это особенно важно в связи с возрастанием интенсификации и стрессогенности преподавательской деятельности.
Abstract: the relevance of subjects caused by the need to preserve the psychological health of teachers as participants of the educational process that by applying technology and supervizorstva and coping strategies. This is particularly important in connection with increasing intensification and stressful teaching.
Ключевые слова: супервизорство, копинг-стратегия, психическая нагрузка.
Keywords: supervizorstvo, coping strategies (ability to cope with stress), mental load.
Инновации в образовательной деятельности - это использование новых знаний, приёмов, подходов, технологий для получения результата в виде образовательных услуг, отличающихся социальной и рыночной востребованностью. Изучение инновационного опыта показывает, что большинство нововведений посвящены разработке технологий.
Под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции выполняет средство обучения под управлением человека.
В технологии обучения ведущая роль отводится средствам обучения: преподаватель не обучает студентов, а выполняет функции стимулирования и координации их деятельности, а также функцию управления средством обучения. Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными педагогическими задачами.
Меняются функции преподавателя и студента; преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов [2].
Психологический подход к организации процесса обучения и выбору его методов позволяет не только повысить успеваемость, избежать стрессовых ситуаций, но и сохранить психологическое здоровье студентов и преподавателей.
64